Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МОТИВЫ В ТЕОРИЯХ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МОТИВЫ В ТЕОРИЯХ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
357
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность / теории преступности / причины преступности / человеческий потенциал / качество жизни / crime / theories of crime / causes of crime / human potential / quality of life

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.А. Федотов

Уровень преступности является важнейшим компонентом человеческого потенциала, имеющим глубокие связи со многими социально-экономическими показателями качества жизни. Теории причин преступности выделяют, в первую очередь, экономические мотивы совершения преступлений, связанные с безработицей, бедностью и социальным неравенством в обществе. Наряду с этим существуют и неэкономические мотивы. В статье представлен обзор различных теорий причин преступности. Классические подходы представлены теорией наказания Чезаре Беккариа, теорией антропологической школы Сесаре Ломброзо, теорией свободы воли Джереми Бентама и теорией аномии Эмиля Дюркгейма. Среди социально-психологических подходов сделан обзор теорий социального обучения, социальной дезорганизации, социальной маргинализации, социального воздействия, структурного функционализма, дифференциальной ассоциации, социального научения, а также теории контроля. Из современных взглядов на причины преступности описаны теории биологических факторов, социальной экологии, социального контроля, ожидания и стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND OTHER MOTIVES IN THEORIES OF THE CAUSES OF CRIME

The crime rate is a critical component of human potential, having deep connections with many socio-economic indicators of quality of life. Theories of the causes of crime highlight, first of all, economic motives for committing crimes associated with unemployment, poverty and social inequality in society. Along with this, there are also non-economic motives. The article provides an overview of various theories of the causes of crime. Classical approaches are represented by the theory of punishment of Cesare Beccaria, the theory of the anthropological school of Cesare Lombroso, the theory of free will of Jeremy Bentham and the theory of anomie of Emile Durkheim. Social psychological approaches include a review of theories of social learning, social disorganization, social marginalization, social influence, structural functionalism, differential association, social learning, and control theory. From modern views on the causes of crime, theories of biological factors, social ecology, social control, expectations and stereotypes are described.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МОТИВЫ В ТЕОРИЯХ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МОТИВЫ В ТЕОРИЯХ ПРИЧИН

ПРЕСТУПНОСТИ

А.А. Федотов, канд. экон. наук, старший научный сотрудник

Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской - обособленное подразделение Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-2-243-249

Аннотация. Уровень преступности является важнейшим компонентом человеческого потенциала, имеющим глубокие связи со многими социально-экономическими показателями качества жизни. Теории причин преступности выделяют, в первую очередь, экономические мотивы совершения преступлений, связанные с безработицей, бедностью и социальным неравенством в обществе. Наряду с этим существуют и неэкономические мотивы. В статье представлен обзор различных теорий причин преступности. Классические подходы представлены теорией наказания Чезаре Беккариа, теорией антропологической школы Сесаре Ломброзо, теорией свободы воли Джереми Бентама и теорией аномии Эмиля Дюркгейма. Среди социально-психологических подходов сделан обзор теорий социального обучения, социальной дезорганизации, социальной маргинализации, социального воздействия, структурного функционализма, дифференциальной ассоциации, социального научения, а также теории контроля. Из современных взглядов на причины преступности описаны теории биологических факторов, социальной экологии, социального контроля, ожидания и стереотипов.

Ключевые слова: преступность, теории преступности, причины преступности, человеческий потенциал, качество жизни.

Преступность существует в обществе очень давно, вероятно, с самого зарождения права и государства. Соответственно и попытки найти причины преступлений предпринимались ещё с античных времён. Такие философы, как Сократ, Аристотель, Платон, Сенека анализировали влияние преступных действий на общество и искали причины этих действий.

В силу выраженной негативности и социальной природы преступность тесно взаимосвязана с другими социальными категориями, такими как экономика, политика, психология, право. Преступность наносит ущерб не только конкретным индивидуумам, но также и всему обществу, нарушая порядок и функционирование общественных институтов.

Неудивительно поэтому, что преступность занимает важное место в структуре человеческого потенциала, представляя, наряду с алкоголизмом и наркоманией, его негативный аспект. И если мы хотим вы-

явить точки воздействия на уровень преступности в обществе с целью его снижения, нужно понять причины этого явления.

Разработанные теории причин преступности в своем большинстве выделяют экономические причины и, прежде всего, экономическое неравенство. Это было частично подтверждено проведёнными исследованиями автора, по результатам которых была выявлена высокая корреляционная связь преступности с экономическими показателями бедности, безработицы и уровнем доходов. С показателем неравенства такой связи обнаружено не было.

В статье дан краткий обзор основных теорий причин преступности: от классических до современных.

1. Обзор теорий причин преступности

В ХУ1-ХУ11 веках на Западе происходят сильные социально-экономические изменения, что приводит к росту числа преступлений. Именно тогда государства

начинают создавать специализированные учреждения для борьбы с преступностью, а также начинаются попытки научно изучать объект и причины преступности [2].

В XIX веке в Европе возникает классическая школа криминологии, создавшая базовый фундамент в изучении причин преступности. Отметим важнейших представителей этой школы:

- Чезаре Ломброзо считал, что преступность зависит от физических и психических особенностей тела человека, а также что преступник по своей природе отличается от непреступного человека;

- Энрике Ферри основывал свою теорию на предположении, что наиболее опасными являются люди, у которых отделы головного мозга не могут взаимодействовать между собой;

- Рафаэль Гарофало отмечал, что преступление происходит только в случае, если есть мотив, возможность и отсутствие социального контроля.

В XX веке зарождаются новые школы криминологии. Их представители начинают уделять большое внимание социальным и экономическим факторам, влияющим на преступность. К главным теоретикам можно отнести:

- Карла Маркса, который считал, что основной причиной преступности является экономическое неравенство в обществе;

- Эмиля Дюркгейма, который утверждал, что преступность возникает в результате несоответствия между социальными нормами и реальным поведением людей;

- Роберт Мертон, который представил теорию социального неравенства, согласно которой преступность возникает в результате несоответствия между социальным признанием и возможностью достичь этого признания.

Также важным достижением в изучении причин преступности является возникновение таких теорий, как теория дифференциальной ассоциации, теория социальной контролируемости и теория рационального выбора, которые сформировались на рубеже XX-XXI веков [3].

1.1. Классические теории

Классические теории причин преступности были сформулированы в XVIII-начале XIX веков. В этих теориях предполагалось, что преступность является результатом рассудочного выбора индивида, который взвешивает выгоды и риски своих действий. Основоположниками классических теорий являются итальянский криминолог Чезаре Беккариа и французский философ и криминолог Сесар Ломброзо.

Теория наказания Чезаре Беккариа

В своей работе «Преступление и наказание» (1764) Беккариа выдвинул идею о необходимости справедливого наказания за преступление. Он считал, что наказание должно быть достаточно строгим, чтобы оно потенциально устрашало от преступления, но не должно быть слишком жестоким, чтобы избежать чрезмерности. Также Беккариа высказал мнение о том, что преступление должно быть рассмотрено как нарушение общественного договора, а не как личное преступление против жертвы [4].

Теория антропологической школы Сесаре Ломброзо

Ломброзо в своих трудах утверждал, что преступность является природным свойством людей, которые рождаются с определенными установками, склонностями и недостатками. Он разделял людей на категории по степени развитости их инстинктов и опыта, и утверждал, что криминальное поведение происходит, когда инстинкты доминируют над разумом. По мнению Ломброзо, преступники должны быть изолированы от общества, чтобы защитить остальных людей от их потенциальных действий [5].

Теория свободы воли Джереми Бен-тама

Бентам в своих трудах утверждал, что преступление является результатом свободного выбора индивида и что наказание должно быть достаточно сильным, чтобы отвратить от совершения преступления. Он считал, что индивид должен быть ответственным за свои действия и отвечать за последствия своих преступлений. По мнению Бентама, наказание должно быть организовано таким образом, чтобы оно

максимально ускоряло процесс исправления и реабилитации преступника [6].

Теория Аномии

Теория аномии была разработана Эмилем Дюркгеймом в конце XIX века. Она объясняет причины преступности как социальные и психологические следствия несоответствия между целями и средствами достижения этих целей.

Дюркгейм считал, что каждое общество имеет свои цели и средства для их достижения. Однако в случае, когда средств становится недостаточно для достижения целей, возникает аномия, т.е. состояние дезорганизации общества. В таких условиях люди, оказавшиеся вне системы, могут испытывать давление, которое может выражаться в форме преступности [7].

Примером аномии может служить трансформация общества от стадии традиционной к стадии индустриальной. Когда новые ценности и экономические возможности приводят к изменениям в структуре общества, некоторые люди могут оказаться без достаточных средств для реализации новых целей. В таком случае они могут прибегнуть к необычным и незаконным способам достижения своих целей, включая преступность.

Теория аномии объясняет, почему преступность может быть наиболее распространенной в переходных обществах, где цели и средства неравномерно распределены. Она также наглядно демонстрирует, как экономические изменения и трансформации общества могут влиять на преступную активность.

Некоторые исследователи дополняют теорию аномии идеей о нормативной дезорганизации и несоответствии норм. Они считают, что в переходных обществах может возникать не только несоответствие между целями и средствами, но и между социальными нормами. Это может приводить к более высокому уровню преступности, так как люди не знают, какие действия считаются правильными, а какие - неправильными.

Таким образом, теория аномии является важным вкладом в изучение причин преступности. Она объясняет, почему преступность может возникать в переходных

обществах и позволяет исследователям понимать, как изменения в обществе могут влиять на поведение людей.

1.2. Социально-психологические теории

Социально-психологические теории преступности утверждают, что причиной преступного поведения является социально-психологический контекст, в котором находится индивид. Они исследуют как индивидуальные, так и социальные факторы, которые могут повлиять на решение человека совершить преступление.

Теория социального обучения

Одной из наиболее известных социально-психологических теорий преступности является теория социального обучения. Согласно этой теории, люди учатся совершать или не совершать преступления благодаря окружающей среде и общению со своими родителями, друзьями и учителями. Таким образом, если человек постоянно находится в окружении преступников, то это может повысить вероятность того, что он сам станет преступником.

Теория социальной дезорганизации

Теория социальной дезорганизации утверждает, что причиной преступности является нехватка социальной организации в определенных районах и сообществах. В таких местах может отсутствовать эффективное правительственное управление, а также инфраструктура, которая может предоставить шансы на работу и безопасность. В результате жители таких районов могут стать более склонными к преступному поведению и иметь более высокий уровень преступности.

Теория социальной маргинализации

Теория социальной маргинализации утверждает, что люди, которые постоянно находятся на общественной периферии, включая бедность, отсутствие работы или жизнь в определенных культурных группах, более склонны к преступному поведению. По мнению некоторых исследователей, такие люди могут чувствовать себя отчужденными и недооцененными в обществе, что может привести к более агрессивному поведению и к совершению преступлений.

Теория социального воздействия

Теория социального воздействия утверждает, что преступное поведение может быть вызвано общественной дезинформацией и негативными стереотипами, которые распространяются в средствах массовой информации и в общественном сознании. По мнению некоторых исследователей, такие стереотипы могут привести к тому, что люди начинают думать, что преступление является нормой и может привести к популяризации преступной деятельности [8-9].

Теория структурного функционализма

Структурный функционализм - это социологическая теория, основанная на представлении общества как функционирующей структуры, в которой каждый элемент структуры выполняет свою определенную социальную функцию. Основоположником этой теории является Эмиль Дюркгейм.

Структурный функционализм объясняет социальное поведение людей как результат функционирования социальных институтов и их взаимодействия в обществе. Так, например, преступность рассматривается как результат неисправности социальной структуры, и те элементы общества, которые порождают эту неисправность, должны быть идентифицированы и изменены.

Как возникла преступность, описано теорией аномии Эмиля Дюркгейма. По его мнению, человек, который выходит за рамки социального норматива и действует не в соответствии с общепринятыми правилами, испытывает аномию и несправедливость, поэтому может стать преступником [10-11].

Структурный функционализм объясняет преступность как результат социальных изменений в обществе. Для общества преступность это неотъемлемый элемент, который потенциально может решать различные проблемы. Все зависит от структуры общества и его социального развития.

Теория дифференциальной ассоциации

Теория дифференциальной ассоциации была предложена Эдвином Сазерлендом в 1939 году. Она основывается на предпо-

ложении, что преступность не является свойством индивидуумов, а скорее следствием определенного типа социальной организации. Согласно этой теории, люди становятся преступниками не из-за своих индивидуальных характеристик, а в результате воздействия норм, ценностей и иных культурных факторов, которые они получают в процессе социализации.

Основная идея дифференциальной ассоциации заключается в том, что люди учатся преступать закон, находясь в окружении других преступников или погруженных в культуру преступности. Согласно теории Сазерленда, социальное окружение может как побуждать, так и удерживать от преступлений. Если человек находится в среде, где часто совершаются преступления или где преступная деятельность традиционно принимается как норма, он склонен к подражанию этой модели поведения [12-13].

Таким образом, дифференциальная ассоциация предполагает, что люди формируют свое поведение не на основе индивидуальных качеств, а в результате воздействия социального окружения, которое зачастую способствует возникновению криминальных тенденций в индивидууме. Эта теория имеет глубокое значение для понимания причин преступности и позволяет обратить внимание на социальные факторы, приводящие к нарушению закона.

Теория социального научения

Теория социального научения рассматривает взаимодействие человека с окружающей средой. Основной принцип этой теории заключается в том, что человек не рождается, а становится преступником под воздействием различных социальных факторов.

Один из главных представителей теории социального научения Эдвин Сазер-ленд выделял три основных фактора, которые влияют на формирование преступного поведения: обучение, имитация и дифференциальное усвоение. Обучение социально негативным нормам и ценностям, а также представлению социально нормального поведения оказывают влияние на принятие решения о совершении преступления. Имитация практик и по-

ступков тех, кто окружает человека, усиливает влияние обучения. Дифференциальное усвоение заключается в том, что люди из разных социальных групп воспринимают социальное окружение по-разному.

Другой важный представитель теории социального научения Альберт Бандура уделял большое внимание роли моделирования в процессе формирования поведения. Он считал, что наблюдение опыта других людей являются одними из основных факторов, влияющих на принятие решения о совершении преступления. Кроме того, Бандура выделял понятие самоэффективности, то есть социальной уверенности в своих возможностях, которое тоже может оказывать влияние на поведение [14].

Теория контроля

Теория контроля преступности утверждает, что преступность возникает из-за несоответствия уровня социального контроля и личностных контрольных возможностей индивида.

Социальный контроль включает в себя правила поведения, которые регулируют действия и поступки людей в обществе. Личностные контрольные возможности определяют степень, в которой индивид может контролировать свои желания и стремления, чтобы следовать этим правилам.

Основоположниками теории контроля являются Трэвис Хирши и Майкл Гот-фредсон. Они считали, что чем слабее связь между индивидом и обществом, тем больше вероятность нарушения правил и совершения преступления. Из этого следует, что для предотвращения преступности необходимо укреплять связи между членами общества.

Согласно данной теории, преступность может быть предотвращена путем увеличения социального контроля и повышения личностных контрольных возможностей. Это может быть достигнуто, например, через повышение качества образования, укрепление семейных связей и создание благоприятной социальной среды.

Кроме того, теория контроля утверждает, что люди, у которых высокий уровень

контроля, будут склонны к соответствию правилам общества и избегать нарушения закона. Напротив, у людей со слабым уровнем контроля больше вероятность совершения преступлений и нарушения правил общества [15].

Таким образом, теория контроля является важным инструментом в изучении причин и предотвращении преступности. Эта теория предлагает методы укрепления социальных связей и повышения личностных контрольных возможностей для предотвращения преступности в обществе.

1.3. Новые взгляды на причины преступности

В последние годы появилось много новых идей и теорий о причинах преступности. Рассмотрим некоторые из них.

Теория биологических факторов

В последнее время внимание ученых все больше привлекает роль биологических факторов в возникновении преступности. Согласно этой теории, наличие некоторых биологических аномалий может привести к повышенной агрессивности, неуправляемости и склонности к нарушению закона.

Ключевыми факторами, которые могут повлиять на биологическую природу преступника, являются генетические отклонения, нарушения внутренней химии или нейрофизиологические проблемы [16-17].

Теория социальной экологии

Согласно этой теории, причины преступности могут быть связаны не только с индивидуальными факторами, но и с социальной окружающей средой. Более того, любой человек может стать преступником, если окажется в неблагоприятной социальной среде, например, в бедных районах или в близости от преступников [18].

К факторам, определяющим влияние социальной экологии на преступность, являются уровень образования, место жительства, культура и общественный порядок.

Теория ожидания и стереотипов

Согласно этой теории, причины преступности могут быть связаны с ожиданиями и стереотипами, которые складываются вокруг преступления. Человек становится преступником, если воображаемые

перспективы криминальной деятельности привлекают его настолько сильно, что он готов повторять эту деятельность снова и снова. Главными факторами данной теории являются общественные мнения и стереотипы, телевизионная и киноиндустрия, а также нормы поведения в конкретной социальной группе [19].

Теория социального контроля

Согласно этой теории, причины преступности можно свести к наличию или отсутствию социального контроля над поведением человека. Если воспитание и образование человека проводятся в соответствии с правилами общества, то он будет склонен соблюдать эти правила. Однако если социальный контроль недостаточен или его воздействие ослабевает, например, в условиях социальной нестабильности или конфликтов, то вероятность преступления возрастает [20]. Таким образом, на уровень преступности оказывают влияние система образования, семейные ценности, мораль и нравственность, а также уровень общественной безопасности.

Заключение. Состояние и структура преступности изменяется со временем.

Библиографический список

1. Захария В.А., Позднякова В.П. Концепция уголовного наказания в философии Платона // Материалы конференции «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт». - Омск, 11-13 июня 2021 года.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

3. Абзалова Х.М., Тохтабакиев К.А. Преступление и причины его возникновения // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2022. - № 4 (91). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/13337 (дата обращения: 30.08.2023).

4. Ломброзо, Чезаре. Преступление: причины и средства правовой защиты. Монтклер, Нью-Джерси: Паттерсон Смит. - 1968.

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. B.C. Овчинский. - М., 2004. -184 с. ISBN 5-16-001961-8.

6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - Москва: РОССПЭН. - 1998. - 416 с. ISBN 5-86004-166-7.

7. Панкина М.В. Теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона // Молодёжь третьего тысячелетия. Сборник научных статей XLII Региональной студенческой научно-практической конференции. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. - 2018.

8. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - М., 2004.

9. Карран Дэниел Дж. и Клэр М. Рензетти. Теории преступности. - Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон, 2001.

10. Thompson, Kenneth. Emile Dürkheim (2nd ed.) Routledge. - 2002. ISBN 0-415-28530-5, ISBN 978-0-415-28530-8.

Так, ещё полвека назад не существовало такого понятия, как киберпреступления. Важнейшими направлениями современной криминологии являются: семейная криминология, эко- и наркокриминология, цифровая криминология, а также профилактика преступности и противодействие терроризму и экстремизму.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теории причин преступности также эволюционировали от антропологических и индивидуалистических направлений, в которых главную роль играли биологические, физические и генетические факторы, а также свободная воля личности преступника, - к социологическим и психологическим, в которых важнейшим фактором предстаёт само общество и происходящие в нём процессы в том смысле, как они воздействуют на человека. А современные достижения науки углубляют наше понимание преступности и с точки зрения биологических факторов.

Тем не менее, основные мотивы совершения преступлений так и остались по больше части экономическими.

11. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма // История буржуазной социологии XIX - начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. - М.: Наука. - 1979. - С. 204-252.

12. Sutherland, Edwin H., Cressey, Donald R. Principles of Criminology. - Chicago: Lippincott. - 1960. - 646 p.

13. Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей = The sociology of crime and delinquency: Перевод с англ. / Под ред.: Никифоров Б.С.; Пер.: Никифоров А.С., Яковлев А.М.; Вступ. ст.: Кудрявцев В.Н., Никифоров Б.С. - М.: Прогресс, 1966. - С. 45-59.

14. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с. ISBN 58071-0040-9.

15. Akers R. Criminological theories: Introduction and Evaluation. 2nd ed. Los Angeles: Roxbury publishing company. - 1997. - P. 83-84.

16. Криминология / под ред. Дж.Ф. Шели, пер. с англ. - СПб: Питер, 2003.

17. Ярошик В.В. Биологические факторы преступного поведения личности // Перспективы развития науки в современном мире. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Уфа. - 2023.

18. Newburn T. Criminology (англ.). - Third edition. - London: Routledge. - 2017. - 1143 p. - ISBN 978-1-315-62951-3.

19. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника // Теория и практика уголовного права и уголовного процесса. - М.: «Юридический центр Пресс». -2004.

20. Гилинский Я. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - М.: «Юридический центр Пресс». - 2009.

ECONOMIC AND OTHER MOTIVES IN THEORIES OF THE CAUSES OF CRIME A.A. Fedotov, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher

N.M. Rimashevskaya Institute of Socio-Economic Problems of Population - a separate subdivision of the Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences (ISEPN FNISTC RAS) (Russia, Moscow)

Abstract. The crime rate is a critical component of human potential, having deep connections with many socio-economic indicators of quality of life. Theories of the causes of crime highlight, first of all, economic motives for committing crimes associated with unemployment, poverty and social inequality in society. Along with this, there are also non-economic motives. The article provides an overview of various theories of the causes of crime. Classical approaches are represented by the theory of punishment of Cesare Beccaria, the theory of the anthropological school of Cesare Lombroso, the theory of free will of Jeremy Bentham and the theory of anomie of Emile Durkheim. Social psychological approaches include a review of theories of social learning, social disorganization, social marginalization, social influence, structural functionalism, differential association, social learning, and control theory. From modern views on the causes of crime, theories of biological factors, social ecology, social control, expectations and stereotypes are described.

Keywords: crime, theories of crime, causes of crime, human potential, quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.