Научная статья на тему 'Экономическая оценка увеличения расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг автотранспортными средствами ООО «Северстрой»'

Экономическая оценка увеличения расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг автотранспортными средствами ООО «Северстрой» Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
412
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОД ТОПЛИВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ / НАДБАВКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО И КОНЕЧНОГО ПУНКТОВ МАРШРУТА / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРЕВЫШЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА / ЗАКОН ПУАССОНА / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / FUEL CONSUMPTION / ECONOMIC EVALUATION / TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES / VEHICLES / FREIGHT FORWARDING / OPERATION OF ROAD TRANSPORT IN THE WINTER / ALLOWANCE FOR THE START AND END POINTS OF THE ROUTE / PATTERNS OF EXCESS FUEL CONSUMPTION RATES / POISSON''S LAW / THEORETICAL DISTRIBUTION / EMPIRICAL DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Козлов А. В., Лаптева С. В.

В данной статье проведена экономическая оценка расхода топлива с учетом предельных значений зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива, дифференцированных по регионам России, и выявлены закономерности превышения норм расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг автотранспортными средствами ООО «Северстрой» в условиях Крайнего Севера на основе закона Пуассона. При этом учитывалось, что при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учётом суммы или разности надбавок: нa внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и др.); при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Козлов А. В., Лаптева С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASSESSMENT OF FUEL CONSUMPTION IN IMPLEMENTATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES OF MOTOR VEHICLES OOO "SEVERSTROY"

This article carried out an economic fuel consumption rating, taking into account the limits of winter bonuses to the rate of application of automobile fuel, differentiated according to the regions of Russia, and the regularities of excess fuel consumption standards in the implementation of the motor vehicles of "Severstroy" transport and logistics services in the Far North on the basis of Poisson law. This was taken into account that the need for simultaneous multiple allowances fuel consumption rate is established taking into account the sum or difference of allowances: at intragarage patrols and technical need for transport companies (technical inspections, adjusting work, extra earnings of details of engines and other units of cars after repairs, etc.).; with outages vehicle loading and unloading at the points where the terms of fire safety, do not turn off the engine.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка увеличения расхода топлива при реализации транспортно-логистических услуг автотранспортными средствами ООО «Северстрой»»

УДК: 629.08 ББК: 22.172

Козлов А.В., Лаптева С.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УВЕЛИЧЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ООО «СЕВЕРСТРОЙ»

Kozlov A. V., Lapteva S. V.

ECONOMIC ASSESSMENT OF FUEL CONSUMPTION IN IMPLEMENTATION OF TRANSPORT AND LOGISTICS SERVICES OF MOTOR VEHICLES OOO "SEVERSTROY"

Ключевые слова: расход топлива, экономическая оценка, транспортно-логистические услуги, автотранспортные средства, перевозка грузов, эксплуатация автомобильного транспорта в зимнее время, надбавки для начального и конечного пунктов маршрута, закономерности превышения норм расхода топлива, закон Пуассона, теоретическое распределение, эмпирическое распределение

Keywords: fuel consumption, economic evaluation, transportation and logistics services, vehicles, freight forwarding, operation of road transport in the winter, allowance for the start and end points of the route, patterns of excess fuel consumption rates, Poisson's law, theoretical distribution, empirical distribution.

Аннотация: в данной статье проведена экономическая оценка расхода топлива с учетом предельных значений зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива, дифференцированных по регионам России, и выявлены закономерности превышения норм расхода топлива при реализации транс-портно-логистических услуг автотранспортными средствами ООО «Северстрой» в условиях Крайнего Севера на основе закона Пуассона. При этом учитывалось, что при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учётом суммы или разности надбавок: на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и др.); при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель.

Abstract: this article carried out an economic fuel consumption rating, taking into account the limits of winter bonuses to the rate of application of automobile fuel, differentiated according to the regions of Russia, and the regularities of excess fuel consumption standards in the implementation of the motor vehicles of "Severstroy" transport and logistics services in the Far North on the basis of Poisson law. This was taken into account that the need for simultaneous multiple allowances fuel consumption rate is established taking into account the sum or difference of allowances: at intragarage patrols and technical need for transport companies (technical inspections, adjusting work, extra earnings of details of engines and other units of cars after repairs, etc.).; with outages vehicle loading and unloading at the points where the terms of fire safety, do not turn off the engine.

Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива1 дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода и обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в этих регионах (таблицы 2, 4, 6).

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки2,

1 Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ -23-р (ред. от 14.07.2015) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

2 Надбавки к нормам расхода топлива

установленные для района работы автомобиля. При междугородных перевозках грузов (разовые поездки в другие климатические зоны) применяются надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учётом суммы или разности надбавок.

Допускается:

- на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и др.)

[Электронный

ресурс]:

http ://avtotrans- consultant.ru/nadbavki-k-normam-rasxoda-topliva/.

нормативный расход топлива увеличивается до 1,0% от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

- при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клие нтов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона (кузова) автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчёта один час простоя соответствует 5 км пробега;

- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой, норма расхода топлива устанавливается в тех же размерах, что и для базовой модели;

1 Кормин, А.М. Меры предотвращения проблем при эксплуатации автомобиля в зимний период / А.М. Кормин // Материалы региональной научно-практической конференции обучающихся и студентов «Практико-ориентированные молодежные исследования проблем региона». Под редакцией Ю.Н. Фролова. 2012. - С. 36-40.

- для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (при установке фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), норма расхода топлива может определяться увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми двигателями; до 1,3 л/100 км - с дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сжиженном газе; до 2,0 куб.м/100 км по автомобилям, работающим на сжатом природном газе и при газодизельном режиме; до 1,2 куб.м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

Исследования автотранспортных средств на объектах ООО «Северстрой» позволило выявить количество АТС различных видов, превышающих нормы расхода топлива (таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1 - Нормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей в летнее время

№ п/п Общий пробег S, км, х1 Транспортная работа W, т*км Х2 Нормированный расход топлива Qh , л

0 41 3 ■ СП КамАЗ - 5320 9 0 3 m i U Magirus 232 D19L МАЗ-437041-268 Iveco-Daily 35C12H 2.3D Renault - Premium 450DXI Scania -R420L B 6x2 HNA

1 217 820 83,7 64,9 47,6 62,7 40,6 35,6 58,8 53,2

2 190 360 66,1 52,2 37,0 50,3 35,5 26,5 46,9 41,9

3 250 720 91,9 71,9 51,9 69,4 46,8 38,1 64,9 58,4

4 249 525 87,7 69,1 49,2 66,6 46,5 35,5 62,1 55,6

5 245 540 86,8 68,3 48,7 65,8 45,8 35,2 61,4 55,0

6 350 630 121,1 95,7 67,7 92,2 65,4 48,4 85,9 76,8

7 234 625 85,0 66,6 47,9 64,3 43,8 35,0 60,1 54,0

8 267 720 97,2 76,1 54,8 73,4 49,9 40,1 68,6 61,7

9 285 740 103,2 80,9 58,1 78,0 53,3 42,4 72,9 65,5

10 312 735 111,4 87,6 62,6 84,4 58,3 45,4 78,8 70,7

11 346 635 120,0 94,8 67,1 91,3 64,7 48,0 85,1 76,1

12 267 619 95,2 74,8 53,4 72,1 49,9 38,8 67,3 60,4

13 235 725 87,4 68,2 49,4 65,8 44,0 36,5 61,6 55,5

14 238 714 88,1 68,8 49,7 66,4 44,5 36,7 62,1 55,9

15 187 738 72,7 56,3 41,4 54,5 35,0 31,1 51,1 46,2

16 227 850 87,4 67,8 49,6 65,5 42,5 37,2 61,4 55,5

17 256 750 94,4 73,8 53,3 71,2 47,9 39,2 66,6 59,9

18 265 748 97,1 76,0 54,8 73,3 49,6 40,2 68,6 61,7

Таблица 2 - Нормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей в зимнее время

Нормированный расход топлива ^^ , л

№ п/п Общий пробег S, км, х1 Транспортная работа т-км х2 0 41 3 ■ СП КамАЗ - 5320 9 0 3 3 ■ З ЗА U Magirus 232 D19L МАЗ-437041-268 Iveco -Daily 35C12H 2.3D Renault - Premium 450DXI Scania - R420L B 6x2 HNA

1 217 820 90,4 70,1 51,4 67,8 67,8 38,5 64,2 57,4

2 190 360 71,4 56,4 39,9 54,3 54,3 28,7 51,2 45,3

3 250 720 99,3 77,6 56,0 74,9 74,9 41,2 70,9 63,0

4 249 525 94,7 74,6 53,1 71,9 71,9 38,3 67,9 60,1

5 245 540 93,7 73,7 52,6 71,1 71,1 38,0 67,1 59,4

6 350 630 130,8 103,3 73,1 99,6 99,6 52,3 93,9 82,9

7 234 625 91,8 72,0 51,7 69,4 69,4 37,8 65,6 58,3

8 267 720 104,9 82,2 59,1 79,3 79,3 43,3 75,0 66,6

9 285 740 111,4 87,3 62,7 84,3 84,3 45,8 79,6 70,7

10 312 735 120,3 94,6 67,6 91,2 91,2 49,1 86,1 76,4

11 346 635 129,6 102,3 72,4 98,6 98,6 51,9 93,0 82,2

12 267 619 102,8 80,8 57,7 77,9 77,9 41,9 73,6 65,2

13 235 725 94,3 73,6 53,3 71,1 71,1 39,4 67,3 59,9

14 238 714 95,1 74,3 53,7 71,7 71,7 39,6 67,9 60,4

15 187 738 78,5 60,9 44,7 58,8 58,8 33,6 55,8 49,9

16 227 850 94,4 73,2 53,6 70,8 70,8 40,1 67,1 60,0

17 256 750 101,9 79,7 57,5 76,9 76,9 42,3 72,7 64,7

18 265 748 104,9 82,1 59,2 79,2 79,2 43,4 74,9 66,6

Таблица 3 - Нормы расхода топлива для тягачей в летнее время

№ п/п Общий пробег S, км х1 Транспортная работа W, гкм х2 Нормированный расход топлива Qн , л

МАЗ -5429 КамАЗ - 5410 МАЗ-54326

Hsan Hsan Hsan

1 217 820 30,41 76,65 49,83 118,79 55,60 131,31

2 190 360 30,41 62,46 49,83 99,36 55,60 110,32

3 250 720 30,41 85,39 49,83 133,94 55,60 148,36

4 249 525 30,41 82,55 49,83 130,90 55,60 145,27

5 245 540 30,41 81,52 49,83 129,10 55,60 143,24

6 350 630 30,41 114,63 49,83 182,60 55,60 202,79

7 234 625 30,41 79,28 49,83 124,73 55,60 138,23

8 267 720 30,41 90,55 49,83 142,41 55,60 157,81

9 285 740 30,41 96,29 49,83 151,64 55,60 168,08

10 312 735 30,41 104,43 49,83 165,02 55,60 183,03

11 346 635 30,41 113,47 49,83 180,67 55,60 200,63

12 267 619 30,41 89,24 49,83 141,09 55,60 156,50

13 235 725 30,41 80,89 49,83 126,53 55,60 140,09

14 238 714 30,41 81,66 49,83 127,88 55,60 141,61

15 187 738 30,41 66,46 49,83 102,78 55,60 113,57

16 227 850 30,41 80,08 49,83 124,16 55,60 137,26

17 256 750 30,41 87,60 49,83 137,31 55,60 152,09

Таблица 4 - Нормы расхода топлива для тягачей в зимнее время

№ п/п Общий пробег S, км х1 Транспортная работа W, т-км Х2 Нормированный расход топлива ^^ , л

МАЗ -5429 КамАЗ - 5410 МАЗ-54326

Нэап Нэап Нэап

1 217 820 30,41 81,25 49,83 125,92 55,60 139,19

2 190 360 30,41 66,21 49,83 105,32 55,60 116,94

3 250 720 30,41 90,51 49,83 141,97 55,60 157,26

4 249 525 30,41 87,50 49,83 138,76 55,60 153,99

5 245 540 30,41 86,42 49,83 136,85 55,60 151,83

6 350 630 30,41 121,50 49,83 193,55 55,60 214,96

7 234 625 30,41 84,04 49,83 132,21 55,60 146,52

8 267 720 30,41 95,99 49,83 150,95 55,60 167,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 285 740 30,41 102,07 49,83 160,73 55,60 178,16

10 312 735 30,41 110,70 49,83 174,93 55,60 194,01

11 346 635 30,41 120,28 49,83 191,51 55,60 212,67

12 267 619 30,41 94,60 49,83 149,56 55,60 165,89

13 235 725 30,41 85,74 49,83 134,12 55,60 148,49

14 238 714 30,41 86,56 49,83 135,55 55,60 150,11

15 187 738 30,41 70,45 49,83 108,94 55,60 120,38

16 227 850 30,41 84,89 49,83 131,61 55,60 145,50

17 256 750 30,41 92,86 49,83 145,55 55,60 161,21

18 265 748 30,41 95,73 49,83 150,28 55,60 166,49

Таблица 5 - Нормы расхода топлива для самосвалов в летнее время

№ п/п Общий пробег S, км, х1 Транспортная работа W, т-км х2 Нормированный расход топлива Qн , л

КамАЗ - 5511 МАЗ-503 Урал - 5557

Чзап Чзап -Нзап

1 217 820 55,9 139,88 38,4 93,99 45,7 109,83

2 190 360 55,9 117,54 38,4 77,64 45,7 91,51

3 250 720 55,9 158,06 38,4 105,36 45,7 123,61

4 249 525 55,9 154,78 38,4 102,44 45,7 120,62

5 245 540 55,9 152,61 38,4 101,10 45,7 118,99

6 350 630 55,9 216,07 38,4 142,59 45,7 168,14

7 234 625 55,9 147,27 38,4 97,98 45,7 115,06

8 267 720 55,9 168,13 38,4 111,89 45,7 131,38

9 285 740 55,9 179,07 38,4 119,06 45,7 139,87

10 312 735 55,9 195,00 38,4 129,36 45,7 152,14

11 346 635 55,9 213,77 38,4 141,12 45,7 166,38

12 267 619 55,9 166,74 38,4 110,58 45,7 130,07

13 235 725 55,9 149,24 38,4 99,67 45,7 116,82

14 238 714 55,9 150,86 38,4 100,67 45,7 118,05

15 187 738 55,9 120,97 38,4 81,40 45,7 95,05

16 227 850 55,9 146,22 38,4 98,22 45,7 114,79

17 256 750 55,9 162,03 38,4 108,05 45,7 126,74

18 265 748 55,9 167,33 38,4 111,48 45,7 130,83

Таблица 6 - Нормы расхода топлива для самосвалов в зимнее время

№ п/п Общий пробег S, км х1 Транспортная работа W,т•км х2 Нормированный расход топлива ^^ , л

КамАЗ - 5511 МАЗ-503 Урал - 5557

Нэап Н-Бап Н^ап

1 217 820 55,9 131,96 38,4 99,63 45,7 116,42

2 190 360 55,9 110,89 38,4 82,30 45,7 97,00

3 250 720 55,9 149,11 38,4 111,68 45,7 131,03

4 249 525 55,9 146,02 38,4 108,59 45,7 127,86

5 245 540 55,9 143,98 38,4 107,17 45,7 126,12

6 350 630 55,9 203,84 38,4 151,15 45,7 178,23

7 234 625 55,9 138,93 38,4 103,86 45,7 121,97

8 267 720 55,9 158,61 38,4 118,60 45,7 139,26

9 285 740 55,9 168,94 38,4 126,20 45,7 148,26

10 312 735 55,9 183,96 38,4 137,12 45,7 161,27

11 346 635 55,9 201,67 38,4 149,59 45,7 176,36

12 267 619 55,9 157,30 38,4 117,21 45,7 137,87

13 235 725 55,9 140,79 38,4 105,64 45,7 123,83

14 238 714 55,9 142,32 38,4 106,71 45,7 125,13

15 187 738 55,9 114,13 38,4 86,29 45,7 100,76

16 227 850 55,9 137,94 38,4 104,11 45,7 121,68

17 256 750 55,9 152,85 38,4 114,54 45,7 134,35

18 265 748 55,9 157,86 38,4 118,17 45,7 138,68

С помощью закона Пуассона1 были выявлены закономерности превышения норм топлива автотранспортным предприятием ООО «Се-верстрой» (таблицы 7, 9). В практике статистических наблюдений часто используется закон

Пуассона, характерный для редко встречающихся явлений. Степень расхождения теоретических и эмпирических частот оценивается с помощью критерия согласия К. Пирсона.

Таблица 7 - Исходные данные для выявления закономерности превышения норм топлива (объект №1)

Число автотранспортных средств, превышающих нормы расхода топлива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого

Число видов автотранспортных средств, превышающих нормы расхода топлива 1 3 0 4 2 4 1 0 0 1 16

Теоретические частоты распределения Пуассона определяются по формуле

Г = п

Лт-е т!

(1)

Нахождение теоретических частот производится в следующей последовательности:

1. Определяется величина X, равная среднему числу среднему появлению события (среднее число автотранспортных средств, превысивших нормы расхода топлива в каждом виде автотранспортных средств):

Л = -

(2)

1 Носко, В.П. Эконометрика: учебник / В.П. Носко // Кн.2. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. -576 с.

где т - число автотранспортных средств,

превышающих нормы расхода топлива;

f - число видов автотранспортных

средств, превысивших нормы расхода топлива.

Расчет по формуле 2:

, 0-1 + 1-3 + 2-0 + 3-4 + 4-2 + 5-4 + 6-1 + 7-0 + 8-0 + 9-1 Л =-= 3,625

16

,-Л

2. Определяется значение е~Л = 2,71828~3'625 =0,0267.

3. Для каждого значения т по приведённой формуле определяется теоретическая частота (формула 1):

при т=0: Т. 1б 3,625°-0,0267 р 13

О! '

приот=1: г = 16,3,625'-0,0267 = - 1!

О ,, 3,6252-0,0267 „01 прит=2: Г = 16-^-?-= 2,81

2!

при т=3: г = 16, 3,625^-0,0267 =

3!

при/»=4: г = 16.3,625--0,0267 =

4!

прит=5: г = 16. 3,625^ -0,0267 =

5!

. „ лг 3,6256 • 0,0267 при/»=6: /-' = 16-^-:-= 1,35

6!

при/»=7: Г = 16.3,625^.0,0267^

7!

при/»=8: г = 16.3,6258-0,0267 = ()32

8!

п ,, ^ 3,6259-0,0267 Л1„ при/»=9: /-' = 16-^-:-= 0,13

9!

Эмпирические и теоретические частоты приведены в таблице 8. В ней представлено

распределение («хи-квадрат»).

Таблица 8 - Расчет эмпирических и теоретических частот, распределение % (Для объекта №1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число видов автотранспортных средств, превысивших нормы расхода топлива Число видов (/-/' )2 Г

Эмпирические частоты / Теоретические частоты /'

0 1 0,43 0,57 0,756

1 3 1,55 1,45 1,356

2 0 2,81 -2,81 2,810

3 4 3,39 0,61 0,110

4 2 3,07 -1,07 0,373

5 4 2,23 1,77 1,405

6 1 1,35 -0,35 0,091

7 0 0,70 -0,7 0,700

8 0 0,32 -0,32 0,320

9 1 0,13 0,87 5,822

Итого 16 «76 13,743

На рисунке 1 представлено графическое рит о достаточной близости между эмпириче-сопоставление обоих распределений, что гово- ским и теоретическим распределениями.

— Эмпирическое распределение

— Теоретическое распределение

Рисунок 1 - Графическое сопоставление распределений для объекта №1

Таблица 9 - Исходные данные для выявления закономе

рности превышения норм топлива (объект №2)

Число автотранспортных средств, превышающих нормы расхода топлива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого

Число видов автотранспортных средств, превышающих нормы расхода топлива 2 3 3 4 2 4 1 1 2 0 22

Степень расхождения теоретических и эмпирических частот зачастую оценивается с помощью .2,

критерия % (критерия Пирсона1) по формуле 3

Xрасч

(/-/') /

2

(3)

Расчет: ^ = 13,743.

> расч

Полученное значение %^асч сравнивается

с табличным значением Хтабл' котоРое определяется по таблице. При вероятности Р=0,95 и числе степеней свободы £=10-3=7 данное зна-

2

чение равно Хтабл =14Л-

2 2

Согласно формуле храсч < Хтабл приводится неравенство 13,743<14,1.

Следовательно, гипотеза близости эмпирического распределения к распределению Пуассона не отвергается.

Далее рассматривается описанная выше технология для объекта №2.

В данном примере по описанной выше методике находятся теоретические частоты распределения Пуассона:

1. Определяется величина X: _ 0-2 + 1-3 + 2-3 + 3-4 + 4-2 + 5-4 + 6-1 + 7-1 + 8-2 + 9-0 _ 545 ~ 22 ~ '

3. Определяются теоретические частоты:

Л ,, „„ 3,545°-0,0289 при/и=0: (' = 22-----= 0,64

0!

, ,, „„ 3,545^0,0289

при/и=1: С = 22-—---= 225

1!

при/и=2: /' = 22.^^ = 4,00

2!

при™=3: /' = 22-^-^ = 472

3!

при/и =4: 7, = 22.3,545^.0,0289 = 418

4!

при^5:/' = 22.3-5455-°-0289 = 297

_ д „„ 3,5456-0,0289 лпс при/и=6: Г = 22-—---= 175

7 6!

- „„ 3,5457-0,0289 при/и=7: Г = 22-—---= 0,89

7 7!

при/и=8: /' = 22-^^ = 0,39

8!

_ о „„ 3,5459-0,0289 П1г при/и=9: Г = 22-—---= 0,15

9!

Эмпирические и теоретические частоты, а

2

также результаты вычислении по критерию X приведены в таблице 10.

2. Определяется значение е : е"я =2,71828"3'545 = 0,0289.

Таблищ 10 - Расчет эмпирических и теоретических частот, распределение X (Для объекта №2)

Число видов автотранспортных средств, превысивших нормы расхода топлива Число видов (/-/' )2 Г

Эмпирические частоты / Теоретические частоты /'

0 2 0,64 1,36 2,890

1 3 2,25 0,75 0,250

2 3 4,00 -1 0,250

3 4 4,72 -0,72 0,110

4 2 4,18 -2,18 1,137

5 4 2,97 1,03 0,357

6 1 1,75 -0,75 0,321

7 1 0,89 0,11 0,014

8 2 0,39 1,61 6,646

9 0 0,15 -0,15 0,150

Итого 22 «22 12,125

1 Боровков, А.А. Математическая статистика: учебник / А.А.Боровков. - М.: Лань, 2010. - 704 с.

Графическое сопоставление обоих рас- между эмпирическим и теоретическим распре-пределений говорит о достаточной близости делениями и представлено на рисунке 2.

— Эмпирическое распределение

— Теоретическое распределение

Рисунок 2 - Графическое сопоставление распределений для объекта №2

На основе неравенства 12,125<14,1 (при вероятности Р=0,95 и числе степеней свободы £=10-3=7) делается заключение, что гипотеза

близости эмпирического распределения к распределению Пуассона не отвергается.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 14.07.2015) "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

2. Надбавки к нормам расхода топлива [Электронный ресурс]. - URL: http://avtotrans-consultant. ru/ nadbavki-k-normam-rasxoda-topliva/.

3. Кормин, А.М. Меры предотвращения проблем при эксплуатации автомобиля в зимний период / А.М. Кормин // Материалы региональной научно-практической конференции обучающихся и студентов «Практико-ориентированные молодежные исследования проблем региона» / под редакцией Ю.Н. Фролова. 2012. - С. 36-40.

4. Носко, В.П. Эконометрика: учебник / В.П. Носко. Кн. 2. - М.: Дело РАНХиГС, 2011. - 576 с.

5. Боровков, А.А. Математическая статистика: учебник / А.А. Боровков. - М.: Лань, 2010. -

704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.