Научная статья на тему 'Экономическая устойчивость образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Москвы в новых организационно-экономических условиях'

Экономическая устойчивость образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Москвы в новых организационно-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
786
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ECONOMIC STABILITY / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY OF AN EXPENDITURE OF BUDGETARY FUNDS / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL STABILITY ORGANIZATIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Ольга Игоревна, Бурмистрова Алла Сергеевна

В статье рассматриваются теоретические вопросы определения экономической устойчивости учреждений СПО, вопросы их конкурентоспособности, а также пути повышения экономической устойчивости ОУ СПО в условиях воздействия внешней среды (положения на рынке труда, рынке образовательных услуг, сопутствующих рисков и т.д.)I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article theoretical questions of determination of economic stability of establishments of secondary professional education, questions of their competitiveness, and also a way of increase of economic stability of educational institutions of secondary professional education in the conditions of environment influence (situation on a labor market, the market of the educational services, accompanying risks etc.) are considered

Текст научной работы на тему «Экономическая устойчивость образовательных учреждений среднего профессионального образования г. Москвы в новых организационно-экономических условиях»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ В НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

БУРМИСТРОВА А.С., ЛИТВИНОВА О.И.

В статье рассматриваются теоретические вопросы определения экономической устойчивости учреждений СПО, вопросы их конкурентоспособности, а также пути повышения экономической устойчивости ОУ СПО в условиях воздействия внешней среды (положения на рынке труда, рынке образовательных услуг, сопутствующих рисков и т.д.)

In article theoretical questions of determination of economic stability of establishments of secondary professional education, questions of their competitiveness, and also a way of increase of economic stability of educational institutions of secondary professional education in the conditions of environment influence (situation on a labor market, the market of the educational services, accompanying risks etc.) are considered

Проводимая сегодня политика реформирования системы образования в качестве приоритетного направления ставит повышение финансовой устойчивости образовательных учреждений. При этом должна быть повышена инвестиционная привлекательность московских колледжей для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в учреждениях СПО, а также кардинально улучшить использование этих средств.

В условиях конкурентной среды проблема оптимизации планирования и оценки эффективности расходов бюджетных учреждений становится актуальной и практически значимой в контексте разработанных законодательных и нормативных документов, нацеленных на развитие систем финансирования учреждений образования, рационализацию расходов и повышение экономической устойчивости.

Экономическая устойчивость - это состояние образовательного учреждения, при котором сохраняется способность эффективного функционирования и стабильного прогрессивного развития при негативном воздействии внешней среды.

Поскольку отрасль, организация, сфера деятельности рассматривается как открытая социально-экономическая система, подверженная влиянию внешней среды, можно сделать вывод о том, что экономическую устойчивость формируют внутренняя и внешняя устойчивость.

Под внутренней устойчивостью понимается пропорциональность всех звеньев рассматриваемого субъекта, обеспечивающих положительную динамику основных финансово-экономических показателей и расширенное воспроизводство.

Под внешней устойчивостью понимается бесконфликтное взаимодействие с окружающей средой: потребителями, конкурентами, поставщиками, финансово-кредитными учреждениями, налоговыми и другими контролирующими органами. Надежность выживания в сложных условиях неопределенности внешней среды повышает значимость выработки стратегии, ориентированной не на существующие условия, а на ожидаемые (прогнозные) изменения.

Внутренняя и внешняя устойчивость во взаимодействии формируют экономическую устойчивость субъекта в целом. С одной стороны, внешняя среда оказывает влияние на внутреннюю устойчивость субъекта, с другой - обеспечение внутренней устойчивости благоприятно отражается на внешней, обеспечивая ему высокую конкурентоспособность и соответствующий имидж в сфере деятельности.

Эффективность и устойчивость можно рассматривать на различных уровнях национальной экономики: на уровне государства, отрасли, сферы деятельности, организации. Характеристика устойчивости субъекта любого уровня имеет как общие черты, так и отдельные различия.

Для характеристики внутренней устойчивости организации можно выделить три взаимосвязанные подсистемы: технико-технологическая, организационная и финансово-экономическая (Рис.1).

Рис. 1. Формирование экономической устойчивости организации

Устойчивое состояние подсистем внутренней среды способствует обеспечению экономической устойчивости организации.

Технико-технологическая устойчивость характеризуется уровнем технической базы организации, степенью ее соответствия современным требованиям и возможностям применять новую технику и технологию с учетом отраслевой специфики.

Организационная устойчивость характеризуется уровнем использования внутренних ресурсов образовательного учреждения: нематериальных (технологических) и трудовых.

Финансово-экономическая устойчивость характеризуется способностью предприятия отвечать по своим финансовым обязательствам, заключенным договорам и контрактам на поставку продукции, выполнением работ, услуг, а также наличием источников обеспечения стабильного прогрессивного развития (бюджетных и внебюджетных).

Для обеспечения экономической устойчивости организации необходимо применение стратегии развития, позволяющей противостоять негативному воздействию внешней среды с целью обеспечения устойчивого конкурентного преимущества и предотвращения банкротства. Необходим постоянный поиск новых хозяйственных связей, расширение спектра образовательных услуг. Только находясь в режиме постоянного обновления - технического, технологического, кадрового - организация может выжить в условиях конкуренции, укрепить свои позиции на рынке.

Профессиональное образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Поэтому образовательные учреждения не могут позволить себе закрываться или оставлять только направления, пользующиеся высоким спросом среди обучающихся. Они должны обеспечить экономическую систему страны не только специалистами по специальностям и профессиям, востребованным самими

обучающимися, но и профессионалами, реально необходимыми хозяйствующим субъектам. Решение таких задач берут на себя в основном государственные образовательные учреждения (особенно это касается учреждений начального и среднего профессионального образования), поэтому важным является их стабильное состояние в рыночной системе отношений.

Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения (ОУ) в постоянно изменяющихся экономических условиях колледжи должны непрерывно отслеживать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свое положение на этом рынке.

Исходя из научной трактовки экономической устойчивости, эта оценка производится в трех направлениях:

- анализ конкурентоспособности;

- анализ финансовой устойчивости;

- оценка экономического потенциала.

Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансовой устойчивости любой организации, в том числе и колледжа, производится, как правило, в следующих случаях:

- при осуществлении программ правительственной или международной организации, занимающейся проектом финансирования образования. В этом случае цель сравнительного анализа — выявить колледжи, максимально эффективные с точки зрения качества образовательных программ;

- при анализе конкурентного положения колледжа (как правило, проводимого работниками планово-экономических служб, отделами маркетинга или приглашенными консультантами);

- при проведении колледжем специального исследования рынка для улучшения собственной сбытовой политики;

- при выведении на рынок образовательных услуг новой образовательной программы.

В условиях рыночной конкуренции всегда важно знать, насколько предлагаемая образовательная программа соответствует сложившемуся уровню и характеру общественных потребностей. Такое соответствие выявляется в ходе сравнения образовательных программ-конкурентов и выявления запросов потребителей.

При анализе конкурентоспособности необходимо определить, с какими объектами, оказывающими образовательные услуги, будет производиться сравнение. Конкурентоспособность сама по себе носит сравнительный характер и зависит от конкуренции на определенном рынке. По аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере образовательных услуг подразделяется на функциональную, видовую, маркетинговую.

При формировании оценки экономической устойчивости важным является четкое разграничение целей, задач и объектов оценки.

Объектом оценки экономической устойчивости является экономическая (образовательная и прочая) деятельность колледжа, которая связана с окружающей средой: потенциальными заказчиками (предприятиями, государством, частными лицами), конкурентами и государственными органами.

Субъектом оценки экономической устойчивости является образовательное учреждение СПО, образовательная программа.

Цель определения устойчивости - повышение конкурентоспособности субъектов оценки на основе изучения потребностей общества, рынка, анализа конкурентов и экономической деятельности колледжа, обработки полученных результатов и создание плана практических мероприятий, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Задачами оценки экономической устойчивости являются:

- определение потребностей общества и рынка и сравнение их с предлагаемыми колледжем и его конкурентами образовательными услугами;

- выявление составляющих, положительно и отрицательно влияющих на субъект оценки;

- определение финансовых, организационных и трудовых резервов для повышения экономической устойчивости;

- разработка плана по повышению экономической устойчивости.

Оценка экономической устойчивости может проводиться периодически с целью постоянного мониторинга потребностей рынка, существующих возможностей по открытию перспективных специальностей, повышения и/или сохранения уровня конкурентоспособности колледжа. Оценка может также носить разовый характер при осуществлении крупных проектов.

При оценке конкурентоспособности необходимо учитывать, что показатели конкурентоспособности колледжа могут отличаться от конкурентоспособности образовательной программы, предлагаемой этим же колледжем.

Для сравнения показателей по колледжу за базовые принимаются показатели, определенные контролирующим органом (учредителем), ориентиры ведущего образовательного учреждения или выработанные самим колледжем в качестве эталонных.

Выделяют четыре типа финансовой устойчивости, которые определяются следующим образом.

- Абсолютная устойчивость.

Источники покрытия - собственные оборотные средства. Характеризуется высокой платежеспособностью образовательного учреждения.

- Нормальная устойчивость.

Источники покрытия - собственные оборотные средства и долгосрочные кредиты. Характеризуется нормальной платежеспособностью, эффективным использованием заемных средств, высокой доходностью деятельности.

- Неустойчивое финансовое состояние.

Источники покрытия - собственные оборотные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты. Характеризуется нарушением платежеспособности, необходимостью привлечения дополнительных источников, возможностью улучшения ситуации.

- Кризисное финансовое состояние.

Состояние неплатежеспособности, грань банкротства.

Экономическая устойчивость основывается на оценке положения образовательного учреждения в длительной перспективе и динамики внешних показателей и представляется как способность ОУ вести непрерывную по времени и экономически успешную в отношении достижения поставленных стратегических целей деятельность в условиях роста экономики и изменяющейся внешней среды.

В условиях постоянного изменения внешней среды важное значение приобретает оценка рисков деятельности образовательного учреждения. В рамках разрабатываемой научно-исследовательской тематики НИИРПО была проведена классификация и оценка возможных рисков, возникающих при организации деятельности ОУ СПО.

Выявление существующих рисков определило разработку критериев для принятия управленческого решения о совершенствовании деятельности и повышении эффективности образовательного учреждения СПО.

Предлагаемые критерии могут использоваться при работе образовательного учреждения, в соответствии с выбранной стратегией.

В реальной практике данные критерии не могут и не должны носить жесткого однозначного характера. Здесь следует иметь в виду такие факторы, как вероятное изменение условий, возникновение новых возможностей реализации целей и задач образовательного учреждения.

При этом необходимо помнить, что эффективность принятия решения на среднем и низ-

шем уровнях управления во многом определяется полномочиями, которые им делегировало высшее звено управления. Таким образом, критерии при принятии управленческого решения служат своего рода стандартом ограничения.

Оценка экономической устойчивости может проводиться периодически с целью постоянного мониторинга потребностей рынка, существующих возможностей по открытию перспективных специальностей, повышения и (или) сохранения уровня конкурентоспособности образовательного учреждения.

Сотрудниками Научно-исследовательского института развития профессионального образования впервые в Москве разработана комплексная система, позволяющая обеспечить совершенствование механизма определения экономической устойчивости ОУ СПО г. Москвы. Направления повышения экономической устойчивости образовательных учреждений СПО города Москвы основаны на исследовании рынка труда образовательных услуг города Москвы и внедрении разработанной методики расчета себестоимости образовательных услуг государственных бюджетных и образовательных учреждений среднего профессионального образования. Методика определяет порядок расчета норматива подушевого финансирования основных профессиональных образовательных программ в соответствии с государственным заданием и требованиями законодательства. Аналогов разработки нормативного подушевого финансирования учреждений среднего профессионального образования города Москвы в настоящее время не существует. Эффект, ожидаемый от ее внедрения, связан с повышением эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на финансирование учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы.

Библиографический список:

1. Жукова Т.В Экономическая устойчивость российских вузов. Журнал «Университетское управление: практика и анализ», Екатеринбург, 2008 г., № 6.

2. Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза. Журнал «Университетское управление: практика и анализ», Екатеринбург, 2002 г., № 4.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, конкурентоспособность, эффективность расходования бюджетных средств, технико-технологическая устойчивость, организационная устойчивость.

Keywords: economic stability, competitiveness, efficiency of an expenditure of budgetary funds, technical and technological stability organizational stability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.