Научная статья на тему 'О стратегии устойчивого лесопользования на Урале'

О стратегии устойчивого лесопользования на Урале Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалев Р. Н., Прешкин Г. А.

Ковалев Р.Н., Прешкин Г.А. О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ. Статья посвящена вопросам формирования ключевых позиций конституциональной и экологоэкономической лесной политики при практической оценке лесных земель с использованием нормативов экономической оценки лесных благ для практического использования в менеджменте, лесном инновационном и экспортном бизнесе, а также в учебном процессе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kovalev R.N., Preshkin H.A. ABOUT STRATEGY OFSUSTAIN FOREST MANADEMENT IN THE URAL. Article is dedicated to questions of forming the key items of constitutional and ecologicaleconomic forest policy with the practical estimation of the forest lands with the use ofnormatives of the economic estimation of forest products for the practical use in the management, the forest innovation and export business, and also in the training process of the highest vocational education.

Текст научной работы на тему «О стратегии устойчивого лесопользования на Урале»

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ

Р.Н. КОВАЛЕВ, проф. каф. экономики и управления на предприятии транспорта УГЛТУ, д-р техн. наук,

Г. А. ПРЕШКИН, доц. каф. экономики и управления на предприятии транспорта УГЛТУ, канд. техн. наук

Оборот российских лесных земель должен находиться под эффективным контролем государства для обеспечения хорошего уровня организации и функционирования, направленного на решение особо важных национальных задач:

- обеспечение сохранности и эффективного использования лесного фонда;

- формирование рациональной системы лесопользования путем перераспределения лесных площадей с целью предотвращения их концентрации в немногих руках для спекулятивных целей;

- рационализация форм лесопользования.

Лесной рынок - особо сложная экономическая структура национального хозяйства. Его эффективная организация требует научно обоснованных, практически мотивированных и юридически оформленных предварительных решений. Рынок лесных земель - это не обязательно продажа и покупка лесных благ в их вещном, натурально-физическом виде, завершаемые отчуждением объектов собственности. Это может быть и отчуждение только прав на функцию их использования при переходе прав хозяйственного использования лесных участков от одних субъектов к другим, включая случаи перевода лесных земель в другие категории.

Среди 11 основных принципов Лесного кодекса РФ (2006), регулирующих лесные отношения, важнейшим является «использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов».

При переходе системы лесопользования страны к устойчивому управлению ключевым является вопрос о механизмах реализации эколого-ориентированного развития лесного комплекса. Уже сейчас приоритетное значение имеют научные разработки новых

предпосылок, способствующих формированию экологически экономичного механизма природопользования на региональном уровне - регулирование допустимой интенсивности эксплуатации лесных ресурсов при формировании транспортной инфраструктуры, предусмотренной в проекте «Урал промышленный - Урал Полярный». Реализация этого проекта позволит вовлечь в хозяйственный оборот высококачественные древесные запасы северных лесоэксплуатационных массивов, примыкающих к сети транспортной инфраструктуры территории.

Существенным отличием современного теоретического подхода к проблеме должна быть его экологическая направленность. До настоящего времени выбор оптимального варианта транспортной системы ориентировался на традиционный технико-экономический подход [1], когда в качестве глобального критерия оптимизации проектного решения использовался минимум приведенных к расчетному году затрат на строительство, содержание дорог и эксплуатацию транспортных средств. В результате настоящие, а не будущие технологические и экономические возможности общества при ведении непрерывного неистощительного лесопользования как составной части природопользования становятся основой, на которой строятся доказательства эффективности проектного решения. Практика, обусловленная конъюнктурными причинами, привела к тому, что многие дороги строились только в расчете на освоение лесных массивов для народозаселения на территории всего лесного фонда региона. Это привело к тому, что лесная отрасль сталкивается со многими трудностями, главной из которых является слаборазвитая транспортная инфраструктура территории. По данным заслуженного лесовода России проф. А.Г Мошкалева, [2] ежегодно из-за наличия дорог может быть реализовано лишь

44

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

20-64% объемов рубок от рекомендуемых по лесоводственным требованиям. Невозможность выполнять необходимые объемы лесохозяйственных мероприятий из-за отсутствия дорог ведет к резкому снижению продуктивности лесов и большому экологическому и экономическому ущербу. Поэтому назрела необходимость разработки экологических критериев оптимальности, по отношению к которым приведенные затраты будут выступать как показатели ограничений возможностей общества на данном этапе, что особенно актуально при решении задач, связанных с лесопользованием как составной частью природопользования.

Дальнейшее развитие и совершенствование транспортной системы лесопользования (ТСЛ) должно осуществляться на основе научно обоснованных системных решений, позволяющих максимально снизить эколого-экономические издержки при лесопользовании. С позиций системного подхода лесное хозяйство - большая система, для которой характерна тесная взаимосвязь всех элементов. Поэтому принимая частное решение по ТСЛ как элементу общей системы, необходимо иметь представление о прямых и косвенных, близких по времени и отдаленных последствиях этого решения для устойчивого управления лесами. Отечественный и зарубежный опыт реализации программ по интенсификации лесопользования устанавливает прямую зависимость эффективности использования и воспроизводства лесных ресурсов от степени развития дорожной сети [3]. Важно обосновать эффективность затрат на создание и развитие ТСЛ с учетом общего эколого-экономического эффекта от их внедрения, чтобы в финансировании строительства лесных дорог на плановой основе среди инвесторов участвовало государство как гарант экологического состояния окружающей среды.

На Урале к числу существенных отличий современной лесной политики в новой экономике относится необходимость смены приоритетов - чисто экономических на экологические и социальные. В бореаль-ных лесах цикл восстановления древесных и недревесных ресурсов значительно отли-

чается по продолжительности из-за суровых природно-климатических и лесорастительных условий формирования экосистем в отличие от иных лесокадастровых зон Сибири и Урала. Отправной точкой современной лесной политики в Уральском федеральном округе (и его субъектах РФ) должно стать признание первичности законов природы по отношению к экономическим законам развития региональных планов ресурсно-сырьевого освоения Полярного Урала. Признаком социального прогресса станет рациональное природопользование как одна из пяти крупных составляющих новой экономики, которые в целом являют собой новое мировоззрение - способность выживания человека на земле. Глобализация экономических систем ведет к истощению и деградации лесов, подрывает основу экономического развития России. Рыночная модель развития страны в силу невнятности проводимой лесной политики пока не отвечает принципам устойчивого управления лесами, ведет к разрушению и деградации окружающей природной среды. Роль государства как собственника национального имущества в регулировании лесных отношений должна стать более заметной.

Планируемая интенсификация использования лесосырьевых запасов потребует цивилизованных форм предоставления лесопользователям прав, предписанных действующим Лесным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. Проведение сертификации лесных насаждений и наличие лесохозяйственных регламентов на лесные участки является актуальным и обязательным условием для эффективного осуществления любого вида лесного природопользования, поскольку все сделки, связанные с изменением прав на землю, признаются действительными только после их госрегистрации в регистрационной службе. Это императивное действие стало необходимым потому, что право собственности, владения, пользования или аренды лесов для передачи налоговым, финансовым, судебным и другим органам устанавливается исключительно на основе данных государственного земельного кадастра. Поэтому комплексность процессов

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

45

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

формирования лесохозяйственного регламента на лесные участки, государственного учета и государственной регистрации прав на них придает законченный смысл термину «объект недвижимости» в результате единства трех неразрывно связанных понятий: субъект права, объект права и вид права.

Актуальность и достоверность сведений земельного кадастра объектов недвижимости достигается мониторингом процессов государственного учета земель лесных участков, государственной регистрации прав на связанное с ним недвижимое имущество и путем анализа оценок текущей рыночной стоимости природных ресурсов и других полезных экологических и социальных функций леса. Нашей задачей в реализации этих проблем является участие в выполнении прикладных междисциплинарных научных исследований в сфере обеспечения методиками и региональными нормативами технико-экономической и экологической оценки реальных ресурсов на лесных участках. Новые региональные нормативы откроют возможность применить экономико-математическое моделирование при выборе оптимизационных решений по использованию ресурсных возможностей лесных территорий в процессе выработки управленческих решений.

Развитие оценочных работ, формирование механизмов регулирования земельного оборота требует современных методик практической оценки лесных земель субъектами оценочной деятельности, использующими нормативно-правовую базу высшего уровня [4, 5]. Проведение земельно-оценочных работ сопряжено с ведением и актуализацией налоговых реестров объектов и субъектов налогообложения на лесных участках и иной неразрывно связанной с лесными землями недвижимостью.

Названные проблемы всегда будут возникать из-за отсутствия единого научнометодического обоснования методологии и методик определения рациональных нормативов экономической оценки лесов для практического использования:

- в проектировании технологий многоцелевого лесопользования;

- в технико-экономических обоснованиях инвестиционных проектов и бизнеспланов и в других ситуациях, связанных с менеджментом в секторе лесной экономики;

- в учебном процессе высшего профессионального образования по лесным специальностям.

Следует отметить недостаточно выраженную потребность в необходимости широких научных исследований по обсуждаемым проблемам управления, в первую очередь, у собственника лесов, а также властных структур и лесопромышленников, Внешторгбанка и других отечественных коммерческих структур. Потери государства от такой бездеятельности во много раз превышают затраты на обеспечение бизнеса научно аргументированными нормативами технико-экономической оценки рыночного потенциала лесоэксплуатационных российских лесов.

Сегодня практически полностью отсутствует государственное стимулирование переработки отходов лесопромышленных производств, которое потребуется с ростом объемов лесопиления и включением механизмов Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов, перевода коммунальной энергетики на использование биологического топлива, особенно в районах с развитым лесопильно-деревообрабатывающим производством.

Конструктивное участие в научном обеспечении лесопромышленного производства конкретными решениями названных проблем - направления наших главных научно-исследовательских интересов.

Библиографический список

1. Алябьев, В.И. Оптимизация производственных процессов на лесозаготовках: монография / В.И. Алябьев. - М.: Изд-во МЛТИ, 1977. - 231 с.

2. Лесное хозяйство на рубеже XXI века: мировой лесной конгресс. - М.: Лесная пром-сть, 1991. - 315 с.

3. Петров, А.П. Экономические факторы и эффективность лесозаготовок / А.П. Петров // Лесная промышленность. - 1988. - № 4. - С. 24-25.

4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. №135 - ФЗ // Рос. газета. - 1998. - 5 августа. - С. 10.

5. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности: Постановление Правительства РФ от 06.06.01 г. № 519.

46

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.