Научная статья на тему 'Экономические аспекты использования передовых разработок в области уничтожения стойких органических загрязнителей'

Экономические аспекты использования передовых разработок в области уничтожения стойких органических загрязнителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / УТИЛИЗАЦИЯ / ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неволин И.В., Тевелева О.В.

На примере результатов в области уничтожения опасных химических соединений показано, как критерий низкой цены при государственных закупках проявляет свою неэффективность при реализации проектов, которые являются общественным благом и должны оплачиваться государством. Имеются высокотехнологичные разработки утилизации стойких органических загрязнителей, но их внедрению препятствуют более дешевое захоронение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неволин И.В., Тевелева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты использования передовых разработок в области уничтожения стойких органических загрязнителей»

48 (351) - 2013

Инновации и инвестиции Innovations and investments

УДК 338.246

экономические аспекты использования передовых разработок в области уничтожения

_ о __________о ,

стоиких органических загрязнителей*

economic aspects of use of advanced development in destruction of resistant organic pollutants*

Иван Викторович НЕВОЛИН,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук E-mail: i. nevolin@cemi.rssi.ru Оксана Валерьевна ТЕВЕЛЕВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук E-mail: oks.t@mail.ru

На примере результатов в области уничтожения опасных химических соединений показано, как критерий низкой цены при государственных закупках проявляет свою неэффективность при реализации проектов, которые являются общественным благом и должны оплачиваться государством. Имеются высокотехнологичные разработки утилизации стойких органических загрязнителей, но их внедрению препятствует более дешевое захоронение.

Ключевые слова: государственные закупки, утилизация, отходы.

введение

При оценке реализуемости проектов важным является вопрос привлечения необходимых финан-

Ivan V. NEVOLIN,

PhD of Economics Sciences, Senior Researcher, The Central Economic-Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences E-mail: i.nevolin@cemi.rssi.ru Оksana V. TEVELEVA, PhD of Economics Sciences, Senior Researcher, The Central Economic-Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences E-mail: oks.t@mail.ru

The example of dangerous chemical substances destruction demonstrates the ineffectiveness of minimum-price criterion while financing socially important projects through the system of government purchases. /As a result government financing R&D the advanced technology for persistent organic pollutants destruction was developed, but its exploitation is prevented by cheaper waste burial. In this context the revision of criteria in government purchases are presented.

Keywords: government purchases, public purchases, recycling.

совых ресурсов. В случае привлечения бюджетных денег вопрос выбора поставщика решается по критерию наименьшей цены предложения. Правила, по которым привлекаются бюджетные деньги, доволь-

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 13-06-00289).

* Article is prepared with support of the Russian fund of basic researches (project 13-06-00289).

32

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ it ЪРЛЖкЫ

но интенсивно критикуются (см., например, работу [6]): критерий наименьшей цены не может быть единственным, когда речь идет о публичном благе. И хотя с 2014 г. на смену Федеральному закону от 21.07.2005 N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» [4] приходит Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], существующие проблемы могут сохраниться.

В авторском исследовании показано, как критерии частного блага при оценке работ, направленных на решение важной государственной задачи, препятствуют реализации проекта, который по своей сути является общественным благом.

Переработка стойких органических загрязнителей как общественное благо

В задачах выбора из множества альтернатив известны ситуации, когда неверные процедуры ухудшают положение участников. Указанная проблема носит название неблагоприятного отбора (adverse selection). Причинами выбора не лучших альтернатив являются в том числе ошибочные критерии. Закупки для государственных нужд регулируются соответствующим законодательством, где и прописаны критерии оценки поступивших заявок. Согласно ст. 28 Федерального закона [4], поступившие предложения оцениваются и сопоставляются, в том числе по функциональным характеристикам, качеству работ или услуг, срокам поставки, гарантийному обслуживанию и цене. Причем вес последнего критерия в интегральной оценке качества заявки не может быть меньше 80 %, а для некоторых видов работ - не менее 55 %. К работам, качество которых не может иметь больший вес, чем 45 % в интегральной оценке, относятся НИР и технологические работы, а именно они и относятся к наукоемким проектам. При этом сопоставление принципиально различающихся проектов становится проблематичным в условиях, когда главным критерием оценки становится цена услуг.

В России действует федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)». Ее цель - «последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия

опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему» [5]. За время реализации получен ряд важных прикладных результатов, которые могут быть использованы для уничтожения опасных химических соединений -стойких органических загрязнителей (СОЗ).

В окружающей среде СОЗ встречаются во всех регионах мира. Они способны перемещаться на большие расстояния, далеко от первоначального источника загрязнения, и длительное время сохраняются в окружающей среде. Эти загрязнители особо опасны тем, что, благодаря своей природе, накапливаются в жировых тканях. Находясь в окружающей среде, СОЗ загрязняют продукты питания, особенно рыбу, мясо, масло, сыр. Через пищу СОЗ попадают в организм человека, где накапливаются в жировых тканях. На международном фоне ситуация с СОЗ в России выглядит не лучшим образом. Например, содержание СОЗ в куриных яйцах в единицах токсического эквивалента Всемирной организации здравоохранения представлено на рис. 1 [9].

Общие запасы полихлорбифенилов (ПХБ) в России оцениваются в размере 28 000-35 000 т [7], запасы пестицидов, не пригодных к применению, -не менее 24 000 т [8]. Стоит отметить, что это количество является приблизительной оценкой. Точное значение назвать затруднительно в силу отсутствия полной базы данных и достоверного учета. Опасные химические вещества могут храниться на различных предприятиях, во временных сооружениях, могильниках и даже в частных владениях. В течение некоторого времени пестициды, например, были предметом оборота частного сектора экономики. Проводимая в 2003 г. инвентаризация выявила, что большинство токсичных веществ хранится с нарушением норм хранения. Существующая методика по инвентаризации пестицидов и агрохимикатов похожа на план поиска клада, когда собирается группа людей и обыскивает леса и поля в поисках могильников и складов отравляющих веществ1.

С годами острота проблемы вредного воздействия СОЗ не снижается, а только увеличивается. Это связано с тем, что временные хранилища, как правило, деревянные, построенные в колхозах и совхозах 30-40 лет тому назад, истлели и пришли в негодность. Если в ближайшие годы не будут сде-

1 Методические рекомендации неправительственным организациям по проведению первичной инвентаризации устаревших и запрещенных к использованию пестицидов и агрохимикатов URL: http://www. ecoaccord. org/pop/mr/general. htm.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя it ЪР^тжгсх*

зз

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

. 1—1 г-1 г-1 п

а га га о 3 ^

&

о

т Ц

¥ &

¡л ¡5

т

^ Ш

а. к

5 £ ¡я ^

т о ^

° 8 го иЗ °

ю <3 СЬ

О

С5

О ^

о

и

¡и 1

ш 8

° I?

^ си

га

5

х !

О 1_й

& о 2

о го Я о ю Р

а о ^

о £ X о

рис. 1. Содержание стойких органических загрязнителей в куриных яйцах в отдельных городах по странам мира в единицах токсического эквивалента WHO-TEQ, пг/г липидов

ланы реальные шаги по уничтожению или хотя бы перетариванию пестицидов, эта трудноразрешимая проблема может перейти в разряд неразрешимых, так как возникнет новая сложная задача переработки и очистки почвы на территориях, где когда-то располагались хранилища пестицидов. Последняя проблема может стать неразрешимой в первую очередь по экономическим соображениям.

Для ликвидации не пригодных для применения запасов СОЗ государством рекомендованы два метода: захоронение или сжигание2.

Способ захоронения аналогичен хранению ядов на складах и его нельзя рассматривать как решение проблемы. Захоронение, скорее, откладывает решение проблемы на неопределенный срок и усугубляет ее ввиду того, что в будущем придется перерабатывать не только сами пестициды, но также тару и прилегающий грунт. Многие СОЗ являются чрезвычайно стойкими соединениями, способными отравлять почву, грунтовые воды и воздух в течение многих веков [2].

Как показывает анализ работ по утилизации пестицидов и ядохимикатов, большинство предприятий -победителей конкурсов перевозят отравляющие вещества на специальные полигоны. В соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-853 захоронению

2 Рекомендации по подготовке запрещенных и непригодных к использованию пестицидов к обезвреживанию и захоронению. Рязань: ВНИПИагрохим, 1997.

3 Строительные нормы и правила СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»: постановление Госстроя СССР от 26.06.1985 № 98.

на полигонах промышленных токсичных отходов подлежат негорючие твердые и порошкообразные пестициды 1-4-го классов опасности. При отсутствии возможности утилизации или уничтожения горючих твердых и порошковидных пестицидов другими способами, гарантирующими экологическую безопасность, допускается их временное захоронение на этих полигонах. Пестициды хранятся на полигонах в специальных контейнерах. Многие исследователи пишут о вреде и высокой стоимости такой утилизации (см., например, работу [1]).

Таким образом, существующая практика утилизации в виде перемещения отравляющих веществ на специальные полигоны не может рассматриваться как лучшая из возможных ни по экологическим показателям, ни по экономическим. Через 25 лет необходимо перетаривать отравляющие вещества, а в течение этого времени осуществлять мониторинг, охранять, следить за соблюдением экологических норм.

Способы сжигания (высокотемпературное окислительное сжигание в печах путем факельного горения или на плазмотермической установке) также применяются, однако, судя по государственным закупкам, не так распространены, как захоронение на полигонах токсичных отходов. Главным недостатком метода высокотемпературного окислительного сжигания в печах является попадание в атмосферу различных ядовитых веществ - хлористого водорода, хлора, фосгена, азота, серы и диоксинов.

Плазменная обработка более экологична, но установки для этой операции имеются в ограниченном

34

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж86РКЯ тс ЪРЛКЮехА

количестве в развитых странах, а в России их пока нет, хотя, судя по имеющимся патентным данным и по ссылкам на научные разработки, в настоящее время существуют девять плазменных технологий уничтожения токсичных отходов (в том числе ПХБ и непригодные пестициды), разрабатываемых в Российской Федерации.

Россия не выглядит и технологическим лидером в области переработки и уничтожения отходов и опасных химических соединений. С помощью поисковой системы по международным патентным базам удалось установить, что в России действуют 9 697 патентов на изобретения в следующих подклассах Международной патентной классификации: F23G (кремационные печи; уничтожение отходов сжиганием), С10В (деструктивная перегонка угле-родсодержащих материалов с целью получения газа, кокса, дегтя и подобных продуктов), F26B (сушка твердых материалов или предметов путем удаления из них влаги), F28D (теплообменные аппараты, не отнесенные к другим подклассам, в которых тепло-

носители не вступают в непосредственный контакт друг с другом; установки для хранения тепла вообще), В0Ш (разделение) и классе В09 (удаление и переработка твердых отходов; восстановление загрязненной почвы). Распределение документов по дате приоритета выглядит так, как представлено на рис. 2, а лидеры по числу патентов представлены на рис. 3.

Можно констатировать, что значительная доля патентов приходится на иностранных заявителей, а сферой повышенной патентной активности является код В0Ш (разделение).

Также стоит обратить внимание на подкласс F23G (кремационные печи; уничтожение отходов сжиганием), поскольку к нему относятся перспективные и более экологичные (при полном разложении опасных соединений) методы уничтожения отходов. В международных патентных базах удалось найти 49 583 документа, из них 12 517 действующих. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона являются не только лидерами по числу за-

Рис. 2. Распределение количества действующих патентов выборки по годам публикации

EVONIK ALSTOM BANK OF AMERICA MITSUBISHI UHDE GMBH SHELL SIEMENS BASF SAMSUNG

MOSCOW STATE INSTITUTE OF ELECTRONIC TECHNOLOGY

EMITECH

20

40

60

80

100

120

140

160

Рис. 3. Лидеры по числу действующих патентов с кодами Международной патентной классификации Г230, С10В, Г26В, Г28Б, В01Б, В09

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж5бРЪЯ ъ

35

явок на изобретения в рассматриваемом подклассе (рис. 4), но и лидерами по числу запатентованных разработок (рис. 5). В России изобретения резидентов составляют почти половину от общего числа запатентованных разработок в указанном подклассе: 297 против 525. При этом среди мировых лидеров по числу действующих патентов не наблюдается ни одного российского заявителя.

Представленные результаты патентного исследования указывают на то, что значительный интерес к предметной области проявляют зарубежные компании: главным образом из Японии, Кореи и США. Причем компании проводят достаточно агрессивную политику в области управления интеллектуальной собственностью, патентуя свои изобретения в раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личных странах. Российские разработки в области средств и методов уничтожения СОЗ находятся на стадии восстановления после провальных 1990-х гг. В связи с этим представляется актуальной государственная поддержка НИОКР по данной тематике и предприятий по уничтожению СОЗ. Агрессивная политика зарубежных компаний грозит высокими будущими издержками на улучшение экологической обстановки, поскольку отсутствие собственных устройств и методов ликвидации ставит государство в зависимость от условий сделки с иностранными контрагентами.

В России, как представляется, многое делается для того, чтобы переломить ситуацию с токсичными отходами. С одной стороны, реализуется государс-

5 000 4 500 4 000 3 5003 0002 5002 000-1— 1 500— 1 000--500-1— 0

Рис. 4. Страны по числу выданных патентов в подклассе Р230 (кремационные печи; уничтожение отходов сжиганием)

П П П п п п

4 5004 000' 3 500 +3 000 2 500

2 000-Н

1 500 1 000-1— 500

0

П п

^ о Ю

&

>

Рис. 5. Страны по числу изобретений резидентов в подклассе Г230 (кремационные печи; уничтожение отходов сжиганием)

36

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

твенная программа химической безопасности, в рамках которой проводятся исследования, разрабатывается оборудование для утилизации. С другой стороны, бюджеты регионов тратят существенные суммы на утилизацию СОЗ. Но эти траты нельзя считать эффективными, так как выбор поставщика услуг по утилизации происходит по единственному критерию - минимальной цены результата торгов. Первоначальная цена государственного контракта в соответствии с федеральным законодательством определяется на основании средней арифметической цены предложения по ответам 3-4 компаний, которым предварительно отправляют запрос, либо по средней арифметической цене уже состоявшихся в прошлом торгов.

Анализ сайта государственных закупок по ключевому слову «пестициды» показывает следующее. На рынке работают порядка десяти компаний -участниц конкурсов на утилизацию СОЗ, и работы главным образом заключаются в вывозе СОЗ на полигон токсичных отходов. Срок работ определяется от нескольких дней до нескольких месяцев и зависит от объема СОЗ (см. таблицу).

Всего с февраля 2011 г. по июль 2013 г. был заключен 31 контракт. Диапазон предлагаемых участниками цен достаточно велик: минимальная цена в выборке 27 536 руб./т, максимальная -110 396 руб./т, средняя арифметическая - 77 629 руб./т. Самая высокая начальная цена контракта на утилизацию токсичных отходов наблюдаются на Дальнем Востоке - 100 000 - 195 000 руб./т. Можно предположить, что это связано с удаленностью от полигона токсичных отходов. Вывозить токсичный мусор в Китай и другие страны запрещено Стокгольмской конвенцией4.

Техническое задание для большинства контрактов является типовым и включает следующие пункты:

1) сбор пестицидов с истекшим сроком хранения и запрещенных к применению (опасные отходы) согласно техническому заданию;

2) перетаривание, взвешивание, этикетирование, штабелирование пестицидов с истекшим сроком хранения и запрещенных к применению (опасные отходы);

4 Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях. Принята 22.05.2001. Ратифицирована Россией принятием Федерального закона от 27.06.2011 № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях».

Результаты анализа выборки торгов по закупке услуги утилизации СОЗ в различных регионах РФ в 2011-2013 гг., руб./т

Показатель Значение

Минимальная цена контракта 27 536,70

Максимальная цена контракта 100 396,00

Средняя арифметическая цена контракта 50 486,84

Цена контракта 27 000-30 000 4 контракта

Цена контракта 31 000-38 000 6 контрактов

Цена контракта 38 000-50 000 5 контрактов

Цена контракта 41 000-53 000 6 контрактов

Цена контракта 54 000-72 000 5 контрактов

Цена контракта 89 000-100 000 3 контракта

3) временное хранение подготовленных к вывозу на утилизацию пестицидов;

4) анализ пестицидов, не имеющих маркировки;

5) нанесение на упаковки маркировки с указанием состава пестицидов, класса опасности отхода и иных сведений;

6) оформление всей необходимой документации, в том числе паспортов на опасные отходы и их согласование;

7) получение разрешительной документации на транспортировку пестицидов с истекшими сроками хранения и запрещенных к применению с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;

8) погрузка на специальный автотранспорт, вывоз, транспортировка пестицидов специализированным автотранспортом до места утилизации;

9) утилизация пестицидов с истекшим сроком хранения и запрещенных к применению на специализированном полигоне или по иным технологиям, соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации, обладающем всей необходимой разрешительной документацией для ведения указанного вида деятельности.

Согласно международным стандартам качественная уборка и утилизация одной тонны пестицидов должна стоить не меньше 4 000 евро без учета логистических затрат5. В России цены за услугу утилизации на порядок ниже. С высокой вероятностью в средней полосе СОЗ будут утилизированы за

5 Вылегжанина У. Рядом с ядом. Почему в России не решается проблема утилизации советских пестицидов // Российская газета: Экономика - Экология. 2012. 18 апреля. URL: http://www. ig. ru/2012/04/18/pestitsid. html.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя vt ЪР^тжгсх*

37

45 000 руб. /т. Столь низкая цена говорит о том, что никакого уничтожения СОЗ не происходит, в лучшем случае они вывозятся на полигон токсичных отходов, хотя недобросовестный поставщик услуг может пренебрегать правилами экологической безопасности и вывозить ядохимикаты не на полигон токсичных отходов, а в ближайший овраг, лесополосу или на полигон твердых бытовых отходов. Судя по сообщениям в прессе, такие случаи известны.

Захоронение токсичных отходов на полигонах не решает проблемы. Через 25 лет такого хранения вновь необходимо выделять денежные средства и заниматься перезахоронением6. При этом вредное воздействие на окружающую среду хотя и снижается, но не прекращается. Применять новейшее оборудование, которое было разработано в рамках федеральной целевой программы [5], а также зарубежные разработки возможности нет, так как себестоимость утилизации по ним намного выше цен, которые могут быть согласованы в рамках закона о государственных закупках.

Таким образом, коммерческие критерии оказываются неэффективными, будучи примененными в ситуации, когда требуется не только уберечь средства налогоплательщиков от растраты, но также удовлетворить и другие их интересы. Покупка отдельным лицом услуги по утилизации отходов по минимальной цене сводится к соблюдению интересов этого лица, если речь идет не о государстве: фирма платит за то, чтобы при минимальных затратах сократить имеющиеся у нее вредные запасы с соблюдением действующего законодательства. Если последнее допускает захоронение, именно оно, как показывает практика, и будет использоваться.

Проект уничтожения СОЗ выглядит совершенно иначе при оценке с позиции общественных благ. Логично, что гораздо выгоднее затратить один раз деньги на полную утилизацию и далее уже не возвращаться к проблеме хранения и обезвреживания. При этом выгоду получают все члены общества в виде сохраненного здоровья нынешнего и последующих поколений. Страдают только частные интересы отдельных предприятий, которые занимаются хранением СОЗ в могильниках. Однако на смену таким предприятиям приходят наукоемкие, которые также создают рабочие места.

6 Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01 введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16.

Государственная поддержка подобных предприятий не только позволяет решить важные государственные задачи, но и демонстрирует обществу эффективность расходования бюджетных средств на выполнение НИОКР. В результате исполнитель не просто отчитывается количеством запатентованных изобретений, а созданием реально работающего предприятия (либо подразделения внутри действующего предприятия), которое использует результаты НИОКР. Как показывает практика, единичные случаи внедрения результатов научно-технической деятельности имеют право на существование. Так, в Великобритании готовится к использованию система оценки результативности исследований (Research Excellence Framework), где используются подобные показатели: научные организации обязуются представлять отчеты об использовании своих разработок, сопровождая их и отзывами.

Заключение

Ситуация с утилизацией СОЗ в Российской Федерации является критической. Большое количество СОЗ хранится с нарушением экологических норм. Запасы ПХБ в России, по приблизительным оценкам, составляют 28 000-35 000 т, запасы пестицидов, не пригодных к применению, - 20 00050 000 т. Это нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу здоровью людей в России и в других странах. Несмотря на проводимые научные исследования и имеющиеся технологии, в большинстве своем утилизация происходит путем перевозки СОЗ на полигоны токсических отходов. Этот способ утилизации не решает экологических проблем, создает опасность заражения почвы и воздуха, создает дополнительные расходы на содержание, охрану таких захоронений и переносит дату уничтожения отходов на несколько лет. Такой способ утилизации может повлечь международные санкции из-за невыполнения условий Стокгольмской конвенции. Затраты на утилизацию СОЗ в настоящее время составляют 45 000 руб. /т. Однако такая утилизация не является полноценной, а всего лишь отодвигает решение проблемы утилизации на будущее, т. е. осуществляется во многом за счет будущих поколений.

Проблема СОЗ затрагивает многие сферы деятельности, включая законотворчество, охрану окружающей среды, управление в сельском хозяйстве, здравоохранении, промышленности, регулирование

38

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪЯ те ЪР/ГКЖЪХА

отходов, а также интересы различных общественных и иных групп. В решении проблемы заинтересованы и государственные служащие, отвечающие за соблюдение норм Стокгольмской конвенции и других международных соглашений по охране окружающей среды, научные и общественные институты, промышленные, торговые, сельскохозяйственные объединения. Однако патентные исследования показывают отставание России по числу разработок в предметной области. Высокую активность проявляют зарубежные компании, главным образом из Японии, Кореи и США. С учетом данных о реализации федеральной целевой программы и отечественной практики по утилизации отходов, это свидетельствует не об отсутствии в России разработок и патентоспособных решений на данную тему, а об отсутствии стимулов к использованию разработок и оформлению патентов.

Проблемы, препятствующие практическому применению разработок, заключаются в подходе к услуге утилизации с позиции частного блага. Однако явная общественная полезность или выгода (с позиции сохранения здоровья людей) от применения современных технологий утилизации токсичных

Список литературы

1. Волгина Т.Н., Новиков В. Т., Регузова Д. В. Современные методы обезвреживания некондиционных пестицидов // Ползуновский вестник. 2010. № 3. С. 166-170.

2. ГареевГ. А., БовтВ. В., ФоминъаА. В. Разработка способа переработки (уничтожения) пестицидов // Вестник алтайской науки. 2010. №1. С. 53-57.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

5. О федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической

List of references

1. Volgina T. N., Novikov V. T., Reguzova D. V. Modern methods of disposal of unconditioned pesticides [Sovremennye metody obezvrezhivaniia

отходов свидетельствует о том, что покупателем на этом рынке может быть лишь государство. Но при текущих условиях невозможно продавать такую услугу по цене выше, чем стоимость перевозки на полигон токсичных отходов. Ситуация с СОЗ дает повод для пересмотра критериев отбора и обоснования государственных закупок, когда речь идет об общественных благах. Трудно ожидать, что в обозримом будущем может появиться технология полной переработки СОЗ, способная конкурировать по цене утилизации того же объема СОЗ с захоронением отходов. В связи с этим возрастает необходимость не только пересмотра системы отбора проектов, но и такой схемы отношений между заинтересованными сторонами, при которой оплата полной утилизации СОЗ была бы оправдана для заказчика таких услуг, обеспечивала бы рентабельность организации, осуществляющей такую услугу.

Использование российских разработок путем продажи в другие страны также является затруднительным в силу существующих законодательных ограничений, а также закрытости некоторых из разработок ввиду принадлежности их к технологиям утилизации химического оружия.

безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 № 791.

6. Система госзакупок: на пути к новому качеству: доклад Государственного университета -Высшей школы экономики / рук. проекта А. А. Яковлев. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

7. ТрегерЮ. А. Стойкие органические загрязнители. Проблемы и пути их решения // Вестник МИТХТ им. М. В. Ломоносова. 2011. Т. 6. № 5. С. 87-97.

8. ТрегерЮ. А., Чагир К. А. Частичная инвентаризация непригодных пестицидов в РФ // Энциклопедия инженера-химика. 2010. № 10. С. 21-26.

9. DiGani J., Petrlik J. The Egg Report. Contamination of chicken eggs from 17 countries by dioxins, PCBs and hexachlorobenzene. IPEN, Washington, 2005.

nekonditsionnykh pestitsidov], Polzunovskii vestnik -Polzunov's newsletter, 2010, no 3, pp. 166-170.

2. Gareev G. A., Bovt V. V., Fominykh A. V. A method of processing (destruction) of pesticides

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР*?жгсЪ4

39

[Razrabotka sposoba pererabotki, unichtozheniia pes-titsidov], Vestnik altaiskoi nauki - Newsletter of Altai science, 2010, no. 1. pp. 53-57.

3. On contract system in sphere of purchases of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs: Federal law of 05.04.2013 no. 44-FZ.

4. On placement of orders for deliveries of goods, performance of work, rendering services for the state or municipal needs: Federal law of 21.07.2005 no. 94-FZ.

5. On the federal target program «National system of chemical and biological safety of the Russian Federation (2009-2014): resolution of the government of the Russian Federation of 27.10.2008 no. 791.

6. Public procurement system: on way to new quality [Sistema goszakupok: na puti k novomu kachestvu: doklad Gosudarstvennogo universiteta -

Vysshei shkoly ekonomiki], Moscow: the State University - the Higher School of Economics, 2010.

7. Treger Y. A. Persistent organic pollutants. problems and ways of solution [Stoikie organicheskie zagriazniteli. Problemy i puti ikh resheniia], Vestnik MITKhT im. M. V. Lomonosova - Newsletter of the Moscow State University of Thin Chemical Technologies named after M. V. Lomonosov, 2011, vol. 6, no 5, pp.87-97.

8. Treger Y A., Chagir K. A. Partial inventory of the useless pesticides in RF [Chastichnaia inventari-zatsiia neprigodnykh pestitsidov v RF], Entsiklopedija ingenera-khimika - Encyclopedia of chemical engineer, 2010, no 10, pp. 21-26.

9. DiGani J., PetrlikJ. The Egg Report. Contamination of chicken eggs from 17 countries by dioxins, PCBs and hexachlorobenzene. IPEN, Washington, 2005.

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеот>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.