Научная статья на тему 'Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты'

Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1721
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондарев В. Г., Стребков А. И.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экономической жизни в аспекте проведения курсов социальной политики. Автор сосредоточивает внимание на изменении теоретических подходов к анализу социальной политики, ряде важных практических следствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты»

УДК 338.2+316.4

В.Г. БОНДАРЕВ,

к.полит.н., доцент Российской академии правосудия, Северо-Западный филиал (Санкт-Петербург) А.И. СТРЕБКОВ, д.полит.н., профессор СПбГУ (Санкт-Петербург)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития экономической жизни в аспекте проведения курсов социальной политики. Автор сосредоточивает внимание на изменении теоретических подходов к анализу социальной политики, ряде важных практических следствий.

Economic and social policy of modern states: theoretical and practical aspects

In the article the author examines actual problems of the development of economic life in the aspect of carrying out the social policy courses. The author focuses attention on the change of theoretical approaches to the social policy analysis, on a number of important practical consequences.

Экономическая политика современных государств обусловлена многими факторами и причинами. Она основывается на существующем производственном базисе и определяется положением страны в международной системе разделения труда. Подобные предпосылки не являются определяющими, и в каждый исторический момент развития страны государство, посредством существующих рычагов воздействия, делает экономическую политику реальной, оказывающей воздействие на все стороны социальной жизни.

С момента своего зарождения государство стремится взять под собственный контроль экономическую жизнь общества. Формы контроля изменялись с изменением как самой экономической основы существующего общества, так и с изменением роли и значения государства. Однако насилие над экономикой и ее представителями являлось и является до сих пор генеральной линией взаимодействия экономики и государства. Но не следует полагать, что государство применяет насилие над экономикой только в угоду самому себе, оно это делает в угоду самому же экономическому состоянию общества или экономическому положению социальных групп. Но со счетов не стоит сбрасывать собственные задачи государства, для которого необходима экономическая основа. Собственные цели и задачи государство не в состоянии выполнить, не имея этой основы. И чем эта основа могущественнее, тем успешнее политика государства. Для государства экономика придает энергию и тот запас прочности, которого всегда не хватает экономически слабым государствам.

Экономическое участие современного государства в общественной жизни хотя и достаточно, но оно все же своей экономической политикой выражает интересы не только государства, но также и интересы тех экономических субъектов, которых устраивают политические принципы руководства экономической жизнью в стране. Отсюда экономическая политика государства базируется на некоторых легитимированных

принципах социальной жизни вообще, на принципах, носящих всеобщий характер и определяющих отношения между субъектами политики и субъектами экономики. Наиболее значимым принципом, зафиксированным в Конституциях практически всех стран, является принцип частной собственности. Господство данного принципа определяет не только форму взаимоотношений между субъектами политики и экономики, но и взаимоотношения в обществе в целом. Согласие участников отношений с этим принципом влечет за собой согласие экономических субъектов с формами регулирования экономикой со стороны государства. Степень и глубина воздействия государства на экономику при этом определяется всякий раз по-разному и зависит от экономической необходимости. Однако стоит заметить, что субъекты экономики и субъекты политики по-разному понимают пределы допустимого регулирования государством экономической жизни. Если для первых пределы этого регулирования определяются собственными социальными или корпоративными интересами, в конечном счете, прибылью, то для вторых пределы этого регулирования определяются всеобщими интересами, т.е. интересами государства в целом, т.е. идеей. Такое возможно по причине того, что экономические субъекты во взаимоотношениях с государством опираются на свой собственный отдельный - частный или корпоративный - интерес, тогда как государство представляет совокупный интерес не только экономических субъектов, который не всегда совпадает с интересом отдельного субъекта экономики, но и субъектов политики и социальных субъектов. Возникающее противоречие между отдельно взятым интересом и общим интересом разрешается в каждом конкретном случае по-своему: либо в пользу экономического субъекта, либо политического и социального субъекта.

Тенденция социального развития представлена устойчивым разрешением противоречий в пользу государства. Это доказывается тем, что, государство само уже сегодня обладает такими материальными и духовными ресурсами, о которых оно не мечтало в индустриальных обществах, обществах, находящихся на первоначальной стадии индустриального развития. Оно сегодня является не только политическим регулятором экономических процессов, не только определяет своими заказами всеобщие приоритеты в экономике, но и является равноправным хозяйствующим субъектом. Оно обладает сегодня средствами производства, землей, монополией на денежную эмиссию, оказывает существенное влияние на внешнюю торговлю и т.п. В Германии, например, в 1984 году доля государственных предприятий в создании стоимости составила 11,3%, на них было занято 10,1% всех работающих по найму. С другой стороны, само насилие государства над экономикой есть, как пишет К. Маркс в «Капитале», экономическая потенция, т.е. возможность, которая существует в скрытом виде и может проявиться в известных условиях. Под известными условиями подразумевается, открывающаяся для экономики конъюнктура, которая политически поддерживается. Как это случилось во время разразившегося мирового финансового кризиса во второй половине 2008 года и первой половине 2009 года, когда российское государство не только погасило долги национальных банков перед внешними кредиторами, но и всячески поддерживало внешнеэкономическую экспансию отечественного бизнеса.

Экономическая политика современных государств может быть представлена с различных позиций, которые, как и большинство в современной науке определяются интересом не столько исследовательского, сколько идеологического характера. Причиной этому является различное положение субъектов экономики в народном хозяйстве, их роль и значение в развитии этого хозяйства. Относительность положения, конкретные задачи хозяйствующего субъекта, сила сопротивления достижению ими своих целей, порождает необходимость идеологизированного представления о своем собственном состоянии, собственной роли и силе в общественном развитии. Но в силу того непреложного факта, что свой интерес есть всегда абсолютный интерес, то и теоретически он всегда представлен как единственно возможный интерес, единственно верный, единственно необходимый и обоснованный. Этот интерес относится к государству как средству его

реализации. И если государство в силу политических причин не признает данный частный интерес, не делает его всеобщим интересом, то появляется основание для конфликта. Государство следует в фарватере такого частного интереса, от которого зависит его экономическая судьба. Если государство зависит от состояния экспорта нефти и газа, то оно основное внимание обращает на данные отрасли и, естественно, корпоративный интерес данных субъектов экономики приобретает приоритетное значение. Государство, зависимое от положения этих отраслей в первую очередь обслуживает эти отрасли. И в этом нет ничего предосудительного. В этом видится железная необходимость у государства способствовать развитию данных отраслей экономики. За это государство ни бить, ни критиковать нельзя. За это необходимо критиковать отечественный бизнес, который за 20 лет не предложил миру высокотехнологичный и наукоемкий продукт, от которого бы зависела мировая экономика. Мы не можем даже предложить денег для внешних инвестиций, мы сами сегодня живем в долг, хотя жить в долг, как полагают некоторые, намного выгоднее. В конечном счете, противоречие, возникающее между государством и хозяйственными субъектами, - это противоречие по поводу собственности и прав собственности.

Теоретически уясненная экономическая политика государства носит при этом либо описательный, либо оценочный характер. И тот и другой идеологизированные подходы (в силу того факта, что описываются или оцениваются отношения собственности), все-таки дают нам некоторые представления и сведения об экономической политике того или иного государства или группы государств. Однако эти «узковедомственные» подходы упускают из виду сущностную сторону экономической политики государства, которая заключается в создании политических и социальных условий успешной хозяйственной деятельности в обществе. Если в данном случае речь идет о политических условиях, то непременно необходимо говорить о принудительно всеобщих условиях, которые в виде юридических законов определяют глубину воздействия хозяйствующего субъекта на факторы производства, независимо от того, к какому виду производства относится последнее. Чем в большей степени представлены ограничения воздействия хозяйствующего субъекта на свою же собственность, тем в большей степени представлено государственное воздействие, и наоборот. Если же речь идет о социальных условиях, то необходимо говорить о принудительно общественных условиях, которые в виде социальных гарантий и социального права, обычно утвержденного в законах государства, также определяют глубину воздействия и ответственности хозяйствующего субъекта за человеческие факторы производства. Чем в большей степени имеет место произвол хозяйствующего субъекта в определении степени эксплуатации наемной рабочей силы, тем в меньшей степени государство оказывает воздействие на социальные условия или факторы производства. Под политическими условиями экономической деятельности необходимо так же понимать не только создание условий в политическом пространстве для свободного волеизъявления экономических интересов предпринимателей и наемных работников, но и следование некоторым положительным политическим принципам, закрепленным в правовых нормах. При этом использование средств для достижения данных целей должно носить оправданный и декларированный характер и быть признанными участниками экономического процесса.

Помимо правовых норм, ставящих предел господству рынка, такое же воздействие на него оказывают социальные нормы. Современное государство, беря на себя исключительное право на политическое руководство, обязано соблюдать некоторые устоявшиеся принципы взаимодействия субъектов хозяйственной жизни между собой и с государством. Однако обязанности государства в соблюдении принципов функционирования экономики в условиях рынка распространяются только на те отношения между хозяйствующими субъектами, которые не противоречат основополагающему принципу этой экономике, а именно: принципу частной собственности и вытекающему из него принципу свободы торговли. При этом государство

выдвигает особые требования к частной собственности, без которых свобода торговли становится ограниченной, а рыночные отношения не идеальными. Эти требования вытекают из целей общества в целом и целей рынка, как основы общества. Эффективное функционирование частной собственности определяется возрастающим благосостоянием населения, сохранением и приумножением собственности и стимулированием производительности труда, обеспечением конкуренции и прогресса.

Сегодня не существует экономики в достаточном отрыве от политики, хозяйства от государства. Поэтому вопрос взаимоотношения государства и хозяйственной жизни приобретает весомое значение не только для хозяйственных субъектов, но и для всего населения страны. В экономической политике государства переплетаются сразу несколько интересов крупных социальных сил: буржуазии и наемных работников. Однако не стоит забывать и об интересе самого государства, которое стремится через свою экономическую политику соотнести интересы и тех и других, определить нормы их взаимодействия, придавая последним политико-экономическую всеобщность. Данная цель в рамках экономической политики достигается различными политическими и не политическими (организационными, идеологическими, управленческими) средствами, которыми располагает государство. Достаточно действенными из них являются сегодня налоги и инвестиции.

Налоговая политика предполагает воздействие государства на экономические отношения с целью получения в свое распоряжение продукта, услуги или денег для обеспечения своей собственной деятельности. Тем самым государство устанавливает верхний предел дохода всех участников экономических отношений, ограничивая их принудительно. Налоговая политика не только косвенно, но и напрямую оказывает влияние на экономическое состояние хозяйственных субъектов, делая их деятельность более или менее прибыльной, тем самым более или менее общественно значимой. Налог для государства есть основа его бытия, ставка налога, его прогрессивный или регрессивный характер есть бытие конкретного государства, экономическая политика которого постоянно увязывается с иными политиками государства, например, с той же политикой инвестиций.

Политика инвестиций это такое воздействие государства на экономические отношения, которое предполагает достижение более высоких темпов экономического роста за счет модернизации техники и технологии, за счет использования ресурсосберегающих технологий. Инвестиции могут носить прямой или косвенный характер, быть более принудительными или менее принудительными. В целом политика инвестиций определяет экономическую деятельность общества или деятельность отдельного предприятия либо как общественно значимую деятельность, либо как не столь значимую, либо незначимую вообще. В соответствии с этим государство либо поддерживает, либо не поддерживает данную экономическую деятельность посредством инвестиций.

Политика налогообложения и политика инвестирования являются составными элементами политики перераспределения, которая имеет своей целью перераспределение экономических затрат на отрасли, общественно значимые в данный момент развития общества, либо значимые для особых экономических сил, обладающих достаточным влиянием на существующую политику и государство.

Экономическая политика современных государств является составной частью экономического порядка, который определяется принципами и нормами, закрепленными в Конституциях и других нормативных актах, господствующими традициями и ценностями. Экономическая политика государства не может оказывать существенного влияния на экономический порядок и не претендует на глобализацию процесса воздействия на базовые экономические ценности общества. Однако в рамках существующего экономического порядка государством осуществляется целенаправленная координация всех видов экономической деятельности [1, с. 6-8]. При этом экономическая политика

может быть рассмотрена как политико-юридическая реакция общества на изменяющиеся отношения и социальные статусы действующих социальных сил с целью поддержания экономического порядка, основанного на базовых экономических ценностях. Государство, изменяя нормативы взаимодействия экономических субъектов, не только подавляет частную инициативу, но и стремится обезопасить общество от тех видов экономической деятельности, которые посягают на достигнутое равновесие в обществе, на достигнутый экономический потенциал, на перспективы экономического развития.

Экономическая политика, ставя своей задачей приблизить экономику к научно-техническому прогрессу, предлагает субъектам хозяйства ресурсную политику, особенностью которой является достижение оптимального сочетания труда, капитала, состояния окружающей среды и свободного времени индивидов. Основным принципом этой политики является ресурсосбережение, за счет высокой технологизации, информатизации хозяйственных процессов. Государство, определяя принцип регулирования ресурсосберегающих отношений, задает параметры этих отношений. При этом государство оказывает воздействие либо непосредственно своими указами и распоряжениями, имеющими достаточную силу, либо опосредованно через установление таких рыночных отношений, которые бы позволяли нацеливать агентов производства на ресурсосбережение. Последнее связано с деятельностью государства в сдерживании или развязывании конкурентной борьбы между экономическими агентами. Конкурентная борьба, в конечном счете, определяет состояние ресурсов, их общественную «рентабельность».

Экономический порядок современного государства, а тем самым и экономическая политика имеет социальное содержание, поскольку экономическая ситуация оказывает сильное влияние на социальное положение индивидов и групп. Социальный статус, социальное положение и социальная защищенность отдельных лиц и групп, в частности, от распределения доходов и имущества, от равенства или неравенства стартовых возможностей и шансов на развитие личности [1, с. 53]. Особую роль в определении социального содержания экономического порядка помимо экономической политики играет социальная политика государства.

Социальную политику принято рассматривать в двух аспектах. Первый рассматривает социальную политику как теорию, второй - как практику государства. В основе того и другого подходов лежит деятельность государства в социальной сфере. Оба эти аспекта в рассмотрении социальной политики правомерны и не требуют особого доказательства.

Социальная политика как деятельность государства, направленная на закрепление или изменение социального положения наемных работников, своими корнями уходит в недалекое историческое прошлое, а именно во вторую половину XIX в. Социальное содержание экономического порядка индустриальных обществ этого периода было невысокого качества. Социальное положение наемного рабочего и его семьи характеризовалось недостойными условиями существования. Например, рабочая неделя немецкого рабочего конца XIX века достигала 70 часов и более, что не позволяло ему обеспечит прожиточный минимум семье. Поэтому большей частью неизбежно работали также его жена и дети, чтобы можно было обеспечить прожиточный минимум. На предприятиях не было защиты от угрозы здоровью, моральным нормам и правам личности, условия жизни в быстро растущих городах были ниже всяких сравнений. Эта ситуация по масштабам того времени оценивалась как неудовлетворительная, как асоциальная и аморальная.

Детерминантами становления социальной политики являются, во - первых, промышленность, во - вторых, достаточно централизованное государство, в - третьих, рабочее движение. Последнее занимает особое место в системе детерминант становления социальной политики и определяется как любая организованнная деятельность наемных рабочих, направленная на незамедлительное или долженствующее произойти в более или

менее отдаленном будущем улучшение условий жизни. Оно обусловило фактически зарождение социальной политики. С течением времени система детерминант социальной политики изменяется, она становится более насыщенной и сложной. Сегодня социальная политика современных государств определяется детерминантами первичного и вторичного характера. К первичным относятся природные ресурсы, производительная способность экономики, экономическая и политическая системы. К вторичным относятся общественное устройство, которое посредством системы ценностей, моделей социальной политики и системы социальной защиты оказывает воздействие на первичные детерминанты, которые в свою очередь определяют необходимость, готовность и способность государства к формулированию целей и задач социальной политики.

Социальная политика современного государства, закрепляясь в конституциях, приобретает легитимированный характер. В конституциях стран Европейского союза, выделяют три модели социальной политики: консервативная, либеральная и социал-демократическая [2, с. 25].

Консервативная модель социальной политики находит свое выражение в конституциях и соответствующих законодательствах Германии, Франции и Италии. Начало социальной политики данного направления положено законами Бисмарка конца 80 -х г. XIX века в Германии, которые были направлены на стабилизацию положения семей рабочих. Основой такой политики является система обязательного государственного страхования. Она затрагивала интересы только работающего населения. В последующем создаются обязательные государственные фонды: пенсионный, пособий по безработице, на случай болезни. Все эти фонды создаются за счет государством установленных отчислений, как со стороны работодателей, так и со стороны наемных работников. Теоретическим обоснованием этой модели является идея о том, что в обществе, каковым бы оно ни было, существуют общественно значимые социально-политические потребности, которые необходимо удовлетворять.

Либеральная модель социальной политики характеризуется так называемым «страховочным» принципом, согласно которому денежные пособия выплачиваются государством наиболее нуждающимся. При этом нуждаемость наемного работника должна быть им же доказана. Критериями нуждаемости, которые вводятся государством, выступают либо прожиточный минимум, либо черта бедности. Пенсионные и другие государственные фонды помощи нуждающимся формируются за счет налогов. Подобная модель характерна для Великобритании и США. Теоретическим обоснованием данной модели социальной политики служит распространенная среди либеральных экономистов идея о том, что выплаты со стороны государства уничтожают мотивы к труду и затрудняют функционирование рынка рабочей силы.

Социал-демократическая модель социальной политики, которая получила свою реализацию в Скандинавских странах, Австрии и Нидерландах, исходит из принципа, согласно которому все граждане имеют право на государственные выплаты из фондов, которые формируются за счет налогов. Это так называемый гарантированный государственный минимум, который может быть увеличен за счет частного добровольного страхования. Так, например, гражданин Дании может получить государственную минимальную пенсию по старости только лишь потому, что он является гражданином Дании, независимо от того, где он проживает в настоящий момент. В странах, где распространена социал-демократическая модель, огромную роль в системе социальной защиты играют профсоюзы, которые сами занимаются проблемами страхования работающих. Эта модель базируется на идее глобального контроля со стороны наемных работников не только экономики, но и социальной сферы жизнедеятельности общества.

Модели социальной политики могут видоизменяться, однако остается неизменным ответственность современного государства за социальную защиту своих граждан. Конституирование подобной ответственности есть результат длительной и упорной

борьбы социальных сил, из которых наиболее заинтересованной в распространении социальной политики являются работники наемного труда.

Нельзя полагать то, что социальная политика и система социальной защиты есть одно и тоже. Если система социальной защиты носит компенсаторный характер, и направлена на снятие конфликтности между существующими социальными силами, то социальная политика в целом направлена на состояние социально-классовой структуры общества. Деятельность государства по социально-классовому структурированию является определяющей. В связи с этим сложились двухуровневые представления о социальной политике, которые предлагают рассматривать социальную политику в узком и широком смысле слова. Социальная политика в широком смысле есть совокупность сознательных воздействий субъектов политики на социальные отношения в целях их построения сообразно определенному заданию [3, с. 148]. Социальная политика в узком смысле включает в себя базирующуюся на праве систему социальной защиты от имеющихся в обществе всевозможных рисков, которые связаны с разделением общества на социальные классы, различающиеся и дифференцированные в социальном и экономическом аспекте. В данном контексте под социальной политикой сегодня в первую очередь понимаются государственные мероприятия, которые служат для защиты доходов наемных работников и их семей в случае болезни, временной потери работы или заработка, несчастного случая или инвалидности, старости, смерти родных и близких или в случае безработицы.

Социальная политика предполагает проведение мероприятий на уровне государства, которые направлены на обеспечение существования индивидов, даже если у них исчезла возможность иметь достаточный для своей жизни и жизни семьи доход посредством работы. Подобные мероприятия охватываются социальным страхованием. К государственной социальной политике необходимо также отнести политику защиты наемных работников, регулирование рынка труда, а также законотворческую деятельность государства, направленную на правовое оформление социально-экономической жизни общества. Сюда органично вписывается семейная политика, политика жилищного строительства и распределения жилья, политика в области образования, доходов и их распределения, политика социальной помощи, молодежная политика, помощь престарелым и политика ориентированная на средние слои населения.

Наряду с государственно-национальной социальной политикой можно говорить об интернациональной и наднациональной социальной политике, а также о социальной политике предпринимателей, проводимой непосредственно на предприятиях.

В развитых западных странах на начало 80-х г. отводилось 20% валового внутреннего продукта (ВВП) на социальную политику. Однако установлено, что для того чтобы была осуществима широкомасштабная социальная политика, квота отчислений на социальные нужды должна подниматься до 30% и выше. Ряд стран современной западной Европы и особенно ФРГ, начиная с середины 70-х годов, уже не опускаются в своих социальных расходах ниже этой доли. Так в 1965 г. социальные расходы в ФРГ составили 24% ВВП, в 1975 г. - 33,9%, в 1988 году - 31,5%, в 1995 г. - 34,1% от ВВП [1, с. 215].

В странах бывшего лагеря социализма, квота отчислений на социальные нужды, согласно JLO - критериям колебалась в пределах 25-50% от уровня ВВП западноевропейских наций, в развивающихся странах этот показатель составляет меньше 5% социального продукта.

В странах с развитой сетью социального обеспечения, к которым можно причислить большинство стран Западной Европы, тем временем ведутся споры по поводу этой части ВВП, его обоснованного распределения по всему спектру социальной сферы.

В этой группе стран в силу их экономического состояния существуют широкие возможности, связанные с социальной защитой населения. Утвердившаяся социальная политика данных стран решает большой спектр социальных проблем и охватывает своим

позитивным воздействием практически все население этих стран, защищая его от всевозможных природных и социально-экономических рисков [4, с. 76].

Несмотря на многочисленные, интенсивные, десятилетиями продолжающиеся усилия, направленные на уяснение определения понятий практической социальной политики, они до сих пор остаются спорными. Социальная политика государства есть преломленная сквозь призму своего собственного интереса деятельность государства, выражающая и практически реализующая посредством всевозможных решений, социальных программ, интересы тех, на кого направлена эта деятельность.

Цели, выдвигаемые государством, в конечном счете есть компромисс между работодателями, наемными рабочими и государственной бюрократией, которая на определенных этапах своего существования резко контрастирует как с теми, так и с другими, выражая интересы тех, от которых в большей степени в тот или иной конкретно исторический период зависит состояние самого государства.

Это также обусловлено тем, что современное государство с социально-ориентированной рыночной экономикой сегодня обладает достаточным потенциалом для формулирования своих собственных целей и закрепления их в праве. Даже благо, связанное с социальными гарантиями, осуществляется государством посредством подчинения как тех, на которых направлено это благо, так и тех, у которых эти блага отторгаются. Поэтому, рассматривая деятельность государства по оформлению социальных условий индивидов, социальных групп или классов, должен непременным образом быть выделен подчиненно-носильственный характер этой деятельности. Смысл этой деятельности государства заключается в политико-юридическом закреплении и защите таких отношений индивидов к своим условиям жизни, которые являются экономически оправданными и социально необходимыми для данного этапа развития общества. Удержание этих отношений в определенных рамках есть основная задача государства, которая скрыта, но отражает существо социальной политики.

Если политика объектом своего воздействия имеет людей и их политические объединения, то социальная политика своим объектом полагает отчужденную потребность людей т. е. условия их жизни. При этом политическое воздействие государства на самих индивидов осуществляется опосредованно, через условия их жизни, а тем самым через его собственность. Поэтому социальная политика может быть определена как политика государства по созданию такой структуры собственности, которая является наиболее удачной или соответствующей социальной структуре общества, экономической и политической структурам, политическому смыслу данного общества.

В соответствии с этим в орбиту социальной политики включаются материально-духовные ресурсы общества и потребностные ресурсы. Основным средством соотнесения этих ресурсов между собой является политика распределения. Поэтому наиболее точно в научном смысле социальную политику необходимо трактовать как политику распределения и закрепление этого распределения в праве. Однако этим сегодня социальная политика не ограничивается и все в большей степени оказывает влияние и на обмен, посредством таможенной политики и на производство, посредством регулирования порядка в сфере труда, создания повсеместных гарантий рабочих мест, всевозможного нормирования в области рынка труда [1, с. 137-138].

Не секрет, что государство, а тем более социальное государство, с достаточной социальной ориентацией, все в большей степени вмешивается в условия жизни различных слоев населения. Это вмешательство неоднозначно, но главный смысл его социально-политического вмешательства - это, с одной стороны, сохранение различия в доходах, имуществах, собственности, с другой стороны, создание достаточно большого среднеобеспеченного слоя населения, являющегося крепкой базой политической системы.

Практическая государственная социальная политика может быть определена как политическая деятельность государства по поддержанию социально-экономической

дифференциации общества путем закрепления социальных групп, классов за определенными условиями жизни, посредством регулирования отношений производства, обмена, распределения и потребления, для создания структуры собственности, которая соответствует текущим и перспективным задачам политической системы общества.

В Германии в 70 -х г. ХХ-го столетия работающие по найму имели непосредственное отношение к образованию потребительского капитала длительного пользования, в виде холодильников, бытовых электроприборов, автомобилей и т. п. Их обязали пойти на принудительное образование собственности, которое принесло им претензии, как пишет Х. Ламперт, в отношении социального страхования, т. е. своего рода «заменителя собственности». Они получили капитал в виде страховых полисов на добровольной основе и стали до некоторой степени домовладельцами. Однако их доля в образовании собственности с точки зрения имущества и капитала все еще невелика [1, с. 200-201].

Принуждение, которое имело место в Германии, в образовании потребительского капитала, т. е. личной собственности, говорит о том, что в данном случае за экономической целесообразностью стояли силы, желающие и заинтересованные в подобном принуждении. Этот пример, как ни какой другой подтверждает мысль о том, что социальная политика выбирает путь утверждения экономической целесообразности, ангажирована ею, и делает политически обязательным эту экономическую целесообразность. А поскольку экономика, подчиненная принципу рациональности, может на собственной основе обеспечить лишь минимальные социальные нормы и не может создать таких социальных норм, которых требуют неэкономические потребности общества, постольку существенным в определении социально-политической деятельности государства было и остается рабочее движение и деятельность их формальных организаций. На сегодняшний день выделяют следующие виды формальных организаций рабочего движения: организации взаимопомощи или взаимной поддержки; потребительские кооперативы; производственные кооперативы; профсоюзы; политические организации; полувоенные группы; организации культурного характера.

Современное государство выступает посредником между экономической необходимостью или целесообразностью и социальной необходимостью или свободой, между интересами буржуазии и наемных работников. Государство является политическим гарантом утверждения социальных норм, которые соответствуют не только экономической целесообразности, но и социальной необходимости. Социальная необходимость, осознается государством в силу достаточно сильного воздействия на его политику рабочего движения. Так спадающая пелена российских реформаторских преобразований, дает мощный импульс оппозиционному объединению наемных работников. И это есть начало позитивной социальной политики Российского государства. Определение ее не будет столь запутанным и сложным, но она уяснит место каждой силы общества в ее становлении и развитии.

Практическая социальная политика, оказывающая большое влияние на граждан той или иной страны, требует и своего теоретического обоснования. Социальная политика может быть определена как наука и как практика государства. Как наука социальная политика стремится осмыслить устойчивый, повторяющийся характер отношений индивидов, социальных групп и социальных классов к условиям своего бытия, находящихся в непосредственной близости к ним, и делающих их идентичными, определяющими отношения индивидов, социальных групп, классов и их представителей в лице объединений, союзов, партий и лидеров к государству, которое регулирует эти отношения посредством права, закрепляя, изменяя или уничтожая условия жизни в соответствии с экономической необходимостью. Подобное определение дает нам понимание социальной политики не в широком и узком смысле, а в ее содержательном смысле, выделяя специфическое социально-политическое в деятельности государства и

наемных работников, которые больше чем кто-либо заинтересован в социальной политике государства.

Социальная политика как практика государства представлена системой социального обеспечения, основанной на принципах всеобщего страхования, а также различными видами политик государства, которые напрямую связаны с социальной сферой жизни общества. Смысл социально-политической деятельности государства, в конечном счете, заключается в гуманизации рыночных отношений, утверждении социальной справедливости и социальной уверенности тех слоев населения, руками которых создается общественное богатство.

Экономическая и социальная политика современного государства отражают результаты столкновений различных социальных сил в обществе, результаты постоянного конфликта, который возникает на основе противоречий между интересами частных и корпоративных субъектов экономики и всеобщим интересом государства, который в свою очередь формируется как результат конфликта различных интересов субъектов экономики и наемных работников. Тем самым как экономическая, так и социальная политика государства есть компромисс социальных сил (субъекты экономики и наемные работники), достижение которого находится в прямой зависимости от силы противоборствующих сторон, которая, как известно, складывается из осознания цели и наличия соответствующих средств. Целью противоборствующих сторон является противоположное социальное положение, которое все-таки находится в зависимости от отношения наемных работников как к положению субъектов экономики (буржуазии), так и к своему собственному положению. Стремление наемных работников изменить свое положение, равносильно его стремлению изменить положение буржуазии. Поэтому буржуазия как субъект экономики требует от государства проводить такую экономическую и социальную политику, которая позволяла бы сохранить ей социальное положение в неизменном виде. Тем самым и экономическая, и социальная политика современного государства, если не вдаваться в технические детали, есть деятельность государства по сохранению, консервации как экономического, так и социального порядка; есть деятельность по минимизации государственных затрат на обслуживание социальной сферы и максимизации государственных затрат на обслуживание бизнеса. Финансовый кризис 2008 - 2009 годов показал, что затраты государства на сохранение положения буржуазии во много раз превышали затраты направляемые на поддержание более или менее сносного положения наемных работников. А в целом мире на поддержку только банков и мировой банкократии истрачено свыше 11 триллионов долларов. Это существенно больше мировых социальных расходов, осуществляемых современными государствами в рамках социальной политики.

Библиографический список

1. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: «Дело ЛТД», 1994. С. 6 - 8.

2. Селезнев Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. Петрополис, С - Пб, 1995. С. 25.

3. Струве П.Б. Понятие и проблема социальной политики. Известия С.-Петербургского политехнического института. 1910. Т. XIV/ С. 148.

4. Стребков А.И. Социальная политика: теория и практика. СПб.6 Изд-во С.-Петербургского философского общества. 2000. С. 76.

Рецензент: Н. К. Поздняков, д-р филос. наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.