Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЦИФРОВИЗАЦИЯ" ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ / ВЛИЯНИЕ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ СОВРЕМЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Александрович

В современных условиях в России активно проводится идея «цифровизации» многих сфер деятельности общества как фактора реализации современных управленческих технологий: «цифровизации» самого общества, «цифровизации» экономики, «цифровизации» производства, «цифровизации» управления и др. Не обошла эта идея стороной и «цифровизацию» отечественного высшего образования. Однако при кажущейся эффективности «цифровизации» высшего образования существует множество вызовов и рисков, о которых сегодня пока не задумываются или стараются не думать. Тем не менее, в период вынужденной организации в российских вузах дистанционного обучения студентов, вызванного пандемией коронавируса, ряд и экономических, и политических вызовов уже четко обозначились. Кроме того, существует большая вероятность того, что отечественное высшее образование в проведении его «цифровизации» столкнется еще и с новыми вызовами, риски от которых можно и нужно предусмотреть уже сегодня. Следовательно, только научный подход к учету возможных вызовов и рисков «цифровизации» отечественного высшего образования и проведение соответствующих мероприятий по нейтрализации возможных рисков способно будет обеспечить эффективное применение современных цифровых технологий в целях обеспечения нужного качества российского высшего образования в новых условиях его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND POLITICAL CHALLENGES OF THE "DIGITALIZATION" OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

In modern conditions, Russia is actively pursuing the idea of «digitalization» of many spheres of society’s activities as a factor in the implementation of modern management technologies: «digitalization» of the society itself, «digitalization» of the economy, «digitalization» of production, «digitalization» of management, etc. the idea of the party and the «digitalization» of domestic higher education. However, despite the seeming efficiency of the «digitalization» of higher education, there are many challenges and risks that are not yet thought about or they are trying not to think about. Nevertheless, during the period of the forced organization of distance learning for students in Russian universities, caused by the coronavirus pandemic, a number of challenges have already become clear. But there is a high probability that domestic higher education in carrying out its «digitalization» will also face new challenges, both economic and political, which can be foreseen today. Consequently, only a scientific approach to taking into account the possible challenges and risks of digitalization of domestic higher education and taking appropriate measures to neutralize them will be able to ensure the effective use of digital technologies in order to ensure the required quality of Russian higher education

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ "ЦИФРОВИЗАЦИИ" РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ «ЦИФРОВИЗАЦИИ» РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Киселев Александр Александрович

кандидат педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация: В современных условиях в России активно проводится идея «цифровизации» многих сфер деятельности общества как фактора реализации современных управленческих технологий: «цифровизации» самого общества, «цифровизации» экономики, «цифровизации» производства, «цифровизации» управления и др. Не обошла эта идея стороной и «цифровизацию» отечественного высшего образования. Однако при кажущейся эффективности «цифровизации» высшего образования существует множество вызовов и рисков, о которых сегодня пока не задумываются или стараются не думать. Тем не менее, в период вынужденной организации в российских вузах дистанционного обучения студентов, вызванного пандемией коронавируса, ряд и экономических, и политических вызовов уже четко обозначились. Кроме того, существует большая вероятность того, что отечественное высшее образование в проведении его «цифровизации» столкнется еще и с новыми вызовами, риски от которых можно и нужно предусмотреть уже сегодня. Следовательно, только научный подход к учету возможных вызовов и рисков «цифровизации» отечественного высшего образования и проведение соответствующих мероприятий по нейтрализации возможных рисков способно будет обеспечить эффективное применение современных цифровых технологий в целях обеспечения нужного качества российского высшего образования в новых условиях его развития.

Ключевые слова: «цифровизация» высшего образования, дистанционное обучение студентов вузов, дистанционный формат обучения, техническое обеспечение дистанционного обучения, технологии «цифровизации» высшего образования, качество обучения студентов в дистанционном формате, влияние «цифровизации» высшего образования на подготовку современных профессионалов, научный подход к решению проблем «цифровизации» высшего образования.

JEL: А22, L38, M54, I25J81

ECONOMIC AND POLITICAL CHALLENGES OF THE «DIGITALIZATION» OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

Alexander A. Kiselev,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russian Federation.

Abstract: In modern conditions, Russia is actively pursuing the idea of «digitalization» of many spheres of society's activities as a factor in the implementation of modern management technologies: «digitalization» of the society itself, «digitalization» of the economy, «digitalization» of production, «digitalization» of management, etc. the idea of the party and the «digitalization» of domestic higher education. However, despite the seeming efficiency of the «digitalization» of higher education, there are many challenges and risks that are not yet thought about or they are trying not to think about. Nevertheless, during the period of the forced organization of distance learning for students in Russian universities, caused by the coronavirus pandemic, a number of challenges have already become clear. But there is a high probability that domestic higher education in carrying out its «digitalization» will also face new challenges, both economic and political, which can be foreseen today. Consequently, only a scientific approach to taking into account the possible challenges and risks of digitalization of domestic higher education and taking appropriate measures to neutralize them will be able to ensure the

effective use of digital technologies in order to ensure the required quality of Russian higher education..

Keywords: «digitalization» of higher education, distance learning of university students, distance learning format, technical support of distance learning, technologies of «digitalization» of higher education, the quality of distance learning, the impact of «digitalization» of higher education on the training of modern professionals, a scientific approach to solving the problems of «digitalization» of higher education

Введение.

Сегодня в России активно проводятся в жизнь «концепции цифровизации» во всех сферах деятельности общества. Однако, как показывает практика, в реальности многие концепции у нас на практике реализуются не так, как это предполагалось, или не дают предполагаемого результата от их внедрения. Как говорится в русской пословице: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Примером этого можно считать бесконечное «совершенствование» Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, которое не дают нужного результата в повышении качества высшего образования, просто добавляя преподавателям дополнительные трудности в переработке, часто формальной, учебной документации. В данном случае, можно привести слова из басни И.А. Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Говоря о реализации концепции «цифровизации» высшего образования, нужно понимать, что при этом возникают серьезные экономические и политические вызовы, которые требуют серьезной научной проработки. В целом, все это актуализирует необходимость решения задачи «цифровизациии» отечественного высшего образования с научных позиций для снижения (исключения) негативных последствий возможных рисков при проведении реформ в данной сфере.

Объекты и методы исследования.

Объектом исследования в данной статье выступает организация обучения в отечественных вузах в условиях «цифровизации» общества и ее влияния на прогностическое повышение качества подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Основными методами исследования является метод включенного наблюдения, анализ работы педагогического состава вузов в дистанционном формате на основе проведенных опросов и изучение научных статей по данной тематике и практического опыта использования в вузах современных цифровых технологий при вынужденной организации обучения студентов в дистанционном формате. Такой подход позволяет нам говорит о достоверности и научности представленных в статье выводов и проблемах организации обучения студентов в отечественных вузах в условиях его «цифровизации».

Результаты и их обсуждение.

В современных условиях в России активно продвигается идея «цифровизации» общественной жизни и ее различных сфер. Несомненно, что развитие современных информационных технологий значительно изменяет жизнь людей, оказывает влияние на их жизнь и деятельность. При этом люди все больше становятся зависимыми от интернета и цифровой инфраструктуры. Так, например, сегодня сотовый телефон (смартфон, айфон) уже превратился в обязательный атрибут жизни человека, в устройство, с помощью которого он осуществляет необходимые коммуникации, получает необходимую ему информацию, делает фотографии, пересылает письма и документы, решает служебные задачи, отслеживает состояние налогов и штрафов, использует его как средство оплаты, хранения и перевода денежных сумм, проведения своего досуга и многое другое.

Вследствие быстрого развития информационных технологий отечественному высшему образованию объективно не избежать «цифровизации». Так, например, в России уже принят к реализации Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является «создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной

среды, обеспечивающей формирование стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [17]. При этом, например, Д.В. Самотовинский и О.Н. Масленникова справедливо отмечают, что «современное общество характеризуется беспрецедентным развитием технологий хранения, распространения, поиска и обработки информации. Эти технологии сделали информацию как никогда ранее доступной» [10]. Это влияет и на организацию обучения студентов отечественных вузов. Но одновременно эти же исследователи справедливо отмечают, что сегодня преимущества информатизации очевидны, но менее очевидны возможные вызов и риски в данной сфере [10]. И если не учитывать их, то реализация проекта «Цифровая образовательная среда» может не достичь заявленных в нем результатов.

Изучение уже имеющегося опыта использования информационных технологий в отечественном высшем образовании в период пандемии коронавируса позволяет утверждать, что в настоящее время можно выделить ряд проблем, которые требуют серьезной научной проработки для реализации концепции «цифровизации» отечественного высшего образования [4].

При этом нужно учитывать, как политические вызовы в области «цифровизации» высшего образования, но и экономические, которые тесно взаимосвязаны и требуют комплексного рассмотрения и решения в целях получения нужного результата

Во-первых, сегодня в отечественной науке и практике нет четкого понимания того, что меняет в сущности таких понятий, как общество, образование, экономика прибавление к ним термина «цифровое». Так, например, говоря о цифровой экономике, доктор экономических наук, член-корреспондент РАНВ. Иванов дает такое определение данному понятию: «Цифровая экономика - это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность» [19]. Но разве это понятие связано с сущностью экономики, с отменой каких-то экономических законов ее развития? Конечно, нет. Экономика как была, так и осталась экономикой, экономические законы как действовали, так и будут действовать дальше. Просто сегодня в экономику активно внедряются разрабатываемые информационные технологии как результат научно-технического прогресса, позволяющие повысить эффективность проводимых мероприятий по обработке большого массива экономической информации в короткие сроки, более быстрого продвижения маркетинговой информации до потребителей и многое другое, а в целом, использовать их в целях повышения интенсивного развития экономики и т.д. Однако современные цифровые технологии не отменяют, да и не могут отменять объективно существующие законы экономики и законы экономического развития общества. Так, например, профессор У.Ж. Алиев справедливо и обоснованно отмечает, что «нет никакой самостоятельной «цифровой экономики». Есть «цифровая технология», которая «в наиболее широком смысле слова, обслуживает почти все иные сферы человеческой деятельности, то есть собственно социальную, культурную, духовную, политическую, идеологическую» [1, с. 31]. Другими словами, под «цифровизацией» высшего образования нужно понимать не какое-то «новое» образование, а новый уровень «технической» оснащенности процесса обучения студентов самыми современными информационными технологиями, позволяющими повысить его качество в условиях как быстрого увеличения массива информации, получаемой обучаемыми, как правило, из интернета, но также и быстрого «устаревания», и изменения получаемой ими информации из интернета.

Во-вторых, говоря об «эре цифровизации» в высшем образовании, сегодня не увидишь даже в столичных вузах классов, где у каждого студента есть свой персональный интерактивный стол, а у преподавателя - интерактивная классная доска и другие современные средства для использования в обучении современных цифровых технологий. А во многих вузах даже на кафедрах есть несколько компьютеров для общего пользования, которые часто уже устарели морально, а преподаватели сами покупают ноутбуки для выполнения технической работы, подготовки презентаций для

занятий и связи с обучаемыми через различные мессенджеры, например, «В контакте». А ведь при «цифровизации» высшего образования понимается ситуация, когда использование современных информационных технологий позволит студентам более активно участвовать в процессе обучения, своевременно получать актуальную для них информацию, удобно ее сохранять. Но и здесь возникает много рисков. К примеру, студентка одного из вузов плакала, что потеряла «флешку», в которой «вся ее жизнь»: курсовые и лабораторные работы, различные учебные материалы, личные фотографии и сканы личных документов, а также подготовленные для работы в организации документы и многое др. [4, с. 102].

Нужно отметить и тот факт, что обеспечение компьютерной техникой обучаемых и педагогов - это сегодня пока еще в большей степени их проблема, которая требует от них определенных материальных затрат на покупку этой техники и ее программного обеспечения. К сожалению, сегодня не только студенты, но и преподаватели вузов не имеет возможности активно использовать в образовательном процессе все достижения информационных (цифровых) технологий: интерактивную классную доску, интерактивный стол студента и многое др. И вопрос «упирается» в элементарные экономические возможности вузов. Так, например, после первого периода пандемии, когда осенью 2020 года продолжилось обучение студентов российских вузов в дистанционном формате, один из региональных вузов сумел закупить на каждую кафедру всего по два комплекта мини видеокамер и наушников. Ясно, что таким образом обеспечить реализацию концепции «цифровизации» высшего образования будет достаточно проблемно.

В-третьих, серьезной проблемой «цифровизации» высшего образования в отечественных вузах является то, что в России сегодня нет не только отечественной платформы для использования цифровых технологий, но даже не предусмотрено единой программы, например, для дистанционного обучения. Так, например, изучение вопроса показывает, что в период пандемии коронавируса одни вузы работал в программе Microsoft Teams, другие - в ZOOM, третьи - в Ascord и т.д. При этом все используемые для дистанционного обучения программы в российских вузах являются программами иностранного производства. К примеру, программа ZOOM - это продукт американской компании коммуникационных технологий, совмещающая возможности вести видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу. Программа Microsoft Teams - это корпоративная платформа для клиентов Business или Enterprise версий Office 365, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения, позволяющая общаться, обмениваться файлами и совместно работать. При этом педагоги должны самостоятельно «приспосабливаться» к использованию этих программ в учебном процессе. Так, например, в программе ZOOM бесплатно можно работать только 40 минут. И российские педагоги нашли выход: через каждые 40 минут преподаватели организуют новый вход в программу.

А учитывая разные материальные и технические возможности, педагоги и обучаемые вынуждены общаться между собой в учебном процессе теми средствами, которые они имеют, например, отправляя друг другу сообщения «В контакте» или SMS-сообщения. Кроме того, в условиях пандемии коронавируса педагогам пришлось «подстраивать» свою личную компьютерную технику, чтобы поддерживать программы, в которых им «рекомендовано» вести учебные занятия или находить средства и возможности приобретать новые ноутбуки. Сложнее это было сделать иногородним студентам, которые часто использовали в качестве источника для получения информации от преподавателей свои сотовые телефоны (смартфоны). Понятно, что смотреть презентацию лекции на экране сотового телефона и вести запись лекции в таких условиях достаточно сложно. И даже Высшая школа экономики, позиционирующая себя до начала пандемии коронавируса лидером в организации онлайн-образования, «получила» эти проблемы.

И нужно понимать, что иностранные платформы использования информационных технологий в любой момент могут быть отключены от использования их в России по решению зарубежных

компаний и, возможно, использоваться при определенных условиях и как инструмент шантажа против России. И только своя операционная система, написанная с нуля, позволит создать в России полноценную 1Т-отрасль, работающую на интересы своей страны. Амбициозный проект позволит сконцентрировать разрозненные коллективы программистов и одиночек, свести все наработки и ресурсы в одну точку и создать базу, вокруг которой будет создаваться остальная экосистема программных продуктов [14].

Не решив эту проблему, сложно говорить об эффективности «цифровизации» отечественного высшего образования. Следовательно, важнейшей предпосылкой эффективности «цифровизации» отечественного высшего образования будет решение проблемы разработки российских программ для реализации дистанционного общения между педагогами и обучаемыми, а также реализация возможности учебных заведений обеспечивать и педагогов, и обучаемых необходимыми современными техническими средствами в обучении студентов.

В-четвертых, реализация цифровых технологий в обучении студентов невозможна без использования интернета. При этом нужно отметить, что «внедрение» интернета в жизнь людей уже привело к тому, что они стали значительно меньше читать книг, а информацию стремятся получать через интернет, так как это намного проще и быстрее. Как пишет в своей курсовой работе студентка Ю.А. Петрова, «за двадцать лет «реформ» по уровню образования, по данным ЮНЕСКО, Россия скатилась с 3-го места в мире на 35-е. Мы долгие годы гордились тем, что наша страна - самая образованная. Но сегодня верного друга - книгу - предают. С предательством книги начинается разрушительный процесс души человека: она черствеет, в ней нет места красивому слову, красивому поступку. Этой красоте нашли замену. Этот процесс был стремительный, он происходил на наших глазах. Книга перестала выдерживать конкуренцию под натиском компьютерных технологий» [20].

Но хорошо ли это для высшего образования? Например, еще в 2008 г. в журнале «Апапис» вышло резонансное эссе профессора Калифорнийского университета Н. Карра: «Делает ли гугл нас глупее?». Основываясь на личном опыте и опыте своих коллег, он высказал мнение о разрушительном влиянии Интернета на внимание и мышление людей [3]. А в 2009 г. известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета Г. Смолл в своей книге «Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета» привёл данные многочисленных исследований, свидетельствующих о негативном влиянии интернета на когнитивные функции людей [11]. При этом наличие огромного объема противоречивой информации, часто недостоверной, получаемой студентами из интернета не всегда имеет положительное влияние не только на знания людей, но и на их поведение [4, с. 104]. Сегодня мы можем увидеть много информации в средствах массовой информации о неадекватном поведении студентов, грубости по отношению к педагогам и сокурсникам и многое другое, что в период до появления интернета было невозможным. И это следствие воздействия на молодых людей информации из интернета и компьютерных игр, когда молодые люди «теряют» разницу между виртуальной и реальной жизнью. Так, например, в 2017 году следственными органами была пресечена попытки самоубийства двух подмосковных школьниц 14 и 15 лет. Девочки со своих аккаунтов в социальных сетях вели переписку с неустановленными лицами, которые путем оказания психологического давления давали им опасные для здоровья задания, конечной целью которых было совершение самоубийства, склоняли к суициду посредством общения через социальные сети [8]. Вследствие этого важно в условиях «цифровизации» высшего образования не «потерять» обучающую роль и воспитательное влияние педагогов на студентов. Даже Президент РФ В.В. Путин в ходе своей пресс-конференции в декабре 2020 года отметил, «что онлайн-обучение не может заменить очного формата, при котором учащиеся лично контактируют с преподавателями. Сейчас качество обучения страдает» [9]. А студенты, обучающиеся в вузах на платной основе, и их родителя просят вернут им деньги за дистанционный формат обучения, подчеркивая тем самым снижение его результативности. Так, например, как сообщается в газете «Коммерсантъ», студенты платных отделений МГУ им. М.В.

Ломоносова хотят вернуть часть оплаты за обучение через суд. По их мнению, из-за дистанционного образования в условиях пандемии коронавируса качество обучения снизилось [12].

Следовательно, «цифровизацию» российского высшего образования надо воспринимать как массовое использование современных информационных технологий в высшем образовании, позволяющих повысить его качество и культуру, но никоим образом не заменить «живого» педагога на какого-то «виртуального преподавателя», робота и т.д., так как только на занятиях при личном контакте преподаватели видят реакцию обучаемых на получаемую информацию и могут своевременно среагировать на это, объяснив тот материал, который студенты не поняли или поняли по-своему, повлиять на их поведение своим примером и проведением продуманных и научно обоснованных воспитательных мероприятий, чего ни при каких условиях не сможет сделать никакой, даже самый «умный» робот. Да и в менталитете россиян «живое» общение всегда играло ключевую роль в формировании у молодых людей патриотизма и в целом мировоззрения. А цифровые технологии должны только расширять возможности педагогов и студентов в эффективности такого общения.

В-пятых, сегодня у ряда отечественных исследователей присутствует понимание того, что раз уж в Европе такая форма, как электронное образование давно используется, значит, и в России она даст нужные результаты [3, с. 368]. «Принижая» роль педагога в обеспечении качества отечественного высшего образования, такие исследователи часто «цифровизацию» высшего образования связывают с переводом его на дистанционный формат без серьезной научной проработки, ориентируясь на опыт зарубежных коллег. При этом такие отечественные исследователи, увязывая «цифровизацию» высшего образования с его развитием в дистанционном формате, описывали и описывают его положительные факторы, такие, как возможность получить обучаемым знания в любом вузе и у нужных им специалистов, что невозможно осуществить в обычном режиме обучения. Так, например, интернет наполнен объявлениями о том, что можно получить «дистанционное обучение с любой точки мира, государственный диплом, быстрое поступление в вузы Москвы и России» и др. [22]. А в качестве главного преимущества дистанционной формы обучения этими исследователями выделяется ее удобство, то есть свобода и экономия времени и действий студентов, а также возможность студентов совмещать учебу и работу. К сожалению, переход высшего образования на стандарты по иностранным лекалам на систему «бакалавриат-магистратура» без адаптации к отечественным традициям и менталитету людей уже доказал, что отказ от своего исторического опыта в сфере высшего образования негативно отразился на качестве подготовки выпускников отечественных вузов, а соответственно и на привлекательности выпускников отечественных вузов различными организациями-работодателями. Так, например, Сырбу С. А., Карасёва Т. В., Лощаков А. М. отмечают, что, «несмотря на достаточное число зарубежных и отечественных исследований в области электронного образования современной образовательной политике в России уделено недостаточно внимания. Современные зарубежные модели электронного образования не могут быть использованы без адаптации к российским условиям» [12, с. 204]. Тем не менее, отдельные отечественные исследователи часто призывают нас к тому, что «мы должны успеть запрыгнуть в последний вагон», чтобы не отстать от иностранных партнеров в «цифровизации» высшего образования. Но задаются ли они вопросами: «А куда едет этот вагон? А может, он повезет нас в ненужную нам сторону? А какие риски возникнут при поспешности в цифровизации без научно обоснованных решений?» и др. [4, с. 103]. Здесь нужно понимать, что цифровые технологии наряду с прогрессом, несут и многочисленные риски, как для отдельных людей, так и для общества в целом.

Так, например, опыт обучения студентов в период пандемии коронавируса показал, что вынужденный переход на дистанционное обучение требует серьезного подхода к его организации в вопросах методического обеспечения. Как отмечает директор центра новых образовательных технологийидистанционногообученияСанкт-Петербургскогогосударственногоэлектротехнического университета «ЛЭТИ» А. Тимофеев, недостаточно просто предложить студентам проходить онлайн-

курсы из дома. При переходе на удаленное обучение университет должен обладать опытом массового онлайн-образования, включая не только техническое сопровождение, но и качественную тьюторскую поддержку дистанционного учебного процесса. А директор центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого С. Калмыкова отмечает, что «университет должен понимать, как в данной ситуации будут выстраиваться траектории обучения студентов, как будет построено расписание, как будет вестись поддержка студентов, как будет организованы вебинары ит.д.» [3]. К примеру, руководитель исследовательской группы Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Д. Мельник отмечал, что «в целом российские вузы оказались не готовы к переходу, да и в мире большинство вузов действуют в этой ситуации больше интуитивно» [5].

К сожалению, действительно, сегодня многие педагоги, по оценкам пользователей, «просто выкладывают в социальные сети домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Чтобы усвоить материал по-настоящему, обучаемым приходится брать дополнительные уроки на специализированных онлайн-площадках» [18].

И педагогов можно понять, что такое дистанционное обучение требует дополнительного времени для организационной и методической работы. А единых разработанных органами управления образованием для вузов различных обучающих программ для дистанционного формата по учебным дисциплинам, к сожалению, нет и не предвидится. До сих пор, к сожалению, даже единых учебников для высших образовательных учреждений по различным учебным дисциплинам так и не создано. Вследствие этого по одной и той же специализации в отечественных вузах существуют совершенно разный набор учебных дисциплин. При этом дисциплины в учебные планы разрабатываются часто не «под студента», а «под преподавателя», под его уровень компетенции в определенных вопросах. Вследствие этого сегодня студенты не могут в силу объективных причин осуществить даже перевод по своей специализации в другой профильный вуз, например, при переезде в другой город, так как программы обучения в вузах очень сильно различаются.

В-шестых, как показывает опыт, увлечение информационными технологиями в обучении углубляет проблемы с речевым развитием у молодых людей, проблемы со зрением, вызывает компьютерную, игровую зависимость и отказ от бумажных учебников и создает проблемы в межличностном общении [6]. Так, например, сегодня стало обычным явлением, когда студенты в перерыве между занятиями «сидят» в своих смартфонах, а не общаются между собой.

При этом часто «опускается» из поля зрения как «незначительная» такая проблема, как знание русского языка. А ведь «информатизация» образования стала тяжелой бедой для русского языка. Возникло множество понятий, засоряющих русский язык, которые старшее поколение иногда даже не понимает. Это связано с тем, что с развитием компьютерных технологий с приходом на российский рынок иностранных организаций пришло много иностранных слов, которые сегодня активно используются. Например, сегодня в одежде словом «виндпруф» определяется ветронепродуваемая куртка, словом «клатч» - маленькая дамская сумочка, словом «хилисы» - кроссовки с колесиком на пятке. Уже привычными стали слова, применяемые к продуктам питания: хот-дог, чипсы, роллы и многие другие. При этом организации у нас почему-то называют фирмами, хотя в Гражданском кодексе РФ они определяются как коммерческие и некоммерческие организации, а многие специальности даже не всем россиянам и понятны: брокер, дилер, дистрибьютор, промоутер, трейд-маркетолог, таргетолог, промоутер, копирайтер, блогер и еще многое др. [2]. А ведь еще И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». К сожалению, даже поступив в вузы, зачастую молодые люди не умеют правильно писать, надеясь на то, что компьютер «поправит» их ошибки. Например, один из выпускников вуза, опаздывая на защиту своей выпускной квалификационной работы,

прислал преподавателю по телефону сообщение следующего содержания: «Счас буду торчу впропке». У него нет понимания о том, где надо поставить точки, как правильно писать слова и др. У него уже есть понимание того, что компьютер исправит все его ошибки. Раньше была такая шутка-загадка для учеников: «В каком слове из трех букв можно сделать четыре ошибки». Это было слово «еще», которое «неучи» могли написать, как слово «исчо». Но сегодня, мягко говоря, небрежное отношение к русскому языку уже не вызывает смеха, так как многие молодые люди, даже получив диплом об окончании вуза и получении высшего образования не знают правил русского языка и пишут слова даже в документах и распоряжениях так, как понимают их интуитивно. И это сегодня действительно важная проблема, связанная с сохранением национальной культуры.

В-седьмых, нельзя дистанционное обучение «приравнивать» к «цифровизации» высшего образования или делать его основной частью. Дистанционное обучение - это один из традиционных педагогических методов обучения студентов, когда в системе взаимодействия студента и педагога решаются вопросы индивидуализации обучения и реализации принципов «индивидуальных траекторий обучения» студентов, а также для организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Несомненно, что в современных условиях используются для этого новые информационные средства коммуникации. Сегодня как на уровне руководства, так и самих обучаемых уже пришло понимание того, что дистанционное обучение не решает проблем. Например, Президент РФ В.В. Путин в ходе большой предновогодней пресс-конференции в 2020 году ответил на вопрос относительно вынужденного перехода школ и вузов страны на режим онлайн-обучения. Он отметил, что данная система не может заменить прямого общения преподавателя и студента, речь идёт о личном контакте. В то же время онлайн-образование будет оставаться в качестве необходимой меры ещё какое-то время [7]. Эксперты Института образования ВШЭ получили данные о том, что самым стрессовым дистанционное обучение оказалось не для детей, а для их родителей. Так, в проводимом ими опросе стрессовой ситуацию дистанционного обучения назвали 68% родителей -гораздо больше, чем среди учеников (41%) и учителей (48%) [21]. Одной из причин такого положения можно считать современные образовательные программы, которые, по мнению многих родителей, не рассчитаны на возможности обучаемых.

А 25 января 2021 года на встрече с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества В.В. Путин затронул тему дистанционного обучения, на которое вузам пришлось перейти из-за пандемии, и констатировал, что «такой необычный формат не мог не сказаться на полноте и качестве» образования, на «обеспечении контроля знаний» [16].

Но нужно отметить, что наши современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по системе бакалавриат-магистратура, которые постоянно «совершенствуются», не позволяют активно использовать студентами цифровую среду различных вузов в процессе дистанционного обучения студентов, так как во многом программы, понятийный аппарат и содержание рабочих программ в вузах сильно разнятся даже по одинаковым направлениям подготовки и «заточены» чаще всего они не на профессиональную подготовку студентов к реальной практической деятельности, а под тех педагогов, которые будут вести с ними занятия. Но даже если бы все было и стандартизированным, думается, что мало бы кто из людей хотел лечиться у доктора, который обучался в вузе делать хирургические операции в дистанционном режиме или летать на самолете с пилотом, который дистанционно закончил авиационный вуз. При этом учили бы их часто педагоги, не имеющими практического опыта работы по специальности, к которой готовится обучаемые ими студенты. И новые ФГОС ВО 3++, принимаемые сегодня, опять не решают эту проблему и вследствие этого, по нашему убеждению, не соответствуют требованиям к реализации концепции «цифровизации» отечественного высшего образования и, соответственно, повышения качества подготовки студентов как профессионалов для отечественных организаций. Оценивая деятельность разработчиков ФГОС ВО по их «совершенствованию» от первых ФГОС ВО

по системе бакалавриат-магистратура до ФГОС ВО 3++, проводимого за достаточно короткий период времени, можно в данном случае привести слова из басни И. Крылова «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». И решение этого вопроса связано с необходимостью перестройки работы органов управления высшим образованием, которые, как видится нам, сегодня больше решают политические вопросы высшего образования, а не ключевые проблемы самого высшего образования и подготовки его к работе в условиях «цифровизации». Ведь прежде, чем перевести отечественное высшее образование в «цифровой» формат, нужно систему высшего образования «настроить» так, как, к примеру, гитарист настраивает свою гитару, чтобы она красиво и правильно звучала на сцене во время концерта. И концепция «Университет 20.35» не является решением обозначенных проблем [15]. Просто за ее «красивым фасадом» скрываются современные проблемы вузов и их готовность к реализации концепции «цифровизации» высшего образования, когда заявляются амбициозные цели, которые непонятно, каким образом и кто будет достигать.

Таким образом, реализация концепция «цифровизации» высшего образования не отменяет законов педагогики и экономики, кадровой работы по подготовке педагогов-профессионалов, методической подготовки педагогов, в том числе к работе с использованием в обучении современных информационных технологий, потребности организаций в получении конкретных профессионалов и др. А те вызовы, которые могут возникнуть в процессе реализации концепции «цифровизации» высшего образования, уже сегодня требуют серьезной научной проработки, разработке научно обоснованных и просчитанных специалистами, а не чиновниками в образовании нужных рекомендаций по перестройке системы высшего образования или «настройке» его на эффективную работу и учете их в практической работе отечественных вузов. В противном случае эта очередная реформа окажется «красивым» лозунгом, а работать в вузах будет некому, так как нагрузка, чаще всего необоснованная, связанная с дополнительными работами по переработке различных рабочих программ, написании нужных для рейтинга вузов научных публикаций, самостоятельного освоения все новых и новых информационных программ без достаточного технического обеспечения приведет к оттоку из вузов опытных педагогов и не будет интересным для молодых педагогов, приходящих на работу в вузы. А ведь именно две ключевые составляющие составляют успешность развития любого общества: образование и здравоохранение. И подходить к развитию данных сфер нужно со всей ответственностью, с научных позиций и государственной заинтересованности в их развитии. В противном случае мы опять будем отставать в этих вопросах от других развитых государств, вынуждены «перенимать» их, не всегда подходящий нам в силу культурных, национальных и других факторов опыт в сфере высшего образования, теряя свой богатый национальный опыт подготовки высококлассных специалистов для нужд экономики и отечественных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев У.Ж. Цифровая экономика и/или цифровая технология: их место в инвариантно-интегральной структуре экономической системы // Социально-экономические и технологические проблемы новой индустриализации как фактора опережающего развития национальной экономики: сборник трудов Международной научно-практической конференции, 12 ноября 2019 г., Ярославль. -Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2019. - С. 30-34.

2. Киселев А.А. «Засорение» русского языка иностранными словами как угроза национальной культуре / Роль государства и институтов гражданского общества в сохранении родных языков и литератур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020.

3. Киселев А.А. Проблемы дистанционного обучения студентов в вузах и пути их решения / Последствия и вызовы пандемии коронавируса для технологического и социально-экономического развития общества: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 10 декабря 2020 г. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ,

2020. С. 367-374.

4. Киселев А.А. «Цифровизация» экономики: ее риски и проблемы в современных условиях / Электронный научный журнал № 9(29), 2019. С. 101-106.

5. Мельник Д. Карантин как повод пересмотреть подход к высшему образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/opinions/ 8028493 5. Самотовинский Д. В., Масленникова О. Н. «Побочные эффекты» цифровизации как вызов системе образования // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5-8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С.192-199.

6. Михайлина М.Ю. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения: Методические рекомендации / М.Ю. Михайлина, Е.П.Федотова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://soiro.ru/sites/default/files/2020/cifrovizaciya_obrazovaniya_-_opyt_problemy_i_ riski_distancionnogo_obucheniya.pdf

7. Онлайн-образование имеет свои плюсы и минусы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://actualnews.org/exclusive/374516-vladimir-putin-ocenil-kachestvo-onlajn-obrazovanija-v-rf. html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

8. Предотвращены самоубийства двух школьниц, которых склоняли к суициду через социальные сети. Памятка родителям / http://insergposad.ru/novosti/proisshestviya_/predotvrashcheny-samoubiystva-dvuh-shkolnic-kotoryh-sklonyali-k-suicidu-cherez-socialnye-seti

9. Путин признал снижение качества образования из-за дистанционного формата https:// bloknot-stavropol.ru/news/putin-priznal-snizhenie-kachestva-obrazovaniya-iz--1294687

10. Самотовинский Д. В. «Побочные эффекты» цифровизации как вызов системе образования / Д.В. Самотовинский, О.Н. Масленникова// Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5-8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С.192-199.

11. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. с англ. Б. Козловского. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. 352 с.

12. Студенты просят вернуть деньги за обучение из-за COVID-19 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cher-poisk.ru/news/obrazovanie/studenty-prosyat-vernut-dengi-za-obuchenie-iz-za-covid-19

13. Сырбу С. А. Проблема формирования открытой электронной информационно-образовательной среды современного вуза / С.А. Сырбу, Т.В. Карасёва, А.М. Лощаков// Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5-8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 203-209.

14. Так нужна ли России своя операционная система? Реально ли её вообще написать?

https://zen.yandex.ru/media/electromozg/tak-nujna-li-rossii-svoia-operacionnaia-sistema-realno-li-

ee-voobsce-napisat-5fe0f10271b26f45935fdf81

15. Университет 20.35 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://2035.university/about/

16. Уроки пандемии и ответственная политика. О чем президент рассказал студентам в Татьянин день [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://future-russia.ru/2021/01/27/uroki-pandemii-i-otvetstvennaya-politika-o-chem-prezident-rasskazal-studentam-v-tatyanin-den/?rb_click id=82875872-1613237265-1978013120

17. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda

18. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-

штшу-е1ек1:гоппоу-8Ьк:о1у-сЬ1:о-Ьиде1:-8-де1:т1

19. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ria.ru/20170616/1496663946.htm1

20. Читают ли книги современные студенты / https://know1edge.a11best.ru/pedagogics/2c0a65635b 2bd69a5c43a89521316d36_0.html

21. Эксперты выявили основные проблемы дистанционного образования в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sn.ria.ru/20200326/1569166181.htm1

22. Электронное образование России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// on1ine-institut.ru/cource/?fi1ter[study] = 1&keyword=%2B%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%8 2%В0%Б0%В0%ВВ%В1%86%В0%В8%В0%ВЕ%В0%ВВ%В0%ВВ%В0%ВЕ%В0%Б5%20 %2B%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&matchtype =b&utm_content=436760423904&device = c&utm_source=goog1e&utm_medium = cpc&utm_

campaign=Distantsionnoye_obrazovaniye_Russia_Da1_nij_Vostok&gc1id=EAIaIQobChMI4vDWz7rF7AI

VD9myCh2CVQo6EAEYBCAAEgJG7_D_BwE)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.