высшего-
УДК 001.895
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
С. Э. САВЗИХАНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт
народного хозяйства при Правительстве РеспубликиДагестан
На основе исследования теоретической, экономической и правовой сущности понятий «услуга» и «образовательная услуга», а также учитывая, что разработанная при участии автора информационно-коммуникационная система позволяет оказывать ряд услуг, в том числе и образовательную, полностью в электронном виде, появилась необходимость уточнения сущностной основы этих понятий.
Ключевые слова: услуга, образование, информационные технологии, технический прогресс.
В условиях развития в России рыночных отношений адаптивные изменения происходят и в сфере образования, что в свою очередь обоснованно вызывает повышенный интерес ученых к рынку услуг, в том числе образовательных.
Более полно определить сущность понятия «образовательная услуга» можно будет исходя из понятий «услуга» и «образование». Рассмотрим одно из определений услуги, считающееся классическим, а также характеристики услуг.
Основоположник современной теории управления маркетингом американский ученый Ф. Кот-лер считает, что услуга — это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1, с. 719].
Вместе с тем экономической наукой были сформулированы основные характеристики этого понятия, его ключевые составляющие, отличающие его от товара. К их числу согласно классической теории маркетинга Ф. Котлер относит несохраняемость, неосязаемость, непостоянство качества, неотделимость отисточника (табл. 1).
С развитием информационно-коммуникационных технологий в современных условиях появилась возможность оказания многих услуг в электронном виде [5, стр. 59]. В результате внедрения «электронного правительства» в России предусматривается оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде. При этом можно говорить о своего рода революции в сфере услуг. При оказании услуг в электронном виде появляются новые функциональные возможности и формы, и меняется спецификауслуг.
По определению, принятому 20-й сессией Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (1978г.), под образованием понимаются процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
Одним из важнейших вопросов при изучении сущности и содержания образовательных услуг
Таблица 1
Специфика услуг
Характеристика услуги Описание характеристики
Неосязаемость Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать или понюхать до момента приобретения
Неотделимость от источника Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя. Отсюда вытекает зависимость качества услуг от эмоционального и физического состояния человека, если он становится таким непосредственным источником
Непостоянство качества Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания. В ходе анализа это свойство проявляется в усложнении градации одной и той же услуги по параметрам качества
Несохраняемость Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных запасов. С одной стороны, это свойство стимулирует производителя к постоянному их оказанию, с другой стороны, услуги невозможно перепродать, ими нельзя спекулировать
в сфере высшего образования является определение ряда понятий: что такое образовательная услуга, чем она отличается от других видов услуг, что является товаром на рынке образовательных услуг и т. д.
Наиболее сложным в понимании экономической природы образования является вопрос, можно ли считать образование товаром, можетли оно быть предметом купли-продажи. Известно, что не всякий продукт становится товаром. Товаром является продукт производства, предназначенный для продажи. Многие полагают, что образование не может быть сферой купли-продажи, т.е. торговли (коммерции). Однако в настоящее время сложилась другая ситуация, и плата за образование
— это реальность, явление массовое, более того
— законное.
Таким образом, если есть тот, кто платит, то есть и тот, кому платят. У того и другого есть имена: «покупатель (потребитель)» и «продавец (производитель)». Действие же, которое совершается между ними, называется торговлей, сделкой. Применительно к образованию товаром являются образовательные услуги.
Выделим основные подходы к определению понятия образовательной услуги.
По мнению A.A. Ченцова, образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда. Продуктом любого образовательного учреждения является образовательная программа, считает О. В. Сагинова.
Согласно другому подходу услуга в сфере образования трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов [2, с. 128]. По мнению автора, этот подход более точный, поскольку услугу в сфере образования нельзя представить без заинтересованности и личного вовлечения потребителя.
Специфика образовательных услуг, которая проявляется и в традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг, и в чертах, присущих только образовательным услугам, представлена в табл. 2.
Таблица 2
Специфика образовательных услуг
Характеристика услуги Описание характеристики
Неосязаемость Низкая степень осязаемости образовательных услуг проявляется в невозможности оценки их качества и объема до полного приобретения. В образовании к параметрам услуг, которые можно наглядно представить, можно отнести образовательные стандарты учебные планы и программы, информацию о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы и т. п.
Неотделимость от источника Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается [4]. В то же время любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, и спрос. Крометого, особенностьименно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания
Непостоянство качества Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину — изменчивость «исходного материала» [4]
По мнению автора, появление современных информационно-коммуникационных технологий и возможности дистанционного обучения требуют переосмысления традиционно сложившегося понятия о несохраняемости образовательных услуг. Информационно-коммуникационная система, разработанная при активном участии автора, позволяет оказывать образовательные услуги в электронном виде. Таким образом, появилась возможность заготовки и складирования образовательной услуги.
В связи с этим предлагается уточненная формулировка одной из характеристик услуги — несохраняемости: услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования в виде товарных знаков, кроме случаев, когда услуга может быть оказана полностью в электронном виде.
В связи с этим появляется необходимость уточнения классического определения услуги, предложенного Ф. Котлером. По мнению автора, уточненное определение понятия услуги может звучать следующим образом: услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы, неотделимы от источника, несохраняемы, непостоянны в качестве и не приводят к завладению чем-либо, кроме случаев, когда предусматривается оказание услуги полностью в электронном виде.
Еще не так давно большинство из нас было убеждено в том, что бесплатное (на всех уровнях) образование — великое достижение и необходимое условие развития страны. И вот теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании.
Чем же должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатно предоставляемым всем членам общества общественным благом? И можно ли отождествлять понятие «образование» с понятием «образовательная услуга»? Есть ли явная грань, отделяющая услугу (для личности) от блага (для всех)? Или идея образования, подчиняясь идее всеобщей природной ритмичности и отражая уровень и потребности развития личности и общества, представляет собой непрерывный колебательный процесс между этими взаимодополняющими друг друга понятиями («услуга» и «благо»), и такое колебание — норма и условие развития? Если это так, то как эффективно распределять пропорции между услугой и благом в услуге-благе? И можно и нужно ли этим распределением управлять? Что такое качество образования применительно к услуге-благу, как и в чем его измерять? Очевидно, что ответы на
все эти вопросы невозможно дать без предварительного рассмотрения определяемого природой человека предназначения образования.
Человек — открытая био-психо-социальная система, потому его потребности и, как следствие, реализуемая посредством действий деятельность всегда преследует интересы каждой их этих трех составляющих. Причем величина весовых коэффициентов между «био-» и «социо-» во многом определяется уровнем развития «психо-» (прежде всего духовной составляющей).
Условно можно считать, что «био-» отражает потребности отдельного человека как организма (индивида, личности), а «социо-» — потребности социального организма (общества). В действиях человека всегда присутствует личное и общественное. Можно предположить, что чем выше уровень развития «психо-» человека, тем больше для него приобретают интересы «социо-» по сравнению с «био-». С учетом этого разницу между услугой и благом определим следующим образом. Услуга, представляя собой действие одной стороны в интересах другой, всегда ориентирована на «био-» конкретных потребителей.
Приобщение как приспособление организма к новой для него среде обитания получило название адаптация. Поэтому образование для отдельного индивида можно рассматривать как способ и средство адаптации к существующему социуму, а для общества — как способ и средство целенаправленного формирования индивидов с полезными для личности и общества человеческими и профессиональными качествами.
В образовании явно прослеживаются два участника: личность и общество, чьи потребности и интересы неотделимы друг от друга. Потому крайние позиции, одна из которых отождествляет образование с одним из видов товаров в рыночных условиях «купли-продажи» и рассматривает образование как услугу и предмет экономических взаимоотношений (эта позиция — следствие рыночной «демократизации»), а другая рассматривает образование только как благо, бесплатно предоставляемое государством (хотя необходимость наличия общественных благ — аксиомаразвития социума), неприемлемы.
В первом случае человек может считать себя свободным от общественных обязанностей (он ведь за свое образование заплатил все сам, значит, государству и обществу ничего не должен). Во втором случае у нормального человека возникает избыточное чувство долга, а у общества — соблазн считать человека своим должником, не имеющим права
самому распоряжаться полученным образованием. Между тем образование есть действительно благо, но не только для личности, но и для государства (и как воспитание, и как обучение).
Воспитанный профессионал способен и будет заботиться не только о себе или своих близких, но и о своей стране. Сегодня же воспитанность обучающегося считается его личным делом, помогающим жить среди людей и зарабатывать нахлеб. Однако воспитанность, способствующая налаживанию экономических взаимоотношений для выживания, для личной выгоды, и воспитанность, как милосердие, способность жертвовать собой во имя других, имеют различную (и в чем-то даже противоположную) направленность.
Поэтому образование нельзя считать только услугой государства, которую оно предоставляет обучающемуся. Ведь и обучающийся может заявить, что он оказывает услугу государству, позволяя ему в процессе образования воздействовать на себя, свободную личность, с превращением в необходимого обществу специалиста с нужным мировоззрением.
В части дополнительного обучения профессиональным навыкам, способствующего улучшению материального состояния человека (человек может дороже продать свой труд), образование частично может быть предметом купли-продажи, т. е. услугой. Но в части воспитания, явно не ведущего к материальным выгодам (даже, наоборот, порой ведущего к неудачам в жестком современном бизнесе), но в целом полезного для становления социального организма общества, образование принципиально нельзя рассматривать как предмет купли-продажи.
Воспитание как первая, наиболее важная, часть образования — всегда благо. Без такого понимания надежды на то, что сеять разумное, доброе, вечное всегда будет первейшим предназначением вузов, вряд ли оправданы. Образование — всегда услуга-благо. Однако с экономической точки зрения в этом случае оболочкой является услуга, т. е. образование является услугой с элементами блага. Иными словами, образование является услугой, включающей в себя благо.
Таким образом, образование, представляемое за счет бюджетного финансирования, является государственной услугой с элементами блага.
До сих пор считалось, что если студент обучается на бюджетной основе, то это является бесплатным обучением и это не является услугой. Автор с такой позицией не согласен по двум причинам. Во-первых, в этом случае мы имеем дело с госу-
дарственной услугой. Во-вторых, такая услуга не является бесплатной, таккаквуз, оказывающий эту услугу, получает за это деньги, также деньги получают преподаватели и сотрудники, непосредственно оказывающие эти услуги. И это все оплачивают граждане в форме отчисления налогов.
Таким образом, хотя студент сам не оплачивает эти государственные услуги, но они оказываются государством из бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений от граждан и юридических лиц.
Ведь когда студент обучается очно на условиях полного возмещения затрат, он, тем не менее, не является плательщиком, т. е. не оплачивает образовательные услуги, так как не работает и не имеет своих средств. В этом случае образовательные услуги оплачивают родители. Однако при этом никто не считает, что эти услуги бесплатные. Таким образом, в обоих случаях эти услуги оплачиваются.
В России государственная услуга стала использоваться именно в ходе проведения административной реформы, хотя во многих зарубежных странах государственные услуги — одна из основных форм отношений гражданина или юридического лица и государства, где государство рассматривается как поставщик услуг.
В нашей стране и за рубежом оказание государственных услуг тесно связано с государственной службой. Одним из ожидаемых результатов реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы» [6], является достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных служебных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг.
Вообще под функциями по оказанию государственных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им государственные учреждения безвозмездное или по регулируемым органам государственной власти ценам услуг гражданам или организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Государственная услуга — это деятельность государственных структур, направленная на удовлетворение публичных интересов, потребностей, как граждан, так и юридических лиц [3].
Таким образом, в указанных случаях образование является государственной услугой-благом, точнее — государственной услугой, включающей в себя благо.
По мнению автора, образовательная услуга, предусматривающая в итоге получение документа установленного образца, независимо от того, каким учебным заведением (государственным или негосударственным) она оказывается, является государственной услугой, а во всех других случаях — негосударственной услугой. Понятие «образовательная услуга» является более широким, чем понятие «услуга обучения», и включает последнее в себя, т.е. образовательная услуга включает в себя обучение и воспитание, а значит, и понятие «услуга-благо».
На основе изложенного и дополнительного исследования правовой сущности образовательной услуги автор считает, что:
- образовательная услуга и услуга по обучению, а также услуга по воспитанию несут разные смысловые нагрузки;
- образовательная услуга состоит из услуги по обучению и услуги по воспитанию;
- образовательная услуга является услугой-благом, так как одна составляющая, т. е. услуга по воспитанию, является благом;
- понятия «система образовательных услуг в сфере высшего образования» и «система высшего образования» имеют одинаковый смысл;
- образовательная услуга является социально значимой услугой, предусматривающей четкое государственное регулирование.
Таким образом, развитие системы образовательных услуг должно осуществляться в соответствии с принципами рыночной экономики при активном государственном регулировании и при наличии справедливой конкурентной среды.
Список литературы
1. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; пер. с англ. М.: Вильяме, 1999.
2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории / В. Д. Камаев, В. Ф. Семенов, Д. Е. Сорокин и др. М.: ВЛАДОС, 1994.
3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314.
4. Попов Е. Н. Услуги образования и рынок //Российский экономический журнал. 1992. № 6.
5. Савзиханова С. Э. Современные подходы формирования единого информационно-коммуникационного пространства в сфере высшего образования в России // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 24.
6. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»: Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261.