DOI: 10.6060/snt.20237503.0005 УДК 332.14
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ В РЕГИОНЕ
(НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Рычихина Н.С., Берендеева А.Б.
Рычихина Наталья Сергеевна, Берендеева Алла Борисовна
«Ивановский государственный университет»,
г. Иваново, Россия, 153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Ермака, 39.
E-mail: [email protected], [email protected]
Проанализированы социально-экономические условия рождения и воспитания детей в регионе на примере Ивановской области. Проведен анализ укомплектованности медицинских организаций врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, педиатрами, в том числе по 17 городам и отдельным муниципальным медицинским учреждениям за 2021 год. Раскрыты вопросы мотивации врачей и сделаны предложения по снижению текучести кадров в медицинских учреждениях региона. За 2016-2021 годы по Ивановской области проведен анализ доступности услуг, предоставляемых детскими садами для детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет и от 3 до 7 лет; анализ занятости женщин с детьми дошкольного возраста, в том числе в сравнении с российским показателем. Показан опыт Ивановской области по поддержке женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста. Поднят вопрос о необходимости разработки на государственном и региональном уровне программы по содействию трудоустройству женщин с детьми. Дан анализ за 2017-2021 гг. динамики общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на одного жителя региона, в том числе в сравнении с Российской Федерацией и в разрезе город/село; анализ количества молодых семей и многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и количества молодых семей, улучшивших свои жилищные условия из числа стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Названы причины снижения числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Показано значение материнского /семейного капитала. Поднят вопрос об изучении успешных практик поддержи многодетных семей в других регионах и использования его в Ивановской области.
Ключевые слова: региональная экономика, демографическая и семейная политика, социальная
сфера, Ивановская область, малые города, муниципальные образования.
ECONOMIC AND INSTITUTIONAL MEASURES TO SUPPORT FAMILIES IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE IVANOVO REGION)
Rychikhina N.S., Berendeeva A.B.
Rychikhina Natalya Sergeevna, Berendeeva Alla Borisovna
"Ivanovo State University",
Ivanovo, Russia, 153025, Ivanovo region, Ivanovo, st. Yermak, 39.
E-mail: [email protected], [email protected]
The socio-economic conditions for the birth and upbringing of children in the region are analyzed on the example of the Ivanovo region. An analysis was made of the staffing of medical organizations with obstetrician-gynecologists, neonatologists, pediatricians, including in 17 cities and individual municipal medical institutions for 2021. The issues of motivation of doctors are revealed and proposals are made to reduce staff turnover in medical institutions of the region. For 2016-2021, in the Ivanovo region, an analysis was made of the availability of services provided by kindergartens for children aged 1.5 to 3 years and from 3 to 7 years; analysis of the em-
ployment of women with children of preschool age, including in comparison with the Russian indicator. The experience of the Ivanovo region in supporting women raising children of preschool age is shown. The question was raised about the need to develop a program at the state and regional level to promote the employment of women with children. An analysis is given for 20172021. dynamics of the total area of residential premises per one inhabitant of the region, including in comparison with the Russian Federation and in the context of urban / rural areas; analysis of the number of young families and large families registered as needing housing and the number of young families who have improved their living conditions among those registered as needing housing. The reasons for the decrease in the number of young families registered as those in need of residential premises are named. The value of maternity/ family capital is shown. The question was raised about studying successful practices of supporting large families in other regions and using them in the Ivanovo region.
Keywords: regional economy, demographic and family policy, social sphere, Ivanovo region, small towns, municipalities.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Создание сбалансированной комплексной системы мер поддержки семей с детьми играет важную роль, как в демографическом, так и в экономическом, социальном, политическом плане.
3 марта 2023 г. приказом Минтруда России № 129 утверждены Методические рекомендации по оценке демографического потенциала субъекта Российской Федерации и разработке региональных программ по повышению рождаемости.
В каждом регионы должны быть выработаны эффективные меры, влияющие на репродуктивное поведение населения и общее количество рождений. Манные Методические рекомендации предусматривают детальный план оценки демографического потенциала региона, в том числе анализ: численности, структуры и движения населения и факторов, влияющих на них; структуры женского населения в репродуктивном возрасте; показателей рождаемости, брачности и разводи-мости; социально-медицинских показателей (в том числе абортов). В разделе 10 определен анализ социально-экономических условий рождения и воспитания детей в регионе, в том числе предусмотрено проанализировать:
-укомплектованность медицинских организаций в регионе врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, педиатрами;
-доступность услуг, предоставляемых детскими садами;
-доступность услуг, оказываемых группами продленного дня в школах;
-динамику уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста;
-динамику общей площади жилых помещений, приходящихся на одного жителя региона;
-динамику показателей благоустройства жилищного фонда;
-динамику числа молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях.
Данные индикаторы определяются устойчивыми проблемами, которые существуют в нашей стране, при этом степень их остроты различна в разных регионах.
Актуальны инфраструктурные проблемы, связанные, прежде всего, с объектами социальной сферы. Плохое жильё рассматривается как серьёзный риск для здоровья населения. при этом важно исследование таких четырех аспектов жилья, как физические жилищные условия, стабильность, физическая и социальная среда места проживания, а также местоположение жилья [1].
Недостаточно развита социальная сфера регионов, недостаточен объем, качество и доступность предлагаемых социальных услуг. Например, в литературе обсуждается вопрос об оптимизации системы здравоохранения, ее негативных последствиях, в том числе снижение доступности медицинской помощи, что вызывает необходимость совершенствования территориальной организации медицинского обслуживания [2].
При этом важно определить, какие инфраструктурные проблемы влияют на качество жизни населения в регионе.
Актуальны проблемы занятости и миграций. В настоящее время в российской экономике остро стоит проблема с нехваткой кадров разного уровня квалификации.
В условиях нынешней масштабной структурной перестройки стоят задачи ускоренного развития многих секторов экономики, поэтому требуется активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, укрепление здоровья населения, роста продолжительности жизни, мотивации семей на рождение детей.
Наши исследования миграции показали, что главными программными мероприятиями в сфере регулирования миграционных процессов должны стать финансово-экономические инструменты, дифференцированные по регионам: носящие стимулирующий характер для регионов с депопуляцией населения. При этом важна поддержка градообразующих предприятий в моногородах, предприятий-драйверов региона, стимулирование высокопроизводительной, высокооплачиваемой занятости населения, развитие социальной инфраструктуры [3]. Важную роль играют инвестиции -как в экономическом, так и в социальном развитии территорий. Например, А. Лифшиц и Н. Смольницкая во влиянии инвестиций на социальное развитие территорий выделяют эффекты объективные и субъективные; экономические, социально-экономические и социальные. В целях повышения экономической устойчивости промышленности и качества трудовой жизни авторы заявляют о необходимости разработки и обоснования нормативных, в том числе критических) индикаторов социального развития [4]. В целом, можно согласиться с учеными, что в настоящее время большое значение для решения вышеуказанных социально-экономических и инфраструктурных проблем могут сыграть программы комплексного развития территорий (КРТ) как долгосрочный системный фактор устойчивого роста экономики регионов, что требует корректировки принятых стратегии развития регионов до 20302035 гг. и разработку новых федеральных и региональных программ комплексного развития [5].
Важны меры сбалансированного пространственного развития территорий, когда регион рассматривается в качестве пространственной социально-экономической корпорации. Наше исследование на примере Ивановской области показало, что для малых и моногородов актуальными для их развития выступают такие меры, как создание агломераций и территорий развития, территорий опережающего социально-экономического развития (в г. Наволоки и г. Юже), особой экономической зоны промышленно-производственного типа (в г. Иванове), подготовка планов мероприятий по созданию рабочих мест и развитию предпринимательской инициативы, развитие системы колледжей в муниципальных образованиях [6, 7].
Важно проводить сравнительный анализ регионов, изучать и внедрять лучшие практики.
Наше исследование показало, что ключевыми проблемами для Ивановской области выступают: развитие промышленности и возвращение к статусу Ивановской области как старопро-
мышленного региона, наращивание объема инвестиций в экономику, экономическую и социальную инфраструктуру, повышение инновационно-сти экономики и др. (экономический аспект), поддержка женщин как важном направлении преломления отрицательного тренда развития демографической ситуации, удержание молодежи в регионе (выпускников школ, колледжей и вузов), создание условий для достойной занятости трудоспособного населения, др. (социальный аспект) [8].В научной литературе есть точка зрения, что необходимо развивать административные центры регионов и формировать агломерации. Но при этом надо учитывать, что, с одной стороны, развитие региона за счет перетока ресурсов в административный центр региона может способствовать, но, с другой стороны, может привести к ускорению деградации периферии [9].
Результат комплексного и системного подхода к развитию территорий (регионов, муниципалитетов) позволяет не только улучшать качество жизни, мотивировать людей жить, учиться, работать в своем городе, регионе, но и улучшает демографические показатели: численность населения, брачность и рождаемость, соотношение населения по полу и др. [10]
В теоретическом плане на смену традиционным теориям уровня и качества жизни приходят новые концепции, отражающие реалии нашего времени.Так, набирает обороты концепция экономики качества как комплексная система методов и инструментов, обеспечивающих достижение реальных экономических результатов, улучшение качественных показателей во всех сферах деятельности и жизни людей.
Предусматривает разработку методик оценки качества: жизни, среды обитания, продукции, процессов, предприятия; создание многоуровневой системы управления качеством и подготовки кадров по экономике и управлению качеством [11].
Данный подход отражен и в структуре реализуемых в настоящее время в России национальных проектов: «Демография», «Экология», «Культура», «Жилье и городская среда», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Безопасные и качественные автомобильные дороги, и др.
Важно оценить на уровне региона и отдельных муниципальных образований остроту описываемых проблем применительно к категории женщин детородного возраста, семей с детьми.
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализируем основные, на наш взгляд, экономические и институциональные меры по поддержке женщин, семей с детьми в Ивановской области в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями Минтруда России.
Анализ укомплектованности медицинских организаций в регионе врачами акушерами-гинекологами, неонатологами, педиатрами.
Проблема укомплектованности медицинских организаций Ивановской области врачами требует к себе особого внимания. Несмотря на высокую урбанизированность региона (в городах на конец 2021 г. проживало 81,9 % населения региона, по РФ данный показатель за указанный период составил 74,8 %), 14 городов области являются малыми (с численностью населения от 1,7 до 32,5 тыс. чел. - далее список дается), где злободневными являются вопросы доступности к медицинской помощи. Эксперты рекрутинговой компании hh.ru изучили вакансии и резюме медиков за январь-февраль 2023 г. и составили рейтинг регионов, где остро стоит проблема с нехваткой медиков. Ивановская область заняла 28-ю строчку рейтинга. Отмечается, что дефицит врачей по-прежнему остается одной из самых важных проблем в здравоохранении: так на одну вакансию в сфере "Медицина, фармацевтика" в стране приходится всего 1,1 резюме, а на одну вакансию врача - 0,6 резюме. Самыми дефицитными врачебными специальностями в России считаются гериатры (врачи, которые оказывают помощь людям преклонного возраста) и геронтологи (врачи, изучающие старение человека) - на одну вакансию в стране приходится всего 0,1 резюме. Кроме того, в России дефицит аллергологов, иммунологов, не-онатологов, отоларингологов, офтальмологов, ревматологов, неврологов и инфекционистов - на одну вакансию приходится 0,2 резюме. Нет дефицита по логопедам - 14,5 резюме на вакансию и челюстно-лицевых хирургам - 6,6 резюме на вакансию [12]. Данные проблемы отражены и в научных исследованиях по Ивановской области [13].В Ивановской области не хватает врачей многих специальностей, особенно узкопрофильных специалистов. Острая ситуация в муниципалитетах, а заработная плата врачей намного ниже, чем в медицинских учреждениях региональной столицы [14]. Лучше ситуация обстоит с врачами, связанными с деторождением (акушеры-гинекологи) и младенческой и детской медициной (неонатоло-ги, педиатры). Так, укомплектованность медицинских организаций врачами акушерами-гине-
кологами за 2021 год в среднем составляла 76 % (в 2016 г. - 86 %) - что говорит о серьезной проблеме с кадрами в медицинских организациях региона. Укомплектованность медицинских организаций врачами-педиатрами составляла в 2021 г. 85,3 %, врачами-неонатологами - 98,2 %, что примерно составляет уровень укомплектованности 2016 г. (98,4 %). По состоянию на 2021 год ОБУЗ ГКБ № 4 (Иваново), ОБУЗ Роддом № 1 (Иваново), ОБУЗ Роддом № 4 (Иваново) полностью укомплектованы врачами акушерами-гинекологами (100 %). Лечебные учреждения ряда муниципальных образований области также полностью укомплектованы врачами-акушерами (100%): ОБУЗ Кинешемская ЦРБ, ОБУЗ Тейков-ская ЦРБ, ОБУЗ Фурмановская ЦРБ, ОБУЗ Ильинская ЦРБ, ОБУЗ Лежневская ЦРБ, ОБУЗ Лух-ская ЦРБ. По состоянию на 2021 год к медицинским организациям, которые частично укомплектованы врачами акушерами-гинекологами, но которые нуждаются в контроле за состоянием с кадровыми ресурсами относятся, среди находящихся в городе Иваново: Клиника НИИ (укомплектованность врачами - 85,3 %), ОБУЗ ИКБ имени Куваевых (соответственно - 64,7 %); в иных муниципальных образованиях: ОБУЗ Вичугская ЦРБ (85,2 %), ОБУЗ Гав-рилово-Посадская ЦРБ (80 %), ОБУЗ Комсомольская ЦБ (71,4 %), ОБУЗ Палехская ЦРБ (66,7 %), ОБУЗ Южская ЦРБ (62,5 %). В связи с этим данные учреждения требуют контроля кадровой политики, восполнения недостающих специалистов.
Однако есть медицинские учреждения, где неукомплектованность акушерами-гинекологами составляет 50 % и более, например, ОБУЗ Пучеж-ская ЦРБ (укомплектованность врачами - 50 %), ОБУЗ Приволжская ЦРБ (соответственно - 46,7 %), ОБУЗ Родниковская ЦРБ (36,8 %) ОБУЗ Пестяков-ская ЦРБ (16,7 %), ОБУЗ 1-я ГКБ (23,3 %), ОБУЗ Верхнеландеховская ЦРБ (40 %). Процесс управления кадрами в перечисленных учреждениях требует к себе особого внимания. Такая неукомплектованность может привести к снижению качества медицинского обслуживания и нарушение своевременности оказания медицинской помощи, росту времени ожидания пациентом оказания данной помощи [15].
Процесс приема и увольнения работников -это естественный процесс управления кадровыми ресурсами, настороженность вызывает ситуация, когда укомплектованность врачами - менее 80 %, что говорит уже о нехватке персонала.
Укомплектованность медицинских организаций врачами-неонатологами полная (100 %) в ОБУЗ Роддом № 1, ОБУЗ Роддом № 4, ОБУЗ Детская ГКБ № 5 (Иваново), ОБУЗ Вичугская
ЦРБ, ОБУЗ Кинешемская ЦРБ, ОБУЗ Тейковская ЦРБ, ОБУЗ Приволжская ЦРБ. Незначительно не укомплектованы врачами-неонатологами ОБУЗ ОДКБ (укомплектованность врачами - 97,2 %), Клиника НИИ (соответственно - 86,8 %).
Полностью укомплектованы врачами-педиатрами в Иванове: ОБУЗ Роддом № 1 (Иваново), ОБУЗ ОКБ (Иваново), ОБУЗ ГКБ № 4 (Иваново), ОБУЗ ГКБ № 4 (Иваново); среди иных муниципальных образований полностью укомплектованы врачами - педиатрами: ОБУЗ Кинешем-ская ЦРБ, ОБУЗ Комсомольская ЦБ, ОБУЗ Леж-невская ЦРБ, ОБУЗ Лухская ЦРБ, ОБУЗ Пучеж-ская ЦРБ. Частично укомплектованы врачами-педиатрами в Иваново: Клиника НИИ (укомплектованность врачами - 87,5 %), ОБУЗ 1-я ГКБ (соответственно - 89,5 %), ОБУЗ ИКБ имени Куваевых (84,2 %), ОБУЗ ГКБ № 7 (85,9 %), ОБУЗ Детская ГКБ № 5 Иваново (89,5 %).
В иных муниципальных образованиях ситуация следующая: ОБУЗ Южская ЦРБ (87,5 %), ОБУЗ Палехская ЦРБ (89,5 %), ОБУЗ Тейковская ЦРБ (78,9 %), ОБУЗ Верхнеландеховская ЦРБ (75 %), ОБУЗ Родниковская ЦРБ (72,5 %), ОБУЗ Ко-хомская ГБ (66,7 %). Наиболее сложная ситуация в ОБУЗ ИОКЦМР (укомплектованность врачами -
педиатрами - 41,7 %) и ОБУЗ Пестяковская ЦРБ, где врачей-педиатров вообще нет [16].
Анализ показал, что ситуация с укомплектованностью врачами в Ивановской области сложная. Как в больницах города Иваново, так и в больницах иных муниципальных образований имеется нехватка врачей акушеров-гинекологов и врачей педиатров.
Неукомплектованность медицинских учреждений данными врачами может привести к снижению качества предоставляемых услуг и росту времени ожидания пациентом оказания помощи. Низкий уровень укомплектованности врачами больниц имеет негативные последствия и для самих врачей - повышается их утомляемость, растет физическая и эмоциональная усталость, эмоциональное и профессиональное выгорание, что в конечном счете может привести к принятию решения врачами об увольнении. Данное положение дел требует принятия управленческих решений по разрешению кадрового вопроса в больницах Ивановской области. Наибольшего внимания заслуживают вопросы управления кадрами в ОБУЗ Родниковская ЦРБ, ОБУЗ Пестяковская ЦРБ, ОБУЗ 1 -я ГКБ, ОБУЗ Верхнеландеховская ЦРБ, ОБУЗ Приволжская ЦРБ, ОБУЗ Кохомская ГБ
Таблица 1
Укомплектованность врачами в городах Ивановской области в 2021 г.
Численность населения на 1 января 2022 г., тыс. чел. Укомплектованность врачами, в процентах*
акушеры-гинекологи педиатры неонатологи
Ивановская область в целом 976,9 76 85,3 100
г. Иваново 400,0 100 100 100
г. Кинешма 78,4 100 100 100
г. Шуя 55,0 90,2 -
г. Фурманов 32,5 100 98,7 -
г. Вичуга 32,4 85,2 100 100
г. Тейково 31,3 100 78,9 100
г. Кохма 30,5 66,7 -
г. Родники 23,7 36,8 72,5 -
г. Приволжск 14,9 46,7 93,3 100
г. Южа 11,8 62,5 87,5 -
г. Заволжск 9,2 - - -
г. Наволоки 8,8 - - -
г. Комсомольск 7,9 71,4 100 -
г. Юрьевец 7,6 - - -
г. Пучеж 5,9 50 100 -
г. Гаврилов Посад 5,4 80 83,3 -
г. Плес 1,7 - - -
* Данные даются по ЦРБ (центральным районным больницам), которые отсутствуют в ряде малых городов (Заволжск, Наволоки, Плес, Юрьевец)
Несомненным преимуществом Ивановской области перед другими областями является наличие в региональной столице, городе Иванове, крупного медицинского вуза, Ивановской государственной медицинской академии (ИвГМА), которая обучает и выпускает врачей вышеназванных специальностей и готовит специалистов по целевому направлению для соседней Владимирской области и других регионов. В ИвГМА набор студентов ведется по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». В 2023 г. целевой набор увеличился до 70 %. В Ивановском медицинском колледже, его Шуйском филиале, а также в медицинском колледже Кинешмы в 2023 г. прием ведется по специальностям и направлениям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело» «Фармация» и «Лабораторная диагностика» [17].
Именно с данным вузом и колледжами региональной власти надо решать вопросы подготовки и дальнейшего трудоустройства молодых врачей. Многие студенты, закончив данный вуз, уезжают за пределы Ивановской области. Поэтому надо на региональном уровне продумать меры по заинтересованности молодых врачей остаться в своем регионе. Анализ доступности услуг, предоставляемых детскими садами
Как видно из табл. 2, с 2017 по 2021 гг. по Ивановской области все дети в возрасте от 3 до 7 лет были обеспечены местами в дошкольных детских учреждениях. Число детей в возрасте от 1,5 лет до 3 лет, не обеспеченных местами в дошкольные детских учреждения в 2016 г., составляло 2104 чел., в 2021 г. численность таких детей была 149 чел. Это говорит о том, что возникает потребность в открытии дополнительных ясельных групп. В Ивановской области на 2021 год было 359 учреждений дошкольного образования, в рамках которых было 2444 групп.
В 2021 г. для детей в возрасте от 3 лет и старше было открыто 1893 группы, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 551 группа. Наибольшее число групп открыто для детей в возрасте от 3 лет и старше (77 % в общем числе открытых групп), ясельные группы для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет составляют 23 % в общем числе групп.
В 2021 г. численность детей, охваченных дошкольным образованием, предоставляемым детскими садами, составляло 44631 ребенка, из них дошкольное образовательное учреждение (детский садик) посещали 7375 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (17 % от всех детей, охваченных дошкольным образованием) и 37256 детей в воз-
расте от 3 до 7 лет (83 % от всех детей, охваченных дошкольным образованием).
В 2021 г. численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях по Ивановской области, составляло 4945 детей, из них 3178 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (64 % от всех детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях) и 1767 детей в возрасте от 3 до 7 лет (36 % от всех детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях).
В 2021 г. 149 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет не были обеспеченны местом в дошкольной образовательной организации (все необеспеченные местом в дошкольной образовательном организации дети живут в городском округе Иваново). В 2021 г. детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях, в возрасте от 3 до 7 лет по Ивановской области нет [16]. Таким образом, в Ивановской области надо решать проблему с ясельными группами, чтобы все желающие женщины, могли устроить ребенка в детское учреждение и выйти на работу.
Анализ динамики уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста по Ивановской области за период 2019-2021 гг. показал, что более 70 % женщин, которые имеют детей дошкольного возраста, трудоустроены.
Причем уровень трудоустройства женщин с детьми дошкольного возраста по Ивановской области с каждым годом растет.
В 2019 г. уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста составлял 70,9 %. В 2020 г. данный показатель вырос на 1,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 72,3 %. В 2021 г. уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста составил 74 % и в этом году наблюдался его рост на 1,7 % по сравнению с 2020 г. [16]
Важной проблемой, почему многие женщины боятся рожать второго и третьего ребенка, является боязнь не трудоустроиться на рынке труда. Также у женщин присутствует страх, что за период, пока она сидит дома за уходом за ребенком, она может стать невостребованной на рынке труда. Третьим страхом является боязнь того, что работодатель не захочет брать на работу женщину с маленькими детьми, так как это подразумевает уход на больничный.
Анализ динамики уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста
Таблица 2
Информация о доступности услуг, предоставляемых детскими садами Ивановской области в 2021 г.
Table 2. Information on the availability of services provided by kindergartens in the Ivanovo region in 2021
Годы Количество учреждений дошкольного образования Число групп, единиц. Численность детей, охваченных дошкольным образованием, предоставляемым детскими садами Численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных организациях Численность детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях
в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в том числе для детей в возрасте 3 года и старше Всего групп от 1,5 до 3 лет от 3 до 7 лет от 1,5 до 3 лет от 3 до 7 лет от 1,5 до 3 лет от 3 до 7 лет
2016 379 654 1896 2550 9199 40931 6470 778 2104 1
2017 377 661 1879 2540 9309 41303 6464 234 2799 0
2018 372 646 1914 2560 8985 41729 5643 205 2079 0
2019 368 643 1903 2546 8636 41445 4227 200 1208 0
2020 366 537 1677 2214 7876 39553 3492 229 1505 0
2021 359 551 1893 2444 7375 37256 3178 1767 149 0
На протяжении всего рассматриваемого периода уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста по Ивановской области выше, чем уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста по всей Российской Федерации, что, несомненно, свидетельствует об успешных практиках содействия занятости женщин с детьми, которые реализуются в Ивановской области. В 2021 г. уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста по Ивановской области был выше, чем уровень занятости женщин с детьми дошкольного возраста по всей Российской Федерации на 6,9 % (см. рис. 1) [16]
Поэтому очень важно разрабатывать на государственном и региональном уровне программы по содействию трудоустройству женщин с детьми. В 2019 г. в Ивановской области был разработан и реализуется план дополнительных мероприятий, направленных на поддержку женщин с детьми, который включает:
- формирование банка вакансий с гибкими формами занятости на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, гибкого графика работы, надомной работы;
- проект «Мама-предприниматель». Целью проекта является обучение женщин, основам предпринимательской деятельности на базе центра «Мой бизнес».
С целью обеспечения возможности женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями в Ивановской области началась реализация регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» [18].
Так как в период декретного отпуска женщина может потерять свои профессиональные навыки и квалификацию, служба занятости населения предлагает женщинам пройти переподготовку или получить новую профессию с учетом их интересов, состояния здоровья и региональной потребности в кадрах.
В 2018 г. в Ивановской области в рамках данной программы профессиональное обучение прошла 121 женщина по профессиям: бухгалтер, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, парикмахер, маникюрша, кондитер, повар, швея и другим. В 2020 г. в Ивановской области обучение в ЦЗН прошли 183 женщины [19].
Реализация в Ивановской области рассмотренных программ способствовало росту трудоустройства женщин с детьми дошкольного возраста по Ивановской области за период с 2019 по 2021 гг.
Динамика уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста, в %
74
В
70,9
■I Г I ll
I Российская Федерация ■ Ивановская область
Рис. 1. Динамика уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста в РФ и Ивановской области Fig. 1. Dynamics of the level of employment of women with children of preschool age in the Russian Federation and the Ivanovo region
Анализ динамики общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на одного жителя регионаАнализ обеспеченности жителей Ивановской области жилой площадью за период с 2016 по 2022 гг., приходящихся в расчете на 1 жителя региона, показал рост данного параметра.
В 2016 г. на 1 городского жителя Ивановской области приходилось 24,9 кв.м. площади жилых помещений. В 2021 г. данный показатель обеспеченности площадью городского жителя Ивановской области составил 27,16 кв.м., что на 2,26 кв.м. больше, чем была обеспеченность в 2016 г. Это говорит о том, что часть жителей Ивановской области в период с 2016 по 2021 гг. улучшили свои жилищный условия. Очень важно отметить, что процесс улучшения жилищных условий идет равномерно по годам. Ежегодно мы наблюдаем рост обеспеченности городских жителей Ивановской области жилой площадью: в 2019 г. на 1 городского жителя Ивановской области приходилось 26,27 кв.м. площади жилых помещений, в 2020 г. - 26,76 кв.м. (на 0,49 кв.м. больше, чем в предыдущем году), а 2021 г. - уже 27,16 кв.м. (на 0,4 кв.м. больше, чем в предыдущем году). Это связано с тем, что в период с 2016 по 2021 гг. в городе Иваново велось строительство новых домов, что позволило городским жителям, имеющим соответствующий доход для приобретения жилья, улучшить свои жилищные условия. Несомненно, на данный процесс еще также влияет материнский капитал, который выдается на одного и более детей, и который позволяет молодым семьям приобрести отдельное собственное жилье.
По сельскому населению Ивановской области также наблюдается положительная динамика роста обеспеченности жилой площадью на 1 сельского жителя. В 2016 г. на 1 сельского жителя Ивановской области приходилось 29 кв.м. площа-
ди жилых помещений. В 2021 г. данный показатель обеспеченности площадью городского жителя Ивановской области составил 34,64 кв.м., что на 5,64 кв.м. больше, чем была обеспеченность в 2016 г. Это говорит о том, что часть сельских жителей Ивановской области в период с 2016 по 2021 гг. улучшила свои жилищный условия. Ежегодно наблюдается рост обеспеченности сельских жителей Ивановской области жилой площадью. На данный процесс повлияла возможность использования женщиной материнского капитала, который выдается на первого (с 2020 г.) и последующий детей, на приобретение своего жилья и улучшение жилищных условий. Причем, по всем анализируемым годам обеспеченность сельских жителей жилой площадью в кв. м в расчете на 1 жителя выше, чем на городского жителя.
В 2021 г. обеспеченность площадью жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя сельского жителя на 7,48 кв. м. больше, чем городского жителя (в 2016 г. разница в обеспеченности площадью жилых помещений, приходящихся в расчете на 1 жителя сельского жителя и городского составляла 4,1 кв. м).
Сравнительный анализ обеспеченности жителей Ивановской области жилой площадью и обеспеченности жителей жилой площадью в среднем по Российской Федерации за 2021 год, показал, что на 1 городского жителя Ивановской области приходится на 0,46 кв. м. меньше жилой площади, чем на 1 городского жителя по Российской Федерации. Но так было не всегда. Например, в 2019 г. на 1 городского жителя Ивановской области приходится на 0,34 кв. м. больше жилой площади, чем на 1 городского жителя по Российской Федерации. По обеспеченности жильем сельского населения наблюдается другая тенденция. В 2021 г. на 1 сельского жителя Ивановской
области приходится на 6,39 кв. м. больше жилой площади, чем на 1 сельского жителя по Российской Федерации. Подобная тенденция превышения обеспеченности жильем сельского населения Ивановской области по сравнению с обеспеченностью жильем сельского населения по РФ отмечается на всем рассматриваемом периоде с 2016 по 2021 гг. [16]. Анализ динамики числа молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях
Одними из основных причин, которую называют женщины, обращающиеся в медицинские учреждения с целью прерывания беременности, является: во-первых, отсутствие собственного жилья, во-вторых, невозможность улучшить жилищные условия для поднятия еще одного ребенка, в-третьих, наличие ипотеки. Жилищный вопрос стоит остро перед большинством молодых семей.
Таблица3
Динамика общей площади жилых помещений, приходящихся в расчете на одного жителя региона (в том числе в разрезе город/село) в сравнении с Российской Федерацией, кв. м Table 3. Dynamics of the total area of residential premises per inhabitant of the region (including in the context of urban / rural areas) in comparison with the Russian Federation, sq. m
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Российская Федерация город 24,5 24,8 25,4 25,93 26,72 27,62
село 26,1 26,6 26,9 27,33 27,5 28,25
Ивановская область город 24,9 25,3 25,9 26,27 26,76 27,16
село 29 29,8 30,8 31,67 32,85 34,64
Ивановская область в этом - не исключение. В 2017 г. по Ивановской области количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляло 1754 семьи. С каждым годом по Ивановской области на протяжении рассматриваемого периода число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снижается. В 2019 г. таких семей уже стало 1676, что на 4,5 % меньше, чем в 2017 г. В 2020 г. в Ивановской области 946 молодых семей состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В 2021 г. число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях составило 948, что на 2 семьи больше, чем в 2020 г., но на 45,95 % меньше, чем в 2017 г.
За период с 2017 г. по 2021 г. 343 молодых семьи Ивановской области из стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, улучшили жилищные условия. В 2017 году 58 семей или 3,31% молодых семей, улучшили свои жилищные условия (в общем от числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий). В 2018 г. улучшили свои жилищные условия 66 семей или 3,73 % молодых семей (от числа нуждающихся). Наибольшее количество молодых семей, улуч-
шивших жилищные условия, из числа стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приходится на 2020 год - 131 семьи, что составило 13,85 % от всех нуждающихся молодых семей в улучшении жилищных условиях по состоянию на текущий год. В 2020 г. по сравнению с предыдущим 2019 г. количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, выросло на 84 семьи (за 2020 год количество молодых семей, улучшивших жилищные условия, возросло 2,8 раза).
В 2021 г. число молодых семей, улучшивших жилищные условия из стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составило 41, что на 68,7 % меньше, чем годом ранее. В 2021 г. всего лишь 4,32 % молодых семей улучшили свои жилищные условия (в общем от числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) - см. рис. 2 [16].
В 2021 г. по Ивановской области число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 0,36% от общего количества молодых семей по всей РФ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшению жилых помещениях (всего по РФ таких нуждающихся в улучшению жилых условий 258 563 семей) - см. табл. 4 [16].
В период с 2017 по 2021 год по РФ число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снижается.
Однако это связано. прежде всего не с тем, что молодые семьи решили свой жилищный вопрос, а с уменьшением количества, создаваемых новых молодых семей (официально зарегистрировавших брак). По Ивановской области ситуация аналогичная: число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помеще-
ниях, снижается, но это обусловлено, прежде всего уменьшением количества создаваемых браков молодыми семьями, а не решением жилищной проблемы.
В настоящее время важной мерой по улучшению жилищных условий для молодых семей по всей РФ, в том числе и Ивановской области, является принятие и реализация государственной программы «Молодая семья-2023».
Таблица 4
Информация об улучшении жилищных условий молодых семей, состоящих на учете в качестве
нуждающихся в жилых помещениях в Ивановской области в 2017-2021 гг. Table 4. Information on improving the living conditions of young families registered as needing housing
Показатели
Годы
2017 2018 2019 2020 2021
Число молодых семей, улучшивших жилищные условия, ед.
Российская Федерация 21968 22765 23228 20555 17421
Ивановская область 58 66 47 131 41
Число молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ед.
Российская Федерация 357817 331601 312855 292700 258563
Ивановская область 1754 1770 1676 946 948
Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия, от числа молодых семей, состоящих на учете
в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, %
Российская Федерация 6,13 6,87 7,42 7,02 6,74
Ивановская область 3,31 3,73 2,80 13,85 4,32
Доля молодых семей, улучшевпшх жиличные условия, от числа молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 0 о
13,85
5.13 ■ 5,87 ■ 3,73 7.42 ■ 1 , 7,02 5,74 ■ 4.32
1 2,80 ■ 1
201" 2018 2019 2020 2021
Российская Федерация ■ Ивановская область
Рис. 2. Динамика доли молодых семей, улучшивших жилищные условия, в РФ и Ивановской области в 2017-2021 гг. Fig. 2. Dynamics of the share of young families who have improved their living conditions i n the Russian Federation and the Ivanovo region in 2017-2021
По Ивановской области в улучшении жилищных условий особенно нуждаются многодетные семьи. По состоянию на 2021 год число многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 613. Это самое низкое значение за анализируемый период 2017-2021 гг. В 2017 г. по Ивановской области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 711 многодетных семей. В 2020 г. по Ивановской области по сравнению с 2017 г. число нуждающихся многодетных семей в улучшении жилищных условий снизилось на 1,82 % и составило 698, а в 2021 г. по сравнению с
2017 г. данный показатель снизился на 13,8 % и на 12,2 % по сравнению с 2020 г.
Всего за период с 2017 по 2021 гг. по Ивановской области 114 многодетных семей улучшили свои жилищные условия, из них в 2017 г. - 25 семей (22 % от всех семей, улучшивших свои жилищные условия за анализируемый период), в
2018 г. - 15 семей (соответственно - 13 %), в 2019 году - 12 семей (10,5%), в 2020 г. - 50 семей (43,9 %), в 2021 г. - также 12 семей (10,5%). По Ивановской области наиболее весомым по улучшению жилищных условий был 2020 год, когда наблюдается большее количество многодетных семей (нуждающихся в этом), которые смогли улучшить свои жилищные условия. Анализ по годам показал, что доля многодетных семей,
улучшивших жилищные условия (от числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) имеет очень низкое значение. По Ивановской области в 2021 г. доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, составляет всего 1,96% от числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2020 г., который являлся наиболее весомым по улучшению жилищных условий для многодетных семей Ивановской области, доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, составляла 7,16 % (от числа многодетных семей, состоящих на учете на улучшение). В период с 2017-2019 гг. по Ивановской области доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, имеет также очень низкие значения, например, в 2019 г. доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, составляет всего лишь 1,94 % от всех нуждающихся - см. табл. 5 [16]. Число многодетных семей по Ивановской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2021 г. составило 0,45 % от всех многодетных семей по РФ нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в 2017 г. данный показатель для Ивановской области составлял 0,54 %).
Таблица5
Информация об улучшении жилищных условий многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Ивановской области в 2017-2021 гг. Table 5. Information on improving the living conditions of large families registered as needing housing
Показатели
Годы
2017 2018 2019 2020 2021
Число многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ед.
Российская Федерация 131585 132587 132389 134099 133838
Ивановская область 711 695 618 698 613
Число многодетных семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, ед.
2017 2018 2019 2020 2021
Российская Федерация 4963 4378 5776 5504 5480
Ивановская область 25 15 12 50 12
Доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия, от числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, %
2017 2018 2019 2020 2021
Российская Федерация 3,77 3,30 4,36 4,10 4,09
Ивановская область 3,52 2,16 1,94 7,16 1,96
Доля многодетных семей, улучшавших жилищные условия, от числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в %
7.16
3,77 3,52 : i in 4,36 4.10 4.09
■ ■ 2.16 1,94 1.96
1 ■ ■
2017 2018 2019 2020 2021
Российская Федерация ■ Ивановская область
Рис. 3. Динамика доли многодетных семей, улучшивших жилищные условия,
в РФ и Ивановской области в 2017-2021 гг. Fig. 3. Dynamics of the share of large families that improved their living conditions in the Russian Federation and the Ivanovo Region in 2017-2021
Доля многодетных семей по РФ, улучшивших жилищные условия, от общего числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2021 г. составил 4,09 %, что превышает аналогичный показатель по Ивановской области на 2,1 %. Следует отметить, что в 2020 г. доля многодетных семей по Ивановской области, улучшивших жилищные условия, от общего числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, превышала данный показатель по РФ на 3,06 % - см. рис. 3 [16].
Таким образом, надо изучать успешные практики поддержи многодетных семей, которые внедряются в других регионах и использовать их в своей области. Несомненно, проблема с обеспечением жильем молодых семей еще не решена, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне Ивановской области.
Очень важно понимать, что жилищные условия молодых семей влияют на то, сколько детей планирует женщина к деторождению. Для того что бы мотивировать молодые семьи на рождение детей, надо продумать программы по субсидированию ипотеки для молодых семей. Кроме того, следует создавать при вузах и колледжах благоустроенные общежития для молодых семей с детьми.
Когда семья становится многодетной, решение жилищного вопроса является очень важным. Если молодое поколение поймет, что государство поддерживает такие семьи, то оно тоже
будет ориентироваться на многодетность, чувствуя поддержку от государства.
ВЫВОДЫ
Таким образом, для Ивановской области характерны следующие тенденции в сфере социальной инфраструктуры и доступности социальных услуг. Наш анализ показал, что в Ивановской области отсутствуют районные больницы в ряде малых городов (Заволжск, Наволоки, Плес, Юрье-вец), в муниципалитетах существует недоукомплектованность медицинских организаций врачами акушерами-гинекологами, педиатрами, лучше ситуация - с неонатологами, но при этом нужно учитывать, что такие специалисты ввиду специфики организации медицины из 17 городов региона есть только в 5 городах (Иванове, Кинешме, Вичуге, Тейкове, Приволжске).
В 2021 г. детей, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных организациях, в возрасте от 3 до 7 лет по Ивановской области нет, но существует проблема необеспеченности местом в дошкольной образовательной организации для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. В последние годы наблюдается рост уровня занятости женщин с детьми дошкольного возраста. Наш анализ показал, что за 2016-2022 гг. обеспеченность жителей Ивановской области жилой площадью в расчете на одного жителя региона растет, а улучшение жилищных условий в Ивановской области идет равномерно по годам. Исследование показало, что в 2021 г. обеспеченность одного городского жителя Ивановской области была чуть ниже средне-
российского показателя, а по сельским жителям данный показатель выл даже выше среднего значения по Российской Федерации. Показано, что наибольшее количество молодых и многодетных семей, улучшивших жилищные условия, из числа стоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приходится на 2020 год. В 2021 г. всего лишь чуть более 4 % молодых семей улучшили свои жилищные условия. Очень низкое значение имеет доля многодетных семей, улучшивших жилищные условия (от числа многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) -менее 2 % в 2021 г. Большое значение для решения вышеуказанных инфраструктурных проблем могут сыграть программы комплексного развития территорий как долгосрочный системный фактор устойчивого роста экономики регионов, что требует корректировки принятых стратегий развития регионов до 2030-2035 гг. и разработку новых федеральных и региональных программ комплексного развития. Вместе с тем, не нужно забывать, что Ивановская область по уровню заработ-
ЛИТЕРАТУРА
1. Кислицына О. А. Влияние жилищных условий и среды проживания на состояние здоровья россиян. Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 3. С. 342-353.
2. Иванов В.Н., Суворов А.В. Современные проблемы развития российского здравоохранения. Часть 2. Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 https://ecfor.ru/publication/problemy-razvitiya-rossijskogo-zdravoohraneniya-pandemiya-koronovirasa.
3. Кареев Д.В., Берендеева А.Б. Миграции населения в регионах России как объект экономического, статистического и социологического анализа. Вестник Иван. гос. ун-та. Сер. Экономика. 2022. № 2. С. 19-32.
4. Лифшиц А.С., Смольницкая Н. Ю. К вопросу о влиянии инвестиций в социальное развитие на экономическую устойчивость предприятий машиностроения в современных условиях. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2023. № 2 (74). С. 19-27.
5. Стерник С.Г. Комплексное развитие территорий и экономика регионов. Проблемы прогнозирования. 2023. №2. https://ecfor.ru/publication/kompleksnoe-razvitie-territorij-renova1siya-zhilya.(дата обращения: 25.07.2023)
6. Берендеева А.Б. Роль малых городов в создании образовательно-производственных центров региона: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. «Малые города большой страны» (г. Иваново 1-3 июня 2023 г.). Иваново: Иван. гос. ун-т, 2023. С. 158-167.
7. Берендеева А.Б., Рычихина Н.С. Меры пространственного развития региона в преодолении негативных демографических и экономических тенденций. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2023. № 2 (74). С. 5-18.
8. Берендеева А.Б., Коробова О.О., Николаева Е.Е., Рычихина Н.С.; под общ. ред. Е.Е. Николаевой. Социально-экономического развитие Московского макрорегиона: стратегический вектор: монография. Иваново.
ной платы, доходов населения, в рейтингах по качеству жизни находится в числе аутсайдеров среди регионов России. Исследования показывают, что чем лучше в регионе развиты наука, образование, инновации и технологии, тем в нём можно ожидать более высокие показатели уровня жизни населения [20].
Поэтому необходимы меры по дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности региона, развитию не только сферы услуг, но и отраслей обрабатывающей промышленности, инновационной экономики, транспортной инфраструктуры. А поскольку Ивановская область отличается развитой бюджетной сферой (разветвленная система образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.), необходимо весомые меры по повышению заработной платы данной категории работников.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.
The authors declare the absence a conflict of interest warranting disclosure in this article.
REFERENCES
1. Kislitsyna O. A. Influence of housing conditions and living environment on the state of health of Russians. The standard of living of the population of the regions of Russia. 2022. Volume 18. N 3. P. 342-353.
2. Ivanov V.N., Suvorov A.V. Modern problems of Russian healthcare development. Part 2. Problems of forecasting. 2022. N 1 https://ecfor.ru/publication/problemy-razvitiya-rossijskogo-zdravoohraneniya-pandemiya-koronovirusa (date of access: 25.07.2023)
3. Kareev D.V., Berendeeva A.B. Migration of the population in the regions of Russia as an object of economic, statistical and sociological analysis. Herald Ivan. state university. Ser. Economy. 2022. N 2. P. 19-32.
4. Lifshits AS, Smolnitskaya N. Yu. On the issue of the impact of investments in social development on the economic sustainability of engineering enterprises in modern conditions. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2023. N 2 (74). P. 19-27.
5. Sternik S.G. Integrated development of territories and economics of regions. Forecasting problems. 2023. N 2. URL: https://ecfor.ru/publication/kompleksnoe-razvitie-territorij-renovatsiya-zhilya/ (date of access: 25.07.2023)
6. Berendeeva A.B. The role of small towns in the creation of educational and industrial centers of the region: Sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. "Small cities of a big country" (Ivanovo, June 1-3, 2023). Ivanovo: Ivan.state. un-t, 2023, P. 158-167.
7. Berendeeva A.B., Rychikhina N.S. Measures of spatial development of the region in overcoming negative demographic and economic trends. Modern science-intensive technologies. Re-gionalapplication. 2023. N 2 (74). P. 5-18.
8. Berendeeva A.B., Korobova O.O., Nikolaeva E.E., Rychikhina N.S.; under total ed. HER. Nikolaeva. Socioeconomic development of the Moscow macroregion: strategic vector: monograph. Ivanovo: Ivan. state un-t. 2023. 400 p.
9. Дружинин П.В. Развитие административных центров и их влияние на экономику регионов. Проблемы прогнозирования. 2022. № 2. https://ecfor.ru/publication/svyaz-chislennosti-naselemya-regюna-i-ekonomicheskogo-razvitiya/ (дата обращения: 25.07.2023)
10. Берендеева А.Б., Коробова О.О., Рычихина Н.С. Роль экономических факторов в воспроизводстве региональной структуры населения по полу (на примере регионов Верхневолжья). Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 3. С. 9-18.
11. Окрепилов В.В. Экономика качества - важнейшее направление развития экономической науки. Проблемы прогнозирования. 2022. № 5. С. 78-90 https://ecfor.ru/publication/ekonomika-kachestva-standartizatsiya-metrologiya (дата обращения: 25.07.2023)
12. Сайт Известно.ру. Новости. 16.03.2023 г. Бирюкова И. Ивановская область попала в топ-30 регионов с нехваткой врачей
13. Берендеева А.Б., Рычихина Н.С. Степень остроты демографических вызовов в регионах Центра России. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. № 2 (70). С. 13-22.
14. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований Ивановской области https://37.rosstat.gov.ru.
15. Внутренние проблемы медицины, или чем недовольны врачи. https://aif.ru/health/life/1023844
16. Официальные статистические показатели https://fedstat.ru (дата обращения 23.05.2023)
17. Официальный сайт Департамента здравоохранения Ивановской области. Новости 21.07.2023 г. В Ивановской области продолжается приемная кампания в медицинские образовательные учреждения https://dz.ivanovoobl.ru (дата обращения 25.07.2023)
18. Паспорт регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет (Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей)»
19. Официальный сайт Комитета по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции по Ивановской области https://zan.ivanovoobl.ru
20. Степанов В.С., Бобков В.Н., Шамаева Е.Ф., Одинцова Е.В. Построение модели, связывающей индикатор уровня жизни населения с комплексом показателей социально-экономической политики в регионах России. Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 4. С. 450-465.
9. Druzhinin P.V. Development of administrative centers and their impact on the regional economy. Forecasting problems. 2022. N 2. URL: https://ecfor.ru/publication/svyaz-chislennosti-naseleniya-regiona-i-ekonomicheskogo-razvitiya/ (date of access: 25.07.2023)
10. Berendeeva A.B., Korobova O.O., Rychikhina N.S. The role of economic factors in the reproduction of the regional structure of the population by sex (on the example of the Upper Volga regions). Modern science-intensive technologies. Regional application. 2019. N 3. P. 9-18.
11. Okrepilov V.V. The economy of quality is the most important direction in the development of economic science. Forecastingproblems. 2022. N 5. P. 78-90. https://ecfor.ru/publication/ekonomika-kachestva-standartizatsiya-metrologiya/ (date of access: 07/25/2023)
12. Website Known.ru. News. 03/16/2023 Biryukova I. Ivanovo region is in the top 30 regions with a shortage of doctors.
13. Berendeeva A.B., Rychikhina N.S. The severity of demographic challenges in the regions of the Center of Russia. Modern science-intensive technologies. Regional application. 2022. N 2 (70). P. 13-22.
14. Main indicators of the socio-economic situation of the municipalities of the Ivanovo region. https://37.rosstat.gov.ru
15. Internal problems of medicine, or what doctors are dissatisfied with. https://aif.ru/health/life/1023844.
16. Official statistical indicators. https://fedstat.ru.
17. Official website of the Department of Health of the Ivanovo region. News 07/21/2023 In the Ivanovo region, the admission campaign for medical educational institutions continues. https://dz.ivanovoobl.ru (date of access: 07/25/2023)
18. Passport of the regional project "Promoting women's employment - creating conditions for preschool education for children under the age of three (Promotion of women's employment - accessibility of preschool education for children)"
19. Official website of the Committee on Labor, Promotion of Employment of the Population and Labor Migration in the Ivanovo Region https://zan.ivanovoobl.ru
20. Stepanov V.S., Bobkov V.N., Shamaeva E.F., Odintsova E.V. Building a model that links the indicator of the standard of living of the population with a set of indicators of socio-economic policy in the regions of Russia. The standard of living of the population of the regions of Russia. 2022. Volume 18. N 4. P. 450-465.
Поступила в редакцию:21.05.2023 Принята к опубликованию:19.06.2023
Received 21.05.2023 Accepted 19.06.2023