УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-108-113
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИМ
Максим Фёдорович ЛЁВИН,
аспирант кафедры экономики и управления финансово-экономического факультета Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Брянской области
E-mail: vasyabryansky@yandex.ru
Научный руководитель: Н.Н. Ковалева, кандидат экономических наук, доцент
Рецензент: Е.Н. Пашкова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. Экономические преступления причиняют серьезный ущерб всем участникам рыночных отношений. Зачастую они носят скрытый (латентный) характер. Поэтому чрезвычайно важно постоянно совершенствовать механизмы предотвращения и раскрытия данных правонарушений. В статье представлен краткий обзор статистических данных, характеризующих уровень экономической и коррупционной преступности в России, предложены некоторые направления совершенствования мер по их предотвращению и раскрытию.
Ключевые слова: коррупционные преступления; плановые проверки; предотвращение; раскрытие; экономические преступления; цифровые технологии.
ECONOMIC AND CORRUPTION CRIMES: IMPROVING MEASURES TO COUNTER THEM
Maxim Fedorovich LEVIN,
Postgraduate Student of the Department of Economics and Management of the Faculty of Finance and Economics of the Bryansk State Academician I.G. Petrovski University
E-mail: vasyabryansky@yandex.ru
Scientific adviser: N.N. Kovaleva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Reviewer: E.N. Pashkova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Abstract. Economic crimes cause serious damage to all participants in market relations. Often, they are hidden (latent) in nature, so it is extremely important to constantly improve the mechanisms for preventing and disclosing these offenses. The article provides a brief overview of the statistical data that characterize the level of economic and corruption crime in Russia, and suggests some ways to improve measures to prevent and solve them.
Keywords: corruption crimes; scheduled inspections; prevention; disclosure of economic crimes; digital technologies.
В рамках любой экономической системы существует проблема наличия экономических преступлений, которые представляют собой противоправные действия, приносящие финансовый ущерб физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или государству.
Однако конкретные социально-экономические и политические условия, складывающиеся в отдельные периоды времени в том или ином государстве предопределяют спектр экономических преступлений, которые будут преобладать среди других. В целом для рыночной экономики свойственны такие экономические преступления, как хищение путем мошенничества, присвоения либо растраты, фальшивомонетничество, оборот немаркированных и контрафактных товаров, организация и проведение незаконной игорной деятельности, производство и реализация контрафактной алкогольной и табачной продукции, легализация доходов, полученных преступным
путем, незаконное образование юридического лица, уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконное предпринимательство, ведь в условиях рынка все хозяйствующие субъекты стремятся к получению максимальной прибыли, а часть из них пытается добиться этого «любой ценой». Зачастую этому сопутствуют такие коррупционные преступления, как взяточничество, коммерческий подкуп, служебный подлог.
Преступления, совершаемые в сфере экономики, определены в перечнях 1 и 2, утвержденных указанием Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 25 декабря 2020 г. № 738/11/3.
Преимущественно это преступления, предусмотренные гл. 22 Уголовного кодекса РФ. К числу преступлений в сфере экономики относится также большинство из «коррупционных» составов, предусмотренных гл. 23 и 30 УК РФ.
На рис. 1 приводится детальная информация, характеризующая экономические преступления, на примере хищений.
Основные характеристики экономических преступлений
—► Главные признаки
наличие умысла и корыстного мотива; наличие связи с профессиональной деятельностью; существенный ущерб; организованный характер, перераспределение материальных благ в результате преступной деятельности; наступление негативных экономических последствий и т.д.
—► Возможные схемы
Фиктивная (формальная) инвентаризация
Пересортица
Приписки
Махинации в рамках технологического процесса
Фальсификация документов (материальный подлог, подделка)
Рис. 1. Детализация сведений об экономических преступлениях, связанных с хищением
В настоящее время функции по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в системе МВД России возложены на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК). Выявлением и раскрытием наиболее резонансных преступлений в сфере экономики, несущих угрозу государственным интересам и безопасности страны, занимается служба экономической безопасности ФСБ России. Расследование большей части уголовных дел по экономическим преступ-
лениям осуществляют следователи и дознаватели органов внутренних дел, ФСБ и СК РФ.
В качестве наказания за совершение экономических (коррупционных) преступлений предусмотрены следующие виды: лишение свободы, арест, обязательные исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф и т.д., вид и размер которых определяет суд.
Исследование показало, что за последние сти наблюдается тенденция снижения количе-10 лет (с 2010 по 2019 г.) как в России в целом, ства регистрируемых экономических преступле-так и на территории Брянской области в частно- ний (рис. 2).
Рис. 2. Динамика зарегистрированных экономических преступлений в России
Так, максимальный уровень количества зарегистрированных в России преступлений экономической направленности за исследуемый период наблюдался в 2010 г. Затем в течение четырех последующих лет происходило их резкое уменьшение, которое продолжилось и в последующие годы, но более низкими темпами. Лишь
в 2015 и 2018 г. количество экономических преступлений имело положительный темп прироста — на 4,3% и 4,2% соответственно.
На рис. 3 представлена аналогичная информация для одного из российских регионов — Брянской области за последние 10 лет [9].
Рис. 3. Динамика зарегистрированных экономических преступлений в Брянской области
Анализ приведенных данных показывает, что максимальный уровень зарегистрированных преступлений экономической направленности за рассматриваемый период в Брянской области также наблюдался в 2010 г., и затем в течение четырех последующих лет, как и в целом по России, происходило существенное
сокращение, которое продолжилось и в последующие годы, но более низкими темпами. Как видим, начиная с 2016 г. наблюдается тенденция увеличения регистрируемых экономических преступлений, однако даже в 2019 г. данное количество все равно не достигло уровня 2010—2013 гг.
Следует отметить, что коррупционные преступления, которые достаточно близки к экономическим, имеют схожую динамику. Соответствующая информация отражена на рис. 4 (сведения приведены по преступлениям, предвари-
тельное расследование которых производится в форме следствия за период с 2012 г., когда в государственную статистическую отчетность введены показатели по данной категории преступлений) [3; 8; 9].
Рис. 4. Динамика зарегистрированных коррупционных преступлений в России
Рис. 5. Динамика зарегистрированных коррупционных преступлений в Брянской области
Характерно, что как в целом по России, так и в Брянской области максимальные показатели зарегистрированных коррупционных преступлений имели место в 2012 г. и в течение последующих двух лет наблюдалось их резкое сокращение.
Его пик был достигнут по России в 2017 г. (в 2,2 раза к показателю 2012 г.), в Брянской области — в 2016 г. (в 6,7 раз к значению 2012 г.), что в значительной мере связано с внесением изменений в уголовное законодательство, отнесших такие наиболее типичные коррупционные преступления, как получение и дача взяток, а
также коммерческий подкуп, совершенные в размере, не превышающем 10 тыс. руб., к преступлениям, расследование которых осуществляется в форме дознания.
После этого наблюдается постепенный рост количества регистрируемых коррупционных преступлений как в целом по России (на 5,9% в 2018 г. и 0,8% в 2019 г.), так и в Брянской области (на 46,5% — 2017 г., на 22,8% — 2018 г. и на 24,2% — 2019 г.).
В то же время в целом с 2012 по 2019 г. число поставленных на учет коррупционных пре-
ступлений по России сократилось в 2,1 раза, в Брянской области — в 3 раза.
Анализируя данные рис. 2—5, можно отметить, что в целом по России количество регистрируемых экономических преступлений в период с 2010 по 2014 г. стремительно сокращалось, после чего наступила относительная стабилизация (с максимальным отклонением в 7,1%). Количество коррупционных преступлений также почти непрерывно сокращалось в период с 2012 по 2017 г. (с небольшой положительной динамикой в 0,1% в 2015 г.), но начиная с 2018 г. наблюдается небольшой стабильный рост (на 5,9% в 2018 г. и на 0,8% в 2019 г.).
Аналогичное снижение наблюдалось и на Брянщине с 2010 по 2014 г., после чего (с 2015 по 2018 г.) стабилизировалось (с максимальным отклонением в 13,7%), а в 2019 г. существенно возросло — на 39,1%. Количество коррупционных преступлений также непрерывно снижалось с 2012 по 2016 г., после чего стабильно увеличивается с динамикой от 22,8% до 46,5%.
Объективными причинами снижения количества регистрируемых экономических и коррупционных преступлений стали:
1) сокращение в ходе реформы МВД России в 2010—2012 гг. численности личного состава подразделений ЭБиПК, которыми выявляется подавляющая часть преступлений в сфере экономики. Если в целом численность личного состав органов внутренних дел сократилась на 22%, то количество сотрудников ЭБиПК в разных регионах изменилось в различной степени. Так, в Брянской области сокращение штатной численности подразделений ЭБиПК составило 35,5% — с 256 человек в 2010 г. до 165 в 2019 г.;
2) на сокращение количества регистрируемых преступлений повлияло снижение так называемой эпизодности, т.е. соотношения числа лиц к количеству инкриминированных им преступлений, что связано с изменением подходов к квалификации «длящихся» преступлений, к которым относятся многие экономические деликты. Другими словами, если ранее регулярное совершение одним лицом однотипных преступлений квалифицировалось как несколько самостоятельных преступлений, то теперь они квалифицируются как одно длящееся преступление, объединенное единым умыслом. Как следствие, в 2010 г. в Брянской области на одно привлеченное к уголовной ответственности лицо приходилось 3,8 совершенных им экономических преступлений, в 2019 г. — всего 1,8;
3) изменения в Уголовный кодекс РФ, дек-риминализовавшие ряд составов (например, кон-
трабанду — ст. 188 УК РФ) либо увеличившие суммы, которые образуют состав преступления (например, легализация доходов, полученных преступным путем, налоговые преступления, взяточничество и коммерческий подкуп и т.д.).
Проблема противодействия преступлениям в экономической сфере и коррупционным преступлениям требует пристального внимания. При этом важно отметить, что в России продолжается процесс «гуманизации» уголовного законодательства.
1. Федеральным законом № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу с 8 января 2019 г., расширены перечни преступлений, по которым прекращаются уголовные дела при условии возмещения причиненного ущерба.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ дополнен новой ст. 164.1, которой определены случаи исключительного изъятия носителей электронной информации по уголовным делам по экономическим преступлениям, а также порядок снятия с них информации.
3. В Государственной Думе Российской Федерации рассматривают предложение «Деловой России» не возбуждать уголовные дела против бизнесменов, если причиненный ими ущерб не превышает 500 тыс. руб., а наказывать их крупными штрафами [11].
Несмотря на это, экономические преступления не перестают наносить существенный материальный ущерб государству, юридическим лицам и гражданам, в связи с чем требуется совершенствование механизма и инструментария их выявления, пресечения, раскрытия и расследования.
Одним из действенных направлений в повышении эффективности борьбы с экономической преступностью видится оптимизация организационно-штатного построения подразделений ЭБиПК в части создания отделов, обслуживающих наиболее приоритетные для конкретного региона направления и отрасли экономики исходя из социально-экономических характеристик регионов.
Еще одним направлением совершенствования деятельности по противодействию преступлениям в сфере экономики может стать централизованный электронный документооборот с федеральными операторами связи и интернет-провайдерами, кредитными организациями, организаторами распространения информации, сервисами электронных платежей, что будет способствовать сокращению сроков получения необходимой информации.
Также видится необходимость в создании механизма взаимодействия между МВД России и Банком России, который позволит подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, напрямую получать в кредитных организациях информацию об операциях, в том числе осуществленных без согласия клиента, оператора по переводу электронных денежных средств и услуг платежной инфраструктуры.
Немаловажное влияние на эффективность работы по противодействию экономической преступности способно оказать наличие возможности быстрого доступа к информационным базам данных, единым государственным автоматизированным информационным системам.
Кроме того, целесообразно обеспечить оперативный доступ сотрудников службы ЭБиПК к информационным базам Федеральной налоговой службы, Таможенной службы, Росреестра, операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, что позволит осуществлять контроль отдельных объектов экономики в режиме реального времени (по аналогии, как, например, осуществляется налоговый мониторинг).
Существенное влияние на эффективность борьбы с преступлениями в сфере экономики способно оказать повышение профессионального уровня сотрудников подразделений ЭБиПК, поскольку он затрагивает огромный пласт различных экономических и юридических знаний. Помимо знания нюансов традиционных видов экономических преступлений, в последнее время возникла потребность во владении сотрудниками спецификой современных информационных технологий, поскольку экономическая преступность все более и более переходит из «бумажной» среды в «цифровую». Все больше экономические преступления затрагивают не только финансовые интересы участников рыночной экономики, но и информационную безопасность.
С учетом этого нуждаются в серьезной корректировке как учебные программы подготовки будущих специалистов для подразделений ЭБиПК, так и программы курсов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования уже действующих сотрудников, поскольку новые смешанные виды экономических преступлений (киберпреступлений) требуют инновационных подходов при раскрытии и расследовании. При этом к процессу обучения сотрудников целесообразно привлекать специалистов банковских учреждений, интернет-провайдеров, операторов сотовой связи.
Анализ представленных в исследовании данных показывает, что спектр совершаемых экономических преступлений весьма значителен,
широк и набор возможных схем их осуществления. Это обусловливает необходимость совершенствования мер предотвращения и раскрытия экономических преступлений, для чего деятельность подразделений ЭБиПК, на которые возложена задача противодействия преступным деяниям в сфере экономики, может быть изменена в следующих направлениях: оптимизация организационно-штатного построения; создание электронного документооборота с кредитными организациями; более широкое внедрение современных технологий; обеспечение оперативного доступа к информационным базам данных других ведомств; повышение компетентности сотрудников.
Список литературы
1. УК РФ [Электронный ресурс] / / СПС «Кон-сультантаПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_10699 /799a726 d990f4e000b31703cf3be49fa16cb180d/.
2. Дворецкая ЮЛ., Автушенко В.М. Принципы участия аудиторов в процедурах судебно-бухгалтерской экспертизы / / Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 166—169.
3. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. URL: http://cri-mestat.ru/analytics.
4. Ковалева H.H., Сабадашев А.Г. Методологические подходы к организации и проведению судебно-бухгалтерской экспертизы экономического субъекта / / Вестник Брянского государственного университета. 2009. № 3. С. 103—110.
5. Кузнецова O.H. Контроль и ревизия. М., 2018.
6. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart.
7. Преступность в регионах [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total.
8. Современные налоговые парадигмы российской экономики: монография / под науч. ред. H.H. Ковалевой. Брянск, 2017.
9. Стали более разборчивы в связях [Электронный ресурс] // Российская газета. 2019. № 56 (7814). URL: https://rg.ru/2019/03/14/reg-dfo/stali-bolee-razborchivy-v-sviaziah.html.
10. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Брянской области [Электронный ресурс] / / Сайт УМВД России по Брянской области. URL: https://32.xn— b1aew.xn—p1ai/umvd/units/item/345215/.
11. Цифра дня [Электронный ресурс] / / Сайт Прокуратуры Брянской области. URL: http:// www.brprok.ru/news/0/in/7/.