Экономические механизмы перевода лесопользования на инновационную модель устойчивого управления
Г.А. Прешкин, к.т.н., Уральский ГЛТУ
Главными принципами функционирования институционального механизма перевода управления лесами на инновационную модель устойчивого управления являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления насаждений и лесных участков в пользование при условии воспроизводства извлечённых полезностей и недопущение самовольного пользования лесами; обеспечение качественного лесоустройства, рационального и комплексного использования и защиты лесов; конкурсность экологически ориентированных предложений аукционаторов при предоставлении в пользование лесных благ;
опережающее лесоустроительное изучение лесов, обеспечивающее достоверную оценку параметров древесных и недревесных ресурсов и полезных функций лесонасаждений, предоставляемых в пользование предпринимателям; обеспечение наиболее полного воспроизводства запасов древесных и недревесных ресурсов, защита и охрана лесов от вреда и потерь, развитие транспортной и социальных инфраструктур на лесных территориях [1].
Взаимосвязь тактических задач и экономических механизмов регионального управления природопользованием с защитой лесной среды представлена в таблице. Предложены восемь основных экономических механизмов перевода лесосырьевой базы на инновационную модель устойчивого управ-
Показатели оценки эффективности экономических механизмов перевода лесопользования на инновационную модель устойчивого управления
Экономические механизмы Критерии эффективности экономического механизма Показатели эффективности экономического механизма
прямые косвенные
1. Механизм стимулирования рационального использования и защиты лесов 1.1. Соответствие способов и параметров использования лесных благ согласно требованиям лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесных участков 1.2. Степень комплексности использования экологически допустимого извлечения лесных благ 1.3. Степень воспроизводства лесных ресурсов снижение объёма порубочных остатков, сохранение лесной среды для естественного воспроизводства жизнеспособного подроста комплексное использование древесных и недревесных ресурсов без снижения защитных функций лесов поддержание продукционной продуктивности лесов в пределах оборотов рубки древостоев величина добавленной стоимости в стоимости товарной продукции с 1 га лесной площади; отношение стоимости оценённых невесомых функций и недревесных ресурсов к стоимости древесных запасов по видам древесных пород в % от углеродных квот; недревесные и пищевые ресурсы, лекарственное сырьё, спортивная охота и рыбалка, оздоровительно-рекреационное; малотоннажное лесохимическое предпринимательство, производство концентрированных энергоносителей из древесного сырья
2. Механизм предо ставления в пользование лесных насаждений и лесных участков 2.1. Рост вовлечённых в хозяйственный оборот продукционных насаждений и лесных участков количество состоявшихся аукционов и конкурсов на право пользования насаждениями и лесными участками; количество договоров, зарегистрированных в текущем году по результатам аукционов и конкурсов; отношение состоявшихся аукционов и конкурсов на право пользования насаждениями и лесными участками к общему количеству объявленных конкурсов и аукционов
3. Механизм обеспечения бюджетной эффективности пользования лесами 3.1. Бюджетная эффективность лесопользования сумма поступлений в бюджеты платежей как лесной доход; сумма поступлений в бюджет налогов от лесопользователей
4. Механизм реализации экономической и социальной ответственности лесопользователями 4.1. Полное возмещение нанесённого ущерба 4.2. Снижение рисков возникновения ущерба собственнику от нанесения лесопользователями прямого или косвенного экологического вреда лесам вопреки требованиям договора доля лесопользователей, осваивающих лесные участки без отклонений от требований лесохозяйственных регламентов и проектов; сокращение числа лесопользователей, которые нарушают основные условия договоров аренды лесных участков; доля лесопользователей в общем объёме лесопользования, использующих экологическое страхование для компенсации потерь от рисков количество выявленных нарушений установленных требований лесопользования по видам использования лесных участков; сумма страховых взносов в лесопользовании; общий объём страховых сумм в лесопользовании; сумма страховых выплат по экологическим рискам в лесопользовании;
5. Механизм привлечения частных инвестиций в воспроизводство и защиту лесов 5.1. Степень участия частных инвесторов в финансировании воспроизводства лесосырье-вой базы региона, охраны лесов от расхищения и пожаров рост объёма частных инвестиций лесопользователей в проведение лесоустроительных работ на один рубль затрат федерального бюджета; рост объёма частных инвестиций в воспроизводство лесосырьевой базы, защиту и охрану лесов от пожаров и расхищения доля частных инвестиций в общем объёме инвестиций в воспроизводство лесных ресурсов и охрану лесов; рейтинг инвестиционных рисков в сфере лесопользования и воспроизводства лесных насаждений
Продолжение таблицы
1 2 3 4
6. Механизм поддержки предпринимательской деятельности в области лесопользования 6.1. Создание благоприятного предпринимательского климата при создании природно-хозяйственных комплексов с государственно-частным капиталом объёмы продукции, работ и услуг субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих в области воспроизводства, защиты и охраны лесов; показатели результативности предпринимательской деятельности (экологической, социальной и бюджетной результативно сти) Количество субъектов предпринимательской деятельности, функционирующих в области лесозаготовок, воспроизводства и охраны лесов; численность занятых в области воспроизводства, охраны лесов и производства лесных товаров
7. Механизм программирования в лесном секторе экономики региона 7.1. Результативность проектов и программ степень достижения поставленных целей; общий объём финансирования программ развития лесопромышленного комплекса количество программ
8. Механизм защиты конкуренции в области лесопользования 8.1. Уровень конкуренции на рынке предоставления прав лесопользования отношение количества договоров, зарегистрированных в текущем году по результатам аукционов, к количеству состоявшихся в текущем году аукционов; отношение количества зарегистрированных договоров, предоставляемых без проведения аукциона, за исключением лицензий на геол. изучение, к общему количеству заявок в текущем году; среднее количество участников конкурсов и аукционов
ления: механизм стимулирования рационального использования лесосырьевых ресурсов; механизм экономической ответственности лесопользователей; механизм привлечения частных инвестиций в воспроизводство и защиту окружающей среды от техногенной и антропогенной нагрузки; механизм поддержки предпринимательской деятельности в сфере лесного бизнеса; механизм программирования региональных и федеральных проектов и программ развития комплекса лесных и лесопромышленных секторов экономики; механизм защиты конкуренции законопослушных лесопользователей от «чёрных» лесорубов; механизм предоставления лесных насаждений и лесных участков преимущественно в долговременное пользование на основе государственно-частного партнёрства; механизм обеспечения бюджетной эффективности в получении лесного дохода. Данный список экономических механизмов охватывает наиболее важные из них для реализации стоящих перед регионами стратегических целей и тактических задач [2].
Перечисленные экономические механизмы могут использоваться с различной степенью эффективности практически во всех сферах лесопользования и защиты лесной среды. При этом применение механизмов в конкретной сфере имеет свои особенности, обусловленные: спецификой соответствующей нормативно-правовой базы и тенденциями её дальнейшего совершенствования;
особенностями технологий лесозаготовок и глубины переработки древесных и недревесных ресурсов; корпоративной структурой субъектов предпринимательской деятельности в конкретных видах лесопользования; значимостью конкретной сферы лесопользования для региональной экономики и качеством жизни людей на лесных территориях.
Для оценки результативности экономических механизмов перевода лесопользования на инновационную модель устойчивого управления предлагается система критериев и индикаторов, включающая: соответствие способов и параметров установленным требованиям лесопользования; степень рациональности (комплексности) использования древесного и недревесного сырья, фауны и флоры; уровень воспроизводства древесных и недревесных ресурсов, фауны и флоры; рост вовлечённых в хозяйственный оборот ресурсов с учётом экологических ограничений; бюджетную эффективность лесопользования по всем видам ресурсов и источников поступления доходов; сумму возмещений нанесённого лесопользователями ущерба; сумму возмещения ущерба от антропогенного и техногенного вреда, нанесённого насаждениям акторами из сопредельных территорий; стимулирование практики создания государственно-частных предприятий в освоении лесосырьевых территорий; уровень конкуренции на рынке прав лесопользования; создание благо-
приятного предпринимательского климата; эффективность программ освоения и развития лесных территорий; уровень конкуренции на рынке прав лесопользования по видам предпринимательской деятельности.
Особенно это важно для оценки результативности вновь введённых экономических инструментов, включая методы экономического регулирования лесопользования и расширение полномочий органов исполнительной власти. Кроме того, предлагаемая система показателей может использоваться и при прогнозных оценках эффективности перспективных экономических инструментов, что особо необходимо на стадии разработки нормативно-правовых актов [3].
Мониторинг эффективности экономических механизмов перевода лесопользования на инновационную модель устойчивого управления включает в себя систему наблюдений, оценок и прогноза результатов применения органами исполнительной государственной власти инструментов экономического регулирования в целях реализации государственной политики в сфере лесопользования.
Наиболее актуальным является решение задач формирования механизмов реализации экономической ответственности государственных служащих и лесопользователей за достижения в стимулировании рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов, поддержку экологического предпринимательства. В особенности это касается ранних стадий освоения лесных территорий, выполняемого на новых, малонаселённых лесных территориях со слаборазвитой инфраструктурой. Опыт стран, характеризующихся развитой лесной промышленностью и традиционным рыночным укладом экономики, свидетельствует о высокой
роли холдинговых компаний в воспроизводстве лесосырьевой базы за счёт частных средств. Из общего объёма лесопромышленного бизнеса на долю юниорных компаний приходится более половины вложенных средств. Применение концессионных схем лесопользования в российских условиях хозяйствования, по мнению автора, в принципе недопустимо.
Ключевым направлением совершенствования экономических механизмов остаётся трансформация механизма предоставления в долгосрочное пользование лесных ресурсов и лесных участков экспортно-ориентированным российским предприятиям на условиях государственно-частного партнёрства, что существенно повлияет на эффективность всех механизмов устойчивого управления лесопользованием в регионе [4, 5].
Литература
1. Прешкин Г.А., Власова Е.Я. Концепция управления лесными природно-хозяйственными комплексами // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 2. С. 144-150.
2. Стратегические приоритеты регионального развития: от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства / под ред. В.В. Окрепилова; Институт проблем региональной экономики РАН. СПб.: Наука, 2009. 448 с.
3. Белозёров И.Л., Дорошенко В.А., Кибякова С.И. Состояние и перспективы развития лесопромышленного комплекса Приморского края // Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века: труды IV междунар. евразийского симпозиума / под научн. ред. В.Г. Новосёлова. Екатеринбург, 2009. С. 11-16.
4. Басманов С.И. Лесоэкспортный потенциал Свердловской области и уровень его использования // Деревообработка: технологии, оборудование, менеджмент XXI века: труды VII междунар. евразийского симпозиума / под науч. ред. В.Г. Новосёлова. Екатеринбург, 2012. С. 4-7.
5. Дубровский В.Ж., Кузьмин Е.А. Региональные аспекты применения адаптивного подхода к управлению портфелем проектов государственно-частного партнёрства // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 1. С. 53-62.