Научная статья на тему 'Экономические интересы государства в условиях глобализации: эффективные институты развития'

Экономические интересы государства в условиях глобализации: эффективные институты развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУТЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / GLOBALIZATION / GLOBAL ECONOMY / INSTITUTIONS OF GLOBAL ECO-NOMIC DEVELOPMENT / THE EFFECTIVENESS OF SUPRANATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Смагин И.И., Смагина В.И.

В статье сделана попытка выявить насущные проблемы глобальной экономики, проблемы национального государства, национального суверенитета и национальных интересов этого государства. Обострение международной напряженности и прямые военные конфликты вызваны несовпадением национально-государственных интересов в экономике и политике. В настоящее время мировая цивилизация стоит перед вызовами и угрозами, которые являются побочными эффектами глобальных процессов. Глобализация и глобализирующийся мир превратились в повседневную реальность, все больше и больше входя в противоречие с принципами национального суверенитета и национальными государственными интересами. Глобальные рынки только усиливают неритмичность развития государств. Отмечается, что в настоящее время в мире уже существуют институты экономического и социального развития с ограниченными наднациональными функциями и приводится их краткое описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE UNDER GLOBALIZATION: EFFECTIVE INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT

Authors attempt to identify the key issues of the global economy, problems of the nation-state, national sovereignty and national interests of the state. Intensifi gationo of international tensions and direct military confl icts caused by a mismatch of national interests in economics and politics. Currently, world civilization is facing challenges and threats, which are the side effects of global processes. Globalization and the globalizing world have become everyday reality, increasingly coming into confl ict with the principles of national sovereignty and national interests of the state. Global markets only enhance the unevenness of development of countries. It is noted that now in the world institutions for economic and social development with limited supranational functions exist and their brief description is provided.

Текст научной работы на тему «Экономические интересы государства в условиях глобализации: эффективные институты развития»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

ECONOMIC INTERESTS OF THE STATE UNDER GLOBALIZATION: EFFECTIVE INSTITUTIONS OF DEVELOPMENT

И.И. СМАГИН,

профессор кафедры финансов и банковского дела Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, дэ.н.

В.И. СМАГИНА,

доцент кафедры логистики и управления транспортными системами Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кэ.н.

I.I. SMAGIN,

Professor of the Department of Finance and Banking Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Doctor of Economics

V.I. SMAGINA,

Assistant Professor of logistics and transport systems management, Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Candidate of Economics

Аннотация

В статье сделана попытка выявить насущные проблемы глобальной экономики, проблемы национального государства, национального суверенитета и национальных интересов этого государства. Обострение международной напряженности и прямые военные конфликты вызваны несовпадением национально-государственных интересов в экономике и политике. В настоящее время мировая цивилизация стоит перед вызовами и угрозами,

которые являются побочными эффектами глобальных процессов. Глобализация и глобализирующийся мир превратились в повседневную реальность, все больше и больше входя в противоречие с принципами национального суверенитета и национальными государственными интересами.

Глобальные рынки только усиливают неритмичность развития государств. Отмечается, что в настоящее время в мире уже существуют институты экономического и социального развития с ограниченными наднациональными функциями и приводится их краткое описание.

Abstract

Authors attempt to identify the key issues of the global economy, problems of the nation-state, national sovereignty and national interests of the state. Intensifigationo of international tensions and direct military conflicts caused by a mismatch of national interests in economics and politics. Currently, world civilization is facing challenges and threats, which are the side effects of global processes. Globalization and the globalizing world have become everyday reality, increasingly coming into conflict with the principles of national sovereignty and national interests of the state. Global markets only enhance the unevenness of development of countries. It is noted that now in the world institutions for economic and social development with limited supranational functions exist and their brief description is provided.

Ключевые слова

Глобализация, глобальная экономика, институты глобального экономического развития, эффективность наднациональных институтов в условиях глобализации.

Keywords

Globalization, global economy, institutions of global eco-nomic development, the effectiveness of supranational institutions in the context of globalization.

Положение экономики в настоящее время в России далеко не идеально: доходы населения практически не растут, зато растет инфляция, и, по-видимому, падение доходов и рост инфляционной

составляющей по итогам 2014 г. будет довольно существенным. Это, определенным образом, напоминает страну во времена глобального финансово-экономического кризиса 2008 г. Вновь с определенной долей корректности необходимо обратиться к вопросу о национальных интересах государства в глобализирующемся мире. Не беря во внимание политическую составляющую возникших в России трудностей, следует отметить, что она лишь более четко высветила насущные проблемы глобальной экономики.

Выделим лишь некоторые из них.

Проблемы национального государства, национального суверенитета и никуда не исчезнувших национальных интересов государства. Безусловно, что обострение международной напряженности, а зачастую и прямые военные конфликты в большинстве случаев вызваны несовпадением национально-государственных интересов в экономике и политике.

Глобализация и глобализирующийся мир из тенденции мирового развития превратились в повседневную реальность, все больше и больше входя в противоречие с принципами национального суверенитета и национальными интересами. Глобальные рынки только усиливают неритмичность развития государств.

В настоящее время мировая цивилизация стоит перед вызовами и угрозами, которые являются побочными эффектами глобальных процессов. Потеря контроля над нераспространением ядерного оружия, изменение климата и несовместимая с жизнью человека экология, истощение природных ресурсов, международный терроризм, пандемии с летальным исходом, угрожающие вымиранию целым государствам и т. д.

Вышеперечисленное является лишь малой частью системных рисков, которым подвержено современное мировое сообщество.

Нельзя не согласиться, что экономическая категория - «мировое сообщество», принадлежащее к дефинициям глобального мира, и довольно часто употребляемое в современной литературе, является, скорее, термином теоретическим, т.е., до конца не перешедшим из сферы декларативной в сферу реальной политики и экономики.

Не став сегодня правомочным субъектом глобальных экономических отношений, мировое сообщество не в состоянии адекватно

реагировать на глобальные вызовы, обеспечивая устойчивое развитие мировой цивилизации.

Глобальная инфраструктура предполагают существование глобального рынка товаров и услуг, глобального разделения труда, глобального гражданского общества. С достаточно большой долей вероятности уже можно говорить о существовании этих составляющих. Но нельзя забывать, что еще до конца не решен вопрос с адекватными и эффективными этому процессу институтами экономического (и политического) развития, т.е. глобализацию крайне важно дополнить «... конструкциями соответствующих масштаба и прочности» [1].

Очевидно, что эффективное управление в условиях глобализации нельзя осуществить без аппарата управления, наделенного соответствующими возможностями и выполняющих роль глобальных институтов наднациональной власти. Существующая международная институциональная система не обеспечивает должного уровня управляемости глобальными процессами, что, в итоге, тормозит обретение мировым сообществом статуса субъекта глобальных экономических отношений.

Говоря о глобальном управлении, следует подчеркнуть, что это прежде всего управление процессами, а не территориями [2].

Управление не «вместо» национальных государств, а вместе с ними. Укрепление института государства - важнейшее условие создания более стабильного и управляемого мирового порядка [3]. Прежде всего, нужно констатировать, что некоторые структуры с ограниченными наднациональными функциями уже существуют. Это, во-первых, такие многофункциональные институты, как:

Организация Объединенных Наций (ООН). Совет Безопасности. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Ведущая роль отводится Совету Безопасности, который, согласно Уставу отвечает за сохранение мира и безопасности. Именно Совет Безопасности определяет возникновение реальной военной угрозы миру и актов вооруженной агрессии. В компетенции Совета Безопасности находится приведение сторон в мирное состояние с использованием различных инструментов и меха-

низмов. В крайних случаях Совет Безопасности санкционирует применение силы с использованием миротворческих сил ООН, т.н. «голубых касок» [4].

Европейский союз (Евросоюз, ЕС). В настоящее время объединяет большинство европейских стран (на момент написания статьи - 28 европейских государств). Главные цели создания ЕС -экономическое и политическое сотрудничество на основе региональной интеграции. Объединение было оформлено в 1992 г. Маастрихтским договором, официальное название - «Договор о Европейском союзе». Евросоюз, определенным образом, совмещает в себе черты межгосударственного и надгосударственного органа, не являясь, по сути, ни одним из них. Как правило, в различных областях деятельности Евросоюза все важнейшие постановления принимаются либо независимыми наднациональными институтами, либо в ходе непосредственного переговорного процесса между странами-членами ЕС. Наднациональные независимые институты проедставлены такимии международными организациями, как Европейская комиссия, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата, Европейский центральный банк, Европарламент [5].

Совет Европы. Основан в 1949 г. и является старейшей международной организацией, созданной в Европе после окончания Второй мировой войны. Сферой сотрудничества между практически всеми странами Европы являются: стандарты юридического права, права человека, демократическое развитие, законодательство, культурное сотрудничество. В состав Совета Европы входят 47 государств с населением более 800 млн человек. Совет Европы является полностью автономной, самостоятельной организацией, не являющейся структурой Европейского союза. Совет Европы не вправе заниматься законотворческой деятельностью и в этом его главное отличие от Европейского союза. Вместе с тем, налицо некая общая символическая атрибутика у данных международных организаций, такая как общие флаг и гимн [6].

В истории международных отношений немало примеров функционирования достаточно эффективных наднациональных организаций, компетенции которых с течением времени могут быть значительно расширены и диверсифицированы.

К их числу можно отнести следующие :

• Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - является структурным подразделением Организации Объединенных Наций. ВОЗ направляет и координирует усилия в области здравоохранения. ВОЗ принадлежит ведущая роль в решении проблем глобального здравоохранения, таких как: определение приоритетов и проведение научных исследований в области здравоохранения, разработка и утверждение санитарных норм и стандартов, мониторинг и оценка динамики ситуации в области здравоохранения на основе фактических данных, техническая и материальная поддержка странам при возникновении и ликвидации эпидемий и пандемий. XXI в. транслирует новые вызовы глобальному миру, среди которых состояние и охрана здоровья человека, относящиеся к числу транснациональных угроз [7].

• Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) -функционирует в рамках Организации Объединенных Наций и является ведущим мировым форумом научно-технического сотрудничества и использования ядерных технологий в мирных целях. МАГАТЭ - самостоятельная международная организация, контролирующая и содействующая применинию атомной энергии в рамках своей уставной деятельности - «Атом для мира». МАГАТЭ организует деятельность и реализует услуги в рамках энергетических программ в интересах его государств-участников [8].

• Всемирная торговая организация (ВТО), является правопреемницей ГАТТ - Генерального соглашения по тарифам и торговле. Сегодня - это единственная международная организация с особыми функциями, определяющими глобальные правила торговли на межгосударственном уровне. ВТО осуществляет широкую практику сотрудничества с Организацией Объединенных Наций, но не является ее структурным подразделением.

Инструменты и механизмы деятельности ВТО основаны на определенных правилах и достаточно разнообразны: упорядочение процесса торговли в рамках системы, объективное урегулирование торговых споров между страними; организация торговых переговоров.

Всю деятельность ВТО регламентируют основные правовые нормы политики международной коммерции и торговли. Основ-

ными приципами, которым придерживается Всемирная торговая организация в работе, являются соглашения, включающие: положение об отсутствии дискриминации, положение о национальном режиме, свободные условия торговли, поощрение конкуренции, дополнительные положения для наименее развитых стран, борьба с протекционизмом [9].

• Международная организация труда (МОТ) - является составной частью Организации Объединенных Наций, т.е. специализированным агентством системы ООН со следующими целями: продвижение принципов социальной справедливости, международное признание прав человека, в т.ч. и прав в сфере труда. МОТ характеризуется уникальной трехсторонней структурой. Две стороны: работодатели и трудящихся - в рамках данной структуры являются «социальными партнерами» по экономической деятельности и имеют в ней, наряду с третьей стороной: представителями правительств, - равный голос при принятии программ и определении МОТ. Подобный «триумвират» является основополагающим при работе МОТ и внутри государств-членов, что способствует проведению социального диалога между профсоюзами, работодателями, представителями правительств. Это помогает выработке и осуществлению эффективной национальной политики в социально-экономической области [10].

• Международная организация уголовной полиции (Интерпол) - полностью автономная международная организация уголовной полиции. В настоящее время - это крупнейшая в мире международная межправительственная организация по борьбе с общеуголовной преступностью. Межправительственный статус Интерпола, как наблюдателя, был подтвержден Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Российская Федерация, как правопреемник СССР, является членом Интерпола. В настоящее время в структуре МВД РФ работает Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола) [11].

Наднациональная власть должна обладать несколькими обязательными признаками, а именно: руководствоваться только международным правом, действовать на основе соблюдения прав человека и принципов демократии, располагать необходимыми полномочиями и ресурсами [12].

Большинство из названных международных организаций -участников существующей глобальной инфраструктуры не в полной мере отвечают этим требованиям. Это ни в коем случае не говорит об их невостребованности или ненужности. Идеи и предпосылки для модернизации и появления новых наднациональных участников глобальной инфраструктуры в настоящее время являются хотя и не вполне вероятными, но достаточно очевидными.

Библиографический список

1. Киссинджер Г. Нужна ли Америке внешняя политика? / пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2002. - С. 261.

2. Вебер А.Б. Современный мир и проблема глобального управления // Век глобализации. - 2009. - № 1(3).

3. Фукуяма Ф. Сильное государство. Управление и мировой порядок в XXI веке. - М.: АСТ, 2006.

4. URL: http://www.un.org/ru/sc/

5. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский союз

6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Совет Европы

7. URL: http://www.who.int/about/ru/

8. URL: http://www.un.org/ru/ga/iaea/

9. URL: http://www.un.org/ru/wto/

10. URL: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot

11. URL: http://ria.ru/spravka/20130907/961015970.html

12. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям / пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Ладомир, 2004. - С. 61.

Bibliographical list

1. Kissinger G. Does America Need a Foreign Policy? / Lane. with English.; Ed. V.L. Inozemtsev. - M.: Ladomir, 2002. - 261 pp.

2. Weber A.B. Modern world and the problem of global governance // The age of globalization. - 2009. - № 1 (3).

3. F. Fukuyama strong state. Governance and World Order in the XXI century. - M.: AST, 2006.

4. URL: http://www.un.org/ru/sc/

5. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ European Union

6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Council of Europe

7. URL: http://www.who.int/about/ru/

8. URL: http://www.un.org/ru/ga/iaea/

9. URL: http://www.un.org/ru/wto/

10. URL: http://www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot

11. URL: http://ria.ru/spravka/20130907/961015970.html

12. Etzioni A. From Empire to Community: a new approach to international relations / lane. with English.; Ed. V.L. Inozemtsev. - M.: Ladomir, 2004. - P. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.