ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «НП КОНФИЛ»
THE ECONOMIC EFFICIENCY OF ENTERPRISES IN COMMUNAL FORMS OF OWNERSHIP AFTER THE «NP KONFIL» COMPANY
Cергеев Александр Сергеевич аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Национальный Институт Бизнеса,
г. Москва
Sergeev Aleksander advanced student of economic and management at enterprises department The National Institute of Business,
Moscow
Аннотация
В статье представлен аналитический обзор, исследование и результаты проверки гипотезы о наличии конкурентных преимуществ у предприятий с коллективной формой собственности над их частнокапиталистическими аналогами.
Annotation
The article represents an analytical review, a research and the results of a validity check of hypothesis that the enterprises in communal form of ownership have the advantage over the similar enterprises in private form of ownership.
Ключевые слова
Производительность труда, эффективность производства, акционерные общества работников, коллективная форма собственности.
Key words
The labour productivity, the production efficiency, a joint-stock workers company, the communal form of ownership.
Введение
Существование человека неразрывно связано с потреблением всевозможных товаров. Продукты питания, одежда, жилье, транспортные
средства - стабильная жизнь общества невозможна сегодня без любого из этих составляющих.
В современном мире основное количество продукции создается на различных предприятиях. От эффективности работы отдельных компаний зависит не только состоятельность определенных слоев населения, но и социальная стабильность и уровень жизни всех граждан государства. Поэтому поиск наиболее успешной формы организации производства и труда на предприятии будет всегда актуальным.
К настоящему моменту в мировой производственной практике пришло понимание того факта, что одним из важнейших факторов повышения эффективности производства предприятия является степень заинтересованности работника. Действительно, чем выше мотивация труда, тем с большей отдачей сотрудник компании станет выполнять свои обязанности.
Еще один из лидеров гуманистической психологии американский психолог А. Маслоу считал, что: «Руководитель побуждает всех членов коллектива работать для достижения целей организации, но каждый работник должен быть уверен, что его деятельность - это лучший способ достижения собственных целей, удовлетворения собственных потребностей»[1]. Таким образом, для получения максимальной отдачи от работы персонала, владельцу предприятия необходимо лишь должным образом заинтересовать его в скорейшем достижении собственных целей.
Суть такого подхода к мотивированию человека реализуется в акционерных обществах работников, сотрудникам которых характерна повышенная заинтересованность в результатах своего труда. В таких компаниях работники через акции являются владельцами тех предприятий, на которых они заняты.
После продажи акций сотрудникам предприятия, в оборот компании вливаются колоссальные экономические ресурсы - накопленные сбережения домохозяйств собственных работников. А Возможность получения
дополнительных средств за счет повышения качества своего труда подхлестывает заинтересованность сотрудников в росте эффективности работы всего предприятия.
В Российской Федерации появление возможности для создания предприятий с акционерной собственностью работников произошло в 1998 году. Тогда с принятием Закона № 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", была определена правовая основа для развития коллективных форм собственности в России.
Опишем кратко существующий принцип создания акционерных обществ работников в России.
Народное предприятие может быть учреждено путем преобразования любой коммерческой организации, кроме государственных, муниципальных и открытых акционерных обществ с собственностью работников менее 49 процентов уставного капитала. Численность работников образуемого народного предприятия должна находиться в рамках от 50 и до 5000 человек.
Первый шаг в создании народного предприятия заключается в том, что участники преобразуемой организации должны заключить договор об учреждении акционерного общества работников с тремя четвертями всех сотрудников. В договоре должна быть отражена величина уставного капитала, стоимость одной акции, и их количество.
Второй шаг состоит в проведении общего собрания акционеров, на котором избираются наблюдательный совет, председатель ревизионной (контрольной) комиссии и генеральный директор.
Также отличительные особенности Закона № 115-ФЗ состоят в том, что на общих собраниях акционеров важнейшие решения принимается по принципу «один акционер - один голос» и что владельцам акций народного предприятия разрешается продавать ценные бумаги заранее ограниченному кругу лиц.
При этом если решение каких-то вопросов не определяется
Законом № 115-ФЗ, то они будут находиться в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", но обязательно с учетом особенностей народных предприятий.
- держатель акций предприятия не обязан быть его сотрудником, а наемный работник не обязан быть его акционером;
- величина уставного капитала при создании народного предприятия должна быть более тысячи минимальных размеров оплаты труда;
- В момент создания народного предприятия каждый работник должен владеть количеством акций преобразуемой организации, равной доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда всех работников за 12 месяцев (если договором о создании НП не предусмотрено иное);
- работник-акционер имеет возможность реализовать свои акции по договорной цене только другим акционерам-сотрудникам предприятия, самому народному предприятию, а в случае отказа - работникам, не являющимся акционерами и акционерам, не являющимся работниками;
- количество ценных бумаг, которое работник-акционер имеет право продать, определяется общим собранием акционеров, но не может превышать 20% акций, принадлежащих акционеру на конец финансового года;
По итогам работы предприятия рядовые работники дополнительно к зарплатам могут получать выплаты в виде дивидендов. А при выходе на пенсию, они так же выручают деньги от продажи своих ценных бумаг самой компании.
Очевидно, что схема возникновения и функционирования народных предприятий, теоретически может повысить мотивацию сотрудников. Однако вопрос о практической выгоде такой системы остается открытым.
Действительно, можно ли говорить, что акционерные общества работников помимо обеспечения принципов социальной справедливости
(каждому участнику трудового процесса - зарплата и процент от прибыли компании по вносимому в общее дело труду) могут сравниться, либо превзойти по эффективности обыкновенные частнокапиталистические компании?
Для ответа на этот вопрос было проведено исследование экономических показателей деятельности народного предприятия ЗАО «НП Конфил» основанное на анализе отчетной информации по аудиторским проверкам и сопоставлении экономических показателей с средними по экономики России.
ЗАО «НП Конфил» - народное предприятие среднего размера, располагающееся в городе Волгоград. Основной вид деятельности компании связан с производством и реализацией кондитерских изделий.
Показатели эффективности деятельности компаний разделяются на две категории - относительные и абсолютные. Среди абсолютных показателей в статье будут изучены: чистые активы, валовая прибыль, чистая прибыль, объем продаж. Из относительных показателей будут рассмотрены: отношение объема продаж к активам, к основному капиталу, к оборотному капиталу; а также рентабельность продаж, активов, основного капитала, собственного капитала и средняя норма рентабельности.
Абсолютные показатели
Введем два вида абсолютных показателей эффективности деятельности компании - накопительные (например, размер чистых активов предприятия определяется как сумма приростов чистых активов за все время существования компании) и единовременные (такие, как квартальная валовая прибыль, отсчет которой начинается с нуля в начале каждого квартала).
Процедура оценки и первой и второй группы показателей будет проходить в два этапа с небольшими различиями.
Первый этап подразумевает изучение динамики изменения какого-либо показателя. Для адекватности проведения такой оценки, численные данные будут пересчитаны с учетом изменения стоимости денег - инфляции.
Но простого наблюдения за возрастанием или убыванием показателя недостаточно. Необходимо сделать вывод о том, будет ли ЗАО «НП Конфил» работать столь же или более эффективно, чем рядовые компании. Поэтому на втором этапе будет проведено сравнение динамики изменения показателя со средним ростом по экономике - ВВП.
Анализ строится на обработке и сопоставлении отчетной информации о итогах деятельности компании ежеквартально представляемой для акционеров предприятия, данных Росстата об изменении инфляции и ВВП в России. Исследуемый период деятельности предприятия ЗАО «НП Конфил»
- со 2ого квартала 2007 года по 1ый квартал 2012 года.
Чистые активы. Первым будет рассмотрен накопительный показатель эффективности деятельности компании, который называется величиной чистых активов.
Чистые активы — это показатель, отражающий стоимость имущества компании. Они представляют собой разность активов, которые находятся на балансе предприятия и всех долговых обязательств. Можно утверждать, что чистые активы фактически составляют собственный капитал компании.
Если на конец финансового года чистые активы предприятия уменьшились и стали меньше уставного капитала, то компания должна уменьшить величину уставного капитала до размера чистых активов.
Первый этап. Для адекватной оценки изменения размеров чистых активов ЗАО «НП Конфил», первоначальная информация была пересчитана с учетом влияния инфляции. Для этого все показатели были приведены к ценам начала наблюдаемого периода - середины 2007 года.
Где Аперв - чистые активы ЗАО «НП Конфил» в первоначальных ценах (2ой квартал 2007 года). i - данные Росстата об инфляции в секторе продовольственных товаров[2]. А - чистые активы ЗАО «НП Конфил»[3].
Результаты вычислений были представлены на графике «Стоимость чистых активов ЗАО «НП Конфил» (см. рис.1). На рисунке показано, что размер чистых активов предприятия регулярно уменьшается и увеличивается, однако общая тенденция направлена на возрастание.
Однако для демонстрации эффективности работы предприятия показать простое развитие стоимости чистых активов недостаточно. Ведь за этот же период времени компании-кокуренты могли бы вырасти на большую величину, что могло бы свидетельствовать о неконкурентоспособности народного предприятия «Конфил».
Поэтому был проведен второй этап оценки, направленный на сравнение полученных величин с средним ростом экономики РФ за тот же период. Для этого использовалась величина чистых активов предприятия в начале расчетного периода (2ой квартал 2007 года), которая пересчитывалась на величину роста ВВП России с учетом инфляции. Иными словами, чистые активы ЗАО «НП Конфил» за 06.2007 были последовательно, квартал за кварталом, умножены на величину, отражающую средний рост экономики за тот же период
Г де Аввп - возможные чистые активы ЗАО «НП Конфил» при развитии предприятия со средним ростом экономики России. А1- чистые активы «НП Конфил» во 2ом квартале 2007 года. ВВП- данные Росстата об изменении ВВП (с учетом влияния инфляции, т.е. в фиксированных ценах)[4].
ф 900
450 -1----------------------------------------------------------
06.2007 06.2003 06.2009 06.2010 06.2011
. . Дата
Стоимость чистых активов ЗАО 1 ЧП Конфил'
Стоимость чистых эктиеов ЗАО "МП Конфил" от 06.2007 с учетом роста ВВП
Рис.1. Динамика стоимости чистых активов ЗАО «НП Конфил»
Таким образом, на рисунке 1 получилось два графика, первый отражает рост чистых активов компании с учетом инфляции, второй - возможный рост активов компании со скоростью роста средней экономики.
По рисунку можно судить, что в среднем чистые активы исследуемой компании растут быстрее, чем если бы они росли со средней скоростью роста экономики.
Кроме того, можно подсчитать величину, которая будет отражать разницу между, полученными показателями и таким образом вывести численное значение преимущества роста народного предприятия «НП Конфил» над средними по экономике.
Апр = Аперв - Аввп = 854 - 622 = 232 млн. руб.
Где Апр - величина на которую народное предприятие «Конфил» получило больше чистых активов, чем если бы оно росло со скоростью роста экономики России.
Это означает, что на момент 09.2011 стоимость чистых активов ЗАО «НП Конфил» на 232 миллиона выше чем, если бы оно развивалась со скоростью среднего предприятия в России.
Поэтому можно сделать вывод о превосходстве народного предприятия «Конфил» по данному показателю над конкурентами - предприятиями с частнокапиталистическим укладом.
Валовая прибыль. Валовая прибыль зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализации продукции. Она обеспечивает:
- покрытие всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от объема продаж,
- погашение всех долгов и займов;
- выплату отчислений в пенсионный фонд;
- уплату всех необходимых налогов или отчислений в государственный фонд социального страхования;
- замену основных средств при их износе;
- увеличение объема капиталовложений по мере роста бизнеса;
- выплату дивидендов.[5]
Только после того как будут оплачены все эти статьи расходов, оставшуюся часть прибыли можно снова вложить в производство в целях дальнейшего расширения предприятия.
Валовая прибыль представляет собой единовременный показатель, поэтому схема ее оценки будет несколько отличаться. Сложность заключается в том, что рост таких показателей начинается от нулевого до максимального значения каждый квартал (или месяц, год - в зависимости от того, каков алгоритм расчета). И получить четкую картину, по которой можно судить о динамике их изменения проблематично. Картину разброса показателей можно оценить по рисунку 2.
В случае единовременных показателей используется процедура усреднения, призванная предоставить для сравнения не сами показатели, а
лишь их средние значения. После подобной процедуры ряд разбросанных показателей представляется в виде плавной кривой линии, по которой можно судить о возрастании либо убывании показателей, а также над превосходством значений одних показателей над другими (см. рис.2).
Процедура усреднения выглядит следующим образом.
В начале над показателями (в данном случае - над валовой прибылью) проводятся все операции, которые проводились на 1ом этапе с чистыми активами. Таким образом на рисунке 2 появляются ломанные кривые со значениями валовой прибыли с учетом инфляции и валовой прибыли с учетом среднего роста экономики.
Далее для каждого из набора показателей создаются одномерные массивы данных (см. рис.2). Вся математическая обработка данных производятся в пакете программ Mathcad 14.
0
0 63.99
1 69.54
2 72.95
3 63.52
4 69.04
5 74
6 71.98
7 57.68
8 61.35
9 67.63
10 70.13
11 60
12 6*1.41
13 70.21
14 73.69
15 62.14
16 66.58
17 73.69
0
0 78.27
1 103.77
2 40.42
3 33,67
4 46.87
5 130.63
й 57.12
7 57.092
3 37.92
9 108.25
10 41.97
11 64.47
12 64.65
13 136.53
14 22.15
15 26.91
16 77.33
0
0 1
1 2
2 3
3 4
4 5
5 6
6 7
7 3
3 9
9 10
Ю 11
11 12
12 13
13 14
14 15
15 16
16 17
Рис.2. Массивы данных для оценки показателей
Где T - массив данных порядковый номеров кварталов (1 квартал соответствует июню 2007 года); V - массив данных валовых прибылей с учетом инфляции соответствующих кварталов; Q - массив данных валовых прибылей с учетом среднего роста экономики.
Далее с помощью операции regress, в программе Mathcad автоматически выполняется аппроксимация заданного массива данных, в результате которой формируется полином 5го порядка.
Это означает, что средние значение валовой прибыли могут быть описаны кривой вида:
Которую также можно отразить на графике (см. рис.3)
Повторив те же самые действия с валовой прибылью, пересчитанной с учетом ростом ВВП России, отобразим их на рисунке 2.
ю
Рн
л
рр"
ю
а
&
§
т
о
м
09.2007 09.2008 09.2009 09.2010 09.2011 Дата
♦ ♦♦ Валовая прибыль ЗАО "НП Конфил1’ --- Среднее значение валовой прибыли ЗАО "НП Конфил"
■н Валовая прибыль ЗАО "НП Конфил" при- -- Среднее значение валовой прибыли ЗАО "НП Конфил"
веденная к 09.2007 с учетом изменения ВВП приведенной к 09.2007 с учетом изменения ВВП
Рис.3. Динамика валовой прибыли ЗАО «НП Конфил»
Благодаря проведенной аппроксимации были получены две плавные кривые, по которым без труда можно определить этапы роста и падения валовой прибыли народного предприятия «Конфил», а также средних по экономике России (см. рис.3).
Также интересной особенностью функции усреднения является то, что благодаря ей можно получить довольно точную оценку будущего роста или уменьшения (на следующий квартал) какого-либо показателя. Т.е. можно построить довольно точные прогнозы на изменения показателей в будущих периодах. Причем чем больше данных используется для формирования полинома, тем точнее он будет отражать такие показатели.
На рисунке показано, что обе кривые валовой прибыли переживают и подъемы и спады. Эти колебания происходят около среднего значения, равного 68 млн. рублей. Поэтому для оценки того, является ли ЗАО «НП
Конфил» эффективной компанией по этому показателю, необходимо вычислить разницу из сумм всех значений соответствующих валовых прибылей (или просто взять определенный интеграл от соответствующих функций).
18 18
Уввп
Т.е. I = 1 1 = 1
Упр = 6012 - 5530 = 482 млн. руб.
Где Упр - величина на которую народное предприятие «Конфил» получило больше валовой прибыли, чем если бы оно увеличивалось со скоростью роста экономики России.
Уперв - валовая прибыль ЗАО «НП Конфил» в первоначальных ценах (3ий квартал 2007 года).
Уввп - возможная валовая прибыль ЗАО «НП Конфил» при развитии предприятия со средним ростом экономики России.
Упр положителен, поэтому можно сделать вывод о эффективности народного предприятия «Конфил» по данному показателю.
Чистая прибыль. Чистая прибыль — это часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство.
Объём чистой прибыли зависит от объёма валовой прибыли и величины налогов; исходя из объёма чистой прибыли, исчисляются дивиденды акционерам предприятия.[5]
Чистая прибыль - это единовременный показатель, все вычисления будут проводиться аналогично расчетам валовой прибыли.
Графически результаты расчетов представлены на рис.3.
Вычислим разницу из сумм всех значений соответствующих чистых прибылей.
ЧПпр = 712,76 - 625,24 = 87,52 млн. руб.
По характеру кривых на рисунке и положительного преимущества чистой прибыли можно сделать вывод о эффективности ЗАО «НП Конфил» по изучаемому показателю.
*6 100
а
м 90
А
80
ю
к
&
§ 70
н
и
а
ЕГ 60
50
40
30
20
10
чЛ" , гЛ У
09.2007
09.2008
09.2009
09.2010
09.2011
Дата
Чистая прибыль ЗАО "НП Конфил"
Среднее значение чистой прибыли ЗАО "НП Конфил"
Чистая прибыль ЗАО "НП конфил" приведенная к 09.2007 с учетом изменения ВВП
Среднее значение чистой прибыли ЗАО "НП Конфил" приведенной к 09.2007 с учетом изменения ВВП
Рис.4. Динамика чистой прибыли ЗАО «НП Конфил»
Объем продаж. Важный показатель эффективности функционирования компании - объем продаж. Он отражает масштабы деятельности фирмы и темпы ее роста.
Объем продаж - единовременный показатель, рассуждения и вычисления аналогичны.
Результаты вычислений приведены на рисунке 5.
Вычислим разницу из сумм всех значений соответствующих объемов продаж.
ОПпр = 6012,687 - 5530,47 = 482,22 млн. руб.
По характеру кривых на рисунке и положительному преимуществу объема продаж можно сделать вывод о эффективности ЗАО «НП Конфил» по изучаемому показателю.
Ч, 550
Л
И
Б 515
| 480-
(в
ю
О
445
410
375
340
305
270
235
►
09.2007 09.2008
>* Объем продаж ЗАО "НП Конфил"
— Среднее значение объема продаж ЗАО "НП Конфил"
09.2009
09.2010
09.2011 Дата
Объем продаж ЗАО "НП Конфил" приведенный к 09.2007 с учетом изменения ВВП
Среднее значение объема продаж ЗАО "НП Конфил" приведенного к 09.2007 с учетом изменения ВВП
Рис.5. Динамика объема продаж ЗАО «НП Конфил»
Относительные показатели
Относительные показатели представляют собой отношение каких-либо величин. Особенностью таких показателей является то, что при их вычислении отсутствует необходимость пересчитывать величины с учетом инфляции или ВВП. Недостатком относительных показателей является то, что они не позволяют сделать экспресс сравнения компании с средними предприятиями по стране.
Кроме того, важно отметить, что на момент расчетного периода (4 квартал 2011 - 1 квартал 2012 года) все относительные показатели имеют динамику к росту, что означает их скорое возможное восстановление даже после продолжительного спада.
Для вычисления многих относительных показателей эффективности деятельности предприятия используется величина объема продаж.
Так в первую очередь определяют отношение объема продаж к активам. Оно характеризует эффективность использования всех средств, находящихся у фирмы.
Эти значения вычисляются простым делением показателей, без какой-либо предварительной обработки. Результаты вычислений представлены на рисунке 6.
0.6
09.2007 09.200Е 09.2009 09.2010 09.2011 Дата
Рис.6. Динамика отношения объема продаж ЗАО «НП Конфил» к
чистым активам
Отношение объема продаж к основному капиталу характеризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал. Вычисления показателя аналогичны и представлены на рис. 7. [5]
Рис.7. Динамика отношения объема продаж ЗАО «НП Конфил» к
основному капиталу
Отношение объема продаж к оборотному капиталу, называемое также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он показывает число оборотов, совершенных оборотным капиталом в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность фирмы более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.
Вычисления показателя аналогичны и представлены на рис. 8. [5]
1.3
09.2007 09.2008 09.2009 09.2010 09.2011 Дата
Рис.8. Динамика отношения объема продаж ЗАО «НП Конфил» к
оборотному капиталу
Вторая часть относительных показателей (рентабельности) исчисляется на основе полученной чистой прибыли - рентабельность продаж, активов, основного капитала, собственного капитала и средняя норма рентабельности.
Рентабельность продаж. Рентабельность продаж определяется по формуле:
Р =^М00%
где Рпр - рентабельность продаж; Потч - прибыль за отчетный период; Уотч - объем продаж за отчетный период.
Вычисления показателя аналогичны и представлены на рис. 9.
Рис.9. Динамика рентабельности продаж
Повышение коэффициента означает или рост цен при неизменных издержках производства, или снижение издержек производства при сохранении прежних цен. Уменьшение коэффициента может произойти из-за снижения цен без сокращения издержек или в результате повышения себестоимости без повышения цен. Уменьшение этого показателя означает
падение спроса на продукцию фирмы и, как следствие, - снижение рентабельности продаж. [5]
Показатель средней нормы рентабельности фирмы за определенный период времени рассчитывается по формуле:
где Рср - средняя норма рентабельности; П - прибыль чистая за соответствующий квартал рассматриваемого периода; Ai - балансовая стоимость активов за вычетом амортизации на конец каждого рассматриваемого периода;
Рср = (712,77*100%)/(13533,59) = 5,27%
Относительные показатели деятельности ЗАО «НП Конфил» не демонстрируют столь же позитивной картины, как абсолютные. Но, принимая во внимание, что экономика РФ в периоды с 2008 по 2011 годы претерпевала не лучшие времена из-за оттока капиталов и финансового кризиса, то автор предлагает не придавать оценкам этих показателей излишнего трагизма.
Заключение
В статье была показана методика проведения анализ экономических показателей деятельности компаний на основе открытой информации. Предложенная методика была применена к оценке деятельности ЗАО «НП Конфил» и показала свою состоятельность.
Ссылки на источники
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия. 1999. 48с.
2. Индексы потребительских цен по Российской Федерации// [Официальный
сайт Федеральной службы государственной статистики] URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (дата
обращения: 24.07.2013)
3. Ежеквартальные отчеты//[Официальный сайт ЗАО «НП Конфил»] URL:http:/^onfil.m/sharer/ (дата обращения: 26.07.2013)
4. Валовый внутренний продукт// [Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики]
URL:http://www.gks.ra/free_doc/new_site/wp/tab6a.xls (дата обращения:
24.07.2013)
5. Стровский Л.Е. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» М.: ЮНИТИ, 1999.