УДК 338.2
экономическая политика государства в условиях развития
мировой экономики
© 2017 РЕВЯКИН Г. В.
УДК 338.2
Ревякин Г. В. Экономическая политика государства в условиях цикличности развития мировой экономики
Целью данной статьи является характеристика принципов устойчивого экономического развития национальной экономики в рамках циклического характера развития мировой экономики. Выделены и описаны приоритетные направления государственной политики по минимизации негативных циклических явлений в рамках мировой экономики; ключевые принципы диверсификации структуры национальной экономики, оптимизации международных каналов синхронизации экономических процессов, оптимизации объемов золотовалютных резервов страны. Разработана проциклическая политика государства, базирующаяся на конкретных фазах экономического цикла. На базе проциклической политики государства проанализированы крупнейшие экономические кризисы XX-XXI веков, а также описаны случаи возникновения экономических «пузырей» при некорректной политике государства в определенных фазах экономического цикла. Ключевые слова: экономическая политика государства, мировая экономика, экономические циклы. Рис.: 3. Табл.: 1. Библ.: 20.
Ревякин Георгий Владимирович - аспирант кафедры мирового хозяйства и международных экономических отношений, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина) E-mail: [email protected]
УДК 338.2
Ревякн Г. В. EKOHOMi4Ha полiтика держави в умовах ^rn4Hocmi розвитку свтово! економки
Метою дано!статт'> ехарактеристика принцитв сталого економ/ч-ного розвитку нацональноi економки в рамках цитчного характеру розвитку свтовоi економши. Вид'шено й описано прюритетт напря-ми державноi полтики щодо м/н/м/зацИ негативних цикл/чних явищ у рамках свтовоi економши; ключов принципи диверсифшаци структу-ри нац:ональноi економки, оптим/зацИ м/жнародних каналв синхрош-заци економчних процеав, оптим/зацИ обсягв золотовалютних резерв/в крани. Розроблено процикл/чну пол/тику держави, що базуеться на конкретних фазах економЫного циклу. На баз проциЫчноi полтики держави проанал'вовано найбльшi економЫш кризи XX-XXI столть, а також описано випадки виникнення економiчних «бульбашок» при некоректнй полтиц держави в певних фазах економiчного циклу. Ключов'1 слова: економ'мна полтика держави, свтова економка, еко-номiчнi цикли. Рис.: 3. Табл.: 1. Ббл.: 20.
Ревякн Георгй Володимирович - астрант кафедри свтового госпо-дарства i мiжнародних економiчних вдносин, Хармвський нацональний унверситет iм. В. Н. Каразша (пл. Свободи, 4, Харщ 61022, Украна) E-mail: [email protected]
UDC 338.2
Revyakin G. V. The Economic Policy of the State in Terms of the Cyclicality of Global Economic Development
The article is aimed at characterization of principles of the sustainable economic development of the national economy in terms of the cyclical nature of development of the world economy The article allocates and describes the priority directions of the State policy to minimize the negative cyclical phenomena in the world economy; the key principles of diversification of structure of the national economy, optimizing the international channels of synchronization of economic processes, optimizing the volume of gold and currency reserves of country The author has developed the pro-cyclical policy of the State, based on the specific phases of the economic cycle. On the basis of the pro-cyclical policy of the State, the author has analyzed the major economic crises of the 20th-21st centuries, and also described cases of occurrence of economic «bubbles» due to the incorrect State policy in certain phases of the economic cycle.
Keywords: economic policy of the State, world economy, economic cycles. Fig.: 3. Tbl.: 1. Bibl.: 20.
Revyakin Georgy V. - Postgraduate Student of the Department of World Economy and International Economic Relations, V. N. Karazin Kharkiv National University (4 Svobody Square, Kharkiv, 61022, Ukraine) E-mail: [email protected]
Разнообразие теорий экономических циклов обусловливает многогранность подходов к определению роли государства в рыночной экономике. Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в ограничении действия законов рынка определёнными рамками, исходя из интересов общества. Так, государство призвано урегулировать такие явления, как «фиаско рынка», загрязнение окружающей среды, устойчивость экономического роста, поддержание эффективного уровня занятости, стабилизация уровня цен и др. [6; 13]. Неоспоримой функцией государства в развитии национальной экономики является создание благоприятной среды для развития рыночных отношений в интересах общества.
На сегодняшний день активные споры по поводу роли государства ведутся в аспекте объёма и характера бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
государства. В общем виде все существующие взгляды по данному поводу можно разделить на две группы: сторонники дерегуляции и сторонники наращивания государственного контроля в экономике.
К сторонникам дерегуляции относятся такие ученые-экономисты, как Милтон Фридман (монетаристская школа), Джордж Стиглер (неоклассическая школа), Фридрих Хайек (австрийская школа), Ричард Познер (прагматизм) и др. Все вышеперечисленные авторы выступают за ограничение вмешательства государства в экономику и отводят государству роль защитника и регулятора индивидуальных прав человека (жизнь, свобода, собственность и др.). Так, согласно Скотту Армстронгу и Кестену Грину (Scott Armstrong, Kesten Green) не существует таких «провалов рынка», которые неизбежно не усложнялись бы государством [7].
07362349
Главным оппонентом теории свободного рынка выступает кейнсианство. Основоположник данной школы - Джон Кейнс - считал, что рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причину этого он видел в склонности индивидов сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос становится меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос посредством увеличения денежной массы и снижения процентных ставок (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса, в свою очередь, должен быть компенсирован за счёт общественных работ и бюджетного финансирования [11].
Идеи Дж. Кейнса получили дальнейшее развитие в работах как представителей посткейнсианства (Д. Хик-са, Э. Хансена, А. Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейн-сианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Э. Хансен, глава американских последователей Дж. Кейнса, положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что, увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости [14].
Сторонники обеих теорий роли государства в рыночной экономике не в силах достоверно описать экономические кризисы ХХ-ХХ1 веков в рамках существующих парадигм. Кроме того, ни одна из них не в состоянии в полной мере описать причинность и характер экономических колебаний, а, следовательно, и предоставить долгосрочный план государственной политики. Таким образом, вопрос об объёмах и характере вмешательства государства в рыночную экономику остаётся актуальным.
Наличие в динамике мировой экономики экономических циклов с различной периодичностью обусловливает актуальность изучения мер минимизации негативных циклических явлений в рамках отдельных государств.
Главной экономической целью государства в условиях цикличности развития мировой экономики мы склонны считать обеспечение динамической устойчивости. Реализация данной цели заключается в поддержании стабильных показателей экономического роста в заданных пределах: поддержание определённых темпов ежегодного прироста ВВП или нормы инфляции [1].
Для достижения стабильности экономического развития государственное регулирование экономики должно базироваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым мы относим автоматическое изменение налоговых поступлений и платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Разработка конкретных путей, целей и задач экономической политики государства предполагает выделение в составе национальной экономики приоритетных отраслей, определение условий развития социальной сферы, а также оценку внутреннего и международного положения государства. Учёт этих факторов позволяет разра-
ботать политику, отвечающую условиям уровня экономического развития государства. Государство, в данном контексте, должно обеспечить условия для развития различных отраслей в составе национальной экономики, а также противостоять негативным воздействиям глобализации: быть способным предупредить и ослабить спад национальной экономической активности ввиду внешних шоков [5].
В связи с этим выделим следующие направления государственной политики по минимизации негативных цикличных явлений:
+ формирование диверсифицированной структуры национальной экономики; + оптимизация международных каналов синхронизации экономических процессов; + оптимизация объёмов золотовалютных резервов страны;
+ обеспечение процикличной экономической политики государства.
Рассмотрим каждое из вышеупомянутых направлений.
1. Формирование диверсифицированной структуры национальной экономики. Диверсификация экономики подразумевает равномерное распределение вклада всех отраслей экономики в структуре ВВП. Главным преимуществом диверсификации является относительная автономность различных секторов экономики: проблемы на одном из рынков не должны быть критичны для всей экономики [3]. Чем более развитой является структура национальной экономики - тем менее волатильным является долгосрочный тренд экономического роста. Этот тезис берет своё начало из теории управления инвестиционным портфелем, согласно которой более разнообразный набор активов, входящих в инвестиционный портфель, снижает его волатильность и уровень несистематических рисков.
Проблема диверсификации экономики является особо важной для развивающихся стран, которые зависят от производства и экспорта узкой номенклатуры товаров [8]. Малодиверсифицированные экономики более остро реагируют на экономические шоки, что снижает их уровень долгосрочной стабильности. Однако при реализации системных рисков мировой экономики (глобальные экономические кризисы) даже самые диверсифицированные и развитые экономики замедляют темпы своего экономического развития.
При формировании устойчивой структуры национальной экономики особое внимание необходимо обратить на соотношение ациклических и циклических отраслей в структуре национальной экономики. К ациклическим относятся отрасли, которые производят товары с жизненным циклом менее 3-х лет: коммунальные предприятия, отрасли, производящие бытовую химию, табачные и алкогольные компании и др. [9]. В свою очередь, к циклическим относятся отрасли, производящие товары с жизненным циклом более 3-х лет, а также эластичный сектор услуг: тяжелая промышленность, авто- и авиастроение, гостинично-ресторанный бизнес и др. [9].
Необходимо отметить, что хотя циклические отрасли экономики носят более волатильный характер, их
среднегодовая доходность значительно больше по сравнению с ациклическими. Исходя из этого, одной из задач правительства является обеспечение оптимального соотношения ацикилических и циклических отраслей в структуре национальной экономики для максимизации темпов экономического роста вместе с обеспечением долгосрочной экономической стабильности.
Примером высокодиверсифицированной экономики, где гармонично сочетаются ациклические и циклические отрасли, может послужить экономика США (рис. 1).
Такое соотношение различных отраслей в структуре национальной экономики позволяет максимизировать темпы экономического роста вместе с минимизацией уровня волатильности относительно долгосрочного тренда (рис. 2).
Так, среднегодовой рост экономики США на протяжении последних 15 лет составлял 4%. При этом,
средний показатель волатильности вокруг долгосрочного тренда составил всего 3%.
2. Оптимизация международных каналов синхронизации экономических процессов. Международными каналами синхронизации экономических процессов мы считаем различные сферы международных экономических отношений, которые способны транслировать экономические шоки из одних стран в другие. В данной работе мы решили выделить пять наиболее важных каналов такой синхронизации: международная торговля, международные инвестиции, транснациональные банки, римесса и информационные сети.
Принципом контроля международных каналов синхронизации экономических процессов является их тщательный анализ с выделением критических значений для каждого такого канала, при которых затрудняется нормальное функционирование национальной экономики и ставится под угрозу международная платежеспособность государства. Выделим следующие ре-
10
11
3%
3% 3%
1 - Краткосрочные потребительские товары
2 - Долгосрочные потребительские товары
3 - Энергетика
4 - Финансовый сектор
5 - Здравоохранение
6 - Промышленность
7 - Информационные технологии (1Т)
8 - Добывающая промышленность
9 - Телекомуникацонные сети
10 - Коммунальный сектор
11 - Недвижимость
ЕЕ о_ о
Рис. 1. Соотношение различных отраслей экономики в Б&Р 500
Источник: составлено по [19].
<С
=П
=г
о
<
2 ш
ВВП, млрд дол. США
20000
18000
16000
14000
12000
10000
8000
6000
4000
2000
0
Рис. 2. Динамика ВВП США в период 1960-2015 гг. (млрд дол. США)
Источник: составлено по [20].
9
1
7
3
5
комендации по оптимизации влияния международных каналов синхронизации на национальную экономику: + дифференциация экспортных и импортных внешнеэкономических связей путем внедрения экспортных и импортных квот. При этом, эти квоты должны иметь как территориальный, так и номенклатурный характер. Методы формирования стабильных внешнеэкономических отношений должны быть подобны формированию диверсифицированного инвестиционного портфеля, в котором удельный вес каждого из активов не является доминирующим; + перманентный контроль над структурой портфельных инвестиций и их ликвидностью. Поскольку главной целью портфельных инвестиций является получение дивидендов (или спекулятивной прибыли), то малейшее изменение в доходности акций (даже ожидаемой) может послужить стимулом для перераспределения инвестиционных портфелей иностранных инвесторов. Таким образом, государство должно контролировать показатели как мгновенной, так и краткосрочной ликвидности национальных фондовых рынков. В случае увеличения/ уменьшения финансово-экономических рисков государство должно регулировать предельно допустимые значения финансового кредитного плеча, а также сроки исполнения договоров купли-продажи торгуемых активов; + контроль над ликвидностью национальных и иностранных денежно-кредитных учреждений. В особом внимании, в первую очередь, нуждаются иностранные денежно-кредитные учреждения, поскольку именно они, с целью оптимизации своего портфеля и поддержания нормы ликвидности, способны в считанные минуты менять структуру своих активов и пассивов, что может негативно сказаться на всей финансовой системе государства. При критической значимости банковского канала синхронизации экономических процессов в экономике страны государство должно регламентировать допустимые значения норм мгновенной и краткосрочной ликвидности финансовых учреждений, а также накладывать временные ограничения на трансграничное перемещение финансовых средств; + содействие развитию качества информации. Поскольку одной из причин экономических кризисов может стать наличие асимметрической информации у разных экономических агентов, государство должно применять меры по усовершенствованию норм и правил финансовой отчетности экономических субъектов. Финансовая отчетность должна носить более прозрачный характер и быть доступной широкой аудитории. Кроме того, государство должно содействовать развитию независимых источников финансовой информации, а также независимых агентств по оценке финан-
сового состояния различных экономических субъектов.
Большинство из вышеупомянутых мер регулирования международных каналов синхронизации экономических процессов сводится к анализу торгового и платежного балансов страны с проведением SWOT-анализа экономики страны в контексте мировой экономики.
3. Оптимизация объёмов золотовалютных резервов страны. Каждое независимое государство должно обладать своими золотовалютными резервами, под которыми понимаются высоколиквидные активы, состоящие из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота, которые находятся под контролем государственных органов [2]. Золотовалютные резервы могут быть использованы для осуществления международных расчётов и платежей, покрытия дефицита платежного баланса и стабилизации курса национальной валюты на международных рынках [2], т. е. в ситуациях, которые носят непосредственную угрозу стабильности национальной экономики или же её международной платежеспособности. Кроме того, признавая волатиль-ную природу валютно-финансовых рынков, центральные банки различных стран мира могут осуществлять валютные интервенции для сглаживания последствий краткосрочных экономических шоков.
Очевидным становится тот факт, что чем выше золотовалютные резервы государства, тем больше способность государства сглаживать колебания платежного баланса и гарантировать плавность тренда экономического развития в долгосрочной перспективе. В то же время, национальные золотовалютные резервы обладают определенными издержками по их содержанию ввиду объективного существования инфляции и низкой процентной ставки.
В таком случае возникает вопрос об оптимальном объеме золотовалютных резервов государства, достаточного для того, чтобы государство могло обеспечивать финансовую стабильность и плавность экономического развития. В международной практике минимальной нормой золотовалютных резервов принято считать стоимость импорта страны в течение трёх месяцев [15]. Использование такой нормы золотовалютных резервов в качестве минимально допустимого значения объясняется необходимостью обеспечения непрерывности международной торговли в случае нестабильности валютных поступлений по тем или иным причинам.
В противовес «торговой нормы» золотовалютных резервов выступает правило Гвиотти - Гринспена, которое гласит, что государство должно обладать золотовалютными резервами в достаточном размере, чтобы погасить всю сумму внешнего краткосрочного долга [10]. Обоснование данного правила заключается в том, что у стран должно быть достаточно резервов, чтобы противостоять массовому изъятию краткосрочного иностранного капитала. Примером важности этого правила является сильная девальвация корейской воны во время мирового финансового кризиса 2008 г. Ввиду сильной зависимости корейских банков от международного
финансирования отношение краткосрочного внешнего долга к резервам было близко к 100%, что обусловило дальнейшую девальвацию воны и увеличение уровня финансово-экономических рисков [17].
Несмотря на наличие формальных норм объёмов золотовалютных резервов государства, их рост в последние десятилетия носит опережающий характер по сравнению с ростом мирового импорта и достигает порядка шести месяцев импорта (рис. 3).
Соотношение, %
В связи с вышесказанным выделим четыре вида экономической политики государства в зависимости от фазы экономического цикла: + политика фазы роста; + политика фазы пика (насыщения); + политика фазы кризиса; + политика фазы депрессии (дна).
Политика фазы роста. Главными задачами государства на данном этапе является формирование золо-
70
60
10
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
о го чо чо чо чо сл сл сл
О!
6
О!
со
О!
со
О!
7
со
О!
0
О! О!
го О! О!
6
О! О!
О! О! О!
<ч
0 0
<ч
1Л
0 0
гм
со
0 0
гм
Год
0
<ч
0
гм
Рис. 3. Соотношение мировых золотовалютных резервов к мировому импорту Источник: составлено по [20].
Этот факт мы связываем с положением о том, что норма государственных резервов должна учитывать растущую волатильность динамики экономического роста. В этом случае при использовании трёхмесячной цены импорта или же годовой международной финансовой задолженности государства в качестве нормы золотовалютных резервов такая норма должна быть умножена на коэффициент волатильно-сти динамики экономического роста в конкретно взятой стране.
4. Обеспечение процикличной экономической политики государства. Государственная процикли-ческая политика должна базироваться на прогнозах экономического и социального развития государства, построении моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутренней финансовой системы в зависимости от стадии экономического цикла. При этом главной проблемой государства на пути обеспечения её динамической стабильности является нацеленность рынка на получение краткосрочной прибыли, а не на устойчивое экономическое развитие.
Проциклическая экономическая политика государства заключается в поддержании благоприятной рыночной конъюнктуры с помощью таких мер, как регулирование процентной ставки, установление норм налоговых платежей и отчислений, нормирование государственных расходов, регламентация правил ведения определенных видов хозяйственной деятельности и др.
товалютных резервов, а также обеспечение равномерного развития всех отраслей экономики.
Исходя из нашей теории о том, что экономические циклы базируются на жизненном цикле товаров, обращающихся на рынке, считаем, что главной целью государства на данном этапе должно быть формирование будущего базиса для долгосрочного экономического роста. Поскольку введение нового товара на рынок зачастую обусловливается его большей эффективностью и инновационной составляющей по сравнению с предыдущим, думаем, что базисом будущего экономического развития в данном случае является наращивание научно-технического потенциала страны. Наращивание такого потенциала должно происходить за счет создания специальных государственных фондов, которые будут заниматься фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Циклические отрасли экономики, такие как: тяжелая промышленность, авиа-, судно-, и автомобилестроение должны платить специальный налог (налог на НИОКР), который бы поддерживал большие исследовательские государственные проекты, что не всегда под силу даже крупным компаниям.
Политика фазы пика (насыщения). Данный этап экономического цикла характеризуется перенасыщением рынка циклическими товарами долгосрочного пользования. Вопреки кейнсианской политики общего стимулирования экономической активности за счёт увеличения денежной массы и повышения государственных
0
расходов государство должно удержаться от принятия подобного рода мер на данном этапе. Общее стимулирование экономической активности на стадии пика не решает долгосрочной проблемы морального устаревания товаров, циркулирующих на рынке, а только лишь усугубляет последствия будущего неизбежного кризиса. Более того, общая атмосфера процветания совместно с политикой дешевых денег может привести к образованию так называемых экономических «пузырей» [4; 18]. В данном случае государство должно усилить нормы финансового контроля субъектов хозяйствования, поскольку именно на этом этапе, когда норма прибыли экономических агентов постепенно снижается, а количество свободного капитала находится на прежнем уровне, повышается уровень финансовых мошенничеств.
Политика фазы кризиса. Экономическая политика государства данного этапа экономического развития сводится к поддержанию стабильности своей финансовой системы и обеспечению международной кредитоспособности. Государство не должно допустить банкротства крупнейших финансовых учреждений и потери доверия к банкам со стороны населения, поскольку это может усугубить последствия циклического экономического спада и обернуться затяжной депрессией. На данном этапе государство должно активно расходовать свои золотовалютные резервы с целью стабилизации своей валюты на мировых рынках и обеспечения непрерывности внешнеэкономических торговых отношений. В то же время государству стоит отказаться от поддержки малых и средних предприятий, которые, скорее всего, являются более неэффективными и нуждаются в определенном пересмотре существующего производственного процесса и уровня используемых технологий.
Политика фазы депрессии (дна). Характеризуется активным участием государства в рыночной экономике. На данном этапе экономического цикла государство способно осуществлять общее экономическое стимулирование за счёт увеличения денежной массы, а также увеличения государственных расходов, которые активно продвигаются кейнсианцами. Так, ввиду относительно низкого уровня цен на факторы производства и высокого уровня
безработицы, государству целесообразно инициировать крупномасштабные экономические проекты, направленные на создание производственной и социальной инфраструктуры. Если государство осуществит крупный заказ, это приведёт к дополнительному найму рабочей силы и уменьшению уровня безработицы. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечёт рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики.
Краткая характеристика проциклической экономической политики государства в зависимости от фазы экономического цикла представлена в табл. 1.
Из вышесказанного можем заключить, что государство не должно стимулировать одновременно все отрасли экономики в фазе роста и пика. Экономическая поддержка государства может производиться только для тех областей, которые способствуют созданию новых сегментов долгосрочного спроса. Такое утверждение хорошо вписывается в теорию международной торговли Пола Кругмана, который показал, что государству следует поддерживать лишь те отрасли промышленности, которые увеличивают объёмы национальной экономики, создавая следующие за ними отрасли промышленности [16].
Рассмотрим крупнейшие экономические кризисы XX-XXI веков с позиции разработанной нами проци-клической политики государства.
1) Великая депрессия 1929-1933 гг. На рубеже XIX-XX вв. активно начала развиваться отрасль машиностроения. В это время возникли такие крупные гиганты машиностроения, как Buick, Cadillac, Ford Motors, Lincoln Motor, International Harvester, GMC, Navistar International, Chevrolet и др. Огромным толчком в развитии индустрии стала Первая мировая война, когда американская экономика стала активно получать заказы на производство военной техники. После окончания Первой мировой войны заказы резко сократились, а американское правительство не смогло обуздать столь
Таблица 1
Виды проциклической экономической политики государства
Вид экономической политики Характеристика экономической политики
Политика фазы роста Накопление золотовалютных резервов; повышение налоговых ставок для быстрорастущих отраслей; формирование развитой и диверсифицированной экономики страны; создание государственных научно-исследовательских фондов
Политика фазы пика Воздержание от общего экономического стимулирования; усиление норм финансового контроля
Политика фазы кризиса Обеспечение международной платежеспособности; поддержка национальной финансовой системы; расход золотовалютных резервов
Политика фазы депрессии Инициация долгосрочных инфраструктурных проектов; инициация фундаментальных научных исследований; снижение процентных и налоговых ставок
Источник: авторская разработка.
огромную индустрию и перенаправить промышленные силы на производство других товаров, что привело к рецессии ВПК страны и смежных секторов экономики. Последующая ситуация была отягощена мультипликацией негативного эффекта фондовым рынком ввиду существования маржинальных займов.
2) Мировой экономический кризис 1957-1958 гг. Данный кризис был также спровоцирован экономикой США, которая получила огромный толчок в своём развитии в период Второй мировой войны. Кризис 1957 г. в первую очередь коснулся автомобильной, сталелитейной и текстильной промышленности США. Сгладить последствия кризисов вышеназванных отраслей помогла разумная политика США, которая сделала акцент на строительстве социальной инфраструктуры. В это время стартовали крупные проекты по массовой электрификации населения, по построению крупных водоканалов, а также было простимулировано строительство новых жилых объектов недвижимости путём снижения процентных ставок по ипотечным кредитам. В добавок ко всему вышесказанному ФРС США снизила процентную ставку до рекордных 1,75%, что стало общим стимулом для всей национальной экономики.
3) Экономический кризис 1973-1975 гг. Этот кризис стал первым энергетическим кризисом, который всколыхнул всё мировое сообщество. После того, как страны ОПЕК сознательно снизили объём добычи нефти примерно на 5%, цена на нефть поднялась на 70% -с трёх до пяти долларов за баррель [12]. Спад производства мог наблюдаться во всех развитых странах. Нехватка топлива, сырья и продовольствия привела к повышению цен на мировых рынках, а также к сокращению заказов и объёма производства практически во всех отраслях. В долгосрочной перспективе энергетический кризис особенно сильно сказался на автопромышленности США, когда американские автомобили были вытеснены японскими моделями, которые потребляли гораздо меньше бензина и, как следствие, были более экономичными.
4) Азиатский кризис 1997-1998 гг. Азиатский кризис является типичным примером экономического «пузыря» и завышенных ожиданий относительно будущих темпов экономического роста. В конце 1980-х годов региональные экономики Таиланда, Малайзии, Индонезии, Сингапура и Южной Кореи показывали чрезвычайно высокие темпы роста ВВП на уровне 8-12% в год [20]. Это достижение широко признавалось финансовыми учреждениями и получило название «азиатского экономического чуда». Относительно высокий уровень процентных ставок в регионе стимулировал дальнейший приток иностранных инвестиций. В 1998 г. на долю Азии приходилось более половины всех иностранных инвестиций в развивающиеся страны [20]. В результате экономики региона получили большой приток денег иностранного спекулятивного капитала, который вызвал резкий скачок цен на активы. В конечном итоге избыток капитала и неправильное его распределение привели к резкому обвалу цен и сильной инфляции в странах региона.
5) Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг.
Кризисное состояние мировой экономики 2008 г. в первую очередь объясняется ипотечным кризисом США 2007 г., когда резко возросло количества невыплаченных по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска. Ипотечный кризис США является результатом сразу нескольких факторов: чрезмерно низкий уровень процентных ставок в фазе пика, создание субстандартных ипотечных кредитов и секьюритизация высокорисковых активов. В сумме данные факторы послужили основой для беспрецедентного роста цен на недвижимость в период 2001-2007 гг., который, в свою очередь, стимулировал избыточное строительство объектов недвижимости. Неспособность домовладельцев выполнять обязательства по ипотечным кредитам (в первую очередь по кредитам с плавающей процентной ставкой) вызвала волну отчуждения недвижимого имущества и его последующего обесценивания. В результате чрезмерного уровня секьюритизации высокорисковых активов наблюдалась череда банкротств крупнейших финансовых предприятий США: на грани банкротства очутились такие ипотечные гиганты, как Freddie Mac и Fannie Mae. Кризисное состояние ипотечного рынка распространилось на всю экономику США, а затем и на весь мир.
Подытоживая все вышесказанное, можно утверждать, что экономические кризисы XX-XXI вв. по своей сути были кризисами перепроизводства. Различие во всех упомянутых кризисах заключалось в природе перепроизводства, уровне развития финансово-экономической сферы и политики государства во время кризиса. Наиболее общими причинами перепроизводства товаров в вышеописанных циклах являются: наличие спонтанных шоков спроса (войны, стихийные бедствия и др.) и необоснованная политика дешёвых денег. Эти причины способны сильно деформировать параметры экономических циклов и привести к продолжительной экономической депрессии.
Таким образом, мы пришли к выводу, что государственная политика должна соответствовать фазе экономического цикла. Общее стимулирование экономики на этапе роста и пика может привести к возникновению экономических «пузырей» и отягощению последствий экономических спадов. В то же время, экономические циклы проходят безболезненно для хорошо диверсифицированных и развитых экономик. Замедление экономической активности на этапе кризиса и депрессии стимулирует оздоровление экономики и ликвидацию малоэффективных предприятий. Государству в таком случае стоит контролировать характер влияния циклических колебаний и сопоставлять их с критически допустимыми нормами показателей, полученных при SWOT-анализе.
ВЫВОДЫ
1) Главной задачей государства при обеспечении динамической стабильности экономического развития является создание и поддержание проциклической экономической политики. Суть данной политики за-
ключается в обеспечении благоприятной рыночной конъюнктуры с помощью таких мер, как регулирование процентной ставки, установление норм налоговых платежей и отчислений, нормирование государственных расходов, регламентация правил ведения определённых видов хозяйственной деятельности в зависимости от текущей фазы экономического цикла.
2) Для достижения стабильности экономического развития государственное регулирование экономики должно базироваться на анализе внутреннего и международного положения государства. Такой анализ должен учитывать отраслевую структуру национальной экономики с выделением ациклических и процикличе-ских отраслей в своей структуре.
3) Государство должно быть способным к противостоянию и ослабеванию внешних экономических шоков. Принципами успешного противостояния в данном случае является формирование развитой и хорошо диверсифицированной структуры национальной экономики, оптимизация международных каналов синхронизации экономических процессов, а также корректное формирование золотовалютных резервов страны. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Дохолян А. С. Проблемы устойчивого развития экономики региона. Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=4975
2. Золотовалютные резервы Украины // Финансовый портал. Минфин. URL: http://index.minfin.com.ua/index/assets/
3. Лузгина Ю. В. Диверсификация экономики как составляющая инновационной политики. Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 129-135.
4. Ревякин Г. В. Экономические «пузыри»: их характеристика и модель расчёта цены после преодоления точки бифуркации. Всник ХНУ. Сер.: економiчна. 2014. Вип. 87. С. 44-50.
5. Свггова економка: пщручник/за ред. А. П. Толкова, О. А. Довгаль. Харш: ХНУ iменi В. Н. Каразша, 2015. 268 с.
6. Трансформа^я мiжнародних економiчних вщносин в епоху глобалiзацií: колективна монографiя/за ред. А. П. Толкова, О. А. Довгаль. Харюв: ХНУ iменi В. Н. Каразша, 2015. 316 с.
7. Armstrong J. S., Green K. C. Effects of corporate social responsibility and irresponsibility policies. Journal of Business Research. 2013. Vol. 66, Issue 10. Р. 1922-1927.
8. Fruman С. Economic diversification: A priority for action, now more than ever // World Bank Blog. URL: https://blogs.world-bank.org/category/tags/economic-diversification
9. Cyclical Versus Non-Cyclical Stocks // Investopedia. URL: http://www.investopedia.com/articles/00/082800.asp
10. Greenspan A. Currency reserves and debt // Federal Reserve. URL: https://www.federalreserve.gov/BoardDocs/ Speeches/1999/19990429.htm
11. Keynes J. M. The General Theory of Employment, Interest and Money. Macmillan Cambridge University Press, 1936. 472 p.
12. Licklider R. The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States. International Studies Quarterly. 1988. Vol. 32, Issue 2. P. 205-226.
13. Haidar J. I. The Impact of Business Regulatory Reforms on Economic Growth. Journal of the Japanese and International Economies. 2012. Vol. 26, Issue 3. P. 285-307.
14. Hansen A. H. Business Cycles and National Income. London: Allen and Unwin, 1964. 413 p.
15. IMF Survey: Assessing the Need for Foreign Currency Reserves // International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/ external/pubs/ft/survey/so/2011/P0L040711B.htm
16. Krugman P. Increasing returns, monopolistic competition, and international trade. Journal of International Economics. 1979. Vol. 9, Issue 4. P. 469-479.
17. Republic of Korea: 2009 Article IV Consultation-Staff Report // International Monetary Fund. URL: http://www.imf.org/ external/pubs/ft/scr/2009/cr09262.pdf
18. King R. R., Smith V. L., Williams A. W., Boening M. V. The Robustness of Bubbles and Crashes in Experimental Stock Markets // Nonlinear Dynamics and Evolutionary Economics. Oxford: Oxford University Press, 1993. P. 183-200.
19. Search Global Equity Index & Valuation Data. URL: http:// siblisresearch.com/data/sp-500-sector-weightings/
20. Worldbankgroup. URL: http://www.worldbank.org
Научный руководитель - Сидоров В. И., кандидат экономических наук, профессор кафедры мирового хозяйства и международных экономических отношений Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина
REFERENCES
Armstrong, J. S., and Green, K. C. "Effects of corporate social responsibility and irresponsibility policies". Journal of Business Research. Vol. 66, no. 10 (2013): 1922-1927.
"Cyclical Versus Non-Cyclical Stocks" Investopedia. http:// www.investopedia.com/articles/00/082800.asp
Dokholyan, A. S. "Problemy ustoychivogo razvitiya ekonomi-ki regiona" [Problems of sustainable development of regional economy]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, no. 5 (2011). https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4975
Fruman, S. "Economic diversification: A priority for action, now more than ever" World Bank Blog. https://blogs.worldbank. org/category/tags/economic-diversification
Greenspan, A. "Currency reserves and debt" Federal Reserve. https://www.federalreserve.gov/BoardDocs/Speeches/1999/ 19990429.htm
Haidar, J. I. "The Impact of Business Regulatory Reforms on Economic Growth". Journal of the Japanese and International Economies. Vol. 26, no. 3 (2012): 285-307.
Hansen, A. H. Business Cycles and National Income. London: Allen and Unwin, 1964.
"IMF Survey: Assessing the Need for Foreign Currency Reserves". International Monetary Fund. http://www.imf.org/exter-nal/pubs/ft/survey/so/2011/POL040711B.htm
Keynes, J. M. The General Theory of Employment, Interest and Money. Macmillan Cambridge University Press, 1936.
Krugman, P. "Increasing returns, monopolistic competition, and international trade". Journal of International Economics. Vol. 9, no. 4 (1979): 469-479.
King, R. R. et al. "The Robustness of Bubbles and Crashes in Experimental Stock Markets". In Nonlinear Dynamics and Evolutionary Economics, 183-200. Oxford: Oxford University Press, 1993.
Licklider, R. "The Power of Oil: The Arab Oil Weapon and the Netherlands, the United Kingdom, Canada, Japan, and the United States". International Studies Quarterly. Vol. 32, no. 2 (1988): 205-226.
Luzgina, Yu. V. "Diversifikatsiya ekonomiki kak sostavlyay-ushchaya innovatsionnoy politiki" [Diversification of the economy as a component of innovation policy]. Vestnik Samarskogo gosu-darstvennogo universiteta, no. 5 (127) (2015): 129-135.
Revyakin, G. V. "Ekonomicheskiye «puzyri»: ikh kharakteris-tika i model rascheta tseny posle preodoleniya tochki bifurkatsii" [Economic bubbles: their characteristics and model pricing after overcoming the bifurcation point]. Visnyk KhNU. Seriia ekono-michna, no. 87 (2014): 44-50.
"Republic of Korea: 2009 Article IV Consultation-Staff Report" International Monetary Fund. http://www.imf.org/external/ pubs/ft/scr/2009/cr09262.pdf
Svitova ekonomika [The world economy]. Kharkiv: KhNU imeni V. N. Karazina, 2015.
"Search Global Equity Index & Valuation Data". http://siblis-research.com/data/sp-500-sector-weightings/
Transformatsiia mizhnarodnykh ekonomichnykh vidnosyn v epokhu hlobalizatsii [Transformation of international economic relations in the era of globalization]. Kharkiv: KhNU imeni V. N. Karazina, 2015.
"Worldbankgroup". http://www.worldbank.org "Zolotovalyutnye rezervy Ukrainy" [Ukraine's foreign exchange reserves]. Finansovyy portal. Minfin. http://index.minfin. com.ua/index/assets/
УДК 332.02
вплив В1ЙСЬКОВИХ КОНФЛ1КТ1В НА НАЦ10НАЛЬН1 ЕКОНОМ1КИ КРА1Н ПОСТСОЦ1АЛ1СТИЧНОГО ПРОСТОРУ*
© 2017 ЕВДОКИМОВ В. В., ПОЛЧАНОВ А. Ю.
УДК 332.02
Свдокимов В. В., Полчанов А. Ю. Вплив вiйськових конфлiктiв на нацiональнi економши краУн постсоцiалiстичного простору
Стаття присвячена вивченню впливу вйськовихконфлшт'ю на нацональнi економки. Метою досл'дження е оцнка чутливостiключовихмакро-економ1чних показнит (динамiка ВВП, частка вйськових видатмв у ВВП i р'вень безробття) до бойових дй, що мали мще на територи краш колишнього СРСР (Азербайджан, Гру^я, Молдова, Рост, Таджикистан) до 2013 р. За результатами узагальнення публкацй з даноi тематики виокремлено три стани нацональноi економши по вдношенню до вйськових конфлшт'в: економка мирного часу, вйськова економка, посткон-флштна економка. Виявлено зниження фшансування оборонноi сфери та зростання безробiття в перш'> тслявоент роки, а також поступове зростання ВВП по завершенню бойових дй в анал'вованих кранах. Не залишились поза увагою макроеконом'мна ситуа^я та державна полтика у сферi нацюнально1' безпеки та оборони в УкраЫ до початку 2014 р.
Ключов'! слова: вйськов'> конфлшти, економiчний розвиток, нацональна економ'жа, нацональна оборона, ф'тансування. Рис.: 6. Табл.: 2. Ббл.: 26.
Евдокимов Вктор ВалерШович - доктор економ'мних наук, професор, ректор Житомирського державного технологчного ушверситету (вул. Чудтвська, 103, Житомир, 10005, Украша) E-mail: [email protected]
Полчанов Андрй Юрйович - кандидат економнних наук, доцент, доцент кафедри фiнансiв i кредиту, Житомирський державний технологiчний ушверситет (вул. Чуднвська, 103, Житомир, 10005, Украша) E-mail: [email protected]
УДК 332.02
Евдокимов В. В., Полчанов А. Ю. Влияние военных конфликтов на национальные экономики стран постсоциалистического простора
Статья посвящена изучению влияния военных конфликтов на национальные экономики. Целью исследования является оценка чувствительности ключевых макроэкономических показателей (динамика ВВП, доля военных расходов в ВВП и уровень безработицы) к боевым действиям, которые имели место на территории стран бывшего СССР (Азербайджан, Грузия, Молдова, Россия, Таджикистан) до 2013 г. По результатам обобщения публикаций по данной тематике выделены три состояния национальной экономики по отношению к военным конфликтам: экономика мирного времени, военная экономика, постконфликтная экономика. Выявлено снижение финансирования оборонной сферы и рост безработицы в первые послевоенные годы, а также постепенный рост ВВП по завершению боевых действий в рассматриваемых странах. Не остались без внимания макроэкономическая ситуация и государственная политика в сфере национальной безопасности и обороны в Украине до начала 2014 г. Ключевые слова: военные конфликты, экономическое развитие, национальная экономика, национальная оборона, финансирование. Рис.: 6. Табл.: 2. Библ.: 26.
Евдокимов Виктор Валерьевич - доктор экономических наук, профессор, ректор Житомирского государственного технологического университета (ул. Чудновская, 103, Житомир, 10005, Украина) E-mail: [email protected]
Полчанов Андрей Юрьевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Житомирский государственный технологический университет (ул. Чудновская, 103, Житомир, 10005, Украина) E-mail: [email protected]
UDC 332.02
levdokymov V. V., Polchanov A. Yu. The Impact of Military Conflicts on National Economies of the Post-Socialist Space Countries
The article is concerned with studying the impact of military conflicts on the national economies. The study is aimed at assessing sensitivity of the key macroeconomic indicators (GDP, share of military spending in the GDP, and unemployment rate) to the military actions, which evolved on the territory of the former USSR countries (Azerbaijan, Georgia, Moldova, Russia, Tajikistan) until 2013. According to the results of generalization of publications on this topic three states of the national economy in relation to military conflicts were allocated: the peace-time economy, the war economy, the post-conflict economy. A reduced financing for the defense sector and rising unemployment in the first post-war years, as well as a gradual increase in the GDP on completion of the military actions in the countries under consideration, have been identified. Some attention was paid to the macroeconomic situation and the State policy in the sphere of national security and defense of Ukraine prior to 2014.
Keywords: military conflicts, economic development, national economy, national defense, financing. Fig.: 6. Tbl.: 2. Bibl.: 26.
levdokymov Viktor V. - D. Sc. (Economics), Professor, Rector of the Zhyto-myr State Technological University (103 Chudnivska Str., Zhytomyr, 10005, Ukraine)
E-mail: [email protected]
Polchanov Andrii Yu. - PhD (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Zhytomyr State Technological University (103 Chudnivska Str., Zhytomyr, 10005, Ukraine) E-mail: [email protected]
* Роботу виконано в межах держбюджетно!' теми № 42 «Мехашзм економ^о-еколопчно!' реаб^тацп суб'еклв господарювання вщ надзви-чайних ситуацм, бойових дм як складова нацюнально!' безпеки» (номер держреестрацп 0116U005482).