Научная статья на тему 'Управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство'

Управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА ЗЕМЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ECONOMIC SAFETY / FORECASTING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PLANNING / ECONOMIC STABILITY / EXTERNAL DEBT / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / INTELLECTUAL PROPERTY / INTEGRATION / WORLD ECONOMY / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LAND LEGISLATION / ACCOUNTING OF LANDS / PRINCIPLES AND SELECTION CRITERIA OF LANDS / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Т. Х.

Цель: Целью статьи является раскрытие проблем и перспектив формирования экономической безопасности в рамках управления инновационными проектами, планирования технологий в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство, выявление возможностей формирования, организации, финансирования, управления приоритетных направлений экономики, а также управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности регионов России. Актуальность выбранной темы обусловлена исследованием особенностей современного состояния и проблемами формирования экономической безопасности, в развитии инновационных проектных решений в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство. Обеспечение экономической безопасности регионов России напрямую зависит от внедрения инновационных технологий и управления проектами в отраслях народного хозяйства России. Методология проведения работы: Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных. Обеспечение экономической безопасности требует формирования инновационных решений, изменения действующего законодательства в рамках Стратегии социально-экономического развития в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство. Результаты работы: Практическая значимость работы заключается в выявлении взаимосвязи процессов развития инновационных проектов, обеспечивающих экономическую безопасность регионов России в рамках регулирования действующего законодательства, прогнозирования эффективной хозяйственной деятельности в рамках Стратегии новой индустриализации, выбора оптимальных моделей планирования проектов для обеспечения экономической безопасности страны и конкурентоспособности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство. Выводы: В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство и формирования комплексных программ развития необходимо эффективное использование ресурсов, земли в рамках территорий. Возникает необходимость изменения действующего законодательства в рамках обеспечения экономической безопасности в системе управления проектами и внедрения инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усманова Т. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of Innovative Projects for Ensuring the Economic Safety in the Conditions of Integration of Economies Into the World Economy

Purpose: the aim of the article is to reveal problems and prospects, formulate economic security within the framework of innovation projects management, plan technologies in the context of integrating economies into the world economy, identify opportunities for forming, organizing, financing, managing priority economic directions. The subject is the management of innovative projects to ensure the economic security of Russian regions. The relevance of the chosen topic is due to the study of the features of the current state and the problems of the formation of economic security, the development of innovative design solutions in the context of integrating economies into the world economy. Ensuring the economic security of the regions of Russia directly depends on the introduction of innovative technologies and project management in the sectors of the national economy of Russia. Methods: the methodology of the solution of objectives is based on usage of a method of dialectic research, methods of the economic analysis, forecasting, the situational and systemic analysis, expert evaluations and the analysis of empirical data. Hypothesis. Ensuring an economic safety requires formation of innovative solutions, change of the current legislation within the Strategy of social and economic development in the conditions of integration of economies into the world economy. Results: the practical significance of the work is to identify the interrelationship between the development processes of innovative projects that ensure the economic security of the regions of Russia within the framework of regulating the current legislation, forecasting effective economic activity within the framework of the New Industrialization Strategy, selecting optimal project planning models to ensure the country's economic security and competitiveness in the conditions of integration Economies into the world economy. Conclusions and Relevance: in the conditions of integration of economies into the world economy and the formation of integrated development programs, effective use of resources and land within the territories is necessary. There is a need to change the current legislation in the framework of ensuring economic security in the project management system and the introduction of innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство»

с

модернизация

УДК 330 DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.39-50

JEL: J28, O31, O32, H12, H56

Управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство

Тальия Хайдаровна Усманова 1

1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация

цель: Целью статьи является раскрытие проблем и перспектив формирования экономической безопасности в рамках управления инновационными проектами, планирования технологий в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство, выявление возможностей формирования, организации, финансирования, управления приоритетных направлений экономики, а также управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности регионов России.

Актуальность выбранной темы обусловлена исследованием особенностей современного состояния и проблемами формирования экономической безопасности, в развитии инновационных проектных решений в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство.

Обеспечение экономической безопасности регионов России напрямую зависит от внедрения инновационных технологий и управления проектами в отраслях народного хозяйства России.

методология проведения работы: Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных. Обеспечение экономической безопасности требует формирования инновационных решений, изменения действующего законодательства в рамках Стратегии социально-экономического развития в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство.

результаты работы: Практическая значимость работы заключается в выявлении взаимосвязи процессов развития инновационных проектов, обеспечивающих экономическую безопасность регионов России в рамках регулирования действующего законодательства, прогнозирования эффективной хозяйственной деятельности в рамках Стратегии новой индустриализации, выбора оптимальных моделей планирования проектов для обеспечения экономической безопасности страны и конкурентоспособности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство.

выводы: В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство и формирования комплексных программ развития необходимо эффективное использование ресурсов, земли в рамках территорий. Возникает необходимость изменения действующего законодательства в рамках обеспечения экономической безопасности в системе управления проектами и внедрения инновационных технологий.

ключевые слова: экономическая безопасность, прогнозирование, инновационные технологии, планирование, экономическая устойчивость, внешний долг, экология, охрана окружающей среды, интеллектуальная собственность, интеграция, мировая экономика, Конституция Российской Федерации, Земельное законодательство, учет земель, принципы и критерии отбора земель, управление проектами

Благодарности. Автор выражает благодарность и глубокую признательность д.э.н., профессору Комкову Николаю Ивановичу, д.э.н., профессору Мельник Маргарите Викторовне за советы и ценные замечания в рамках научной работы

Для цитирования: Усманова Т. Х. Управление инновационными проектами для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1. С. 39-50. 001: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.39-50

© Усманова Т. Х., 2017

Management of Innovative Projects for Ensuring the Economic safety in the conditions of Integration of Economies into the World Economy

Taliya K. Usmanova 1

1 Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstract

Purpose: the aim of the article is to reveal problems and prospects, formulate economic security within the framework of innovation projects management, plan technologies in the context of integrating economies into the world economy, identify opportunities for forming, organizing, financing, managing priority economic directions. The subject is the management of innovative projects to ensure the economic security of Russian regions.

The relevance of the chosen topic is due to the study of the features of the current state and the problems of the formation of economic security, the development of innovative design solutions in the context of integrating economies into the world economy. Ensuring the economic security of the regions of Russia directly depends on the introduction of innovative technologies and project management in the sectors of the national economy of Russia.

Methods: the methodology of the solution of objectives is based on usage of a method of dialectic research, methods of the economic analysis, forecasting, the situational and systemic analysis, expert evaluations and the analysis of empirical data.

Hypothesis. Ensuring an economic safety requires formation of innovative solutions, change of the current legislation within the Strategy of social and economic development in the conditions of integration of economies into the world economy.

Results: the practical significance of the work is to identify the interrelationship between the development processes of innovative projects that ensure the economic security of the regions of Russia within the framework of regulating the current legislation, forecasting effective economic activity within the framework of the New Industrialization Strategy, selecting optimal project planning models to ensure the country's economic security and competitiveness in the conditions of integration Economies into the world economy.

conclusions and relevance: in the conditions of integration of economies into the world economy and the formation of integrated development programs, effective use of resources and land within the territories is necessary. There is a need to change the current legislation in the framework of ensuring economic security in the project management system and the introduction of innovative technologies.

Keywords: economic safety, forecasting, innovative technologies, planning, economic stability, external debt, ecology, environmental protection, intellectual property, integration, world economy, Constitution of the Russian Federation, Land legislation, accounting of lands, principles and selection criteria of lands, project management

Acknowledgements. The author expresses gratitude and deep gratitude Dr.Econ.Sci., to professors to Komkov Nikolay Ivanovich, Melnik Margarita Viktorovna, for recommendations and valuable notes within scientific work

For citation: Usmanova T. K. Management of Innovative Projects for Ensuring the Economic Safety in the Conditions of Integration of Economies into the World Economy. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(1):39-50. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.39-50

В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство российский бизнес стремится консолидации организаций по многим направлениям - это глубокие процессы переливания и слияния, поглощения капиталов, которые в значительной степени влияют на формирование экономической безопасности регионов России. В форме холдингов функционируют многие частные и акционерные общества, которые являются точкой опоры муниципальных и региональных властей в части обеспечения экономической безопасности в целом. Такие холдинги охватывают все больше и больше отрасли экономики. Успешные консолидированные группы предприятий представляют собой динамичный и перспективный сегмент экономики страны в части обеспечения экономической безопасности. Но еще далеко не развиты экономические взаимоотношения, в исследуемых отраслях возникла острая необходимость разработки нового направления в системе контроля, экономической безопасности - системы специфического (многоуровневого) консолидированного и интегрированного учета, с применением автоматического искусственного интеллекта 1.

Введение

Обзор литературы и исследований. Основополагающий документ страны - Конституция Российской Федерации, которая регулирует правовую основу деятельности хозяйствующих субъектов, отражает интересы многонационального народа страны. Однако передовые силы чувствительны на все изменения, реагируют на преобразования и реформы, которые привели к крайностям в части обеспечения экономической безопасности в стране. В то же время утвержденные Конституцией России права и свободы человека предполагают населению гражданский мир и согласие [1]. Особенность патриотизма населения России за свою страну, как исторически сложившегося государственного единства, предполагает особую гордость за нее и обеспечение экономической безопасности страны. Общепризнанные принципы равноправия, безопасности и самоопределения народов России издавна придавали населению особую гордость за свою территориальную земельную принадлежность. Привязанность населения к своей родине, сохранение традиций и памяти предков, которые передали нам любовь и уважение к земле и родине, позволяет возрождать суверенную государственность и формировать экономическую безопасность страны. Поэтому национальная идея демократических преобразований должна оказать

1 Восстановление экономического роста в России / Ивантер В.В., Белкина Т.Д., Белоусов Д.Р. и др. Научный доклад / ответственный редактор В.В. Ивантер. М.: ИНП РАН, 2016. 32 с.

содействие в обеспечении экономической безопасности, благополучия и процветания России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Средства массовой информации пестрят различными публикациями о том, что последняя пятилетка отличается падением реальных доходов и увеличением малоимущего населения. Например: «Доходы населения сокращаются в России с 2014 года, к 2018-му падение может достигнуть 10%. Об этом можно судить по макроэкономическому прогнозу, опубликованному Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА)».

В табл. 1 приведена информация Федеральной службы государственной статистики 1 в части распределения малоимущего населения по основным группам. Динамика увеличения или роста малоимущего населения показывает несостоятельность социально-экономической политики страны. При этом, по различным оценкам, доходы населения сейчас откатились к уровню начала нулевых. «Экономика России все еще не одолела спада» - под таким названием АКРА опубликовало в понедельник свой макроэкономический прогноз на ближайшие несколько лет. АКРА - рейтинговое агентство, которое было создано как российская альтернатива для международных агентств Standard&Poor's, Moody's и Fitch. «Околонулевые показатели годовых темпов роста в середине 2016-го объясняются в основном эффектом низкого экономического роста и стагнации в экономических процессах. Цепная реакция снижения доходов растянута во времени: влияние сокращающихся расходов одних экономических субъектов на расходы других продолжает сжимать внутренний спрос» 2.

Материалы и методы. Методология решения поставленных задач основывается на использовании метода диалектического исследования, методов экономического анализа, прогнозирования, ситуационного и системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных.

Результаты исследования

В Конституции Российской Федерации акцентируется факт, что народ страны должен осуществлять свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления для обеспечения экономической безопасности в целом. Действующее законодательство также позволяет органам местного самоуправ-

ления принимать решения для создания высоких стандартов для населения, проживающего на определенной территории. Однако, в настоящее время население не всегда использует свои законные возможности управления территориями для обеспечения экономической безопасности. Как известно, формирование кластеров и управление проектами, в том числе ГЧП, напрямую зависят от политического решения органов местного самоуправления и могут способствовать экономической безопасности территорий. Поэтому, основываясь на статью 9 Конституции можно утверждать, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» 3.

Однако при формировании и планирования управления инновационными проектами нельзя забывать, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ведение кадастрового учета и управление земельными ресурсами в настоящее время являются предметом открытых интересов международных инвесторов, которые заинтересованы вести бизнес в России. Во многих регионах Российской Федерации формируются комплексные программы социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, которые должны быть направлены на обеспечение экономической безопасности территорий. Однако главная проблема в данных Стратегиях - это отсутствие комплексного решения основных социальных программ территорий. Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека и экономической безопасности в целом. Однако, мониторинг стандартов экономической устойчивости в зарубежных странах показывает о том, что они резко отличаются от индикаторов в Российской Федерации. Поэтому от формирования эффективного управления инновационными проектами и кластерами в России зависят качественные условия экономической безопасности, индикаторы - показатели труда и здоровья людей в стране. В настоящее время имеется необходимость пересмотра региональных комплексных программ не только в части инфраструктурных рентабельных проектов, но и в части экономической безопасности на территориях и соответствующих землях [5].

1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#

2 http://www.ng.ru/economics/2016-09-13/1_income.html

3 Конституция Российской Федерации

Таблица 1

Распределение малоимущего населения по группам (%)

Table 1

Distribution of low-income population by groups (%)

Годы 2014*

2002 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 справочно

По месту проживания

Проживание в городах - всего 66,2 60,8 58,0 58,1 59,8 61,2 59,6 58,7 61,1 74,2

в том числе с численностью населения, человек:

свыше 1 млн. 14,9 11,5 9,8 9,5 7,4 8,1 7,4 8,3 9,4 21,7

от 250 тыс до 1 млн. 19,5 15,6 14,1 14,6 10,6 9,1 7,3 6,8 7,8 14,3

от 100 до 250 тыс 9,5 11,7 10,4 9,9 8,3 8,5 8,0 8,4 8,1 8,3

от 50 до 100 тыс 7,4 7,4 7,1 6,7 8,2 8,2 8,1 7,3 8,4 7,3

менее 50 тыс 14,8 14,6 16,5 17,5 25,2 27,3 28,7 27,8 27,4 22,6

Проживание в сельских поселениях - всего 33,8 39,2 42,0 41,9 40,2 38,8 40,4 41,3 38,9 25,8

в том числе с численностью населения, человек:

свыше 5 тыс 9,5 10,7 13,0 12,3 9,7 9,7 10,5 11,9 10,0 7,0

от 1 до 5 тыс. 14,6 16,6 16,5 17,0 18,0 17,0 17,8 17,0 17,7 11,6

от 200 до 1 тыс. 8,7 10,3 10,8 10,9 12,0 11,7 11,5 11,9 10,7 6,9

менее 200 1,1 1,6 1,7 1,7 0,5 0,4 0,6 0,5 0,5 0,2

По половозрастным группам

Дети в возрасте до 16 лет: 23,0 21,2 22,6 23,8 25,5 26,3 27,3 28,4 28,7 19,7

до 1 года 0,6 0,7 1,1 1,1 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 0,8

1 -6 лет 5,5 6,2 7,3 1,4 10,1 10,4 10,4 10,7 10,5 7,2

7-15 лет 16,9 14,3 14,1 14,3 14,2 14,7 15,7 16,4 17,0 11,7

Молодежь в возрасте от 1 6 до 30 лет 24,9 25,6 25,6 25,6 24,9 24,2 23,4 22,5 21,2 18,8

Мужчины в возрасте от 31 до 59 лет 18,4 19,0 18,6 18,7 19,2 19,0 19,0 19,2 19,0 20,9

Женщины в возрасте от 31 до 54 лет 21,6 21,1 20,6 20,3 20,3 20,3 20,1 19,9 20,3 21,8

Мужчины в возрасте 60 лет и более 3,5 3,6 3,5 3,1 2,5 2,7 2,7 2,7 3,1 4,7

Женщины в возрасте 55 лет 8,6 9,5 9,1 8,6 7,5 7,5 7,6 7,4 7,6 14,2

72,1 71,3 12,4 8'0 27,9 14,4 19,6 8'0 9'0 сч, о

64,4 62,8 г--, ^ •ю 35,6 12,0 10,6 со с-ч- о 6'0 о

64,9 62,7 ио ^ со сч 3 ,5 О'СН со с-ч- о 8'0 8'0

65,5 63,2 сч, со сч 34,5 ,7 10,3 со с^ сч, /'0 9'0

65,6 63,1 О ^ ио сч 34,4 ,6 10,3 со сч, 8'0 /'0

64,9 61,0 Г-ч СО ск со 35,1 ,9 10,2 со 8'0 СЧ,

63,3 60,7 со ил сч" 36,7 12,7 ,6 ио с^ 8'0 8'0

61,4 59,7 СЧ Г-ч 38,6 14,3 12,6 ск с^ 6'0 О

(V 60,5 58,7 СО 39,5 со о со г-ч 8'0 ^ О

ф ц о \о X 1- ф ц ю 61,2 58,7 СК СЧ 38,8 •ю 13,0 •ю г-ч со о ио О

По отношению к экономической активности (лица в возрасте Экономически активное население в том числе: занятые в экономике из них работающие пенсионеры безработные Экономически неактивное население из него неработающие пенсионеры Получатели пособий по социальному обеспечению Пенсионеры по старости Пенсионеры по инвалидности Пенсионеры по случаю потери кормильца Получатели социальных пенсий Получатели пособия по безработице

Управление крупными инновационными проектами изначально отвечают действующему законодательству органа местного самоуправления в части обеспечения экономической безопасности в условиях привлечения иностранных инвестиций и сотрудничества в рамках интеграции проектов в мировом пространстве. Инновационный проект должен быть признан и гарантирован местным органом власти в части различных аспектов экономической безопасности территорий. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно определяет Стратегию развития и предусматривает реализацию инновационных проектов для обеспечения экономической безопасности в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство [6]. Проектный менеджмент предусматривает право на свободное использование, ресурсов, своих способностей и имущества для обеспечения экономической безопасности в рамках органов местного самоуправления, как показывает опыт, в настоящее время международные компании не отвечают должным образом по социальной ответственности в российских регионах. Управление и реализация инновационных проектов в условиях интеграции экономик в мировое хозяйство требует особого подхода для формирования инвестиционного климата органа местного самоуправления в целях обеспечения их экономической безопасности и недопущения монополизации иностранным инвестором какой-либо отрасли. Также Конституция Российской Федерации гласит, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Однако, как мы видим в настоящее время, например, регулируемые тарифы монопольных структур по оказанию жилищно-коммунальных услуг далеко отличаются от фактической их себестоимости и не всегда отвечают прозрачностью и наличием оптимальной инвестиционной составляющей [8]. В системе ТЭК и ЖКХ существуют множество конфликтов интересов, наглядно просматриваются отклонения от регулирования главного закона России, которые препятствуют обеспечению экономической безопасности на данных территориях. Как принято считать, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Даже если законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, мы видим, что существует множество вариантов их противоречия в рамках заключения контрактов и их оплаты генподрядчиками своим субподрядчи-

кам [13]. Недофинансирование субподрядных работ в последние годы приняло угрожающий размах. Многие субподрядные организации теряют ликвидность после выполнения субподрядных работ, так как генподрядные организации выплачивают стоимость выполненных работ и оказанных услуг не 100% объеме. В табл. 2 приведены несколько примеров таких случаев, которые привели к арбитражным разборкам, тем не менее не нашли желаемого результата и эффекта.

Многие субподрядные организации проходят через различные арбитражные, административные и судебные тяжбы с генподрядчиком, так как не полная оплата поставки оборудования, материалов и выполненных работ приводят к печальным результатам. Для того, чтобы сохранить бизнес на соответствующем уровне необходима особая система обеспечения экономической безопасности в организациях.

Конфликты в оплате контрактной системы Conflicts in payment of the contract system

Таблица 2

Table 2

№ п\п Наименование организации и стоимость контракта Выплачено по контракту Период контракта

1 ЗАО «Инжтрансстрой» Контракт на 22,5 млрд. рублей от 17.12.2008 9,9 млрд рублей 2013-2016 гг. Расторгнут в сентябре 2013 г.

2 ЗАО «Инжтрансстрой» Контракт на 12,5 млрд рублей от 19.11.13 12,3 млрд рублей 2014-2016 гг. Расторгнут в июле 2016 г.

3 АО«Корпорация «Трансстрой» Контракт на 1,77 млрд рублей от 06.11.14 Оплачен полностью 2014-2016 гг. Расторгнут в июле 2016 г.

4 Инжтрансстрой-СПб Контракт на 9,2 млрд рублей от 10.11.14 6,9 млрд рублей 2014-2016 гг. Расторгнут в июле 2016 г.

Источник: http://www.gorzakaz.org/zenit-arena/part1

Подобные проблемы носят системный характер, начиная с самых крупных холдингов и транснациональных корпораций [5]. Потери субподрядных организаций исчисляются сотнями миллиардов, которые их приводят к банкротству и ликвидации, поглощению и слиянию с другими компаниями, чтобы удержаться на рынке.

Как показывает опыт, в рамках конкурсных процедур генподрядчик не выбирает случайных субподрядчиков. Генподрядчик «случайных» субподрядчиков, обычно, не допускает в свой бизнес. Опыт многих государственных корпораций показывает иной негативный результат: выбранные субподрядчики не выполнили должный объем работ, то есть были привлечены несостоятельные организации, из-за которых строительные работы проваливались. Во многих случаях следствием вышеуказанных проблем является коррупционная составляющая в управлении проектами и отсутствия эффективной работы структуры в части обеспечения экономической безопасности организаций, холдингов и корпораций, которые не защищены в данной ситуации действующим законодательством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках формирования новых механизмов и инструментов для реализации и управления инновационными проектами органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать и совершенствовать действующее законодательство. Любое продвижение инновационного проекта в рамках решения местного органа власти должно быть официально опубликовано. В условиях формирования новых государственно-частных отношений необходимо любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, частного инвестора должны быть опубликованы официально для всеобщего сведения [7].

Для эффективного планирования проектов необходимо знать, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью и ориентация на результат должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности территорий. Главной особенностью взаимодействия бизнеса и органа местного самоуправления является формирование, утверждение и исполнение местного бюджета с учетом обеспечения экономической безопасности. Так как многие проекты в настоящее время будут реализованы путем внедрения механизма государственно-частного партнерства с привлечением различных инвесторов. Однако, как показывает практика, бюджет органа местного самоуправления катастрофически мал, его не хватает для эффективного формирования высоких стандартов для населения и обеспечения экономической безопасности. Хотя в рамках Налогового кодекса Российской Федерации имеется возможность

устанавливать местные налоги и сборы, но, как показывает практика, редкие регионы могут воспользоваться таким правом.

В рамках действующего законодательства основные инновационные проекты формируются в части строительства жилища, коммунальной инфраструктуры и объектов топливно-энергетического комплекса, требует соответствия Концепции развития муниципального образования в части обеспечения экономической безопасности. В условиях формирования инвестиционного климата муниципального образования появляется необходимость привлечения инвестиций, как бюджетных, так и внебюджетных [10]. Проблема привлечения инвестиций решается только при серьезной поддержке органа местного самоуправления и оценки в части обеспечения экономической безопасности территорий для того, чтобы не попадать в «долговую яму» перед инвестором. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, как часть обеспечения экономической безопасности территорий [9].

Управление инновационными проектами и обеспечение экономической безопасности в первую очередь требует особого мониторинга земельных отношений и анализа как муниципального, регионального, так и федерального долгосрочного планирования экономики. На рис. 1 приведены принципы земельного законодательства, которые в рамках развития цивилизации должны быть инновационно переосмыслены.

Рис. 1. Основные принципы земельного законодательства в рамках управления инновационными проектами Fig. 1. The main principles of land legislation in the management of innovative projects

Эффективные взаимоотношения и кадастровый учет, согласно которому регулируются отношения по использованию и охране земли, являются осно-

вой осуществления хозяйственной деятельности и обеспечения экономической безопасности на территории Российской Федерации, и одновременно являются недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю.

Действующее законодательство предполагает жесткое выполнение законов, особенно Налогового и Бюджетного кодекса. Как гласит Конституция: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Поэтому в условиях разработки муниципальных и региональных комплексных программ необходимо учитывать особенности формирования валовой продукции, налогового планирования и формирования социальной ответственности на территории муниципального образования, чтобы в рамках разработки инноваций не попадать на различные «уловки» открытого и скрытого регулирования процессов.

Как трактует статья 25 Конституция Российской Федерации: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Однако в условиях действующего законодательства население может лишиться своей квартиры, если своевременно не оплатит жилищно- коммунальные услуги. В условиях переходной экономики многие законы стали противоречить главному закону Российской Федерации - Конституции, статья 40, которой гласит: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища» [5].

Охрана имущества и земли являются приоритетными задачами в настоящее время. На рис. 2 приведены основные приоритеты охраны и обеспечения безопасности земли.

В рамках формирования эффективной стратегии экономической безопасности стало реальной возможностью формирование частно-государственного партнерства на уровне муниципального образования в рамках эффективного использование земельных ресурсов, строительства жилья и обеспечения продуктами жизнеобеспечения. Для обеспечения экономической безопасности, а также социальной защиты малоимущего населения и иных граждан, нуждающихся в жилище, каждое муниципальное образование обязано искать возможности предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных,

отвечать на требования социальной ответственности бизнеса на данной территории.

Рис. 2. Приоритеты охраны земли в рамках управления проектами Fig. 2. Priorities of land protection in the framework of project management

муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. Однако, как показывает опыт, комплексное планирование муниципальных образований оставляет желать лучшего и нет концепции решения многих социальных проблем, отражающие приоритетные направления по обеспечению охраны жизни и здоровья населения. На рис. 3 отражены приоритеты охраны жизни и здоровья населения в рамках управления проектами. Управление проектами в настоящее время принимает сложные механизмы в реализации и продвижении проектов. Разработчикам проектов приходится планировать не только земельные и имущественные отношения в рамках муниципального образования, но формировать налоговую политику, соблюдать и выполнять требования налогового законодательства, уплачивать законно установленные налоги и сборы и

Н Лшк?н WF1 г ре дгти. при нрабиоднмппи [Н1ЛЫ-ИК члтрлг

Г OÎ1I "Г..1: " ■■■■■■II." И СВДРАн4нН( жн ! 1 Л 1IF "il l4||l>L4bl

.^ли ........................ нп .in llltlnrifn

[вреднэта) scmflttíftH US J," KIPOD L'V

человека L I ...

Существует множество проектов, которые требуют формирования совершенно нового земельного законодательства в рамках местного самоуправления, ее утверждения и дальнейшей ее реализации. Как показывает практика, реализация ФЗ-№ 185 «О фонде содействия реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства» показало несостоятельность органов местного самоуправления в части земельного регулирования, сноса ветхого жилья, капитального и текущего ремонта, а также строительства коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования. На рис.

4 приведена схема участия в решении земельных вопросов в рамках управления проектами и формирования экономической безопасности на территориях.

Органы местного самоуправления имеют широкие полномочия, однако, как показывает практика, не все муниципалитеты эффективно используют свои полномочия, права и возможности. В настоящее время региональные органами государственной власти, зачастую, ограничивают права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В процессе переходной экономики руководство органа местного самоуправления потеряло инициативность и стратегическое мышление на долгосрочную перспективу. Причем менталитет руководства местного самоуправления пока не

изменился или меняется очень медленно и не заметно. Руководителям проектной группы приходится сталкиваться, зачастую, с инертным подходом руководства местного самоуправления к формированию долгосрочных комплексных программ развития и обеспечения экономической безопасности территорий. А без такого планирования сложно формировать управление проектами на долгосрочную перспективу [10].

r Огуиктплллттгд ; .i iijii 4IFI ч l> яилн*

№ птгльншгти - -

Осуществление деятельности по ■»•■епйпью&з-нню *¡ земель дш1.ч«|х*

hhJfb II рн Mil - M llJl ГЧ1Ч И-Kp' ÉH'lLirHH*

Рис. 3. Приоритеты охраны жизни и здоровья человека Fig. 3. Priorities of protection of human life and health

Сущность и значение единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, заставляют принимать особое управленче-

Рис. 4. Участие в решении земельных вопросов в рамках управления проектами Fig. 4. Participation in the solution of land issues in the framework of project management

ское решение в рамках комплексного развития территорий. Как показывает опыт, перекосы, допускаемые в части регулирования земельных вопросов, зачастую приводят к уходу от принципов обеспечения экономической безопасности территорий [9].

В целях формирования безопасности проектов, совместно с органом местного самоуправления, необходимо осуществлять охрану земли на той территории, где будет размещаться проект. В рамках формирования проектного менеджмента, решение всех вопросов местного значения, необходимо планировать с руководством местного самоуправления. Так как органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, необходимых для эффективной реализации проекта.

В условиях формирования концессионных соглашений, пер-фоманс-контрактов и государственно-частного партнерства необходимо учесть, что всякая реализация переданных полномочий контролируется государством. Частое изменение действующего законодательства и возникающие проблемы с ее применением в рамках управления проектами приводят ко многим сложным ситуациям. Формирование проекта сложный процесс и в настоящее время на практике допускаются

перекосы в управлении проектами. Разработчикам проектов необходимо знать, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате принятых не эффективных решений.

Интеграционные процессы, происходящие в мире и глобализация экономики, требуют совершенно новых подходов в управлении проектами, кластерами в стране в части обеспечения экономической безопасности. Формирование инвестиционного климата территорий в рамках интеграционных процессов, сознавая себя частью мирового сообщества, предполагает обязательность внедрения инновационных составляющих в проекты и обеспечения их возвратности.

В условиях формирования эффективного конкурентоспособного рынка государство обязано обеспечить экономическую безопасность и защитить права и свободы человека и гражданина, которые являются высшей ценностью. Земельные участки должны быть использованы эффективно и плата за использование земли должна быть соответствующая. На рис. 5 схематично представлена платность земли или земельного участка. В последние годы при формировании Стратегии развития муниципальных образований во многих регионах происходят процессы, которые отклоняются от требований Конституции. То есть нарушается статья 3 Конституции, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником

■rufián иггсшн.Кмы-ют îi'.wniP <КуЩ.Р1' влрр I ni ij, идзгу. Ы №МЛКОД1Н«№М< 1ЛуЧйеШг

£?йе-рМльным1' глнйнами J» I JriO»! ■ 'AM субъечтон

focroifcPoA фрдг^лцим

r 1 АО&нДЯ JtfMflH

Рис. 5. Платность использования земли в рамках управления проектами Fig. 5. Land use in the framework of project management

власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В условиях интеграционных процессов в мировую экономику в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода и безопасность экономической деятельности [10]. Однако, действующее налоговое законодательство не полностью отвечает интересам воспроизводства муниципальных образований и поселений, так как львиная доля налогов уплачивается в федеральный бюджет и малыми долями возвращается в виде трансфертов, субсидий, дотаций и льгот, которые не отвечают требованиям воспроизводства и их экономической безопасности.

Поэтому российскому реальному бизнесу необходимо формировать свою особую систему управления проектами в рамках целевого назначения земель. Для управления проектами немаловажно знать, что в настоящее время в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в рамках целевого назначения земель. На рис. 6 представлена информации о целевом назначении земель.

Рис. 6. Целевое назначение земель в рамках формирования проектов Fig. 6. Purpose of lands in the framework of project formation

В рамках формирования схемы территориального расположения бизнеса местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью для обеспечения экономической безопасности. В условиях формирования эффективного планирования проектов, местное самоуправление должно осуществляться

гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Как показывает практика, органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях пытаются управлять с учетом исторических и иных местных традиций. Поэтому рекомендуется в рамках формирования проектного менеджмента соблюдение традиций, обеспечения экономической безопасности коренного населения, проживающего на данной территории. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. При размещении проектов и изменении границ, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения в части сохранности и безопасности территорий. В последние годы в рамках переходной экономики происходит разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.

В условиях разработки комплексных программ развития с привлечением инвестиционных средства из различных источников, требуется формирование системы договорных отношений в рамках разграничения земельных участков по принадлежности в рамках соблюдения экономической безопасности территорий.

В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство, в рамках реализации проектов (в том числе ГЧП и их кластеризации) необходимо использовать не только действующее законодательство, российские стандарты учета, отчетности и аудита, но и международные стандарты. Однако необходимо подходить дифференцированно в использовании, формировании природных, социальных и экономических факторов для обеспечения экономической безопасности территорий.

Инвестиционное законодательство Российской Федерации отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации и является составной частью ее правовой системы, отличается эффективной защитой иностранных инвесторов на территории страны. Необходимо знать при планировании стратегии экономической безопасности, что в условиях прогнозирования и реализации инвестиционных проектов, если международным договором уста-

новлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Выводы

В условиях интеграции экономик в мировое хозяйство возникает необходимость обеспечения экономической безопасности в рамках управление инновационными проектами. Управление инновационными проектами должно обеспечивать формирование благоприятной окружающей среды на территории и землях местного самоуправления в соответствии с принципами формирования экономической безопасности территорий.

Комплексное планирование территорий должно отражать достоверную информацию о дифференцированном подходе к установлению правового режима земель и их целевого использования, по принципу эффективной платности, кадастрового учета, сохранности земель и обеспечения экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Список литературы

1. Комков Н.И., Сутягин В.В., Володина Н.Н. Динамика развития энергетики и нефтехимии стимулируют освоение арктического шельфа: Сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции / Процессы глобальной экономики. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 119— 127. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27553033 (дата обращения: 25.11.2016)

2. Комков Н.И., Сутягин В.В., Володина Н.Н. Потребность в продуктах нефтехимии определяет динамику спроса на углеводородное сырье: Сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции / Процессы глобальной экономики. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 127-137. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=2755 3034 (дата обращения: 25.11.2016)

3. Авдийский В.И., Безденежных В.М., Росс Г.В., Лихтенштейн В.С. Финансово-экономическая безопасность экономических агентов: эволюционно-симулятивная мо-

дель индикаторов // Финансовые исследования. 2016. № 1 (50). С. 36-47. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_26189761_27739846.pdf (дата обращения:

25.11.2016)

4. АвдийскийВ.И., Безденежны/хВ.М. Экономическая безопасность современной России: риск-ориентированный подход к ее обеспечению // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. С. 6-13. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_26342594_35560738.pdf (дата обращения: 01.12.2016)

5. Дадалко В.А., Гашоков Х.И. Обеспечение экономической безопасности функционирования предприятия (на примере автомобильной компании derways) // Финансовый бизнес. 2016. № 4(183). С. 16-21. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=26570148 (дата обращения: 18.11.2016)

6. Дадалко В.А., Руды/хА.Д., Топчий П.П. Проблемы взаимодействия кредитно-финансовых институтов с предприятиями оборонно-промышленного комплекса // Военно-юридический журнал. 2016. № 12. С. 3-6. http:// elibrary.ru/item.asp?id=27594047 (дата обращения:

09.01.2017)

7. Сергеева Г.В. Аналитическое обеспечение управления инновациямив развитии продуктовойлинейки//Инноваци-онное развитие экономики. 2012. № 8. С. 140-144. http:// elibrary.ru/download/elibrary_17687139_66914346.pdf (дата обращения: 09.01.2017)

8. Усманова ТХ. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1(25). С. 123-130. DOI: http://dx.doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.1.123.130

9. Усманова Т.Х. Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3(27). С. 98-106. DOI: http:// dx.doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.98.106

10. Усманова Т.Х., Хайруллина Л.И. Механизмы финансирования инвестиционных проектов ТЭК и ЖКХ в рамках региональных программ// Научный журнал Российского газового общества. 2014. № 1. С. 59-63. http:// elibrary.ru/item.asp?id=25704854 (дата обращения: 09.01.2017)

Поступила в редакцию: 28.12.2016; одобрена: 15.01.2017; опубликована онлайн: 31.03.2017

Об авторе:

Усманова Тальия Хайдаровна, профессор Департамента Менеджмент ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (125993, Москва, проспект Ленинградский, дом 49), главный научный сотрудник, Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИПР РАН) (117418, Москва, Нахимовский проспект, 47), доктор экономических наук, ORCID: orcid.org/0000-0001-6095-9553, [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

References

1. Komkov N.I., Sutyagin V.V., Volodina N.N. Dynamics of development of power and petrochemistry stimulate development of the arctic shelf: The collection of scientific papers of the International scientific and practical conference "Global economic processes". St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great. 2016. pp. 119-127. Available at: http://elibrary.ru/download/ elibrary_27552991_59234902.htm (accessed 09 December 2016). (In Russ.)

2. Komkov N.I., Sutyagin V.V., Volodina N.N. The need for petrochemical products defines dynamics of demand for hydrocarbonic raw materials: The collection of scientific papers of the International scientific and practical conference "Global economic processes". St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great. 2016. pp. 127-137. Available at: http://elibrary.ru/download/ elibrary_27552991_59234902.htm (accessed 09 December 2016). (In Russ.)

3. Avdisky V.l., Bezdenezhnykh V.M., Ross G.V., Lichtenstein V.E. The Economic Security of Modern Russia: the Risk-Based Approach to its Assurance. Finansovye issledovanija = Financial research. 2016; 1(50):36-47. (In Russ.)

4. Avdijsky V.I., Bezdenezhnykh V.M. Jekonomicheskaja bezopasnost' sovremennoj Rossii: risk-orientirovannyj podhod k ee obespecheniju [Economic security of modern Russia: a risk-oriented approach to its provision]. Jekonomika. Nalogi. Pravo = Economy. Taxes. Right. 2016; 3:6-13. (In Russ.)

5. Dadalko V.A., Hashokov H.I. Ensuring economic security of functioning of the entity (on example of DerWays

automobile company). Finansovyj biznes = Financial business. 2016; 4(183):16-21. (In Russ.)

6. Dadalko V.A., Rudykh A.D., Topchy P.P. Issues of Interaction of Financial Institutions with Defense Industry Enterprises. Voenno-juridicheskij zhurnal = Military-legal journal. 2016; 12:3-6. (In Russ.)

7. Sergeeva G.V. Analiticheskoe obespechenie upravlenija innovacijami v razvitii produktovoj linejki [Analytical support of innovation management in the development of the product line]. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Innovative development of the economy. 2012; 8:140144. (In Russ.)

8. Usmanova T.K. Management of sustainable socioeconomic development of regions within fiscal and monetary policy in Russia. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie)= MIR (Modernization. Innovation. Research). 2016; 7(1(25)):123-130. DOI: http://dx.doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.1.123.130 (In Russ.)

9. Usmanova T.K. Management of innovative improvement of quality of life and human capital. MIR (Modernizacija. Innovacii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2016; 7(3(27)):98-106. DOI: http://dx.doi.org/ 10.18184/2079-4665.2016.7.3.98.106 (In Russ.)

10. Usmanova T.X., Khayrullina L.I. Mehanizmy finansirovanija investicionnyh proektov TJeK i ZhKH v ramkah regional'nyh programm [Mechanisms for financing investment projects of the fuel and energy complex and housing and communal services in the framework of regional programs]. Nauchnyj zhurnalRossijskogo gazovogo obshhestva = Scientific Journal of the Russian Gas Society. 2014; 1:59-63. (In Russ.)

Submitted 28.12.2016; revised 15.01.2017; published online 31.03.2017

About the author:

Taliya K. Usmanova, Professor of the Department of Management at Financial University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), Chief researcher Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences (47, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117418), Moscow, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, ORGD: orcid.org/0000-0001-6095-9553, [email protected]

The author have read and approved the final manuscript.

X f

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.