Научная статья на тему 'Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел'

Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
817
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ECONOMIC RESEARCHES / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачев Александр Владимирович

В статье рассмотрены возможные направления экономических исследований, являющихся научно-методологической основой эффективной правоохранительной деятельности. Автор выделил четыре группы проблем обеспечения безопасности и правопорядка, решение которых целесообразно искать на основе объективных законов экономики и экономических инструментов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грачев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic science on service of law-enforcement activity of law-enforcement bodies

In article possible directions of the economic researches which are a scientifically-methodological basis of effective law-enforcement activity are considered. The author has allocated four groups of problems of safety and the law and order which decision is expedient on the basis of objective laws of economy and economic tools of management

Текст научной работы на тему «Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел»

УДК 338.462 А.В. Грачев*

Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел

В статье рассмотрены возможные направления экономических исследований, являющихся научно-методологической основой эффективной правоохранительной деятельности. Автор выделил четыре группы проблем обеспечения безопасности и правопорядка, решение которых целесообразно искать на основе объективных законов экономики и экономических инструментов управления.

Ключевые слова: экономические исследования, правоохранительная деятельность, органы внутренних дел.

A.V. Grachyov*. Economic science on service of law-enforcement activity of law-enforcement bodies. In article possible directions of the economic researches which are a scientifically-methodological basis of effective law-enforcement activity are considered. The author has allocated four groups of problems of safety and the law and order which decision is expedient on the basis of objective laws of economy and economic tools of management.

Keywords: economic researches, law-enforcement activity, law-enforcement bodies.

Как показывает отечественная практика и опыт зарубежных стран, в нейтрализации таких угроз национальной безопасности, как криминализация общества, ведущее место занимают правоохранительные органы. От их компетентности, оперативности, профессионализма зависит очень многое. В истории России правоохранительные органы и органы внутренних дел, в частности, всегда занимали значимое место в системе государственного управления.

Научные исследования и разработки в области различных отраслей права, криминалистики, криминологии всегда выступали фундаментом деятельности органов внутренних дел. И это не случайно, если учесть, что основной задачей органов внутренних дел в правовых государствах, на место среди которых претендует Россия, является защита прав отдельных граждан и правопорядка в обществе в целом.

Между тем экономический аспект правоохранительной деятельности долгое время оставался второстепенным и не востребованным учеными, так и практиками-управленцами отечественной правоохранительной системы.

В начале 70-х гг. XX в. появились первые зарубежные исследования, посвященные экономической теории преступности и экономической роли правоохранительных органов. Работы Нобелевского лауреата Г.Беккера, Р.Андерсона, М.Рейнолдса и др. исследователей проблем взаимосвязи экономики, преступности и правоохранительной деятельности получили широкую известность в мире. В России же экономические аспекты деятельности органов внутренних дел стали объектом научных разработок только в начале 90-х гг. В числе первооткрывателей данной проблемы можно выделить профессора А.А. Крылова, известная работа которого посвящена социально-экономическим основам деятельности милиции в обществе рыночного типа.

К сожалению, в настоящее время существует острое противоречие между теми возможностями, которые дает включение экономических аспектов в управление деятельностью органов внутренних дел, и теми реалиями, в которых исследование деятельности правоохранительных органов не выходит за рамки сферы административного права.

Решению данного противоречия и посвящена настоящая статья.

Выделим основные, на наш взгляд, аспекты и формы влияния экономики на правоохранительную деятельность и деятельность органов внутренних дел.

Первый аспект связан с необходимостью учета объективных экономических законов при определении норм и правил, исполнение которых должны контролировать и обеспечивать правоохранительные органы.

Чтобы закрепить отношения безопасности между людьми, народами, государствами устанавливаются нормы и принципы безопасных взаимоотношений — иными словами, создаются правила поведения в совершенно различных сферах деятельности (в т.ч. и экономической), соблюдение

* Грачев, Александр Владимирович. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д.1. Тел.: (812) 495-23-11, мб.: 8-905-205-13-87. E-mail: [email protected]

* Grachyov, Alexander Vladimirovich. The senior teacher of chair of accounting, the analysis and audit of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121, St.-Petersburg, Repin square, 1.

Статья поступила в редакцию 14 октября 2010 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

которых всеми если и не гарантирует полной безопасности, то, во всяком случае, повышает ее уровень за счет снижения степени неопределенности в поведении хозяйствующих субъектов. Нарушение же норм приводит к возникновению угроз различной степени опасности. Так, несоблюдение части из них являются правонарушениями, опасность которых незначительна и заключается не столько в прямом причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу, сколько в нарушении свойства определенности и предсказуемости в поведении хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, приводит к росту транзакционных издержек. Нарушения же других норм и правил признаются общественно опасными деяниями, преступлениями.

Обратим внимание, что несоблюдение норм создает опасность не только для тех, кто может стать объектом преступных посягательств, но и для тех, кто их нарушает. Это объясняется тем, что нарушители установленных правил при условии их обнаружения исключаются из числа потребителей такого чистого общественного блага как безопасность, напротив, становясь объектами репрессивных мер со стороны государства.

Однако соблюдение действующих норм и правил не всегда выгодно с экономической точки зрения, особенно в краткосрочной перспективе. Поэтому у государства и общества возникает необходимость в контроле и принуждении субъектов к исполнению установленных норм и правил, для чего и создаются специальные правоохранительные органы.

Именно через правовые предписания и запреты государство регулирует экономические отношения, именно через статьи соответствующих кодексов определяет, что легально, а что нет, что дозволено, а что запрещено. Соответственно, правовые нормы определяют объект для правоохранительной деятельности. К примеру, известный криминолог Б. Свенссон высказывает следующую мысль: «Нет законов в экономической сфере — нет и их нарушения; появились такие законы — как следствие этих законов возникла и преступность» [9, с. 276].

Функционал государства в рыночной экономике красноречиво выразил бывший премьер-министр Великобритании У.Гладсон: «Обязанность правительства создавать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно» [5]. Следовательно, для эффективной борьбы с преступностью важно не только определить, как эффективно защищать установленные правила, но и эффективность того, что защищать.

Используя экономическую терминологию, достаточно точно отразил зависимость преступности от эффективности правовой регламентации отношений внутри социальноэкономической системы норвежский криминолог Н.Кристи, который писал: «Нарушения закона в значительной мере должны рассматриваться как часть цены, которую нам приходится платить за то, каким образом мы организуем наши социальные системы» [10].

К сожалению, отечественная практика и уровень российской преступности показывают, что цена организации реформаторами 90-х нашей социально-экономической системы слишком высока. В данном случае органы внутренних дел остаются «заложниками» неэффективности права, регламентирующего как экономические отношения, так и саму правоохранительную деятельность. В условиях неэффективного законодательства деятельность правоохранительной системы нельзя признать эффективной, а ее результат — соответствующим потребностям безопасности страны в целом и отдельных хозяйствующих субъектов, даже несмотря на формальное решение поставленных перед ней задач [1].

История развития экономики и общества полна примеров, когда гражданам и хозяйствующим субъектам для обеспечения своей безопасности следовало не исполнять требования установленных государством норм и правил, а наоборот, их нарушать. Наиболее ярким примером служит продразверстка, когда «человек ставился от лица официальной власти перед выбором: сдать государству излишки хлеба и подвергнуться угрозе голодной смерти, либо эти излишки скрыть и подвергнуться уголовно-правовому преследованию» [7]. Поэтому органы внутренних дел, принуждая те или иные субъекты к исполнению неэффективных правовых актов, не повышают уровень экономической безопасности, а создают предпосылки для еще большей теневизации хозяйственной деятельности, криминализации общества и возникновения соответствующих им негативных последствий. Вдобавок к этому, требования со стороны правоохранительных органов соблюдения антиобщественных норм создают в лице милиции образ «народного врага», «полицейского диктатора», вызывают подрыв общественного доверия, в условиях чего невозможно функционировать эффективно.

Отсутствие общественного доверия означает, что органы внутренних дел воспринимаются как некий паразитический организм, приносящей лишь вред обществу, т.к. требует вложения больших материальных ресурсов, не обеспечивая его потребности в защите от преступности [5].

Соответственно, научные исследования в данной сфере должны быть направлены на поиск эффективных правовых норм, отвечающих реальным потребностям экономики и общества, соблюдать и исполнять которые было бы выгодно как с экономической, так и с иных точек зрения, абсолютному большинству.

Задача представителей органов внутренних дел — практиков и деятелей науки — видится в участии в правотворческой деятельности, в совершенствовании права на основе имеющейся информации о видах и причинах правонарушений, а также о требуемых и фактических правоохранительных инструментах органов внутренних дел. При этом следует учесть, что без специальных знаний объективных законов экономики разработка правовых норм, регулирующих экономические отношения, вряд ли увенчается успехом. Так же и борьба с налоговыми правонарушениями не будет

эффективной в долгосрочной перспективе без учета экономического закона Лаффера, или же борьба с субъектами теневой экономикой без учета экономической формулы преступности Беккера.

Второй аспект влияния экономики на правоохранительную деятельность связан с экономическим детерминизмом преступности.

В данном случае имеется в виду положение об объективном порождении преступности в условиях капиталистических отношений, которое обусловлено:

— приоритетом целевой установки получения прибыли над средствами ее получения, в т.ч. и преступными;

— институтом конкурентной борьбы, предполагающей не только «победителей», но и «проигравших», защиту которых рынок не реализует;

— искусственным формированием роста потребностей граждан, не соответствующих их объективным возможностям, наиболее вероятным способом удовлетворения которых является преступление.

В этом плане небезынтересно высказывание И.И. Карпеца, который утверждал, что «рыночная система изначально «беременна» преступностью». Практически аналогичные выводы сделаны В.В. Колесниковым, в работе которого утверждается, что «полное элиминирование эндогенных условий возникновения преступности возможно лишь при осуществлении коренных трансформаций в самих основаниях экономического строя, т.е. при условии устранения капиталистических основ господствующих рыночных экономических отношений и исчезновения капиталистического характера рыночной экономики как таковой» [9].

Соответственно, научные исследования в данном контексте должны быть направлены на выявление эндогенных экономических факторов преступности и разработку инструментов их устранения.

Так, В.П. Ревин подчеркивает, что «в каждый конкретный период преступность в обществе, детерминированная ситуацией в нем, существует в пределах «от — до» [2, с. 22-23]. Следовательно, задача экономистов заключается в разработке криминологически чистых моделей экономики, при которых уровень преступности потенциально находится в социально приемлемых и безопасных границах.

Экономическое значение деятельности правоохранительных органов в данном случае перспективно рассматривать через призму потенциальных издержек правонарушителей, определяемых величиной санкций и вероятностью их применения [данная проблема подробно рассмотрена в нашей статье 4].

Третий аспект экономических исследований правоохранительной деятельности заключается в рассмотрении последней как реализации функций государства по предоставлению населению страны чистых общественных благ, таких как безопасность и правопорядок.

Результатом правоохранительной деятельности является правоохранительная услуга, которая, подобно любым другим товарам и услугам, обладает такими характеристиками, как цена и качество.

Оценивая деятельность правоохранительной системы для общества, выступающего в качестве потребителя, будет одинаково неприемлемым и низкое качество правоохранительной услуги, выраженное в высоком уровне криминализации, и обеспечение низкого уровня криминализации за счет излишне высокой цены за это [10].

Низкое качество правоохранительной услуги как следствие недостаточной эффективности органов внутренних дел, детерминирует противоправное поведение в сфере экономики не только в рамках осуществления правоохранительной деятельности, обеспечивающей низкий риск обнаружения правонарушений, но и с позиций не удовлетворенной, но оплаченной общественной потребности в безопасности и правопорядке. Чем менее эффективны органы внутренних дел, тем меньше стимулов у налогоплательщиков к уплате всех налогов, т.к. эти затраты являются «бесполезными», а цели, которые должны быть достигнуты за счет налоговых отчислений остаются нереализованными. В этих условиях хозяйствующие субъекты вынуждены самостоятельно искать пути обеспечения своей безопасности, что ведет к дополнительным издержкам, самым вероятным источником покрытия которых являются средства, незаконно скрытые от налогообложения.

Высокая цена правоохранительной услуги соответственно требует высоких расходов государства на содержание органов внутренних дел, источником которых является бюджет, формируемый за счет уплаты налогов организациями и гражданами. Следовательно, высокая цена правоохранительной услуги предполагает высокий уровень налоговой нагрузки на экономические субъекты — фактор, который можно рассматривать как угрозу для их экономической безопасности. Защитным инструментом от нее является «теневизация» объектов налогообложения.

Высокая цена и низкое качество правоохранительной услуги — факторы, которые являются причиной замещения государства на рынке правоохранительных услуг негосударственными субъектами.

Важно понять, что хотя непосредственная купля-продажа чистых общественных благ, к которым мы относим безопасность, отсутствует, и на поверхности явлений они выступают для конкретного потребителя-индивида как бесплатные, общество фактически несет значительные затраты на их производство и в связи с этим оно вправе требовать от государства выполнения обязательств по производству данных благ в необходимых и достаточных масштабах, требуемых ценовых параметрах и соответствующего качества. Причем, если издержки производства при создании чистых общественных благ занижены, то невысокая цена, как правило, корреспондирует с их низким качеством [9].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010

Если же государство при реализации аллокационной функции начинает предоставлять обществу, своим гражданам и субъектам бизнеса, потребителям эти особенные товары по завышенным ценам либо заниженного качества, то они вправе отказаться от таких услуг у государства или провести санацию самого недобросовестного производителя. Здесь прослеживается связь между качественно-ценовыми параметрами правоохранительной услуги и безопасностью самого государства. Если людям не обеспечен хотя бы минимальный уровень защиты, можно считать, что государства не существует. Иначе зачем нужно государство, если оно не реализует то, для чего создано? Если люди чувствуют, что государство от них отвернулось, то какие у них могут быть основания относиться с уважением к законам, устанавливаемым этим государством? Это вполне оправданно, поскольку, как говорит институциональная теория, существует понятие справедливости и адекватности цены общественных благ.

Санацию производителя низкокачественных и дорогих правоохранительных услуг можно рассматривать в двух аспектах:

— санация неэффективных правоохранительных органов государством (реформирование, реорганизация, ликвидация и т.п.);

— санация властных структур обществом (выборы нового президента, правящей партии, военные перевороты и т.п.).

Рассматривая первый вариант, совсем не абсурдным выглядит положение о том, что от степени эффективности с точки зрения цены и качества деятельности органов внутренних дел зависит экономическая безопасность самих правоохранительных органов. Имеется в виду, что нормальное государство как субъект управления органами исполнительной власти финансирует только те государственные институты, которые реально выполняют возложенные на них государством функции. В противном случае бездейственные государственные структуры могут быть ликвидированы или реорганизованы своим учредителем в лице государства. Подобное можно наблюдать сейчас в России, где Указом Президента РФ № 1468 от 24 декабря 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [12] государство, по сути, публично признало неэффективность действующей системы органов внутренних дел МВД России и определило основные направления санационных процедур.

Если же государство не проводит никаких действий по улучшению деятельности правоохранительных органов, то длительное завышение монополистом-государством цен на свои товары либо фальсификация их качества могут служить основанием для санации самого монополиста-государства как недобросовестного производителя и продавца общественных благ в ходе процедур президентских и парламентских выборов, отставки правительства, перехода правящей партии в оппозицию и т.п. Подобные меры со стороны общества вполне оправданны и легитимны для любого демократического политического режима [3, с. 7-8].

Когда легитимные способы санации государства-производителя правоохранительной услуги не приводят к желаемым результатам, население может использовать внеправовой путь: революция, военный переворот и т.д. (например, Гондурас — 2009 г.; Киргизия, Нигер и Таиланд — 2010 г.); массовый уход потребителей выше обозначенных благ в теневой сектор экономики [6, с. 14].

Отказ от потребления государственной правоохранительной услуги означает потерю монопольного положения государства на данном рынке. В настоящее время сформировались как минимум три группы альтернативных государству поставщиков правоохранительной услуги: частные охранные предприятия, частные детективные агентства, бандитские «крыши».

Передача полицейских функций в частные руки, несмотря на некоторую контринтуитивность данного явления — это не утопия, а вполне реальная и имеющая примеры альтернатива не соответствующему общественным критериям цены и качества государству на рынке правоохранительных услуг. Показательны в данном случае современные примеры США. Несколько американских городов, столкнувшись из-за экономического кризиса с резким ростом бюджетного дефицита, передали функции полиции частным охранным предприятиям. Так, на частичную замену полиции частными охранниками пошли власти Окленда (город с населением около 400000 человек и дефицитом бюджета-2009 примерно в $83 млн.). Основным аргументом данной замены поставщика стала более низкая цена правоохранительной услуги. Услуги частной компании обходятся гораздо дешевле, чем услуги полиции. Один полицейский стоит городу $250 000 в год, включая расходы на зарплату, медицинскую страховку и различные пособия. Найм на год четырех сотрудников частного охранного бюро стоит всего лишь $200 000, причем их страховка на случай гибели или увечья оплачивается компанией. Надо сказать, что США имеют богатые традиции передачи частным компаниям государственных функций в сфере безопасности и обеспечения законности [13, 14].

Особую опасность вызывает замещение государства на рынке правоохранительных услуг субъектами организованной преступности. Именно эти неформальные, часто нелегитимные институты становятся соперниками государства, конкурентами в предоставлении замещаемых услуг населению и бизнесу: они выполняют функции реальной юстиции, разрешая хозяйственные споры, отправляя «правосудие» и реализуя наказание по «приговорам», обеспечивая возврат долгов и т.д. Они же выполняют функции по охране и безопасности бизнеса и отдельных граждан, полицейские функции, функции по сбору налогов, идущих, разумеется, мимо бюджета государства или муниципалитета [8]. Подобный «бум» криминальных «крыш» Россия пережила в 90-е гг. прошлого века, и не повторить его

— современная задача государства.

Следовательно, в данном контексте научные исследования должны быть направлены на оптимизацию деятельности органов внутренних дел через повышение качества и снижения цены правоохранительной услуги.

Наконец, четвертый аспект экономических исследований в области управления органами внутренних дел заключается разработке инструментов повышения экономической эффективности и законности использования имеющихся в распоряжении органов внутренних дел ресурсов как на макро-, так и на микроуровнях.

В рамках данного аспекта исследуются вопросы организационно-правовых основ бухгалтерского учета, финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения, а также повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности.

Подводя итоги, отметим, что все указанные аспекты взаимодействия экономики и правоохранительной деятельности являются предметами научных исследований экономистов нашего Университета.

Так, в контексте обеспечения экономической безопасности страны и регионов в научных разработках нашли отражение:

— разработка методов и инструментов противодействия экономической и налоговой преступности;

— разработка методов оптимизации системы управления финансовыми, кадровыми, материально-техническими, информационными ресурсами органов внутренних дел;

— исследование управленческих аспектов деятельности подразделений экономической безопасности МВД России;

— разработка методов повышения эффективности контрольно-ревизионной деятельности органов внутренних дел при реализации внутреннего и внешнего контроля;

— разработка инструментов оценки размеров, причин и прогнозирования развития теневой экономики на основе современного экономико-математического и экономико-статистического методического аппарата и другие.

В заключение нельзя не сказать, что правоохранительная деятельность немыслима без специальных экономических знаний, ведь именно в экономике, в той или иной степени, кроется причина большинства преступлений. Соответственно, и борьба с ними видится только с учетом требований экономических законов. Данное положение необходимо учесть в контексте современного реформирования системы МВД России и ведомственных образовательных учреждений.

Список литературы

1. Авру тин, Ю. Е. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел (опыт

системного исследования) : дис. ... докт. юрид. наук — СПб., 1998.

2. Атмажитов, В. М., 'Ревин, В. П., Токарев, Е. В. Современные проблемы борьбы с экономической преступностью : учеб. пособие. — М., 2000.

3. Бабков, А. В. Формирование макроэкономического механизма противодействия криминальным процессам в сфере предпринимательства : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.

- СПб, 2007.

4. Грачев, А. В. Санкции как экономический инструмент противодействия теневому сектору хозяйства страны // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010 г. — № 2.

5. Губанов, А. В. Эволюция теории и практики института полиции в зарубежных государствах : монография // http://www.narcom.ru/law/system/27.html.

6. Аронов, Р. В. Механизм нейтрализации коррупции в органах государственного управления : автореф. дис. .докт. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2010.

7. Каменский, А. Ю. Управление обеспечением экономической безопасности в условиях институционализации теневой экономики России : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб, 2004.

8. Колесников, В. В. Инструментарий экономической теории права в законодательной и правоприменительной практике // Экономика и право: институциональный подход в обеспечении законности и правопорядка, 28 марта 2008 г. : тезисы выступлений / Науч. ред. В. В. Колесников. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008.

9. Колесников, В. В. Экономическое развитие и преступность // Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью : монография / Науч. ред. В.Н. Бурлаков, Б.В. Волженкин. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. унта, 2005. (592 с.). — С. 267-351.

10. Кристи, Н. Приемлемое количество преступлений. — М.: Алетейя, 2006.

11. Максимова, О. Ю. Оптимизация использования ресурсов МВД России в разрезе цены и качества правоохранительной услуги // Современная наука. — 2010. — № 1.

12. Указ Президента РФ № 1468 от 24 декабря 2009 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» / / Собрание законодательства РФ, 28.12.2009, № 52 (1 ч.), ст. 6536.

13. Частная полиция дешевле государственной // Экспертный канал «Открытая экономика» 2009. — 22 апреля. —Материалы сайта : http://www.opec.ru/docs.aspx?id=389&ob_no = 88320 (Дата обращения: 04.03.2010).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010

14. Fix/er, F. Poole R. Can police be privatized? Annals of the American Academy of Political and Social Science. Jul. 1998. - Vol. 498

Literature

1. Avrutin, J. E. Evaluation of the effectiveness of the internal affairs bodies. (Experience of systems research). — St.-Petersburg, 1998.

2. Atma%hitov, V. M. Revin, V. P., Tokarev, E. V. Recent developments in the fight against economic crime. — Moscow, 2000.

3. Babkov, D. V Formation of macro-economic mechanism for dealing with criminal processes in entrepreneurship. — St.-Petersburg, 2007.

4. Grachev, A. V. Sanctions as an economic tool for combating the informal sector economy of the country. — St.-Petersburg, 2010. — № 2.

5. Gubanov, A. V Evolution of the Theory and Practice of the Institute of police in foreign countries: Monograph // http://www.narcom.ru/law/system/27.html

6. Dronov, R. V The mechanism of neutralization of corruption in public administration. — St.-Petersburg, 2010.

7. Kamensky, A. Y. Office of economic security in the institutionalization of the shadow economy of Russia. — St.-Petersburg, 2004.

8. Kolesnikov, V. V Toolbox economic theory of law in the legislative and law enforcement, Economics and Law: an institutional approach in ensuring law and order, March 28, 2008. — St.-Petersburg, 2008.

9. Kolesnikov, V. V. Economic development and crime // Current challenges and strategies to combat crime. Monograph. — St.-Petersburg, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Christie, N. Acceptable number of crimes. — Moscow, 2006.

11. Maximova, O. Y. Optimizing the use of resources the Russian Interior Ministry in the context of price and quality law enforcement services / / Modern science. — 2010. — № 1.

12. Presidential Decree № 1468 of 24.12.2009 «On measures to improve the performance of Internal Affairs of the Russian Federation».

13. Private police cheaper state / Expert channel «Open Economy» (22.04.2009): http:// wwwopec.ru/docs.aspx?id=389&ob_no=88320

14. Fixler, F. Poole R. Can police be privatized? Annals of the American Academy of Political and Social Science. Jul. 1998. — Vol. 498

УДК 342.336 С. В. Изутина*

Борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, в условиях кризиса

Статья посвящена влиянию финансового кризиса на характер и объем операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Особое внимание уделено выводу нелегальных капиталов в оффшорные центры и тенденциям развития законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Ключевые слова: финансовый кризис, легализация доходов, оффшорные центры, законодательство о противодействии легализации.

S.V. Izutina*. Struggle against legalization of the incomes received by a criminal way, in the conditions of crisis. Article is devoted influence of financial crisis on character and volume of the operations connected with legalization of the criminal. The special attention is given a conclusion of illegal capitals in the offshore centers and to tendencies of development of the legislation on counteraction to legalization (washing up) of the incomes received by a criminal way, and terrorism financings.

Keywords: financial crisis, legalization of incomes, the offshore centers, the legislation about legalization counteraction.

* Изутина, Светлана Викторовна, адъюнкт кафедры административно-правовых и финансовых дисциплин Академии экономической безопасности МВД России. Академия экономической безопасности МВД России. Адрес: Россия, 125368, Москва, ул. Кольская, д. 2. Тел.: 186-02-10. E-mail: [email protected]

* Izutina, Svetlana Viktorovna, the graduated in a military academy of chair of is administrative-legal and financial disciplines of Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Academy of economic safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 125368, Moscow, Kola street, 2.

Статья поступила в редакцию 25 октября 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.