Николай Геннадьевич Привалов
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Уральского государственного экономического
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА: СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ И МЕТОДОЛОГИЯ
Некоммерческий сектор экономики - один из пяти секторов, выделенных согласно «Системе национальных счетов» (наряду с фирмами, банками, «государством», домохозяйствами), и один из трех («третий») секторов, как принято в социологии и политологии [1. С. 293; 2. С. 105]. Некоммерческий сектор - это масса некоммерческих организаций (НКО): партии, благотворительные фонды, молодежные, женские, религиозные организации, профсоюзы, потребкооперация, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, органы территориального общественного самоуправления, кредитные союзы и т.п.
Основная тенденция развития современного общества состоит в кризисе индустриального способа производства и связанной с ним цивилизации. Важнейшее место в парадигме постиндустриальной цивилизации может занять теория и практика гражданского общества, институциональную основу которого составляет некоммерческий сектор. Гражданское общество, судя по практике развитых стран Европы и США, -это сложная социально-экономи-ческая система, имеющая собственную экономическую основу.
Современное гражданское общество - система относительно независимых от государства, самоуправляемых и взаимосвязанных социальных структур, функционирующих на этапе перехода от индустриального способа производства к постиндустриальному в рамках закона, взаимодействующих между собой и с государством на принципах ненасилия, а в ряде случаев - на принципах социального партнерства, состоящих из ответственных личностей - граждан, в долгосрочном плане определяемая экономической сферой и сама определяющая политический строй государства, главной целью которой является реализация основной массы частных интересов.
Международный опыт свидетельствует об огромной роли некоммерческих организаций в жизни современного рыночного общества. Так, в США некоммерческие благотворительные фонды являются исполнителями большинства социальных программ через систему государственных грантов.
Гражданское общество функционирует посредством действия пяти систем - экономической, политической, социальной, духовной и системы общественной безопасности.
Экономической системой гражданского общества в предлагаемой нами модели является воспроизводство продукта некоммерческого сектора (ПНС). ПНС - это различные общественные блага и товары индивидуального потребления, которые не могут производиться государством и рынком и удовлетворяют частные и частично всеобщие потребности. Их аналог -«общественные», или «коллективные», блага, финансируемые через сбор налогов.
Гражданское общество имеет преимущества по сравнению с государством и коммерческим сектором, которые позволяют ему более эффективно производить продукты некоммерческого сектора: наблюдается снижение себестоимости за счет неоплаченного труда волонтеров; жесткая необходимость обмена на рынке эквивалентными ценностями отменяется на стадии обмена продуктами некоммерческого сектора введением в рыночный оборот нефакторных доходов; отсутствие бюрократии и жестких иерархических отношений делает процесс принятия решения о начале производства и реализации продуктов некоммерческого сектора более гибким, учитывающим особенности ситуации.
Вопрос об изученности экономической системы гражданского общества можно рассматривать через оценку степени исследованности его составных частей. Мыслители последних двух тысячелетий пытались понять сущность гражданского общества, дать его основную концепцию с использованием социологического, философского и реже экономического инструментария. Представления о гражданском обществе исторически трансформировались в отражение общественного строя.
Введение понятия «гражданское общество» приписывается Аристотелю, хотя ранее об аналогичном общественном явлении писал Платон. Гражданское общество как общность граждан они считали слитым с государством. Греческий город - полис - выступал как единство политического и гражданского общества, так как он самоуправлялся на правах общины свободных собственников и производителей. В античности сложились основные принципы гражданского общества: юридическая
свобода и равенство граждан, необходимость владения ими частной собственностью, верховенство права.
Отчуждение средневекового, а затем буржуазного государства от граждан отделяет гражданское общество от государства, и ему приписываются различные функции в зависимости от концепций авторов. Гражданское общество изучали Н. Макиавелли, Г. Гроций, Дж. Локк, Ф. Гизо, О. Минье,
А. Тьерри, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Гегель, К. Маркс, Дж. Тойнби, О. Шпенглер и др. К примеру, зрелый К. Маркс видит в гражданском обществе «развивающуюся непосредственно из производства и общения общественную организацию, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеалистической надстройки» [3. С. 35]. Иначе говоря, это - общественная структура, образованная отношениями между
классами и другими общностями, обусловленная господствующим способом производства и, в свою очередь, определяющая политическую и идеологическую надстройку. К. Маркс считал гражданское общество социально-экономическим строем, объединяющим производственные и социальные отношения. Это буфер между базисом и надстройкой, включающий в себя социальную структуру (классы и пр.) и производственные отношения.
О гражданском обществе писали также А. Грамши, В. Гумбольдт, А. Смит, И. Кант, А. Токвиль, М. Бакунин, Б. Чичерин, П. Новгородцев, С. Франк, И. Ильин, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье, С. Пуфендорф, Х. Томазия, И. Посошков, С. Десницкий, А. Михник, Н. Боббио, Ю. Хабермас, А. Арато. Так, Ю. Хабермас и другие ученые франкфуртской школы, а также сторонники экзистенциально-феноменологической традиции в социальной мысли рассматривали гражданское общество в контексте взаимодействия системного (государство) и жизненного миров. «Жизненный мир» - это сфера межличностных отношений, личной жизни, сфера относительно неупорядоченная, стихийная, субъективная. Ю.М. Резник считал гражданское общество особой формой динамического и сбалансированного взаимодействия «системного» и «жизненного» миров современного социума, возникающей на стадии индустриального развития общества, которая вырабатывает альтернативные способы разрешения проблемных ситуаций и формирует новые культурные стили жизни, основанные на принципах взаимодополнения и согласия [4. С. 59, 107].
Ю.М. Резник выделил экономические факторы (структуры) развития гражданского общества: господствующий тип производственных отношений, территориальное размещение производительных сил общества (региональные особенности экономики), общность экономической (хозяйственной) жизни на основе единого рынка страны, совместное ведение домашнего хозяйства и общность имущественных отношений.
В определении Г.В. Осипова содержится важное указание на экономические отношения: «Гражданское общество - это система
социального взаимодействия людей в исторически сложившихся общественных формах (или формах общения), которые опосредованы экономическим взаимодействием» [5. С. 35].
В современном понимании, основанном на практике современных западных демократий, гражданское общество - это «третий» (некоммерческий) сектор. Отдельные элементы современного гражданского общества - некоммерческие организации, в частности партии, потребительские кооперативы, органы общественного самоуправления, а также домохозяйства - изучались и раньше, правда, часто вне всякой связи с гражданским обществом.
Существует обширная литература о политических партиях. Главные проблемы, поднимаемые политологами в науке «партология», - определение, сущность и функции политических партий в обществе. Существуют различные подходы к определению политических партий.
1. Партия в марксистско-ленинском понимании - это политическая и
идеологическая организация определенного класса или группы, которая представляет и защищает интересы этого класса или группы.
2. Функциональный подход: главная функция партии - участие в избирательных кампаниях.
3. Институциональный подход: неотъемлемые признаки политических партий - особенности структуры, длительность их существования, различные факторы их «социальной устойчивости» и т.п.
4. Идеологический подход: партия - это общность людей с одинаковой идеологией.
5. «Синтезированные» определения партии, учитывающие ее структуру, организацию и место в политическом механизме.
6. «Сверхсинтезированные» определения, объединяющие признаки предыдущих моделей партии.
В научной литературе выделяются и другие методы исследования партий - исторический, структурный, бихевиористский, функционально-систем-ный, идеологический, юридический [6. С. 390-391].
Накоплена литература преимущественно юридического и справочного характера о территориальном общественном самоуправлении как составной части современного гражданского общества [7].
Непроизводственные кооперативы как составная часть кооперативного движения, а не элемент современного гражданского общества, изучались уже с XIX века. Среди исследователей кооперации - русские ученые Н. Бухарин,
Н. Кондратьев.
Работ, посвященных экономическим механизмам НКО, и в частности политических партий, очень мало [8; 9; 10; 11]. Единственной научной концепцией, в которой делаются попытки объяснить экономическими мотивами неэкономические действия людей, является теория общественного выбора как составная часть неоинституционализма. Она изучает методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в собственных интересах. В качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась в 50-60-х годах XX века. Создатели теории -
К. Виксель, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок. В теории общественного выбора выделяют теорию политической ренты Анны Крюгер (1974 г.). Поиск политической ренты - это стремление получить экономическую ренту в политике. Теория общественного выбора была разработана с целью исследования поведения избирателей, политиков и чиновников и в меньшей степени, с ее точки зрения, - поведения граждан в неполитической некоммерческой сфере.
Теория коллективного поведения и разнообразная практика лоббирования рассмотрены в книге М. Олсона «Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп». Экономика бюрократии освещается в работах
Л. Мизеса, С. Паркинсона, Л. Питера, Д. Джонсона; основы конституционной экономики - в Нобелевской лекции Дж. Бьюкенена;условия эффективной борьбы с бюрократией, а также оригинальная модель конституции описаны Ф. Хайеком.
Отдельные вопросы экономики общественного сектора (государства), методологически применимые также к экономике гражданского общества, изучали Л.И. Якобсон, О.Ю. Мамедов, Г. Веттерберг, Роберт Х. Франк,
Р.М. Нуреев. Теория общественных благ, разрабатываемая целой группой известных экономистов (П. Самуэльсон, М. Олсон, Э. Линдаль, Дж. Стиглиц,
Ш. Тибу, Р. Франк, John G. Head, Richard Musgrave, Julius Margolis, Gerhard Colm и др.), также может быть
полезна, поскольку производство значительной части этих благ, по крайней мере в современном развитом обществе, все больше переходит от государства к некоммерческому сектору.
Экономика домашних хозяйств также исследовалась как отдельная экономическая проблема, вне связи с некоммерческими организациями или гражданским обществом [12; 13; 14; 15; 16].
Можно констатировать, что некоммерческий сектор, являющийся институциональной основой современного гражданского общества, с экономической точки зрения в отечественной литературе практически не изучался.
В качестве экономических субъектов исследовались лишь его отдельные элементы - непроизводственная кооперация, домашние хозяйства, а в единичных случаях - некоммерческие организации. Экономические принципы функционирования гражданского общества, сформулированные мыслителями в различные эпохи (наличие у членов гражданского общества -свободных независимых индивидов - частной собственности, обусловленность гражданского общества машинной индустрией, гражданское общество как производственные отношения, социальноэкономический строй и т.п.), давались лишь в контексте общей философской и социологической концепций гражданского общества либо как внешние условия его функционирования. Некоммерческие организации никогда не считались серьезной производящей экономической единицей. Соответственно, гражданское общество не рассматривалось как экономически производящий сектор.
Нестандартный предмет исследования (экономическая система гражданского общества) требует применения нестандартной методологии. Наиболее адекватной методологической базой для нашего исследования может служить теория общественного выбора. Основными исходными принципами этой теории являются методологический индивидуализм, понятие «экономического человека» и понимание политики как процесса обмена. Действиями экономического индивида управляет стремление к предельной полезности в ограниченных рамках его дохода. Экономическому человеку свойственны рационализм и стремление к максимизации возможного. Политическую систему он рассматривает как коллективную защиту своих частных целей, которые не могут быть эффективно обеспечены индивидуальными рыночными действиями [17. С. 46-48].
Индивид, стремящийся максимизировать свое благосостояние, должен делать политический выбор между альтернативами. Это справедливо для любых мотивов действий индивида - эгоистических либо альтруистических. Политика для неоинституционалистов есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена [18. С. 23, 35].
Однако применения теории общественного выбора, опирающейся в первую очередь на маржинализм, на наш взгляд, недостаточно для выяснения сущности сложных общественных явлений. Методология исследования должна быть более комплексной.
Необходимость комплексного экономико-социологического подхода к
исследованию экономических основ гражданского общества определяется рядом причин:
1. Гражданское общество - это сложная общественная система, которая имеет в своей основе разноплановые по происхождению и способу действия механизмы - экономический, социальный, духовный, политический и др.
2. Действие каждого механизма объясняется как внутренними, так и разнообразными внешними факторами, включая взаимодействие самих механизмов гражданского общества.
3. Доминирование того или иного фактора в комплексном воздействии на состояние системы не всегда поддается прогнозированию и зависит от различных обстоятельств. В частности, не всегда состояние экономики является определяющим для общественной системы.
4. Исторически за каждой сферой общественной жизни (экономика, политика и др.) традиционно закрепился свой научный инструментарий.
К предмету исследования применимы общенаучные методы, прежде всего системный подход в его разнообразных вариантах (структурнофункциональный анализ Т. Парсонса, «тектология» А. Богданова, общая теория систем и др.), а также теория циклов («длинные волны» Н. Кондратьева, общая теория цикла Ю. Соколова и др.).
Внешняя среда современного гражданского общества является преимущественно рыночной. Можно утверждать, что рынок и гражданское общество - однопорядковые системы либо две стороны одного социума. Если рынок есть способ самоорганизации субъектов на коммерческой основе, то гражданское общество - это самоорганизация гражданских субъектов в некоммерческой негосударственной сфере. Следовательно, внутренняя среда и устройство экономической системы гражданского общества не могут быть нерыночными (с некоторыми поправками на некоммерческий характер функционирования).
Адекватность неоклассической модели рынка данному предмету исследования - экономической системе гражданского общества -подтверждается и функциями экономической системы гражданского общества, которые аналогичны функциям товарного рынка: создание
благоприятных неадминистративных условий для производства продукта некоммерческого сектора; рационализация движения и потребления ресурсов; вознаграждение участников производства продукта некоммерческого сектора; санация, дифференциация производителей этого продукта. Поэтому к стадии производства продукта некоммерческого сектора рационально будет применить факторную теорию производства и в целом маржинализм. Стадию обмена-распределения мы изучаем на основе неоклассической модели рынка. Механизм принятия решений по поводу производства конкретных видов продукта некоммерческого сектора, его инвестирования, обмена и т.п. лучше всего объясняется с позиций теории общественного выбора. В целом к циклу, объединяющему процесс создания, обмена и потребления продукта некоммерческого сектора, применима классическая теория с ее теорией воспроизводства.
Неоклассическая теория позволяет объяснить установление равновесной цены и равновесного объема производства продукта некоммерческого сектора, а классическая - показывает последовательный
процесс общественного движения продукта на эквивалентной основе от производителя к потребителю.
Изучение обменных процессов, особенно вопроса о распределении полученных в общественной деятельности результатов (факторных и нефакторных доходов), невозможно без учета форм и систем собственности. Особенно это актуально при рассмотрении вопросов инвестирования, государственного регулирования и общественного самоуправления при производстве продукта некоммерческого сектора. В неоинституционализме имеется раздел, посвященный теории прав собственности, которая изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики [19].
Мы можем использовать как микро-, так и макроанализ. Процесс индивидуального воспроизводства продукта некоммерческого сектора является результатом обменных межсекторных процессов. Поэтому на макроуровне мы выходим на проблему равновесия всей общественной системы, чему должно способствовать воспроизводство продукта некоммерческого сектора. Гражданское общество, помимо прочего, призвано находить компромисс между интересами разных уровней -индивидуальными, коллективными и национальными (государственными). Здесь применимы теории равновесия, выработанные в экономической теории и теориях систем.
Обосновав теорию гражданского общества особенностями переходного периода от индустриального способа производства к постиндустриальному, мы тем самым согласуем нашу теорию с концепцией «постиндустриального общества» и теорией устойчивого развития, поскольку теория гражданского общества способна занять достойное место в новой парадигме общественного устройства передовых стран для перехода к новому состоянию динамического равновесия общественной системы.
Литература
1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика: Курс основ: Учебник. М.: Вита-Пресс, 2001.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М,
2001.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
4. Резник Ю.М. Гражданское общество как социокультурный феномен (Теоретико-методологическое исследование): Дис. в виде науч. докл. на соиск. ученой степ. д-ра филос. наук. М.: Изд-во МГСУ «Союз»,1998.
5. Осипов Г.В. Социология как наука // Социальные исследования. 1966. Вып. 2.
6. Привалов Н.Г., Давиденко Г.М. Основные общественные и другие некоммерческие объединения Среднего Урала. Екатеринбург, 2000.
7. Территориальное общественное самоуправление: правовые и
организационные вопросы развития: Сб. законодательных и правовых материалов. Екатеринбург: Центр поддержки и развития ТОС, 2001.
8. Burton A. Weisbrod. The nonprofit economy. Cambridge: Harvard University Press, 1988.
9. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1996.
10. Пшизова С.Н. Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем // Полис. 2002. № 1.
11. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организаций. М.: Юристъ,
2002.
12. Глущенко К., Топилина В. Об оценке численности домохозяйств // Вопр. экономики. 1995. № 9.
13. Домохозяйство, семья и семейная политика. М.: Изд-во МГУ, 1997.
14. Жеребин В. Классификация, функции и значение деятельности домашних хозяйств // Вопр. статистики. 1997. № 2.
15. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 2, 3.
16. Жеребин В., Романов А. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы, 1998.
17. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учеб. пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1999.
18. Бьюкенен Дж. Избранные труды. Сер. Нобелевские лауреаты по экономике. М.: Таурус Альфа, 1997.
19. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.