248
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Таким образом, чтобы создать конкурентоспособное предприятие сферы сервиса, необходимо не просто модернизировать производство, процесс оказания услуг и управление, но и четко знать, для чего это нужно делать, какая цель должна быть достигнута. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие сферы сервиса, как от потенциальных, так и от реальных конкурентов.
Список литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Ы1р://сЬ8Л£;к5.т. - Загл. с экрана (дата обращения: 20.12.15).
2. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие для вузов / М.В. Виноградова,
З.И. Панина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007. - 464 с. -ISBN 978-5-91131-490-3.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразе-ол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Технологии, 2005. - 944 с.
4. Большой экономический словарь: 25 000 терминов / под ред. А.Н. Аз-рилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 2004. - 1376 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Ориентация на конкурентоспособность / Р.А. Фат-хутдинов // Стандарты и качество. - 2007. - N 12. - С. 79-83.
6. Ильина И.Е. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг как элемент инновационного развития // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 10. - С. 27-34.
7. Печеркина Е.В. Организационно-экономическое обеспечение конкурентоустойчивости предприятия: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.В. Печеркина. - Оренбург, 2005. - 18 с.
8. Печеркина Е.В. Классификация факторов конкурентоустойчивости предприятия / Е.В. Шестакова // Вестник ОГУ - 2005. - № 8. - С. 89-95.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
© Жеглова Н.В.*
Ивановский государственный университет, г. Иваново
В условиях экономического спада и обострения внешнеполитической ситуации на международной арене проведение оценки экономи-
Аспирант.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
249
ческой надежности на промышленных предприятиях становится все более актуальным. В данной статье автором рассматриваются основные источники информации и механизм ее кругооборота, необходимые для осуществления оценки экономической надежности промышленного предприятия в разрезе трех основных ее этапов и с учетом системнофункционального подхода.
Ключевые слова экономика, экономическая надежность, промышленное предприятие.
В ходе своего функционирования любой хозяйствующий субъект активно воздействует на собственную внутреннюю структуру и взаимодействует с внешней средой, получая из них не только все необходимые ресурсы и информацию, но и формируя новые их потоки. Для совершенствования процесса управления деятельностью промышленного предприятия с помощью оценки его экономической надежности руководству и собственникам необходимо правильно определить перечень источников информации в соответствии с существующими основными хозяйственными процессами и ответственными лицами.
В настоящий момент проведение оценки экономической надежности, как и анализ его финансового состояния, не является нормативно обязательным для промышленных предприятий, хотя сама среда их практической деятельности требует постоянного осуществления предварительного, текущего и заключительного контроля.
Несомненно, по данным различных индексов (индекс экономического настроения [8], индекс делового доверия [26], сводный индекс финансовой стабильности [30], индексы производственной активности [6; 27], индекс деловой среды [7] и другие) в России наблюдается ухудшение экономической ситуации, что негативно отражается на состоянии всех хозяйствующих субъектов, в том числе и промышленных предприятий. Таким образом, исследования в области их экономической надежности [2-5; 11-24; 28] не потеряют своей актуальности и в будущем.
Необходимо отметить, что для определения количественной величины и установления качественных характеристик экономической надежности хозяйствующего субъекта можно привлечь самые различные показатели и источники информации, выделить один или несколько этапов оценки с точки зрения избранного подхода - ресурсного, системного, процессного или комбинированного [1-5; 9-12; 25; 28-29].
С учетом системно-функционального подхода к оценке экономической надежности промышленного предприятия можно выделить три основных уровня для ее изучения: общий, специальный и частный.
Каждый из уровней будет привлекать свои источники информации с учетом избранного перечня экономико-управленческих показателей.
Для расчета общей экономической надежности промышленного предприятия необходимо привлечь следующие показатели - относительные (ко-
250
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
эффициент автономии, коэффициент постоянного актива, коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами, коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности) и динамические (коэффициент роста валюты баланса; коэффициент качества основной деятельности; коэффициент качества использования материальных средств; коэффициент своевременности оплаты реализованной продукции; коэффициент качества расчетов; коэффициент роста чистой прибыли).
Следовательно, для определения общей экономической надежности промышленного предприятия достаточно лишь учетных источников информации, например, бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Однако, несмотря на быстроту проведения оценки с минимальными трудовыми и временными затратами, такая экономическая надежность опирается только на моментные данные - начало и конец периода, не учитывая промежуточные обороты, что снижает качество полученных результатов о состоянии анализируемого промышленного предприятия.
Для расчета специальной экономической надежности все экономикоуправленческие показатели подразделяют на две группы (подсистемы): производственно-реализационные и управленческо-финансовые.
К первой группе относят показатели длительности одного оборота основных средств и запасов в днях; показатель средней общей производительности труда на одного производственного работника; показатель средней материалоемкости продукции; показатель среднего процента брака в объеме произведенной продукции; темп роста среднего однодневного оборота реализации продукции; показатель стоимости проданной продукции и показатели рентабельности основных средств, запасов, продаж, продукции.
В составе второй группы выделяют показатели длительности одного оборота дебиторской задолженности и кредиторской задолженности в днях; показатели рентабельности собственного и заемного капитала; показатель поток наличности / долг; показатель инвестиционной привлекательности; показатель планирования и показатель соответствия экологическим требованиям.
Отметим, что установленный перевес количества показателей в пользу производственно-реализационной подсистемы можно объяснить выбранным объектом исследования - промышленным предприятием, основной деятельностью которого является производство и реализация изготовленной им продукции.
Таким образом, для изучения специальной экономической надежности промышленного предприятия необходимы учетные и внеучетные источники информации: бухгалтерская отчетность и иные регистры, которые разработаны руководством и закреплены внутренними распорядительными документами. Их совместное использование позволяет не только определить общую стоимость анализируемого хозяйствующего субъекта, но и исследовать его внутренние процессы, не отраженные в учете.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
251
Для оценки частной экономической надежности могут быть использованы различные элементы структуры промышленного предприятия: персонал, инновации, системы сбыта и контроля, инвестиции и т.д., если можно доказать, что их состояние оказывает сильное воздействие на анализируемый хозяйствующий субъект.
Несомненно, персонал является одним из неотъемлемых элементов любого промышленного предприятия: без подготовленных кадров невозможно слаженное функционирования всех его участков, цехов, подразделений или филиалов.
К показателям оценки частной экономической надежности с учетом выбранного элемента «персонал» относят такие качественные и количественные показатели, как коэффициент удовлетворенности, коэффициент стабильности, коэффициент сбалансированности, коэффициент квалифицированности, коэффициент поощрения. Несомненно, в зависимости от отраслевой специфики и внутренних особенностей промышленного предприятия данный перечень может быть изменен.
Следовательно, в отличие от общей и специальной экономической надежности, в данном случае основными являются внеучетные источники информации, в основном, данные анкет и опросов. Они позволяют оценить реальное состояние промышленного предприятия и определить силу влияния отдельных его элементов на итоговый экономический результат.
Рис. 1. Промышленное предприятие - «мини-город»: основные процессы промышленного предприятия и механизм кругооборота информации
252
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
Итак, всю совокупность данных, необходимых для оценки экономической надежности промышленного предприятия по всем выделенным этапам, можно схематически представить в виде рис. 1.
Изображение на рис. 1 - это условное промышленное предприятие с учетом его взаимодействий с внешней средой, представляющее собой «мини-город» с определенной «деятельностью» (процессы производства и реализации), «органами управления» (система контроля и учет) и «жителями» (персонал). Цепь из нескольких таких «мини-городов» формирует отрасль, а все возможные их взаимодействия - «сеть» или экономику страны.
Отметим, что промышленное предприятие функционирует непрерывно: согласно рис. 1 первоначальный контроль и учет формируют его капитал, но объемы, необходимые для производства и реализации, определяет персонал. Так, в итоге формируются пассивы, которые используются для приобретения ресурсов и запуска процесса производства.
Позднее полученный результат (или готовая продукция) и весь перечень предшествующих операций подвергаются промежуточному контролю для выявления отклонений и их устранения. Новая информация изменяет внутренние характеристики хозяйствующего субъекта, вновь анализируется персоналом, что ведет к увеличению (или уменьшению) имущества промышленного предприятия.
Конечно, не все имущество будет признано активом (например, неустранимый брак, поломка машин и оборудования). Прошедшее проверку активы являются годными для процесса реализации, что вновь порождает потоки информации и контроль, меняет характеристики хозяйствующего субъекта и влияет на состояние и структуру капитала.
Таким образом, каждый элемент схемы на рис. 1 формирует какую-то часть информации, необходимой не только для всех видов управленческих воздействий, но и для последующей оценки экономической надежности промышленного предприятия:
1) капитал - данные для анализа общей (i1) и специальной надежности - управленческо-финансовая подсистема (i3);
2) пассивы и активы - данные для анализа общей (i1) и специальной надежности - производственно-реализационная подсистема (i2) и управленческо-финансовая подсистема (i3);
3) имущество - данные для анализа общей (i1) и специальной надежности - производственно-реализационная подсистема (i2);
4) контроль - данные для анализа общей (i1), специальной (производственно-реализационная подсистема (i2) и управленческо-финансовая подсистема (i3)) и частной надежности (i4);
5) персонал - данные для анализа частной надежности (i4).
В заключении отметим, что предлагаемый нами подход к определению информационного обеспечения экономической надежности может быть использован не только как элемент системы совершенствования управления и
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
253
контроля конкретным промышленным предприятием, но и для более полного удовлетворения потребностей других, внешних, пользователей информации (например, потребителей, инвесторов, кредиторов).
Конечно, с позиции руководства и собственников для формирования итогового мнения об экономической надежности необходимо определять результаты по данным всех трех этапов ее оценки, тем самым исследуя промышленное предприятие как производственную систему, учитывая влияние внешних и внутренних факторов и связей.
Список литературы:
1. Винокурова С.А. Резервы повышения экономической надежности промышленного предприятия [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук.: 08.00.05 / Винокурова Светлана Александровна. - Саратов, 2004. - 16 с.
2. Двас Г.В. Управление региональной экономикой на основе теории надежности [Текст]. - СПб.: Наука, 2005. - 359 с.
3. Егоров В.Н., Коровин Д.И. Основы экономической теории надежности производственных систем / В.Н. Егоров, Д.И. Коровин. - М.: Наука, 2006. - 526 с.
4. Егоров В.Н., Маринцев Д.А. Общая теория фирмы в контексте проблем экономической надежности // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2009. - № 9. - С. 34-38.
5. Жеглова Н.В. Классификация основных подходов к оценке экономической надежности промышленных предприятий // Российское предпринимательство. - 2015. - Т 16, № 9. - С. 1289-1296.
6. Индекс PMI (Россия) [Электронный ресурс] // Официальный сайт статистической базы «EREPORT.RU». - Режим доступа: http://www.ereport.ru/ stat.php?razdel=indicat&table=rupmi&time=2.
7. Индекс деловой среды в декабре 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. -Режим доступа: http://рспп.рф/library/view/105?s=.
8. Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ) в IV квартале 2014 года. - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 18 с.
9. Кабанов В.Н. Методология оценки надежности промышленной организации // Эффективное антикризисное управление. - 2011. - № 6. - С. 68-77.
10. Колокин А.Л. Оценка надежности экономической деятельности теплоэнергетического предприятия: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.05 / Колокин Андрей Леонидович. - Нижний Новгород, 2004. - 26 с.
11. Маринцев Д.А. Управление экономической надежностью производственных систем // Казанская наука. - 2014. - № 1. - С. 74-76.
12. Маринцев Д.А. Актуальные проблемы теории фирмы в экономикоуправленческой среде. - М: Креативная экономика, 2013. - 112 с.
13. Маринцев Д.А. Оценка рисков хозяйствующих субъектов // Казанская наука. - 2013. - № 12. - С. 119-121.
254
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
14. Маринцев Д.А. Предприятие (фирма) в системе социально-экономических отношений // Казанская наука. - 2014. - № 1. - С. 71-73.
15. Маринцев Д.А. Экономическая надёжность как основа реализации кластерного подхода // Казанская наука. - 2013. - № 12. - С. 122-124.
16. Маринцев Д.А. Системно-функциональная теория фирмы как основа совершенствования менеджмента // Вестник Ивановского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 92-95.
17. Маринцев Д.А., Грибов А.В. Модернизация промышленных предприятий на основе системно-функционального подхода и теории экономической полезности // Образование. Наука. Научные кадры. - 2013. - № 1. - С. 52-54.
18. Маринцев Д.А., Грибов А.В. Проблемы экономической надёжности и полезности в процессе модернизации промышленных предприятий // Казанская наука. - 2013. - № 10. - С. 89-91.
19. Маринцев Д.А., Жеглова Н.В. Экономическая надёжность промышленных предприятий: определение понятия и сущность // Казанская наука. -2014. - № 10. - С. 97-99.
20. Маринцев Д.А., Жеглова Н.В. Этапы становления и развития теории экономической надёжности производственных систем // Казанская наука. -2014. - № 2. - С. 88-90.
21. Маринцев Д.А., Разова О.Е. Модели управления экономической надежностью промышленных предприятий в процессе развития производственной деятельности // Предпринимательство. - 2014. - № 4. - С. 38-42.
22. Маринцев Д.А., Суржиков А.В. Модели построения системы риск-менеджмента на предприятиях промышленности // Казанская наука. - 2014. -№ 3. - С. 110-112.
23. Маринцев Д.А., Шабанова Е.В. К проблеме развития и совершенствования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Казанская наука. -2013. - № 11. - С. 152-155.
24. Маринцев Д.А., Шабанова Е.В. Экономическая надёжность и риск в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Казанская наука. - 2013. - № 11. - С. 149-151.
25. Меркулова Е.Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 11. -С. 134-141.
26. Россия - Деловое доверие [Электронный ресурс] // Официальный сайт международной статистической базы «Trading Economics». - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/mssia/business-confidence.
27. Россия - Индекс производственной активности PMI [Электронный ресурс] // Официальный сайт международной статистической базы «Trading Economics». - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/russia/manufac-turing-pmi.
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями
255
28. Разова Е.О. Управление предприятием и его надежность // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 8. -С. 257-260.
29. Симоненко Н.Н., Вахрушева Е.А. Управление экономической надежностью, потенциалом производственных систем // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - № 1. - С. 67-75.
30. Трунин П. Мониторинг финансовой стабильности в РФ (по данным на 1 февраля 2015 г.) [Электронный ресурс ] // Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру. - 2015. - № 1 (83). - С. 34-35. - Режим доступа: http://www.iep.ru/files/Nauchniy_vestnik.ru/1-2015/1-2015.pdf.
ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
© Пермякова С.Г.*
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
В статье рассмотрена организация и развитие логистики в организации. Дано определение логистического сервиса, а также выявлена проблема и задача в сервисной логистике.
Ключевые слова логистический сервис, конкурентоспособность, логистика, услуга.
В рыночной экономике характерна конкуренцией, в свою очередь логистика стала играть важную роль в потребительском сервисе, что на сегодняшний день применятся в этом смысле термин «логистический сервис». Сервис становится решающим элементом маркетинговых стратегий западных фирм, еще более усиливая взаимодействие логистики и маркетинга, ключевым фактором конкурентоспособности предприятия, так как в условиях жесткой конкуренции именно уровень сервиса оказывается главным аргументом для потребителя. В современных условиях достижение конкурентных преимуществ в сервисе заключается в предоставлении большего числа сервисных услуг и повышении их качества. Перечисленные функции представляют собой прямой объект логистического менеджмента [1].
Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показате-
Студент 4 курса Финансово-экономического института.