ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.059.018.202203.330-344
УДК 94(470.345)
Е. Н. Ефремов1, Т. Д. Надькин2
12Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия) 1 e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected]
Экономические аспекты государственной политики по передаче Русской православной церкви объектов архитектуры культового назначения на территории Мордовии в 1990-е гг.
Аннотация
Введение. Возвращение государством культовых зданий и сооружений Русской православной церкви (РПЦ), конфискованных в советский период, остается одним из актуальных вопросов постсоветского религиозного возрождения. В статье рассмотрены особенности этого процесса на примере такого региона традиционного распространения православия, как Мордовия, в 1990-е гг. Цель исследования заключается в комплексном анализе региональных особенностей реализации государственной политики по передаче РПЦ объектов архитектуры культового назначения в 1990-е гг. на территории Мордовии. Материалы и методы. Материалами для написания статьи послужили неопубликованные документы различных архивов (Центрального государственного архива РМ, архива Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ и др.), а также опубликованные источники, представленные обращениями к властям епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. Анализ источников из указанных архивов потребовал использования принципа историзма, историко-сравнительного метода и герменевтического подхода.
Результаты исследования. По итогам исследования дана всесторонняя характеристика этой важной составляющей процесса религиозного возрождения на территории постсоветской Мордовии. При этом в хронологических рамках исследования предложены и охарактеризованы четыре основных этапа. На первом этапе, «на закате перестройки» (с 1990 по декабрь 1991 г.) и до прихода к власти первого президента МССР В. Д. Гуслянникова, произошло смягчение политики в отношении РПЦ в Мордовии, что выразилось в активизации регистрации православных обществ в 1991 г, большинству из которых были возвращены бывшие здания церквей. Второй этап, во время президентства В. Д. Гуслянникова (22 декабря 1991 - 7 апреля 1993 г.), характеризуется противоборством Администрации президента МССР и регионального Министерства культуры с Верховным Советом МССР, которые блокировали решения В. Д. Гуслянникова, касающиеся передачи РПЦ культовых объектов, где размещались учреждения культуры и другие структуры народного хозяйства. Третий этап (с 8 апреля 1993 по 22 сентября 1995 г.) - ликвидация поста президента и продолжение периода бойкота политическим руководством Мордовии выполнения Распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 г № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»». Четвертый этап (с 22 сентября 1995 до окончания 1990-х гг.) характеризуется демократизацией государственной политики Мордовии по передаче Саранской и Мордовской епархии культового имущества. В этот период новым руководством Республики Мордовия во главе с Н. И. Меркушкиным частично было реализовано распоряжение Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р, на основании которого в 1995-1999 гг. Саранской и Мордовской епархии были переданы 42 из 78 культовых объектов недвижимости. Вместе с тем в отдельных случаях местные власти по-прежнему затягивали возвращение некоторых памятников церковной архитектуры Саранской и Мордовской епархии, отменяя при этом свои же решения о передаче данных объектов. Обсуждение и заключение. В 1990-е гг. действовавшим на 1 января 2000 г 198 право-
© Ефремов Е. Н., Надькин Т. Д., 2022
славным религиозным организациям в Мордовии было возвращено около 127 культовых объектов недвижимости. С учетом того, что на территории мордовского края до революции 1917 г насчитывалось 589 сооружений РПЦ, около четверти из которых были полностью уничтожены в годы советской власти, в 1990-е гг до конца не был завершен процесс передачи Саранской и Мордовской епархии памятников культовой архитектуры. Причинами, безусловно, стали неполная реализация Мордовией общероссийской религиозной политики, а в некоторых случаях - ее полное игнорирование. Однако на это в условиях социально-экономического кризиса были и объективные причины, заключавшиеся в отсутствии свободных помещений, где было бы возможным размещение объектов социальной инфраструктуры, размещавшихся в закрытых культовых зданиях.
Ключевые слова: конфессии, Русская православная церковь, православие, Мордовская ССР, Республика Мордовия, Саранская и Мордовская епархия.
Для цитирования: Ефремов Е. Н., Надькин Т. Д. Экономические аспекты государственной политики по передаче Русской православной церкви объектов архитектуры культового назначения на территории Мордовии в 1990-е гг. // Экономическая история. 2022. Т. 18, № 4. С. 330-344. DOI: 10.15507/2409-630Х.059.018.202204.330-344.
Eugeny N. Efremov1, Timofey D. Nadkin2
12Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (Saransk, Russia)
1 e-mail: [email protected] 2e-mail: [email protected]
Economic Aspects of the State Policy on the Transfer of Religious Architectural Objects to the Russian Orthodox Church on the Territory of Mordovia in the 1990s
Abstract
Introduction. The return by the state of religious buildings and structures of the Russian Orthodox Church (ROC) confiscated during the Soviet period remains one of the pressing issues of postSoviet religious revival. The article examines the features of this process on the example of such a region of the traditional spread of Orthodoxy as Mordovia in the 1990s. The purpose of the study is to comprehensively analyze the regional features of the implementation of the state policy on the transfer of religious architectural objects to the ROC in the 1990s on the territory of Mordovia. Materials and Methods. The materials for writing the article were unpublished documents from various archives (the Central State Archive of the Russian Federation, the Archive of the Saransk Diocese of the Mordovian Metropolia of the Russian Orthodox Church, etc.), as well as published sources presented by appeals to the authorities of Bishop Varsonofy of Saransk and Mordovia. The analysis of sources from these archives required the use of the principle of historicism, the historical-comparative method and the hermeneutic approach.
Results. Ministry of Culture with the Supreme Council of the MSSR, which blocked V D. Guslyannikov's decisions concerning the transfer of religious objects to the ROC, which housed cultural institutions and other structures of the national economy. The third stage (April 8, 1993 until September 22, 1995) - the liquidation of the post of President and the continuation of the period of boycott by the political leadership of Mordovia of the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation dated April 23, 1993 No. 281-rp "On the transfer of religious organizations of religious buildings and other property". The fourth stage (from September 22, 1995 to the end of the 1990s) is characterized by the democratization of the state policy of Mordovia on the transfer of religious property to the Saransk and Mordovia diocese. During this period, the new leadership of the Republic of Mordovia, headed by N. I. Merkushkin partially implemented the decree of the State Property Committee of the Russian Federation No. 803-r dated June 13, 1995, on the basis of which in 1995-1999 42 out of 78 religious real estate objects are transferred to the Saransk and Mordovia dioceses. At the same time, in some cases, local authorities continued to delay the return of some monuments of church architecture of the Saransk and Mordovia dioceses, while canceling their own decisions on the transfer of these objects.
Discussion and Conclusion. In the 1990s, about 127religious real estate objects were returned to 198 Orthodox religious organizations in Mordovia that were active on January 1, 2000. Taking into account the fact that on the territory of the Mordovian Territory before the revolution of 1917 there were 589 structures of the Russian Orthodox Church, about a quarter of which were completely destroyed during the Soviet era, it follows that in the 1990s the process of transferring monuments of religious architecture to the Saransk and Mordovian diocese was not fully completed. The reason for this, of course, was not the full implementation by Mordovia of the all-Russian religious policy, in some cases its complete disregard. However, there were objective reasons for this in the conditions of the socio-economic crisis, which consisted in the lack of free premises where it would be possible to place social infrastructure facilities located in closed religious buildings.
Keywords: confessions, Russian Orthodox Church, Orthodoxy, Mordovian SSR, Republic of Mordovia, Saransk and Mordovia diocese.
For citation: Efremov E. N., Nadkin T. D. Economic Aspects of the State Policy on the Transfer of Religious Architectural Objects to the Russian Orthodox Church on the Territory of Mordovia in the 1990s. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2022; 18(43): 330-344. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.059.018.202204.330-344.
Введение
Рубеж 1980-1990-х гг. после десятилетий советского атеизма положил начало трансформации религиозной политики России в русле демократических преобразований. Важнейшей составляющей данных процессов выступила реституция культового имущества, отнятого у конфессий в результате многочисленных антирелигиозных кампаний, начавшихся после Октябрьской революции 1917 г. При этом в большей степени конфискации и разрушению подверглись культурные ценности Русской православной церкви (РПЦ), которая на протяжении столетий определяла духовно-нравственные устои значительной части российского общества. Рассмотрение этих вопросов позволяет сопоставить масштабы гонений на православие в советское время с возрождением властями Церкви на закате Советского Союза и в последующие годы.
В связи с этим приобретает актуальность изучение государственной политики Российского государства по возвращению РПЦ имущества культового назначения, представленного в большинстве случаев к началу 1990-х гг. сохранившимися в той или иной степени архитектурными объектами. Приоритетным в этом плане является анализ рассматриваемого одного из направлений внутренней политики государства в
регионах традиционного распространения православия, к которым относится и Мордовия.
В постсоветской историографии на сегодняшний день почти отсутствуют работы, в которых бы затрагивались какие-либо вопросы, раскрывающие предмет исследования. Лишь отдельные исследователи в той или иной степени в своих публикациях затрагивали отдельные его аспекты. В частности, краткие, разрозненные по отдельным годам сведения о времени возвращения РПЦ Мордовии бывших культовых зданий в конце 1980-х - начале 2000-х гг. приведены в работах С. Б. Бахмустова [13], А. В. Маланкина [7], Е. Н. Мокшиной [8] и др. В тоже время данные научные труды, наряду с исследованиями А. И. Белкина [4] и Ф. Н. Козлова [5; 6], дают сведения об экономическом притеснении Советским государством православия в Мордовии. Сравнение этих трагичных событий с церковной политикой властей Мордовии в хронологических рамках статьи позволяет более полно определить тенденции и историческое значение последней по возрождению РПЦ.
В настоящей статье предпринята попытка восполнить выявленный историографический пробел в хронологических рамках 1990-х гг. - десятилетия, когда происходила активная демократизация религиозной по-
литики Российского государства, в частности в вопросах возвращения имущества конфессиям. Также выделение 1990-х гг. в качестве самостоятельного хронологического этапа обусловлено празднованием в последующем 2000-летия христианства, что наложило определенную специфику на дальнейшую церковную политику Российской Федерации.
С учетом вышесказанного целью исследования выступило комплексное рассмотрение такого направления религиозной политики Мордовии, как передача местной РПЦ объектов культовой архитектуры в 1990-е гг. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач: анализ особенностей реализации указанного направления государственной политики на территории Мордовии; выявление и характеристика хронологических этапов взаимодействия политического руководства Мордовии со здешней РПЦ по вопросам передачи культовых зданий и сооружений в указанные годы.
Методы
Источниковедческой базой статьи в целом за 1988-1999 гг., во-первых, выступила в большинстве впервые вводимая в научный оборот информация различных архивов, а также опубликованные документы. В светских архивах была использована информация Государственного архива РФ (фонд 6991 «Совет по делам религий при Совете Министров СССР»), Центрального государственного архива РМ (фонд Р-1122 «Министерство культуры Мордовии) и текущего архива Министерства культуры, национальной политики и архивного дела РМ, в рамках которого были проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся возвращения церковного имущества. Для написания статьи также была проведена работа в конфессиональном архиве Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ, где были предоставлены документы,
отражающие сведения по поводу регистрации в 1990-е гг. православных объединений и фактической передачи им бывших культовых зданий и сооружений. Группу опубликованных документов составили обращения и доклады епископа Саранского и Мордовского Варсонофия, которые раскрывают особенности политического взаимодействия властей республики с Саранской и Мордовской епархией в вопросах возвращения культового имущества1.
Во-вторых, в состав источников исследования вошла конфессиональная периодика, представленная издаваемыми с 1991 г. «Саранскими епархиальными ведомостями», содержащими описание важнейших общественно-политических событий из жизни РПЦ Мордовии.
Для изучения источниковедческой базы статьи использовался принцип историзма, в соответствии с которым государственная политика Мордовии по передаче РПЦ объектов архитектуры культового назначения в 1990-е гг. рассматривается в развитии ее во времени. Важнейшую роль в исследовании сыграл такой специально-исторический метод, как историко-сравнительный, благодаря которому стали возможными выделение и сопоставление отдельных хронологических этапов рассматриваемой государственной политики в хронологических рамках статьи. Особое место в методологии исследования занимает герменевтический подход, который использовался для интерпретации содержания текстов архивных документов.
Результаты и обсуждение
Демократизация общесоюзной религиозной политики в конце 1980-х гг. коренным образом изменила экономическую составляющую взаимодействия между государством и РПЦ. Благодаря этому последней после десятилетий атеистического прошлого стало возвращаться бывшее культовое имущество и оказываться помощь в его восстановлении.
1 Варсонофий (Судаков). Возвращение из забытия. Т. 1. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. Саранск, 1995; Его же. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце XX века: Послания, письма, доклады. Саранск, 1999.
В Мордовии данные процессы в указанный период состояли в следующем. К 1990 г. в республике начиная с периода перестройки были открыты три новых прихода2, которым были переданы ранее закрытые церкви. В них ремонтно-восстановительные работы велись за счет пожертвований предприятий и граждан3. Исключением являлся лишь храм Иоанна Богослова в с. Макаровка, который после возвращения РПЦ в 1989 г. ремонтировался за счет государственных средств, так как имел статус памятника православной архитектуры. При этом в годы перестройки на денежные средства Мордовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также регионального бюджета ремонтно-восстановительные и реставрационные работы осуществлялись на 15 церковных памятниках истории и культуры, которые использовались для размещения различных объектов социальной инфраструктуры.
В контексте дальнейшей либерализации конфессиональной политики страны с начала 1990-х гг. в Мордовии продолжились процессы реституции церковного имущества. Одним из первых в апреле 1990 г. общине верующих, зарегистрированной еще в 1988 г., было передано бывшее здание Свято-Никольского храма г. Саранска. В полной же мере активизация рассматриваемых процессов началась в 1991 г., что стало возможным благодаря обращениям Саранской и Мордовской епархии, образованной 29 января 1991 г., в Совет министров Мордовской ССР по поводу возвра-
щения ранее конфискованных советской властью храмов и монастырей4.
В результате Постановлением Совета министров Мордовии от 7 мая 1991 г. Саранской и Мордовской епархии с баланса производственного объединения «Лисма» передан бывший Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь5. На основании постановлений Верховного Совета МССР от 25 сентября 1991 г. № 468 и 26 октября 1991 г. № 503-ХП приняты решения о передаче РПЦ с баланса республиканского краеведческого музея дома Полянских в составе Макаровского погоста и закрытой Успенской церкви, расположенной на территории Парка культуры и отдыха им. А. С. Пушкина в Саранске6. Наряду с этим, в 1991 г. были открыты еще 24 прихода, которым были возвращены остатки зданий ранее закрытых церквей (15 из них требовали капитального ремонта, в остальных 9 начали проводиться богослужения)7.
Дальнейшие чаяния Саранской и Мордовской епархии на поддержку экономического возрождения местной РПЦ были связаны с новым политическим руководством республики в лице ее первого президента В. Д. Гуслянникова. Об этом можно утверждать на основании приветственного адреса главы епархии Варсонофия по случаю избрания указанного должностного лица, датированного 26 декабря 1991 г. «Надеемся, в Ваше президентское правление будут возвращены все храмы, ныне используемые не по назначению, и будет оказана со стороны Правительства та или иная помощь в их
ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р. 6991. Оп. 6. Д. 4479. Л. 1-29. До 1985 г. в Мордовской АССР действовали 19 православных приходов.
Письмо Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия Председателю Совета Министров МССР А. А. Паулову от 16 августа 1991 г. // Варсонофий (Судаков). Возвращение из забытия. Т. 1. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. С. 181-182.
Постановление Совета Министров Мордовской ССР от 7 мая 1991 г. «О передаче зданий и сооружений
бывшего Санаксарского монастыря Темниковского района Саранскому епархиальному управлению // Саранские епархиальные ведомости. 1991. № 3. С. 2.
Текущий архив Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (Текущий архив Минкультнац РМ). Д. «Нормативно-правовые акты, касающиеся передачи Саранской и Мордовской епархии культового имущества в 1990-е гг.». Л. 2-3.
Варсонофий (Судаков). Саранской епархии - 5 лет! // Саранские епархиальные ведомости. Специальный выпуск, посвященный 5-летию со дня образования Саранской и Мордовской епархии. 1996. № 1. С. 1.
4
восстановлении и реставрации», - особо подчеркивалось в данном документе. В ответной телеграмме говорилось: «Зная нужды Саранской и Мордовской Епархии, буду всячески содействовать их решению»8.
На собрании Саранской и Мордовской епархии, состоявшемся 13 апреля 1992 г., вице-президент Мордовии В. П. Нарежный также заверил, что все проблемы, касающиеся реституции церковного имущества (в том числе возвращение в храмы из запасников музеев церковной утвари и икон), ремонта храмов и монастырей, будут решаться9.
8 мая 1992 г. епископ Саранский и Мордовский Варсонофий, в целях ускорения реализации обещаний регионального политического руководства, в письме к заместителю главы Правительства МССР Т. В. Тюриной просил ее активизировать процесс передачи православным общинам всех не возвращенных на тот момент храмов и монастырей10.
На основании этого мордовское правительство летом 1992 г. приступило к согласованию с субъектами, в ведении которых находилось бывшее культовое имущество РПЦ, возможности его передачи местной епархии. Таковыми в основном являлись колхозы, которые не возражали против передачи бывших храмов. Это было обусловлено тем, что закрытые церкви использовались ими для хозяйственных нужд, вследствие чего, находясь в аварийном или практически разрушенном состоянии, не представляли для сельскохозяйственных предприятий градостроительной ценности.
Иная ситуация складывалась с Министерством культуры Мордовии, которому принадлежало немалое число объектов православной архитектуры - памятников истории и культуры. Его руководи-
тель Ю. Ф. Юшкин не поддержал позицию В. Д. Гуслянникова и его политических сторонников, касающуюся реституции церковного имущества, находящегося на балансе соответствующего органа власти. В обращении к заместителю главы Правительства МССР Т. В. Тюриной от 1 июля 1992 г. № 1-4/335 он отмечал недопустимость передачи местной епархии зданий, в том числе бывших храмов, восстановленных за счет государства и МО ВООПК для размещения учреждений культуры, без «какой-либо материальной компенсации». Подобным способом, по словам Ю. Ф. Юшкина, РПЦ уже были «возвращены здания усадьбы Макария Полянского и бывшей Успенской церкви в г. Саранске, в которых размещались филиалы мордовского краеведческого музея». «А теперь, наряду с другими ситуациями, крайне неоправданным выглядит предложение главы администрации Чам-зинского района Мордовской ССР А. К. Ба-ляева о безвозмездной передаче верующим под молельный дом бывшего здания Госбанка в п. Чамзинка, занятого под музей, в котором недавно был осуществлен капитальный ремонт на сумму более 3 млн. руб. из республиканского бюджета», - отмечалось в документе11.
Несмотря на вышеобозначенные заявления В. Д. Гуслянникова и представителей его администрации по поводу возвращения местной епархии всего ранее конфискованного культового имущества, позиция министра Ю. Ф. Юшкина была поддержана Верховным Советом МССР во главе с Н. В. Бирюковым, вступившим в конфронтацию с президентом республики по многим вопросам социально-экономического развития региона. В связи с этим во время деятельности первого президента Мордовии В. Д. Гуслянникова (22 декабря 1991 -
Саранские епархиальные ведомости. 1991. № 18. С. 1-2.
Саранские епархиальные ведомости. 1992. № 7. С. 13-14.
Письмо Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия Заместителю главы Правительства МССР Т. В. Тюриной от 8 мая 1995 г. // Варсонофий (Судаков). Возвращение из забытия. Т. 1. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. С. 190-191.
ЦГА РМ (Центральный государственный архив Республики Мордовия). Ф. Р-1122. Оп. 3. Д. 1290. Л. 52-53.
8
9
10
7 апреля 1993 г.) Саранской и Мордовской епархии не было передано не одного объекта, занятого каким-либо учреждением культуры. В тоже время в данный период продолжились процессы реституции церковных ценностей, которые, впрочем, не приобрели массового характера. В 19921993 гг. было открыто только 38 православных обществ (26 - в 1992 г.; 11 и Казанская Ключевая пустынь (мужской монастырь) в пос. Тургенево Ардатовского района - в 1993 г.), которым было передано не менее пяти закрытых церквей12.
По данным текущего архива Саранской епархии Мордовской Митрополии РПЦ, в 1993 г. шести созданным религиозным организациям на основании постановлений районных администраций были предоставлены бывшие храмы (Христорождествен-ская церковь в с. Гумны Краснослободско-го района, церковь Параскевы Пятницы в с. Старый Город Темниковского района, Покровская церковь в с. Булдыгино Зубово-По-лянского района, Михайло-Архангельская церковь в с. Вертелим Старо-Шайговско-го района, Казанская церковь в с. Пиксяси Ардатовского района и Христорождествен-ская церковь в с. Верхняя Лухма Инсарско-го района). Пяти из рассматриваемых православных обществ (Дмитрия Солунского в с. Новая Федоровка Старошайговского района, Воскресения Христова в пос. Большая Елховка Лямбирского района, Игнатия Брянчанинова в пос. Кадошкино и т. д.) возвращать было нечего. Ранее принадлежащие им церкви были разрушены в годы советской власти. Лишь один из открытых в 1993 г. приходов - Феофана Затворника,
зарегистрированный в пос. Коммунар Лям-бирского района, исторически являлся в данном населенном пункте первой религиозной организацией, в связи с чем не претендовал на возвращение какого-либо культового имущества13 [2, с. 31-32, 89, 162].
Таким образом, вышеприведенная статистика свидетельствует, что в 1993 г. в Мордовии по сравнению с предшествующим годом более чем в 2 раза снизилось количество открытых православных приходов и, как следствие, возвращенных им ранее закрытых церквей14. Казалось бы, 1993 г., с учетом издания Президентом РФ Б. Н. Ельциным 23 апреля распоряжения № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», должен был стать если не поворотным, то по крайней мере знаковым в вопросах возвращения церковного имущества.
Подобное положение дел сложилось в силу следующих обстоятельств. Во-первых, при обсуждении Председателем Совета министров Мордовии15 В. Н. Швецовым указанного распоряжения Президента РФ с Министерством культуры республики последнее во главе с министром Ю. Ф. Юшкиным в письме от 11 мая 1993 г. по-прежнему возражало против безвозмездной передачи епархии 19 бывших зданий РПЦ, где размещались учреждения культуры. Возвращение данных объектов, по мнению Ю. Ф. Юшкина, могло быть возможным только при одном условии - выделении средств на строительство новых зданий для учреждений культуры либо предоставления им других, «отвечающих требованиям и нормам, помещений»16. При имевшемся в
12 Варсонофий (Судаков). Саранской епархии - 5 лет!
13 Информация о ходе передаче культовых зданий Саранской епархии за 1993-1999 гг. // Архив Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ.
14 Анализ опубликованных документов Саранской и Мордовской епархии, указанных во введении статьи, показывает, что в первой половине 1990-х гг. общественный запрос на открытие православных приходов был очень высок. При этом их регистрация ставилась в прямую зависимость от возвращения властями бывших храмов или предоставления общинам верующих приспособленных помещений для ведения богослужений.
15 Совет министров Мордовии после упразднения в апреле 1993 г. института президентства являлся управляющим органом власти республики.
16 ЦГА РМ. Ф. Р-1122. Оп. 3. Д. 1308. Л. 42.
Мордовии социально-экономическом кризисе позиция Ю. Ф. Юшкина по-прежнему не оспаривалась высшим политическим руководством республики. Во-вторых, отсутствие в бюджете Мордовии дополнительных средств на перевод базировавшихся в бывших культовых зданиях организаций, нежелание сотрудничать с Церковью также определяли отсутствие действий властей по передаче епархии объектов, не принадлежащих Министерству культуры Мордовии. Среди них были Параскево-Вознесенский (с. Пайгарма), Свято-Ольгинский (г. Инсар) монастыри, Троицкая церковь в Саранске и т. д., о возвращении которых Саранская и Мордовская епархия еще активнее стала ходатайствовать после обнародования распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп17.
Однако вплоть до декабря 1993 г. во исполнение данного нормативно-правового акта Советом министров МССР не был определен перечень культовых объектов, подлежащих передаче местной РПЦ. Это послужило поводом для обращения в декабре 1993 г. епископа Варсонофия в Представительство Президента РФ в Мордовской ССР, после чего данным ведомством вопрос о передаче культового имущества здешней епархии был взят на особый контроль18.
Несмотря на это, в подготовленном к марту 1994 г. проекте Постановления Совета министров Мордовии, направленном на реализацию распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп, были проигнорированы многие требования регионального церковного руководства, касающиеся возвращения соответствующих строений в Саранске и районах республики. При этом, вопреки просьбам Саранской и Мордов-
ской епархии, некоторые объекты, которые ранее принадлежали РПЦ, передавались другим структурам. Например, здания бывшего Свято-Ольгинского монастыря в Инсаре были отданы для размещения коммерческих организаций, а бывшее здание благочиния Саранского уезда (ул. Московская, 2) передано МВД. Не найдя решения сложившейся ситуации с председателями Совета министров РМ В. Н. Швецовым и Верховного Совета РМ Н. В. Бирюковым, епископ Саранский и Мордовский Варсо-нофий о возникшем конфликте поставил в известность заместителя Председателя Правительства РФ Ю. Ф. Ярова. В письме к нему от 15 июня 1994 г. особо подчеркивалось нежелание политического руководства Мордовии выполнять распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп, даже несмотря на обращение с просьбой об этом Святейшего Патриарха Алексия II. «Я понимаю постановку вопроса о культуре, но мне не понятно, на каком основании наши здания переданы коммерческим структурам...» - с недоумением отмечал Варсонофий, оценивая действия политиков Мордовии19.
Данное обращение стало основанием для подготовки Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом проекта распоряжения, касающегося возвращения требуемых Саранской и Мордовской епархией бывших культовых зданий в первоочередном порядке. Однако многие объекты власти Мордовии по-прежнему отказывались возвращать РПЦ, в связи с чем процесс согласования указанного документа затягивался. Ситуация начала меняться с назначением в январе 1995 г. Председателем Государственного
Письмо Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия начальнику управления Администрации Президента РФ Н. П. Медведеву от 15 ноября 1993 г. // Варсонофий (Судаков). Возвращение из забытия. Т. 1. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. С. 196.
Письмо Представительства Президента РФ в Мордовской ССР Управляющему Саранской и Мордовской епархией Варсонофию от 16 декабря 1993 г. № 59 // Архив Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ.
Письмо Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия Заместителю Председателя Правительства РФ Ю. Ф. Ярову от 15 июня 1994 г. // Варсонофий (Судаков). Возвращение из забытия. Т. 1. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. С. 200-201.
17
18
Собрания РМ Н. И. Меркушкина, который после приема 2 февраля 1995 г. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия способствовал утверждению федеральным центром перечня имущества, передаваемого местной епархии. В итоге 13 июня 1995 г. по согласованию между Советом министров Мордовии и Министерством культу -ры РФ Госкомимущество России приняло распоряжение под № 803-р. Вместе с тем данный распорядительный акт не предусматривал возвращения всего недвижимого имущества культового назначения, на которое претендовала Саранская и Мордовская епархия, хотя устанавливал передачу РПЦ в бессрочное и безвозмездное пользование 78 объектов20.
Несмотря на невыполнение политическим руководством Мордовии распоряжения Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп, процесс передачи Саранской и Мордовской епархии культового имущества по-прежнему осуществлялся властями на местах. По сравнению с вышеуказанными данными 1993 г. в 1994 г. число зарегистрированных православных организаций уменьшилось на три и составило восемь приходов. При этом районными муниципалитетами только приходу Никольской церкви с. Косогоры Большеберезниковского района и Троицкому мужскому монастырю пос. Чуфарово Ромодановского района были возвращены исторически принадлежащие им здания. Остальные закрытые церкви шести возрожденных православных обществ в 1994 г. не сохранились. Однако им районные администрации предоставляли другие здания и помещения, которые верующие
приспосабливали для проведения богослу-
21
жений.
Государственная политика Мордовии второй половины 1990-х гг. в вопросах
реституции церковного имущества строилась не только на выполнении вышеуказанного распоряжения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. Важное значение имело также принятие 29 июня 1995 г. Государственным собранием РМ Постановления № 242-1 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к государственной собственности Республики Мордовия имущества религиозного назначения». Оно возложило на республиканское Правительство полномочия по передаче религиозным объединениям в собственность, пользование либо совместное с учреждениями и организациями культуры пользование относящихся к государственной собственности Республики Мордовия и являющихся памятниками истории и культуры культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения. Также Постановлением Правительства РМ от 5 сентября 1995 г. № 259 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к государственной собственности Республики Мордовия имущества религиозного назначения» устанавливалось, что передача региональным исполнительным органом власти бывшего культового имущества будет производиться по совместному представлению Министерства культуры РМ и Государственного комитета имущественных и земельных отношений РМ22.
Данные нормативные акты органов государственной власти Мордовии были приняты в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 248, которое содержало аналогичные правила в отношении передачи религиоз-
Текущий архив Минкультнац РМ. Д. «Нормативно-правовые акты, касающиеся передачи Саранской и Мордовской епархии культового имущества в 1990-е гг.». Л. 8.
Информация о ходе передачи культовых зданий Саранской епархии за 1993-1999 гг. // Архив Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ.
Текущий архив Минкультнац РМ. Д. «Нормативно-правовые акты, касающиеся передачи Саранской и Мордовской епархии культового имущества в 1990-е гг.». Л. 15-16.
20
21
22
Таблица 1
Передача Саранской и Мордовской епархии бывших культовых зданий в соответствии с распоряжением Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р в 1995-1999 гг.* /
Table 1
Transfer of the former religious buildings to the Saransk and Mordovia Diocese in accordance with the order of the State Property Committee of the Russian Federation dated
June 13, 1995 No. 803-R in 1995-1999
Год регистрации православного общества / Date of registration of the Orthodox Society Число зарегистрированных православных обществ / Number of registered Orthodox societies Фактическая передача бывшего недвижимого культового имущества / Actual transfer of the former immovable cult property
1995 16 6
1996 56 34
1997 8 2
1998 - Не передавались / Not transferred
1999 - Не передавались / Not transferred
Итого за 1995-1999 гг. 80 42
* Составлена по: Информация о ходе передаче культовых зданий Саранской епархии за 1993-1999 гг. // Архив Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ; Текущий архив Минкультнац РМ. Д. «Нормативно-правовые акты, касающиеся передачи Саранской и Мордовской епархии культового имущества в 1990-е гг.». Л. 8-14. / Compiled according to: Information on the transfer of religious buildings to the Saransk diocese for 19931999 // Archive of the Saransk diocese of the Mordovian Metropolis of the Russian Orthodox Church; Current archive of the Ministry of Culture and National Affairs of the Republic of Moldova. D. "Regulatory legal acts concerning the transfer of cult property to the Saransk and Mordovian diocese in the 1990s." L. 8-14.
ным организациям культового имущества, находящегося в федеральной собственности. Однако особенностью 1995 г. в рассматриваемом направлении конфессиональной политики Республики Мордовия стало не только совершенствование соответствующей законодательной базы. С 22 сентября этого года в республике начался новый политический курс, который был связан с избранием главой региона Н. И. Меркушкина.
Тенденцией религиозной политики нового политического руководства региона на протяжении 1996 г. стала активизация усилий по выполнению распоряжения Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р, которая спала в последующие годы (табл. 1).
В целом приведенные данные свидетельствуют о невыполнении полностью до конца 1990-х гг. распоряжения Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р, касающегося фактической передачи РПЦ всех 78 объектов недвижимости.
Вместе с тем, как было указано выше, распоряжение Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р включило не все культовые строения в свой перечень, в которых особо нуждалась Саранская и Мордовская епархия. Среди них было, в частности, здание на ул. Московской, 2 г. Саранска -бывшее церковное строение (Благочинная управа), которое местная РПЦ просила вернуть в целях размещения Епархиального управления еще с начала 1990-х гг. По поводу передачи данного объекта епископ Саранский и Мордовский Варсонофий дважды обращался к новому политическому руководству республики в лице ее главы Н. И. Меркушкина - 6 мая 1996 г. и 10 апреля 1997 г.
Также неоднократно Саранская и Мордовская епархия обращалась к властям республики по поводу передачи бывшей Трехсвятской церкви в Саранске, где размещался краеведческий музей. Однако последние ссылались на отсутствие подходя-
щего здания для размещения учреждения культуры, отказывали в просьбах епархии23.
По-прежнему непростая ситуация складывалась во второй половине 1990-х гг. и по поводу возвращения РПЦ бывшего Свя-то-Ольгинского женского монастыря в Ин-саре. Несмотря на то что 10 апреля 1996 г. Постановлением Правительства РМ администрации Инсарского района совместно с Министерством социальной защиты населения РМ и Министерству культуры РМ в срок до 1 июня 1996 г. поручалось предоставить монастырь епархии, практическая реализация данного вопроса затягивалась. Причиной послужил отказ главы Инсарского района И. И. Никишова и здешнего районного Совета депутатов освобождать Троицкий храм монастыря, в котором располагался краеведческий музей. На основании этого в апреле 1998 г. Правительство РМ, не считаясь с мнением Церкви, отменило свое же постановление о возвращении РПЦ Свято-Ольгинского монастыря, что окончательно стало камнем преткновения между Саранской и Мордовской епархией и руководством республики24.
«Такого пасхального подарка мы никак не ожидали и восприняли это как оскорбление наших религиозных чувств и нашего права на наше церковное имущество», - отмечал епископ Саранский и Мордовский Варсонофий, оценивая в письме к Руководителю Администрации РМ Н. С. Крутову от 6 апреля 1998 г. решение Правительства РМ об отмене передачи епархии Свято-Ольгин-ского монастыря. Продолжением возникшего конфликта стала жалоба Варсонофия, адресованная 14 апреля 1998 г. Главе РМ Н. И. Меркушкину. В ней он выразил недоумение действиями республиканского руководства в отношении Свято-Ольгинского монастыря, возвращение которого было согласовано Главой РМ, Правительством РМ
и Саранской и Мордовской епархией ранее. Несмотря на данные проблемы, епископ Саранский и Мордовский Варсонофий выразил надежду на налаживание сотрудничества с властями Мордовии по вопросам возвращения культового имущества. С учетом неполного выполнения распоряжения Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р просил Н. И. Меркушкина к празднованию 2000-летия христианства, помимо Свято-Ольгинского монастыря, возвратить епархии еще 22 недвижимых объекта, исторически принадлежавшие РПЦ (табл. 2).
В целях избежания эскалации возникшей ситуации Постановлением Правительства РМ от 3 ноября 1999 г. № 555 вновь было принято решение о передаче в собственность Саранской и Мордовской епархии здания Свято-Ольгинской церкви в Инсаре, которое фактически было выполнено в конце 1999 г. Что касается остальной недвижимости, приведенной в табл. 2, то большинство объектов были возвращены РПЦ в Мордовии в начале 2000-х гг., рассмотрение чего не входит в хронологические рамки статьи и является объектом отдельного исследования.
Наряду с возвращением РПЦ Свято-Ольгинского храма, Правительством РМ еще 13 марта 1998 г. принято решение о передаче Саранской и Мордовской епархии культовых зданий в Саранске на ул. Московская, 2 (для размещения епархиального управления); ул. Володарского, 55 (Троицкая церковь) и пр. Ленина, 48а (здание Ана-стасьевского богоугодного заведения) и др.
Таким образом, на основе проанализированных источников в 1990-е гг. действовавшим на 1 января 2000 г. 198 православным религиозным организациям в Мордовии было возвращено около 127 культовых объектов недвижимости25. По сравнению с концом 1980-х гг., когда
Варсонофий (Судаков). Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце XX века: Послания,
письма, доклады. Саранск, 1999. С. 54, 68, 85.
Варсонофий (Судаков). Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце XX века: Послания, Без учета предоставления верующим помещений для проведения богослужений, которые исторически не являлись культовыми и не принадлежали РПЦ.
23
24
25
Таблица 2
Перечень бывших культовых зданий, которые просил вернуть РПЦ епископ Саранский и Мордовский Варсонофий в письме к Главе РМ Н. И. Меркушкину от 14 апреля 1998 г.*/
Table 2
List of former religious buildings that the bishop asked the ROC to return Saransky and Mordovian Varsonofy in a letter to the Head of the RM N. I. Merkushkin dated April 14, 1998
№ Наименование объекта / Object name Место нахождения / Location
1 Свято-Ольгинская церковь / St. Olginskaya Church г. Инсар / Insar town
2 Троицкий собор / Trinity Cathedral г. Краснослободск / Krasnoslobodsk town
3 Успенский монастырь / Uspensky Monastery г. Краснослободск / Krasnoslobodsk town
4 Казанская церковь / Kazan church с. Новая Карьга Краснослободского района / Village Novaya Karga, Krasnoslobodsk District
5 Михайло-Архангельская церковь / Mikhailo-Arkhangelskaya Church с. Тенишево Краснослободского района / Village Tenishevo, Krasnoslobodsk District
6 Никольская церковь / Nicholskaya Church р. п. Кемля / Working Settlement Keml
7 Троицкая церковь / Trinity Church с. Капасово Атяшевского района / Village Kapasovo, Atyashevsky District
8 Никольская церковь / Nicholskaya Church с. Морга Дубенского района / Village Morgue, Dubenky District
9 Михайло-Архангельская церковь / Mikhailo-Arkhangelskaya Church с. Кабаево Дубенского района / Village Kabaevo, Dubenky District
10 Христорождественская церковь / Christmas Church с. Ачадово Зубово-Полянского района / Village Achadovo, Zubovo-Polyansky District
11 Здания Спасо-Преображенского монастыря / Buildings of the Spaso-Preobrazhensky Monastery Пос. Учхоз Краснослободского района / Settlement Uchkhoz, Krasnoslobodsk District
12 Корпус Свято-Тихвинского женского монастыря / Housing of the Holy Tikhvinsky Women's Monastery с. Курилово Ромодановского района / Village Kurilovo, Romodano District
13 Корпус женского Рождество-Богородичного монастыря / Buildings of the Women's Rojdesvo-Bogorodnichny Monastery г. Темников / Temnikov town
14 Архиерейский дом / Bishop's house г. Темников / Temnikov town
15 Приходская школа / Parochial school с. Жегалово Темниковского района / Village Zhegalovo, Temnikov District
16 Саровское подворье / Sarov Compound г. Темников / Temnikov town
17 Монашеский корпус Ковыляйского женского монастыря / The monastic building of the Kovylyai Women's Monastery с. Старый Ковыляй Темниковского района / Village Stary Kovylyay, Temnikov District
18 Покровская церковь / Church of the Intercession с. Булаево Темниковского района / Village Bulaevo, Temnikov District
19 Покровская церковь / Church of the Intercession с. Большое Маресево Чамзинского района / Village Bolshoye Maresyevo, Chamzinsky District
20 Дом священника / Priest's house с. Большое Маресево Чамзинского района / Village Bolshoye Maresyevo, Chamzinska District
21 Дом монастырских рабочих / House of monastery workers с. Алексеевка Темниковского района / Village Alekseevka, Temnikov District
22 Ферма кирпичная монастырская / Farm brick monastery с. Алексеевка Темниковского района / Village Alekseevka, Temnikov District
23 Христорождественская церковь / Christmas Church с. Куликовка Теньгушевского района / Village Alekseevka, Temnikov District
* Составлена по: Варсонофий (Судаков). Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце XX века: Послания, письма, доклады. С. 87, 95-96. / Compiled according to: Varsonofy (Sudakov). Salvation path of the revival of the Saransk diocese at the end of the 20th century: Messages, letters, reports. P. 87, 95-96.
РПЦ в Мордовии было возвращено всего три бывших храма, 1990-е гг. стали более эффективными в реализации рассматриваемого направления государственной политики Мордовии. Однако с учетом того, что на территории мордовского края до революции 1917 г. насчитывалось 589 сооружений РПЦ [4, с. 53], около четверти из которых были полностью уничтожены в годы советской власти, следует, что в 1990-е гг. до конца не был завершен процесс передачи памятников культовой архитектуры Саранской и Мордовской епархии. Причиной, безусловно, стало невыполнение Мордовией всех установок общероссийской государственной политики по вопросам реституции церковного имущества. Однако на это в условиях социально-экономического кризиса были и объективные причины, заключавшиеся в отсутствии свободных помещений, где было бы возможным размещение объектов социальной инфраструктуры, расположенных в закрытых церквях и монастырях.
Заключение
В связи с вышесказанным можно выделить отдельные хронологические этапы, которые раскрывают особенности государственной политики Мордовии по передаче РПЦ объектов культовой архитектуры.
Первый этап охватывает период с 1990 г. до момента прихода к власти первого президента МССР (декабрь 1991 г.) В. Д. Гуслянникова и связан со смягчением политики в отношении РПЦ, что в 1991 г. выразилось в активизации регистрации православных обществ, большинству из которых были возвращены бывшие здания церквей. Данная тенденция стала возможной благодаря не только смягчению общесоюзной политики на закате перестройки, но и инициативе Саранской и Мордовской епархии, образованной в январе 1991 г., запросы которой были поддержаны высшими органами власти республики - Советом министров и Верховным Советом, не поддержавшими позицию местного Министерства культуры, выступавшего против передачи отдельных бывших куль-
товых зданий, где размещались учреждения культуры.
Второй этап - период исполнения должностных обязанностей первого президента МССР В. Д. Гуслянникова (22 декабря 1991 - 7 апреля 1993 г.). Этот хронологический промежуток характеризуется дальнейшим сближением политического руководства Мордовии и республиканской епархии в вопросах реституции церковного имущества. Однако в данный временной промежуток не состоялось массовой передачи Саранской и Мордовской епархии недвижимого культового имущества. Против этого выступали не только Министерство культуры, но и Верховный Совет МССР, которые имели серьезные властные полномочия в государственном аппарате Мордовии и не признавали политических решений президента В. Д. Гусляннико-ва, касающихся передачи РПЦ закрытых церквей, где размещались учреждения культуры и другие организации.
Третий этап (с 8 апреля 1993 по 22 сентября 1995 г.) - период политической реакции в государственной церковной политики Мордовии, которая осуществлялась созданным вместо ликвидированного института президентства Советом министров, в состав которого вошли консервативно настроенные советские управленцы по отношению к РПЦ во главе с В. Н. Швецовым. Особенностями данного периода стали не только отказ от договоренностей президента Мордовии В. Д. Гуслянникова с епархией по поводу возвращения церковного имущества, но и нежелание нового политического руководства республики выполнять Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». По сути, данный хронологический этап являлся продолжением атеистической политики Советского государства, направленной на притеснение РПЦ.
Четвертый этап (с 22 сентября 1995 до окончания 1990-х гг.) - время правления Н. И. Меркушкина. Данный период ха-
рактеризуется в целом демократизацией государственной политики Мордовии по передаче Саранской и Мордовской епархии культового имущества. В частности, было частично (на 54 %) выполнено распоряжение Госкомимущества РФ от 13 июня 1995 г. № 803-р, на основании которого в 19951999 гг. Саранской и Мордовской епархии переданы 42 из 78 культовых объектов недвижимости. Помимо данного распоряжения, на основании постановлений Правительства РМ местной РПЦ также передан ряд зданий, о возвращении которых она заявляла еще с начала 1990-х гг. Эти про-
цессы не всегда отражали конструктивное взаимодействие властей с Церковью, подтверждением чему стала коллизия, сложившаяся в результате передачи Свято-Ольгин-ской церкви в Инсаре.
Безусловно, новейшая экономическая политика Мордовии в отношении РПЦ нуждается в дальнейшем исследовании. Интерес представляют не только политические процессы дальнейшей передачи Саранской и Мордовской епархии памятников культовой архитектуры, но и оказание государственной поддержки их в ремонте и реставрации в постсоветский период.
Список источников
1. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурологический аспект. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. 384 с.
2. Бахмустов С. Б. Храмы Мордовии: справ. Саранск: Изд. Константин Шапкарин; Дом нар. ремесел, 2015. 320 с.
3. Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье. Изд. 2-е, испр. и доп. Саранск: Респ. тип. «Крас. Окт.», 2017. 440 с.
4. Белкин А. В. Русская православная церковь в Мордовии в 20-х - середине 60-х годов
XX века: моногр. Омск: Амфора, 2017. 143 с.
5. Козлов Ф. Н. Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР. М.: Полит. энцикл., 2017. 338 с.
6. Козлов Ф. Н. Закрытие церквей как элемент государственной антирелигиозной политики в конце 1920-х - начале 1930-х гг. (по материалам национальных республик Среднего Поволжья) // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 26-34.
7. Маланкин А. В. Русская православная церковь на территории Мордовии в XX - начале
XXI века: дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2017. 270 с.
8. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Саранск: МГУ им. Н. П. Огарёва, 2006. 308 с.
References
1. Bakhmustov S. B. Orthodoxy in the Mordovian region : historical and cultural aspect. Saransk, 2006, 384 p. (In Rus.)
2. Bakhmustov S. B. Temples of Mordovia: a reference book. Saransk, 2015, 320 p. (In Rus.)
3. Bakhmustov S. B., Laptun V. I. The broken necklace. Saransk, 2017, 440 p. (In Russ.)
4. Belkin A.V. The Russian Orthodox Church in Mordovia in the 20s - mid-60s of the XX century : monograph. Omsk, Amphora, 2017, 143 p. (In Russ.)
5. KozlovF. N. State-Church relations in the 1917 - early 1940s in the national regions of the USSR: (on the example of the republics of Mari El, Mordovia and Chuvashia). Moscow, 2017, 335 p. (In Russ.)
6. Kozlov F. N. Closing of churches as an element of state anti-religious policy in the late 1920s - early 1930s (based on the materials of the national republics of the Middle Volga region). VestnikChuvashskogo universiteta = Bulletin of the Chuvash University. 2014; 1: 26-34. (In Russ.)
7. Malankin A. V. The Russian Orthodox Church on the territory of Mordovia in the XX - early XXI century: Abstract of Cand. Sci. (Hist.) Dissertation. Saransk, 2017, 270 p. (In Russ.)
8. Mokshina E. N. Religious life of the Mordvins in the second half of the XIX - early XXI century. Saransk, 2006, 308 p. (In Russ.)
Поступила 25.06.2022.
Сведения об авторах
Ефремов Евгений Николаевич - кандидат исторических наук, докторант, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - государственная политика в отношении традиционных конфессий в ХХ - начале XXI в. Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-2384-4698.
E-mail: [email protected]
Надькин Тимофей Дмитриевич - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - история России и регионов Среднего Поволжья в XX - начале XXI в. Автор более 180 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2677-8529.
E-mail: [email protected]
Submitted 25.06.2022.
About the authors
Eugeny N. Efremov - Candidate of History, Doctoral Student, Department of Russian and Foreign History and Methods of Teaching, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev (Saransk, Russia). Research interests: comparative education, multicultural education. The author has more than 50 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2384-4698.
E-mail: [email protected]
Timofey D. Nadkin - Doctor of History, Professor, Department of Russian and Foreign History and Methods of Teaching, Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev (Saransk, Russia). Research interests: history of Russia and the regions of the Middle Volga region in the 20th - early 21th centuries. The author of more than 180 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2677-8529.
E-mail: [email protected]