Научная статья на тему 'Экономическая эффективность туризма'

Экономическая эффективность туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1094
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / МУЛЬТИПЛИКАТОР / TOURISM / ECONOMIC EFFICIENCY / THE TOURIST INDUSTRY / THE ANIMATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шогенова Фатима Борисовна

Автором изложены теоретические основы и прикладные аспекты экономической эффективности туризма как одной из составных частей науки о туризме. На практике существуют две методики определения доходности и экономического эффекта от туризма в регионе. Это налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджет республики от туристических фирм, гостиниц, баз отдыха, частных музеев и других предприятий, обслуживающих туристические потоки в регионе. Второе это расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. Последнее понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFICIENCY OF TOURISM

The author states theoretical bases and applied aspects of economic efficiency of tourism as one of the components of a science about tourism. Two techniques of definition of profitability and economic benefit of tourism in region exist in practice. These are tax revenues in the federal budget and the budget of republic from travel companies, hotels, houses of rest, private museums and other enterprises serving tourist streams in region. The second technique is expenses of each tourist on purchase of services and the goods of tourism. The last is understood as a result of the contribution of money by tourists in the tourist enterprises, material maintenance of workers of tourism and creation of new workplaces. Economic efficiency of tourism is a component of general efficiency of social activities and is expressed by the certain criteria and parameters.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность туризма»

Минфине РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997г.

7. Александер Дэвид. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике /

Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен; пер. с англ. [ В. И. Бабкин, Т.В. Седова]. М.: Вершина, 2005. С. BBB.

B. Аверчев И.В. МСФО: практика и применение / И. В. Аверчиев. М.: Эксмо, 200B. С. 265.

9. Агеева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособие. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 200B. С. 464.

10. Бурцев В. Будущее финансовой отчетности.

//Консультант», 2009, N B, 2009 г.

О-V. Trubitsina. RUSSIAN REGULATION STANDARDS OF THE ACCOUNTING REPORTS IN CONDITIONS OF PRESENT DAY STAGE OF MARKET RELATIONS.

The article gives the analysis of different approaches of some authors in scientific and periodical press concerning upto-date accounting report regulation in Russia and problem aspect of its transition to International Financial Reporting Standards (IFRS).

The problem of the place of accounting report and financial accounting is investigated from Russian Legislation.

Key words: «accounting (financial) report», «guality of information», «IFRS», «Legal standpoint of Russian Legislation», «National standards».

ТРУБИЦЫНА Оксана Викторовна, родилась в 1964 г., окончила Новосибирский институт кооперативной торговли (1985), гл. бухгалтер ООО «МинСельхозПрод», соискатель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 2D работ.

12. Палий В.Ф. О предмете бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2006, № 5.

13. Соколов Я.В. Нестандартный взгляд на стандарты. //Расчет. 2004, №5.

14. Сухарев И.Р., Сухарева О.А. Препятствия в законодательстве Российской Федерации для составления нормативной базы применения международных стандартов при составлении отчетности российскими организациями. //Международный бухгалтерский учет. 2007, №№ 1-10.

15. Сухарев И. Современный бухгалтерский учет, //Финансовая газета, январь 2010 г., №3. С.6-7.

УДК 338.48

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА

Ф.Б. Шогенова.

Автором изложены теоретические основы и прикладные аспекты экономической эффективности туризма как одной из составных частей науки о туризме. На практике существуют две методики определения доходности и экономического эффекта от туризма в регионе. Это налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджет республики от туристических фирм, гостиниц, баз отдыха, частных музеев и других предприятий, обслуживающих туристические потоки в регионе. Второе - это расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. Последнее понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Ключевые слова: туризм, экономическая эффективность, туристская индустрия, мультипликатор.

Туризм - это всегда большие деньги. вом рынке можно назвать невидимым

Инвестируются огромные средства для разви- экспортом, вносящим соответствующий

тия отрасли, инфраструктуры, принимаются вклад в платежный баланс страны.

программы развития туризма, тратятся В настоящий период, когда российский

деньги на содержание государственного рубль не стабилен по отношению к доллару, аппарата, регулирующего эту отрасль. евро и другим валютам, доллар в России обре-

Туризм как торговлю услугами на миро- тает значительно большую покупательную

способность, чем где-либо еще. Это, несомненно, должно привлекать иностранных туристов и повышать туристский экспорт, что в свою очередь, способствует увеличению валового национального продукта (ВНП).

Любое государство, регион, муниципальное образование, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности. Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

- организации туризма в масштабах государства;

- туристского обслуживания населения региона;

- производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

На практике существует две методики определения доходности и экономического эффекта от туризма в регионе. Это налоговые поступления в федеральный бюджет и бюджет республики от туристических фирм, гостиниц, баз отдыха, частных музеев и других предприятий, обслуживающих туристические потоки в регионе. Второе - это расходы каждого туриста на покупку услуг и товаров туризма. Последнее понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального

функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

- системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

- отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;

- туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Чтобы сформулировать весь комплекс системы критериев эффективности туризма, необходимо показать, как общая цель деятельности системы на уровне общества распадается на частные цели деятельности отдельных подсистем. Для этого используем прием, называемый «дерево целей и критериев», где каждой цели соответствует определенный критерий, выражающий ту меру, с помощью которой можно судить об успешности достижения цели.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы -расходы - доходы и т. д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

Действие мультипликатора доходов от туризма можно проследить на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т. д.

Цикл повторяется. Часть денег, полу-

ченных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы - доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.

Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющее его от интересующего туристского продукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимым экспортом. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Источники и литература

1. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. «Экономика и предпринимательство в социально культурном сервисе и туризме». Учебник М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Дехтярь Г.М. «Индустрия туризма: Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма», «Финансы и Статистика», 2008.

3. Егоренков Л.И. «Введение в технологию туризма», «Финансы и Статистика», 2009.

F.B. Shogenova. ECONOMIC EFFICIENCY OF TOURISM.

The author states theoretical bases and applied aspects of economic efficiency of tourism as one of the components of a science about tourism. Two techniques of definition of profitability and economic benefit of tourism in region exist in practice. These are tax revenues in the federal budget and the budget of republic from travel companies, hotels, houses of rest, private museums and other enterprises serving tourist streams in region. The second technique is expenses of each tourist on purchase of services and the goods of tourism.

The last is understood as a result of the contribution of money by tourists in the tourist enterprises, material maintenance of workers of tourism and creation of new workplaces.

Economic efficiency of tourism is a component of general efficiency of social activities and is expressed by the certain criteria and parameters.

Key words: tourism, economic efficiency, the tourist industry, the animator.

ШОГЕНОВА Фатима Борисовна, родилась в 1983 г., окончила Кабардино-Балкарскую сельскохозяйственную академию (2005), преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова». Автор 7 работ.

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОСТИ

Л.Х. Шокарова

В современных условиях возникает необходимость восстановления связи с приоритетным направлением в социальной сфере и это особенно актуально для депрессивных территорий, где негативные процессы проявляются наиболее емко и контрастно. И здесь свою определяющую роль должно сыграть всестороннее развитие человеческого капитала, который является основной воспроизводящей силой общества. Как социально-экономическая категория, человеческий капитал характеризуется определенной структурой, состоящей из различных видов, к которым относятся: капитал здоровья, физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, длительный период активной трудовой деятельности, средняя продолжительность жизни.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческий капитал, депрессивность, экономический эффект.

Переход к рыночным формам системы хозяйствования пока не дал результатов ни в экономике, ни в социальной сфере.

Оценивая результаты проведенных преобразований в социальном контексте, можно сказать, что большинство населения в той или иной степени оказалось ущемленным. В то же время и экономика оказалась в упадке.

Экономическое развитие, экономический эффект - не самоцель, а средство для решения сложного комплекса социальных задач и не подлежит сомнению тезис о том, что экономические и социальные вопросы взаимосвязаны. Но в рыночных условиях в качестве доминанты были выбраны экономические процессы, в основе которых лежала, неверная методология трансформации, которая привела к разбалансировке связей между экономикой и социальной сферой. В результате был преодолен объективный предел во взаимодействиях между ними, который нельзя переходить. За отступление от этого правила расплачивается не только экономика, вред наносится физическому и социальному капи-

талу, человеческому потенциалу, генофонду страны.

В современных условиях возникает необходимость восстановления данной связи с приоритетным направлением в социальной сфере и это особенно актуально для депрессивных территорий, где негативные процессы проявляются наиболее емко и контрастно. И здесь свою определяющую роль должно сыграть всестороннее развитие человеческого капитала, который является основной воспроизводящей силой общества.

В человеческом капитале мы можем наблюдать многообразие сущностных характеристик:

- во-первых, он формируется каждым конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности. Обособляться и отчуждаться могут лишь продукты умственного и физического труда, а не способности к их созданию;

- во-вторых, здоровье, знание, способности опыт накапливаются и выступают как определенный запас (потенциал),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.