ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
О СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ
Р.Н. КОВАЛЕВ, проф. каф. экономики и управления на предприятии транспорта УГЛТУ, д-р техн. наук,
Г. А. ПРЕШКИН, доц. каф. экономики и управления на предприятии транспорта УГЛТУ, канд. техн. наук
Оборот российских лесных земель должен находиться под эффективным контролем государства для обеспечения хорошего уровня организации и функционирования, направленного на решение особо важных национальных задач:
- обеспечение сохранности и эффективного использования лесного фонда;
- формирование рациональной системы лесопользования путем перераспределения лесных площадей с целью предотвращения их концентрации в немногих руках для спекулятивных целей;
- рационализация форм лесопользования.
Лесной рынок - особо сложная экономическая структура национального хозяйства. Его эффективная организация требует научно обоснованных, практически мотивированных и юридически оформленных предварительных решений. Рынок лесных земель - это не обязательно продажа и покупка лесных благ в их вещном, натурально-физическом виде, завершаемые отчуждением объектов собственности. Это может быть и отчуждение только прав на функцию их использования при переходе прав хозяйственного использования лесных участков от одних субъектов к другим, включая случаи перевода лесных земель в другие категории.
Среди 11 основных принципов Лесного кодекса РФ (2006), регулирующих лесные отношения, важнейшим является «использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов».
При переходе системы лесопользования страны к устойчивому управлению ключевым является вопрос о механизмах реализации эколого-ориентированного развития лесного комплекса. Уже сейчас приоритетное значение имеют научные разработки новых
предпосылок, способствующих формированию экологически экономичного механизма природопользования на региональном уровне - регулирование допустимой интенсивности эксплуатации лесных ресурсов при формировании транспортной инфраструктуры, предусмотренной в проекте «Урал промышленный - Урал Полярный». Реализация этого проекта позволит вовлечь в хозяйственный оборот высококачественные древесные запасы северных лесоэксплуатационных массивов, примыкающих к сети транспортной инфраструктуры территории.
Существенным отличием современного теоретического подхода к проблеме должна быть его экологическая направленность. До настоящего времени выбор оптимального варианта транспортной системы ориентировался на традиционный технико-экономический подход [1], когда в качестве глобального критерия оптимизации проектного решения использовался минимум приведенных к расчетному году затрат на строительство, содержание дорог и эксплуатацию транспортных средств. В результате настоящие, а не будущие технологические и экономические возможности общества при ведении непрерывного неистощительного лесопользования как составной части природопользования становятся основой, на которой строятся доказательства эффективности проектного решения. Практика, обусловленная конъюнктурными причинами, привела к тому, что многие дороги строились только в расчете на освоение лесных массивов для народозаселения на территории всего лесного фонда региона. Это привело к тому, что лесная отрасль сталкивается со многими трудностями, главной из которых является слаборазвитая транспортная инфраструктура территории. По данным заслуженного лесовода России проф. А.Г Мошкалева, [2] ежегодно из-за наличия дорог может быть реализовано лишь
44
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
20-64% объемов рубок от рекомендуемых по лесоводственным требованиям. Невозможность выполнять необходимые объемы лесохозяйственных мероприятий из-за отсутствия дорог ведет к резкому снижению продуктивности лесов и большому экологическому и экономическому ущербу. Поэтому назрела необходимость разработки экологических критериев оптимальности, по отношению к которым приведенные затраты будут выступать как показатели ограничений возможностей общества на данном этапе, что особенно актуально при решении задач, связанных с лесопользованием как составной частью природопользования.
Дальнейшее развитие и совершенствование транспортной системы лесопользования (ТСЛ) должно осуществляться на основе научно обоснованных системных решений, позволяющих максимально снизить эколого-экономические издержки при лесопользовании. С позиций системного подхода лесное хозяйство - большая система, для которой характерна тесная взаимосвязь всех элементов. Поэтому принимая частное решение по ТСЛ как элементу общей системы, необходимо иметь представление о прямых и косвенных, близких по времени и отдаленных последствиях этого решения для устойчивого управления лесами. Отечественный и зарубежный опыт реализации программ по интенсификации лесопользования устанавливает прямую зависимость эффективности использования и воспроизводства лесных ресурсов от степени развития дорожной сети [3]. Важно обосновать эффективность затрат на создание и развитие ТСЛ с учетом общего эколого-экономического эффекта от их внедрения, чтобы в финансировании строительства лесных дорог на плановой основе среди инвесторов участвовало государство как гарант экологического состояния окружающей среды.
На Урале к числу существенных отличий современной лесной политики в новой экономике относится необходимость смены приоритетов - чисто экономических на экологические и социальные. В бореаль-ных лесах цикл восстановления древесных и недревесных ресурсов значительно отли-
чается по продолжительности из-за суровых природно-климатических и лесорастительных условий формирования экосистем в отличие от иных лесокадастровых зон Сибири и Урала. Отправной точкой современной лесной политики в Уральском федеральном округе (и его субъектах РФ) должно стать признание первичности законов природы по отношению к экономическим законам развития региональных планов ресурсно-сырьевого освоения Полярного Урала. Признаком социального прогресса станет рациональное природопользование как одна из пяти крупных составляющих новой экономики, которые в целом являют собой новое мировоззрение - способность выживания человека на земле. Глобализация экономических систем ведет к истощению и деградации лесов, подрывает основу экономического развития России. Рыночная модель развития страны в силу невнятности проводимой лесной политики пока не отвечает принципам устойчивого управления лесами, ведет к разрушению и деградации окружающей природной среды. Роль государства как собственника национального имущества в регулировании лесных отношений должна стать более заметной.
Планируемая интенсификация использования лесосырьевых запасов потребует цивилизованных форм предоставления лесопользователям прав, предписанных действующим Лесным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами. Проведение сертификации лесных насаждений и наличие лесохозяйственных регламентов на лесные участки является актуальным и обязательным условием для эффективного осуществления любого вида лесного природопользования, поскольку все сделки, связанные с изменением прав на землю, признаются действительными только после их госрегистрации в регистрационной службе. Это императивное действие стало необходимым потому, что право собственности, владения, пользования или аренды лесов для передачи налоговым, финансовым, судебным и другим органам устанавливается исключительно на основе данных государственного земельного кадастра. Поэтому комплексность процессов
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008
45
ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
формирования лесохозяйственного регламента на лесные участки, государственного учета и государственной регистрации прав на них придает законченный смысл термину «объект недвижимости» в результате единства трех неразрывно связанных понятий: субъект права, объект права и вид права.
Актуальность и достоверность сведений земельного кадастра объектов недвижимости достигается мониторингом процессов государственного учета земель лесных участков, государственной регистрации прав на связанное с ним недвижимое имущество и путем анализа оценок текущей рыночной стоимости природных ресурсов и других полезных экологических и социальных функций леса. Нашей задачей в реализации этих проблем является участие в выполнении прикладных междисциплинарных научных исследований в сфере обеспечения методиками и региональными нормативами технико-экономической и экологической оценки реальных ресурсов на лесных участках. Новые региональные нормативы откроют возможность применить экономико-математическое моделирование при выборе оптимизационных решений по использованию ресурсных возможностей лесных территорий в процессе выработки управленческих решений.
Развитие оценочных работ, формирование механизмов регулирования земельного оборота требует современных методик практической оценки лесных земель субъектами оценочной деятельности, использующими нормативно-правовую базу высшего уровня [4, 5]. Проведение земельно-оценочных работ сопряжено с ведением и актуализацией налоговых реестров объектов и субъектов налогообложения на лесных участках и иной неразрывно связанной с лесными землями недвижимостью.
Названные проблемы всегда будут возникать из-за отсутствия единого научнометодического обоснования методологии и методик определения рациональных нормативов экономической оценки лесов для практического использования:
- в проектировании технологий многоцелевого лесопользования;
- в технико-экономических обоснованиях инвестиционных проектов и бизнеспланов и в других ситуациях, связанных с менеджментом в секторе лесной экономики;
- в учебном процессе высшего профессионального образования по лесным специальностям.
Следует отметить недостаточно выраженную потребность в необходимости широких научных исследований по обсуждаемым проблемам управления, в первую очередь, у собственника лесов, а также властных структур и лесопромышленников, Внешторгбанка и других отечественных коммерческих структур. Потери государства от такой бездеятельности во много раз превышают затраты на обеспечение бизнеса научно аргументированными нормативами технико-экономической оценки рыночного потенциала лесоэксплуатационных российских лесов.
Сегодня практически полностью отсутствует государственное стимулирование переработки отходов лесопромышленных производств, которое потребуется с ростом объемов лесопиления и включением механизмов Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов, перевода коммунальной энергетики на использование биологического топлива, особенно в районах с развитым лесопильно-деревообрабатывающим производством.
Конструктивное участие в научном обеспечении лесопромышленного производства конкретными решениями названных проблем - направления наших главных научно-исследовательских интересов.
Библиографический список
1. Алябьев, В.И. Оптимизация производственных процессов на лесозаготовках: монография / В.И. Алябьев. - М.: Изд-во МЛТИ, 1977. - 231 с.
2. Лесное хозяйство на рубеже XXI века: мировой лесной конгресс. - М.: Лесная пром-сть, 1991. - 315 с.
3. Петров, А.П. Экономические факторы и эффективность лесозаготовок / А.П. Петров // Лесная промышленность. - 1988. - № 4. - С. 24-25.
4. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. №135 - ФЗ // Рос. газета. - 1998. - 5 августа. - С. 10.
5. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности: Постановление Правительства РФ от 06.06.01 г. № 519.
46
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2008