Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC POLICY / INSTITUTIONAL MODEL / NATIONAL ECONOMIC INTERESTS / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пролубников А.В.

В предлагаемой статье выполнен критический анализ доминирующего подхода к пониманию сущности экономической политики. Показано, что экономическая политика государства определяется институциональной моделью и направлена на обеспечение оптимального места национальной экономики в мировой системе разделения труда. Дан анализ существующих подходов к формированию перечня задач экономической политики. Сформулированы рекомендации к определению состава задач экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пролубников А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY: NATURE AND PROBLEMS

The present paper contains a critical analysis of the main approach towards the nature of the economic policy. It is demonstrated that the economic policy is determined by the institutional model and is oriented towards the optimal place of the national economy within the global system of division of labor. An analysis of existing approaches towards the formation of the list of the tasks of economic policy. Recommendations for the list of the tasks of economic policy are formulated.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ»

II. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

УДК 339.986

A.V. Prolubnikov

ECONOMIC POLICY: NATURE AND PROBLEMS

The present paper contains a critical analysis of the main approach towards the nature of the economic policy. It is demonstrated that the economic policy is determined by the institutional model and is oriented towards the optimal place of the national economy within the global system of division of labor. An analysis of existing approaches towards the formation of the list of the tasks of economic policy. Recommendations for the list of the tasks of economic policy are formulated.

Keywords: economic policy, institutional model, national economic interests, national security.

А.В. Пролубников1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ

В предлагаемой статье выполнен критический анализ доминирующего подхода к пониманию сущности экономической политики. Показано, что экономическая политика государства определяется институциональной моделью и направлена на обеспечение оптимального места национальной экономики в мировой системе разделения труда. Дан анализ существующих подходов к формированию перечня задач экономической политики. Сформулированы рекомендации к определению состава задач экономической политики.

Ключевые слова: экономическая политика, институциональная модель, национальные экономические интересы, национальная безопасность.

DOI: 10.36807/2411 -7269-2020-1-20-12-16

Стоящие перед Россией вызовы (санкционное давление [1], переход к новому технологическому укладу [2]-[4], отсутствие значимого экономического роста, существующие диспропорции в региональном развитии [5], остро ощущаемое населением экономическое неравенство и т.д.) требуют разработки эффективной национальной экономической политики, которая позволила бы устранить перечисленные выше угрозы и создать условия для построения в нашей стране динамичной экономики, способствующей росту благосостояния населения и обеспечивающей политические позиции России. С учётом значимости этих вызовов и ограниченности временных и финансовых ресурсов, которыми обладает наша страна в настоящий момент, разработка экономической политики должна осуществляться на основе ясного понимания тех целей и задач, которые будут достигаться при помощи экономической политики (ЭП), а также тех инструментов, которые могут быть для этого использованы, и роли государства в реализации Эп.

В данной работе мы выполним анализ существующих подходов к пониманию сущности ЭП и её задач.

Традиционно экономическая политика рассматривается как комплекс действий государства, направленный на разработку и выполнение мероприятий по обеспечению эффективного функционирования национальной экономики с учётом стоящих перед страной и обществом задач и наличных ресурсов (хотя в существующей литературе представлено значительное число определений ЭП, все они по своему содержанию соответствуют приведённому выше) [6]. Как правило, предполагается, что эти мероприятия относятся к макроэкономическому уровню.

Однако такая трактовка ЭП, по нашему мнению, не совсем точно отражает её

суть.

1 Пролубников А.В., докторант, кандидат экономических наук; Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Санкт-Петербург

Prolubnikov A.V., Doctoral student, PhD in Economics; Military Academy of Procurement and Logistics named after Army General A.V. Khrulev, St. Petersburg E-mail: mil@vatt.ru

1. За пределами ЭП остаётся такое ключевое решение, как выбор институциональной модели ЭП, т.е. роли государства в регулировании национальной экономики. Существуют два полярных понимания роли государства: как создателя и гаранта институциональной среды для взаимодействия хозяйствующих субъектов (либеральный подход) и как организатора и регулятора всей хозяйственной деятельности в рамках национальной экономики (государственный подход). Между этими двумя полюсами размещается большое количество разнообразных смешанных моделей (которые, как правило, и реализуются в хозяйственной практике) [7]-[9]. Мы полагаем, что одним из ключевых элементов экономической политики является выбор и последовательное проведение её институциональной модели, т.е. установленной, с учётом национальных экономических интересов, степени влияния государства на функционирование народного хозяйства.

2. В настоящее время национальные экономики отдельных стран функционируют не сами по себе, а являются элементами единой глобальной экономики (т.е. единой всемирной системы разделения и кооперации труда) [10]—[12]. Задача ЭП, очевидно, заключается в обеспечении такого места национальной экономики в глобальном разделении труда, которое позволяло бы обеспечить достижение национальных экономических интересов. Это означает, что ЭП государства неизбежно включает в себя и международное измерение, т.е. комплекс мер по регулированию взаимодействия национальной и глобальной экономики. Сюда же относится проблема выбора баланса между специализацией национальной экономики и обеспечением её независимости от поставок иностранных ресурсов.

3. Хотя традиционно к экономической политике относят только макроэкономический уровень, мы полагаем, что в рассмотрение необходимо включать также региональный и отраслевой уровни. Это позволит детализировать и конкретизировать меры ЭП с учётом специфики отдельных отраслей и регионов. Для России, с её многоотраслевым характером и ярко выраженной дифференциацией регионов по уровню экономического развития, хозяйственной специализации и т.д., такой учёт при разработке ЭП представляется необходимым. Более того, в отдельных случаях целесообразно включать в ЭП и микроэкономические мероприятия - в тех ситуациях, когда они связаны с деятельностью отдельных компаний, имеющих ключевое значение для национальной экономики.

С учётом сказанного выше, мы считаем возможным определить экономическую политику как комплекс действий государства, реализуемый на международном, макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях (а в отдельных случаях - и на микроэкономическом уровне), и направленный на выбор и обеспечение оптимальной институциональной модели национальной экономики и на достижение максимально эффективного (с учётом национальных экономических интересов и имеющихся ресурсов) функционирования национальной экономики в мировой системе разделения труда в интересах достижения и поддержания высокого уровня благосостояния населения.

ЭП как комплекс действий государства включает в себя ряд подкомплексов - отдельных политик (подвидов ЭП), регулирующих специфические сферы хозяйственной жизни страны: денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, промышленную, социальную и т.д. Для успеха экономической политики в целом необходимо обеспечить единство целей и задач этих специфических политик, т.е. единство институциональной модели их реализации. В противном случае отдельные подвиды ЭП будут реализовываться независимо друг от друга и ориентироваться на достижение своих собственных целей (нередко - в ущерб как другим подвидам ЭП, так и всей ЭП страны в целом). К сожалению, как показывает анализ текущей ситуации в Российской Федерации, такого институционального единообразия ЭП в нашей стране не наблюдается. Если декларируемая промышленная политика ориентирована на достижение высоких (выше среднемировых) темпов экономического роста, то денежно-кредитная политика направлена на подавление инфляции любой ценой, а налоговая политика - на максимальное изъятие налоговых платежей из экономики в ущерб эффективности предприятий.

Классический перечень задач ЭП представлен в столь же классическом учебнике экономической теории [13], однако соответствующие положения, по нашему мнению, нуждаются в уточнении и детализации (которые приведены в столбце "Комментарии" таблицы).

Таблица - Задачи экономической политики (составлено по материалам [13] и собственных разработок)

Задачи экономической политики Комментарии

Обеспечение роста национальной экономики Рост должен быть качественным, т.е. достигаться за счёт создания долгосрочных конкурентных преимуществ национальной экономики, обеспечения технологического лидерства и т.д. Экономическая политика, при которой, например, рост достигается за счёт экспорта природного сырья с последующим потреблением полученных доходов (без их инвестирования), эффективной признана быть не может

Достижение полной занятости Необходимо добиваться полной занятости населения на качественных рабочих местах, позволяющих формировать и максимально использовать человеческий капитал страны и гарантировать работникам высокий уровень дохода

Экономическая эффективность Экономическая эффективность государственной экономической политики не должна пониматься как минимизация текущих расходов государства. Речь должна идти о максимизации эффекта от мер экономической политики

Стабильность уровня цен Стабильность цен не сводится только к антиинфляционной (антидефляционной) денежной политике. Государство должно быть способно купировать ценовые шоки на товарных рынках

Экономическая свобода Справедливо только в том случае, если выбрана институциональная модель, предполагающая экономическую свободу (возможны и альтернативные институциональные модели)

Справедливое распределение доходов Предполагает недопущение неоправданного обогащения как физических лиц, так и организаций (в частности, недопущение монопольного завышения цен)

Создание социальных гарантий Обеспечение устойчивости населения к неблагоприятным экономическим ситуациям

Сбалансированность внешнеторгового баланса Сбалансированность внешней торговли должна иметь количественный (отсутствие внешнеторгового дефицита) и качественный (недопущение зависимости от внешних поставок ключевых для национальной экономики ресурсов) характер

Представленный в таблице перечень задач ЭП, как мы полагаем, неполон. В нём, в частности, отсутствует такая важнейшая задача, как формирование ресурсной базы для выполнения государством своих функций по обеспечению национальной безопасности и т.д. Часть пунктов недостаточно детализирована - такова ситуация со сбалансированностью торгового баланса. Мы считаем необходимым подчеркнуть, что эта сбалансированность должна быть не только количественной, но и качественной. Национальная экономика не должна попадать в зависимость от иностранных поставок ключевых ресурсов. Это не означает, что следует стремиться к полной обеспеченности за счёт внутренних ресурсов [14] - речь идёт о том, что у иностранных контрагентов не должно быть возможности перекрыть поставки этих ресурсов из-за их собственной зависимости от внешнеэкономического сотрудничества с данным государством. Кроме того, отдельные пункты явно избыточны (как, например, требование экономической свободы - в определённых ситуациях, как показывает сталинская догоняющая модернизация, ЭП может быть эффективной даже при отсутствии экономической свободы). Наконец, в этом перечне нет пунктов, в которых бы указывалось на необходимость обеспечения оптимального положения национальной экономики в мировой системе разделения труда (требование сбалансированности внешнеторгового баланса прямого отношения к участию в мировой системе разделения труда не имеет места).

Таким образом, наиболее известный перечень задач ЭП не даёт адекватного представления о том, какие задачи экономическая политика должна действительно решать.

Проделанный выше анализ позволяет наметить следующие основные направления, которые должны реализовываться в рамках национальной ЭП.

1. Создание и поддержание роста национальной экономики на основе формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в рамках многоотраслевого, технологически развитого и инновационно ориентированного народного хозяйства.

2. Обеспечение полной и достойной занятости населения.

3. Обеспечение национальной экономики финансовыми, человеческими, инфраструктурными и иными ресурсами, которые необходимы для её стабильного и эффективного функционирования.

4. Создание экономической базы для защиты национальной безопасности.

5. Недопущение чрезмерного неравенства населения.

6. Создание системы социальных гарантий.

7. Формирование и поддержание эффективной системы внешнеторговых связей.

Приведённый перечень показывает, что задачи ЭП могут быть разбиты на два

ключевых блока:

1. Создание условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов. Предполагается, что, действуя в своих собственных интересах, но при этом координируя своё поведение с поведением других участников экономической деятельности, предприятия и другие рыночные игроки будут тем самым способствовать и достижению интересов национальной экономики. Например, фирма, сумевшая стать мировым лидером в своей отрасли, обеспечит лидерство в этой отрасли и для национальной экономики своей страны. Задача ЭП, таким образом, состоит в том, чтобы создавать условия для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у национальных компаний за счёт упрощения доступа к ключевым факторам производства. Иными словами, речь идёт об обеспечении эффективности рыночной экономики.

2. Компенсация провалов рынка. Рыночные игроки в первую очередь заинтересованы в достижении своих собственных целей, и в ряде случаев они это делают, пренебрегая интересами общества. Экономическая политика должна предотвращать возникновение таких провалов или же компенсировать их негативные последствия.

Чем сильнее эгоистическое поведение экономических агентов, тем чаще возникают провалы рынка и тем активнее должны проводиться мероприятия по их устранению. Отказ от ликвидации провалов рынка ведёт к несправедливому распределению благ в национальной экономике, а в долгосрочном плане подрывает её эффективность.

Очевидно, что перечисленные выше блоки по своему содержанию соответствуют двум полярным институциональным моделям ЭП - либеральной (рыночной) и государственной (в пределе - плановой). Таким образом, сущность ЭП государства определяется институциональной основой её проведения, которая, в свою очередь, обуславливается существующим качеством национальной экономики и имеющимися ресурсами.

Наши выводы:

- экономическая политика в современных условиях должна быть ориентирована на обеспечение оптимального (с учётом национальных экономических интересов и имеющихся ресурсов) в мировой системе разделения и кооперации труда;

- ключевой характеристикой экономической политики является её институциональная модель, т.е. баланс между мероприятиями, направленными на создание условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, и мероприятиями, направленными на компенсацию провалов рынка.

Список использованных источников

1. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г. Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России // Экономика и управление. -2015. - № 10. - С. 24-32.

2. Бодрунов С.Д., Демиденко Д.С., Плотников В.А. Реиндустриализация и становление "цифровой экономики": гармонизация тенденций через процесс инновационного развития // Управленческое консультирование. - 2018. - № 2. - С. 43-54.

3. Глазьев С.Ю. Перспективы становления в мире нового VI технологического уклада // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - № 2. - С. 4-10.

4. Коломыцева О.Ю., Плотников В.А. Специфика обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-

Петербургского государственного экономического университета. - 2019. - № 5-1. - С. 7583.

5. Коростышевская Е.М., Плотников В.А., Пролубников А.В., Рукинов М.В. Социальная компонента государственной региональной политики и её роль в обеспечении устойчивого развития и экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 6. - С. 120-126.

6. Андросов В.В. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 8-11.

7. Аджемоглу Д., Робинсон Дж. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. - М.: АСТ, 2016. - 693 с.

8. Князьнеделин Р.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика. - СПб.: ООО "Копи-Р Групп", 2013. - 240 с.

9. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2011. - 384 с.

10. Дементьев В.Е., Новикова Е.С., Устюжанина Е.В. Место России в глобальных цепочках создания стоимости // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2016. - № 1. - С. 17-30.

11.Кадочников П.А. Перспективные вопросы расширения участия России в глобальных цепочках добавленной стоимости // Российский внешнеэкономический вестник. -2015. - № 2. - С. 8-13.

12.Котляров И.Д. Формы аутсорсинга в современной международной торговле // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 6. - С. 65-72.

13.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1992. - Т. 1. - 399 с.

14.Плотников В.А., Сулейманова М.В. Анализ моделей обеспечения национальной продовольственной безопасности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2019. - № 5. - С. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.