Научная статья на тему 'Экономические интересы Российской Федерации в топливно-энергетическом комплексе стран Северной Африки'

Экономические интересы Российской Федерации в топливно-энергетическом комплексе стран Северной Африки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И СФЕРА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР / СЕВЕРОАФРИКАНСКИЙ РЕГИОН / FUEL AND ENERGY COMPLEX / ENERGY POLICY AND STRATEGIC / OIL AND GAS SECTOR / NORTH AFRICAN REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моногаров Николай Николаевич

Статья посвящена анализу актуальных проблем стратегического взаимодействия Российской Федерации и стран Североафриканского региона в энергетической сфере. Автором проанализированы основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Обоснована целесообразность укрепления диалога по вопросам энергетической политики с зарубежными партнерами, в частности со странами Северной Африки.В статье рассмотрены показатели, характеризующие энерговооруженность стран-экспортеров углеводородов Североафриканского региона.Особое внимание уделено аргументам в пользу укрепления двусторонних отношений Российской Федерации и стран Северной Африки в нефтега-зовом секторе. В статье представлены важные формы международного сотрудничества этих стран в нефтегазовом секторе; проанализированы перспективы создания совместных стратегических проектов, программ по исследованию, добыче и разработке нефтегазовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATIONAND COUNTRIES OF THE NORTH AFRICA IN FUEL AND ENERGY SECTOR

The article is devoted to the pressing issue of strategic cooperation between RussianFederation and countries of the North African region in the field of fuel andenergy complex. The author analyzes the main provisions of the Energy Strategy of Russia for the period up to 2030. Substantiates strengthening of the dialogue on energy policy with foreign partners, with the countries of North Africa. The article shows indicators characterizing the energy sector of the countries-exporters of hydrocarbons of the North African region. The author presents arguments in favor of strengthening bilateral relations between the Russian Federation and countries of North Africa region in the energy sector. The article presents important trends, forms of international cooperation in the oil and gas sector; it analyzes the features and prospects of establishing joint strategic projects, programs, research, production and development of oil and gas resources.

Текст научной работы на тему «Экономические интересы Российской Федерации в топливно-энергетическом комплексе стран Северной Африки»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

ECONOMIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

AND COUNTRIES OF THE NORTH AFRICA IN FUEL AND ENERGY

SECTOR

УДК 339.94 DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.2

МОНОГАРОВ Николай Николаевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, [email protected]

MONOGAROV, Nikolay Nikolayevich

Postggraduate Student, Saint-Petersburg State University of Economics, [email protected]

Аннотация.

Статья посвящена анализу актуальных проблем стратегического взаимодействия Российской Федерации и стран Североафриканского региона в энергетической сфере. Автором проанализированы основные положения Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Обоснована целесообразность укрепления диалога по вопросам энергетической политики с зарубежными партнерами, в частности со странами Северной Африки. В статье рассмотрены показатели, характеризующие энерговооруженность стран-экспортеров углеводородов Североафриканского региона. Особое внимание уделено аргументам в пользу укрепления двусторонних отношений Российской Федерации и стран Северной Африки в нефтегазовом секторе. В статье представлены важные формы международного сотрудничества этих стран в нефтегазовом секторе; проанализированы перспективы создания совместных стратегических проектов, программ по исследованию, добыче и разработке нефтегазовых ресурсов.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, энергетическая политика и сфера, нефтегазовый сектор, Североафриканский регион.

Abstract.

The article is devoted to the pressing issue of strategic cooperation between Russian Federation and countries of the North African region in the field of fuel and energy complex. The author analyzes the main provisions of the Energy Strategy

© Моногаров Н. Н., 2018.

of Russia for the period up to 2030. Substantiates strengthening of the dialogue on energy policy with foreign partners, with the countries of North Africa. The article shows indicators characterizing the energy sector of the countries-exporters of hydrocarbons of the North African region. The author presents arguments in favor of strengthening bilateral relations between the Russian Federation and countries of North Africa region in the energy sector. The article presents important trends, forms of international cooperation in the oil and gas sector; it analyzes the features and prospects of establishing joint strategic projects, programs, research, production and development of oil and gas resources.

Key words: fuel and energy complex, energy policy and strategic, oil and gas sector, North African region.

Одна из современных и значимых проблем развития мировой экономики неотъемлемо связана с модернизацией мировой энергетической системы, ее типичные и специфические черты, безусловно, связаны с глобальными процессами на мировом рынке энергоресурсов. Трансформация энергетической системы любой страны в настоящее время во многом обусловлена спецификой географического положения, наличием или отсутствием энергетических ресурсов, особенностью политики государства, участием в международных, региональных экономических организациях и совместных взаимовыгодных проектах в сфере энергетики - целостным развитием Топливно-энергетического комплекса.

Автор под топливно-энергетическим комплексом (далее - ТЭК) понимает не только сложное комплексное сочетание ряда отраслей, занимающихся добычей и производством целого спектра топливных ресурсов, транспортировкой, преобразованием, генерированием, передачей, распределением и использованием различных видов энергии (возобновляемых и не возобновляемых источников), что является наиболее сложной, необычайно востребованной с точки зрения безопасности стран экономической системой, но и структурообразующим механизмом функционирования различных отраслей национальных экономик и мировых

энергетических рынков, также связанных с обеспечением сырья для производства новых видов топлива и энергии, доведением топливных продуктов до потребителей. ТЭК -феномен, обеспечивающий развитие мировой экономики в целом, направленный на защиту национальных интересов целых стран и регионов в энергетической сфере, с учетом политики устойчивого экономического развития, обусловленной многоуровневостью и многовекторностью мировых энергетических процессов.

Для Российской Федерации ТЭК является бюджетоформирующей и экспортно-ориентированной сферой сферой развития национальной экономики, выступая новой истории России демпфером национального социально-экономического развития с учетом благоприятной конъюнктуры мировых рынков топливно-энергетических ресурсов.

Развитый ТЭК влияет на осуществление внешней энергетической стратегии, направленной на защиту национальных интересов в энергетической сфере, а также на рациональное и устойчивое использование энергетических ресурсов, что является перспективным направлением экономической стабильности. В этом контексте одним из значимых стратегических вопросов для Российской Федерации так же, как и для многих стран, является вопрос о доступе к источникам энергии и при-

родным углеводородам, в частности, как на принадлежащих им территориях, так и поиск сырьевых источников за рубежом. Введенные экономические и технологические санкции в отношении РФ, острая потребность в структурном реформировании экономики, спад темпов роста национальной экономики, а также снижение цен на энергоресурсы, как никогда прежде, актуализировали проблему поиска новых решений и расставления репер-ных точек для обеспечения энергетической безопасности страны.

Актуальным является и анализ одной из ключевых проблем, стоящей перед Европейским союзом. Которая заключается в обеспечении энергетической безопасности стран всего региона, в связи с их прямой зависимостью от экспорта энергоресурсов, однако неблагоприятная внешнеполитическая обстановка в ряде стран-экспортеров усугубляет напряженность в решении данного вопроса. Кроме того, все это происходит на фоне повышения спроса на газ в странах Юго-Восточной Азии и Китая, что придает дополнительный интерес к данной проблематике.

Рост энергопотребления развивающихся стран Североафриканского региона (в некоторых странах от 40 до 70%) не только привел к увеличению глобального энергопотребления, но и значительно изменил международную торговлю энергоресурсами, развивающиеся страны стали все активнее и зачастую успешно конкурировать в области потребления и добычи энергоресурсов. На современном этапе особо остро стоит проблема эффективности энергетического партнерства, в контексте создания единой системы энергетической безопасности как в странах Европы, так и других регионах, что создает новую экономическую реальность для стран Северной Африки, которые вынуждены пересматривать устоявшуюся систему традиционных отношений в мировом энергетическом пространстве, в том числе и с Россией.

Страны Северной Африки (Алжирская Народная демократическая Республика, Арабская Республика Египет, Ливия, Марокко, Мавритания) демонстрируют региональную специфику в вопросах формирования собственной модели энергетической безопасности, делая упор на развитие национального ТЭК с использо-

ванием возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Также необходимо учитывать, что реализация энергетической стратегии стран Североафриканского региона происходит посредством интеграции в общий рынок ЕС по природному газу и нефти (многие из них богаты крупными месторождениями нефти и природного газа), в том числе и в области развития возобновляемых источников энергии и уменьшения выбросов углекислого газа.

Одно из подтверждений эффективности стратегии взаимодействия в области энергетики стран Северной Африки и России - сотрудничество крупных топливно-энергетических концернов в этих регионах, в том числе в рамках совместных проектов по добыче и разработке новых месторождений полезных ископаемых, транспортировке углеводородного сырья и решений вопросов в данном секторе экономики на уровне глав государств и энергетических ведомств. В рамках двусторонних и многосторонних контактов удалось добиться некоторых значительных результатов в каждом из указанных направлений, но есть и нереализованные долгосрочные перспективные совместные проекты.

Актуальность вопросов, рассматриваемых в статье определяется, во-первых, тем, что все больше внимания политическая и экономическая элита стран Северной Африки уделяет развитию энергетического взаимодействия с Россией, в частности, с целью диверсифицировать источники энергии, наладить сотрудничество в обмене энергоэффективными технологиями и опытом высококвалифицированных специалистов, улучшить экологические стандарты энергодобычи и энергопотребления.

Во-вторых, последнее десятилетие характеризуется глобальными вызовами для мировой энергетической системы, что не может не отразиться на экономике Российской Федерации, для которой топливно-энергетический сектор является стратегически важным. Последние тенденции, выражающиеся в замедлении темпов роста мировой экономики, превышении совокупного предложения углеводородов над их спросом приводят к падению цен на энергоресурсы и усилению межстрановой напряженности, что касается как стран-производителей, так

петербургский экономическии журнал

№ 2

2018

15

и стран-реципиентов. Все это в долгосрочной перспективе ведет к ужесточению меж-страновой конкуренции и требует поиска новых инновационных решений в области энергетической безопасности и стабильности.

В-третьих, одним из направлений энергетического сотрудничества России и стран Северной Африки является интеграция в общий энергетический и газовый рынок Европейского союза. Многоплановые изменения, которые повлекли макрорегиональные процессы, заложили основу для создания единой системы энергетического регулирования.

В-четвертых, одна из ключевых проблем, стоящая перед ЕС, заключается в обеспечении энергетической безопасности путем подписания долгосрочных обязательств в энергетической сфере и с Российской Федерацией, в частности.

Изучению интересов РФ в развитии и целостном развертывании собственного Топливно-энергетического комплекса, а также ТЭК стран Североафриканского региона, анализу внешних и внутренних факторов влияния на его формирование уделено внимание в ряде отечественных и зарубежных исследований. В связи с особенностями вопросов, рассматриваемых в статье практическую значимость имеет работа Д. Ергина, в которой обосновывается значительная роль транснациональных компаний на международном энергетическом рынке природных источников углеводородов [1].

Группу исследователей энергетических интересов России представляет профессор МГИМО МИД России С. З. Жизнин, он рассмотрел основные стратегические аспекты в энергетической сфере. Вопросы внешней энергетической стратегии РФ изучали А. В. Торкунов, В. И. Салы-гин, Н. П. Лаверов, Д. М. Корягина. Тематикой энергетической стратегии Европейского союза (безопасность и зависимость стран ЕС от импорта нефти и газа) занимался Н. М. Межевич, М. Е. Богучарский внес аспект международных отношений в термин «экономическая стратегия», определяя тем самым многополярность данного направления мировой экономики. Т. А. Романова определила ряд стран, ведущих энергетический диалог с Россией. В числе российских научных центров, занятых изучением управления

в сфере энергетики, следует отметить: МГИМО МИД Российской Федерации, ИМЭМО РАН, Институт энергетических исследований РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина и Институт Европы РАН.

Вопросы внешнеэкономической стратегии России в топливно-энергетическом комплексе неоднократно рассматривались как российскими учеными (А. А. Арбатов, И. А. Башмаков, М. Р. Салихов, С. Е. Цыганков, Л. М. Григорьев, С. А. Правосудов, В. А. Язев и др.), так и зарубежными (С. Пирани, Дж. Уэбб, Т. Густафсон, О. Оствик, Ш. Шринивазан и др.).

Вопросы развития ТЭК стран Северной Африки и взаимодействия России со странами этого региона в энергетическом секторе подробно рассматривались в работах российских и зарубежных ученых (Д. В. Василенко, А. Р. Люкманова, А. Ю. Шатилова, В. П. Юрченко, В. В. Куделева, Б. Долгова, А. Я. Акулова, С. де Мурад, А. Санчес-Андрес, Л. А. Хамадуша, Ч. Э. Хафиза, Р. Форда и др.).

Проблематику зависимости стран Европы от природного газа, либерализации европейского газового рынка и энергетического сотрудничества с Россией и странами Североафриканского региона рассматривали как отечественные (И. А. Максимцев, А. Е. Карлик, В. В. Бушуев, А. И. Медведев, Т. А. Митрова, и др.), так и зарубежные ученые (М. Голдман, П. Крики, Х. Нюссенс, Дж. Стерн, Ш. Хелиль, Илиес Сахар, Д. Кристофер, Хаким Дарбуш, и др.) [2].

В то же время проблемы взаимоотношений России и зарубежных стран, в частности стран Северной Африки, на глобальном и локальных нефтегазовом рынках как партнеров, так и конкурентов, а также наличия в современных условиях тенденций формирования энергетического бизнеса как глобального, не получили достаточного отражения в приведенных исследованиях [3].

Новые тенденции, как, например, вопросы региональной энергетической безопасности, также привнесли новые вопросы в повестку дня двусторонних и многосторонних переговоров, в создание альянсов в нефтегазовом секторе, в общемировом энергетическом дискурсе. Продвижение их в область интересов крупных государств осуществляется

посредством двустороннего и многостороннего сотрудничества в области развития энергоэффективных производств, использования возобновляемых источников энергии, членства в экологических и энергетических международных организациях, участия в международных тематических переговорах и конференциях [4].

На основе проведенного анализа структур, составляющих энергетическое взаимодействие, Э. Б. Уртаева определяет его как «направление, выражающее экономические и ресурсные интересы современных стран, госкомпаний и ТНК, осуществляющих свою деятельность в энергетической сфере». В данном вопросе автор склонен согласиться с данным высказыванием ввиду уже вышеупомянутой многогранности и сложности энергетического сектора мировой экономики, находящегося на пересечении международных отношений и глобальных экономических интересов государств [5].

Энергетическая стабильность может давать возможность государствам продвигать национальные интересы в энергетической сфере, а также согласовывать конфликтные вопросы в рамках двусторонних и многосторонних переговоров на международной политической арене, что не может не влиять на статус государства. По мнению автора, это утверждение вполне обоснованно, так как под энергетическими ресурсами в большинстве случаев подразумеваются углеводородные ресурсы, и именно они имеют наибольшее влияние на характер государственных отношений в сфере энергетики [3].

С другой же стороны, ограничение энергетической стратегии как только метод борьбы за контроль над запасами нефти и природного газа кажется автору не вполне правильным и соответствующим реальности, так как энергетические стратегии государств-экспортеров передают целый спектр более сложных задач, включая экологические аспекты, а также развитие альтернативных источников энергии [6].

С точки зрения МИД РФ, под энергетической стратегией подразумевается практическая деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств совместно с национальными компаниями по осуществлению внешней энергети-

ческой политики, направленной на защиту и отстаивание национальных интересов в области производства, транспортировки и потребления энергоресурсов [9]. Стало очевидно, что бесперебойное снабжение источниками энергии является не только залогом экономического развития, но и гарантией социальной стабильности государств. Китайский исследователь Ф. Юйцзюнь определяет феномен долгосрочного воздействия как международную структуру энергетической безопасности, считая что в системе мирового хозяйства - это условие поддержания геостратегического влияния стран и безусловного роста ВВП [7].

При этом темп прироста ВВП в развивающихся странах Северной Африки согласно прогнозам замедлится в 2017 г. до 2,1%, поскольку негативные последствия решения Организации стран-экспортеров нефти о сокращении добычи нефти для экспортеров окажутся более значимыми, нежели некоторое улучшение условий для импортеров нефти. Ожидается, что в 2018 г. темпы роста увеличатся до 2,8% под воздействием смягчения геополитической напряженности и роста цен на нефть [8].

Из приведенных данных в таблице 1 особый интерес представляет прирост ВВП за 20162017 гг.: в развитых странах он составил всего 0,5%, у стран Северной Африки наблюдался его спад, ВВП России имел тенденции к росту на 1,6%, а Европы только на 0,3%.

Стоит отметить, что ключевым принципом формирования глобальной системы энергетической безопасности является рациональное использование традиционных энергетических ресурсов в условиях их ограниченности и постепенное увеличение доли альтернативных источников энергии в энергетическом балансе стран, что с точки зрения обеспечения глобальной энергетической безопасности - вектор будущего развития энергетики [3].

Ключевые выводы, к которым приходит автор в результате проведенного SWOT-анализа, основываются на выявлении сильных (+) и слабых (-) сторон взаимодействия стран Северной Африки и России в нефтегазовом секторе экономики.

Из данных, представленных в таблице 2, возможно определить перспективные направ-

Таблица 1

Темпы прироста ВВП за период 2009-2018 гг., %

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017* 2018*

Мир -0,6 5 4,4 4,5 4 3,1 3,2 3,1 3,4 3,7

Развитые страны -3,4 3 2,5 2,5 2,1 1,7 2,2 1,7 2,2 2,0

Средний Восток и Северная Африка 1,1 4,7 4,5 5,2 2,7 2,8 2,7 5,0 2,6 3,5

Европа -4,5 2,1 1,6 -0,9 -0,2 1,3 2,0 1,8 2,1 1,9

Россия -7,8 4,5 5,1 3,7 1,8 0,7 -2,8 -0,2 1,8 1,6

Алжир 1,6 3,6 2,8 3,4 2,8 3,8 3,7 3,3 1,5 0,8

Ливия -3,0 3,2 -66,7 124,7 -36,8 -53,0 -10,3 -3,0 55,1 31,2

Марокко 4,2 3,8 5,2 3,0 4,5 2,7 4,5 1,2 4,8 3,0

Примечания: составлено автором по материалу «IMF World Economic Outlook 2009-2016». * - прогнозные значения.

ления и риски взаимодействия Российской Федерации и стран Северной Африки в нефтегазовом секторе экономики, и представляется возможным сделать следующие выводы [9].

Во-первых, рассмотрев феномен «Топливно-энергетический комплекс» Североафриканского региона, мы пришли к выводу, что страны, входящие в данный регион, понимают значимость развитого ТЭК, который структурирует межрегиональные и региональные взаимоотношения между странами-экспортерами и импортерами, оказывает влияние на международные экономические процессы, позволяет транслировать и продвигать национальные интересы.

Во-вторых, в данных экономических условиях внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации приобретает особое значение, ее вектор смещается в регионы, перспективные для развития глобального международного сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе.

В-третьих, сырьевые ресурсы Северной Африки, с одной стороны, и научно-производственный потенциал Российской Федерации, с другой стороны, имеют базовое значение для совместных инвестиционных проектов.

Эти проекты в ближайшей перспективе будут охватывать широкую гамму направлений партнерства: от разработки и освоения месторождений углеводородного сырья до предоставления сервисных услуг в сфере строительства нефте- и газопроводов. Такие проекты приносят стабильную прибыль, а результатом этого партнерства должно стать совместное российско-североафриканское позиционирование на внешних энергетических рынках и в работе международных организаций энергетической сферы, что должно сказаться и на статусе стран-партнеров.

В-четвертых, для внешнеэкономической деятельности российских нефтяных и газовых компаний одним из наиболее перспективных зарубежных регионов в Северной Африке является Алжир в силу высокой значимости этого региона по ряду показателей (исторических, географических и геоэкономических предпосылок). Современное стратегическое партнерство с АНДР должно стать площадкой для позиционирования национальных интересов на внешних энергетических рынках и европейских, в частности, в силу значительной доли экспорта энергоресурсов в страны ЕС.

Таблица 2

Анализ возможностей взаимодействия Российской Федерации и стран Северной Африки в нефтегазовом секторе экономики

Сильные стороны

Нефтегазовый сектор РФ и стран Северной Африки является стратегически важным сектором экономики и необходимым условием их долгосрочной стратегии энергетического развития, что находит отражение в документах на уровне ведомств и министерств.

Наличие доказанных природных месторождений углеводородов составляют ресурсную базу для взаимодействия в данном секторе экономики и целостного развертывания топливно-энергетического комплекса стран Северной Африки. В соответствии с концептуальными принципами Энергетической стратегии России до 2035 года определены перспективы взаимодействий на мировых сырьевых рынках углеводородов, что определяет высокий уровень мотивации российских энергетических компаний в Северной Африке в частности.

Для повышения инвестиционной привлекательности энергетического сектора, в ряде африканских стран был принят закон об углеводородах, определяющий изменения в налогообложении и предоставляющий налоговые льготы иностранным инвесторам в области разработки и добычи энергоресурсов, что позволило крупным компаниям РФ работать на их территории в данном секторе экономики.

Североафриканский регион рассчитывает не только на инвестиции РФ для развития нефтегазовой отрасли, но и на возможность воспользоваться передовыми российскими технологиями в области добычи и транспортировки энергоресурсов. Высокий уровень квалификации российских экспертов и работников нефтегазовой отрасли, чей опыт привлекателен для совместного сотрудничества и разработки стратегического взаимодействия.

Осуществляется обучение специалистов различного уровня в вузах (квоты постоянно увеличиваются для студентов африканского континента), России (бакалавриат, магистратура, аспирантура, постдипломное повышение квалификации), консультации с ведущими специалистами РФ в области энергетики и горнодобывающей отрасли экономики, что, безусловно, говорит об особом статусе России в данном секторе экономики

Слабые стороны

Недостаточный уровень и степень участия российских компаний в ТЭК стран Северной Африки.

В основном совместные проекты реализуются на стадии разведывания природных месторождений (строительство трубопроводов с компанией «Стройтрансгаз»), добычи нефти и природного газа.

Привлечение иностранных инвестиций и технологий остается важной составляющей для успешного функционирования нефтегазовой отрасли, что требует изменений в законодательстве о налогообложении иностранных компаний в области переработки углеводородов.

В условиях политической нестабильности в африканском регионе, рассогласованность действий при межстрановом взаимодействии в топливно-энергетическом комплексе может проявляться явно или опосредованно (многие совместные проекты с ПАО «ГАЗПРОМ», Консорциумом «НПК РОССНЕФТЬ» закрываются или откладываются на неопределенный срок без объяснений причины)

В-пятых, есть основания полагать, что геоэкономическая нестабильность Североафриканского региона определенно отражается на стабильности и в области ТЭК, что не может оказать влияние на бесперебойные поставки энергоносителей и, как следствие, на энергетическую безопасность Европы и других потребителей в целом.

Таким образом, страны Северной Африки и Россия являются важными действующими участниками мирового энергетического пространства, к тому же эффективно реализующими свою энергетическую стратегию. Продуктом их деятельности будет служить складывающаяся в обозримом будущем единая энергетическая система на региональном уровне, главными чертами которой должны быть устойчивость, надежность, энергоэффективность, целостное развертывание на своей территории ТЭК. В связи с этим предлагается рассматривать совместную международную деятельность РФ в топливно-энергетическом

комплексе в рамках международных экономических отношений преимущественно эффективной. Страны Северной Африки и Российская Федерация осуществляют свою совместную деятельность в различных направлениях энергетического сотрудничества, актуальность которой очевидна [10].

Представленные в статье результаты исследования позволяют прийти к выводу о том, что африканские государства эффективно реализуют свою многостороннюю энергетическую стратегию как в рамках глобальных организаций - ООН, МЭА, так и в региональных организациях, например, Африканском союзе и программе ООН - 2063. Институты постоянного многостороннего сотрудничества на правительственном уровне позволяют государствам-членам Африканского Союза вырабатывать единые позиции и согласовать дальнейшие действия по ключевым вопросам энергетического сотрудничества.

Список литературы

1. Ергин Д. Добыча, всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: De-Ново, 1999.

2. Сония Фелфли. Сотрудничество России и Алжира в газовой сфере: автореф. дис. ... канд. ист. наук. 2009.

3. Григорьева О. В. Энергетическая дипломатия стран Северной Европы: процесс становления и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук. 2017.

4. Shared goals // International energy agency. URL: http://www.iea.org/aboutus/whatwedo/ (дата обращения: 20.01.2018).

5. Уртаева Э. Б. Понятие энергетической дипломатии и интересы России // Политика и общество. 2014. № 4. URL: http://nbpublish.com/view_post_40.html (дата обращения: 20.01.2018).

6. Энергетическая дипломатия России // Внешняя политика в подробностях. Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ns-vnpop.nsf/osn_copy. (дата обращения: 20.01.2018).

7. Кузьмин Ю. С. Общая ассамблея Европейского сообщества угля и стали и развитие европейской интеграции (1952-1958 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1999.

8. Богучарский М. Е. Энергетическая дипломатия Европейского союза: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Goldthau A., Witte J. M. Global energy governance: the new rules of the game. The Brookings Institution. 2017.

10. Энергетическая дипломатия России // Внешняя политика в подробностях. Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ns-vnpop.nsf/osn_copy (дата обращения: 20.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.