Научная статья на тему 'Экономическая оценка страхового мошенничества и международная практика его пресечения'

Экономическая оценка страхового мошенничества и международная практика его пресечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Е. И.

Белякова Е.И. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ. Страховые компании во всем мире сталкиваются с проблемами страхового мошенничества и применяют правовые, общественные и внутрикорпоративные методы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belyakova E.I. ECONOMIC ASSESSMENT OF INSURANCE FRAUD AND INTERNATIONAL PRACTICE OF ITS PREVENTION. In all the world insurance companies face with fraud deals and take legal, social and intracorporate measures for their prevention.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка страхового мошенничества и международная практика его пресечения»

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЯ

Е.И. БЕЛЯКОВА, ст. преподаватель каф. финансов, банковского и биржевого дела МГУЛ

В международной практике под страховым мошенничеством понимается умышленное преступление, направленное на обман страховой компании и совершенное страхователем (выгодоприобретателем) с целью необоснованного обогащения за счет страховщика путем искажения информации об объекте страхования, совершения действий, направленных на наступление страхового случая или увеличение суммы страхового возмещения. В Европе убытки от мошенничества составляют 8 млрд евро, Европейский комитет по страхованию оценивает его в 2 % от страховых премий Евросоюза.

В США страховые потери от мошенничества ежегодно составляют примерно 100 млрд долл. Большая доля случаев мошенничества приходится на медицинское и автострахование. В Канаде по расчетам Canadian Coalition Against Insurance Fraud (CCAIF) страховые мошенники каждый год наносят ущерб не менее 1,3 млрд руб., что составляет 10-15 % от общей годовой страховой премии.

По данным Федеральной службы страхового надзора, ежегодно российские страховщики теряют 15 млрд руб. из-за злоумышленных действий клиентов и сотрудников, 70 % этих случаев приходится на аферы в сфере автострахования.

Для экономической оценки потерь от страхового мошенничества можно предложить ряд показателей микро- и макроуровня. К показателям микроуровня относятся абсолютный эффект и рентабельность мошенничества. Абсолютный эффект мошенничества рассчитывается по формуле Э = В - П - З,

где Э - абсолютный эффект;

В - суммарные выплаты, получаемые (предполагаемые) за период страхования;

П - уплачиваемая совокупная страховая премия;

З - затраты мошенника на незаконное получение выплаты (взятки, подкупы,

расходы на фальсификацию страхового случая, подделку документов и т.п.)

Рентабельность мошенничества Р = (Э / (П + З))(1 - Квер).

Коэффициент вероятности разоблачения (Квер) показывает долю раскрытых и незавершенных преступлений в общем числе попыток мошенничества. Для расчета применяется следующая формула

К = (Ч + Ч ) / Ч, .

вер 4 раскрытых незавершенных' общ.

Общее число всех попыток мошенничества (удавшихся и неудавшихся) установить можно, пользуясь приблизительными экспертными данными, характеризующими уровень наказуемости и раскрываемости мошенничеств по определенным видам страхования в определенном регионе. Например, в автостраховании, по мнению некоторых экспертов, «удается одно мошенничество из семи».

Для страховщика потери от действий мошенников подразделяются на прямые и косвенные (таблица). По данным таблицы видно, что прямые затраты, связанные со страховым мошенничеством, увеличивают нетто-ставку (пункты 1,2) и нагрузку в части расходов на ведение дела (пункты 3-6). В свою очередь, нетто-ставка и нагрузка образуют брутто-ставку, или страховой тариф, который определяет плату за страховую услугу, поэтому выплаты мошеннику фактически финансирует добропорядочный страхователь. Косвенные потери отрицательно сказываются на маркетинге страховщика.

На макроуровне также возникают следующие негативные последствия от мошенничества:

- повышение тарифов, удорожание страховых услуг по рынку в целом;

- отвлечение (нецелевое использование) средств страховых резервов, которые принадлежат всем страхователям и должны использоваться на правомерные выплаты, перераспределение тарифных надбавок (то есть финансирование убытков по криминальноопасным видам страхования или группам клиентов за счет других, рентабельных полисов);

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

73

ЭКОНОМИКА

Таблица

Прямые и косвенные потери страховщиков от страхового мошенничества

Прямые затраты Косвенные потери (уменьшение сбыта)

Суммы «незаконных» выплат Завышенные (с поправкой на мошенничество) тарифы

Расходы на урегулирование убытков по доказанным и недоказанным мошенничествам Непривлекательные, слишком жесткие для клиента условия страхования

Расходы на содержание подразделений страховой компании, занятых выявлением случаев мошенничества Падение репутации компании, замешанной в скандале, связанном с мошенничеством

Оплата услуг сторонних лиц и организаций (экспертов и т.п.); Раскрытие клиентских баз (в процессе борьбы с мошенничеством) и переманивание клиентов конкурентами

Плата за пользование едиными информационными ресурсами

Взносы в общественные организации по борьбе с мошенниками

- банкротства страховщиков;

- уменьшение вследствие этого налогооблагаемой базы и недополучение налоговых платежей государством;

- ослабление правосознания граждан и криминализация общества;

- уменьшение спроса на страхование из-за падения репутации страховой отрасли в целом и, как следствие, наличие в экономике большого количества незастрахованных объектов и некомпенсируемых убытков.

Из вышесказанного следует вывод, что страховые мошенничества - проблема государственная, а не узкоотраслевая.

Зарубежные методы борьбы с мошенничествами весьма многообразны и проверены многолетней практикой. Все используемые в развитых странах методы следует сгруппировать следующим образом:

- правовые;

- общественные;

- внутрикорпоративные.

Правовые методы. В эту группу относят методы борьбы с мошенничеством путем введения соответствующих норм уголовного права, непосредственно относящихся к страховым мошенничествам.

В большинстве стран, как и в России, страховые мошенничества и санкции за их совершение определяются обычными нормами уголовного права, предусматривающими ответственность за мошенничество вообще (то же относится и к другим страховым преступлениям). Однако в ряде стран страховое мошенничество включено в уголовные кодексы как самостоятельный состав преступ-

ления. Там действуют нормы, определяющие страховое мошенничество (а в некоторых странах и иные страховые преступления) как отдельный вид, со своими квалифицирующими признаками и мерой ответственности:

- статья 11 гл. 9 УК Швеции предусматривает ответственность за приготовление к совершению мошенничества лица, которое для обмана страхового общества или с иными мошенническими намерениями причиняет телесные повреждения себе или другому лицу или наносит ущерб имуществу, принадлежащему ему или другому лицу;

- статья 151 УК Австрии («Злоупотребление страхованием») предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или штраф до 360 дневных норм за преднамеренное разрушение или повреждение застрахованного имущества, или за нанесение себе или другому лицу телесных повреждений, или за иное причинение вреда здоровью;

- статья 265 УК Германии («Обман с целью получения повышенной страховки») выделяет поджог как наиболее общественно опасный вид страхового мошенничества;

- статья 183 УК Китая, предусматривающая наказание за преступления, совершенные работниками страховой компании по организации страхового случая и присвоения страховой выплаты (лишение свободы до пяти лет), и ст. 198, устанавливающая ответственность за страховое мошенничество со стороны страхователя (наказанием может быть лишение свободы на срок свыше 10 лет - самое жесткое наказание в мировой практике за данный вид преступлений);

74

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

- статья 213 УК Болгарии предусматривает наказание за уничтожение или повреждение застрахованного имущества;

- статья 298 УК Польши предусматривает уголовную ответственность того, кто с целью получения компенсации по договору страхования вызывает происшествие, являющееся основанием для выплаты такой компенсации;

- статьи 327-328 УК Голландии и др.

В США данный вопрос регулируется

на уровне штатов, а не федерального законодательства. Поэтому ответственность за страховое мошенничество в разных штатах отличается. Кроме того, типичной чертой американской системы является то, что там отводится место и законодательным нормам и действиям специально созданных государственных органов и общественных институтов саморегулирования страхового рынка. Например, законом штата Флорида, где мошенничество при предъявлении страховой претензии считается уголовным преступлением третьей степени, страховщики могут заявлять о любых подозрительных претензиях в специальный отдел страхового департамента этого штата, занимающийся расследованием таких случаев.

В штате Кентукки, на который так часто любят оглядываться российские специалисты при сравнении отечественной ситуации с западной, законодательно предписано (Актом KRS 304.47-080) всем страховым компаниям создавать специальные отделы для рассмотрения мошеннических претензий, подаваемых на возмещение страхователями или службами ремонта. Если после экспертизы, проведенной страховой компанией своими силами или через привлеченных сторонних экспертов, остаются сомнения в наличии страхового случая, выплаты не происходит, а дело передается в Департамент страхования штата Кентукки для расследования (ежегодно рассматривающий около 500 таких претензий).

Общественные методы. Методы этой группы осуществляются за счет всех или группы страховщиков, а также за счет средств объединений страховщиков и служат для предупреждения и раскрытия мошенничеств вообще, то есть фактически работают в пользу всех страховых компаний или их части (например операторов рынка автострахования).

Они включают:

- составление «черных списков» неблагонадежных страхователей и агентов;

- создание единых баз данных застрахованного автотранспорта;

- создание общественных организаций по борьбе со страховыми мошенничествами на региональном, национальном и международном уровнях;

- обеспечение соблюдения принципа гласности раскрытых мошенничеств (т.е. предание огласке разоблаченных фактов мошенничества и наказание преступников. Отдельно огласке предаются неудавшиеся и курьезные случаи мошенничества).

Центральным звеном «общественной» системы контроля и предупреждения являются единые банки данных по клиентам и автотранспорту, однако обратной стороной этого метода неизбежно становится раскрытие клиентских баз и потеря клиентов (уход к конкурентам). Развитые в страховом отношении страны этому менее подвержены, клиент «держится» за своего страховщика. А в относительно недавно внедривших ОСАГО странах такая проблема есть. Тем не менее, в ряде европейских стран (Австрии, Великобритании, Греции, Финляндии, Исландии, Португалии, Испании и Швеции) страховые компании имеют доступ к национальным базам и учетам по владельцам автомобилей, а при прохождении процедуры регистрации автомобилей полиция в обязательном порядке истребует страховые документы.

В США существует ряд общенациональных баз данных, часть из которых за небольшую плату может быть доступна любому лицу. Через интернет-сайты (например www. autocheck.com и www.auto. consumerguide. com) можно отправить запрос на любой автомобиль и узнать всю его предыдущую историю: попадал ли он в аварии, пожары, стихийные бедствия, как и когда менял собственников и регистрировался.

Внутрикорпоративные методы. Страховым компаниям в типовых формах договоров страхования, заявлений о страховании и о страховой выплате следует более четко оговаривать ответственность страхователя за предоставление ложных сведений

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.