Научная статья на тему 'Экономическая информатика и прикладной системный анализ'

Экономическая информатика и прикладной системный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА / ПРИКЛАДНОЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ECONOMICAL INFORMATICS / APPLIED SYSTEM ANALYSIS / INFORMATION SYSTEMS / BUSINESS-PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лугачев Михаил Иванович, Новикова Тамара Владимировна

Статья посвящена анализу предмета и методов экономической информатики с позиций прикладного системного анализа в целях определения областей пересечения и выявления возможности формирования синергетического эффекта от применения комбинированного подхода и синтеза двух наук для решения реальных задач бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economical Informatics and Applied System Analysis

This article deals with attempt of synthesis of economical informatics and applied system analysis approaches for real business problems solution.

Текст научной работы на тему «Экономическая информатика и прикладной системный анализ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 2

М.И. Лугачев1,

докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической информатики

экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

Т.В. Новикова2,

канд. техн. наук, доцент кафедры медицинской и биологической кибернетики

ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Росздрава»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА

И ПРИКЛАДНОЙ СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена анализу предмета и методов экономической информатики с позиций прикладного системного анализа в целях определения областей пересечения и выявления возможности формирования синерге-тического эффекта от применения комбинированного подхода и синтеза двух наук для решения реальных задач бизнеса.

Ключевые слова: экономическая информатика, прикладной системный анализ, информационные системы, бизнес-процессы.

This article deals with attempt of synthesis of economical informatics and applied system analysis approaches for real business problems solution.

Key words: economical informatics, applied system analysis, information systems, business-processes.

Информатика традиционно изучается как наука об информации и средствах ее обработки с применением ЭВМ. Становление рыночной экономики требует включения в курс информатики разделов, посвященных обоснованию целесообразности внедрения и обновления информационных систем (ИС) на предприятии3. Полезность затрат на развитие ИС оценивается путем сопоставления доходов, получаемых в существующей системе бизнес-процессов, и эффектов, ожидаемых после внедрения новых средств информатизации. В идеале для оценки эффективности внедрения ИС в организации необходимо иметь:

— описание существующей системы бизнес-процессов (модель «как есть»);

— проект внедрения ИС;

— описание системы бизнес-процессов после внедрения ИС (модель «как будет»).

Для построения указанных моделей предлагается использовать метод системного анализа.

1 Лугачев Михаил Иванович, тел.: +7(910) 400-12-83; e-mail: mil@econ.msu.ru

2 Новикова Тамара Владимировна, тел.: +7(3822) 53-39-33; e-mail: novitamara@ yandex.ru.

3 Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М., 2005.

Метод системного анализа

Системный анализ — это работа по построению структурированного содержательного описания той части реальности, с которой субъект имеет дело в своей профессиональной деятельности. Главное требование — отображение системных свойств изучаемого объекта. Это означает, что, исходя из цели анализа, в объекте и его отношениях со средой необходимо выделить все то, без чего его существование как обособленного и целесообразного целого с заданными свойствами и функциями становится невозможным. Такое описание строится на основе заведомо полной модели-фрейма4, которая подсказывает исследователю, какие элементы и связи предметной области следует включить в модель5. Полученная модель становится основным инструментом (моделью-основанием) для декомпозиции — основной процедуры системного анализа. Декомпозиция — сопоставление объекта анализа с моделью-основанием, при котором в разделяемом целом отыскиваются части, соответствующие элементам модели. В результате объект представляется как система, которая является конкретным воплощением модели.

Технологически метод системного анализа реализуется в виде двух базовых схем. Первая носит название «этапы системного подхода к исследованию и проектированию объектов»6, вторая — «прикладной системный анализ для решения проблем»7. Анализ в обоих случаях начинается с регистрации проблемы.

Первая схема выстраивается в виде последовательности этапов анализа проблемной ситуации, целей, функций, структуры и внешних условий (ресурсов) (рис. 1).

Анализ Синтез

Рис. 1. Общая схема системного подхода

Сначала определяется исследуемая система и формулируется ее глобальная цель (миссия). Перечисляются конечные продукты. За-

4 Фрейм — конструкция, элементы которой (слоты) представляют поименованные сущности предметной области. По мере познания слоты наполняются содержанием. Задача исследователя — заполнить фрейм.

5 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учебник. 3-е изд. Томск, 2001.

6 Системное проектирование АСУ хозяйством области / Под общ. ред. Ф.И. Пе-регудова. М., 1977.

7 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): Учебник. Томск, 2004.

тем определяется пространство целеполагания — перечень объектов, чьи цели, потребности, мотивы, законы, ограничения, мнения, влияния или реакции считаются существенными для формирования целей системы. Эти объекты называют целеполагающими системами (ЦПС)8. Перечень ЦПС становится основой для построения дерева целей (целевой структуры) деятельности предприятия. Анализ в целом осуществляется в соответствии со схемой, представленной на рис. 2.

Модели-основания для декомпозиции

Конечные продукты

Целеполагаю-щие системы

Жизненный цикл

Состав системы

КП КП КП

X

Цели вышестоящей системы

х

X

Цели «существенной

среды» *

X

Цели подведомственной

системы *

Выявление потребности вКП

I

Производство КП

X

Цели исследуемой системы

ZZE

X

Потребление КП

Кадры

X

Средства деятельности

X

Предметы деятельности

Отношения

в

Управленческий цикл

Делегирование полномочий

Прогнозирование Планирование Организация Контроль Анализ проблемных ситуаций

Исполнение Соисполнение Согласование Утверждение

Рис. 2. Фрагмент (одна ветвь) дерева, получающегося при декомпозиции глобальной

цели системы

Во второй технологической схеме изучаемой целостностью является проблемная ситуация. Основу анализа составляет перечень участников ситуации (стейкхолдеров, stakeholders) — всех тех, кто

8 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Указ. соч.

оценивает ситуацию со своих позиций и кто заметит ее любое изменение. Цель анализа — выработать улучшающее вмешательство, или изменение ситуации, которое положительно оценивается хотя бы одним из ее участников и неотрицательно — всеми остальными. С этих позиций прикладной системный анализ понимается как теория и практика проектирования и реализации улучшающих вмешательств. В процессе анализа выясняются проблемы и цели участников, формируются критерии и модель ситуации, генерируются альтернативы и осуществляется выбор наилучшего проекта вмешательства.

Примеры системного подхода в задачах экономической информатики

I. Построение концептуальной модели деятельности предприятия

Исследуемой системой является система бизнес-процессов предприятия. Бизнес-процесс при этом понимается в широком смысле.9 Это означает, что в систему бизнес-процессов входят все действия, от которых зависит результативность бизнеса в целом. Цель анализа — построить модель этой системы, предназначенную для оценки затрат на информационное обслуживание бизнеса. С точки зрения задачи развития ИС это — модель «как есть».

Формально система бизнес-процессов представляется как совокупность действий, взаимосвязанных посредством событий. Это — микроуровень описания системы. В задачах экономической информатики действия классифицируются в аспектах информатизации (интеллектуальные, информационные и действия с материальными объектами) и экономики бизнеса (добавляющие и не добавляющие потребительскую стоимость). На основе данной классификации определяются затраты на сервисы ИТ и их эффекты по видам деятельности10.

Воспользуемся схемой «Этапы системного подхода к исследованию и проектированию объектов» для построения модели системы бизнес-процессов предприятия. В соответствии с данной схемой любое действие:

— способствует достижению цели предприятия, т.е. соотносится с определенным элементом его целевой структуры;

— участвует в преобразовании входного потока в выходной, т.е. является элементом функциональной структуры;

9 Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. М., 2002.

10 Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник.

— выполняется на конкретном рабочем месте в соответствии с организационной структурой;

— использует ресурсы (труд персонала, энергию, материалы, информацию, время, финансы);

— потребляет определенные виды информационного обслуживания.

Распределение действий по элементам целевой, функциональной и организационной структур представляет систему бизнес-процессов на макроуровне. Модель системы будем строить, переходя иерархически от ее макро- к микроописанию, т.е. от целевой структуры к функциональной модели и далее — к элементарным действиям.

Целевая структура — результат иерархической декомпозиции глобальной цели. На первом уровне фиксируются конечные продукты, которые предприятие производит для достижения цели. По каждому виду продуктов формулируются цели производства в натуральном, финансово-экономическом и социально-ценностном выражении. На втором уровне цели по конечным продуктам дополняются свойствами, вытекающими из потребностей и ограничений со стороны элементов среды. Отсюда задача — выделить в среде объекты, существенно влияющие на целеобразование предприятия. Это означает, что необходимо подобрать модель-основание и выполнить декомпозицию среды.

Целеполагание — функция управления, поэтому воспользуемся моделью, где исследуемой является организационная система, а в среде выделяются вышестоящие, нижестоящие системы и «существенная среда»11 (рис. 3).

Рис. 3. Модель для описания пространства целеполагания организационной

системы

Для организационной системы бизнес-предприятия вышестоящими будем считать организации, задающие обязательные для

11 Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Указ. соч.

исполнения цели и ограничения. Это — законодательные, природоохранные, местные, федеральные директивные органы, системы научно-технических знаний и др. Понятие официальной институциональной среды, введенное в учебнике «Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем» (2005), относится к этой сфере деятельности. К нижестоящей системе отнесем объекты, в отношении которых предприятие может действовать по своей инициативе и делать выбор. Сюда относятся: поставщики, потребители, партнеры, союзники, подведомственные организации. В «существенную среду» включим предприятия, к которым бизнес должен адаптироваться, чтобы обеспечить свое выживание и конкурентоспособность. Это — предприятия, выпускающие аналогичные виды продукции и возможные заменители, представители мировых тенденций и лучших деловых моделей в данной отрасли, потенциальные конкуренты, финансовые структуры, транспортная, энергетическая и информационная инфраструктуры. Все это, наряду с природой, климатом и так называемыми невидимыми институтами12, образует условия функционирования. В собственных интересах организационная система предприятия должна действовать так, чтобы создаваемая в бизнесе добавленная стоимость приносила пользу всем сотрудникам, превращалась для них в добавленную ценность (в отличие от прибавочной стоимости К. Маркса). Здесь можно говорить о создании дружественной для коллектива корпоративной институциональной среды. Полученный перечень объектов будем считать моделью-основанием для декомпозиции пространства целеполагания объектов типа «бизнес-предприятие».

Целевая структура выражает внешние требования к конечным продуктам и собственные интересы предприятия как целого. Функциональная структура определяет, что должно делаться внутри предприятия для достижения целей. Описание функциональной структуры составляется поэтапно. На первом этапе определяются целевые направления деятельности. Моделью-основанием для этого служит целевая структура. Направления формулируются в терминах действий, необходимых для удовлетворения требований ЦПС. На втором этапе для каждого направления формируется состав входных и выходных потоков и перечисляются процессы деятельности. Затем выполняется декомпозиция процессов в соответствии с жизненными циклами конечных продуктов. Формально жизненный цикл конечного продукта включает следующие этапы: выявление потребности, производство, потребление. Конкретным

12 Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. С. 37.

воплощением данной последовательности является «цепочка добавления стоимости и обеспечивающих процессов для производственной компании»13. После этого для каждого этапа жизненного цикла конечного продукта определяются субъект, объект, средства деятельности и отношения между ними. Анализ отношений определяет виды деятельности, средств труда — технологию. Фиксируя вход и результат каждой единицы действия, можно составить сколь угодно детальное описание деятельности. Завершить декомпозицию можно путем ограничения уровня ответственности за результат или перечисления типов клиентов процесса.

Представленные выше рассуждения строились исходя из перечня конечных продуктов, необходимых для осуществления глобальной цели предприятия. Это — основная производственная деятельность. Успех предприятия невозможен без эффективного управления и ресурсного обеспечения, отсюда — управленческая и вспомогательная деятельность. Для декомпозиции вспомогательной деятельности для каждого вида производственной деятельности определяются материальные, финансовые, информационные, временные и трудовые ресурсы. Для каждого вида ресурсов существуют этапы выявления потребности, приобретения, использования. На них рассматриваются объекты, субъекты, средства деятельности, отношения и т.д. Управленческая деятельность подразумевает следующие функции: прогнозирование, планирование, организация, контроль, анализ проблемных ситуаций. Эти функции определяются для управления производством конечных продуктов и всеми видами ресурсов. Полученную таким образом модель назовем целевой комплексной моделью деятельности предприятия (ЦКМД).

Теперь необходимо получить описание системы бизнес-процессов, которое можно использовать: 1) для оценки затрат на информационное обслуживание бизнеса; 2) для совершенствования системы бизнес-процессов путем интеграции с новыми ИС. Это означает, что от модели, сформулированной на языке производственных, управленческих и ресурсообеспечивающих действий, необходимо перейти к модели, основанной на языке информационных процессов и технологий. Для решения данной задачи в ЦКМД предлагается выделить:

— подсистему управления информационными ресурсами. Получим систему потоков данных, аналогичную системе финансовых или материальных потоков. Так данные, определенные в учебнике «Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем» (2005) как часть инфраструктуры ИТ, могут рассматриваться как информационный ресурс организации;

13 Там же. С. 455.

— совокупности действий по информационному отображению и сопровождению всех видов деятельности. Это — различные виды учета, подготовка и передача справок, сводок и других документов. Получим описание документооборота;

— действия и процессы, содержание которых составляет преобразование входных данных в данные-результат. Это — функции управленческого цикла, расчеты, подготовка отчетов, производство рекламной продукции и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— процессы передачи информации о событиях, обеспечивающих непрерывность бизнес-процессов.

В результате получим подмножество действий и процессов, в которых используются или могут использоваться ИТ. Это — информационные процессы и информационные сервисы. Данную часть деятельности назовем СИПС (система информационных процессов и сервисов). В работе К.Г. Скрипкина14 СИПС ассоциируется с системой бизнес-процессов «в узком смысле», где «бизнес-процесс рассматривается как объект задач управленческой автоматизации в отличие от объектов производственной автоматизации». Анализ СИПС может привести к идее развития ИС предприятия, сформулировать цель проекта и определить состав требуемых сервисов ИТ.

На стадии эксплуатации ИС затраты на информационное обслуживание бизнеса определяются ресурсами, которые используются службой ИС для поддержания сервисов ИТ в рабочем состоянии. Для оценки затрат устанавливаются связи между объектами затрат (сервисами ИТ), видами деятельности службы ИС и потребляемыми ресурсами, т.е. строится ВД-модель.15 Объектом системного анализа в этом случае является система бизнес-процессов службы ИС. Исходная информация для анализа — перечень предоставляемых бизнесу сервисов ИТ.

II. Разработка проекта развития системы информационного

обслуживания бизнеса

Развитие системы информационного обслуживания бизнеса (СИОБ) является улучшающим вмешательством в деятельность предприятия. В описании проекта развития СИОБ выделим следующие составляющие: целевую (модель системы бизнес-процессов предприятия после внедрения ИС), структурно-функциональную (программа действий по достижению цели) и управленческую (процедуры анализа рисков, обнаружения проблем и принятия решений при реализации проекта). Цель анализа — построить мо-

14 Скрипкин К.Г. Указ. соч. С. 12.

15 Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник.

дель системы бизнес-процессов предприятия, предназначенную для составления спецификаций сервисов ИТ, обеспечивающих осуществление цели проекта. С точки зрения задачи развития ИС это — модель «как будет».

Этапы анализа:

1) описание пространства целеполагания проекта развития СИОБ;

2) формулирование проблем — источников идеи проекта;

3) определение целей проекта;

4) формирование состава сервисов ИТ (конечных продуктов создаваемой СИОБ);

5) определение состава необходимых изменений в бизнес-процессах в связи с внедрением ИС;

6) проектирование связанных с внедрением ИС организационных изменений в системе бизнес-процессов предприятия.

1. Описание пространства целеполагания проекта развития СИОБ

Пространство целеполагания проекта развития СИОБ представим на основе рис. 3. Получим схему, представленную на рис. 4. Исследуемая система — часть проекта, которая представляет пользователям будущую СИПС. Вышестоящими будем считать систему бизнес-процессов предприятия и системы, образующие корпоративную институциональную среду. К нижестоящим системам отнесем существующую СИПС, рынки ИС и информационных услуг, организации, разрабатывающие новые ИТ. В «существенной среде» учтем примеры лучших СИОБ в данной сфере деятельности, мировые тенденции развития средств информатизации, условия интеграции создаваемой системы в единое информационное пространство отрасли и современное киберпространство, опыт конкурентов и других организаций отрасли по развитию ИТ. Внутренним субъектом целеполагания для СИОБ является служба ИС.

2. Формулирование проблем — источников идеи проекта

Идея проекта развития СИОБ со стороны бизнеса может быть обусловлена: 1) неудовлетворенностью пользователей параметрами существующих информационных сервисов16; 2) реинжинирингом системы бизнес-процессов.

Требования корпоративной институциональной среды к СИОБ могут касаться различных видов консультирования, таких как применение стандартов, обработка данных, ознакомление сотрудни-

16 Там же.

8 ВМУ, экономика, № 2

113

ков с планами, проектами, архивами, распределение прав, обязанностей, полномочий и ответственности в коллективе.

Рис. 4. Модель для описания пространства целеполагания проекта развития системы информационного обслуживания бизнеса

Существующая СИПС рассматривается как совокупность объектов выбора — информационных процессов и сервисов, которые предполагается выполнять средствами ИТ. Рынки ИС и сервисов дают варианты для соответствующих ИТ-решений17. Потенциал новых ИТ — источник идей для реинжиниринга бизнес-процессов.

Изучение «существенной среды» — передового опыта, достижений конкурентов и мировых тенденций — источник мотивации для пересмотра существующей СИОБ в плане внедрения прогрессивных технологий. Интеграция СИОБ в систему более высокого уровня ограничивает множество ИТ-решений выбором конкретной ИТ-платформы, необходимостью защиты информации, стандартами хранения и представления данных, формы запросов, входных и выходных документов.

17 Там же.

Со стороны службы ИС решение о развитии СИОБ может быть обусловлено неудовлетворенностью регламентом работы с бизнес-подразделениями, уровнем автоматизации управления сервисами и приложениями, инфраструктурой ИТ и телекоммуникаций. Решение подобных проблем возможно путем внедрения модели 1Т^/

пзм18.

Теперь существующую СИПС можно проанализировать для выявления проблемных процессов и сервисов.

3. Определение целей проекта

После изучения позиций заинтересованных сторон все проблемы, идеи и требования суммируются и оформляются в цели проекта. Например, проблему неудовлетворенности бизнеса параметрами сервисов можно свести к цели снижения рисков путем развития ИС за счет уменьшения неопределенности ситуаций принятия решений. Цели реинжиниринга трансформируются в цели использования ИТ для перехода к более эффективным формам организации интеллектуального труда. Аналогично формируются цели других ЦПС. Для независимых целей можно определить отдельные проекты и решить задачу выбора очередности реализации.

4. Формирование состава сервисов ИТ

Для определения состава проектируемых сервисов ИТ модель существующей СИПС анализируется с точки зрения целей проекта. В результате формируются подмножества действий и процессов, изменение которых путем внедрения ИС и реинжиниринга обеспечит осуществление целей проекта. Часть операций при этом будет автоматизирована путем приобретения прикладных программ. Другая часть передастся на аутсорсинг. Для третьей части потребуется стандартизация данных. У работающих сервисов изменятся параметры. Наконец, могут быть выделены группы операций, которые автоматизируются полностью. Для полученных сервисов специфицируются параметры и выбираются ИТ-решения.

5. Определение состава необходимых изменений в бизнес-процессах

Перечень проектируемых сервисов ИТ сопоставляется с ЦКМД предприятия и выделяются бизнес-процессы, в которые необходимо внести изменения для внедрения этих сервисов. Решая данную задачу, можно учесть сервисы, используемые во многих бизнес-

18 Там же.

процессах; сервисы, которые связывают последовательные действия; последовательности операций, в которых отсутствуют акты интеллектуального выбора.

6. Проектирование организационных изменений в системе бизнес-процессов

Проектирование связанных с внедрением ИС организационных изменений осуществляется на основе макроописания системы бизнес-процессов. Уровень целей остается неизменным. На уровне функций старые правила бизнеса заменяются новыми. По элементам организационной структуры действия распределяются в соответствии с новыми правилами и спецификациями сервисов ИТ Соответственно планируются материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы.

Заключение

Применение прикладного системного анализа при изучении экономической информатики развивает самостоятельность и креативность мышления студентов, стимулирует учащихся задавать себе вопросы и находить ответы. И даже если используемые для анализа модели-основания не совсем точны, адекватны или не имеют строгого теоретического обоснования, их применение упорядочивает поиск недостающей информации, вносит системность в рассуждения, в результате чего формируется культура системного мышления.

Список литературы

Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа: Учебник. 3-е изд. Томск, 2001.

Системное проектирование АСУ хозяйством области / Под общ. ред. Ф.И. Перегудова. М., 1977.

Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. М., 2002.

Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): Учебник. Томск, 2004.

Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.