Научная статья на тему 'Оптимизация использования ресурсов мвд России в соотношении цены и качества правоохранительной услуги'

Оптимизация использования ресурсов мвд России в соотношении цены и качества правоохранительной услуги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрена проблема оптимизации использования ресурсов органами внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности страны. Обоснована актуальность и необходимость оптимизации ресурсов системы МВД России на основе соотношения показателей цены и качества правоохранительной услуги. Предложены основные направления оптимизации ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация использования ресурсов мвд России в соотношении цены и качества правоохранительной услуги»

УДК 338.462

ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МВД РОССИИ в СООТНОШЕНИИ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Максимова О. Ю.,

соискатель кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация

В статье рассмотрена проблема оптимизации использования ресурсов органами внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности страны. Обоснована актуальность и необходимость оптимизации ресурсов системы МВД России на основе соотношения показателей цены и качества правоохранительной услуги. Предложены основные направления оптимизации ресурсов.

In article the problem of optimisation of use of resources by law-enforcement bodies in system of maintenance of economic safety of the country is considered. The urgency and necessity of optimisation of resources of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a parity of indicators of the price and quality of law-enforcement service is proved. The basic directions of optimisation of resources are offered.

Ключевые слова: органы внутренних дел, ресурсы, экономическая безопасность, оптимизация Law-enforcement bodies, resources, economic safety, optimization

использования средств, выделяемых обществом в виде налогов для реализации правоохранительной функции государством.

Вследствие этого, мы предлагаем оценку актуальности и степени опасности угроз экономической безопасности страны осуществлять на основе оценки общественных издержек, вызванных данной угрозой, которые целесообразно определять путем суммирования ущерба, наносимого экономической системе непосредственно от актуализации угрозы, и затрат государства, обусловленных необходимостью противодействия угрозе в потенциальной форме.

Кроме того, нами предлагается включение в систему оценки экономической безопасности страны в контексте деятельности органов внутренних дел показателей:

а) качества правоохранительной услуги, оказываемой органами внутренних дел:

величина материального ущерба, наносимого криминализацией экономической системе;

б) цены правоохранительной услуги, оказываемой органами внутренних дел:

величина расходов на содержание подразделений системы МВД России в общей структуре консолидированного бюджета Российской Федерации)

На рисунке 2 представлены результаты оценки общественного ущерба от криминализации по предлагаемой выше методике.

МВД России в настоящее время выступает основным правоохранительным субъектом противодействия криминализации общества, ключевая роль которого обусловлена как широтой функций, прав, полномочий и организационных составляющих, так и соотношением бюджетных средств, выделяемых государством на МВД России и другие правоохранительные органы (см. рисунок 1). Так в 2008-2010 гг 38% всех расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность были отнесены на органы внутренних дел и внутренние войска.

Государе Т—»4— °РГ***Ы

лротиаопоаармм Органы юстшцмж •октрол»о »

с пгяЬя •* Оборотом

(«•

баюпасиости) гк«аотр<к».ы*

Органы _ аашаста

провуратуры 4%

Органы

с/т^жбы

МВД Росси« М%

Органы

УИН

1«Ч

Рис. 1. Структура государственных расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2008-2010 гг.

Однако, расходы МВД России можно рассматривать и как альтернативные издержки государства и общества, сокращающие возможности государства для финансирования иных направлений деятельности. Отрицательная динамика преступности последних лет, отражает неэффективность

1200

1000

800

600

400

200

0

JrlJ

lili

□ Ущерб непосредственно от актуальной формы угрозы

■ Ущерб от противодействия актуальной и потенциальной формам угрозы

2000 ХЮI 2002 2003 200* 200« 200* 2007 200« 2000

Рис. 2. Динамика и структура ущерба, наносимого обществу от криминализации

Исходя из данных, представленных на рисунке 2, видно, что за период с 2000 по 2009 гг. можно выделить следующие негативные тенденции:

значительный рост ущерба обществу, наносимого актуальной формой криминализации (преступлениями), на 1038,7 млрд. руб. — то есть качество правоохранительной услуги снизилось;

значительный рост расходов государства на оказание правоохранительной услуги на 834 млрд. руб. — то есть цена правоохранительной услуги возросла.

Защита общества от криминализации является общественным благом. Именно государство должно иметь безусловную монополию на производство таких чистых общественных благ, как законотворчество, правопорядок, безопасность, военно-охранная деятельность и т.п. Эти специфические блага представляют собой не имеющие аналогов жизненно важные «товары», создание которых сглаживает известные недостатки рыночного механизма. Сам рынок их не создает, об этом должно заботиться государство. Если же государство начинает предоставлять обществу, своим гражданам и субъектам бизнеса, потребителям эти особенные товары по завышенным ценам либо заниженного качества, то они вправе отказаться от таких услуг или провести санацию самого недобросовестного производителя. Что вполне оправданно, поскольку - как говорит институциональная теория, - существует понятие справедливости и адекватности цены общественных благ. Длительное завышение монополистом-государством цен на свои товары, либо фальсификация их качества может служить основанием для санации монополиста-государства как недобросовестного производителя и продавца общественных благ в ходе процедур президентских и парламентских

выборов, отставки правительства, перехода правящей партии в оппозицию и т.п. [1, с. 18].

Очевидна и зависимость между некачественной и неоправданно дорогой правоохранительной услугой и такой формой криминализации как налоговые правонарушения. Интерпретируя выводы А.Н. Литвиненко и A.B. Грачева, можно признать, что «неэффективная система органов внутренних дел побуждает хозяйствующие субъекты не платить налоги не только в рамках осуществления некачественной правоохранительной деятельности и минимизации риска обнаружения противоправного поведения, но и с позиций их объективной потребности в создании государством общественных благ, одним из которых является защита правопорядка. Чем менее эффективны органы внутренних дел, тем меньше стимулов у налогоплательщиков к уплате всех налогов, так как эти затраты являются «бесполезными», а цели, которые должны быть достигнуты за счет налоговых отчислений остаются нереализованными. В этих условиях, хозяйствующие субъекты вынуждены самостоятельно искать пути обеспечения своей безопасности, что ведет к дополнительным издержкам, самым вероятным источником покрытия которых, являются средства, незаконно скрытые от налогообложения. Такие аналогии можно провести для каждого органа власти или бюджетного учреждения» [2, с. 67].

Выводы, которые напрашиваются из проведенного анализа следующие:

1. Экстенсивное наращивание правоохранительного аппарата даже теоретически не может поспевать за темпами прироста преступности и не позволяет воспрепятствовать нарастанию процессов криминализации жизни общества в целом. Данный факт можно рассматривать как на макро, так и на микроуровне. На макроуровне обоснованием служит вторичность правоохранительной функции государства (охрана и обеспечение соблюдения существующих правил хозяйственной деятельности) по отношению к экономической, к которой относится разработка тех самых правил и норм, соблюдения которых обеспечивают органы внутренних дел. Тем самым, сколько не наращивай силы правопорядка в условиях неэффективных правовых норм, деформирующих реальные экономические и социальные законы, обеспечить правопорядок в долгосрочной перспективе будет

невозможно. Об этом свидетельствуют недавние события в Киргизии. На микроуровне экстенсивное наращивание ресурсов органов внутренних дел не позволяет решить такую проблему как повышение мотивации сотрудников правоохранительной системы. Несмотря на значительный рост общего финансирования МВД России за последние 10 лет, инфляция и рост численности сотрудников органов внутренних дел не позволили реально увеличить денежного довольствие, что способствовало дальнейшему проникновению коррупции и низкой персональной эффективности в правоохранительной системе.

2. Назрела острая необходимость изменения существующей практики экстенсивного наращивания правоохранительных сил, приведшей к тому, что в настоящее время в России один из самых высоких показателей количества полицейских на душу населения. Так нагрузка на одного полицейского в Финляндии 688 человек населения, в Германии - 284, в России - 147.

3. Без проведения соответствующих изменений сама правоохранительная система может стать реальной угрозой для экономической безопасности страны. Сегодня расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность сопоставимы с государственными расходами на национальную экономику, превышают социальные расходы, расходы на спорт и здравоохранение, образование вместе взятые. Учитывая недостаточную эффективность, а точнее отсутствие в настоящее время ожидаемых результатов противодействия криминализации, данные расходы нельзя признать целесообразными и эффективными.

4. Рыночные отношения трансформируют решение проблемы повышения эффективности деятельности органов внутренних дел из плоскости разработки методов сокращения преступности в рамках концептуальной модели «цель оправдывает любые средства», в плоскость поиска оптимального соотношения ресурсов и результатов

- единственно верного в конкретных экономических и криминогенных условиях развития хозяйственной системы. Поэтому главным критерием оценки деятельности подразделений органов внутренних дел должно стать эффективное решение поставленных задач при рациональном использовании имеющихся сил и средств. Принцип «максимальный результат при минимуме затрат»

при управлении ресурсами МВД России должен выполняться неукоснительно.

Предлагаются следующие решения поставленной проблемы.

Во-первых, на основе методов экономикоматематического анализа необходимо определить функциональную зависимость между уровнем преступности, выраженным величиной материального ущерба, и величиной ресурсов органов внутренних дел, выраженной в денежном выражении затрат на их содержание, которая позволяет определить оптимальные с экономической точки зрения уровни преступности и ресурсного обеспечения органов внутренних дел на определенной территории.

Во-вторых, следует рассчитать требуемый уровень ресурсного обеспечения органов внутренних дел, соответствующий уровню криминализации в пределах безопасных пороговых критериев — 5-6 тыс. совершенных преступлений на 100 тыс. человек населения

В-третьих, предлагается разделить ресурсы органов внутренних дел на две составляющие: постоянные - необходимые для удержания криминализации на оптимальном с точки зрения экономической безопасности уровне; переменные

- необходимые для снижения криминализации до оптимального с точки зрения экономической безопасности уровня.

В четвертых, оптимизация ресурсов органов внутренних дел предполагает разработку методов и расчет оптимального соотношения ресурсов МВД России между: затратами на выполнение управленческих и основных функций системы МВД России; затратами на противодействие различным видам преступлений; затратами на предупреждение преступности и на выявление и раскрытие преступлений; различными регионами страны; текущими и капитальными расходами федерального бюджета на содержание подразделений системы МВД России.

Последнее направление особенно актуально в настоящее время, учитывая, что «уровень современной преступности определяется научнотехническим прогрессом. Криминал осваивает все новые сферы деятельности, в том числе связанные с высокими технологиями. Как результат - нарушаются авторские права, похищаются персональные данные граждан для преступного использования,

процветают мошенничество и совершенно новые формы и методы экономических преступлений в информационных сетях» [3]. Однако расходы на развитие материально-технической и научной ресурсной базы продолжают оставаться на недопустимо низком уровне.

Получаемая на выходе система ресурсного обеспечения органов внутренних дел должна позволить обеспечивать не только высокую распорядительность в использовании сил и средств, но и оптимизацию принимаемых решений в целях достижения максимальных результатов при минимальных затратах ресурсов и труда.

В заключении отметим, что в настоящее время нами ведется активная научная проработка каждой из указанных выше предлагаемых мер. Например, уже сейчас нами разработана методика проведения типологизации действующих структур органов внутренних дел в российских регионах

на эффективные, оптимальные и неэффективные на основе критерия соотношения численности сотрудников основных и управленческих структурных подразделений органа внутренних дел. Она внедрена в практику оценки степени эффективности управленческой и территориальной структуры подразделений органов внутренних дел. Такая методика используется в ежегодном проведении анализа эффективности использования бюджетных средств на функционирование подразделений органов внутренних дел, а также при подготовке Финансово-экономическим департаментом МВД России предложений и проектов по реорганизации структуры органов внутренних дел в соответствии с требованиями Указа Президента РФ №1468 от 24.12.2009 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Библиография

1. Бабков Д.В., Быков В.Н., Колесников В В. О причинах и возможностях противодействия криминализации экономики и бизнеса // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4 / под ред. д.э.н., проф. С.Д. Волкова, д.э.н., проф. А.Д. Евменова, д.э.н., проф. Смирнова С.Б. - СПб.: Изд. дом Герда, 2005.

2. Литвиненко А.Н., Грачев А.В. Противодействие криминализации экономической сферы общества в системе обеспечения экономической безопасности страны: монография — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. - 133 с.

3. Нургалиев Р.Г. МВД России: особенности становления и развития // Российская газета - Федеральный выпуск. - 2009. - №4961 (137) от 28 июля.

Bibliography

1. Babkov D.V., Bykov V.N., Kolesnikov V.V. On the causes and possibilities of countering the criminalization of the economy and business// Problems of economic subjects of modem Russia: Interuniversity collection of scientific papers. Vol. 4, Ed. PhD, prof. SD Volkova, Ph.D., Professor. AD Evmenova, PhD, Professor. Smirnova SB - SPb.: Publishing House, Gerd, 2005.

2. Litvinenko A.N., Grachev A.V. Countering the criminalization of the economic sphere of society in the economic security of the country: monograph - St. Petersburg.: Izdatel'stvo St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, 2009. - 133 p.

3. Nurgaliev R.G. Ministry of Internal Affairs of Russia: peculiarities of formation and development // Rossiyskaya Gazeta. - 2009. - №4961 (137). - 28 July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.