ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА УРАЛА И ЗАУРАЛЬЯ 12-13 ноября 2015 г. С. 167-169
УДК 91:338.48(075)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ХМАО-ЮГРЕ
П. В. Большаник
Целью данной статьи является анализ перспектив развития экологического и этнографического туризма на территории Югры с точки зрения экономической рентабельности.
В перечне перспективных направлений развития туризма в Югре называется в числе прочих этнографический и экологический туризм, поэтому интересно провести маркетинговое исследование перспектив развития этих направлений. Первым инструментом маркетингового анализа территории является метод SWOT - анализа, который показывает сильные и слабые стороны региона и возможности и урозы развития туризма территории (табл.1).
Комфортные погоды, не вносящие никаких ограничений для летнего отдыха, туризма, спорта отмечается в Ханты-Мансийске 20 дней, максимальное количество приходится на июль. Субкомфортные погоды (прохладный субкомфорт) наблюдаются в течении 66 дней, наибольшее количество в июне и августе. В результате в г. Ханты-Мансийске 86 дней в году благоприятны для отдыха и туризма с точки зрения погодных условий. Но именно этот период неблагоприятен с точки зрения природно-очаговых и санитарно-гигиенических условий.
Югра является эндемичным районом по целому ряду природно-очаговых заболеваний: туляремии, клещевому энцефалиту, гельминтозам (описторхозом и дифиллоботриозом), трихинеллезам. В санитарно-эпидемиологическом плане регион сложно использовать из-за обилия кровососущих насекомых. Они представлены комарами, мошками, мокрецами, слепнями (табл.2).
Таблица 1
SWOT - анализ перспектив развития экологического и этнографического туризма в Югре
Сильные стороны. Пространство как рекреационный ресурс. Огромные водные ресурсы. Экологически слабо нарушенная территория. Сохранившиеся биологические ресурсы. Слабые стороны. Удаленность территории от основных туристогенерирующих центров (и российских и зарубежных). Антиресурсы: а) некомфортный климат большую часть года, б) гнус в теплую часть года. Однообразие растительного и животного мира.
Возможности: Возможность сочетания программ экологического туризма с программами круизного, событийного, спортивного, делового и этнографического туризма. Угрозы. Отсутствие доступного транспорта (нет регулярных и прямых рейсов). Дороговизна авиатранспорта. Сильная конкуренция российских и зарубежных регионов, развивающих этнографический туризм. Удаленность существующих и проектируемых природных парков от населенных пунктов и дорог. Неустойчивость метеорологических показателей. Необходимость вакцинации и спецодежды. Отсутствие квалифицированных кадров для работы в области экологического туризма.
Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий в области экологического и этнографического туризма зависит от транспортной доступности региона и от географического положения основных туристогенерирующих центров (данный анализ представлен в табл. 3 и 4).
Историко-культурные и экономические аспекты развития туристической отрасли в регионе
Таблица 2
Сравнительная характеристика регионов Сибири по распространенности кровососущих насекомых
Показатель Югра Южное побережье Байкала Алтай, Катунь
Репеленты +++ + ++
Спецодежда +++ + +
Прививки +++ - +
Таблица 3
Сравнительная транспортная доступность Югры и Танзании из Германии. Перелет из Берлина
Критерий доступности Ханты-Мансийск Додома (Танзания)
Расстояние 4466 км 6150 км
Время в пути 27 часов 12 часов
Стоимость перелета в один конец 15 083 рублей 11300 рублей
Таблица 4
Сравнительная транспортная доступность Югры и Таиланда из Японии. Перелет из Токио
Критерий доступности Ханты-Мансийск Бангкок
Расстояние 5574 км 4607 км
Время 23 часа 5 часов
Стоимость 56400 рублей 13500 рублей
Подводя итог анализа экономической эффективности предлагаемых мероприятий необходимо указать, что ЮГУ является научно-методической базой для развития туризма. В структуре ЮГУ работает кафедра Менеджмента с лабораторией с мультимедийным оборудованием, имеется программа магистерского образования в области туризма, разработанная с ведущими университетами Европы (Дания, Австрия, Венгрия), ведется система подготовки специалистов на основе проблемно-ориентированного обучения со специализацией в области туризма. Научной основой подготовки специалистов является разработанный учебный комплекс в который входят учебники с грифом Минобразования (География туризма) и грифом Европейского союза - Менеджмент туристской организации (программа Темпус), студенческие научные работы студентов, которые 6 раз становились призерами Всероссийской научно-практической конференции в области социально-культурного сервиса и туризма, разработка мультимедийного 3-0 путеводителя по перспективным направлениям этнографического туризма в ХМАО-Югре.
Перспективным является создание этнографической деревни на базе п. шапша. В ее структуре могут работать следующие подразделения: минизоопарк, эколого-этнографическая тропа, сельский гостевой дом (база для прохождения практики студентов ЮГУ), мастерская декоративно-прикладного творчества, музей «Традиционное жилище Сибиряков», развитие малых предприятий народных промыслов (лозоплетение, производство игрушек, сувениров и т.п.), открытие производства «Сибирский гостинец» (производство подарочной халва из кедрового ореха).
Программы экологического туризма, с сочетание с этнографическим, возможно развивать как дополнение к программам круизного, событийного, делового, спортивного туризма. Лучшей территорией для экологического туризма является парк Самаровский Чугас.
П. В. Большаник. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Литература
1. Бажина В.И., Большаник П.В. Туристско-рекреационное районирование территории ХМАО-Югры // Наука в шформацшному простора Матерiали Мiжнародноi науково-практичноi конференцii (10-11 жовтня 2013 р.). У восьми томах. Том 7. Сучасш проблеми та iх виршення. Днiпропетровськ: Видавець Бша К.О., 2013. - С.13-15.
2. Большаник П.В. Примечательные природные объекты и местоположения территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры // Музеи Крайнего Севера III тысячелетия: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 26-29 сентября 2011 г.
3. Большаник П.В. Туристский проект «Югорское кольцо» //Туризм как фактор регионального развития: Материалы II Международной научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 18 декабря 2009 года) / Отв.ред. Л.Г. Скульмовская. - Изд-во Нижне-варт.гуманит.ун-та, 2010. 2010. - С.83-85.
4. Шнякин М.А., Большаник П.В. Пути и методы совершенствования государственного управления сферой туризма в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре // Экономические и социальные факторы развития народного хозяйства (материалы II региональной научно-практической конференции аспирантов и магистрантов). - Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2014. -С.240-248.