наказаний, закрепленных в ст. 44 УК РФ, и изменить местоположение штрафа в этой системе.
1 См.: Долотов Р.О., ЧередниченкоЕ.Е. Тенденции реформирования уголовных наказаний в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года // Уголовное право и криминология: современное состояние и перспективы развития: сборник научных трудов Воронежского государственного ун-та. Вып. 7. Воронеж, 2011. С. 65-79.
2 При подсчетах не учитывалась санкция ч. 5 ст. 291.1 УК, т. к. соотношение 1 год лишения свободы и максимального размера штрафа в данной санкции в десятки раз отличается от всех иных санкций в УК РФ.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31, ст. 4330.
4 Концепция проекта Уголовного кодекса Республики Казахстан (новая редакция). URL: http://lecs-center.hse.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=263:draft-concept-cc-kazakhstan&catid=34 (дата обращения: 25.02.2013).
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7362.
6 См.: МодестоваН.А. Проблемы законодательного закрепления и правового регулирования назначения и исполнения уголовного наказания в виде штрафа в России и Франции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2005. С. 8.
Е.В. Евстифеева
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматриваются актуальные проблемы противодействия экономической преступности. Приводятся примеры реализации направлений уголовной политики по предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности. Показаны позитивные и негативные стороны либерализации уголовного законодательства.
Ключевые слова: уголовный закон, экономическая преступность, противодействие, правотворчество, правоприменение, система, собственность, преступления.
E.V. Evstifeeva
ECONOMIC CRIME: MODERN PROBLEMS, COUNTERACTION QUESTIONS
In article actual problems of counteraction of economic crime are considered. The author gives examples of realization of the directions of criminal policy according to the prevention of crimes in the sphere of economic activity. In article positive and negative sides of liberalization of the criminal legislation are shown.
Keywords: criminal law, economic crime, counteraction, law-making, right application, system, property, crimes.
В науке криминологии традиционно дискуссионным является вопрос противодействия преступности. Существует множество точек зрения, касающихся содержания составляющих компонентов системы противодействия как преступности в целом, так и отдельных ее проявлений.
Рассматривая структуру преступности и ее динамику, констатируем, что лидирующее место в количественной характеристике данного явления занимает экономическая составляющая. Экономические преступления отличаются высокой степенью общественной опасности и неизменно привлекают к себе внимание международного сообщества, ученых и практиков как в России, так
© Евстифеева Екатерина Владимировна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия).
и за рубежом. С экономической преступностью ведут борьбу во всех развитых странах. Пятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г.) отнес экономическую преступность к числу наиболее опасных видов, представляющих угрозу бизнесу. Были сформулированы основные ее черты: осуществление преступной деятельности в целях экономической выгоды; связь с определенными формами организации; использование профессиональной или должностной деятельности; высокое социальное положение субъектов этой преступности; обладание политической властью. Шестой конгресс ООН (1985 г.) проанализировал экономические преступления в плане подрыва экономики и захвата политической власти. Седьмой конгресс ООН (1985 г.) в одной из своих резолюций отнес экономические преступления к особо опасным деяниям и предложил ужесточить борьбу с ними1.
Научная общественность понятие «экономическая преступность» трактует неоднозначно. Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, которая указывает на противоречивость научных воззрений, характеризующих экономическую преступность, «начиная с ее узкой трактовки как преступности, образованной преступлениями в сфере экономической деятельности, или даже их частью, и заканчивая отождествлением экономической преступности с преступностью корыстной, а также широким пониманием экономической преступности, то есть как преступности, складывающейся из преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности»2. Мы склоняемся к широкому пониманию экономической преступности. Дело в том, что детерминанты преступлений, входящих в разд. VIII УК РФ во многом совпадают по своему а содержанию и меры воздействия на них должны быть сформулированы не от? дельно друг от друга, а выражены в виде единого подхода в целях минимизации а. последствий от преступной деятельности.
% Рассматривая состояние и динамику преступлений экономической направ-
I ленности в России за последние 10 лет, можно отметить уменьшение количества
1 зарегистрированных преступлений данной направленности и эскалацию тяжких
го
| и особо тяжких преступлений. В 2003 г. всего выявлено 376,8 тыс. преступлений
§ данной категории, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных
| составил 13,7 %. В 2012 г. данный показатель существенно снизился и составил
2 172975 преступлений.
° Представляя позитивную динамику состояния преступности в сфере эко-
£ номической деятельности, нельзя не отметить эскалацию уровня характера и
| степени общественной опасности преступлений, входящих в ее совокупность.
I Показатели состояния преступности в 2003 г. свидетельствуют о том, что бо-
1 лее трети (37,7 %) выявленных преступлений экономической направленности
0
° являются тяжкими и особо тяжкими, причем материальный ущерб от них
(Го
¿5 составил 75,2 млрд руб. Лидирующее место среди них заняли преступления в
1 сфере потребительского рынка (45561) и финансово-кредитной системы (68652). | В структуре тяжких и особо тяжких преступлений против собственности таковыми являются мошенничество (47505) и присвоение или растрата (44706), разбой (48673)3. В 2012 г. доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре данного вида преступности существенно возросла и составила более половины от числа зарегистрированных (57,4 %).
Характеризуя качественную составляющую тяжких и особо тяжких пре-216 ступлений против собственности, нельзя однозначно говорить о стабильном по-
вышении уровня отдельных видов преступлений. Так, по сравнению с 2003 г., структура преступлений осталась практически неизменной, а уровень несколько изменился. За указанный период по количественной составляющей можно выделить разбои (18622) и мошенничество (52754). В структуре тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности остались неизменными показатели преступлений, связанных с финансово-кредитной системой (51433), с потребительским рынком (30066) и изготовлением или хранением, перевозкой или сбытом поддельных денег или ценных бумаг (24073). Материальный ущерб от общего количества этих преступлений составил 144,85 млрд руб.4
Структура и динамика экономической преступности во многом зависят от внешних социальных условий и для ее детерминации характерно доминирование объективной составляющей. С развитием в стране экономических отношений, страхового дела, инвестиционной деятельности, информационных и промышленных технологий, модернизацией банковского сектора неизбежно возникают новые схемы и способы совершения этих преступлений. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р5, в качестве приоритетов в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности выделены: гарантия равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В то же время реализация программы допускает в среднесрочной ш перспективе (в ближайшие 3-5 лет) дальнейшее снижение числа выявляемых н преступлений экономической направленности при одновременном росте удель- С
а
ного веса тяжких и особо тяжких деяний соответствующего вида. т
о
В условиях проводимой уголовной политики по оптимизации норм, закре- к
о
пленных в разд. VIII УК РФ, законодатель проявляет двойственный подход к о' содержанию санкций и диспозиций содержащихся в нем статей. Стремление уа законодателя использовать радикально противоположные подходы свидетель- в
ствует об отсутствии единого направления по реализации задач уголовного за- нн
о
конодательства. В последнее время внесено большое количество изменений и до- Ю полнений, касающихся уголовной ответственности за преступления в сфере эко- и номической деятельности. Характеризуя внесенные новации, нельзя утверждать с
__к
об исключительно либеральном подходе. Противоречивость законодательной а деятельности выражается в том, что наряду с существенной депинализацией и де- Л криминализацией уголовной ответственности за отдельные виды посягательств, | он одновременно проявляет принципиальную жесткость в отношении некоторых • общественно опасных деяний. Так, например, в соответствии с Федеральным 59 законом от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако- ^ нодательные акты Российской Федерации»6 в статью 194 "Уклонение от уплаты 3 таможенных платежей, взимаемых с организации или с физических лиц"» УК РФ претерпел изменения в сторону уменьшения крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты таможенных платежей. В 2011 г. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 эти суммы были вновь изменены в сторону увеличения. Согласно 217
Федеральному закону от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» существенно было переделано содержание примечания8. По сравнению с ранее действующей редакцией, законодатель не только исключил дифференцированный подход по отношению к субъекту уклонения от уплаты таможенных платежей, но и опять-таки установил иные размеры сумм неуплаченных таможенных платежей за товары. Причем анализ статистических данных свидетельствует об отсутствии существенной динамики по регистрации указанных преступлений за период внесенных изменений. Другим ярким примером непоследовательности решений законодателя служит декриминализация в 2011 г. основного состава контрабанды. Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 контрабанда вернулась в разряд преступных деяний посредством установления уголовной ответственности в ст. 200 УК РФ за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере. Очевидно, что подобное решение могло быть принято в связи с отсутствием достаточных рычагов в механизме пресечения подобных деяний посредством норм других отраслей права. Не сбалансированность деятельности законодателя и потребностей правоприменителей привело к тому, что в правовой системе образовался вакуум, нейтрализующий деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению контрабанды.
Приведенные примеры свидетельствуют не только о нестабильности уголовного законодательства, но и показывают лишь малую часть существующих 13 проблем по реализации направлений уголовной политики в противодействии ? преступлениям в сфере экономической деятельности.
а. Отсутствие константности уголовного закона также может быть обусловлено
% рядом причин. Во-первых, на правотворческом уровне не всегда эффективно I используются научные рекомендации по оптимизации норм УК РФ. Об этом
1 говорит сопоставительный анализ тех изменений и дополнений, которые были
го
| внесены в разд. VIII УК РФ и научно обоснованных рекомендаций в данной
§ области. Рассматривая показатели работы следственно-судебных органов по
| реализации своего уголовно-правового статуса, можно говорить об аморфном
2 подходе законодателя к криминализации отдельных социально-негативных ° явлений. Так, на сегодняшний день «мертвыми» остаются составы преступле-1 ний, предусмотренные ст. 170 , 185 -185.5 УК РФ, и др. Во-вторых, на правоис-| полнительном и правоприменительном уровнях существует комплекс проблем, I касающихся реализации уголовного закона. На наш взгляд, в обществе возник 1 информационный вакуум вследствие отсутствия достаточного доступа к анализу
0
° и обобщению правоприменительной практики. Об этом свидетельствует усиление
(Го
¿5 непредсказуемости правоприменительной практики, о которой можно судить по
1 вынесенным обвинительным приговорам и иным материалам уголовного судо-| производства. Другой существенной проблемой, входящей в комплекс причин,
является периодическое перераспределение подведомственности, контроля и подсудности уголовных дел по данной категории преступлений.
Выделенные нами трудности в применении норм уголовного закона не являются исчерпывающими, а представляют собой результат неэффективного продукта уголовного правотворчества, что существенно влияет на реализацию задач УК 218 РФ. На наш взгляд, либерализация уголовной ответственности за преступления
Е.И. Дудкина
• Организованная преступность (проблемы теории и практики)
в сфере экономической деятельности будет эффективной только в случае обеспечения на должном уровне защиты интересов граждан, предпринимателей от преступных деяний в рассматриваемой сфере. Подобное обеспечение возможно посредством эффективного построения системного подхода в предупреждении экономической преступности. Построение такой системы предполагает разработку теоретических основ и конкретных нормативно-правовых и организационных мероприятий по выявлению и предотвращению ее детерминант, формированию институтов и механизмов в области охраны и обеспечения экономических интересов личности, общества и государства.
1 См.: Гармаш А.М. Преступность в предпринимательской деятельности как структурный элемент экономической преступности // Научный портал МВД России. 2012. № 4. С. 88-89.
2 Лопашенко Н.А. Экономическая преступность и экономическая безопасность: теоретические и практические проблемы взаимозависимости // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2001. № 1. С. 48.
3 URL: http://mvd.ru/upload/site1/import/f0a65b9851.pdf (дата обращения: 16.06.2013).
4 URL: http://mvd.ru/upload/site1/document_file/vlXMMRlab8.pdf (дата обращения: 16.06.2013 ).
5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (в ред. от 8 августа 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 15, ст. 1756.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50, ст. 7362.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 26, ст. 3207.
Е.И. Дудкина
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ (ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия теории и практики в области борьбы с организованной преступностью. На основе анализа различных точек зрения ученых-криминологов и практических работников автором определены отдельные причины, обусловливающие рост организованной преступности, связанные с кризисом криминологической науки.
Ключевые слова: криминология, организованная преступность, борьба с организованной преступностью, личность участника организованной преступной группы.
E.I. Dudkina
ORGANIZED CRIME (PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE)
The article deals with the problems of interaction of theory and practice in the field of combating organized crime. Based on the analysis of the different perspectives of scientists-researchers and practitioners, the author of the article identifies some reasons behind the growth of organized crime connected with the crisis of criminological science.
Keywords: criminology, organised crime, the fight against organized crime, the identity of the Member of an organized criminal group.
Теория и практика — две взаимосвязанные категории, существование которых друг без друга бессмысленно да и невозможно. Научные изыскания, не находящие своего практического применения, теряют свой смысл, а практическая
© Дудкина Елена Игоревна, 2013
Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]