Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1016
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАР / ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ / РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронько О.М.

В данной статье рассмотрена сущность товарных запасов для предприятий розничной торговли, определены их значения, цели и функции. Рассмотрен розничный товарооборот, как основной экономический показатель деятельности торгового предприятия. Предложен учет товаров, позволяющий более широко управлять товарными запасами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 330

О.М. Воронько

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОВАРОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В данной статье рассмотрена сущность товарных запасов для предприятий розничной торговли, определены их значения, цели и функции. Рассмотрен розничный товарооборот, как основной экономический показатель деятельности торгового предприятия. Предложен учет товаров, позволяющий более широко управлять товарными запасами.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, товар, товарные запасы, розничный товарооборот.

В современных условиях развития рыночной экономики Республики Беларусь возрастает роль торговли.

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. В условиях рыночных отношений торговля занимает все более значительное место в структуре общественного производства. Торговля является видом экономической деятельности, объектом, которого является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовке к продаже.

Развитие розничной торговли в значительной степени содействует удовлетворению потребностей населения и оказывает воздействие на производство и потребление. Торговля связана с денежным, товарным обращением и финансовой системой страны. Экономическая сущность торговли заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров, и они переходят в сферу личного потребления. Этот переход совершается путём купли-продажи.

Функции розничной торговли:

> за счет большого числа предприятий розничной торговли происходит удовлетворение потребности конечного покупателя по месту его жительства или работы. При этом большие объемы поставок от поставщика делятся на мелкие порции товара, соответствующие желаниям и потребностям конечного покупателя;

> через розничную торговлю производитель получает информацию о спросе на товар, являясь наиболее чувствительным индикатором регулирования объемов производства;

> через розничную торговлю происходит освоение новых рынков и осуществляется продвижение новых товаров;

> розничная торговля выполняет рекламные функции товара производителя;

> поддерживание баланса между предложением и спросом;

> организует товародвижение, доведение товаров до потребителей;

> сокращает расходы в сфере потребления [1, с.104].

Важнейшими объектами учета на предприятиях розничной торговли являются товарные запасы, товары и тара, и связанные с ними экономические показатели: розничный товарооборот, выручка от реализации товаров, валовая прибыль, расходы на реализацию и другие.

Розничная торговля располагает большим объемом товарных запасов, составляющих преобладающую часть оборотных средств организации. Ежедневно в деятельности торговой организации происходит множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом товаров: приобретение, транспортировка, приемка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, списание и другое. Среди многообразия хозяйственных операций на торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким.

Товарные операции - это факты хозяйственной жизни розничного предприятия, связанные с поступлением и выбытием товаров.

Значение товара для розничной торговли заключается:

© Воронько О.М., 2018.

Научный руководитель: Сапего Инна Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Полоцкий государственный университет, Беларусь.

♦♦♦ в вероятности притока будущих экономических выгод от их реализации, то есть является основным источником дохода от торговой деятельности;

♦♦♦ является средством наиболее полного удовлетворения покупательского спроса;

♦♦♦ в возможности наращивания объема розничного товарооборота;

♦♦♦ в повышении доходности работы торгового предприятия.

На сегодняшний день под словом «Товар» понимается все, что можно продать. Для розничной торговли товар имеет две конечные цели:

удовлетворить потребность покупателя;

-I- принести прибыль.

Для обеспечения ритмичности работы розничного предприятия, достижения высоких финансовых результатов и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должно быть определенное количество товарных запасов.

На рынке, в сфере обращения, в процессе перемещения от производителя к потребителю постоянно находится определенная масса товаров, которая образует товарный запас. Ни одно торговое предприятие не может существовать без товарных запасов. В розничных торговых предприятиях они предназначены для осуществления бесперебойной торговли.

Все авторы хоть и дают разные определения, но едины в одном, что товарные запасы — это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, то есть в процессе перемещения от производителя к потребителю.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения форма существования запаса статична, несмотря на то, что товар может находиться в движении. Товарные запасы постоянно меняют свои структуру и размер. В момент реализации они перестают быть запасами, но, поскольку их постоянно возобновляют путем возмещения другими партиями товаров, то они превращаются в постоянно существующую величину, размер и структура которой изменяются в зависимости от сложившихся хозяйственных условий, объемов реализации (розничного товарооборота) [2, с.104].

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняю определенные функции:

> так как являются формой товарного предложения, то в первую очередь удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

> характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;

> обеспечивают непрерывность процесса производства и потребления;

> от их объема и уровня в значительной мере зависят результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия.

На основе содержания выполняемых товарными запасами функций и связанных с ними торговых действий принято рассматривать текущие, сезонные и целевые товарные запасы.

Текущие товарные запасы предназначены для обеспечения повседневных нужд торговли. Запасы текущего хранения постоянно обновляются и пополняются. Они составляют примерно 80-85% общей суммы запасов. Текущие товарные запасы - величина не постоянная, их размер не должен быть ни завышенным, ни заниженным. Завышенные запасы товаров текущего хранения ведут к большим материальным (часть товаров с истекшим сроком хранения приходится списывать) и финансовым потерям (возрастают затраты на хранение товаров). Заниженные товарные запасы могут привести к ухудшению качества обслуживания покупателей, снижению товарооборота, дефициту, неудовлетворенности потребителей, а в некоторых случаях и отказу от покупок в данном торговом объекте. Завышение по сравнению с потребностью в них, товарные запасы становятся одной из главных причин банкротства организации.

Сезонные товарные запасы образуются при сезонном характере производства, потреблении или транспортировки товаров. Они создаются по товарным группам, которые в силу особенностей производства, спроса, обеспечение экономической и товарной безопасности имеют разрыв во времени между их выпуском и реализацией.

Исходя из сути выполняемых товарными запасами функций и связанными с ними торговыми действиями они подразделяются на текущие страховые и целевые.

Товарные запасы целевого назначения предназначены для торговли в отдельных труднодоступных районах страны в период между двумя возможными сроками завоза товаров, а также создаются для целевых мероприятий, не связанных с текущей деятельностью организаций (встречная торговля, сезон заготовок, обслуживание общественных мероприятий, обеспечение больных и инвалидов специальными продуктами) [3, с.128].

Товарные запасы являются материальной основной для развития розничного товарооборота торгового предприятия. Они состоят из поступления товаров и товарных запасов и находятся с объемом розничного товарооборота в балансовой взаимосвязи:

Зн + П = Р + Зк (1)

где Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец периода, руб.;

П - поступление товаров, руб.;

Р - объем реализации товаров, руб. [4, с. 128].

Данная формула показывает, что товарные ресурсы должны превышать объем розничного товарооборота на величину нормального товарного запаса.

Одной из главных целей торговых организаций является получение прибыли, а розничный товарооборот выступает как важнейшее условие ее достижения.

Розничный товарооборот количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы [5, с.193].

Значение розничного товарооборота определяется тем, что его объем характеризует уровень жизни населения.

Создание запасов требует значительных финансовых затрат. По сути, этот процесс связан с физическими и реальными инвестициями. Уровень вложений в запасы, производимых торговой организацией, зависит от качества прогноза будущего спроса, объема и структуры розничного товарооборота, объема запасов между двумя поставками.

Для повышения эффективности финансовых инвестиций, вкладываемых в запасы, торговая организация должна иметь оптимальную систему управления товарными запасами. Целесообразно тщательно обосновывать источники финансирования процесса их создания и хранения.

Правильный выбор модели управления товарами позволит держать в товарных запасах минимум финансовых средств без ущерба для удовлетворения спроса.

Размер товарных запасов в розничной торговле должен находиться в предельном соответствии с объемом и структурой розничного товарооборота. Поддержание оптимальной пропорции между величиной розничного товарооборота и размерами товарных запасов является одной из важнейших задач торговых предприятий. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли под влиянием различных факторов при малом запасе товаров могут возникнуть перебои в торговле некоторыми позициями товаров, то есть произойдет нарушение баланса между предложением и спросом, что в конечном итоге может привести к утрате своих позиций на рынке продаж, потерям в розничном товарообороте, неполучение возможных доходов и прибыли. Хотя большие товарные запасы позволяют привлечь потребителей широким ассортиментом, обеспечить бесперебойную торговлю, то они же вместе с тем связаны с опасностями на предприятиях розничной торговли. К таким опасностям можно отнести повышение расходов по их содержанию, снижение оборачиваемости средств, вложенных в товары. Возникает также риск потери качества товаров, устаревание фасона, что может привести к трудностям сбыта и росту расходов. Отсюда можно сделать вывод, что слишком малые и слишком большие размеры товарных запасов могут отрицательно сказаться на финансовых результатах хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Формирование и поддержание оптимального объема товарных запасов, и умелое управление ими является важным условием достижения высоких финансовых результатов от торговой деятельности розничного предприятия.

Для выполнения данного условия хотелось бы предложить розничным предприятиям усовершенствовать управленческий учет товарными запасами. В основном на предприятиях розничной торговли синтетический учет товаров ведется на счете 41 «Товары», который характеризует остатки на начало и конец периода, приход и расход в целом по предприятию. Однако для целей управления товарными запасами, таких сведений не достаточно.

Аналитический учет товаров по структурным подразделениям позволяет выявить лишь наличие сверхнормативных остатков и принять соответствующие управленческое решение о прекращении закупок или ускорении продажи излишних товаров, по материально ответственным лицам позволяет контролировать сохранность ценностей путем сопоставления учетных остатков товаров с фактическими остатками.

По мнению автора лишь организация аналитического учета по наименованиям товаров позволит более широко управлять товарными запасами. Однако это возможно только при условии использования схемы натурального учета. Тогда анализ состава товарных запасов позволил бы выявить неходовые, залежалые и ненужные товары. Существенно способствовал бы в полном объеме в первую очередь удовлетворить платежеспособный спрос населения, что соответственно приведет к росту розничного товаро-

оборота, и эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, и созданию оптимальных товарных запасов, улучшению системы управления ими, и как следствие увеличению уровня прибыли.

Такая организация аналитического учета товарных запасов совместно с автоматизацией учетных процессов по товарам позволила бы сформировать рациональную учетно-аналитическую базу для принятия эффективных управленческих решений на предприятиях розничной торговли.

Библиографический список

1. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли: учебник / С.А. Каплина, - Ростов-на-Дону, 2013. - 333 с.

2. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов; под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько, - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

3. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова; под ред. Р.П. Валевич. - Минск, 2008. - 371 с.

4. Соломатина, А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

5. Максименко Н.В. Экономика предприятий торговли: учебное пособие / Н.В Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 542 с.

ВОРОНЬКО ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА - магистрант, Полоцкий государственный университет, Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.