Научная статья на тему 'Экономическая деятельность гражданина без образования юридического лица: преимущества и недостатки'

Экономическая деятельность гражданина без образования юридического лица: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1614
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая деятельность гражданина без образования юридического лица: преимущества и недостатки»

И.И.Золотарев

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНИНА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Реализуя данное право, закрепленное в статье 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять соответствующую деятельность в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т. е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, самостоятельно выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией Российской Федерации гарантий права собственности (статья 35, часть 3) и поддержки государством добросовестной конкуренции (статья 8, часть 1; статья 34, часть 2).

Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой — систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность индивидуальных предпринимателей в настоящее время составляет наиболее социально значимый и перспективный сектор экономики России. Именно намеченная в конце 80-х гг. XX в. политика стимулирования предпринимательской активности граждан дала начало рыночным преобразованиям в нашей стране, подняв на качественно иной уровень оказание бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита. И сегодня деятельность

индивидуальных предпринимателей имеет особое социально-политическое значение, внося свой вклад в решение таких важных государственных задач, как формирование бюджета, обеспечение занятости населения, развитие конкуренции и др. Индивидуальные предприниматели составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества [9].

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности.

Следует отметить прежде всего такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности — способность выявить потребность и удовлетворить ее — присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.

Многих начинающих предпринимателей привлекает и то, что для организации частнопредпринимательской деятельности, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Кроме того, соединение в одном лице — индивидуальном предпринимателе — собственника и управленца, без привлечения управленческих кадров, создает возможность эффективного хозяйствования, минуя дополнительные затраты. Индивидуальное предпринимательство является наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

В юридической литературе можно встретить точку зрения о заведомо криминальном аспекте предпринимательской деятельности при создании многих юридических лиц. Так, Я.А. Юкша пишет о том, что общество активно используют лица, которые либо занимаются противозаконным бизнесом, либо собираются осуществлять легальный бизнес в течение непродолжительного времени, затем бросить

компанию, не расплатившись ни с государством, ни с кредиторами. Он пишет и о том, что большинство организаций лишь вывески для прикрытия нелегального бизнеса [11]. По его мнению, если граждане хотят честно заниматься предпринимательской деятельностью, не имея для этого больших средств, предпринимательство без образования юридического лица является для них оптимальной формой. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательством всем принадлежащим ему имуществом. И это является залогом того, что предприниматель будет использовать весь свой интеллектуальный и физический потенциал для эффективной предпринимательской деятельности.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимация (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности) [12].

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:

1) обратиться в регистрирующий орган (органы ИМНС России);

2) получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);

4) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов;

5) открыть счета в банке.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа

2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госреги-страции) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ). Это означает, что субъекты федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст. 1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. ст. 22.1 — 22.3 гл. VП.1 Закона. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти правила подробнее.

Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в регистрирующий орган следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копию основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранного гражданина либо лица без гражданства);

в) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

г) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

д) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать

в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

е) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

ж) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8). Соответственно, лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Норма п. 3 ст. 8 направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий.

Между тем правило, закрепленное в п. 3 ст. 8, вряд ли можно признать справедливым и демократичным, так как многих граждан, социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности, оно лишает возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что данная норма противоречит ряду положений Конституции РФ. Она не согласуется с конституционными нормами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Приведенные нормы Конституции содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», в связи с чем уместно напомнить, что согласно ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной

власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсюда следует, что если лицу, не имеющему определенного места жительства, отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по основаниям подп. «а» и «б» п. 1 ст. 23 Закона о госреги-страции, то прокурор и иные лица, указанные в ст.ст. 192 и 198 АПК РФ, вправе на основании п. 5 той же ст. 23 обжаловать такой отказ в судебном порядке и одновременно требовать признания недействующими соответствующих положений Закона о госрегистрации по мотиву их несоответствия Конституции РФ. Такие дела относятся к подведомственности арбитражного суда. При этом применяются правила, установленные статьями гл. 23 и 24 АПК РФ. В силу ч. 3 ст. 189 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) [12].

С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются налоговые органы. При принятии этого решения учитывались, прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна».

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя путем внесения в книгу государственной регистрации записи о регистрации индивидуального предпринимателя и оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления документов, определенных ст. 23 вышеуказанного закона.

Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов,

связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения

о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Важнейшим фактором, обусловливающим выбор этой организационно-правовой формы, является и налогообложение. Специалистами в области налогообложения приводится следующий сравнительный анализ налоговой нагрузки на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо [13].

Проведем анализ на следующем условном примере.

Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель уплачивает также косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При доходах до 1 млн. руб. выручки в квартал индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно ст. 145 НК РФ.

Кроме того, с суммы полученного дохода уплачивается единый социальный налог (взнос). Ставки единого социального налога установлены п. 3 ст. 241 НК РФ.

При расчете налоговой нагрузки не будем учитывать НДС и налог с продаж, т. к. этот налог взимается с покупателей.

1. Прибыль составила 100 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил

за год доход в сумме 100 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 22800 руб.;

налог на доходы физических лиц — 10036 руб. (100000 - 22800) x 13%.

Итого налогов — 32836 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 32,84%.

2. Прибыль составила 200 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил

за год доход в сумме 200 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 35600 руб. (22800 + 100000 x 12,8%);

налог на доходы физических лиц — 21372 руб. (200000 - 35600) x 13%.

Итого налогов — 56972 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 28,49%.

3. Прибыль составила 500 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 500 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 61200 руб. (48400 + 200000 x 6,4%);

налог на доходы физических лиц — 57044 руб. (500000 - 61200) x 13%.

Итого налогов — 118244 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 23,64%.

4. Прибыль составила 1000 тыс. руб.

Индивидуальный предприниматель получил за год доход в сумме 1000 тыс. руб.

В этом случае расходы на уплату налогов составят:

единый социальный налог — 75600 руб. (67600 + 400000 x 2%);

налог на доходы физических лиц — 120172 руб. (1000000 - 75600) x 13%.

Итого налогов — 195772 руб.

Налоговая нагрузка на доход составит 19,58%.

Таким образом, потери на прямых налогах индивидуального предпринимателя составляют от 32—35% при невысоком уровне доходов до 15—20% при высоком уровне доходов.

Организация с суммы полученной прибыли уплачивает налог на прибыль по ставке 20— 24% (ст. 284 НК РФ). Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта Российской Федерации, в котором расположена организация. Кроме того, чтобы получить денежные средства, физическому лицу должны быть выплачены дивиденды. При выплате дивидендов уплачивается налог на доходы физических лиц по ставке 6% (п. 4 ст. 224 НК РФ).

Так, если прибыль организации, учрежденной физическим лицом, составила 1000 тыс. руб., то с этой суммы уплачивается налог на прибыль в сумме от 200 до 240 тыс. руб. (в зависимости от ставки). При выплате дивидендов выплачивается налог на доходы физических лиц в сумме от 45,6 тыс. до 48 тыс. руб.

Таким образом, налоговая нагрузка составит от 24,56% до 28,8%.

Кроме того, имеются еще некоторые налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): например, налог на имущество организаций, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%.

Сравнивая налоговую нагрузку организации с налоговой нагрузкой индивидуального предпринимателя, можно сделать вывод, что при получении прибыли свыше 200 — 300 тыс. руб. в год

налогообложение индивидуального предпринимателя более выгодно, чем организации.

К числу преимуществ экономической деятельности гражданина без образования юридического лица следует отнести упрощенный порядок ведения учета и отчетности, который регулируется совместным Приказом Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Необходимо подчеркнуть, что при всех достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки. Прежде всего, это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, частные предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений. Так, подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, а точнее перепродажей.

Слабым местом частного предпринимательства является, как правило, низкая возможность накопления капитала. Ограниченность ресурсов, в свою очередь, влечет неспособность конкурировать на равных с предприятием.

По своим обязательствам гражданин-предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, указанного в ст. 446 ГПК РФ. В соответствии с п.

1 указанной статьи взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на:

- жилое помещение либо его части, если для предпринимателя и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

- земельные участки, использование которых не связано с осуществлением граждани-ном-должником предпринимательской деятельности;

- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши;

- имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимость которого не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда;

- племенной, молочный и рабочий скот, оленей, кроликов, птицу, пчел, используемых для целей, не связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

- семена, необходимые для очередного посева;

- продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной величины прожиточного минимума;

- топливо, необходимое для приготовления пищи и отопления;

- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки.

Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами данного гражданина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, отметим, что индивидуальное предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993г.

— М.: Юрид. лит., 1993. — 65с.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. от 27.12.2005) // Российская газета. — 2002. — 27 июля.

3. Гражданский кодекс РФ(Часть 1) от 30.11.1994г. №51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005) // Российская газета. — 1994. — 8 декабря; Российская газета. — 2005. — 26 июля.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 27.12.2005) // Российская газета. — 2002. — 20 ноября.

5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 04.11.2005) // Российская газета. — 1998. — 6 августа.

6. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) от 5.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 06.12.2005) // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 32. — ст. 3340.

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 02.07.2005) // Российская газета. — 2001. — 10 августа; Российская газета.

— 2005. — 6 июля.

8. Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей: Приказ Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 13 августа 2002 г. № 86н/БГ-3-04/430// Российская газета. — 2002.

— 11 сентября.

9. Гусева Т. А. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращении деятельности (издание второе, стереотипное) / Т. А. Гусева, Н. В. Ларина. — М.: Юстицин-форм, 2005.

10. Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства / Ж. А. Ионова // Государство и право. — 1997. — № 5. — С. 46

— 50.

11. Юкша Я. А. Хозяйственные общества в России в начале XXI века / Я.А. Юкша // Юрист. — 2002. — № 10.

12. Тихомиров М. Ю. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: новые правила / М.Ю. Тихомиров // Адвокат.

— 2004. — № 3.

13. По материалам Станислава Джаарбеко-

ва, ведущего проекта «Страница для бухгалтера в Интернете», заместителя главного редактора журнала «Консультант», 28 августа

2002 г. 23 ^ // http://bizmaster.narod.ru

/dev/nal1.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.