Ю. М. Зверев
угольники роста». Включение в них регионов Северо-Запада России создает условия для экономически выгодного стране сотрудничества и взаимодействия с Евросоюзом. Здесь же продолжится активное развитие так называемого «сетевого сотрудничества» (network cooperation), которое будет способствовать развитию гражданского общества, расширению контактов между неправительственными организациями, политическими и социальными акторами разных уровней.
Список литературы
1. Выступление Питера Мендельсона в Центре ЕС — Россия. 17 октября 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/news_885.htm
2. Борко Ю. ЕЭС — Россия: как выйти из графы «разное»? // Ежемесячная политическая газета «Гражданинъ». 2002. № 15. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Arkhiv/2002/15/ journal&number=№ 15 2002 г.
3. Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 5.
4. Переговоры по новому соглашению Россия — ЕС будут долгими — Ястржембский // Российской агентство международной информации «Новости». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/world/europa/20071218/93032394.html
5. Посол Лайн: «Россия в ЕС за 10 — 20 лет — иллюзия» // Би-би-си. Россия. 2004. 20 июля. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/ russian/russia/newsid_3911000/3911173.stm
6. Худолей К. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы / / Россия и Европейский союз: переосмысливая стратегию взаимоотношения / Под ред. А. Мошеса; Моск. Центр Карнеги; Фин. ин-т меж-дунар. отношений. М., 2003. С. 20 — 21.
Об авторе
Ю. М. Зверев — канд. геогр. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
УДК 911.3
В. С. Корнеевец
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТРАН БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Статья посвящена анализу уровня экономического развития стран Балтийского региона. Дана оценка перспектив развития региона в условиях активного сотрудничества государств.
The article focuses on the analysis of the Baltic Sea Region countries economic development. It also presents the evaluation of future region development under the conditions of industrious cooperation.
Современная политическая карта Балтийского региона сложилась в 1992 г. На берегах Балтики расположены девять государств. Среди них от-
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 1. Естественные науки. С. 36 — 44.
носящиеся к крупнейшим державам мира Россия и Германия, средняя по размерам и населению Польша. И менее крупные по территории и числу жителей, но обладающие значительным экономическим потенциалом страны Северной Европы — Швеция, Дания и Финляндия, а также малые государства Прибалтики, вторично получившие независимость.
На девять стран Балтийского региона приходится 12,6 % территории и 4,5 % населения мира. Они концентрируют по паритету покупательной способности (ППС) 8,6 %, а в пересчете по официальному обменному курсу валют 10,3 % валового национального продукта всех стран мира (2006 г.). Еще выше их удельный вес в мировой торговле: около 15 % экспорта и 12 % импорта. Следовательно, от состояния и развития народного хозяйства этих стран, активности в международном территориальном разделении труда во многом зависит положение дел в мировой экономике в целом.
Балтийский регион является для России одним из главных субъектов внешнеэкономического взаимодействия. Это регион традиционных российских интересов, крайне важный для экономического развития страны. Поэтому его экономико-географическое изучение столь необходимо для формирования внешнеэкономической политики России, а также для определения приоритетов экономического развития страны в целом, особенно, ее балтийских регионов — Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской областей и российского эксклава на Балтике — Калининградской области.
Развитие экономических и политических связей со всеми странами региона крайне важно для Российской Федерации, которая после распада СССР и роспуска Совета экономической взаимопомощи вынуждена строить новую систему отношений в мировом территориальном разделении труда. Германия сейчас занимает первое место по объему российской внешней торговли. Важную роль играют торговые связи с Польшей, Финляндией, странами Прибалтики. Но, к сожалению, Польша и прибалтийские государства, резко сократившие торговые контакты с Россией, стремятся еще более переориентировать свою торговлю с традиционного восточного направления на западное. Это далеко не всегда выгодно для каждой из сторон, и здесь есть предмет для совместных научных исследований. Не исчерпаны возможности для российско-шведских и российско-датских экономических и культурных контактов.
На фоне интеграции остальных стран региона в Европейский союз для России очень важно активно участвовать в скоординированном процессе кооперации стран Балтийского региона. Став его участником, Российская Федерация может в какой-то мере преодолеть негативные аспекты своей изоляции от европейского интеграционного процесса, поскольку хотя Россия и сотрудничает с органами Евросоюза, ее вхождение в ближайшей перспективе в ЕС пока даже не обсуждается.
Что касается более отдаленного будущего, то политики и специалисты как в России, так и за рубежом имеют разные точки зрения на перспективы интеграции Российской Федерации в объединенную Европу. Некоторые придерживаются мнения о необходимости возможно более тесной интеграции, вплоть до вхождения РФ во все структуры Европейского союза. Такие мнения были особенно распространены в
37
38
1990-е гг. Другие считают, что Россия должна формировать вокруг себя особое экономическое пространство, включающее, прежде всего, заинтересованные в интеграции страны ближнего зарубежья, входившие раньше в СССР, а возможно, и не только их.
Балтийские порты традиционно считаются «окном» России в Европу. Сейчас таких «окон» у России два — Санкт-Петербург с окрестностями и Калининградская область. Но речь сегодня идет не только о том, чтобы иметь на Балтике собственные порты для экспортно-импортных операций. Существуют возможности для вхождения в единую транспортную и энергетическую инфраструктуру, формирующуюся вокруг Балтийского моря, создания зон приграничного сотрудничества и развития хозяйственных комплексов, включающих территории соседних (в том числе по морю) стран. Есть предпосылки и для расширения совместных исследовательских, образовательных и культурных проектов.
Без участия России сотрудничество в Балтийском регионе не будет не столь эффективным, как это возможно. Поэтому и многие российские соседи по Балтийскому морю проявляют большой интерес к налаживанию более тесных связей с участием Российской Федерации, в особенности ее районов на побережье Балтики, в интеграционном процессе в регионе.
Перспективы развития Балтийского региона во многом связаны с усилением связей между расположенными здесь государствами, их кооперацией и совместным решением проблем, представляющих взаимный интерес. Таких проблем — экономических, экологических, демографических, политических — достаточно много. Имеются и острые противоречия, требующие своего разрешения, такие, например, как проблема равноправия русского населения с «титульными» народами стран Прибалтики. Важный для России вопрос — обеспечение жизнедеятельности территориально изолированной от основной части страны Калининградской области. Все государства заинтересованы и во взаимоприемлемом решении задач военной безопасности. Россия, например, весьма озабочена происходящим расширением НАТО на восток, сооружением вблизи российских границ новых военных объектов.
Однако имеется и опыт тесного взаимовыгодного сотрудничества в регионе. Если говорить о Российской Федерации, то это не только восстановление связей с республиками бывшего СССР или странами СЭВ (и Варшавского договора), Польшей и ГДР, территория которой теперь входит в состав объединенной Германии. Хорошим примером является сотрудничество России и Финляндии, в том числе их приграничных территорий. В настоящее время есть определенный прогресс в приграничных связях Калининградской области и соседних районов Польши и Литвы. Взаимовыгодное сотрудничество способствует решению сложных для постсоциалистических стран проблем реструктуризации их экономики и построения нового хозяйственного механизма.
Одним из факторов экономической интеграции европейских стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как ЕС, так и всеми другими странами региона. В рамках еврорегионов делаются попытки перейти от двустороннего к многостороннему сотрудничеству. Российские территории на Балтике находятся в выгодном положении,
поскольку с их участием развитие международного сотрудничества в регионе наиболее эффективно. Это обусловлено как топливными и сырьевыми ресурсами России, доступ к которым Германия и расположенные на Балтике страны Северной Европы могут получить через балтийские регионы России, так и обширным российским рынком, удобный выход к которому также обеспечивают Санкт-Петербург и Калининград.
Россия концентрирует 91 % территории и 49 % населения стран региона, обеспечивает производство 31 % их суммарного валового регионального продукта — по этому показателю РФ уступает только Германии, намного превосходя остальные страны (табл. 1). И хотя в настоящее время объемы ВВП в расчете на душу населения в Российской Федерации уступают не только ФРГ, но и всем другим странам Балтийского региона, это во многом связано с последствиями экономического кризиса 1990-х гг. и не отражает реальных возможностей России, обладающей обширными природными и трудовыми ресурсами, большим научным и образовательным потенциалом.
Таблица 1
Общие сведения о государствах Балтийского региона
39
Страна Население, тыс. человек (июль 2006 г.) Территория, тыс. км2 Плотность населения, чел./км2 ВВП, млрд долларов (2006 г.) ВВП (по ППС) на душу населения, долларов
по ППС по курсу валют
Россия 142 894 17 075,4 8,4 1 723 733 12 060
Германия 82 422 356,7 231,1 2 585 2 890 31 360
Польша 38 537 312,7 123,2 542,6 337 14 080
Швеция 9 017 450,0 20,0 285,1 371,5 31 620
Дания 5 451 43,1 126,5 198,5 256,3 36 415
Финляндия 5 231 338,1 15,5 171,7 196,2 32 820
Литва 3 586 65,2 55,0 54,0 30,2 15 070
Латвия 2 275 64,6 35,2 35,1 16,13 15 420
Эстония 1 324 45,2 29,3 26 13,62 19 640
Всего регион 290 737 18 751 15,5 5 621 4 844 19 330
Мир 6 525 000 148 940 44,3 65 950 46 760 10 200
Источник: [11].
В 1990 г. отставание Российской Федерации от ФРГ и других экономически развитых стран с рыночной экономикой было не столь большим, как в 2006 г., а республики Прибалтики и Польша имели более низкий уровень производства ВВП на душу населения (табл. 2).
В Польше кризис, связанный с переходом от административно-командной к рыночной экономике, был преодолен раньше, чем в России и других странах — бывших республиках СССР, так как трансформационные процессы в ней начались раньше. К тому же польская экономика не претерпела такого испытания, как разрушение прежде единого советского рынка. Прогресс Польши в экономическом развитии находил отражение и в более высоких душевых показателях ВВП, и в темпах его роста. Из всех постсоциалистических стран региона только в Польше производство ВВП в расчете на душу населения в 1995 г. было выше, чем в 1990 г. Но по уровню развития Польша еще сильно отстает от наиболее развитых в эко-
номическом отношении стран, и ее ВВП сейчас сопоставим с показателями такой небольшой по числу жителей страны, как Швеция.
Таблица 2
Производство ВВП в расчете на душу населения, 1990 г.
40
Страна, республика СССР ВВП на душу населения, долларов
Россия 7 800
Германия 18 300*
Польша 5 630
Швеция 16 850
Дания 16 750
Финляндия 16 450
Литва 6 660
Латвия 7 720
Эстония 7 160
*ФРГ
Источник: [10].
Быстрее, чем Россия, обеспечили выход из кризиса и Прибалтийские страны, получившие значительную финансовую помощь со стороны Германии и других стран ЕС (например, Эстония — от Финляндии и т.д.).
В Польше экономический рост начался в 1992 г., в Литве и Эстонии — в 1994 г., в Латвии — в 1996 г., в России же только в 1997 г. наметился рост ВВП (менее чем на 1 %), вновь сменившийся спадом в 1998 г. И лишь в 1999 г. начался устойчивый экономический подъем.
В странах же с традиционной рыночной экономикой наблюдался рост производства (меньший — в Германии, больший — в Скандинавских странах и Финляндии).
В 2006 г. в России был достигнут уровень 1990 г. по производству ВВП на душу населения (табл. 3). Германия, испытывавшая трудности развития, во многом связанные с необходимостью интеграции экономики ГДР в экономику ФРГ, также незначительно превзошла уровень 1990 г. Самого большого прогресса добились Эстония и Польша.
Таблица 3
Динамика производства ВВП на душу населения в странах Балтийского региона
Страна 2006 г. в % к 1990 г.* 2006 г. в % к 1990 г.**
Россия 155 100
Германия 172 111
Польша 250 161
Швеция 188 121
Дания 221 143
Финляндия 199 129
Литва 227 147
Латвия 199 129
Эстония 274 177
* The World Factbook www.cia.gov; в текущих рыночных ценах.
** В ценах 1990 г., на основе индексов Евростата и Госкомстата России.
Страны региона существенно различаются по структуре производства валового регионального продукта (табл. 4).
Таблица 4
Структура производства ВВП, 2005 г.
Страна Доля в производстве ВВП, %
Аграрный (первичный) сектор Индустриальный (вторичный) сектор Сектор услуг (третичный сектор)
Россия 5,6 38 56,4
Германия 0,9 29,7 69,4
Польша 4,8 30,7 64,5
Швеция 1,1 28,2 70,7
Дания 1,8 24,6 73,5
Финляндия 2,9 29,6 67,5
Литва 5,7 33,5 60,8
Латвия 4,1 22,1 73,8
Эстония 4 29,4 66,6
41
Источник: [12].
С точки зрения уровня экономического развития сейчас, как и в 1990 г., выделяется «четверка» государств с давно развитыми рыночными отношениями — Германия, Швеция, Дания и Финляндия. Все они находятся в числе первых 20 стран мира по производству ВВП на душу населения, что обеспечивает высокий уровень жизни. Они входят в группу рыночных стран с так называемой социально ориентированной экономикой, активно участвуют в международном территориальном разделении труда, имея высокие показатели внешнеторгового товарооборота в расчете на душу населения, и заинтересованы в расширении рынка сбыта продукции и получении доступа к источникам сырья. Поэтому закономерен их интерес к развитию связей с постсоциалистическими странами Балтийского региона, предоставляющими им такие возможности.
С конца 1990-х гг. разрыв между двумя группами стран Балтийского региона стал сокращаться. В 2006 г. производство ВВП в расчете на душу населения составляло у «четверки» 31 — 37 тыс. долларов, у остальных пяти стран 12 — 20 тыс. долларов. Тем не менее показатели двух групп стран все еще различаются в два-три раза.
С начала XXI в. намного быстрее стали развиваться Россия и страны Прибалтики, особенно Эстония. В 2006 г. темпы роста ВВП в странах — бывших республиках СССР составляли 6,6 — 10,2 % и были выше среднемирового уровня (5,3 %). В Польше темпы роста равнялись этому уровню, а у «четверки» более развитых стран были ниже: 2,2 — 4,9 %. По производству ВВП на душу населения прибалтийские страны превзошли Польшу, к показателям которой стала приближаться и Россия.
Для постепенного сокращения контрастов в уровне экономического развития стран региона решающее значение имеет создание в тех из них, которые ранее развивались в условиях административно-командной экономики (Россия, Эстония, Латвия, Литва, Польша), эффективно функционирующих рыночных хозяйственных механизмов. Положительным фактором в развитии всех стран региона может стать все активнее развивающееся на Балтике международное сотрудничество. Пока оно не при-
42
вело к интеграции Балтийского макрорегиона в единую экономическую систему, хотя взаимная торговля балтийских стран уже достигает значительных величин. Особенно велика доля стран макрорегиона в экспорте и импорте государств Прибалтики, несколько меньше — в Польше и Северных странах. Россия и особенно Германия во внешнеторговых связях в большей мере ориентированы на другие макрорегионы мира.
Включение российских предприятий в интернационализированные технологические цепочки на стадии обработки продукции, кооперация в сфере транспортных и туристических услуг — наиболее реальные ближайшие направления улучшения геоэкономических позиций России в мире. Одной из возможностей ускорить этот процесс является балтийская кооперация, стимулируемая созданием еврорегионов и выполнением международных программ содействия транснациональному сотрудничеству (программы соседства и нового формата сотрудничества, каким с 2008 г. должен стать Европейский инструмент соседства и партнерства).
В результате взаимодействия стран формируется Балтийский макрорегион, включающий Швецию, Данию, Финляндию, три Прибалтийских государства, а также расположенные на берегах Балтики административно-территориальные единицы более крупных стран — России, Германии и Польши (табл. 5).
Таблица 5
Распределение населения и ВВП по субъектам Балтийского региона
Насе- ВВП Терри- Плот- ВВП (ВРП) по
Субъект ление, (ВРП) по тория, ность на- ППС на душу
региона млн ППС, тыс. селения, населения,
чел. 2006 г. км2 чел./ км2 тыс. долларов
Балтийская Россия 8,5 104,2 211,6 41 11,9
Санкт-Петербург 4,6 60,8 1,4 3490 13,0
Ленинградская обл. 1,6 20,6 85,9 78 12,3
Новгородская обл. 0,7 5,7 55,3 14 8,2
Псковская обл. 0,7 5,8 55,3 15 7,6
Калининградская обл. 0,9 11,3 15,1 63 11,8
Балтийская Германия 4,5 124,3 39,0 117 27,3
Мекленбург-Форпоммерн 1,7 35,6 23,2 74 20,7
Шлезвиг-Гольштейн 2,8 88,7 15,8 179 31,4
Швеция 9,0 285,5 450,0 20 31,6
Дания 5,4 198,5 43,1 121 36,4
Финляндия 5,2 171,7 338,1 15 32,8
Балтийская Польша 5,3 70,9 65,4 81 13,3
Варминьско-Мазурское в-во 1,4 15,1 24,2 59 10,6
Поморское в-во 2,2 32,9 18,3 120 15,0
Западно-Поморское в-во 1,7 22,9 22,9 74 13,5
Литва 3,6 54,0 65,2 57 15,1
Латвия 2,3 35,1 64,6 39 15,4
Эстония 1,3 26 45,2 33 19,6
Всего 45,2 1069,8 1323,6 34,1 22,6
Мир 6525 65960 148949 44,3 10,2
Источники: [3; 6; 9].
В Балтийском макрорегионе на территории 1324 тыс. км2 проживает 45 млн человек. Это составляет, соответственно, менее 1 % площади суши и 0,7 % населения Земли. Но на него в 2006 г. приходится 1,5 % мирового валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности — более 1 трлн долларов из 66 трлн). Производство ВВП на душу населения здесь в среднем в 2,3 раза выше среднемирового уровня, а плотность населения — в 1,3 раза ниже.
Помимо традиционных форм международного экономического сотрудничества — торговли между странами региона и привлечения иностранных инвестиций — в настоящее время все активнее развиваются и другие виды трансграничной кооперации, в которой участвуют государственные административно-территориальные единицы и муниципальные образования. Одной из наиболее перспективных форм такого сотрудничества, важных для международной кооперации в различных сферах, являются еврорегионы (ассоциации приграничных регионов и муниципалитетов разных стран). Создание еврорегионов с российским участием началось во второй половине 1990-х гг. Сейчас субъекты РФ входят в семь еврорегионов: Калининградская область и/или ее муниципальные образования — в еврорегионы «Балтика», «Неман», «Сауле», «Лына-Лава», «Шешупе»; Псковская область — в еврорегионы «Псков-Ливония»; Республика Карелия — в еврорегион «Карелия».
Специфическими формами межрегионального сотрудничества в регионе Балтийского моря становятся так называемые «дуги» (arcs). Межрегиональное сотрудничество в форме «дуг» направлено на развитие кооперации между регионами по согласованному развитию инфраструктурных проектов, включая транспорт и туристские территории. Российские субъекты входят в проект «Южно-Балтийская дуга» (South Baltic Arc), который реализуется в рамках программы BSR INTERREG IIIB. Проектная территория проходит по южному побережью Балтийского моря от Германии через Польшу, Калининградскую область РФ и Литву до Латвии вдоль международной транспортной магистрали «Виа Ганзеатика». Всего в проекте участвуют 13 регионов.
«Треугольники роста» представляют собой транснациональные экономические зоны, распространенные на довольно большой, но четко определенной географической территории, в которой различия в имеющихся факторах трех или более стран и/ или субрегионов используются с целью развития внешней торговли и привлечения иностранных инвестиций. Функции «треугольника роста» в экономическом развитии значительно шире функций еврорегионов, так как они позволяют соединять в единое целое регионы различных типов, обладающие взаимодополняющими видами ресурсов. В идеале три региона включают по одному из компонентов экономической системы: земля — труд — капитал; четвертый компонент — предпринимательские способности — есть результат взаимодействия всех трех регионов или типов регионов. Таким образом, создавая подобное стратегическое объединение, географически смежные регионы могут использовать принцип сравнительных преимуществ.
43
44
По особенностям и уровню развития страны и регионы Балтийского региона имеют существенные различия (см. табл. 5). Это позволяет реализовать идею «треугольников роста».
Финский профессор У. Кивикари предложил сформировать ЮжноБалтийский «треугольник роста» с включением в его состав:
• регионов развитых в экономическом отношении стран ЕС: северной Германии и Польши, Южной Швеции;
• регионов стран с переходной экономикой, кандидатов в ЕС (а в настоящее время членов ЕС) — Северной Польши, Литвы, Западной Латвии;
• регионов стран — «прямых соседей» расширяющегося ЕС — Северо-Западной Белоруссии и Калининградской области РФ [5].
В дальнейшем он же предложил организовать «треугольник роста» в Финском заливе, куда могли бы войти Южная Финляндия, Эстония и регион Санкт-Петербурга [8].
Более активное участие российских балтийских регионов и их муниципальных образований в трансграничном сотрудничестве будет способствовать включению РФ в интеграционные экономические процессы в Балтийском макрорегионе, создавая дополнительные конкурентные преимущества участвующим в кооперации субъектам и России в целом.
Список литературы
1. Балтийский регион как полюс экономической интеграции Северо-Запада Российской Федерации и Европейского союза / Под ред. А. П. Клемешева, В. П. Гутника. Калининград, 2006.
2. Клемешев А. П., Федоров Г. М. От изолированного эксклава — к «коридору развития». Альтернативы российского эксклава на Балтике. Калининград, 2004.
3. Российский статистический ежегодник. М., 2005.
4. Федоров Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец В. С. Российский эксклав на Балтике. Калининград, 1997.
5. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Балтийский регион: социально-экономическое развитие и сотрудничество. Калининград, 1999.
6. Federal Statistical Office. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.destatis.de.
7. Kivikari U., Linds^m M., Lihuto K. The external economics relations of the Kaliningrad Region. Turku school of economics and business administration, Discussion. Turku, 1998.
8. Kivikari U. A Growth Triangle as an Application of the Northern Dimension Policy in the Baltic Sea Region. Russian-Europe Centre for Economic Policy. Policy Paper. May 2001. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.etela-suomi.fi/ english/pdf/kivikari.pdf
9. Statistical Yearbook of the Republic of Poland: 2004. Warsaw, 2005.
10. The Baltic region on resources, environment and economy. Statistic Sweden, 1993, P.14.
11. The World Factbook. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.cia.gov
12. World Bank. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.worldbank.org
Об авторе
В. С. Корнеевец — канд. экон. наук, доц., проректор по ЭВ РГУ им. И. Канта, [email protected].