УДК 656.13
ЭКОНОМИЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА АВТОТРАНСПОРТОМ
УНИВЕРСИТЕТА
С. В. Голобоков, И. М. Напалков
MOTOR FUEL SAVING VEHICLES UNIVERSITY S. V. Golobokov, I. M. Napalkov
Аннотация. Актуальность и цели. Моторное топливо, потребляемое автопарком университета, является одним из видов топливно-энергетических ресурсов, по которому в соответствии с федеральным законодательством установлены показатели эффективного использования. Цель данного исследования - предложить мероприятия и оценить величину экономии моторного топлива и затрат на содержание автопарка в условиях образовательного учреждения. Материалы и методы. Для решения поставленных задач были выполнены расчеты нормативного расхода топлива по каждой транспортной единице автопарка, годового пробега и объема транспортной работы, экономии или перерасхода топлива и величина удельного расхода. Расчеты выполнены в среде Exel. Результаты. Для снижения затрат на моторное топливо предложено ликвидировать морально устаревшие автомобили, заменить автобусы современными моделями, организовать пост диагностики и регулировки топливной аппаратуры. Все мероприятия реализованы на базе университета. Выводы. Реализация мероприятий позволит снизить расход моторного топлива не менее 30 тыс. л в год и получить экономию бюджетных средств не менее 960 тыс. руб. в год.
Ключевые слова: нерациональные потери топлива, путевой расход топлива, пост диагностики, экономия затрат.
Abstract. Background. Motor fuel consumed by vehicle fleet of the University, is one of the types of energy resources, which, in accordance with federal legislation establishes indicators of effective use. The objective of this study is to offer activities and estimate savings vehicle fuel and maintenance costs of the fleet in terms of educational institutions. Materials and methods. For solving normative calculations were made of fuel consumption for each transport unit fleet, annual mileage and the volume of transport work, savings or overexpenditures and fuel value rate. Calculations are made in the environment of Exel. Results. To reduce the cost of motor fuel requested to eliminate obsolete automobiles, buses replace modern models, arrange post Diagnostics and adjustment of fuel equipment. All activities are implemented on the basis of the University. Conclusions. The motor fuel consumption will be reduced at least 30 thousand liters per year, and allow savings budget not less than 960 thousand rubles per year.
Key words: motor fuel loss, track fuel consumption, diagnostics, cost savings.
Деятельность любого предприятия в настоящее время невозможна без транспортного обслуживания. Важной статьей расхода на содержание автопарка является стоимость топлива. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» устанавливает показатели, нормативы и периодичность отчетности по экономии топливно-энергетических ресурсов [1]. Моторное топливо является одним из видов ТЭР, по которому ведется строгая отчетность, в том числе и по показателям эффективного использования. Требованиями федерального законодательства предусмотрено проведение энергоаудита один раз в 5 лет и снижение расходования моторного топлива по сравнению с базовым годом не менее чем на 3 % ежегодно. Анализ работы и экономии моторного топлива ав-
тотранспортом Пензенского государственного университета (ПГУ) выполнен по результатам энергоаудита за 2011 г. К настоящему времени получены основные результаты внедрения рекомендаций по экономии моторного топлива.
Автотранспортный участок ПГУ насчитывает 19 единиц подвижного состава, в том числе 3 автобуса и микроавтобуса, 2 грузовых автомобиля, 2 трактора, 12 легковых автомобилей. Основные показатели и результаты эксплуатации автопарка и спецтехники представлены в табл. 1.
Автотранспортный участок ПГУ выполняет следующие задачи:
1) материально-техническое снабжение;
2) служебный транспорт для структурных подразделений;
3) персональный транспорт для первых лиц администрации;
4) обеспечение хозяйственной деятельности;
5) спортивно-массовые мероприятия;
6) научно-производственная деятельность.
Задачи, решаемые автотранспортом, являются типичными и в той либо иной мере встречаются практически во всех предприятиях и учреждениях. Особенностью использования автопарка в условиях университета является транспортное обслуживание культурно-массовых мероприятий, спортивных праздников, конференций, экскурсий, выездных занятий и полевых испытаний. Для проведения общественных мероприятий нужно перевозить большое число пассажиров. Зачастую требуется организовать доставку единичных экземпляров оборудования, приборов, оргтехники и средств наглядной агитации.
Задач поддержания материальных потоков, доставки по графикам от большого числа поставщиков, разбросанных по всей стране, как на большинстве промышленных предприятий, в условиях университета нет. Для служебных и хозяйственных нужд загрузка легковых автомобилей составляет 1-2 человека. Большую часть времени транспорт эксплуатируется недогруженный. Все это сказывается на графике работы парка, режиме эксплуатации автомобилей и в конечном счете - на итоговых технико-экономических показателях.
Средний возраст подвижного состава составляет 11 лет. Парк автомобилей достаточно старый и нуждается в обновлении, но ввиду недостатка собственных средств, выделяемых на транспортное обслуживание, замена парка ведется медленно. Собственного транспорта не хватает, поэтому диспетчерская служба использует часть автомобилей сторонних организаций по долгосрочным договорам или разовым заявкам. В основном это касается автобусов большой вместимости, микроавтобусов, грузовых автомобилей и спецтехники.
Подвижной состав хранится на парковке, в зимнее время в отапливаемых закрытых стоянках, грузовые автомобили и спецтехника хранятся на открытых стоянках. Транспортный участок имеет собственную ремонтную базу, всего в гараже - 16 отапливаемых боксов, есть небольшая ремонтная мастерская. В специализированном боксе установлен стенд КАД-400 для диагностики технического состояния автомобилей российского производства и совместимых с ними импортных автомобилей. Часть работ по техническому обслуживанию и ремонту выполняется в сторонних организациях на договорной основе. Автомобили импортного производства обслуживаются у дилеров. Мойка автомобилей выполняется на специализированном участке с применением установок воздушно-капельной мойки фирмы «Керхер».
Таблица 1
Сводная таблица расходования моторного топлива
№ п/п Марка транспортного средства Грузо-, пассаж и ров мести м ость, т, чел. Год выпуска Пробег, км Грузо-, пассажи рооборот, тыс. т-км, пасс-км Марка топлива Выдано за год, л Экономия, перерасход, л Удельный расход топлива, Л / т-км
1 Hyundai Tuscan 5 2007 44 100 — АИ-95 5858 -96
2 Renault Megane 5 2008 44 775 АИ-95 4519 -48
3 Hyundai ix55 5 2010 40 084 АИ-95 8992 174
Итого 128 959 АИ-95 19 369 30
4 ГА 3-3102 5 2003 51 349 128,3 А И-92 7803 -413 0,06
5 ГА 3-3221 5 2001 9686 28,205 АИ - 92 2016 -76 0,07
6 Ford Focus 5 2005 36 665 39,489 АИ-92 3866 -20 0,1
7 ГА 3-3102 5 2000 37 272 ! 14,599 А И-- 92 5609 -355 0,05
8 Ford Focus 5 2007 44 308 1 ¡8,348 АИ-92 4625 -72 0,04
9 ГА 3-2705 15 2009 55 296 456,81 АИ-92 10 984 -75 0,02
10 ГАЗ-2705 15 2005 47 900 256,539 АИ-92 9553 -27 0,04
11 ПАЗ-3205 35 2006 71 992 1056,2 АИ-92 25 939 22 0,02
Итого 354 468 2198.49 АИ-92 70 395 -1015
12 УАЗ-3909 7 ¡998 4106 20,091 А-80 979 -6 0,05
13 ЗИЛ-433360 6 1990 41 163 129,807 А-80 18 073 -39 0,14
14 ПАЗ-3205 35 1996 0 0 А-80 0 0 0
15 ЗИЛ-4502 8 1995 0 0 А-80 0 0 0
Итого 45 269 ¡49,898 А-80 19 052 -45
16 КамАЗ-45143 10 1997 36 159 ¡96,478 дт 18 053 -27 0,09
17 Тр-р МТЗ-80 0 1982 0 0 ДТ 0 0
18 Тр-р МТЗ-82 0 1998 1566 0 ДТ ¡3 152 624
19 КАВЗ 423531 32 1998 16 488 ¡83,333 ДТ 491 1 -35 0,02
Итого 54213 379,811 ДТ 36 1 ¡6 462
Всего 582 909 144 932 ^170
Заправка автомобилей выполняется на АЗС общего пользования, собственного топливного терминала предприятие не имеет. Водителю выдается пластиковая карта «Роснефть», на которую ежемесячно перечисляется определенная сумма; водитель заправляется на АЗС, и с карты списывают затраченные на заправку средства. В случае междугородних поездок или отсутствия средств на пластиковых картах водители заправляют автомобили за наличный расчет. Затем водитель отчитывается в бухгалтерии по кассовым и товарным чекам за приобретенное топливо и фактически израсходованный объем топлива по пробегу автомобиля, взятому из путевого листа.
Учет выдачи и расходования топлива ведется по личным заправочным карточкам, пробег автомобилей учитывается по путевым листам. Годовой объем выданного водителям топлива определяется как сумма выданного топлива по месяцам, а фактический расход топлива за месяц равен сумме выданного топлива и остатка в баке на начало месяца минус остаток бака на конец месяца.
Годовой объем израсходованного топлива за 2011 г. составил:
1) бензин АИ-95 - 19,4 тыс. л;
2) бензин АИ-92 - 70,4 тыс. л;
3) бензин А-80 - 19 тыс. л;
4) дизельное топливо - 36 тыс. л.
Объем потребления моторного топлива по предприятию за год составил 145 тыс. л, общая стоимость моторного топлива - 3376 тыс. руб., из них стоимость бензина - 2531 тыс. руб., дизельного топлива - 845 тыс. руб.
На каждый автомобиль на предприятии утверждены нормы расхода топлива в летнее и зимнее время. За базовый путевой расход топлива приняты значения, рекомендованные Министерством транспорта РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 г. Для автомобилей импортного производства назначен нормативный расход топлива завода-изготовителя. В зависимости от возраста автомобиля, условий эксплуатации, наличия дополнительного оборудования устанавливаются корректирующие коэффициенты. Нормативный путевой расход получают путем умножения базового значения на корректирующие коэффициенты.
Для оценки эффективности использования моторного топлива для выполнения транспортной работы рассчитан удельный расход топлива на т-км или пасс-км путем деления фактического объема затраченного топлива на грузооборот по каждому автомобилю [2]. Для легковых автомобилей этот показатель составляет 0,03-0,05 л/пасс-км. Повышенный расход 0,1 л/пасс-км отмечен для автомобиля Ford Focus, государственный номер Н-303АУ. Для автобуса эта величина составляет 0,015-0,025 л/пасс-км.
Для грузового автомобиля ЗИЛ-4333, работающего на бензине, этот показатель составляет 0,14 л/т-км. Удельный расход топлива автомобиля КамАЗ-5414, работающего на дизельном топливе, достигает значения 0,09 л/т-км.
Эффективность эксплуатации автомобилей можно оценить по перерасходу или экономии топлива. Величина потерь топлива по каждому автомобилю найдется как разница нормативного и фактически израсходованного за год объема топлива. Если фактический годовой расход топлива превышает нормативный, имеет место перерасход топлива. Если фактический годовой
расход меньше нормативного - наблюдается экономия топлива. Причиной перерасхода может быть эксплуатация транспорта в условиях интенсивного городского движения, многочисленных пробок, снижения средней скорости на маршруте и повышения путевого расхода топлива [3]. В среднем по парку легковых автомобилей экономия топлива составляет 1000 л, что позволяет сделать вывод о том, что нерациональных потерь моторного топлива нет.
При анализе данных предпоследнего столбика табл. 1 наблюдается экономия моторного топлива по большинству автомобилей. Перерасход топлива отмечается для автомобиля Hyundai ix-55. Экономия бензина в год составляет 1030 л, перерасход дизельного топлива - 640 л, в целом по парку экономия в год составляет 470 л моторного топлива, или 0,3 %.
Спецтехника - тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 - используется для хозяйственных нужд предприятия, и оценка эффективности использования без надежности обеспечения достаточно сложной инфраструктуры университета будет некорректной. Трактор МТЗ-80 длительное время находится в ремонте, поэтому перерасход топлива трактором МТЗ-82 вполне допускается, тем более в относительных величинах он очень мал.
По результатам проведенных исследований и расчетов можно дать следующие рекомендации по оптимизации транспортной схемы, совершенствованию организации перевозок и снижению расхода моторного топлива.
1. Ликвидировать 2 автомобиля ГАЗ-3102 (пп. 4 и 7 табл. 1) как морально устаревшие, физически изношенные, потребляющие завышенное количество топлива. Годовой пробег этих автомобилей составляет 88 тыс. км, транспортная работа - 243 тыс. пасс-км. Эти автомобили за год потребляют 14,2 тыс. л бензина. Средняя загрузка заменяемых автомобилей составляет 3 чел., рекомендуется приобрести легковые автомобили Hyundai Solaris. Приобретение более современных автомобилей позволит решить транспортные задачи заменяемой партии автомобилей и снизить расход топлива.
Путевой расход топлива новых автомобилей составляет 8 л/100 км. При годовом пробеге заменяемых автомобилей 88,7 тыс. км расход топлива составит 7096 л, что позволит сэкономить в следующем году 7084 л бензина на сумму 165 тыс. руб. Цена нового автомобиля Hyundai Solaris производства г. Санкт-Петербург составляет 480 тыс. руб. Стоимость двух автомобилей будет 960 тыс. руб. Срок окупаемости - 6 лет. Относительная экономия составит 5 %.
2. Пассажирские перевозки выполняются двумя автобусами ПАЗ и КАВЗ, результаты работы которых приведены в табл. 1. Автомобили физически новые, но морально устаревшие, потребляют 31 тыс. л бензина за год. Годовой пробег составляет 88,5 тыс. км, транспортная работа - 1239 тыс. пасс-км.
Для замены указанных автобусов рекомендуется приобрести микроавтобусы «ФОРД Транзит-460», пассажировместимостью 22 места. Для замены понадобится 2 микроавтобуса, максимальный объем перевозок составит 3894 тыс. пасс-км. Средний путевой расход топлива в городском цикле составляет 10 л/100 км. Цена микроавтобуса у официальных дилеров -1380 тыс. руб., общая сумма составит 2720 тыс. руб.
Расход топлива микроавтобусов составит 8850 л, что позволит получить экономию топлива 22 150 л на сумму 518,3 тыс. руб. Срок окупаемости составит 5,2 года. Относительная экономия топлива - 15,3 %.
3. Заключить договор с автотехцентром «Сура-Моторс» на техническое обслуживание и ремонт имеющегося стенда КАД-400 для диагностики легковых автомобилей иностранного производства. Диагностика технического состояния двигателей, микропроцессорных систем управления, систем активной безопасности, проверка и регулировка топливной аппаратуры позволяют поддерживать технические характеристики автомобилей [4].
Диагностика и своевременное обнаружение неисправности топливной аппаратуры двигателей дает экономию топлива на новых автомобилях до 10 %, а на старых автомобилях с нарушением регулировок - до 30 % [4, 5]. Поскольку автомобили иностранного производства практически новые, будем считать, что за счет грамотной эксплуатации можем получить экономию топлива 5 %.
Легковые автомобили расходуют в год 64 тыс. л бензина АИ-92 и АИ-95. Экономия моторного топлива в результате совершенствования техпроцессов диагностики и технического обслуживания с применением комплекса КАД-400 составит ориентировочно 3200 л. Экономия в денежном выражении - 74,88 тыс. руб., относительная экономия моторного топлива по этому мероприятию составит 2,2 %. Стоимость фирменного обслуживания моторного стенда КАД-400 для шести марок составит 24 тыс. руб. в год. Срок окупаемости - 0,3 года.
Таким образом, реализация выбранных мероприятий в течение последующих 5 лет позволит выполнить требования федерального законодательства и получить не менее 32,4 тыс. л экономии моторного топлива, или до 20 %. Экономия затрат в случае реализации мероприятий составит 758 тыс. руб.
Список литературы
1. Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». - URL: http://www.rg.ru/2009/ 11/27/energo-dok.html
2. Щепетова, В. А. Влияние автомобильно-транспортного комплекса на экологическую ситуацию города Пензы и пути решения проблем / В. А. Щепетова, Е. С. Сорокина // Энергоэффективность, энергосбережение и экология в городском строительстве и хозяйстве : сб.тр. Междунар. науч.-техн. конф. - Пенза : ПГУАС, 2013.
3. URL: http://gruzavtoperevozki.ru/
4. URL: http://ee-russia.ru/topic/247-meroprijatija-po-akonomii-avtomobilnogo-topliv/
5. Котлярова, Е. В. Показатели работы автотранспортного предприятия : метод. указания / Е. В. Котлярова, А. Н. Кобылицкий. - Хабаровск : ДВГУ ПС, 2013. - 41 с.
Голобоков Сергей Владимирович
кандидат технических наук, доцент, кафедра электроэнергетики и электротехники,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Golobokov Sergey Vladimirovich candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of electric power engineering, Penza State University
Напалков Игорь Михайлович
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Napalkov Igor' Mikhaylovich student,
Penza State University
УДК 656.13 Голобоков, С. В.
Экономия моторного топлива автотранспортом университета / С. В. Голобоков, И. М. Напалков // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 4 (16). - С. 136-142.