Кабаченко Е.Г.
Екатеринбург
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В соответствии с представлениями современной когнитивной лингвистики метафорическое моделирование - это средство постижения и оценки какого-либо фрагмента действительности при помощи сценариев, фреймов и слотов, относящихся к иной понятийной области при наличии эмоционально-смыслового компонента, который связывает первичные и вторичные значения охватываемых данной моделью единиц. Вслед за В.А. Масловой отметим, что «когнитивную модель можно рассматривать как основной механизм, обеспечивающий обработку и хранение информации о мире в сознании человека» [Маслова, 2004: 45].
Когнитивно-дискурсивная теория метафоры, по мнению А.П. Чудинова, является одним из наиболее перспективный направлений в современной метафорологии. При этом новая теория не отказалась от всего лучшего, что было в традиционных учениях о метафоре. Она просто предложила использовать при исследовании метафор принципы когнитивной лингвистики, и это позволило увидеть новые грани в, казалось бы, хорошо известном феномене [Чудинов, 2004: 102]
Применение лексики, основанной на метафорическом или этимологическом толковании педагогических явлений, все больше завоевывает себе место рядом с традиционными, собственно педагогическими понятиями. Существуют общепринятые в педагогике и методике преподавания определения учебного процесса, а также ученика и учителя как субъектов педагогической деятельности. Вместе с тем, значительный интерес вызывает образное обозначение уже изученных реалий. Метафорическое расширение имеет далеко идущие последствия, поскольку метафора замещает устаревшие “естественные” категории новыми, позволяющими увидеть проблему в ином свете, предоставляя нам новые факты и новые идеи.
Наблюдения над современными педагогическими текстами позволяют прийти к выводу, что в педагогическом дискурсе выделяется особые экономические метафоры. Известно, что экономическая сфера общества является базовой в системе общественных отно-
шений, поэтому экономические отношения проецируются на другие сферы деятельности, в частности, на образовательный процесс. И «все изменения, которые происходят в общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни общества, находят своё отражение в словарном составе - наиболее подвижной части языка» [Лекант, 1982: 48]. Все чаще в педагогической литературе используются слова и термины, позаимствованные из экономической сферы. Ср: «рентабельность», «сотрудничество с учениками», «педагогический проект» и т. д. В настоящее время, когда экономическому развитию уделяется особое внимание, современную педагогику «захватила» финансовая метафора.
По мнению М.В. Никитина, информационная ценность метафоры прямо пропорциональна ёмкости и содержательности её образа, близости его к «моделированию» прообраза [Никитин, 1979: 98]. Каковы же основания для сближения экономической источниковой сферы с педагогической сферой-мишенью?
Место экономической метафоры в педагогическом дискурсе Обучение - это время формирования сознания ребенка. Активизация экономической метафоры в педагогическом дискурсе связана с прагматическим потенциалом составляющих ее метафорических словоупотреблений.
Подойти к воспитателю не с позиции «гипертрофии сердца», а с позиции производства предлагал еще А.С. Макаренко, чтобы «посмотреть на воспитателя как на человека труда, на рабочего» [Макаренко, 1971: 134]
О воспитании, которое долгое время считалось только искусством, стали писать, как о производстве, используя экономические термины и понятие «технологичность». Все чаще в трудах педагогов приходится встречать такие обозначения, как «эффективность педагогического воздействия», «повышение продуктивности педагогического процесса», «управление учебной деятельностью», «повышение качества образовательного продукта». Метафорические истоки имеет и уже проникший в педагогический словарь термин «менеджмент» (от англ. «management» - руководство, управление), который обозначает «искусство управления педагогическими процессами [Симонов, 1997: 6]
Метафорическое выражение «педагогическая техника» превратилось в общепринятый термин, который обозначает «комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для того, чтобы эффективно применять на практике» [Пед. энциклопедия, 1988: 258.]. Общеупотребительным термином стала и метафора «педагогическая технология». Показательно рассуждение профессора А. Кушнира о технологичности учебно-воспитательного процесса: «Технолог не экспериментирует, он имеет дело с точно предсказуемым результатом. Технология не допускает вариативности, ее главное назначение - получить гарантированный результат, она всегда проста в своем ключевом решении» [Кушнир, 1997: 58].
И.П. Подласый, отмечает, что до последнего времени «интеллектуальные производства», в том числе и воспитание человека, обходились без понятия технологии, оставляя за ней область материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с «механистическим переносом производственной технологии в школу» [Подласый, 2003: 139].
С точки зрения концепции рациональности, стремление к обучению должно быть обусловлено исключительно потребностью реализовать какие-либо цели, то есть, от образования требуется быть максимально полезным. Но сомнения в таком подходе остаются. Активизация экономической метафоры в педагогическом дискурсе обращает наше внимание на тревожное явление - чрезмерную прагматизацию процесса обучения. Такой подход
может привести к обезличиванию и обездушиванию воспитания. Кроме того, очевидно, что невозможно наладить «эффективное производство» воспитанных людей, потому что существует радость познания и педагогическое творчество.
Действительно, современные педагоги, используя технические метафоры, оговариваются: «Механические сравнения всегда опасны. Их роль как-то обозначить проблему Не более» [Белкин, 1999:184]. Однако экономическая и механистическая метафоры функционируют в педагогическом дискурсе, и становятся более продуктивными, а значит, мы как исследователи обязаны описать их бытование и, по возможности, объяснить причины возникновения.
Рассмотрим фреймово-слотовую структуру метафорической модели «ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Описываемая метафорическая модель представлена следующими фреймами:
1.Фрейм «Капитал и финансовые операции»
Слот 1.1 Капитал
Описываемый слот составляют метафорические словоупотребления, репрезентирующие накопленный опыт, знания в сфере образования, а также возможности и перспективы учеников.
Учение, знание рассматриваются как экономические категории. Метафорически переосмысленное слово «знание» становится эквивалентом слова «богатство». В «Русском семантическом словаре» богатство определяется как «принадлежащие кому-нибудь большие материальные ценности, деньги» [РСС, Т.2., 2002: 556]. Таким образом, концепт «Знание» приходит в соприкосновение с концептом «Слово»: «Высокие слова в сознании подростка могут превратиться в разменную монету, обесценится».
Средствами репрезентации интеллектуальных возможностей учеников являются метафорические наименования знаний, информации: «капитал», «ценность», «богатство», «сокровище». Например: «опора на жизненный опыт личности - главный путь превращения образовательных знаний в ценность»: «многие замечательные научные идеи ... хранятся на полках архивов и хранилищ, по существу мертвым капиталом»: «настольная книга отца и матери, пусть она будет одной крупицей в сокровищнице педагогической мудрости родителей»: «в глазах воспитанников, наши собственные знания ... наше духовное богатство, которым мы щедро делимся»: «накапливать по крупинке интеллектуальное богатство».
Представленные примеры свидетельствуют о том, что наращивание капитала прямо пропорционально увеличению способностей ученика, накоплению знаний.
Самой главной ценностью образовательного процесса является ребенок, и чаще всего для метафорического определения ученика используется прилагательное «бесценный». Например: «одаренные дети - бесценное богатство школы, духовная опора коллектива»: «доверием ребенка Антонина Ивановна дорожит как бесценным даром».
В фрейме «Капитал и финансовые возможности» актуализируется идея «добывания» знаний. Следует подчеркнуть особо трудность зарабатывания «капитала». Для того, чтобы владеть большими духовными ценностями необходимо основательно потрудиться. Например, обработать неграненый алмаз или отыскать в ценной породе золотую жилку: «как ювелир оттачивает алмаз, присматриваясь к каждой грани, думая, где прикоснуться к драгоценному камню, чтобы получился бриллиант, так и воспитателю приходится думать, как подступиться к самым сокровенным уголкам детского сердца»: «подменить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону найти в нем ту «золотую жил-
ку» от которой начинается развитие индивидуальности».
Слот 1.2. Финансовые операции
В рамках представленного слота действия учителя могут концептуализироваться как экономическая деятельность (отношения купли-продажи). Мерой стоимости при купле-продаже являются знания. Обратим внимание на то, что знания, как и деньги, - средство обмена, их можно передавать другому человеку. «Возникает представление о некоторой «плотной сущности», в данном случае о «знании-ведении», «знании-информации», которая может служить предметом обмена» [РСС, Т.2., 2002: 466]. Удивительная особенность духовных богатств заключается в следующем - «чем больше отдаешь, тем богаче становишься» : «Ведь воспитание в широком смысле - это постоянное духовное обогащение-обновление как тех, кто воспитывается, так и тех, как воспитывает»: «Отдавать свои знания младшим товарищам и таким образом самим обогащаться индивидуально»: «я считал очень важным для морального развития подростков то, что их дружба с другими людьми начинается с отдачи духовных богатств, «суть педагогического взаимодействия - прежде всего в духовном обмене, взаимообогащении учащих и учащихся».
Учение требует значительных душевных затрат, поэтому хороший педагог способен выдавать своим ученикам «аванс», своеобразный «кредит доверия»: «Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже несуществующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы его хотите видеть».
Основная «финансовая операция» для участников педагогического процесса - сбережение, накопленных знаний, умений и навыков: «Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению, своего рода «капитализировать» нарастающую массу информации подобно тому, как в банке к сумме вклада приращиваются проценты, а новые проценты исчисляются с учетом этого приращения»: « чтобы знания были прочными, повторяйте основное содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений, занимайтесь сбережением»: «учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний».
2. Фрейм «Хранение сокровищ»
Слот 2.1. Хранитель сокровищ
Учитель является посредником в циркуляции богатств и ценностей (знаний). Ср.: «Педагоги - эксперименталисты немало сделали для педагогической науки. Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории», «Творчество мастера может обогатить педагогическую науку». В процессе хранения и увеличения сокровищ могут принимать участие и сами школьники: «Школа не только кладовая знаний, из которой дети берут и берут, но и улей, в который они несут и несут, непрерывно обогащая духовную сокровищницу».
Слот 2.2. Место хранения сокровищ
Отметим, что существует некая совокупность духовных ценностей, сокровищница, доступ к которой открыт любому, готовому приложить усилия человеку. В роли сокровищницы может выступать сам ученик, так как он является носителем знания-ценности, переданного ему учителем: «Витагенный опыт личности напоминает чем-то сокровищницу « Сорока разбойников», запрятанную в глубинах пещеры нашего подсознания. Ключ к этим неисчислимым богатствам лежит не в каких-то магических заклинаниях, а в
точном следовании законам нашего мышления». «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного».
С другой стороны, «ученого мужа» называют «кладезем премудрости», что позволяет воспринимать педагога как хранителя клада. И, наконец, самым распространенным местом хранения педагогических ценностей является литература: «Такой учитель находит в сокровищнице знаний как раз тот яркий образ, ту мысль, которые наглядно воплощают величие человека»; «Есть зерно правды, которое, с течением времени, очистившись от своей шелухи, ляжет в общую сокровищницу педагогических приобретений человечества».
3. Фрейм «Производственная деятельность»
Подчеркнем процессуальность концепта учение, (знание). По данным Русского семантического словаря концепт знание сближается с концептом наука. Сама же наука связывается с понятием деятельности, направленной на добывание знания. [РСС, Т.2., 2002: 467] Слот 3.1. Управление производством
Мы уже сказали, что воспитательный процесс можно рассматривать как производственный. Действительно, школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. Перед интеллектуальным производством ставятся задачи, на осуществление которых направлен воспитательный процесс. Педагогическая деятельность связана с планированием предполагаемого результата, с моделированием ситуаций, осуществлением разработанных планов, управлением деятельностью учащихся: « проектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.)»; «для конкретизации функции управления используем понятие « педагогический проект»; «учитель - профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, четкого, конкретного, обеспеченного ресурсами плана»; «главная функция учителя - управления процессами обучения, воспитания, развития, формирования».
В школе, как и на производстве, есть целая система стимулов (оценок), используя которые педагоги корректируют воспитательный процесс. Производственные отношения предполагают также разнообразные виды контрактов и заключение деловых договоров: «Уловив в характере учащегося деловую хватку, учитель предлагает ему составить деловой контракт на выполнение взаимных обязательств. Учащийся берет на себя обязательства выполнять работу на должном уровне, а учитель - объективно и вовремя ее оценить».
Организовать эффективное педагогическое производство возможно благодаря реализации «принципа сотрудничества»: «используются разные способы сотрудничества, соответствующие поставленным задачам; содержанию обучения в совокупности с конкретным учебным материалом»; «организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели».
Логика школьного образования, как и логика производства, предполагает наличие спонсорства: «Выбор интеллектуального спонсора. Опять увлечение модным словом? Спонсор - значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями. Обычно о спонсорах говорят, когда нужно поддержать материально и морально. Разве поделиться своим интеллектуальным капиталом не спонсорство? Найти интеллектуального спонсора - задача непростая. Здесь не поможет ни простая просьба, ни тем более приказ, ни решение
общего собрания. Интеллектуальный багаж из рук в руки не передаётся. Нужны какие-то побудительные мотивы, нужен взаимный интерес, совместное дело. Это может быть совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, олимпиад, конкурсов и т. п.»
Слот 3.2. Результаты производства
Эффективность деятельности школы, как и деятельности производства, оценивается по качеству выпускаемой «продукции»: «попробуем оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества»: «Метод - главный инструмент педагогической деятельности. Именно с его помощью производится продукт обучения»: «для рассмотрения в системе продукта, на производство которого направлен учебный процесс».
С одной стороны, результатом интеллектуального производства являются знания. Они превращаются в продукт, товар, который может быть приобретен. И платные (коммерческие) вузы «продают» именно знания, которые являются в нашей нестабильной экономике более твердой валютой, чем денежные знаки. Знания, единожды приобретенные, не могут быть растрачены. Они становятся бесценными. Хотя некоторые педагоги говорят об «инфляции знаний» и необходимости постоянного «коучинга».
С другой стороны, главный результат педагогического производства - это сам ученик: «О продуктах педагогического труда, на создание которых направлен педагогический процесс, уже говорилось в предыдущих разделах. Если то, что «производится» в нем, представить глобально, то это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек».
Слот 3.3. Оптимизация производства
Представленная в этом слоте метафорика выявляет смыслы «расчетливость», «получение выгоды», «экономия сил и времени». Ср: «Удел студента - нелегкий познавательный труд, который нужно постараться сделать максимально продуктивным»; «главное преимущество данного метода ... экономность»;« возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий»; «учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро»; «беседа - неэкономный и сложный метод обучения»; «лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации»; «учитель -мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями»; «методика учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей»; «следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний»; «к недостаткам метода работы с книгой относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому данный метод относится к малоэкономичным»; «оптимизация структуры учебного материала».
Проведенный анализ позволил выявить некоторые тенденции и особенности функционирования экономической метафоры в педагогическом дискурсе, а также место данной метафоры в современной педагогической науке. В завершение хотелось бы особо отметить: экономическая метафора помогает взглянуть на все происходящие в педагогике процессы под новым углом зрения. Ведь «производство метафор — это не просто лингвистическое явление, которое происходит на поверхностном уровне языка; оно берет начало в более глубинном, когнитивном процессе творческого характера, открывающем новые возможности развития значений» [МакКормак, 1990: 377]. В настоящее время эко-
номическая метафора «набирает силу» в педагогических текстах. Описание метафорической модели «ОБРАЗОВАНИЕ - ЭТО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», представленной фреймами «Капитал и финансовые операции», «Хранение сокровищ», «Производственная деятельность», позволяет заострить внимание на часто недооцениваемом, но актуальном для современного общества прагматическом аспекте педагогического дискурса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кушнир А. Новая Россия подрастает // Народное образование. 1997. №8.
2. Лекант П.А. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М., 1982.
3. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. - М., 1990.
4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - Минск, 2004.
5. Никитин М.В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания. 1979. №1. с.91-102.
6. Педагогическая энциклопедия. - М., 1988.
7. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2003.
8. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991 -2000). - Екатеринбург, 2001.
9. Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивное описание метафорической модели // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т.14. - Екатеринбург, 2004. -С. 102-115.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СЛОВАРЕЙ
1. Белкин А. С. Возрастная педагогика. - Екатеринбург, 1999.
2. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 5 т. Т.1. - М., 1949.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1997.
4. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2003.
5. Русский семантический словарь / РАН, Ин-т русского языка, под редакцией Шведовой Н. Ю. - М., 1998.
6. Словарь русского языка в 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка, под редакцией Ев-геньевой А. П. -М., 1981 -1984.
7. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русский культуры. - М., 2001.
8. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5 т. - Киев, 1978-1987.
9. Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11т., Т.2. - М.; Л, 1948.
© Кабаченко Е.Г., 2005