Научная статья на тему 'Экономические и социальные факторы развития социального государства'

Экономические и социальные факторы развития социального государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

448
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное государство / цели развития / экономика / общество / синергия / целевой проект / welfare state / development goals / economy / society / synergy / target project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. И. Комков, В. В. Сутягин, Т. Х. Усманова

Рассматриваются проблемы взаимодействия социальных и экономических факторов с точки зрения их согласованности и оценки влияния на процессы развития экономики. Намерение России создать социальное государство, обозначенное в Конституции, во многом формирует перспективные цели развития экономики в интересах населения и общества в целом. Отмечаются многосвязность и многоаспектность многих факторов влияющих на развитие экономики и общественного развития. Показано отставание от уровня развития передовых стран в формировании экономических и социальных составляющих. Для приближения к цели построения модели социального государства предлагается использовать инструмент формирования целевого проекта с помощью показателя максимизации синергии и пошаговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and social factors of development of welfare state

The problems of interaction of social and economic factors from the point of view of their coherence and assessment of the impact on the processes of economic development are considered. Russia's intention to create a social state, outlined in the Constitution, largely forms the long-term goals of economic development in the interests of the population and society as a whole. There is a lot of coherence and multidimensionality of many factors affecting the development of the economy and social development. The lag behind the level of industry of developed countries in the development of economic and social components is shown. To approach the goal of building a model of a social state, it is proposed to use the tool for forming a target project using the indicator of maximizing synergy and step-by-step assessment.

Текст научной работы на тему «Экономические и социальные факторы развития социального государства»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6(110) 2022

ЭКОНОМИКА

УДК 33.330 Научная статья

DOI: 10.35330/1991-6639-2022-6-110-261-274

Экономические и социальные факторы развития социального государства

Н. И. Комков, В. В. Сутягин, Т. Х. Усманова

Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук 117418, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 47

Аннотация. Рассматриваются проблемы взаимодействия социальных и экономических факторов с точки зрения их согласованности и оценки влияния на процессы развития экономики. Намерение России создать социальное государство, обозначенное в Конституции, во многом формирует перспективные цели развития экономики в интересах населения и общества в целом. Отмечаются многосвязность и многоаспектность многих факторов влияющих на развитие экономики и общественного развития. Показано отставание от уровня развития передовых стран в формировании экономических и социальных составляющих. Для приближения к цели построения модели социального государства предлагается использовать инструмент формирования целевого проекта с помощью показателя максимизации синергии и пошаговой оценки.

Ключевые слова: социальное государство, цели развития, экономика, общество, синергия, целевой проект

Поступила 19.10.2022, одобрена после рецензирования 31.10.2022, принята к публикации 10.11.2022

Для цитирования. Комков Н. И., Сутягин В. В., Усманова Т. Х. Экономические и социальные факторы развития социального государства // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2022. № 6(110). С. 261-274. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-6-110-261-274

Original article

Economic and social factors of development of welfare state

N.I. Komkov, V.V. Sutyagin, T.Kh. Usmanova

Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences 117418, Russia, Moscow, 47 Nakhimovsky Prospekt

Abstract. The problems of interaction of social and economic factors from the point of view of their coherence and assessment of the impact on the processes of economic development are considered. Russia's intention to create a social state, outlined in the Constitution, largely forms the long-term goals of economic development in the interests of the population and society as a whole. There is a lot of coherence and multidimensionality of many factors affecting the development of the economy and social development. The lag behind the level of industry of developed countries in the development of economic and social components is shown. To approach the goal of building a model of a social state, it is proposed to use the tool for forming a target project using the indicator of maximizing synergy and step-by-step assessment.

Keywords: welfare state, development goals, economy, society, synergy, target project

Submitted 19.10.2022, approved after reviewing 31.10.2022, accepted for publication 10.11.2022

© Комков Н. И., Сутягин В. В., Усманова Т. Х., 2022

For citation. Komkov N.I., Sutyagin V.V., Usmanova T.Kh. Economic and social factors of development of welfare State. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of RAS. 2022. No. 6(110). Pp. 261-274. DOI: 10.35330/1991-6639-2022-6-110-261-274

1. Признаки и особенности социального государства

Одно из главных особенностей социального государства состоит в том, что человек - это существо коллективное, а основой существования человечества является инстинкт самосохранения, когда проживание в одиночку в постоянном взаимодействии с окружающим внешним миром, который полон внезапными и быстро сменяющимися угрозами со стороны большей части недружественного животного мира, наличие стихийных природных явлений и бедствий и необходимость противостояния другим сообществам потребовали от человека необходимости объединения в социальные группы. «Человеческий вид (род) относится к категории «стайных животных» [1, с. 22].

Объединяет сообщество людей наличие признанных «надличностных целей и смыслов сообщества, его верований и ценностей. Сообщество, осознавшее свою общность, становится народом» [1, c. 23].

Важнейшим инструментом, обеспечивающим достижение позитивных результатов, является организация [1, с. 28]. «Организация, возникающая на основе этнических и национальных сообществ, - это государство: Государство - главный инструмент (институт), который должен обеспечивать дееспособность народа как целого, т.е. выявлять его интересы, формировать приоритеты и конкретные цели, находить пути к согласованию интересов и сотрудничеству для выполнения» [1, c. 29-30].

После распада Советского Союза и смены политического устройства Россия длительное время, вплоть до начала 10-х годов нового столетия, рассматривалась многими ведущими странами как страна с переходной, развивающейся экономикой, а главное ее назначение -быть ресурсным донором промышленно развитых стран, включая страны ЕС и США. Сложившиеся после 90-х годов и в начале XXI века многие нормативные документы (Конституция России, Гражданский и Налоговый кодексы и др.) были подготовлены по стандартам, принятым в странах ЕС и США. Осознание собственных национальных интересов и их прямое высказывание в речи Президента РФ В. В. Путина на Мюнхенской конференции 2007 года коренным образом противоречили пониманию Западом места и роли России как ресурсного донора стран ЕС и США и «пораженца» в холодной войне с западным капитализмом. Несправедливость складывающихся отношений гегемона западного мира - США и его вассалов в лице ЕС со странами остального мира, включая Ирак, Ливию, Сирию, Иран и др., требовавших от этих «недемократических» стран принятия и исполнения правил поведения, устанавливаемых гегемоном, закончилась военными действиями в этих странах, попытками установления хаоса и смены режима власти.

Социальная и экономическая составляющие в рамках организации и исполнения смыслов и целей тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, организация взаимодействия физических и юридических лиц в рамках предприятий, компаний и международных транснациональных корпораций (МТК), выпускающих различные продукты, товары и оказывающие услуги, характеризуется известными экономическими показателями, отражающими объем производства, прибыль, себестоимость, инвестиции и др. С другой стороны, участники производственного процесса, исполнители - люди, обладающие приобретенными профессиональными качествами, опытом работы, собственными интересами. От качества организации труда и управления проектами зависят уровень оплаты труда и социальные условия труда. Оплата труда иностранных, частных и государственных компаний существенно различается, а превосходство иностранных технологий и способов организации труда у компаний с иностранным участием заметно влияет на более высокий уровень оплаты труда в иностранных компаниях.

2. Институциональные факторы и их роль в социальном развитии

Организационные факторы играют важнейшую роль в формировании социального государства. Организация и взаимодействие составных частей, институтов во многом определяют успешность экономических субъектов и их влияние на эффективность деятельности сформировавшейся социальной инфраструктуры. Если эффективность экономических субъектов зависит от объема инвестиций и качества их воплощения в институциональные проекты, технологии и механизмы распределения по направлениям деятельности, то масштабы и полезность социальной инфраструктуры во многом определяются объемами инвестиций, качеством управления и их использования в социальных объектах инфраструктуры.

В рамках централизованной системы управления экономикой потенциал развития -НИОКРы, технологии, инвестиции и обеспечение социальной сферы - сосредоточен на макроуровне, а в условиях децентрализованной рыночной экономики - на мезоуровне, в частных и государственных предприятиях, компаниях и корпорациях. Наиболее значимую роль в рыночных условиях играют крупные компании.

3. Крупный бизнес в развитии мировой экономики

Компания как объединение юридических и физических лиц для проведения различных видов хозяйственной деятельности имеет различные организационно-правовые формы и статусы юридического лица. Крупная компания - это совокупность организаций и физических лиц, успешно занимающихся хозяйственной деятельностью и имеющих высокий годовой доход (например, в США - не менее 1 млрд долл.). Корпорация - это «правовая форма бизнеса, отличающаяся от других форм и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих, т.е. это признанные правительством юридические лица, которые могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты и др.». Транснациональная корпорация (ТНК) - это «общество с дочерними компаниями и филиалами в различных странах. Контрольный пакет акций находится у материнской компании, в свою очередь дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других предприятий, организаций». всего в мире насчитывается свыше 40 тыс. ТНК, среди которых ведущая роль принадлежит 100 корпорациям, а США принадлежит треть из них. В России к 2000 году их число приблизилось к 90.

В чем заключаются причины влияния ТНК на государства, участвующие в них и достигшие успехов в бизнесе, а также ограничения и недостатки в деятельности ТНК с позиций разных сторон: населения страны и государств, участвующих в ТНК? Их несколько.

1. Основа таких причин - агрессивное поведение и успешное управление развитием и активами компании. Прежде всего это устойчивость к мировым кризисным явлениям и надежность как финансового ответчика. Привлечение к участию в ТНК многих стран обеспечивает таким ТНК финансовую и организационно-правовую устойчивость в мировой экономической системе благодаря возможности быстрой адаптации и перемещению своих активов и коммерческих интересов в зависимости от изменения мировой конъюнктуры, включая изменение цен и спроса на продукцию ТНК на отдельных сегментах мировых рынков. Такая адаптация в свою очередь предполагает возможность быстрой перестройки всех цепочек производственно-технологической структуры корпорации, сохраняя при этом высокую рентабельность и качество своей продукции.

2. Постепенное срастание интересов, активов и потенциала финансовых кругов, банков, корпораций и правящих элит, сформировавшееся в прошлом веке, привело к переплетению множества частных и государственных интересов в сложный, взаимоподдерживающий друг друга симбиоз сторон, способных влиять на государственное устройство в отдельных странах, включая выбор удобных для продвижения интересов ТНК лояльных им государственных руководителей.

3. Уровень в большинстве ТНК достигнут благодаря высокой организации и методическому обеспечению процессов управления полным циклом принятия решений, начиная от прогнозов развития корпорации, формирования стратегий развития, дорожных карт, программ развития инвестиционных и инновационных проектов развития и модернизации, заканчивая операционным управлением текущими процессами и отчетами о достижении поставленных целей.

Перечисленные фазы полного цикла принятия решений строго упорядочены, согласованы между собой, а каждая из них имеет свои стандарты на процесс формирования и принятия решений. Лица, формирующие и принимающие решения, строго обозначены, определены границы их деятельности, условия взаимодействия и ответственности за обоснование и принятие решений. С руководителями и персоналом проводятся регулярные учебные курсы и семинары, после которых они сдают аттестационные экзамены, подтверждающие их квалификацию.

4. Известно, что компании могут быть успешными, конкурентоспособными, инновационными. Успешность определяется стоимостью располагаемых активов, конкурентоспособность предполагает преимущества (превосходство) поставляемой на рынок продукции, а ин-новационность соответствует доле затрат на НИОКР и технологии. Подавляющее число корпораций, образующих 100 лучших ТНК, полностью удовлетворяют всем этим требованиям: их активы превышают 100 млрд долл., по конкурентоспособности своих товаров они превосходят большинство соперничающих с ними компаний, а доля затрат на НИОКР составляет более 10% в себестоимости продукции. Многие крупные российские компании только частично соответствуют этим требованиям. Так, компания ПАО «ГАЗПРОМ» в 2010 году заявляла себя как компания, которая имеет самую высокую рентабельность (28 %) среди мировых добывающих компаний, хотя уровень ее инновационности по затратам на НИОКР составлял всего 0,79 %. Одновременно «ГАЗПРОМ» позиционировал себя как высокотехнологичная компания, что не вполне соответствовало действительности. Неполный учет рисков при ориентации преимущественно на трубопроводный транспорт газа (Северный поток-2) и отказе от технологии поставок сжиженного газа на спотовый рынок стран ЕС во многом повлиял на снижение экономических показателей «ГАЗПРОМА» в 2019-2022 годах.

5. Отличительной особенностью компаний является их стремление к развитию, реализуемое посредством слияния и поглощения производств конкурентов. При этом происходит укрупнение компаний, наращивание капитализации их активов. В 2015 г. 500 крупнейших компаний мира дали 37,7 % мирового ВВП, а на 10 % компаний с годовым доходом более 1 млрд долл. приходится 80 % суммарной прибыли мировой экономики. Увеличение активов компании позволяет тратить значительные финансовые средства на НИОКР и приобретение патентов в размере более 10 % себестоимости [2]. Наращивание капитала и активов является важной (что особенно проявилось в последнее время) стратегической целью компании. Многие руководители ТНК, понимая тенденцию увеличения тесной связанности современных производств, которые включают источники поставки сырья и комплектующие изделия, сосредоточивают свое внимание не столько на отдельных технологиях, сколько на возможности формирования целостных цепочек технологий, согласованно ориентированных как на рынок готовой продукции, так и на поставщиков сырья и комплектующих.

6. Наращивание уровня богатства ТНК во многом базируется на признании такого богатства крупнейшими банками и финансовыми структурами и предоставлении им возможности получения кредитов на льготных условиях. Положительные результаты укрупнения компаний предполагают «снижение транзакционных и спекулятивных издержек, эффект масштаба, возможность вкладывать средства в научно-исследовательские и конструкторские разработки» [2]. Отрицательные результаты - завышение цен, сдерживание НТП, деформация интересов государства за счет лоббирования и, наоборот, торможения процессов развития [3].

7. Уровень оплаты труда сотрудников достаточно высок и может превышать уровень оплаты сотрудников государственных компаний в несколько раз. Например, производительность труда, т.е. выработка на одного сотрудника, занятого в России в компании с иностранным участием, почти вдвое превосходит выработку на одного сотрудника, работающего на государственном предприятии [4]. Кроме высокой оплаты, участие в ТНК для сотрудников престижно, что является стимулом для соблюдения стандартов и установленных правил корпорации, нарушение которых контролируется и не допускается.

8. Важным достоинством организации работы ТНК, деятельность которых распределена между разными странами, расположенными на разных континентах, являются высокая организация и скорость перемещения и обработки потоков информации. Для этого в рамках общей концепции цифровизации используются современные технологии передачи и обработки информации, включая высокоскоростной интернет, Свифт, технологии Big Date, искусственный интеллект, высокоорганизованные банки технологий и др.

9. Важнейшим элементом управления деятельностью ТНК является управление проектами, а в качестве методической основы большинством компаний принимаются Международные стандарты управления проектами1, где определены основные практические процедуры управления проектами. Эти правила уточняются и дорабатываются с учетом направления деятельности и ориентации компании на определенные объекты. Так, компания «Сахалин Энерджи», специализирующаяся на поставках сжиженного газа, вынуждена доработать механизмы принятия решений по управлению проектами [4], сочетающие проектирование, ввод в эксплуатацию новых месторождений и операционное управление процессами сбора, сжижения газа и заправки газовозов [5]. Если конкурентоспособность добываемого газа обеспечивается природным фактором, то действия газодобывающих компаний направлены на снижение себестоимости и обеспечение требуемого качества, включая очистку газа от примесей и контролирование его влажности.

10. Ключевым условием достижения конкурентоспособного превосходства своей продукции над продукцией конкурирующих корпораций является постоянное обновление используемых технологий на основе инновационных решений. Для этого ТНК ориентируются на прогнозы и тренды появления и освоения перспективных технологий, имеют свои информационные отделы, постоянно отслеживающие появление новых технологий, активно приобретают патенты, пользуются услугами ведущих прогнозных центров, экспертов и ученых. По числу регистрируемых патентов США превосходят остальные страны, но в последнее время существенно возросла патентная активность в Китае и Индии. К сожалению, в конкурентной борьбе многие ТНК нередко используют приемы нечестной конкуренции, запугивают и подкупают конкурентов. Для этого они содержат значительный штат консультантов и юристов.

11. Стремление к достижению глобального превосходства и увеличению своих активов, размещенных в разных странах и финансовых структурах, обеспечивает многим ТНК возможность сохранять финансовую и организационную устойчивость длительное время. Наследование прав собственности на капиталы и активы, нажитые одним поколением, сохраняется их потомками на протяжении многих десятилетий. Поэтому многие ТНК имеют самый большой жизненный цикл среди корпораций. Такие компании во многих странах рассматриваются как национальное достояние [1].

1 Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство РМВОК). Институт управления проектами. Шестое издание. 2017

12. Рост богатства корпораций и крупных компаний приводит к увеличению разрыва в доходах населения, что в свою очередь влечет за собой недовольство и социальные протесты. Соотношение бедных и богатых измеряется коэффициентом Джини, который означает соотношение доли доходов богатых и бедных за определенный промежуток времени2.

13. Наряду с перечисленными прогрессивными в организации бизнеса ТНК достоинствами корпорации ориентируются только на достижение своих сверхприбылей любой ценой, используя установленные международные законы и нарушая правила честной конкуренции. Прежде всего необходимо отметить игнорирование национальных интересов стран, на территории которых расположены ТНК. Учитывая, что такие национальные интересы во многих странах не всегда отчетливо отражены в проводимой ими политике, правящая страной «верхушка» меняет национальные интересы на выгоду, получаемую от присутствия ТНК на своей территории в виде взяток, оплаты «верхушке» в качестве консультантов и др. Кроме того, многие ТНК не платят налоги в этих странах либо имеют льготные налоговые условия, а также не участвуют в формировании и развитии в них социальной инфраструктуры. Также имеет место нарушение экономических норм и несоблюдение природоохранных условий, установленных в ряде стран, расположенных на Африканском континенте, в Латинской Америке и в Азии.

4. Социальные факторы в создании и обеспечении

конкурентоспособности компаний

Практика конкурентоспособных компаний показывает, что высокий уровень их экономической эффективности достигается при ориентации управления не только посредством традиционного пути наращивания «количества» (инновации, увеличение объемов и интенсивности производства, привлечение инвестиций), но и повышения «качества» (удовлетворение социальных требований повышения уровня жизни, учета интересов и интеллектуального развития персонала и др.). Совершенствование социального направления в работе компаний является действенным средством повышения конкурентоспособности.

Мировая экономика в преддверии новых прогрессивных технологических изменений значительно повысила значение человеческого капитала в конкурентной борьбе компаний. Создатель и носитель главного ресурса экономического развития, системы знаний - человек - стал ключевой фигурой, представляющей собой ценность, формирование которой в значительной степени зависит от качества его жизни.

В России за годы реформ наблюдалось снижение качества человеческого капитала, уровня жизни населения, возросла степень дифференциации населения по уровню и качеству жизни. Это определяет необходимость разработки мер, направленных на повышение уровня жизни населения.

Для образования устойчивой, развивающейся экономики необходимо создание соответствующих социальных условий. Нужна регулируемая экономика, в которой государство выступало бы локомотивом, гарантом и управленцем, давало бы возможность процветания малому и среднему бизнесу.

На практике эффективность экономической деятельности множества успешно развивающихся на мировом рынке конкурентоспособных компаний достигается за счет известных традиционных факторов: инноваций, увеличения объемов производства, его интенсивности, привлечения многомиллиардных инвестиций, увеличения прибыли, расширения рынка и др.

Основой процесса развития экономики в достижении прогрессивности и эффективности являются главные ее составляющие: эффективные механизмы и организованные субъекты, объединенные целевой характеристикой и назначением процесса (рис. 1).

2 Конституция Российской Федерации

Рис. 1. Составляющие процесса развития экономики Fig. 1. Components of the process of economic development

Общим интегральным показателем рациональности экономики является когнитивный императив (КИ), «экономический драйвер (ЭД)».

Текущее состояние экономики объекта, характеризующееся показателем ЭД, может меняться в зависимости от соотношения степени развитости субъектов и от выбора адекватности ориентации руководства компанией на управление ее деятельностью в соответствии с показателем рациональности развития.

При этом максимум эффективности экономического развития компаний достигается при ориентации управления ее деятельностью не только на «количественные» показатели - инновации, увеличение объемов и интенсивности производства, привлечение инвестиций и др., но также и на «качество» - повышение уровня жизни, интеллектуального развития персонала.

Независимо от реальной экономической парадигмы человеку требуется постоянное повышение уровня достойной жизни. Структура экономики должна давать возможность направленного регулирования совместной деятельности людей, чтобы ее результатом были бы не только данные абстрактного роста статистических показателей, на основе которых делаются выводы об уровне жизни людей, но и реальная система расширения возможностей самореализации каждого человека. Компаниям, чтобы оставаться конкурентоспособными, недостаточно просто производить товары, услуги, пользующиеся спросом. Компании должны своевременно и адекватно реагировать на социальные проблемы.

Низкая конкурентоспособность остается нерешенной проблемой для российской экономики. По данным всемирного экономического форума ВЭФ за 2017 год, по уровню конкурентоспособности Россия занимала 43-е место (табл. 1).

Таблица 1. Глобальный рейтинг конкурентоспособности, 2017 г.

Table. 1. Global Competitiveness Ranking, 2017

Глобальный Страна Баллы

рейтинг

1 Швейцария 5.81

2 Сингапур 5.72

3 США 5,70

4 Нидерланды 5,57

5 Германия 5,57

43 Россия 4,51

Одной из причин низкого рейтинга является тот факт, что среди крупнейших мировых лидеров всего 29 российских компаний (для сравнения: количество китайских - 54). Кроме того, отраслевая принадлежность российских компаний малодиверсифицирована. В основном они представлены нефтегазовым (10) и металлургическим (7) секторами. Для сравнения: Китай

имеет девять транспортных компаний и шесть работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров. Рейтинг самой крупной российской корпорации ПАО «Газпром» - 64-е место, в то время как китайская «Sinopec» на 20-м месте.

Среди транснациональных компаний (ТНК) развивающихся стран российские компании сами имеют незначительные зарубежные активы. Российская ТНК «ЛУКОЙЛ» с объемом зарубежных активов на уровне 8 млрд долл. занимает 7-е место, уступая даже малазийской государственной нефтяной компании «Petronas» с зарубежными активами 26 млрд долл. Причем зарубежные активы российских компаний низкоэффективны. Коэффициент эффективности активов ТНК «ЛУКОЙЛ» составляет 0,6 по сравнению, например, с малазийской «Petronas» -6,4, индийской «Oil and Natural Gas Corporation» - 1,3.

Компании РФ имеют низкую социальную ответственность и качество корпоративного управления в области корпоративной этики, надежности взаимоотношений с акционерами, работы с потребителями (последние места в соответствующих рейтингах).

Негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкой эффективностью методов госрегулирования, отсутствием конкурентной рыночной среды в России. Нормальная рыночная инфраструктура отсутствует, остаются высокими издержки хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Для примера: по размеру государственных расходов на образование в процентах к ВВП Россия занимает 41-е место.

В обеспечении конкурентоспособности большое значение имеют количество, уровень жизни, квалификация и существующая система подготовки кадров.

Образованию и воспитанию молодых кадров уделяется недостаточно внимания, в то время как предприятия промышленности практически на всех направлениях испытывают нехватку квалифицированных специалистов. По данным Росстата, количество квалифицированных выпускников в 2020 году (142,50 тыс. чел.) по сравнению с 2019-м (165,50 тыс. чел.) сократилось на 13 %. Подобная тенденция существует на протяжении многих лет.

Социальный статус России характеризуется высоким уровнем бедности населения. Правительству пока не удалось достигнуть значительного его снижения. За чертой бедности находится 19,2 млн человек.

Главной становится оценка способности хозяйствующих субъектов адаптироваться к эффективным, качественным и структурным сдвигам, которые заложены непосредственно в человеческом факторе, в тех видах экономической и социальной деятельности человека, которые обеспечивают его развитие и совершенствование.

5. Построение модели социального государства как социальный проект

Построение социального государства в России было одной из перспективных целей развития страны на протяжении ряда лет. Нередко эти цели находили прямое отражение в основном законе страны - Конституции. Так, в новой редакции Конституции России в статье 7 (п. 1) сказано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»3. Формулировка в Конституции РФ отражает перспективную цель развития России как суверенного государства, ответственного за свои действия соглашениями перед

3 Конституция Российской Федерации

собственным народом и международным сообществом. Многие признаки и свойства социального государства обозначены в трудах известных ученых прошлого и настоящего4, 5. Россия еще не достигла многих этих признаков, и ей предстоит, возможно, длительный путь к построению такого государства6. В данной статье рассматривается возможный подход к построению модели социального государства как целевого проекта. Важными условиями формирования целевого проекта являются: 1) выделение обязательных компонент Конституции проекта; 2) обозначение цели проекта, которую необходимо достигнуть; 3) соблюдение поэтапного характера перехода из начального и каждого достигнутого промежуточного состояния в последующее при условии выбора среди возможных такого состояния, при котором достигается максимум синергии.

К числу основных факторов (компонент) как источников формирования, сохранения и развития потенциала социального государства [6] относятся следующие:

- высокие удельные доходы населения;

- отсутствие значительных разрывов в уровне доходов различных групп населения;

- высокий уровень медицинского обслуживания населения;

- доступность для населения возможности получения высшего образования;

- высокий уровень пенсионного обеспечения населения;

- достаточный для сохранения суверенитета страны, защиты от внешних и внутренних угроз уровень обороноспособности;

- социальная стабильность и устойчивость развития социальных отношений в обществе;

- соблюдение общих социальных ценностей для населения в целом и традиционных для отдельных народов и этнических групп;

- гармонизация развития всех секторов экономики, включая добычу ресурсов, их переработку, обработку и производство конечной продукции, включая инфраструктуру, финансовую сферу, строительство, транспорт и связь;

- социальная стабильность и устойчивость социальных отношений в настоящем и в перспективе;

- повышение уровня управления экономикой на всех уровнях управления, включая макроуровень, мезоуровень и микроуровень;

- устойчивое развитие экономики на длительном временном отрезке;

- инновационное развитие экономики и общественных отношений;

- рост количества, числа и технологических переделов объемов добавленной стоимости.

Многие из перечисленных выше факторов социального государства рассматривались и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упоминались в работах [2, 3]. Состав обязательных факторов может быть расширен с учетом состава национальных целей, перечисленных в работе [18], включая необходимость гармонизации межконфессиональных отношений, независимости СМИ, судебных и следственных органов от интересов бизнеса, государственных структур и др.

Если рассматривать модель построения социального государства как целевой проект, то в качестве конечной цели проекта следует выделить социальную стабильность и устойчивость социальных отношений в обществе [7]. Экономическое неравенство - это практически постоянная проблема для капитализма. В XXI веке был период, когда неравенство в развитых странах было достаточно низким. Это послевоенный период 50-70-х годов, который многие исследователи именуют «золотым тридцатилетием» [8]. По оценкам Д. Стиг-лица, 1% самых богатых американцев получали 20% национального дохода [17].

4 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 40

5 Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистической общественной формации. Т. 1. М.: Политиздат, 1987

6 Россия в цифрах. Официальное издание. 2020. С. 550

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека7. Одними из важнейших условий существования любого государства являются его стабильность и устойчивость существования на длительном временном отрезке [9]. Существование России как суверенного государства насчитывает не одно столетие, но как социальное государство Российское государство обозначено в его Конституции впервые.

При образовании социального государства экономические и социальные факторы взаимодействуют друг с другом. По мнению многих экспертов, в современных условиях развития социального общества одним из главных факторов является среднедушевой уровень доходов населения страны, а по этому показателю Россия в 2019 году занимала место в числе десяти ведущих мировых держав [19]. По ВВП по ППС (паритету показательной стоимости) на душу населения Россия ненамного опережала Турцию в 2018 году.

Одним из важных для современного развития и конструирования сложных объектов и технологий является учет фактора увеличения синергии при взаимодействии различных составных частей материи. Такой подход полезно используется при формировании целевых инвестиционных проектов, когда порядок учета информации об их обязательных составных частях (компонентах) является важным и может быть основан на последовательно максимальном росте синергии с точки зрения достижения конечной цели проекта [15].

Если процесс формирования базовых конституционных основ России как социального государства рассматривать как целевой проект, то наличие обязательных компонент такого проекта и их упорядочение с точки зрения роста синергии возможно на основе правил, предложенных в работе8.

Перед упорядочением выявленных компонент целевой социальной модели необходимо установить тесные взаимосвязи между их отдельными группами [10]. Таких групп, по нашему мнению, можно выделить две. Среди них прежде всего выделяется экономический базис социального государства, который включает доходы населения, а также их дифференциацию между отдельными группами населения. Стабильное обеспечение высоких доходов может быть достигнуто на основе создания эффективно управляемой и гармонично развитой экономики в рамках полного технологического цикла, начиная с добычи ресурсов и завершая производством продукции конечного потребления. Вторая группа компонент объединяет обязательные составляющие социальной инфраструктуры, включая среднее и высшее образование, медицинское обслуживание, обеспечение обороноспособности и внутренней безопасности, пенсионное обеспечение, соблюдение общих социальных ценностей.

Предположительно, основная группа - это экономические компоненты, поскольку социальная модель государства может быть устойчивой только на основе развитой экономики [11].

Освоение и использование технологий высоких переделов невозможно без использования высококвалифицированных специалистов и менеджеров топ-уровня, работающих в трудных и опасных для человека условиях, например в Арктической зоне, и получающих достойное вознаграждение за свой труд.

Социальная стабильность может базироваться только на устойчивой и прогрессивно развитой экономике, которая в свою очередь может гарантировать высокие доходы населения, которые могут базироваться только на развитой прогрессивной диверсифицированной экономике, устойчивой к внешним и внутренним вызовам. Внутренние вызовы должны купироваться развитым медицинским обслуживанием, доступным высшим образованием, высоким пенсионным обеспечением и достаточным уровнем обороноспособности [12].

7 Конституция Российской Федерации. 2020 г.

8 Экспертные рекомендации МАЭФ-2020. Постпандемический мир и Россия: новая реальность? // Научные труды Вольного экономического общества России. Том 223. Москва, 2020.

Ключевым фактором в создании социальной экономики, способной быстро реагировать и противостоять внешним и внутренним вызовам, должны быть механизмы ориентации всей экономики на инновационное развитие, реализуемое в виде программных, регулярно обновляемых инновационных технологий. На основе инноваций должны создаваться эффективные технологии производства и управления экономикой, компаниями и проектами [14]. Постоянно действующие механизмы управления экономикой способны обеспечить регулярное повышение добавленной стоимости за счет увеличения количества и роста эффективности технологий, используемых в прогрессивных технологических переделах всего технологического цикла. В свою очередь такие успешно реализуемые меры и технологии могут быть основой устойчивого и гармоничного развития экономики на длительном отрезке времени и служить базисом социальной стабильности в обществе [13].

К 2030 году ожидается рост затрат на здравоохранение в 8-9 % ВВП, образования - 7 % ВВП, НИОКР - 2,5-3 % ВВП [16]. Низкий среднедушевой уровень доходов населения в России во многом связан с низким уровнем технологического развития всей промышленности, где основные объемы промышленного производства на более чем 80 % обеспечиваются за счет сырьевых и перерабатывающих компаний; а доля обрабатывающего сектора составляет немногим более 5% [20]. Эти компании, несмотря на значительные объемы, в своей основной массе производят среднетехнологичную продукцию с невысокой добавленной стоимостью. Именно основываясь на оценке уровня технологичности, продукция этих компаний недооценивается промышленно развитыми странами, являющимися основными потребителями сырьевых ресурсов и продуктов их переработки (нефти, природного газа, нефтепродуктов, металлопродукции, конструкционных материалов, изделий из древесины и др.) [16]. Вполне понятно, что устранение этих причин возможно на основе технологического реформирования и насыщения перерабатывающих компаний инновационными технологиями высоких переделов. Создание новых российских нефтехимических комплексов на Дальнем Востоке и северо-западе, а также компаний и технологий по сжижению природного газа - шаг к прогрессивному развитию отечественной экономики.

Заключение

1. Рассмотрены основные экономические и социальные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие России. Отмечается, что человек - социальное существо, а наличие постоянных трудностей и внезапно возникающих препятствий для выживания и развития заставляет человечество объединяться в различные сообщества, которые трансформируются и адаптируются по мере развития.

2. Организационные факторы влияют как на экономику, так и на общественную инфраструктуру. Одним из обязательных условий формирования развитого капиталистического общества является концентрация финансовых активов и производственного потенциала в крупных компаниях, а наиболее развитой формой таких компаний являются ТНК. Показано, что ТНК способны быстро учитывать внешние угрозы, обладают высокой устойчивостью к рыночным колебаниям и быстро адаптируются к технологическим инновациям.

3. Обоснована высокая роль человеческого фактора в обеспечении конкурентоспособности технологий, компаний и стран, что достигается высоким уровнем компетенций и мотивацией исполнителей. Основными экономическими факторами являются инновации и технологии, а среди социальной инфраструктуры к важнейшим относятся среднедушевые доходы населения и их дифференциация между различными группами населения.

4. Обоснована модель социального государства, установлены предпочтительные взаимосвязи с учетом максимизации синергии при поэтапном переходе к достижению основной цели экономически устойчивого социального государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волконский В. А. Смысловые установки и роль государства в эпоху многополярного мира. Москва: Книжный мир, 2021. 384 с.

2. Пороховский А. А. Роль и судьба корпораций / В кн. Гилбрейт: возвращение, под ред. С. Д. Бодрунова. Москва: Культурная революция, 2017. С. 157-180.

3. Ферстер М. Ф., Мартин Дж. П. Уравновешивание экономической эффективности и социальной справедливости. Сб. Неравенство доходов и экономический рост. Стратегии выхода из кризиса. Москва: Культурная революция, 2014. 406 с.

4. Дашков Р. Ю. Приоритезация и ранжирование фаз в управлении проектом строительства производственной линии завода сжиженного природного газа // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1(29). С. 88-95.

5. Дашков Р. Ю., Тисленко А. В. Система мониторинга и контроля деятельности заинтересованных сторон проекта на основе метода управления освоенной длительностью // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 86-97.

6. Аганбегян А. Г. Инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал -два взаимосвязанных источника социально-экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2017. № 4(163). С. 17-20.

7. Аганбегян А. Г. Кризис - как окно возможностей для социально-экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. № 3. С. 47-69. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-47-69.

8. Бердяев Н. Философия неравенства. Письма к недругам России по социальной философии. УМСА- Press: Paris, 1970. 244 с.

9. Глазьев С. Ю. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. Москва: Книжный мир, 2016. 505 с.

10. Полтерович В. М. К общей теории социально-экономического развития. Часть 1. География, институты или культура? // Вопросы экономики. 2018. № 11. С. 5-26.

11. Полтерович В. М. К общей теории социально-экономического развития. Часть 2. Эволюция механизмов координации // Вопросы экономики. 2018. № 12. C. 77-102.

12. Ивантер В. В. Перспективы экономического развития России // Проблемы прогнозирования. 2018. № 3. С. 3-6

13. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва: Классика XXI, 2011. 432 с.

14. Гилбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Москва: Прогресс, 1969. 101 с.

15. Балаян Г. Г., Жарикова Г. Г., Комков Н. И. Информационно-логические модели научных исследований. Москва: Наука, 1977. 344 с.

16. Глазьев С. Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия - США - Китай. Москва: Книжный мир, 2017. 352 с.

17. Стиглиц Д. Великое разделение. Неравенство в обществе, или Что делать оставшимся 99% населения? Москва: ЭКМО, 2016. 480 с.

18. Комков Н. И., Бондарева Н. Н., Романцов В. С., Диденко Н. И., Скрыпнюк Д. Ф. Методические и организационные основы управления развитием компаний. Москва: Наука, 2015. 520 с.

19. Комков Н. И., Чекаданова М. В. Методические основы целевого управления развитием социально-экономических систем. РАН. Москва: Макс-Пресс, 2019. С. 75-96.

20. Кулакин Г. К. Инновационные процессы: результативность в форме технологий, товаров, производительности труда // Научно-практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 3(15). С. 48-54.

Информация об авторах

Комков Николай Иванович, д-р экон. наук, профессор, зав. лабораторией N° 17 ИНП РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук;

117418, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 47;

komkov_ni@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4109-9433

Сутягин Владилен Васильевич, д-р техн. наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИНП РАН, Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук;

117418, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 47;

sip_2011@mail.ru

Усманова Тальия Хайдаровна, д-р экон. наук, доцент, гл. науч. сотр., Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук;

117418, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 47;

utx.60@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6095-9553

REFERENCES

1. Volkonsky V.A. Smyslovyye ustanovki i rol' gosudarstva v epokhu mnogopolyarnogo mira [Semantic attitudes and the role of the state in the era of a multipolar world]. Moscow: Knizhnyy mir, 2021. 384 p. (In Russian)

2. Porokhovskiy A.A. Rol' i sud'ba korporatsiy [The role and fate of corporations]. In the book of Gilbraith: The Return. Moscow: Kul'turnaya revolyutsiya, 2017. Pp. 157-180. (In Russian)

3. Foerster M.F., Martin J.P. Uravnoveshivaniye ekonomicheskoy effektivnosti i sotsial'noy spravedlivosti. Sb. Neravenstvo dokhodov i ekonomicheskiy rost. Strategii vykhoda iz krizisa [Balancing economic efficiency and social justice. Collection. Income inequality and economic growth. Crisis exit strategies]. Moscow: Kul'turnaya revolyutsiya, 2014. 406 p. (In Russian)

4. Dashkov R.Yu. Prioritization and ranking of phases in the management of the project for the construction of the production line of the Liquefied Natural Gas Plant. MIR (Modernization. Innovation. Research). Vol. 8. No. 1. Pp. 88-95. (In Russian)

5. Dashkov R.Yu., Tislenko A.V. Monitoring and control system of the concerned parties' activities for project based on the earned duration management method. MIR (Modernization. Innovation. Research). 2018. Vol. 9. No 1. Pp. 86-97. (In Russian)

6. Aganbegyan A.G. Investments in fixed assets and investments in human capital are two interrelated sources of socio-economic growth. Problemy prognozirovaniya [Problems of Forecasting]. 2017. No. 4(163). Pp. 17-20. (In Russian)

7. Aganbegyan A.G. Crisis as a window of opportunity for socio-economic development. Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia]. 2020. Vol. 223. No. 3. Pp. 47-69. (In Russian)

8. Berdyaev N. Filosofiya neravenstva. Pis'ma k nedrugam Rossiipo sotsial'noy filosofii [Philosophy of inequality. Letters to the Enemies of Russia in Social Philosophy]. UMSA-Press: Paris, 1970. 244 p. (In Russian)

9. Glaziev S.Yu. Poslednyaya mirovaya voyna. SSHA nachinayut i proigryvayut [Last World War. The US starts and loses]. Moscow: Book world, 2016. 505 с. (In Russian)

10. Polterovich V.M. Towards a general theory of socio-economic development. Part 1. Geography, institutions or culture? Voprosy ekonomiki. 2018. No. 11. Pp. 5-26. (In Russian)

11. Polterovich V.M. Towards a general theory of socio-economic development. Part 2. Evolution of coordination mechanisms. Voprosy ekonomiki. 2018. No. 12. Pp. 77-102. (In Russian)

12. Ivanter V.V. Prospects of economic development in Russia. Problemy prognozirovaniya. 2018. No. 3. Pp. 3-6. (In Russian)

13. Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotoryye menyayut budushcheye [Creative class: people who change the future]. Moscow: Klassika XXI, 2011. 432 p. (In Russian)

14. Gilbraith J. Novoye industrial'noye obshchestvo [New industrial society]. Moscow: Progress, 1969. 101 p. (In Russian)

15. Balayan G.G., Zharikova G.G., Komkov N.I. Informatsionno-logicheskiye modeli nauch-nykh issledovaniy [Information-logical models of scientific research]. Moscow: Nauka, 1977. (In Russian)

16. Glazyev S.Yu. Bitva za liderstvo v XXI veke. Rossiya - SSHA - Kitay [The battle for leadership in the twenty-first century. Russia - USA - China]. Moscow: Knizhny Mir, 2017. 352 p. (In Russian)

17. Stiglitz D. Velikoye razdeleniye. Neravenstvo v obshchestve, ili Chto delat' ostavshimsya 99% naseleniya? [The Great Separation. Inequality in society or what should the remaining 99% of the population do?]. Moscow: EKMO, 2016. 480 p. (In Russian)

18. Komkov N.I., Bondareva N.N., Romantsov V.S., Didenko N.I., Skrypnyuk D.F. Meto-dicheskiye i organizatsionnyye osnovy upravleniya razvitiyem kompaniy [Methodological and organizational bases for managing the development of companies]. Moscow: Nauka, 2015. 520 p. (In Russian)

19. Komkov N.I., Chekadanova M.V. Methodological foundations of targeted management of the development of socio-economic systems. RAN. Moscow: Maks-Press, 2019. Pp. 75-96. (In Russian)

20. Kulakin G.K. Innovative processes: effectiveness, in the form of technologies, goods, labor productivity. MIR (Modernization. Innovation. Research). 2013. No. 3(15). Pp. 48-54. (In Russian)

Information about the authors

Komkov Nikolay Ivanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Laboratory No. 17 of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences;

117418, Russia, Moscow, 47 Nakhimovsky Prospekt;

komkov_ni@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4109-9433

Sutyagin Vladilen Vasilyevich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Leading Researcher of the Institute of Physical Sciences of the Russian Academy of Sciences;

117418, Russia, Moscow, 47 Nakhimovsky Prospekt;

sip_2011@mail.ru

Usmanova Taliya Khaidarovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Chief Researcher of the Institute of Physical Sciences of the Russian Academy of Sciences;

117418, Russia, Moscow, 47 Nakhimovsky Prospekt;

utx.60@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6095-9553

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.