Научная статья на тему 'Экономические аспекты рационального природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой'

Экономические аспекты рационального природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
869
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабина Е.Н.

В статье обосновывается актуальность темы и целесообразность ее разработки, раскрываются особенности рынка природных ресурсов в сфере экологического маркетинга. Представлен анализ современного состояния качества природных ресурсов, дана оценка эффективности взаимодействия субъектов рынка, сделан прогноз будущих изменений. Разработаны структурно-целевая модель выбора маркетинговых стратегий для экологической реабилитации региона и консолидированный социально-экономический механизм управления рынком природных ресурсов и природопользованием. Сформулированы основные выводы и даны конкретные рекомендации с целью совершенствования методов управления рынком природных ресурсов и природопользованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты рационального природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

е. Н. БАБиНА, кандидат экономических наук Ставропольский государственный аграрный университет

Экономическое развитие, диктуемое потребностями быстро возрастающего населения планеты, в условиях современных ресурсоемких технологий приводит к изменению ее облика и причиняет невосполнимый ущерб биосфере. Учащающиеся стихийные бедствия, увеличивающееся число техногенных аварий и катастроф со все большим числом жертв и растущими материальными потерями сопровождаются беспощадной эксплуатацией природных ресурсов и беспрецедентным по своим масштабам загрязнением окружающей природной среды.

В современных условиях все более отчетливо проявляется необходимость согласования темпов и характера развития общества с возможностями рынка природных ресурсов, что является не просто экономической проблемой, но и определяет направление будущего развития всего человечества.

Опросы, проводимые в ряде стран, показали, что потребители все больше начинают отдавать предпочтение экологически чистым, хотя и более дорогим товарам. Соответственно фирмы начинают переходить на производство экологически чистой продукции. Экология сегодня придает товару дополнительную потребительную стоимость. Покупатели готовы платить значительную цену за экологически чистые продукты и очень чувствительны к любой информации об их экологичности.

В рамках экологического маркетинга выделяются следующие рынки: отдельных видов природных ресурсов; экотехники; экологически чистой продукции; отходов; экологических услуг. Рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику. Рынок при-

родных ресурсов в сфере экологического маркетинга имеет свои особенности из-за специфичности «товара» и отношений собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт. Результатом природоохранной деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращенного) ущерба экосистем, народного хозяйства и населения, или улучшение (стабилизация) качества среды обитания людей. Средства, вложенные в природоохранную деятельность, выпадают из индивидуального кругооборота средств предприятий, так как эффект получают безвозмездно другие предприятия и население. «Экологические товары» — это типичные общественные блага и внешние эффекты, которые трудно продать индивидуальному потребителю.

Традиционный рынок в процессе функционирования экологическую сферу затрагивает только частично — при вовлечении в производство природных ресурсов. Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель — купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние. Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающей среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными). Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Но все отмеченное не означает, что рыночные отношения в экологической сфере не могут существовать.

Следует искать маркетинговые методы и пути вовлечения природных объектов на основе мно-госубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процесс купли-продажи. Переход к чистому рынку, особенно в природоохране в условиях эко-маркетинга, не без оснований вызывает тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы.

Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий и осуществлению инфраструктурных природоохранных маркетинговых мероприятий, которые не дают сиюминутной отдачи. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величины альтернативной стоимости. В сфере экологического маркетинга должен быть регулируемый рынок, который согласовывает текущие и перспективные эколого-экономические интересы в сочетании с четко налаженными маркетинговыми взаимосвязями.

Маркетинговые исследования рынка природных ресурсов состоят в изучении взаимодействия субъектов рынка и оказываемого ими влияния на качество природных ресурсов в процессе природопользования. Изучение основано на понимании интегрированных маркетинговых исследований рынка природных ресурсов, как сбор и предоставление информации для разработки стратегий по обеспечению оптимального состояния окружающей природной среды и удовлетворению потребностей в природных ресурсах.

Функционирование регулируемого рынка возможно на основе взаимоотношений общественного производства с природной средой и направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением на рынке природных ресурсов, ведущего к формированию адекватной экономической цены на природные ресурсы, что является необходимым условием эффективной работы рынка природных ресурсов и стимулирует экономический рост общественного продукта.

При увеличении спроса на природные ресурсы как фактор производства, их чрезмерное потребление ведет к снижению качества окружающей природной среды и ее деградации, поэтому главная цель экологического маркетинга заключается в том, чтобы способствовать сохранению качества окружающей природной среды, возобновлению природных ресурсов, подбору заменителей факторов производства, если процесс производства

угрожает экологии и качеству природных ресурсов. Чем быстрее будет разрабатываться природная среда, тем самым удовлетворяя производство в природных ресурсах, тем быстрее наступит экологический кризис в условиях постоянно существующего спроса. Равновесный уровень удовлетворения потребностей и сохранения качества природных ресурсов будет достигнут при сочетании адекватной цены на природные ресурсы и освоении инвестиций в направлении маркетинговых стратегий для экологической реабилитации региона. Закономерности принятия решений в природопользовании не всегда подчиняются исключительно макроэкономическим принципам. Большую роль играют этнические и религиозные ценности, общественные и политические традиции. В отличие от обыкновенных товаров, рост спроса на которые вызывает адекватный рост предложения, рост потребления природных ресурсов вызывает необратимые негативные изменения в окружающей среде.

Модель регулируемого рынка природных ресурсов в процессе природопользования учитывает издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растет в геометрической прогрессии с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды. Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объема загрязнения. Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс.

Любой субъект рынка природных ресурсов действует в определенной окружающей среде, и чем сложнее эта среда, тем более глубоким и частым изменениям она подвергается, тем более гибкий характер должна носить деятельность субъекта. Если на рынке проводится единая, скоординированная политика по отношению к потребителю, а товаром являются природные ресурсы и экологически чистые произведенные продукты, то маркетинг играет в микросреде координирующую и интегрирующую роль, а потребитель (производитель) выполняет контролирующую функцию по отношению к качеству товаров, которые он потребляет (производит), и к состоянию окружающей природной среды; а в макросреде — главенствующую роль по средствам

государственного управления. Совокупность микросреды (малый периметр) и макросреды (большой периметр) образует маркетинговую среду рынка природных ресурсов, которая оказывает непосредственное влияние на взаимоотношение субъектов рынка и на качество природных ресурсов (рис. 1).

В целом маркетинговая направленность должна проявляться:

• в изучении пределов антропогенного воздействия общества на окружающую среду;

• в использовании экологически чистых и неисчерпаемых источников энергии;

• в более полной добыче полезных ископаемых из недр и полезного элемента из извлеченной породы;

Рис. 1. Маркетинговая среда рынка природных ресурсов

• во внедрении ресурсосберегающих и безотходных технологий и т. д.

Следствием этого будут снижение масштабов потребления ресурсов и снижение отходов производственной деятельности в сочетании с эффективной государственной экологической политикой. Для проведения эффективной экологической политики важно понимать уровень и соподчи-ненность проводимых мероприятий, масштаб и границы их воздействия.

Маркетинг является эффективным механизмом достижения равновесного уровня удовлетворения потребностей и сохранения качества природных ресурсов. Именно использование инструментов маркетинга позволяет учитывать в процессе природопользования потребности, состояние и динамику спроса рынка природных ресурсов, а также создавать условия для минимизации ущерба, наносимого окружающей природной среде.

Для осуществления рационального природопользования необходима такая природоохранная стратегия, которая базируется на основных маркетинговых инструментах.

Разработке природоохранной стратегии развития рынка природных ресурсов должен предшествовать анализ современного состояния качества природных ресурсов, оценка эффективности взаимодействия субъектов рынка.

На основе проведенного исследования структуры рынка природных ресурсов за последние пять лет (2001—2006 гг.) в Ставропольском крае были получены следующие результаты.

Произошло увеличение забора воды из природных объектов на 7,5 %, сброс загрязненных сточ-

Макросреда

Экологически ориентированный маркетинг

Управление системами

природными

Политико-право-вая среда, экологи-ческиое законодательство

иде

ае

) Р ^ ро"

О

риг Упк

Конфликт между обществом и природой

Уровни управления

Управление природо-пользователями

Маркетинговый бизнес-план (инвестиции в эко-программы)

Микросреда

Качество

Рациональное потребеление

Нерациональное потребление

Рынок природных ресурсов

Потребители природных ресурсов

Обмен

отдельных видов природных ресурсов

Сегментирование рынка

чески чистой продукции

услуг

Система маркетинг овой информации

i 1 к г

Экологически ориентированный маркетинг

Общественное производство

Природная среда

Политико-право-вая среда, экологи-

ок

я

ичтч

/йикд £

- £ ^т I нйОО

" « £ К : ^ ^ о к "

^ЮЙ^ £

¡ййШ

Причины конфликта между обществом и природой

ческиое

законода-

тельство

экологи-

эко-

эко-

техни-

логи-

ных вод вырос на 0,9 % (при данном увеличении забора воды это говорит о повышении эффективности очистных мероприятий), выросли выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников на 4,8 % и от автотранспорта на 5,0 %, что говорит об интенсивном развитии промышленности и экономики в Ставропольском крае. Наблюдается снижение площади восстановленного леса на 5,2 % и рекультивированных земель на 24,0 %, что показывает на недостаточное финансирование по данным направлениям.

Оценка эффективности взаимодействия субъектов рынка природных ресурсов позволила выявить, что общий экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды в течение пяти лет в среднем увеличился на 9,1 %, общая сумма инвестиций, выделяемых из разных источников финансирования и осваиваемых ежегодно, не перекрывает существующих масштабов ущерба от загрязнения окружающей среды.

Проведенный анализ состояния рынка природных ресурсов региона и основных влияющих на него факторов явился базой для прогнозирования будущих изменений и разработки стратегии для оптимизации его состояния (табл. 1). Одной из наглядных и достоверных является методика прогноза по тренду, основанная на экстраполяции. В связи со спецификой изучаемого объекта, учитывая, что динамика качественного состояния природных ресурсов в краткосрочном периоде незначительна, временной горизонт прогнозирования по тренду можно увеличить с 3 до 4 лет.

При обобщении полученных результатов разработана структурно-целевая модель выбора маркетинговых стратегий для экологической реабилитации региона, которая представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами (рис. 2). В основе структурно-целевой модели маркетинговых стратегий лежат базисные экологические стратегии: стратегия перехода к чистому производству, циркулярности,

кооперирования, стратегия достаточности и эко-эффективности. С концептуальной стороны их объединяет единая идея инноваций устойчивого развития.

Именно инновации устойчивого развития и отвечающие им стратегии, относясь по своему характеру к радикальным, несут потенциал прорывного эффекта в решении экологических проблем. Вырабатывая отношение к инновационным стратегиям устойчивого развития, субъекты рынка природных ресурсов должны дополнительно учитывать следующее:

• данные стратегии обладают существенным потенциалом укрепления конкурентоспособности компании, вооружая ее уникальными, особо ценными и трудными для воспроизведения компетенциями;

• их реализация, радикально изменяя не только производственно-технологические, но и организационно-экономические основы традиционного производства, включая появление новых рыночных секторов, новых потребностей и способ их удовлетворения, сопряжена с высокой степенью неопределенности и риска;

• условием реализации инновационных стратегий устойчивого развития является включение в анализ и учет возможной реакции как можно большего круга субъектов рынка природных ресурсов;

• высоким риском характеризуется не только реализация подобных стратегий, но и с учетом возрастания общественной озабоченности экологическими проблемами, игнорирование подобных тенденций также сопряжено для субъектов рынка природных ресурсов с повышенными рисками.

Экологический маркетинг становится не просто новым концептуальным подходом, а реальным рабочим механизмом, позволяющим продумать и разработать систему поведения на рынке. Он создает условия для осуществления по-новому процесса стратегического планирования, для разрешения

Таблица 1

Прогноз основных факторов макросреды рынка природных ресурсов Ставропольского края на 2010 гг.

Модели прогнозирования факторов макросреды рынка природных ресурсов Прогноз на 2010 г.

Значение показателя, млн руб. Абсолютный прирост, млн руб. Рост, % Прирост, %

Валовой региональный продукт 254 879,2 +27385,05 111,5 + 11,5

Экономический ущерб, общий 6 700,6 +328,76 109,1 +9,1

Фактические затраты 2 364,3 +239,93 110,8 + 10,8

Инвестиции 15 292,7 + 1643,1 111,5 + 11,5

Производственная экологическая стратегия (чистое производство)

Продукт

Производство

Сотрудники

Коммуникации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

многих трудностей, связанных с появлением экологических рисков, для перехода к устойчивому развитию рынка природных ресурсов. Устойчивое развитие — модель социально-экономического развития, обеспечивающая удовлетворение для ныне живущих поколений широкого круга потребностей при обеспечении будущим поколениям возможности удовлетворения аналогичных потребностей, включая потребности в развитии и сохранении окружающей среды. С позиций экологического маркетинга устойчивое развитие рынка природных ресурсов основывается на следующих обязательствах:

• корпоративный приоритет — признать управление охраной окружающей среды ключевым определяющим фактором для устойчивого развития, сформулировать политику, принять программы и установить методы проведения операций экологически приемлемым способом;

• интегрированное управление — полностью ввести экологические политику, программы и методы в предпринимательское дело в качестве существенного элемента управления во всех его функциях;

• процесс совершенствования — продолжать совершенствовать политику, программы и повышать экологическую эффективность с учетом технических разработок, научных достижений, требований потребителя и ожиданий общества, считая исходной точкой правовые нормы и применять одни и те же критерии состояния окружающей среды в международном масштабе;

• обучение персонала — обучать, подготавливать и мотивировать персонал осуществлять свою деятельность с пониманием ответственности за состояние окружающей среды;

• предварительная оценка — оценивать воздействия на окружающую среду до начала новой деятельности или реализации нового проекта, до вывода оборудования из эксплуатации и до того, как покинуть данное место;

• продукция или услуги — разрабатывать и поставлять продукцию, которая не оказывает чрезмерного воздействия на окружающую

Стратегия экологическс рациональное использование потен го маркетинга: диала рынка природных ресурсов

Инновационные стратегии устойчивого развития

Стратегия циркулярное™

НАПРАВЛЕНИЯ

Производство эко-чистых продуктов на всех стадиях жизненного цикла

Экономия ресурсов

Уменьшение производственных эмиссий

Стратегия кооперирования

РЕАЛИЗАЦИИ

Формирование индустрииаль-ных производственных цепей (сырье... отходы)

Стратегия достаточности и эко-эффективности

Минимизация отходов

Энергосбережение

Адаптация

Регионализация

Дематериализация

Ресурсосбережение

Мотивация

Образование

Кредитные

Страховые

Государственные органы власти

.-1

Рис. 2. Дерево стратегий экологического маркетинга

среду и является безопасной при ее использовании по назначению и экономичной с точки зрения потребления природных ресурсов и которая может быть рециклирована (повторно использована) и безопасно утилизирована; консультация для потребителей — консультировать и, где это целесообразно, обучать потребителей, дистрибьюторов и население безопасному использованию, транспортировке, хранению и утилизации поставляемой продукции;

оборудование и операции — разрабатывать, проектировать и эксплуатировать оборудование и осуществлять деятельность, принимая во внимание эффективное использование энергии и материалов, устойчивое использование возобновляемых ресурсов, минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду и производства отходов, а также безопасное и ответственное неиспользуемых отходов;

изучение — проводить (обеспечивать) изучение воздействия на окружающую среду сырья, продукции, процессов, выбросов и отходов связанных с предприятиями, а также способов минимизации отрицательных воздействий;

• предупредительный подход — модифицировать производство, маркетинг, либо использование продукции или услуг, либо ведение работ в соответствии с научными и техническими достижениями, чтобы предотвратить серьезное или необратимое ухудшение качества окружающей среды;

• подрядчики и поставщики — содействовать принятию этих принципов подрядчиками, действующими от имени предприятия, поощряя и требуя улучшения их методов, с тем чтобы последние соответствовали методам, принятым на предприятии, поощрять более активное принятие этих принципов поставщиками;

• подготовленность к аварийным ситуациям — разработать и поддерживать в рабочем состоянии там, где существует значительная опасность, планы подготовленности к аварийным ситуациям совместно с аварийными службами, соответствующими органами власти, признавая потенциальные трансграничные воздействия;

• передача технологий — вносить вклад в передачу экологически приемлемых технологий и методов управления с помощью промышленного и государственного секторов;

• вклад в общий эффект — вносить вклад в развитие государственной политики, а также в предпринимательство, правительственные и межправительственные программы и учебные начинания, которые должны расширить осведомленность о проблемах, связанных с окружающей средой, и усилить ее охрану;

• открытость к диалогу — поощрять открытость и диалог с сотрудниками и общественностью, предвидя их озабоченность потенциальной опасностью и воздействиями операций, продукции, отходов или услуг, включая те, которые имеют межграничный или глобальный характер, и реагируя на эту озабоченность;

• соответствие и отчетность — определять экологическую эффективность, регулярно проводить экологические аудиты и подтверждения соответствия требованиям фирмы, требованиям законодательных актов и настоящим принципам, периодически предоставлять необходимую информацию совету директоров, акционерам, сотрудникам, органам власти и общественности.

Предлагаемая модель выбора маркетинговых

стратегий дает возможность при расчете величины

предотвращаемого ущерба от реализации мероприятий учесть не только величины загрязнений, ущерб от которых можно определить математическими методами, но и реализацию важных природоохранных мероприятий, непосредственно не связанных со снижением тех или иных видов загрязнений окружающей природной среды на конкретных объектах.

Стратегия чистого производства обеспечивает минимизацию негативного воздействия на окружающую природную среду отдельного субъекта рынка природных ресурсов путем радикального изменения технологии, номенклатуры выпускаемой продукции и применяемого сырья. Задачи экологической производственной политики состоят в дифференциации существующих продуктов с точки зрения экологической приемлемости, в замене и отказе от «вредных» для природы продуктов, инноваций или их составляющих посредством переориентации производственного процесса на требования, отвечающие охране окружающей среды. Производственную программу, ассортимент и оформление товарных марок также необходимо согласовывать с меняющимися условиями рынка.

Название и характеристика продукта должны служить ясному выражению его экологической безопасности с целью выявления существующего спроса на экологически чистую продукцию. Вместе с тем субъекты рынка природных ресурсов должны разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программы достижения своих целей и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать распределение ответственности за достижение целевых и плановых показателей для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках организации, а также средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех сотрудников с тем, чтобы содействовать эффективному управлению рынком природных ресурсов. Обязательство по охране окружающей среды должно начинаться с высших уровней руководства. Соответственно этому высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить внедрение системы управления охраной окружающей среды. Частью этого обязательства является назначение высшим руководством специальных представителей с определенной ответственностью и полномочиями по внедрению системы управления рынком природных ресурсов. Высшее руко-

водство должно также гарантировать обеспечение надлежащими ресурсами в целях внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы управления рынком природных ресурсов. Важно четко определить основные обязанности по ведению системы управления рынком природных ресурсов и сообщить об этом соответствующим сотрудникам. Субъекты рынка природных ресурсов должны определить свои потребности в обучении персонала. Они должны требовать, чтобы все сотрудники, чья работа может в значительной степени повлиять на состояние рынка природных ресурсов, прошли соответствующее обучение. Субъекты рынка природных ресурсов должны устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, позволяющие их служащим или сотрудникам каждого соответствующего подразделения и уровня понимать:

• важность соответствия экологической политике, процедурам и требованиям системы управления рынком природных ресурсов;

• существенные, реальные или потенциальные воздействия своей деятельности на состояние рынка природных ресурсов и пользу в повышении персональной эффективности;

• свои обязанности и свою ответственность в деле достижения соответствия экологической политике и процедурам, а также требованиям системы управления рынком природных ресурсов, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и к реагированию на них;

• потенциальные последствия отступлений от установленных рабочих процедур. Персонал, выполняющий работы, которые

могут оказать значительное воздействие на состояние рынка природных ресурсов, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и практическим опытом.

Относительно своих экологических аспектов и системы управления рынком природных ресурсов субъекты рынка должны устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры:

• внутренней связи между различными уровнями и подразделениями субъекта;

• получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.

Субъекты рынка должны предусмотреть процессы внешних сообщений о своих важных экологических аспектах и регистрации своих решений.

Среди инновационных стратегий устойчивого развития определенное место занимают стратегии циркулярности и кооперирования. Они позволяют в решении экологических проблем выйти за пределы возможностей и ресурсов отдельных предприятий, используя преимущества концентрации и централизации, включая региональную и межотраслевую. Стратегии циркулярности и кооперирования ориентированы на согласованное и гибкое решение экологических проблем группой субъектов рынка природных ресурсов. Этим демонстрируется возможность выработки и реализации согласованной экологической стратегии для нескольких обособленных субъектов рынка природных ресурсов с формированием на их базе экологически ориентированной индустриальной сети. Данным инновационным организационным решениям должны отвечать и производственно-технологические инновации.

Путь к реализации стратегий циркулярности и кооперирования связан с ориентацией экономических стратегий субъектов рынка природных ресурсов на принципы: дематериализации и ресурсосбережения — значительное сокращение потребления исходных ресурсов на базе осуществления цирку-лярности в экономических процессах; энергосбережения — сокращение энергоемкости производства и продукции и применение экологически чистых видов энергетических ресурсов и топлива.

Стратегия достаточности заключается в добровольном ограничении потребления и соответствующем изменении стиля жизни. Стратегия эко-эффективности основана на существенном увеличении коэффициента использования сырьевых ресурсов и коэффициента полезного действия всех технологических процессов по средствам: максимизации использования возобновимых ресурсов, минимизации отходов и дематериализации, ресурсосбережения. Реализация стратегии эко-эф-фективности позволяет снизить отходо- и ущербо-емкость производства, сделать производство менее экологически опасным. Осуществление стратегий достаточности и эко-эффективности основано на следующих принципах:

1) регионализация — использование локальных ресурсов, локальных потенциалов регионов, создание региональных согласованных систем производства, потребления и обработки отходов и их вторичного использования;

2) адаптация — согласование темпов экономического развития со скоростью и ритмами эволюции экологических систем;

3) предосторожность, служащая предотвращением негативных последствий взаимодействия субъектов, отражающихся на состоянии рынка природных ресурсов;

4) минимизация отходов.

Область интересов эко-стратегии распространяется не только на субъекты рынка природных ресурсов, но и на общий экологический жизненный цикл продукта. Тем самым эко-стратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования субъектов рынка, при максимально возможном снижении экологических проблем на протяжении всего экологического жизненного цикла продукта. Оценка экологического жизненного цикла, будучи сконцентрирована на экологических воздействиях продукта, связанных со всеми этапами его изготовления, применения и утилизации, является важнейшим инструментом экологического маркетинга на стратегическом уровне, а также принятия решений в рамках стратегического маркетинга о разработке новой продукции.

Приоритетность стратегий определяется методом экспертных оценок. Для этого формируются группы экспертов для оценки отдельных кустов дерева стратегий. Оценка проводится в баллах от 0 до 10.

Экономическая эффективность стратегии в общем виде определяется на базе измерения соотношения между результатами от реализации направлений стратегии и затратами на их осуществление с учетом фактора времени, так как для реализации направлений маркетинговых стратегий может потребоваться значительное время. Основным результатом реализации инновационных стратегий устойчивого развития является предотвращение снижения качества природных ресурсов, а показателем эффективности — рентабельность стратегии.

Институциональные преобразования, затрагивающие рынок природных ресурсов и природопользование, совершенствование природоохранительного законодательства, использование экономических инструментов и учет экологических факторов в экономической и социальной политике, приобретают все большее значение в свете экологически ориентированного маркетинга. Возрастает необходимость тесного взаимодействия природоохранных органов с другими органами власти, экологически ориентированными общественными организациями и деловыми кругами, создания новых механизмов принятия решений, обеспечивающих достижение поставленных целей, в большей мере используя маркетинговый инстру-

ментарий. Реализация этих целей осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых маркетинговых механизмов экологической политики (включая нормативную правовую базу, системы — экономическую и финансовую — государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения маркетинговых исследований для более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.

Сложность изучения, анализа и прогноза рынка природных ресурсов и природопользования состоит в том, что виды человеческой деятельности, относящиеся к этой сфере, присутствуют практически во всех отраслях хозяйства. Поэтому наиболее полно охватить все проблемы можно лишь в рамках комплексных маркетинговых программ развития и размещения хозяйства и населения страны, региона или города. Меры по совершенствованию природопользования, оптимизации потребления ресурсов и загрязнения среды являются целями таких комплексных программ и должны быть согласованы с целями экономического и социального развития.

На основе полученной информации разработаны методические основы по внедрению социально-экономического механизма управления рынком природных ресурсов и природопользованием. Данные методические основы включают составление комплексных территориальных планов и программ, направленных на сохранение потенциала рынка природных ресурсов и рационализацию природопользования. Разработка территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП) позволяет более рационально и целенаправленно формировать экологическую ситуацию. В процессе разработки ТерКСОП на изучаемой территории выделяются зоны предпочтительного развития ресурсосберегающей и природоохранной деятельности, выделяются первоочередные объекты для улучшения обеспечения экологической безопасности региона, предлагаются маркетинговые меры для улучшения общей экологической ситуации. При этом все предложения и разработки относятся к конкретным хозяйственным и природным объектам с учетом их региональной специфики. Схема этапов разработки ТерКСОП регионального уровня приведена на рис. 3.

Маркетинговая программа должна базироваться на поддержке общественных движений, увязывать экономические, социальные и экологические цели, быть направлена на интеграцию всех

1 этап

2 этап

Общая характеристика рынка природных ресурсов и региональной системы «население - хозяйство - природа» (характеристика социально-экономических показателей СК и их анализ)

Выделение территориальных сочетаг ий природно-технических систем

Анализ современного антропогенного влияния субъектов рынка природных ресурсов на качество ресурсов

Анализ качества природных ресурсов

Оценка имеющихся отрицательных последствий (расчет экономического ущерба)

3 этап

Анализ планируемого воздействия субъектов рынка природных ресурсов на качество ресурсо!

, Прогноз измене-. ний качества природных ресурсов

Прогноз ожидаемых отрицательных последствий

Прогноз и оценка природоохранных проблем (СК)

4 этап

5 этап

6 этап

Разработка вариантов стратегий охраны природы в регионе. Эффективность капитальных вложений

Увязка разработанных стратегий и мер по их реализации в единую систему

Экспертная оценка и отбор окончательного варианта

Рис. 3. Схема этапов разработки ТерКСОП регионального уровня

секторов экономики. Маркетинговая программа включает ряд экономических проектов:

1) сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы;

2) обеспечение потребностей экономики края в природных ресурсах;

3) развитие сети особо охраняемых природных территорий;

4) осуществление государственного мониторинга окружающей среды.

Экономические проекты предлагается проводить через специальную маркетинговую процедуру импакт-анализа (ОВОС) на стадии проектного обоснования.

В зависимости от уровня освоения территории возможны три варианта ОВОС. Первый вариант проводится для регионов с нулевым уровнем освоения (т. е. при отсутствии воздействия на человека и существующие социально-экономические объекты). В этом случае оценивается только возможное воздействие проекта на живую и неживую природу (экологическая экспертиза).

Второй вариант проводится для регионов с точечным или ареально-линейным экономическим освоением (при временных или небольших поселе-

ниях) и представляет собой социально-экологическую экспертизу.

Третий вариант проводится для районов ареально-линейного или сплошного освоения с развитой системой расселения и представляет собой социально-эколого-экономи-ческую экспертизу, учитывающую воздействие проекта на природу, экономические объекты и население.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом импакт-анализа является оценка и сопоставление позитивных экономических эффектов проекта с негативными экологическими эффектами проекта. В Ставропольском крае процедуру ОВОС рекомендуется направить на выявление соответствия проектов существующим правовым нормам и экологическим стандартам, а информирование местного населения довести до максимума и внедрить следующие две методики. Первая представляет собой видоизмененную матричную модель Леопольда, в которой рассматривается возможное изменение рынка природных ресурсов и окружающей природной среды региона при различных уровнях воздействия (табл. 2).

Несмотря на то, что матричный анализ имеет ряд ограничений, он может оказаться полезным в качестве первоначального руководства при планировании дальнейших исследований. Вторая методика представляет собой картографическое моделирование изменения местности в результате воздействия (методика наложения карт). Процедура ОВОС заканчивается кратким обращением к населению территории, которое должно принять решение о реализации проекта.

Одним из самых распространенных маркетинговых подходов создания региональных схем природопользования и охраны окружающей среды является районная планировка, основные цели которой состоят в учете градостроительных требований на разных территориальных уровнях с использованием при планировании метода «инженерно-экологического зонирования», устанавливающего «внешние» ограничения для интенсивной экономической деятельности на данной территории.

Различие между районной планировкой, в которой должен быть раздел, посвященный охране среды и рациональному природопользованию, и

Таблица 2

Модифицированная матрица Леопольда отбора мероприятий-индикаторов воздействия на рынок природных ресурсов и окружающую природную среду для составления территориальных планов и программ (Р — результат положительный, фрагмент)

Воздействия (факторы), предусматриваемые проектом Объект воздействия

Охрана и рациональное использование водных ресурсов Охрана атмосферного воздуха Охрана и рациональное использование земель Охрана и рациональное использование лесов Охрана и воспроизводство рыбных запасов Эколого-эпизоотичес-кая обстановка Шумовое загрязнение окружающей среды

Сокращение выбросов промышленными предприятиями Р Р Р

Мероприятия по фильтрации и очистке выбросов Р Р Р

Сокращение выбросов автотранспортом Р Р Р Р Р

Усиление контроля со стороны Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Р Р

Усиление природоохранных мероприятий Р Р Р Р

Сокращение сбросов промышленными предприятиями Р Р Р Р

Сооружения для очистки сточных вод Р Р Р Р

Финансирование развития особо охраняемых территорий Р Р Р Р

Капитальные вложения в охрану и рациональное использование земель Р Р Р

Финансирование работ по разработке ТерКСОП, контроль, экспертиза окружающей среды Р Р Р Р Р Р Р

Образование, переподготовка и повышение квалификации, общественные движения Р Р Р Р Р Р Р

ТерКСОП состоит прежде всего в том, что составление специальных комплексных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно для особо уязвимых в экологическом плане регионов или в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе. Методы, используемые в обоих случаях, похожи и различаются скорее по территориальному уровню и специфике объекта территориального проектирования, чем по типу предпланового документа, к которым относятся и ТерКСОП, и схемы и проекты районной планировки. Причина, по которой оба данных вида регионального территориального маркетингового проектирования на определенном этапе оказались не очень значимыми, несправедливо забытыми, заключается в том, что они не были законодательно закреплены соответствующими нормативными документами и не имели силы закона.

Подойти к разработке ТерКСОП для Ставропольского края необходимо с позиции принципиально нового нормативного подхода. Такой подход должен обеспечивать увязку нормативов качества окружающей среды, определяющих уровень жизни населения, и систему конкретных природоохран-

ных мероприятий. То есть такая территориальная комплексная схема охраны природы представляет собой обоснованную долговременную концепцию природопользования в регионе. Нормативные или целевые прогнозы строятся исходя из необходимости достижения желаемого состояния природной среды при одновременной увязке с другими конечными целями социально-экологического развития в прогнозируемом периоде. Главная сущность социально-экологического прогнозирования — его целевой характер, позволяющий достигнуть наилучшего состояния природной среды во взаимосвязи с множеством других целей, стоящих перед обществом в перспективном периоде с учетом периода и обоснованных требований к ресурсному обеспечению планируемых мероприятий. Если экстраполяционные прогнозы позволяют выявить проблемы, обусловленные ожидаемым состоянием окружающей природной среды, то нормативные — выступают в роли цели-требования. Поэтому качественно выполненный нормативный прогноз позволяет сориентировать всю систему планирования и управления на цели и потребности социально-экономической системы, а не только на имеющиеся ресурсы.

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

65

Реализация предложенных маркетинговых стратегий и мероприятий должна осуществляться в рамках консолидированного социально-экономического механизма управления рынком природных ресурсов и природопользованием (рис. 4).

Механизм имеет вид замкнутой системы, внутри которой находятся исследуемый нами рынок природных ресурсов и природопользование, рассматриваемые в рамках экологически ориентированного маркетинга. Приоритетная роль отводится государственному регулированию посредством реализации его функций: фискальной, регулирующей, контрольной, распределительной и социальной. В основе государственного регулирования лежат командно-административные методы (законодательные, нормативные, фискальные), а затем экономические. Консолидированность социально-экономического механизма управления определяется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью всех его частей на разных уровнях: федеральном, региональном, местном, с обязательным привлечением населения, информированного и заинтересованного в решении общегосударственных и местных проблем в области совершенствования рынка природных ресурсов и

природопользования, направленного на обеспечение охраны окружающей среды.

Таким образом, в основу маркетингового исследования рынка природных ресурсов и возможных перспектив повышения управления региональным природопользованием положены тенденции субъективных и объективных факторов во времени при том условии, что субъективный фактор в России играет превалирующую роль.

Предложенные маркетинговые стратегии и рекомендации позволят эффективно управлять рынком природных ресурсов и природопользованием, сохранить и преумножить природные богатства Ставропольского края при условии устойчивого развития и рационального использования природного, человеческого и экономического потенциала.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие основные выводы.

1. Рынок природных ресурсов на современном этапе развития экономических отношений в условиях постоянно растущего спроса на природные ресурсы и слабой ориентации субъектов рынка на природоохранную деятельность остро нуждается в использовании инструментов маркетинга.

Государство и его функции

Фискальная функция Федеральный уровень

Инструменты

Региональный механизм политический

Местный

Экологически 'ориентированный маркетинг^

Рынок природных ресурсов и природопользование

Социально-демографический

местный Консолидированный

региональный

Федеральный механизм

Распределительная функция

Социальная функция

Государство

Рис. 4. Схема консолидированного социально-экономического механизма управления рынком природных ресурсов и природопользованием

2. Экономический рост, характеризующийся экстенсивным типом развития рынка природных ресурсов обусловил потребность в разработке и реализации инновационных эко-стратегий устойчивого развития, основанных на применении комплексных территориальных планов и программ.

3. Исследования современного состояния рынка природных ресурсов в региональном разрезе позволили выделить основные факторы, определяющие качество природных ресурсов и на основе прогноза обосновать необходимость в совершенствовании механизма природопользования.

С целью совершенствования методов управления рынком природных ресурсов и природопользованием рекомендуется:

1) проводить маркетинговые исследования эффективности взаимодействия субъектов рынка природных ресурсов в ходе природопользования для получения наиболее полной информации о природно-ресурсном потенциале региона и разработки программ по охране окружающей среды;

2) использовать построение структурно-целевых моделей выбора маркетинговых стратегий для экологической реабилитации региона;

3) применять разработанные рекомендации по внедрению консолидированного социально-экономического механизма управления рынком

природных ресурсов и природопользованием для более полного удовлетворения потребностей в природных ресурсах в сочетании с минимизацией негативных последствий взаимодействия субъектов рынка в процессе природопользования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабина Ю. В. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды /Ю. В. Бабина; под ред. проф. А. Т. Никитина, проф. МНЭПУ С. А. Степанова. — М.: МНЭПУ, 2003. — 150 с.

2. Браун Л. Экоэкономика: Как создать экономику, оберегающую планету / Л. Браун. — М.: Весь мир, 2003. — 391 с.

3. Голуб А. Экономика окружающей среды и природных ресурсов /А. Голуб, Г. Сафонова. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 266 с.

4. Гранберг А Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 492 с.

5. Москаленко А. П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / А. П. Москаленко. — М.: ИКЦ Март, 2003. — 224 с.

6. Нестеров А. П. Региональная экономика / А. П. Нестеров. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 230 с.

7. Пахомова Н. Экономика природопользования и охрана окружающей среды / Н. Пахомова, К. Рихтер. — СПб.: СПбУ, 2001. — 220 с.

Не успели оформить

подписку на 2008 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90

Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.