УДК 632.93
НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ
В.Г. Небытов, кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Аннотация. В целях совершенствования российского законодательства исследован опыт государственного регулирования безопасного обращения пестицидов в США, Японии, Индии, Китая и Европейском Союзе
Ключевые слова: федеральный закон, безопасность, правовое регулирование в сфере обращения с пестицидами
Abstract. With a view of perfection of the Russian legislation experience of state regulation of safe handling of pesticides in USA, Japan, India, China and the European Union is investigated
Key words: federal law, safety, legal regulation in sphere of the reference with pesticides
Пестициды являются биологически активными соединениями и, вследствие нарушения регламентов обращения с ними представляют опасность для окружающей среды, здоровья людей, животных, растений, имуществу, снижают качество пищевых продуктов [1,2]. При сочетанном воздействии неблагоприятных факторов в сельскохозяйственном производстве, работники подвергаются воздействию пестицидов при изменяющихся их концентрациях и комбинированном поступлении в организм через органы дыхания, кожные покровы и желудочно - кишечный тракт [3]. Работники могут быть подвергнуты непродолжительному воздействию токсичных концентрированных пестицидов при приготовлении рабочих растворов и менее токсичных рабочих растворов и остатков пестицидов при последующих работах и в контакте с обработанными растениями и оборудованием. Так, в наших исследованиях, наиболее выраженные отличия между опытной (в контакте с фураданом и ТМТД) и контрольной группами работников наблюдались по частоте заболеваний костно-мышечной системы (пояснично-крестцовые остеохондрозы), органов дыхания (бронхиты, пневмонии), желудочно-кишечные (язвенная болезнь 12-перстной кишки), кожи и подкожной клетчатки (аллергический дерматит, абсцессы), заболевание крови (железодефицитная анемия) [4].
В настоящее время крайне обострилась проблема хранения, утилизации, запрещенных к применению пестицидов вследствие многочисленных реорганизаций сельхозпредприятий и смены собственников. Среди устаревших пестицидов имеются обезличенные препараты, ртутьсодержащие протравители семян, хлорорганические соединения, отнесенные Стокгольмской конвенцией к стойким органическим загрязнителям [5]. Неудовлетворительное техническое и санитарное состояние складов, условий хранения пестицидов создает потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, животных, загрязнения атмосферы, почвы и водных источников. При хранении на складах большого ассортимента пестицидов имеет место негативное действие на работников сложного комплекса загрязнителей. Имеются примеры фальсифицированной и контрафактной продукции на российском рынке пестицидов, нерешены вопросы утилизации контрафактных пестицидов. С учетом тенденции увеличения объемов применения пестицидов в сельском хозяйстве необходимо последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействие опасных биологических агентов и химических веществ на сельскохозяйственных животных, растения и среду их обитания, а также на сельскохозяйственное сырье, продукцию сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Необходимость государственного регулирования безопасного обращения пестицидов обусловлена тем, что при несоблюдении регламентов их применения они могут представлять собой опасность для окружающей среды, здоровья людей и животных, растений, продукции сельского и лесного хозяйства.
Изучение опыта зарубежных стран представляет значительный интерес в целях совершенствования российского законодательства. В действующем законодательстве зарубежных стран можно выделить несколько уровней правового регулирования в сфере обращения с пестицидами:
- конституционные основы, гарантирующие права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, благоприятную окружающую среду, представленные в национальных Конституциях;
- национальное природоохранное законодательство;
- техническое регулирование в сфере обращения с химическими веществами в соответствии с техническими регламентами;
- законодательство, содержащее нормы трудового права;
- законодательство в области регулирования таможенной деятельности;
- законодательство в области промышленной безопасности;
- административное и уголовное законодательство;
- законодательство, определяющее лицензионную деятельность в области обращения с пестицидами.
Базовым законом, определяющим нормативное правовое регулирование в сфере обращения с
пестицидами в США, является Федеральный закон «Об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах» (Federal Insecticide, Fungicide, and Rodenticide Act, FIFRA) [6]. Согласно этому закону все пестициды, которые
продаются или используются на территории США, должны быть зарегистрированы на федеральном уровне и на уровне штатов. На федеральном уровне эти функции выполняет Агентство по охране окружающей среды (Environment Protection Agency, ЕРА), на уровне штатов - региональные департаменты сельского хозяйства или департаменты по охране окружающей среды. ЕРА отвечает за регистрацию пестицидов, а также проводит изучение последствий их применения для сельскохозяйственной продукции и окружающей среды. Штаты регулируют использование пестицидов на своей территории на основании федерального закона, а также на основании собственных законов по данной проблеме. Штаты имеют право устанавливать более жесткие ограничения на использование определенных видов пестицидов, чем ЕРА. Дополнительно к FIFRA использование пестицидов в США регулируется Федеральными актами «О пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах» (FFDCA) [7]. «О качестве пищевых продуктов» (Food Quality Protection Act, FQPA) [8]. Акт «О безопасности и гигиене труда» (OSHA) [9]. Акт OSHA предоставляет Департаменту Труда полномочия устанавливать стандарты техники безопасности на рабочем месте, в том числе допустимой концентрации химических веществ на рабочем месте, а также полномочия проводить проверки и выносить предупреждения при нарушении норм техники безопасности и гигиены труда. Законодательство США требует, чтобы любой новый пестицид, независимо от его фитосанитарного назначения, перед тем как поступить в продажу или перед использованием в сельском хозяйстве прошел федеральную регистрацию и получил лицензию ЕРА. Перед тем как зарегистрировать новый пестицид или расширить спектр применения известного пестицида ЕРА в своих лабораториях проводит исследования, связанные с решением вопросов:
- изучение всех компонентов пестицида;
- на каких культурах он может быть использован;
- установление регламентов использования пестицида (нормы расхода, кратность и сроки применения);
- определение степени опасности пестицида для человека, животных и окружающей среды;
- установление максимально допустимого уровня содержания пестицида в продовольствии, кормах или питьевой воде;
- хранение и утилизация пестицида.
Федеральная регистрация разрешает использование пестицида на всей территории США. При этом некоторые пестициды могут быть ограничены в использовании в соответствии с законодательством штата. В соответствии с базовым законом, ЕРА имеет право не только изучать последствия использования пестицидов, но также требовать от всех пользователей этой продукции (фермеры и другие коммерческие организации) регистрации перед приобретением пестицида.
Законодательство США предусматривает три формы ответственности за нарушением законов:
- административные наказания, которые применяются в том случае, если нарушения носят не уголовный характер или возникли непреднамеренно;
- принудительные работы по очистке, которые применяются при необходимости восстановления окружающей среды на месте применения химикатов;
- уголовное преследование, которое осуществляется в тех случаях, когда нарушения носят преднамеренный характер.
В США действуют специальные региональные государственные программы по вывозу накопившихся за много лет неиспользованных пестицидов (Clean Sweep Programs). Основными причинами их накопления являлись запреты на применение определенных препаратов, которые постепенно вводились в течение этого времени. В соответствии с ними созданы специальные компании, которые собирают у фермеров неиспользуемые пестициды или фермерам оплачиваются все расходы по упаковке и транспортировке химикатов к местам их утилизации.
В Индии нормативное правовое регулирование в сфере обращения с пестицидами осуществляется Законом «Об инсектицидах» [10], Правилами использования инсектицидов [11].
Закон регулирует импорт, производство, продажу, транспортировку и использование пестицидов с целью предотвратить их опасность для жизни человека или животных. Термин «инсектициды» означает любое вещество, включенное в Реестр (Список), в том числе инсектициды, фунгициды, гербициды, или препараты, содержащие одно или более таких веществ. Под термином «вредители» подразумевают любые виды насекомых, грызунов, фитопатогенов, сорных растений и других растений или животных, не полезных людям. Термин «животные» включает различные виды домашних или диких животных, а также птиц, рыб. В Индии существует специальная структура - Центральный Совет Инсектицидов, который включает Центральный Департамент по инсектицидам, Регистрационный комитет и Центральные Лаборатории, которые проводят экспериментальную проверку качества, эффективности, безопасности, остатков в продукции растениеводства, стойкости при хранении регистрируемых инсектицидов. Регистрация инсектицидов осуществляется путем подачи в Регистрационный комитет заявки любым уполномоченным для этих целей лицом, заполненной по специальной форме (Форме 1), вместе с банковским чеком, оплаченным в Государственном банке Индии. Регистрационный Комитет может, если необходимо, провести проверку испытания инсектицида, чтобы установить достоверность данных.
Инсектициды должны храниться в определенных для этих целей помещениях и не должны находиться вместе с другими предметами потребления людей или животных. После даты истечения срока годности все запасы инсектицидов должны быть изолированы, опечатаны и содержаться в отдельном месте с декларацией о просроченной дате. Такие запасы уничтожаются в местах, определяемых Центральным Правительством по
консультации с Центральным Советом Инсектицидов. Все продажи инсектицидов должны быть оформлены и получены чеки за их реализацию. Для продажи разрешены только зарегистрированные инсектициды, указанные в реестре по определенной форме. Запрещено хранить, продавать или перевозить инсектицид, если он не упакован и не маркирован в соответствии с установленными правилами. Каждый пакет, содержащий инсектицид, должен быть определенного типа, одобренного Регистрационным Комитетом.
Все лица, контактирующие с инсектицидами при их производстве, должны проходить медицинское обследование 1 раз в квартал, и ежегодно при их применении. У людей, проводящих опрыскивания, эти анализы проводятся как часть общего медицинского обследования. Любой человек с признаками отравления должен немедленно быть обследован и, в случае необходимости, должен получить соответствующее лечение. Рабочие должны уметь определить признаки отравления и оказать первую помощи при отравлении инсектицидами. В законе детально прописана защитная одежда и респираторные устройства для лиц, контактирующих с инсектицидами в процессе их производства, транспортировки, применения. Защитная одежда должна быть сделана из материалов, которые предохраняют или препятствуют проникновению любой препаративной формы инсектицидов. Материалы должны также быть стирающимися, чтобы токсичные элементы могли быть удалены после каждого использования.
Нормативное правовое регулирование в области обращения пестицидов в Японии осуществляется «Уставным законом сельскохозяйственных химических препаратов» [12]. Цель Закона состоит в улучшении качества сельскохозяйственных химических препаратов и гарантии их безопасного использования с введением системы регистрации, в регулировании их продажи и использования таким образом, чтобы сохранить окружающую среду, а также защитить человеческое здоровье и способствовать стабильности сельскохозяйственного производства. В соответствии с законом, термин «сельскохозяйственные химические препараты» означает фунгициды, инсектициды и другие вещества, используемые для подавления грибов, нематод, клещей, насекомых и грызунов, вирусов (в дальнейшем названных «болезни и насекомые вредители»), которые могут вредить посевам (включая деревья, сельскохозяйственные культуры и продукты лесоводства, в дальнейшем называемые «посевы»), а также вещества, определенные государственными указами в качестве сырья или материалов для управления болезнями, насекомыми, вредителями и агентами для продвижения или подавления физиологических функций посевов. В Японии системой регулирования применения сельскохозяйственных химических препаратов руководит Министр сельского хозяйства, лесоводства и рыбных промыслов. Он устанавливает или пересматривает стандарты применения сельскохозяйственных химических препаратов («Официальные стандарты»), которые определяют необходимое содержание активных химических веществ, максимальное допустимое количество опасных химических веществ и другие требования, имеющие отношение к каждому типу сельскохозяйственных препаратов. Министр сельского хозяйства, лесоводства и рыбных промыслов и Управляющие префектурами издают инструкции, проводят консультации и оказывают другую помощь относительно распространения знаний по предотвращению ущерба людям, домашнему скоту, посевам или водным животным и растениям в результате заражения воды или почвы при использовании сельскохозяйственных препаратов, предоставляют информацию по их производству, реализации препаратов подходящего качества и обеспечения их безопасного использования.
Нормативное правовое регулирование обращения пестицидов в Китае осуществляется Законом «Об административном регулировании пестицидов» (Regulation on Pesticide Administration (RPA) [13]. Термин «пестициды» включает в себя химические, биологические или естественные вещества, используемые для предохранения от болезней, уничтожения и контроля вредителей, сорняков и других нежелательных организмов в сельском и лесном хозяйствах и регуляции роста растений и вредителей. Административное регулирование пестицидов (Regulation on Pesticide Administration) обеспечивает несколько этапов регистрации пестицидов. Полевые испытания должны проводиться на площади не менее 10 га, включать их оценку, наличие остатков и поведение в окружающей среде. Исследования должны проводиться с учетом местных почвенных и погодных условий. Исследуется токсичность пестицидов, технического продукта, а также остатки и их поведение в окружающей среде. Продукты с полевых регистрационных испытаний не могут быть распространены для торговли. Токсикологическая оценка пестицидов должна включать их оценку на онкогенность, мутагенность, в том числе и их остатков.
Правовое регулирование в области обращения с пестицидами и агрохимикатами в законодательстве ЕС определяет Консульская директива Европейского Союза (ЕС CONSLEG: 1991L0414 — 01/01/2004 COUNCIL DIRECTIVE) [14]. В настоящее время все более отчетливо проявляется тенденция к унификации правового регулирования в сфере обращения с пестицидами. Разрабатываются международные стандарты. Для европейских производителей и импортеров с целью упрощения и улучшения законодательной базы относительно использования химических веществ разработан новый регламент по химическим веществам обязательный для всех государств - участниц Евросоюза (REACH). Согласно REACH [15], все изготовители и импортеры химических веществ должны идентифицировать опасности и управлять рисками, связанными с веществами, которые они поставляют на рынок. С целью снижения негативного эффекта для российского бизнеса при переходе на новый регламент, введенный Евросоюзом по химическому составу импортной и производимой продукции, необходимо отрегулировать применение программы REACH, оказывающей негативное воздействие на российский экспорт пестицидов и агрохимикатов, вызывающей рост издержек и цен, а также искажение условий конкуренции на рынке ЕС.
Важный международный документ в деле охраны окружающей среды - Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2003года [5]. Цель Стокгольмской конвенции - устранение всех стойких органических загрязнителей (СОЗ) во всем мире и предотвращение появления любых новых. Стойкие органические загрязнители (СОЗ) являются ядовитыми и одновременно долговечными органическими веществами. К этим ядам относят пестициды и промышленные химические вещества, а также очень опасные диоксины и фураны, образующиеся в качестве побочных продуктов химической индустрии или при процессах горения. В связи с очень медленным разрушением, СОЗ накапливаются во внешней среде и переносятся на большие расстояния потоками воздуха, воды или подвижными организмами. Повторное испарение и конденсация СОЗ приводят к тому, что они, выделяясь в окружающую среду в более теплых регионах планеты, переносятся затем в холодные околополярные зоны. Существенной проблемой, которая должна быть решена с помощью Конвенции о СОЗ, является ликвидация запасов СОЗ. Согласно положениям Стокгольмской конвенции список стойких органических загрязнителей, подлежащих уничтожению, представлен 12-ю наименованиями (диоксины, фураны, ДДТ, ПХБ, хлордан, гептахлор, алдрин, диэлдрин, эндрин, мирекс, токсафен и гексахлорбензол). Перечисленные в Стокгольмской Конвенции химические вещества (за исключением инсектицида ДДТ и непреднамеренно образующихся побочных продуктов, включенных в приложение к Конвенции) не могут больше использоваться нигде в мире, за исключением определенных ограниченных случаев. Разрешение на дальнейшее использование СОЗ может выдаваться только на совершенно конкретный, ограниченный во времени срок при полном контроле со стороны общественности.
На современном этапе отчетливо проявляется тенденция адаптации национальных законодательств Грузии, Таджикистана, Казахстана и Украины в сфере обращения с пестицидами к нормам Всемирной торговой организации, требованиям директив Европейского Союза, международных Конвенций. В республике Казахстан был утвержден Технический регламент «Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов)» [16]. К нормативно-правовым актам бывших союзных республик СССР, содержащих положения о регулировании отношений в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, относится природоохранное, трудовое, санитарно - эпидемиологическое, таможенное, административное, уголовное законодательство. Существуют отраслевые нормы, стандарты, правила, гигиенические нормативы, санитарные нормы, регламентирующие документы по обеспечению безопасных перевозок опасных грузов, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Имеются нормативно-правовые акты, обеспечивающие исполнение принятых международных соглашений и конвенций. В законах, регулирующих отношения в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, представлено многообразие понятий (терминов), относящихся к пестицидам и агрохимикатам.
Российская Федерация формирует нормативно правовую базу, регулирует общественные (правовые, производственные, трудовые и другие) отношения в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, которые реализованы в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [17]. Сотрудничество России и ВТО, ЕС, Соглашением Таможенного союза (ТС), требует пересмотра и уточнения законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Поэтому ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» необходимо периодически совершенствовать в связи с изменяющимися условиями на внутреннем и внешнем рынках России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п.3 ст. 37); на охрану здоровья и медицинскую помощь (п.1 ст. 41); на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Правовые основы безопасного труда, исходящие из Конституции РФ, содержатся в преамбуле ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» - «настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды». Реализация этого положения означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него опасностей. В ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» имеются устаревшие (утратившие силу) положения по отношению к системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в действующем законодательстве. Закон не регулирует отношения, связанные с производством, ввозом в Российскую Федерацию аналитических стандартов, образцов пестицидов и агрохимикатов, порядок их транспортировки, применения, хранения в целях проведения регистрационных испытаний, в научно-исследовательских целях, использования в ЛПХ. В законе отсутствуют нормы права, регулирующие использование пестицидов в чрезвычайных фитосанитарных ситуациях в сельском хозяйстве и безопасного обращения с пестицидами ограниченного использования. Отсутствует правовой механизм, устраняющий излишние ограничения для предпринимательства связанные с вывозом пестицидов и агрохимикатов не зарегистрированных в Российской Федерации, но зарегистрированных в стране импортере. Законодательно не урегулированы положения, исключающие государственную регистрацию отдельных видов и категорий продукции, применяемых в сельском хозяйстве в качестве пестицидов или агрохимикатов. В законе не в полном объеме представлены требования безопасности к некоторым моментам оборота пестицидов и агрохимикатов (например, к перевозке автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом, к способам утилизации, к расходам по их уничтожению, к ввозу и к работе с новыми пестицидами и агрохимикатами). В законе устарели термины и определения; отсутствуют статьи,
регулирующие безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами при выполнении работ в научных целях.
Существующее в настоящее время законодательство Российской Федерации не позволяет обеспечивать в полной мере осуществление государственных услуг в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, а также развивать рыночные отношения в данной области. Необходимо провести систематизацию, обобщение и группировку требований безопасности, содержащихся в разных нормативных правовых и нормативных технических актах, и предъявить требования безопасности ко всем этапам оборота пестицидов и агрохимикатов. В связи с наличием в Федеральном законе «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» утративших силу и законодательно не урегулированных положений, способствующих повышению безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами, возникла необходимость внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Необходимо исключение из сферы действия обязательной регистрации пестицидов и агрохимикатов отдельные виды и категории продукции, применяемые в сельском хозяйстве и не оказывающие негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.
На протяжении последних лет существенно обновился ассортимент пестицидов. 30 - 40 лет назад широко применялись ртутьсодержащие, хлорсодержащие, фосфорорганические пестициды, фосфид цинка, бромистый метил и другие сильноядовитые пестициды. Ежегодно регистрировалось 5- 10 случаев острых отравлений пестицидами. В настоящее время количество отравлений работников пестицидами с летальным исходом снизилось в связи заменой высокотоксичных пестицидов малотоксичными. Однако в настоящее время все же используются сильноядовитые пестициды (ограниченного действия, 1 класса опасности). Насколько правомерно их выделение в самостоятельную категорию продукции, так ли они опасны для работников, необходимо совершенствование законодательства в сфере обращения с ними. Пестициды (ограниченного действия), как правило, являются сильноядовитыми соединениями с выраженной видовой чувствительностью, кумулятивными свойствами по летальным эффектам. Необходимо ввести в ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».) правовые нормы, которые бы способствовали защищенности работников и населения, окружающей среды от воздействия пестицидов ограниченного использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Студенникова Н.С., Пыталев А.В., Пантюхин А.И., Кузнецов А.Л., Небытов В.Г., Тимохин О.В. Условия труда в АПК - фактор риска травматизма и заболеваемости работников: технические решения и профилактика: монография, Орел, 2017. 352 с.
2. Артемова О. В. Риск воздействия пестицидов на работающих при авиаобработках // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95. №4. С. 375-380.
3. Кундиев Ю. И. Всасывание пестицидов через кожу и профилактика отравлений. Киев: 1975. 54с.
4. Небытов В. Г. Совершенствование нормативно - правового регулирования в сфере обращения с пестицидами ограниченного использования. Требования безопасности к пестицидам и агрохимикатам. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2009. С. 25-30
5. Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) 2003 г. Persistent Organic Pollutants (ЮНЕП),. URL: irptc. unep. ch/pops UNEP. URL: http://www.globelaw.com/.
6. Федеральный Закон США «Об инсектицидах, фунгицидах и родентицидах», Federal Insecticide, Fungicide, and Rodenticide Act (FIFRA). URL: http: // www. epa. gov/ pesticides/ factsheets/legisfac.htm.
7. Федеральный Закон США «О пищевых продуктах, лекарствах и косметических средствах», Federal Food, Drug, and Cosmetic Act (FFDCA). URL: http://www. epa.gov/ pesticides/factsheets/legisfac. htm.
8. Закон США «О качестве пищевых продуктов», Food Quality Protection Act (FQPA), 1966 г. URL: http: // www.epa.gov / pesticides/factsheets/-legisfac.htm.
9. Акт США «О безопасности и гигиене труда» (OSHA), 1970. URL: http: // www.osha.qoy.
10. The insecticides Act, 1968 (Act №. 46 of 1968). Gazette of India, Pt. II, dated 27 th February, 1971.
11. The . Gazette of India, Pt. II, Sec. dated 9th October, 1971.
12. Agricultural chemicals regulation law (Law No. 82 of July 1, 1948, last amended on 30 March 2007) http //www.env. go.jp / en / chemi/pops/Appendix/05-Laws/agri-chem-laws.
13. Regulation on Pesticide Administration (RPA) URL: http: //www. ni-hao.ru / info?id=23&pid=92&element=80.
14. Консульская Директива от 15 июля 1991 года, ЕС CONSLEG: 1991 L0414 — 01/01/2004, COUNCIL DIRECTIVE of 15 July 1991 concerning the placing of plant protection products on the market (91/414/EEC) (OJ L 230, 19.8.1991, p. 1). URL: www.russia-eu.ru / files / 6 Program on Environmental protection.
15. Регламент по регистрации, оценке, разрешению и ограничению химических веществ, REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and restriction of Chemicals) - № 1907 / 2006 от 18 декабря 2006 года. URL: http:// reach. jrc.it / guidance en. htm
16. Технический регламент «Требования к безопасности пестицидов (ядохимикатов)». Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2008 года № 515 («Казахстанская правда» от 10 июня 2008 года, № 125-126).
17. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и
агрохимикатами. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 г., №29, ст. 3510.