Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РАЗВИТИЯ АНТИПАРАДИГМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РАЗВИТИЯ АНТИПАРАДИГМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дулепинских Л.Н., Светлаков А.Г.

Несмотря на осуществление производственной деятельности в условиях кризисных ситуаций, предприятия сельскохозяйственной отрасли увеличивают объемы производства сельхозпродукции. Вопросы развития аграрного производства и мер государственной поддержки сельскохозяйственного бизнеса в настоящее время приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена проблемам текущей деятельности и перспективам развития агропромышленного комплекса в условиях кризисных ситуаций. Цель нашей работы - изучение причин неравномерного развития агропредприятий различных форм собственности, разработка мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий в агропромышленном комплексе для производства и реализации продукции. Для достижения цели мы обозначили следующие задачи: выявить противоречия, препятствующие увеличению производства сельскохозяйственной продукции; разработать основные направления развития агробизнеса. Методы. При оценке развития современной экономической политики применялись математико-статистические методы исследований, выделены определяющие показатели, рассмотрены факторы воздействия на развитие деятельности аграрной экономики в сфере последних изменений. Результаты. Авторами рассмотрены ключевые направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, обозначены задачи дальнейшего развития агропромышленного комплекса, определены участники взаимодействия в аграрном секторе экономики. Разработаны стратегические мероприятия новой экономической политики в аграрном секторе экономики, направленные на создание благоприятных условий для производства и реализации продукции агропромышленного комплекса с учетом внедрения госплана и госзаказа. Сгруппированы риски и угрозы, препятствующие осуществлению стратегических мероприятий. Определены потребители продовольствия, взаимодействующие с производителями в системе госзаказа. Обозначены преимущества создания центра надзора и контроля по проверке деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики. Авторами разработана модель механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики страны. Научная новизна исследования заключается в разработке модели механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дулепинских Л.Н., Светлаков А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC NATURE OF THE DEVELOPMENT OF ANTI-PARADIGM PHENOMENA OF THE NEW ECONOMIC POLICY OF THE STATE IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

Despite the implementation of production activities in crisis situations, agricultural enterprises are increasing the production of agricultural products. The issues of the development of agricultural production and measures of state support for agricultural business are currently becoming particularly relevant. This article is devoted to the problems of current activities and prospects for the development of the agro-industrial complex in crisis situations. The purpose of our work is to study the causes of uneven development of agricultural enterprises of various forms of ownership, to develop measures that contribute to the creation of favorable conditions in the agro-industrial complex for the production and sale of products. To achieve this goal, we have identified the following tasks: to identify contradictions that prevent an increase in agricultural production; to develop the main directions for the development of agribusiness. Methods. In assessing the development of modern economic policy, mathematical and statistical research methods were used, defining indicators were identified, and factors affecting the development of the agricultural economy in the field of recent changes were considered. Results. The authors considered the key areas of state support for agricultural producers, outlined the tasks of further development of the agro-industrial complex, identified the participants of interaction in the agricultural sector of the economy. Strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the economy have been developed, aimed at creating favorable conditions for the production and sale of products of the agro-industrial complex, taking into account the implementation of the state plan and state order. The risks and threats that hinder the implementation of strategic measures are grouped. Food consumers interacting with producers in the public procurement system have been identified. The advantages of creating a center for supervision and control to verify the activities of economic entities in the agricultural sector of the economy are outlined. The authors have developed a model of the mechanism for implementing strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the country's economy. The scientific novelty of the research lies in the development of a model of the mechanism for the implementation of strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РАЗВИТИЯ АНТИПАРАДИГМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.439.02 Код ВАК 08.00.05 DOI: 10.32417/1997-4868-2021-214-11-67-79

И о О ¡3

0

1

Экономическая природа развития антипарадигмальных явлений новой экономической политики государства в аграрном секторе экономики

Л. Н. Дулепинских1*, А. Г. Светлаков1

1 Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

*E-mail: dulepinskih.liudmila@yandex.ru

Аннотация. Несмотря на осуществление производственной деятельности в условиях кризисных ситуаций, предприятия сельскохозяйственной отрасли увеличивают объемы производства сельхозпродукции. Вопросы развития аграрного производства и мер государственной поддержки сельскохозяйственного бизнеса в настоящее время приобретают особую актуальность. Данная статья посвящена проблемам текущей деятельности и перспективам развития агропромышленного комплекса в условиях кризисных ситуаций. Цель нашей работы - изучение причин неравномерного развития агропредприятий различных форм собственности, разработка мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий в агропромышленном комплексе для производства и реализации продукции. Для достижения цели мы обозначили следующие задачи: выявить противоречия, препятствующие увеличению производства сельскохозяйственной продукции; разработать основные направления развития агробизнеса. Методы. При оценке развития современной экономической политики применялись математико-статистические методы исследований, выделены определяющие показатели, рассмотрены факторы воздействия на развитие деятельности аграрной экономики в сфере последних изменений. Результаты. Авторами рассмотрены ключевые направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, обозначены задачи дальнейшего развития агропромышленного комплекса, определены участники взаимодействия в аграрном секторе экономики. Разработаны стратегические мероприятия новой экономической политики в аграрном секторе экономики, направленные на создание благоприятных условий для производства и реализации продукции агропромышленного комплекса с учетом внедрения госплана и госзаказа. Сгруппированы риски и угрозы, препятствующие осуществлению стратегических мероприятий. Определены потребители продовольствия, взаимодействующие с производителями в системе госзаказа. Обозначены преимущества создания центра надзора и контроля по проверке деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики. Авторами разработана модель механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики страны. Научная новизна исследования заключается в разработке модели механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, сельскохозяйственные предприятия, кризисные ситуации, новая экономическая теория.

Для цитирования: Дулепинских Л. Н., Светлаков А. Г. Экономическая природа развития антипарадигмаль- © ных явлений новой экономической политики государства в аграрном секторе экономики // Аграрный вестник q Урала. 2021. № 11 (214). С. 67-79. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-214-11-67-79. l

et i сл i =Г Г N

Дата поступления статьи: 28.09.2021, дата рецензирования: 04.10.2021, дата принятия: 11.10.2021.

Постановка проблемы (Introduction) ческое обновление аграрного сектора и играет реша-

Российское сельское хозяйство приковывает к ющую роль в развитии отрасли. [2, с. 6]. Поддерж-

себе внимание, демонстрируя рост производства в ка осуществляется на основе Федерального закона

условиях проявления кризисных ситуаций [1, с. 137]. «О развитии сельского хозяйства»1 и принятой во ис- v

В сложной экономической ситуации развитие сель- полнение этого закона Государственной программы l

ского хозяйства не является монополизированным. развития сельского хозяйства и регулирования аграр- k

Большое количество производителей развивают этот , . „ , ,пп, .т „,. __ „ с

r г 1 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-Фз «О развитии ^

сектор экономики за счет своих интересов и усилий. сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. URL: http://www. С

Государственная поддержка сельхозтоваропроиз- consultant.ru (дата обращения: 25.09.2021). .

водителей нацелена на модернизацию и технологи- 2

аЗ

S S о К

о «

СП

(N

о

(N 1-ч

И О

ä ч н

и U

х

S

а

о «

S

с

ных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2025 года2.

Развитие сельскохозяйственной отрасли осуществляется благодаря субсидированию инвестиционных кредитов, компенсации части затрат на приобретение скота, элитных семян, сельскохозяйственной техники и оборудования [3, с. 3650].

На полках отечественных магазинов сократилась доля иностранных товаров, уменьшился разрыв между экспортом и импортом пищевой и сельскохозяйственной продукции [4, с. 1547]. Нормы потребления продовольствия в среднем близки к рекомендованным медицинским параметрам. Для того чтобы сохранить темп роста аграрной отрасли, необходимо увеличить объем экспорта продукции и спрос на нее внутри страны [5, с. 3].

Устойчивость сельскохозяйственной отрасли в стране в кризисных ситуациях подчеркивает рост ее доли в ВВП. Однако политика государственной поддержки аграриев неустойчива, а бюджет в настоящее время уязвим. Набор программ, мероприятия, механизмы и объемы финансирования часто претерпевают изменения и не благоприятствуют повышению уровня использования аграрного потенциала [6, с. 14]. Политика государства должна быть направлена на сокращение затрат, не зависящих от сельхозпроизводителей, и повышение конкурентоспособности отечественных товаров [7, с. 108].

Меры государственной поддержки зависят от категории хозяйств и субъектов РФ. В приоритет государства входит выделение бюджетных средств крупнейшим агрохолдингам. В рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса выделяются большие объемы финансовых средств конкретным собственникам, благодаря чему для крупных предприятий создаются конкурентные преимущества по сравнению с остальными средними и малыми производителями. Рост производства в сельскохозяйственной отрасли обеспечивается в основном за счет значительной финансовой поддержки крупнейших сельскохозяйственных организаций [8, с. 17] .

Один крупный аграрный холдинг может контролировать производство на территории нескольких муниципалитетов, вытесняя малые формы аграрного бизнеса. При этом нарушается устойчивость развития сельскохозяйственного производства. При управлении многочисленными предприятиями происходит отвлечение ресурсов от основной производственной деятельности. В этом состоит отличие отечественных холдингов от зарубежных производителей, которые формируют свою сырьевую базу за счет создания кооперативов и взаимодействия с фермерскими хозяйствами [9, с. 764].

2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.09.2021).

Однако около 30 % продукции производят средние и малые хозяйства, работающие в основном без государственной поддержки [10, с. 57].

Продовольственная система не может быть устойчивой, если опирается только на несколько крупных холдингов, к тому же в случае банкротства одного из участников растет риск нарушения устойчивости системы. Считаем необходимым пересмотреть традиционные взгляды на ситуацию в рамках аграрной экономики, анализ которых позволит установить ключевые точки и тенденции развития в системе аграрного сектора экономики, а также рассмотреть развитие антипарадигмальных явлений новой экономической политики государства в аграрном секторе экономики. Под антипарадигмальными явлениями новой экономической политики мы понимаем комплекс мер, включающих в себя социальные, экономические, технологические и иные мероприятия, направленные на совершенствование отечественной экономики с целью изменения устоявшегося мнения во времени, имеющие приоритет в развитии плановой экономики с учетом государственной поддержки на взаимовыгодных условиях с частным бизнесом.

Методология и методы исследования (Methods)

На сегодняшний день в связи с военными действиями, катастрофическими природными явлениями, пандемией коронавируса COVID-19 перед мировым сообществом стоит проблема сокращения популяции населения. К тому же использование генно-модифи-цированных продуктов в питании наносит вред здоровью человека, провоцируя аллергические реакции, пищевые отравления, развитие раковых заболеваний, оказывает негативное влияние на развитие будущих поколений человечества. Поэтому люди все чаще стали задумываться, безопасно ли то, что они потребляют в пищу.

На прилавках магазинов представлен широкий ассортимент продовольственных товаров, но это не значит, что все они высокого качества. Высокий уровень конкуренции вынуждает производителей искать пути снижения себестоимости товаров, зачастую это влияет на их качество. Цена же экологически чистых продуктов остается достаточно высокой. Низкий уровень достатка рядового населения не позволяет купить в магазине экологически чистую, безопасную для здоровья человека продукцию.

Авторы считают, что правительство уделяет мало внимания повышению уровня и качества жизни населения, производству безопасных продуктов питания. Государство желает отойти от рычагов управления за счет программного обеспечения, но действующие государственные программы развития аграрного производства не всегда эффективны. Вливания огромных объемов бюджетных средств не дают желаемого результата. Деньги уходят зачастую в территории с благоприятными климатическими условиями, выгодным географическим расположением, развитой инфраструктурой, близкие к основным центрам накопления капитала и осваиваются с помощью противо-

правных действии производителен за счет подделывания подтверждающих расходы документов, хотя в стране есть экологически чистые поля и территории для производства безопасных продуктов питания для населения.

Современная экономическая теория определяет отсутствие универсальной формы собственности для эффективного функционирования и развития предприятия и значимость развития уровня конкуренции и структуры рынка.

В истории России НЭП (новая экономическая политика) проводился при советской власти с 1921 по 1928 годы. Планировалось вывести страну из кризиса и создать условия для дальнейшего развития аграрного сектора экономики [11, с. 127].

Во время НЭПа сформировалась инфраструктура рыночной экономики, открывались банки, биржи, торговые организации и ярмарки. В 1920-е годы сюда вошло и более половины крестьянских хозяйств. Приняли Земельный кодекс. Заработали банковская кредитная система и сеть специализированных банков [12, с. 38].

НЭП за всю историю России обсуждался многими учеными с различных точек зрения. Нужно признать, что новая экономическая политика той эпохи была результативна: развивался рынок благодаря восстановлению небольших предприятий, укреплялись экономические связи между деревней и городом, создавались рабочие места. А такая форма хозяйственных отношений между государством и бизнесом, как концессия, актуальна до сих пор. Потребительская кооперация порождала здоровую конкуренцию между предприятиями разных форм собственности, рос товарооборот, появилась возможность управлять приоритетными отраслями экономики страны. Зародилось государственное планирование [13, с. 140]. Вернулся интерес к решению вопросов государственного обеспечения за счет госзакупок. Учитывая различные мнения экспертов, нужно признать, что во времена НЭПа были созданы условия для восстановления народного хозяйства и заданы новые темпы роста экономики России и НЭП доказал свою экономическую эффективность [14, с. 75]. Но после кризиса НЭПа Россия выбрала социально-экономический путь развития.

Белоруссия в отличие от России пошла по другому пути. В республике не спешили с приватизацией, осуществляется контроль над ценами и работает система централизованного управления, сохранено планирование. Александр Соколов отмечает, что благодаря такому пути развития Белоруссия находится на 37 месте в мире из 150 стран по уровню индекса человеческого развития с поправкой на неравенство и опережает Россию на 41 место [15, с. 3].

Институт государственной собственности в Республике Беларусь реформировался по следующим этапам:

1) 1987-1992 гг. - номенклатурная приватизация;

2) 1992-1996 гг. - массовая приватизация;

3) 1997-2005 гг. - реставрация «власти-собственности».

Н. А. Бычков отмечает, что за последние 13 лет численность объектов государственной собственности в сельском хозяйстве сократилась на 36 %, увеличилось количество организаций с долей участия государства в уставных капиталах с 78 до 654 объектов (в 8 раз), выросла численность организаций с долей иностранной собственности в 2,6 раза, с иностранной собственностью - в 4 раза [16, с. 31].

Экономическая политика в Белоруссии направлена на комплексное развитие аграрного сектора экономики, способного противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. А. Н. Воробьев считает, что в республике аграриям оказывается существенная финансовая поддержка:

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия совместно с Министерством экономики регулируют закупочные цены на сельхозпродукцию, закупаемую для государственных нужд;

- устанавливаются надбавки к основным ценам на отдельную продукцию для стимулирования ее производства;

- государство обеспечивает бесплатное образование и дополнительную подготовку кадров АПК для всех форм хозяйствования;

- компенсирует затраты на энергоресурсы;

- предоставляет сельхозпредприятиям материальные ресурсы в форме товарного кредита (топливо, горюче-смазочные материалы) [17, с. 131].

В Республике в 2020 году произведено на душу населения 137 кг мяса в убойном весе, 828 кг молока, 373 яйца, 638 кг картофеля, 187 кг овощей. В Белоруссии полностью обеспечена продовольственная безопасность. За счет собственного производства удовлетворяется потребность населения в продуктах питания на 83 %, на импорт продовольственных товаров приходится 8 % [18, с. 199].

Предлагаем рассмотреть пример современного развития Китая на основе экономической политики большевиков. Существует много мнений о причинах быстрого роста экономики Китая. Дэн Хунту, Сюй Ба-олян, Цзоу Ян считают, что именно начало рыночных преобразований в стране с сельского хозяйства позволило решить проблему дефицита продовольствия и показать быстрый эффект успешных реформ [19, с. 21].

Правительство Китая считает отрасль сельского хозяйство одним из перспективных направлений аграрной политики и использует административно-экономические рычаги управления для обеспечения продовольственной безопасности страны. За период перехода от плановой экономики к рыночно-ориен-тированной Китай смог достичь высокого уровня показателей производства основной сельскохозяйственной продукции.

По мнению О. В. Черкасовой, успешное развитие аграрного сектора экономики Китая зависит от непосредственного участия государства и исполнения

И о о ¡3

0

1

ct

w s

s

о к

о w СО

государственной программы реформ, связанных с агропромышленным комплексом, и ежегодных, пятилетних планов социально-экономического развития Госсовета КНР. Коммунистическая партия Китая и Госсовет КНР определили основные задачи по развитию сельского хозяйства Китая:

- регулирование процесса урбанизации;

- стимулирование роста доходов фермеров;

- контроль структуры сельского хозяйства;

- контроль землепользования;

- развитие малых форм хозяйствования;

- улучшение коммунальной инфраструктуры на селе;

- расширение обеспечения госбюджетных финансовых вложений в АПК [20, с. 442].

Правительство КНР ведет гибкую налоговую политику в отношении представителей агробизнеса. Существенные налоговые льготы получают сельхозпроизводители, ведущие свой бизнес в отстающих, отдаленных территориях страны. Возврат 40 % уплаченного налога получают иностранные граждане, ведущие агробизнес, 20 % дотаций получают производители, которые занимаются экспортом произведенной сельхозпродукции. Аграрии страны освобождаются от уплаты налогов на 15 лет. Таким образом, правительство Китая обеспечивает рост сельскохозяйственного производства и расширяет налоговую базу [21, с. 40].

В Республике в 2020 году произведено 76,39 млн тонн мяса, 34,4 млн тонн молока, 34,68 млн яиц, 98,27 млн тонн овощей. В Китае за счет собственного производства полностью обеспечен спрос на зерно [22, с. 240]. Для обеспечения продовольственной безопасности государства используется практика инвестирования зарубежных агропредприятий.

Го Каймин, Хан Цзин и Янь Сы считают, что в современном аграрном секторе Китая нужно распространять капиталоемкие технологии. Замена трудоемких технологии позволит перейти работникам АПК в промышленное производство и будет способствовать развитию технического прогресса и сферы услуг [23, с. 39]. Следует заметить, что китайскую динамику экономики трудно объяснить, используя стандартные модели.

Все вышеназванные подходы по оценке развития современной экономической политики предусматривают применение математико-статистических методов исследований, выделение определяющих показателей и рассмотрение факторов воздействия на развитие деятельности аграрной экономики в сфере последних изменений.

Для реализации поставленных авторами настоящей статьи задач будет использован комплексный подход к развитию аграрного сектора экономики. Для выявления проблем управления АПК с учетом его специфики мы используем метод теоретического анализа.

Результаты (Results)

Считаем необходимым перейти к созданию благоприятных условий для реализации продукции АПК, увеличения объемов производства за счет внедрения госплана и госзаказа [24, с. 372].

Предлагаем рассмотреть модель механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики страны.

- Участниками реализации нашего проекта должны стать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Инспекция федеральной налоговой службы;

- Министерство сельского хозяйства;

- Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв);

- Федеральное казначейство;

- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции;

- Счетная палата Российской Федерации;

- администрации муниципальных образований;

- кредитные и финансовые институты региона;

- предприятия АПК;

- образовательные организации;

- военные подразделения.

Производителями продовольствия являются сельскохозяйственные организации различных форм собственности и предприятия переработки сельскохозяйственной продукции.

Потребителями продовольствия определены население (городские и сельские территории); военнослужащие; обучающиеся дошкольных, средних и высших образовательных учреждений; контингент спецучреждений (системы здравоохранения и ФСИН России) (рис. 1).

Определение стратегических задач включает переход от существующей аграрной политики к перспективной по следующим направлениям:

- разработка новых мер государственной поддержки и перераспределение имеющихся финансовых средств в целях повышения эффективности производственной деятельности предприятий АПК;

- обеспечение регулярного поступления продовольствия (с учетом его качественных и количественных характеристик) на продовольственный рынок;

- обеспечение гарантированной реализации сельскохозяйственной продукции в рамках утвержденного госплана через госзаказ;

- усовершенствование взаимодействия фискальных и правоохранительных органов в вопросах выявления экономических преступлений и организация профилактических мероприятий.

Для решения поставленных задач предлагаем организационные и экономические мероприятия. В рамках организационных мероприятий считаем своевременным:

- разработать новые меры государственной поддержки АПК;

- разработать механизм внедрения госплана в целях укрепления экономической политики АПК;

привлекать сельхозтоваропроизводителей к ор- рамках госзаказа и замену запасов согласно нормам

ганизации нормированного снабжения населения продовольственными товарами, в т. ч. через проведение сельскохозяйственных ярмарок;

- организовывать продовольственное обеспечение военнослужащих и мобилизационных запасов в

хранения;

- создавать центры надзора и контроля за проверкой деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики.

Удовлетворение потребностей населения в продовольствии с учетом их качественных количественных характеристик через внедрение новой экономической политики в развитии аграрного сектора экономики

2. Задачи

1. Разработка новых мер государственной поддержки и перераспределение имеющихся финансовых средств в целях повышения эффективности производственной деятельности предприятий АПК.

2. Обеспечение регулярного поступления продовольствия с учетом его качественных и количественных характеристик на продовольственный рынок.

3. Обеспечение гарантированной реализации сельскохозяйственной продукции в рамках утвержденного госплана через госзаказ.

4. Усовершенствование взаимодействия фискальных и правоохранительных органов в вопросах выявления экономических преступлений и разработка профилактических мероприятий.

И о о ¡3

0

1

4. Организационные мероприятия

1. Разработка новых мер государ ственной поддержки АПК.

2. Разработка механизма внедрения госплана в целях укрепления экономической политики АПК.

3. Привлечение сельхозтоваропроизводителей к организации нормированного снабжения населения продовольственными товарами, в т. ч. через проведение с/х ярмарок.

4. Организация продовольственного обеспечения военнослужащих и мобилизационных запасов в рамках госзаказа и замена запасов согласно нормам хранения.

5. Создание центра надзора и контроля за проверкой деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики.

3. Мероприятия

6. Участники реализации проекта

1. Администрации муниципальных образований.

2. Министерство сельского хозяйства.

3. Инспекция федеральной налоговой службы.

4. Счётная палата Российской Федерации.

5. Кредитные и финансовые институты региона.

6. Предприятия АПК.

7. Образовательные организации.

8. Военные подразделения.

9. Росрезерв.

10. Федеральное казначейство.

11. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

5. Экономические мероприятия

1. Ценовое регулирование.

2. Упрощенный доступ к финансовым услугам.

3. Прямые госзакупки, поставки сырья.

4. Применение системы расширенного госзаказа.

5. Перераспределение субсидий с учетом доминирования расширенного госзаказа.

7. Производители продовольствия

Сельскохозяйственные организации, предприятия переработки

8. Перечень рисков

1.Ин вестиционные.

2.Маркетинговые.

3.Хозяйственные. 4.Экологические.

5.Управленчиские.

6. Имиджевые.

7. Экономические.

8. Финансовые.

9. Ба нковские.

10. Природные.

Корректирующие мероприятия

10. Потребители продовольствия

1. Население (городские и сельские территории).

2. Военнослужащие.

3. Обучающиеся дошкольных, средних и высших образовательных учреждений.

4. Контингент спецучреждений (системы здравоохранения и ФСИН России).

9. Перечень угроз Внешние:

1. Участие в ВТО, наложение санкций на выделение средств поддержки.

2. Влияние зависимости предприятий от импортной продукции, в т. ч. товаров стратегического назначения, семенного материала, сельскохозяйственной техники.

3. Неразвитость современной системы поддержки экспорта и импорта. Внутренние:

1. Латентные признаки сокрытия экономических преступлений.

2. Проявление агроэкологических рисков.

3. Сговор на продовольственном рынке.

4. Нехватка стратегических резервов.

5. Снижение уровня инвестиционной привлекательности.

11. Ожидаемый результат

Создание условий для реализации продукции АПК, увеличение объемов производства за счет внедрения госплана и госзаказа с гарантией оплаты.

Рис. 1. Модель механизма реализации стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном

секторе экономики

1. Purpose

Meeting the needs of the population in food, taking into account their qualitative and quantitative characteristics through the introduction of a new economic policy in the development of the agricultural sector of the economy

2. Tasks

1. Development of new measures of state support and redistribution of available financial resources in order to improve the efficiency of production activities of agricultural enterprises.

2. Ensuring the regular supply of food, taking into account its qualitative and quantitative characteristics, to the food market.

3. Ensuring the guaranteed sale of agricultural products within the framework of the approved state plan through the state order.

4. Improving the interaction of fiscal and law enforcement agencies in the detection of economic crimes and the development of preventive measures.

З. Events

у ' "А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Organizational arrangements

1. Development of new measures of state support for agriculture.

2. Development of a mechanism for the implementation of the state plan in order to strengthen the economic policy of the agro-industrial complex.

3. Involvement of agricultural producers in the organization of a standardized supply of food products to the population, including through agricultural fairs.

4. Organization of food supply for military personnel and mobilization stocks within the framework of the state order and replacement of stocks according to storage standards.

5. Creation of a center for supervision and control to verify the activities of economic entities in the agricultural sector of the economy.

8. List of risks

1. Investment.

2. Marketing.

3. Household.

4. Environmental.

5. Managerial.

6. Image.

7. Economic.

8. Financial.

9. Banking.

10. Natural.

6. Project implementation participants

1. Municipal administrations.

2. Ministry of Agriculture.

3. Inspection of the Federal Tax Service.

4. The Accounts Chamber of the Russian Federation.

5. Credit and financial institutions of the region.

6. Agricultural enterprises.

7. Educational organizations.

8. Military units.

9. Rosreserv.

10. Federal Treasury.

11. The Main Directorate of Economic Security and AntiCorruption.

10. Food consumers

1. The population (urban and rural areas).

2. Military personnel.

3. Students of preschool, secondary and higher educational institutions.

4. A contingent of special institutions (health care systems and Federal Penitentiary Service).

5. Economic measures

1. Price regulation.

2. Simplified access to financial services.

3. Direct public procurement, supply of raw materials.

4. Application of the extended state order system.

5. Redistribution of subsidies, taking into account the dominance of the expanded state order.

9. List of threats

External:

1. Participation in the WTO, imposition of sanctions on the allocation of support funds.

2. The impact of enterprises' dependence on imported products, including strategic goods, seed material, agricultural machinery.

3. Underdevelopment of the modern export and import support system.

Internal:

1. Latent signs of concealment of economic crimes.

2. Manifestation of agroecological risks.

3. Collusion in the food market.

4. Lack of strategic reserves.

5. Reducing the level of investment attractiveness.

11. Expected result

Creating conditions for the sale of agricultural products, increasing production volumes due to the introduction of the state plan and state order with a guarantee of payment.

Fig. 1. Model of the mechanism for the implementation of strategic measures of the new economic policy

in the agricultural sector of the economy

Для укрепления экономической политики агропромышленного комплекса предлагаем разработать механизм внедрения госплана. Госплан поможет определить направление и выработать стратегию дальнейшего хозяйственного развития страны. Госплан станет помощником при составлении кратко-, средне-, долгосрочных планов, целевых программ.

Процесс планирования должен быть выстроен по принципу межуровневого согласования с региональными, местными властями и производственными организациями в отраслевых разрезах. При этом плановая инициатива, предложения по выполнению показателей выдвигались бы от предприятий, муниципалитетов, отраслевых министерств и ведомств.

Ведь на самом деле все общество строит планы. Производитель рассчитывает производство товаров, продавец - объем продаж своего товара в рамках платежеспособного спроса, покупатель, заказчик планируют объем закупок согласно своей платежеспособности. Плановая экономика преобразовалась в различные проекты, бизнес-планы, балансы, программы. Муниципалитеты, регионы и федеральные службы освоили бюджетное планирование с принятием бюджета на три года. Основная доля бюджетных средств идет на финансирование целевых программ, национальных проектов. Но не все социально-экономические проблемы страны охвачены нацпроектами. Нет понимания целостности системы государственного стратегического планирования.

Внедрение госплана объединит производственные планы, муниципальные и региональные программы, отражающие подлинные проблемы территорий, национальные проекты, федеральные целевые программы с помощью взаимосвязанных количественных и качественных индикаторов в стратегию социально-экономического развития страны с длительной перспективой.

А создание центров надзора и контроля за проверкой деятельности хозяйствующих субъектов должно объединить институты государственного, правового, финансового, отраслевого, регионального, внешнеэкономического и социального планирования в единый процесс.

Очень важно, чтобы основные плановые директивы были подкреплены государственной финансовой поддержкой. В настоящее время уровень государственной поддержки аграрного бизнеса достаточно мал, он покрывает отчасти налоговые выплаты предприятия. В летние месяцы, во время полевых работ, заготовки кормов и уборки зерновых, до 40 % выручки от реализации произведенной продукции уходит на оплату электроэнергии и топлива. Важно предоставлять сельхозтоваропроизводителям льготы по оплате газа, электроэнергии, топлива в целях сохранения паритета цен между продукцией сельского хозяйства и промышленности.

Считаем оправданным использование ценовых скидок в период полевых работ. Например, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации закупает в фонд резерва удобрения, средства защиты растений, химикаты для борьбы с борщевиком Со-сновского, а сельхозпредприятиям они реализуются со скидкой 40 %.

Предлагаем пересмотреть важное для сельхозтоваропроизводителей направление «погектаровка» и добавить для оценки эффективности данной поддержки целевой показатель «производство продукции на одного работника». Данный показатель позволит охарактеризовать уровень использования экономического, биологического потенциала земли и качество управления эффективностью использования земельных ресурсов, определить эффективность сельскохозяйственного производства, эффективность вложен-

ных средств в обработку земель сельхозназначения. Также предлагаем перечислять компенсирующие выплаты сразу после посевных работ, для того чтобы хозяйства могли подготовить технику и составляющие к заготовке кормов и уборке зерновых, и включить в статью данных выплат при страховании не только зерновые культуры, но и многолетние травы. Ставку выплат за гектар использованной земли индексировать в зависимости от роста потребительских цен. Для оптимизации питания сельскохозяйственных растений и повышения плодородия почв разработать меру поддержки - возмещение части затрат на агрохимические исследования почв, мелиорацию и фосфоритование земель. Для более эффективного использования сельскохозяйственных площадей и вовлечения невостребованных долей в сельхозоборот предлагаем упростить регламент подтверждающих работы документов.

Для того чтобы сельхозтоваропроизводители не брали кредиты для проведения сельскохозяйственных работ, государству нужно в весеннее время авансировать хозяйства выдачей до 90 % субсидий на производство продукции.

Аграрный маркетинг в нашей стране развит еще недостаточно успешно. Большинство аграрных предприятий производят сельскохозяйственное сырье и сразу же реализуют его перерабатывающим предприятиям. Однако уникальность сельского маркетинга заключается в том, что произведенная продукция может быть не только произведена и реализована, но и здесь же переработана, упакована и подготовлена к реализации в виде широкого ассортимента товаров разного назначения (не только продовольственные товары). Основными факторами, определяющими развитие аграрного маркетинга, являются:

- погодные условия;

- сезонность производства;

- спрос на продовольственные товары различной ценовой категории;

- разнообразие организационных форм хозяйствования субъектов АПК;

- демпинг цен;

- уровень маркетингового обеспечения [25, с. 5].

Для обеспечения правильной пропорции объемов

и ассортимента продовольственных товаров, которые сельхозтоваропроизводитель может произвести и реализовать и количеством товаров, которые готов приобрести покупатель по предложенной цене, заявленного качества в определенное время с огромной скоростью в аграрном секторе экономики стало развиваться новое направление маркетинга - онлайн-продажи.

Биржевая торговля позволяет крупным предприятиям сократить затраты на приобретение или реализацию больших партий сельскохозяйственной продукции независимо от расположения предприятия, сэкономить на услугах посредников, аренде помещений и торговых площадок.

И о о ¡3

0

1

л «

о К

о «

СО

Охотно используют это направление малые формы хозяйствования. Переработчики дают небольшую цену на продукцию средним и малым фермерам из-за малых объемов производства. С помощью интернет-площадок фермеры реализуют произведенную продукцию в близлежащих территориях. Электронная торговля позволяет быстрее и достовернее донести информацию о товаре покупателю, более точно планировать производство продукции, оперативно напрямую доставлять свежие продукты до потребителя, побуждает производителя за счет внедрения новых технологий расширять ассортимент производимой продукции. К тому же интернет-площадки в условиях пандемии СОУГО-19 стали актуальным и эффективным инструментом развития агробизнеса, позволяющим управлять определенными рисками и противостоять внешним факторам.

Для поднятия имиджа сельскохозяйственного производства, уровня жизни на селе, трансляции экологически чистой, здоровой продукции необходимо создать условия для проведения и поддерживать в городах и сельских территориях проведение универсальных ярмарок, где население может ознакомиться с ассортиментом производимой сельхозпредприятиями продукции, продегустировать и приобрести натуральные продукты. Нужно предоставить людям возможность найти своего поставщика, работающего на данной территории, а фермерам - представить свою продукцию широкому кругу потребителей, перенять опыт, наладить деловые контакты, отследить главные тенденции рынка. Считаем, что использование он-лайн-продаж, организация нестационарной торговли, проведение универсальных ярмарок позволят расширить линейку продуктов местного производства и сдержать рост цен на продовольственные товары.

В настоящее время организация питания в Российской армии передана на аутсорсинг. В мирное время такая организация данного вопроса считается приемлемой. И армия сейчас зависит от качества выполняемых предпринимателями услуг. В случае локального конфликта, наступления сложной экономической ситуации в стране аутсорсер может отказаться от оказания услуги и выполнения условий контракта. Поэтому важно создать современную систему организации продовольственного обеспечения военнослужащих, мобилизационных запасов и замену запасов согласно нормам хранения. Полагаем, что максимально эффективно и качественно обеспечить продовольствием военнослужащих смогут местные товаропроизводители, а привлечь их для участия в данной системе можно взаимодействием в рамках госзаказа. И это будет минимально обременительно для военного бюджета, а сельхозпредприятия будут обладать определенными преференциями при получении государственной поддержки. К тому же для хранения запасов предприятия могут использовать свою материально-техническую базу. Они будут заинтересованы в поддержании запасов на данном уровне, контроле качественного состояния продуктов, оптимизации количества запасов,

необходимых для освежения и обеспечения питания военнослужащих. Замену запасов, находящихся на ответственном хранении, организации смогут осуществлять на основании госплана на аналогичную продукцию самостоятельно, без дополнительного привлечения бюджетных средств.

Перечень экономических мероприятий включает в себя:

- ценовое регулирование;

- упрощенный доступ к финансовым услугам;

- прямые госзакупки, поставки сырья;

- применение системы расширенного госзаказа;

- перераспределение субсидий с учетом доминирования расширенного госзаказа.

Ценовое регулирование в аграрном секторе экономики связано с рядом факторов: сезонностью производства продукции, невысоким уровнем эластичности спроса на производимую продукцию, зависимостью сельхозпредприятий от переработчиков-монополистов, диспаритет цен. Перерабатывающие предприятия получают больше прибыли, перерабатывая сельскохозяйственное сырье, нежели производители, которые его произвели и понесли основные производственные затраты.

Считаем нужным применять гарантированные цены при реализации сельхозпродукции государственным потребителям, целевые цены - при госзакупках, договорные - при пополнении оперативного резерва сельхозпродукции и продовольствия страны, это даст возможность для расширения прямого производства. В новогодние праздничные дни, когда падает спрос на молочную продукцию, предлагаем применять товарные и закупочные интервенции. Этим мы гарантируем товаропроизводителям определенный рынок сбыта произведенной продукции.

Упрощенный доступ к финансовым услугам, прямые госзакупки и поставки сырья позволят агропредприятиям планировать на целый год и более объем производства, продаж продукции, потребность в сырье, материалах, запасных частях, топливе и концентрировать свои ресурсы для финансирования крупных закупок непосредственно у производителя. Тем самым снизится себестоимость произведенного продукта.

Система расширенного госзаказа в аграрном секторе экономики может стать эффективной формой регулирования социально-экономического развития на региональном уровне за счет осуществления закупок конкретной продукции у хозяйствующих субъектов и финансирования затрат на производство определенных работ и услуг, тем самым сэкономив при этом бюджетные средства. Субсидирование агропредприятий предлагаем осуществлять с учетом доминирования расширенного госзаказа. В приоритете господдержки должны быть производители основных видов продукции (молоко, мясо, яйцо, овощи), обеспечивающие госрезерв и госзаказ.

Все угрозы реализации стратегических мероприятий новой экономической политики можно сгруппи-

ровать по уровню возникновения на внешние и внутренние. Основными из внутренних угроз являются проявление агроэкологических рисков, изменение погодных условий, влияние на производство продукции неблагоприятных природных факторов (засуха, эрозия почв, наводнения). К числу внешних угроз отнесем зависимость страны в некоторых видах импортного продовольствия, сельскохозяйственной техники, семенного материала.

Наиболее серьезными последствиями угроз являются участие в ВТО, наложение санкций на выделение средств поддержки.

При определении видов рисков выделяем инвестиционные, маркетинговые, хозяйственные, экологические, управленческие, имиджевые, экономические, финансовые, банковские и природные. Вышеперечисленные риски имеют между собой связи разных уровней, одни могут усиливать действие других. Например, реализация природных рисков может привести к активации инвестиционных, финансовых, экономических рисков и привести к экологической катастрофе. Все рассматриваемые факторы отражают комплексное влияние социально-экономической ситуации в стране на деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий переработки. Обсуждение и выводы (Discussion and Conslusion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение предложенных нами стратегических мероприятий новой экономической политики в аграрном секторе экономики исключит ряд отрицательных последствий.

Например, в рамках организационных мероприятий предлагаем разработать новые меры государственной поддержки АПК с внедрением госплана через ценовое регулирование, прямые госзакупки, поставки сырья и применение системы расширенного госзаказа, а также рассмотреть как направление бюджетной поддержки организацию продовольственного обеспечения военнослужащих и мобилизационных запасов в рамках госзаказа и замену запасов согласно нормам хранения, а оказание субсидиарной поддержки перераспределить с учетом доминирования расширенного госзаказа.

Библиографический список

1. Сухарева О. А., Малинник К. М. Подходы к управлению реализацией инвестиционного проекта в условиях неопределенности внешней среды // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. С. 136-141.

2. Ушачев И. Г. Основные направления стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК России // АПК: Экономика, управление. 2017. № 6. С. 4-24.

3. Zhahov N. V, Krivoshlykov V. S., Shatokhin M. V. Ways of Modem Agriculture In: Specifics and State Support // The 30th Inter-national Business Information Management Association Conference. Madrid, Spain, 2017. Pp. 3646-3653.

4. Kovalev V., Kryllo S., Semin A. The Impact of the sanctions policy on agriculture and the processes of integration within the EEU // Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage: Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference. Madrid, Spain, 2019. Pp. 1543-1556.

5. Алтухов А. И. Проблемы развития АПК страны и необходимость их ускоренного решения // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 4. С. 3-4.

6. Васильев А. Н., Щукина А. Я. Анализ рейтинга ряда стран мирового сообщества по Глобальному индексу инновационного развития [Электронный ресурс] // Вестник ВУиТ. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.

Организация прямых связей современной логистической системы между организациями систем образования, здравоохранения, ГУФСИН и сельхозтоваропроизводителями создаст благоприятные условия для быстрого продвижения произведенной продукции к потребителю и сохранения качества продуктов. Потребители будут обеспечены своевременным питанием согласно качественным и количественным характеристикам. Ориентируясь на установленную закупочную цену, сельхозпредприятие сможет более точно спланировать свою деятельность, максимально используя природные и экономические условия и производственные мощности для его развития.

Создание центров надзора и контроля за проверкой деятельности хозяйствующих субъектов в аграрном секторе экономики позволит видеть в нужные сроки необходимую информацию на различных уровнях управления, правильно оценить реальную ситуацию развития АПК, корректировать запланированные показатели развития производства продукции, контролировать эффективность использования бюджетных средств [26, с. 75]. При этом затраты на совершенствование управления должны быть определены с учетом перераспределения денежных средств.

Анализируя вышеизложенное, считаем необходимым определение инструментов и механизмов внедрения новой экономической политики в развитии аграрного сектора экономики. Безусловно, намеченные в нашей статье стратегические мероприятия НЭПа по обеспечению создания благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения в продовольствии с учетом современных требований имеют необходимость в более широкой проработке и рассмотрении в дальнейших исследованиях, а также воплощении их в практике. Считаем, что исследования в области новой экономической политики государства в аграрном секторе экономики являются актуальными, имеют практическую значимость и будут интересны широкому кругу лиц.

И о о ¡3

0

1

л w s

s

о к

о w СП

ru/article/n/analiz-reytinga-ryada-stran-mirovogo-soobschestva-po-globalnomu-indeksu-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения: 26.09.2021).

7. Вождаева Н. Г., Волков И. В., Козлов В. А., Павлов А. В. Современные тенденции и проблемы развития сельского хозяйства [Электронный ресурс] // АНИ: экономика и управление. 2019. № 2 (27). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-problemy-razvitiya-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 26.09.2021).

8. Эпштейн Д. Б. Инвестиционная эффективность агрохолдингов и факторы эффективности инвестиций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 12. С. 26-35.

9. Kovalev V., Falchenko O., Savelyeva I. Import substitution as a strategy for the new industrialization of the Russian agricultural sector in the Eurasian economic union // Advances in Social Science, Educational and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension - SICNI 2018. Ekaterinburg, 2019. Vol. 240. Pp. 761-766.

10. Газдиев А. Р. Современное состояние государственной поддержки сельскохозяйственного производства [Электронный ресурс] // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-gosudarstvennoy-podderzhki-selskohozyaystvennogo-proizvodstva (дата обращения: 26.09.2021).

11. Фатьянов Я. И. НЭП: основные преобразования и итоги [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nep-osnovnye-preobrazovaniya-i-itogi (дата обращения: 26.09.2021).

12. Дулепинских Л. Н., Светлаков А. Г. Генезис и эволюция развития новой экономической политики в аграрном секторе экономики России // Микроэкономика. 2021. № 1. С. 36-42. DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.36-42.

13. Катрич А. Д. История развития государственных и муниципальных закупок [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/istoriya-razvitiya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok (дата обращения: 26.09.2021).

14. Сергеева С. А., Ситников А. А. Институциональный аспект формирования контрактной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/institutsionalnyy-aspekt-formirovaniya-kontraktnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.09.2021).

15. Тезисы об экономике Белоруссии: страна для выживания или страна для жизни [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/11/05/845797-tezisi-belorusskoi (дата обращения: 16.09.2021).

16. Бычков Н. А., Мохначева Н. Г. Эффективность государственного сектора сельского хозяйства и пути его трансформации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-effektivnosti-reformirovaniya-ubytochnyh-selskohozyaystvennyh-organizatsiy-i-privlecheniya-investitsiy-v-minskoy-oblasti (дата обращения: 16.09.2021).

17. Воробьев В. А. Совершенствование аграрной политики в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://www.bseu.by:8080Mtstream/edoc/28266/1/Vorabev_V._A._132_138.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

18. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Статистический сборник МИНСК 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika7publications/izdania7public_compilation7index_39702 (дата обращения: 16.09.2021).

19. Juntu D., Baolian S., Yang Ts.. The economic logic of Chinese industrialization: from the priority of heavy industry to the strategy of comparative advantages // Jingji yanju. 2018. No. 11. Pp. 17-31.

20. Черкасова О. В. Некоторые аспекты современной аграрной политики в Китае [Электронный ресурс] // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-sovremennoy-agrarnoy-politiki-v-kitae (дата обращения: 16.09.2021).

21. Мищенко И. В., Боровиков А. В. Аграрная политика Китая и возможности ее применения в России [Электронный ресурс] // Экономика. Профессия. Бизнес. 2018. Т. 1. № 1. С. 38-42. URL: http://journal.asu.ru/ec/ article/view/201807 (дата обращения: 16.09.2021).

22. China Statistical Yearbook 2021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statistical-/An-nualData (дата обращения: 15.09.2021).

23. Kaiming G., Jing H., Si Ya. Factors that influenced the restructuring of the sectoral structure of the Chinese economy during the period of reforms and "openness" // Jingji yanju. Pekin. 2017. No. 3. Pp. 32-46.

24. Феклистова Д. П. История зарождения и становления института государственных закупок в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С. 371-373. URL: https://moluch.ru/archive/141/39595 (дата обращения: 26.09.2021).

25. Ильина Е. А. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: материалы VIII Международной студенческой научной конференции. URL: https://scienceforum. ru/2016/article/2016020056 (дата обращения: 12.09.2021).

26. Нагуманова Р. В., Сабирова А. И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. 82 с.

Об авторах:

Людмила Николаевна Дулепинских1, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры организации аграрного производства, ORCID 0000-0003-4716-8268, AuthorID 1125878; +7 904 848-04-15, dulepinskih. liudmila@yandex. ru

Андрей Геннадьевич Светлаков1, доктор экономических наук, профессор кафедры организации аграрного производства, ORCID 0000-0002-2321-0284, AuthorID 431129; +7 922 386-56-86, sag08perm@mail.ru 1 Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

И о О ¡3

0

1

The economic nature of the development of anti-paradigm phenomena of the new economic policy of the state in the agricultural sector of the economy

L. N. Dulepinskikh1*, A. G. Svetlakov1

1Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

*E-mail: dulepinskih.liudmila@yandex.ru

Abstract. Despite the implementation of production activities in crisis situations, agricultural enterprises are increasing the production of agricultural products. The issues of the development of agricultural production and measures of state support for agricultural business are currently becoming particularly relevant. This article is devoted to the problems of current activities and prospects for the development of the agro-industrial complex in crisis situations. The purpose of our work is to study the causes of uneven development of agricultural enterprises of various forms of ownership, to develop measures that contribute to the creation of favorable conditions in the agro-industrial complex for the production and sale of products. To achieve this goal, we have identified the following tasks: to identify contradictions that prevent an increase in agricultural production; to develop the main directions for the development of agribusiness. Methods. In assessing the development of modern economic policy, mathematical and statistical research methods were used, defining indicators were identified, and factors affecting the development of the agricultural economy in the field of recent changes were considered. Results. The authors considered the key areas of state support for agricultural producers, outlined the tasks of further development of the agro-industrial complex, identified the participants of interaction in the agricultural sector of the economy. Strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the economy have been developed, aimed at creating favorable conditions for the production and sale of products of the agro-industrial complex, taking into account the implementation of the state plan and state order. The risks and threats that hinder the implementation of strategic measures are grouped. Food consumers interacting with producers in the public procurement system have been identified. The advantages of creating a center for supervision and control to verify the activities of economic entities in the agricultural sector of the economy are outlined. The authors have developed a model of the mechanism for implementing strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the country's economy. The scientific novelty of the research lies in the development of a model of the mechanism for the implementation of strategic measures of the new economic policy in the agricultural sector of the economy.

Keywords: agricultural sector of the economy, agricultural enterprises, crisis situations, new economic theory.

For citation: Dulepinskikh L. N., Svetlakov A. G. The economic nature of the development of anti-paradigm phenomena of the new economic policy of the state in the agrarian sector of the economy // Agrarian Bulletin of the Urals. 2021. No. 11 (214). Pp. 67-79. DOI: 10.32417/1997-4868-2021-214-11-67-79. (In Russian.)

Date ofpaper submission: 28.09.2021, date of review: 04.10.2021, date of acceptance: 11.10.2021.

References

1. Sukhareva O. A. Podkhody k upravleniyu realizatsiey investitsionnogo proekta v usloviyakh neopredelennosti vneshney sredy [Approaches to managing the implementation of an investment project in the conditions of uncertainty of the external environmen] // Problemy i perspektivy ekonomicheskikh otnosheniy na prostranstve EAES: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa, 2017. Pp. 136-141. (In Russian.)

ct

w s

s

о к

о w СО

2. Ushachev I. G. Osnovnye napravleniya strategii ustoychivogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya APK Rossii [The main directions of the strategy of sustainable socio-economic development of the agro-industrial complex of Russia] // APK: Ekonomika, upravlenie. 2017. No. 6. Pp. 4-24. (In Russian.)

3. Zhahov N. V, Krivoshlykov V. S., Shatokhin M. V. Ways of Modern Agriculture In: Specifics and State Support // The 30th Inter-national Business Information Management Association Conference. Madrid, Spain, 2017. Pp. 3646-3653.

4. Kovalev V., Kryllo S., Semin A. The Impact of the sanctions policy on agriculture and the processes of integration within the EEU // Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage: Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference. Madrid, Spain, 2019. Рp. 1543-1556.

5. Altukhov A. I. Problemy razvitiya APK strany i neobkhodimost' ikh uskorennogo resheniya [Problems of agricultural development of the country and the need for rapid decisions] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. 2018. No. 4. Pp. 3-4. (In Russian.)

6. Vasil'yev A. N, Shchukina A. Ya. Analiz reytinga ryada stran mirovogo soobshchestva po Global'nomu indeksu innovatsionnogo razvitiya [Analysis of the rating of a number of countries of the world community on the Global Index of Innovative Development] [e-resource] // Vestnik VUiT. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ analiz-reytinga-ryada-stran-mirovogo-soobschestva-po-globalnomu-indeksu- innovatsionnogo-razvitiya (date of reference: 26.09.2021). (In Russian.)

7. Vozhdaeva N. G., Volkov I. V, Kozlov V A., Pavlov A. V. Sovremennye tendentsii i problemy razvitiya sel'skogo khozyaystva [Modern trends and problems of agricultural development] [e-resource] // Azimuth of scientific research: economics and administration. 2019. No. 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tenden-tsii-i-problemy-razvitiya-selskogo-hozyaystva (date of reference: 26.10.2021). (In Russian.)

8. Epshteyn D. B. Investitsionnaya effektivnost' agrokholdingov i faktory effektivnosti investitsiy [Investment efficiency of agricultural holdings and investment efficiency factors] // Economy of agricultural and processing enterprises. 2017. No. 12. Pp. 26-35. (In Russian.)

9. Kovalev V., Falchenko O., Savelyeva I. Import substitution as a strategy for the new industrialization of the Russian agricultural sector in the Eurasian economic union // Advances in Social Science, Educational and Humanities Research: Proceedings of the 2nd International Scientific Conference on New Industrialization: Global, National, Regional Dimension - SICNI 2018. Ekaterinburg, 2019. Vol. 240. Pp. 761-766.

10. Gazdiev A. R. Sovremennoe sostoyanie gosudarstvennoy podderzhki sel'skokhozyaystvennogo proizvodstva [The current state of state support for agricultural production] // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2016. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-gosudarstvennoy-podderzh-ki-selskohozyaystvennogo-proizvodstva (date of reference: 26.09.2021). (In Russian.)

11. Fat'yanov Ya. I. NEP: osnovnye preobrazovaniya i itogi [NEP: main transformations and results] [e-resource] // Economy and business: theory and practice. 2018. No. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nep-osnovnye-preo-brazovaniya-i-itogi (date of reference: 26.109.2021). (In Russian.)

12. Dulepinskikh L. N. Genezis i evolyutsiya razvitiya novoy ekonomicheskoy politiki v agrarnom sektore ekonomi-ki Rossii [Genesis and evolution of the development of a new economic policy in the agrarian sector of the Russian economy] // Mikroekonomika. 2021. No. 1. Pp. 36-42. DOI 10.33917/mic-1.96.2021.36-42. (In Russian.)

13. Katrich A. D. Istoriya razvitiya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok [History of development of state and municipal procurement] [e-resource] // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019. No. 5-2. URL: https://cyberleninka.ru7article/n7istoriya-razvitiya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok (date of reference: 26.10.2021). (In Russian.)

14. Sergeeva S. A., Sitnikov A. A. Institutsional'nyy aspekt formirovaniya kontraktnoy sistemy Rossiyskoy Federat-sii [Institutional aspect of the formation of the contract system of the Russian Federation] [e-resource] // Innovations and Investments magazine. 2021. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnyy-aspekt-formirovani-ya-kontraktnoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (date of reference: 26.10.2021). (In Russian.)

15. Tezisy ob ekonomike Belorussii: strana dlya vyzhivaniya ili strana dlya zhizni [Theses on the economy of Belarus: a country for survival or a country for life] [e-resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/05/845797-tezisi-belorusskoi (date of reference: 16.09.2021). (In Russian.)

16. Bychkov N. А., Mohnacheva N.G. Effectiveness of agriculture public sector and ways of its transformation in the Republic of Belarus [e-resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/notsenka-effektivnosti-reformirovaniya-ubytochnyh-selskohozyaystvennyh-organizatsiy-i-privlecheniya-investitsiy-v-minskoy-oblasti (date of reference: 16.09.2021).

17. Vorob'yev V A. Sovershenstvovanie agrarnoy politiki v Respublike Belarus [Improvement of agrarian policy in the Republic of Belarus] [e-resource]. URL: http://www.bseu.by:8080/bitstream7edoc/28266/1/Vorobev_V._A._132_138. pdf (date of reference: 15.09.2021). (In Russian.)

18. Sel'skoe khozyaystvo Respubliki Belarus. Statisticheskiy sbornik MINSK 2021 [Agriculture of the Republic of Belarus. Statistical collection MINSK 2021]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/ izdania/public_compilation/index_39702 (date of reference: 16.11.2021).

19. Juntu D., Baolian S., Yang Ts. The economic logic of Chinese industrialization: from the priority of heavy industry to the strategy of comparative advantages // Jingji yanju. 2018. No. 11. Pp. 17-31. (In Chinese.)

20. Cherkasova O. V. Nekotorye aspekty sovremennoy agrarnoy politiki v Kitae [Some aspects of modern agrarian policy in China] [e-resource] // Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. 2018. No. 13-1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/nekotorye-aspekty-sovremennoy-agrarnoy-politiki-v-kitae (date of reference: 16.09.2021).

21. Mishchenko I. V, Borovikov A. V. Agrarnaya politika Kitaya i vozmozhnosti ee primeneniya v Rossii [China's agrarian policy and the possibilities of its application in Russia] [e-resource] // Economics. Profession. Business. 2018. T. 1. No. 1. Pp. 38-42. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/201807 (date of reference: 16.09.2021).

22. China Statistical Yearbook 2021 [e-resource]. URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData (date of reference: 15.09.2021).

23. Kaiming G., Jing H., Si Ya. Factors that influenced the restructuring of the sectoral structure of the Chinese economy during the period of reforms and "openness" // Jingji yanju. 2017. No. 3. Pp. 32-46. (In Chinese.)

24. Feklistova D. P. Istoriya zarozhdeniya i stanovleniya instituta gosudarstvennykh zakupok v Rossii [History of the origin and formation of the Institute of Public Procurement in Russia] [e-resource] // Molodoy uchenyy. 2017. No. 7 (141). Pp. 371-373. URL: https://moluch.ru/archive/141/39595 (date of reference: 26.09.2021). (In Russian.)

25. Il'ina E. A. Osobennosti marketinga v sel'skom khozyaystve [Features of marketing in agriculture] [e-resource] // Studencheskiy nauchnyy forum: materialy VIII Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020056 (date of reference: 12.09.2021). (In Russian.)

26. Nagumanova R. V. Kontrolling kak sovremennyy metod upravleniya sub''ektami razlichnykh sfer deyatel'nosti [Controlling as a modern method of managing subjects of various spheres of activity]. Kazan: Kazanskiy (Privolzhs-kiy) federal'nyy universitet, 2016. 82 p. (In Russian.)

И о о ¡3

0

1

Authors' information:

Lyudmila N. Dulepinskikh1, candidate of agricultural sciences, associate professor of the department of agricultural production organization, ORCID 0000-0003-4716-8268, AuthorID 1125878; +7 904 848-04-15, dulepinskih.liudmila@yandex.ru

Andrey G. Svetlakov1, doctor of economic sciences, professor of the department of agricultural production organization, ORCID 0000-0002-2321-0284, AuthorID 431129; +7 922 386-56-86, sag08perm@mail.ru 1 Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.