«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ» КАК МЕТАФОРА В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Абзалов А.Ф., кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета. Костоусов Н. С. кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: дискурс, историзм, метафора, концепт, педагогическое наследие, педагогический опыт.
Российская государственная образовательная система является результатом одновременного внутреннего развития и общемирового. Как человек не может стать личностью без социализации, так и любая образовательная система, реализующая его познавательные интересы, не может развиваться изолированно и добиться становления обособленно от внутренних и внешних экономических, политических, социальных и педагогических процессов.
В современной философской, естественно-научной, правовой и педагогической науке термины «ген», «генетика», «генезис», «генеалогия», «наследственность», «наследие», «педагогическая генеалогия», «опыт», «педагогический опыт» в течение довольно продолжительного исторического периода существовали вначале как метафоры, а затем были определены как, понятия и категории. Только после этого стало возможным исследование их сущности, структуры и содержания. В научных дискуссиях, публикациях, докладах и диссертационных исследованиях термин «педагогическое наследие» как метафора, начинает применяться в 60-70-х гг. XX в.
Метафоры в сфере образования, в понимании и моделировании базисных концептов педагогического дискурса используются очень давно, но только сейчас начинают привлекать внимание отечественных исследователей. «В метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа»[1]. Метафора стала представлять собой не просто языковой феномен, но и повседневную реальность, то есть когда мы думаем об одной сфере в терминах другой, уже не требует доказательств. Семантическая емкость метафоры делает необходимым ее использование в педагогическом дискурсе. Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех педагогических подходах и системах. Наиболее важным, по нашему мнению, при осуществлении историко-педагогических исследований является то, что метафорическое словоупотребление выполняет в педагогическом дискурсе очень важные функции: аксиологическую, когнитивную,
номинативную, коммуникативную, прагматическую, изобразительную, инструментальную, моделирующую и гипотетическую [2].
Используя метафору как выражение понятий «педагогический опыт» и «педагогическое наследие», мы делаем возможными различные способы их понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир. Педагогическое наследие как концептуальная метафора широко используется в педагогической публицистике и является органичным средством описания исторического педагогического опыта, который также имеет метафорические модели. Метафорические модели можно обнаружить в разных научных отраслях, причем они будут продуктивны и помогут раскрыть суть явления. В этом смысле о метафоре можно судить как о своеобразном приеме для создания новых научных теорий. Именно метафора позволяет перевести сложные и не всегда доступные пониманию научные понятия, требующие дополнительных разъяснений, в более конкретные формы.
Метафорические модели педагогического опыта: эксперимент в процессе обучения и воспитания; жизненный опыт учителя (педагога); система знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и воспитания; исторический педагогический опыт - наследие предыдущих цивилизаций и поколений.
Таким образом, метафоричны: исторический педагогический опыт - педагогическое наследие, а педагогическое наследие - исторический педагогический опыт. Однако не всякий исторический опыт является достоянием и входит в содержание педагогического наследия. В подтверждение этому наиболее частотными для представления концепта «педагогическое наследие» являются следующие метафоры.
«Педагогическое наследие» - это:
- взгляды, идеи, концепции, парадигмы, учения великих ученых-педагогов и цивилизаций;
- научные педагогические знания предыдущих поколений;
- традиции обучения и воспитания;
- ценности воспитания и обучения предыдущих поколений;
- богатство, капитал, драгоценность, достояние исторического педагогического опыта (научные труды, учебники и учебные пособия, периодические научные педагогические издания, мемуары, историографические описания научной педагогической деятельности великих ученых педагогов и государственных деятелей и т.д.).
Для репрезентации концепта «педагогическое наследие» используются метафоры «ценность», «богатство», «капитал», «драгоценность», «достояние». Например: «Отдать дань уважения огромному труду подвижников-педагогов, по крупицам собиравших, обобщавших и систематизировавших драгоценный опыт обучения»[3]. «Богатство важнейших результатов всестороннего развития находится у каждого под руками»[4]. Ценность педагогического наследия не имеет финансового аспекта. Метафоры не акцентирует современный прагматичный корыстный подход к историко-культурному наследию в виде картин, ювелирных изделий статуй, замков и т.д.
Концепт «педагогическое наследие» может метафорически представляться как место хранения сокровищ. «Гуманная педагогика... сильна, потому что составляет сокровищницу общечеловеческих ценностей»[5]. «Настольная книга отца и матери, пусть она будет одной крупицей в сокровищнице педагогической мудрости родителей»[6]. Концепт «педагогическое наследие» осмысляется в педагогической науке как ценность, предмет желания и обладания знаниями, умениями предшествующих поколений и цивилизаций. Педагогическое наследие обогащает педагогическую науку, обеспечивая накопление интеллектуального, социокультурного, духовного и нравственного потенциала: «документальное наследие архиепископа Фаддея (Успенского), содержащее его педагогические идеи»; «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в свете модернизации народного образования России» и т.д. [7]. Это вполне закономерное явление для текстов, относящихся к сфере образования, ведь одна из целей педагогического дискурса -передача опыта и популяризация научных знаний, что предопределяет использование образности.
Метафора «педагогическое наследие» рассматривается как результат мыслительной переработки субъективных образов объективной педагогической действительности, которые откладываются в сознании в виде представлений. При помощи метафор становится возможным: во-первых, закрепление значимых для педагогов смыслов; во-вторых, эффективная организация познавательной деятельности учащихся; в-третьих, описание языкового сознания профессиональной педагогической культуры. Система метафор, высвечивающих одни стороны концепта «педагогическое наследие» и скрывающих другие, служит достижению сложной цели -многоаспектной характеристике вышеуказанного концепта, функционирующего как в обыденном, так и научном педагогическом сознании отечественных педагогов.
Функции метафоры «педагогическое наследие». Во-первых, метафора несет знания о действительности (прошлое и настоящее) и обладает высокой информативностью. Во-вторых, метафора обращается к значимым духовно-нравственным ценностям человечества и оказывает влияние на них, отражает аксиологическую суть образовательной действительности. В-третьих, помогает выразить эмоциональное переживание действительности (прошлого, настоящего, будущего). Таким образом, метафора «педагогическое наследие» включает в свою структуру миропонимание, мировосприятие и мироощущение: метафорическое мировоззрение обладает известным своеобразием, являясь универсальным термином (моделируется, классифицируется и интерпретируется мир, общество и сам человек); как доминирующий способ мышления присутствует в самых разных сферах жизни, поэтому вполне объяснимо придание ей онтологического статуса.
Метафора в педагогической публицистике формирует представление о педагогическом наследии, но не раскрывает сущность, структуру и содержание как философской категории и педагогического понятия.
Литература:
1. Ортега-и-Гассет, Х. Две великие метафоры / Х. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: Сб. науч. ст. / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой. - М.: Прогресс, 1990. С. 68-81.
2. Харченко, В. К. Функции метафоры / В. К. Харченко. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. С. 34-37.
3. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс в 2 кн.: учебник для студентов вузов по пед. спец. / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1. С.19.
4. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 11 т. / - М.; Л: АПН РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики, 1948. Т. 2 : Педагогические статьи 1857-1861. С. 135.
5. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование / Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1984. С. 263.
6. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / В. А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1981. Т. 3. С. 397.
7.Научная библиотека Московского педагогического государственного университета. 1Шр://Ы^еп-и7.тр£и.ишо5.ги:8080/и5Ып5ку.
ANNOTATIONS:
Smirnov I.P., Bodrov A.N. In article uncover the new direction of professional pedagogic -economic management of efficiency of vocational training in conditions of a labour market, creation of the competitive environment in an education system and financings of an end result of educational service.
Bagmanov I.R., Khabarova N.G. Competent approach to the professional education: the problem of realization. The terms "competent" and "competences" penetrated into the sphere of education from labour sphere. Although their introduction faces some difficulties. The article reveals the difficulties of competence realization in the sphere of education. Among them are: the determination of professional education activity by external and internal factors as well; unsimplicity of interpretation of terms "competent" and "competence" in