13. WHO. Weekly epidemiological record. 2009. V. 23. P. 220 - 236.
14. WHO: immunization, vaccines and biologicals, 2007. Available from: http://www.who.int/smmunization_monitoring/en/globalsummary/SheduleResult.cfm
15. WHO, Vaccine-preventable diseases monitoring system, 2009. Available from: ttp://www.who.int/immunization_monitoring/en/globalsummary/GS.
16. Wright T.L. Introduction to chronic hepatitis B infection // Am. J. Gastroenterol. 2006. V. 101 (1). P. S1 - S6.
17. Yi-Hua Zhou, Chao Wu, Hui Zhuang. Vaccination against hepatitis B: the Chinese experience // Chin. Med. J. 2008. V. 121 (1). P. 98 - 102.
Экономическая эффективность иммунизации против краснухи в рамках реализации Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения»
Т.В. Сафьянова ([email protected])
ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Барнаул
Резюме
Национальный проект «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» реализуется в Российской Федерации с 2006 года и включает, в частности, повышение верхней границы возраста прививаемых против краснухи до 25 лет. В Алтайском крае за четыре года (2006 - 2009 гг.) дополнительно привито против краснухи 395 тыс. взрослого населения. В результате уровень заболеваемости снизился в 26,8 раза (Р < 0,01), нет случаев синдрома врожденной краснухи. Затраты на вакцинацию взрослых против данной инфекции в указанный период равны 22 621 200 руб., предотвращенный ущерб - 238 266 410 руб. Экономическая рентабельность вакцинации против краснухи взрослого населения Алтайского края в рамках Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» составила 10,5, что подтверждает эффективность иммунопрофилактики.
Ключевые слова: краснуха, вакцинация, национальный проект, экономическая эффективность
Economic Efficiency of Immunization against Rubella in the National Project «Health» Segment «Additional Immunization of the Population»
T.V. Safyanova ([email protected])
Federal Budget Institution of Higher Professional Education «The Altay State Medical University»
of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Barnaul
Abstract
The National project «Health» for the segment «Additional immunization of the population» is implemented in the Russian Federation since 2006 and has included the extension of age groups vaccinated against rubella up to 25 years old. In four years there were additionally immunized 395 thousand people against rubella in the Altay Region. As a result, the incidence of rubella has decreased 26.8 times (P < 0.01), there are no cases of congenital rubella. In 2011 the Altai region was assigned to the subjects of the Russian Federation prepared for certification procedure and free of endemic measles. The expenses of vaccination of adults in 2006 - 2009 against rubella were 22 621 200 rubles. «The expenses» averted in four years of National project against rubella were 238 266 410 rubles. Economic profitability immunization of adults in the Altai region during the National project «Health» for the segment «Additional immunization of the population» against rubella 10.5 and determined its effectiveness. Key words: rubella, vaccination, the National project, economic efficiency
Введение
С 2006 года в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения», который включает, в частности, повышение верхней границы возраста прививаемых против краснухи до 25 лет [1]. Уже в 2009 году заболеваемость данной инфекцией снизилась до 1,14 на 100 тыс. населения, так что сложились условия для разработки и внедрения программы эли-
минации краснухи и предотвращения синдрома врожденной краснухи [2].
В Алтайском крае за четыре года (2006 -2009 гг.) дополнительно привито против краснухи 395 тыс. взрослого населения. В результате уровень заболеваемости краснухой снизился в 26,8 раза (Р < 0,01), нет случаев синдрома врожденной краснухи.
Цель исследования - оценить экономическую рентабельность проводимой иммунизации
против краснухи взрослого населения Алтайского края в рамках реализации Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения».
Материалы и методы
В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» проводилась иммунизация против краснухи девушек от 18 до 25 лет, не болевших и не привитых ранее. Вакцинация была организована в условиях поликлиник.
Материалами для исследования служили данные форм государственной статистической отчетности за 2006 - 2009 годы:
1. Инфекционная заболеваемость в Алтайском крае (форма № 2).
2. Охват профилактическими прививками в Алтайском крае (форма № 5).
3. Сведения о численности детей и взрослых, дополнительно иммунизированных против гепатита В, гриппа, кори, и распределении вакцин для иммунизации в Алтайском крае (форма № 68, временная).
Оценка экономических аспектов вакцинопро-филактики краснухи проводилась на основании представленных в методических указаниях МУ 3.3.1878-04 «Экономическая эффективность вак-цинопрофилактики» алгоритмов расчета показателей, необходимых и достаточных для оценки по данному разделу. Затраты на вакцинацию взрослых (осмотр врача, вакцина, прививка) рассчитывались исходя из данных Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, АКГУП «Аптеки Алтая», МУЗ «Городская поликлиника № 3».
Методические подходы - ретроспективный расчет и оценка:
1. Затрат на вакцинацию взрослого населения.
2.Предотвращенного ущерба в натуральных и стоимостных единицах.
3. Экономической эффективности вакцинопро-филактики, включая срок окупаемости прививочной кампании.
В общем виде затраты на вакцинацию взрослых (Р) определялись по формуле: Р = В + С + D, где
В - стоимость препарата, С - консультация врача, D - затраты на манипуляцию (прививку). Стоимость затрат на вакцинацию взрослых (р) за каждый год с 2006 по 2009 год определялась по формуле:
р = Ь + с + d, где
Ь - стоимость одной дозы препарата, с - стоимость одного осмотра врачом-терапевтом перед прививкой,
d - затраты на одну манипуляцию (прививку). Стоимость вакцинации для взрослых определялась по формуле:
Р = р х Q, где
р - затраты на вакцинопрофилактику взрослых при введении одной дозы препарата, Q - количество используемых доз. Предотвращенный ущерб от заболеваемости определялся как произведение затрат на лечение и числа предотвращенных случаев.
Результаты и обсуждение
Стоимость одного осмотра врачом-терапевтом перед прививкой (с) (табл. 1):
В 2006 году: с = 19 983 руб. (средняя заработная плата врача-терапевта за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней врача-терапевта за один месяц) = 951,6 руб. (стоимость одного рабочего дня врача-терапевта) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 135,9 руб. (стоимость одного часа работы врача-терапевта) + 60 минут = 2,3 руб. (стоимость одной минуты работы врача-терапевта) х 10 минут (время осмотра врачом-терапевтом пациента перед прививкой) = 23 руб.
В 2007 году: с = 20 010 руб. (средняя заработная плата врача-терапевта за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней врача-терапевта за один месяц) = 952,9 руб. (стоимость одного рабочего дня врача-терапевта) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 136,1 руб. (стоимость одного часа работы врача-терапевта) + 60 минут = 2,3 руб. (стоимость одной минуты работы врача-терапевта) х 10 минут (время осмотра врачом-терапевтом пациента перед прививкой) = 23 руб.
В 2008 году: с = 20 674 руб. (средняя заработная плата врача-терапевта за один месяц) 21 день (среднее количество рабочих дней врача-терапевта за один месяц) = 984,5 руб. (стоимость одного рабочего дня врача-терапевта) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 140,6 руб. (стоимость одного часа работы врача-терапевта) + 60 минут = 2,3 руб. (стоимость одной минуты работы врача-терапевта) х 10 минут (время осмотра врачом-терапевтом пациента перед прививкой) = 23 руб.
В 2009 году: с = 21 188 руб. (средняя заработная плата врача-терапевта за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней врача-терапевта за один месяц) = 1008,9 руб. (стоимость одного рабочего дня врача-терапевта) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 144,1 руб. (стоимость одного часа работы врача-терапевта) + 60 минут = 2,4 руб. (стоимость одной минуты работы врача-терапевта) х 10 минут (время осмотра врачом-терапевтом пациента перед прививкой) = 24 руб.
Стоимость проведения прививки медицинской сестрой:
В 2006 году: 9700 руб. (средняя заработная плата медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц (см. табл. 1)) + 21 день (среднее количество рабочих дней медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) = 461,9 руб. (стоимость одного рабочего дня медицинской сестры прививочного кабинета
Таблица 1.
Среднемесячная заработная плата медицинских работников в Алтайском крае в 2006 - 2009 годах (в руб.)
Должность 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Врач-терапевт участковый 19 983 20 010 20 674 21 188
Медицинская сестра прививочного кабинета 9700 9874 11 494 11 748
Таблица 2.
Стоимость расходных материалов, используемых для вакцинации, в Алтайском крае в 2006 - 2009 годах (в руб.)
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Шприц (2,0) 0,96 1,04 1,08 1,12
Спирт 70%-ный (кг) 95,59 101,75 134,20 139,15
Вата (кг) 86,60 87,63 88,17 114,23
Таблица 3.
Компоненты затрат на вакцинопрофилактику против краснухи в Алтайском крае в 2006 - 2009 годах
Годы Стоимость одного осмотра врачом-терапевтом перед прививкой в рублях №) Стоимость затрат на одну прививку в рублях Ф) Стоимость одной дозы вакцины против краснухи в рублях №) Число доз Стоимость затрат на вакцинацию против краснухи взрослых в рублях Ю
2006 23 6,55 45,0* 80 000* 6 465 860
25,0** 9200**
2007 23 6,63 45,0 40 000 2 985 200
2008 23 7,69 31,08 140000 8647 100
2009 24 7,75 31,07 72 000 4 523 040
Примечание: *Национальный проект, **Краевая подпрограмма «Вакцинопрофилактика» Таблица 4.
Расчет абсолютного числа предотвращенных случаев краснухи среди взрослого населения Алтайского края в 2006 - 2009 годах
Годы Население (N) Абс. число случаев (^ N среднее k среднее
2003 2189139 76 2 139 659 507
2004 2180123 98
2005 2 049 716 1346
Ожидаемое число Предотвращено
2006 2 049 729 1922 486 0
2007 2 049 394 58 486 428
2008 2 046 588 - 485 485
2009 2 087 554 15 495 480
поликлиники) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 66,0 руб. (стоимость одного часа работы медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 60 минут = 1,1 руб. (стоимость одной минуты работы медицинской сестры) х 5 минут (время проведения прививки медицинской сестрой) = 5,5 руб.
В 2007 году: 9874 руб. (средняя заработная плата медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) = 470,2 руб. (стоимость одного рабочего дня медицинской сестры прививочного
кабинета поликлиники)+ 7 часов (время одного рабочего дня) = 67,2 руб. (стоимость одного часа работы медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 60 минут = 1,1 руб. (стоимость одной минуты работы медицинской сестры) х 5 минут (время проведения прививки медицинской сестрой) = 5,5 руб.
В 2008 году: 11 494 руб. (средняя заработная плата медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) = 547,3 руб. (стоимость одного рабочего дня медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 78,2 руб. (стоимость одного часа работы медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 60 минут = 1,3 руб. (стоимость одной минуты работы медицинской сестры) х 5 минут (время проведения медицинской сестрой прививки) = 6,5 руб.
В 2009 году: 11 748 руб. (средняя заработная плата медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) + 21 день (среднее количество рабочих дней медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники за один месяц) = 559,4 руб. (стоимость одного рабочего дня медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 7 часов (время одного рабочего дня) = 79,9 руб. (стоимость одного часа работы медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники) + 60 минут = 1,3 руб. (стоимость одной минуты работы медицинской сестры) х 5 минут (время проведения прививки медицинской сестрой) = 6,5 руб.
Затраты на одну прививку (табл. 2):
В 2006 году: d = 5,5 руб. (стоимость проведения прививки медицинской сестрой) + 0,05 руб. (стоимость 0,5 г ваты, необходимых для проведения одной прививки) + 0,04 руб. (стоимость 0,5 г спирта, необходимых для одной прививки) + 0,96 руб. (стоимость одного шприца для проведения прививки) = 6,55 руб.
В 2007 году: d = 5,5 руб. (стоимость проведения медицинской сестрой прививки) + 0,05 руб. (стоимость 0,5 г ваты, необходимых для проведения одной прививки) + 0,04 руб. (стоимость 0,5 г спирта, необходимых для одной прививки) + 1,04 руб. (стоимость одного шприца для проведения прививки) = 6,63 руб.
В 2008 году: d = 6,5 руб. (стоимость проведения медицинской сестрой прививки) + 0,07 руб. (стоимость 0,5 г ваты, необходимых для проведения одной прививки) + 0,04 руб. (стоимость 0,5 г спирта, необходимых для одной прививки) + 1,08 руб. (стоимость одного шприца для проведения прививки) = 7,69 руб.
В 2009 году: d = 6,5 руб. (стоимость проведения медицинской сестрой прививки) + 0,07 руб. (стоимость 0,5 г ваты, необходимых для проведения одной прививки) + 0,06 руб. (стоимость 0,5 г спир-
та, необходимых для одной прививки) + 1,12 руб. (стоимость одного шприца для проведения прививки) = 7,75 руб.
Всего затраты на вакцинацию против краснухи взрослых за четыре года составили (табл. 3):
Р = 6 465 860 руб. + 2 985 200 руб. +
8 647 100 руб. + 4 523 040 руб. = 22 621 200 руб.
Был проведен расчет ущерба, предотвращенного в результате вакцинопрофилактики среди взрослого населения края в 2006 - 2009 годах который составил:
• по краснухе - 1393 случая (табл. 4);
• по синдрому врожденной краснухи -38 случаев.
Ущерб (ф), предотвращенный за четыре года реализации Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» в Алтайском крае, рассчитывался исходя из экономического ущерба от одного случая: крас-нушной инфекции, который составляет, по литературным данным, 6,7 тыс. руб. [4], а с учетом коэффициента инфляции с 2006 года в Алтайском крае - 7,3 тыс. рублей, по формуле: Ф1 = 0 х 2а.
Итого: ф1 = 7370 руб. х 1393 сл. = 10 266 410 руб.
По данным некоторых авторов [3], число случаев синдрома врожденной краснухи составляет 0,13% от общего числа заболеваний этой инфекцией. Принимая во внимание выявленную нами периодичность эпидемического процесса краснухи в Алтайском крае - четыре-пять лет - и последний подъем заболеваемости в 2006 году, следовало бы ожидать роста заболеваемости в 2010 - 2011 годах. Кроме того, по результатам проводимого в крае мониторинга краснушной инфекции у беременных, в 2008 - 2010 годах было выявлено 35 женщин, у которых определялся ^М. С учетом средней рождаемости в Алтайском крае в рассматриваемый период (28 901 ребенок в год) и проводимой дополнительной иммунизации можно сделать вывод о предотвращении 38 случаев синдрома врожденной краснухи.
Затраты (ф2), предотвращенные за четыре года реализации Национального проекта «Здоровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» по синдрому врожденной краснухи, составили:
ф2 = 6 000 000 руб. х 38 сл. = 2 280 000 000 руб.
Итого предотвращенный ущерб:
ф = ф1 + ф2 = 10 266 410 руб. + 228 000 000 руб. = 238 266 410 руб.
Таким образом, в результате произведенных затрат на вакцинопрофилактику краснухи (22 621 200 руб.) предотвращено 1393 случая заболевания среди взрослого населения края и 38 случаев синдрома врожденной краснухи, что в денежном выражении равно примерно 250 млн руб. Соотношение «затраты/выгода» составило:
ф + Р = 238 266 410 + 22 621 200 = 10,5.
Вывод
Экономическая рентабельность вакцинопрофи-лактики взрослого населения Алтайского края в рамках реализации Национального проекта «Здо-
ровье» по сегменту «Дополнительная иммунизация населения» против краснухи составила 10,5, что подтверждает эффективность данной программы вакцинопрофилактики.
Литература
1. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2006 году : Гос. доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007. - 360 с. http://www.rospotrebnadzor.ru
2. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 году : Гос. доклад. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2010. - 456 с. http://www.rospotrebnadzor.ru
3. Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и синдромом врожденной краснухи в Европейском регионе ВОЗ. - Копенгаген, 2010. - 54 с.
4. Шаханина И.Л., Лыткина И.Н. К вопросу об экономической эффективности комбинированных вакцин // Вакцинация. 2005. № 6. С. 4 - 6.
Актуальные проблемы вакцинопрофилактики, осуществляемой в рамках Национального календаря профилактических прививок в Российской Федерации
Решение коллегии Роспотребнадзора Москва, 28 сентября 2012 года (выдержки)
Коллегия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, заслушав и обсудив доклады «Об актуальных проблемах вакцинопрофилактики, осуществляемой в рамках Национального календаря профилактических прививок в Российской Федерации», «Состояние и пути совершенствования «холодовой цепи» в Российской Федерации», «О Программе ликвидации острого гепатита В в Северо-Западном федеральном округе», отмечает следующее.
Всемирная организация здравоохранения сформулировала основные положения концепции вак-цинопрофилактики, признавая, что это наиболее доступный и экономичный способ снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций.
ВОЗ разработана концепция Десятилетия вакцин (2011 - 2020 гг.), утвержден Глобальный план действий, в котором определены стратегические направления, рекомендуемые показатели мониторинга и оценки прогресса.
Российская Федерация вносит свой вклад в международные усилия ВОЗ по борьбе с инфекциями с помощью вакцинопрофилактики. На саммите «группы восьми» (2006 г.) в г. Санкт-Петербурге выработаны и утверждены российские инициативы, направленные на борьбу с инфекциями. Разработана концепция их финансового обеспечения.
В 2007 году Правительством Российской Федерации выделено 80 млн долларов США на реали-
зацию пилотного проекта в рамках инициативы по предварительным обязательствам закупок вакцин (АМС) (2010 - 2019 гг.).
Российская Федерация является одним из крупных доноров Глобальной программы ликвидации полиомиелита: совокупный российский взнос до 2010 года составил 28 млн долларов США. В 2010 году на эти цели было выделено дополнительно 9 млн долларов (2010 - 2012 гг.), в том числе на поставку в страны СНГ вакцины российского производства.
<...> Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики установлены Федеральным законом от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» (далее - ФЗ № 157), а также постановлениями Правительства Российской Федерации, принятыми в его развитие.
<...> О масштабах проведенной работы по вак-цинопрофилактике управляемых инфекций в последние годы в стране свидетельствуют следующие данные.
Только за период выполнения Национального проекта «Здоровье» с 2006 по 2011 год, согласно отчетной форме № 5, суммарно было привито:
• против вирусного гепатита В трехкратно - свыше 57,3 млн детей, подростков и взрослых до 55 лет;
• против краснухи - более 37,5 млн детей, девушек и женщин до 25 лет;
• против кори - более 9 млн взрослых;