Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в сфере таможенного дела'

Экономическая безопасность в сфере таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3272
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

Рассмотрены аспекты экономической безопасности в сфере таможенного дела и система управления рисками в условиях глобализации экономических отношений. Исследованы теоретические подходы, показатели и критерии экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пастухов Александр Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в сфере таможенного дела»

В.А. Мордовец

3) «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).

В целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным.

Неформальная экономика включает разрешенные законодательством виды деятельности, участники которых не платят налоги. Неформальная экономика тесно переплетена в РФ с легальной экономикой и составляет большую часть всей теневой экономики по числу занятых в ней. Неформальная экономика, в отличие от фиктивной и подпольной, учитывается официальной статистикой в показателях страны и регионов. И поскольку даже сами статистики считаю ее «невидимой» и не считаемой статистическими методами, учет неформальной экономики, как правило, приводит к завышению ВВП, ИПП и других показателей.

Фиктивная экономика напрямую связана с коррупцией и вытекает из нее. Это экономика взяток, откатов, приписок, мошенничества, незаконных преференций, льгот и выгод для своих, включая родственников и друзей.

Подпольная экономика включает запрещенные законодательством виды деятельности: производство и торговля наркотиками, оружием, рэкет, убийства и насилие по заказам,

контрабанда, содержание притонов, проституция и другие [4, с. 82].

В ходе исследования можно сделать заключение о том, что усилия государства в сфере инновационного развития необходимо предпринять по направлениям:

- улучшения делового климата внутри страны, который положительно повлияет на предпринимательство и привлечёт инновации, повышения приоритета научной деятельности и высокотехнологичных секторов экономики;

- повышения конкурентоспособности государства.

- рационального применения импортоза-мещения, а также экспорта инновационных продуктов;

- максимального привлечения инновационного потенциала малого и среднего бизнеса в реализации инновационных проектов.

Литература

1. Кабурнеева А.П. Влияние теневой экономики на инновационное развитие национальной экономики -М., 2013. -с. 16.

2. Перов Е.В. Оценка теневой экономики Росси -М., 2015, с.5.

3. Сивков Е.Б. Теневая сторона российской экономики - СПб, 2014, с.42.

4. Голованов Н.М., Перекислов В.Е. Теневая экономика и легализация преступных доходов - М., 2012, с.82.

5. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2016. - 246

УДК 33; 35

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А.Л. Пастухов1

ООО «Санкт-Петербургский экономический институт дистанционной формы обучения», 190098, г Санкт-Петербург, бульвар Конногвардейский, дом 21, к. 2, 3 эт.

Рассмотрены аспекты экономической бе зопасности в сфере таможенного дела и система управления рисками в условиях глобализации экономических отношений. Исследованы теоретические подходы, показатели и критерии экономической безопасности.

Ключевые слова: таможенное дело, экономическая безопасность, глобализация, показатели и критерии, международная торговля

THE ECONOMIC SECURITY IN THE CUSTOMS

A.L. Pastuhov

LLC St. Petersburg Economic Institute of Remote Form of Education 190098, St. Petersburg, Konnogvardeysky Boulevard, 21, k 2. The article is devoted to aspects of economic security in the customs and the risk management system in the context of the globalization of economic relations are considered. Theoretical approaches, indicators and criteria of economic security are investigated.

Keywords: customs, economic security, globalization, indicators and criteria, international trade.

1 Пастухов Александр Львович - кандидат философских наук, доцент, директор ООО "СПбЭИДФО", тел.: +7 911 188 49 42, e-mail: alpast@yandex.ru

Современные тенденции развития международных товарно-денежных, торговых и социально-экономических отношений предполагают уделение большого внимания вопросам обеспечения национальной безопасности. В этом большую роль играют таможенные органы.

Экономическая безопасность является основой обеспечения стабильности функционирования любой экономической системы, любой страны и объединения стран, основанная на государственном регулировании и государственном контроле экономических, социально-экономических процессов, обеспечивая стабильное функционирование и развитие экономики независимо от влияющих внешних и внутренних факторов.

Уровни экономической безопасности страны, в контексте таможенного дела определяется следующим составляющими:

1. Геополитическое и экономико-географическое положение страны, позволяющее наиболее рационально использовать природные ресурсы и логистическую инфраструктуру своей территории, включая возможности реализации процедуры таможенного транзит акторами экономических отношений разных стран мира.

2. Военно-политический потенциал страны, обеспечивающий не только защиту материальных благ и суверенитет от других стран и сообществ, но и гарантирующих реализацию международных торговых операций и перемещения грузов, как через территорию страны, так и через контролируемое пространство.

3. Экономический потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность национальной экономики.

4. Наличие резервов материальных благ и трудовых ресурсов.

Понятие экономической безопасности различными специалистами рассматривается в нескольких аспектах. Например, Абалкин Л.И. рассматривает экономическую безопасность как совокупность мер и условий, защищающих государство от различных внешних и внутренних угроз, включая нарушения таможенного законодательства [1].

Сенчагов В.А. определяют экономическую безопасность как такое состояние экономики страны, которое обеспечивает реализацию национальных интересов, которое во многом обеспечивается выбранной системой тарифного и нетарифного регулирования [2].

Городецкий А. считает экономическую безопасность способностью удовлетворять эко-

номические потребности всех акторов экономических отношений в мировом масштабе [3].

Мухин И.В. указывает на существование в отечественной научной среде нескольких подходов к пониманию термина «экономическая безопасность» [4].

Первый подход предполагают рассмотрение экономической безопасности как части обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Этот же подход в значительной степени зафиксирован в различных государственных документах. Однако, в контексте функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и применения Таможенного кодекса ЕАЭС данный подход, по нашему мнению, нуждается в значительном изменении.

Второй подход предполагает рассмотрение понятия «экономическая безопасность» как определенное состояние экономики, поддерживаемое необходимыми институциональными условиями и действиями органов власти, обеспечивающее гарантию реализации экономических интересов акторов экономических отношений, даже при воздействии неблагоприятных внешних или внутренних факторов.

Богданов И.Я. указывает связь термина экономическая безопасность со способностью государства поддержать свою независимую внешнюю и внутреннюю политику, включая таможенную политику и определенный уровень легальных доходов населения независимо от внешнего и внутреннего воздействия на уровне стандартов цивилизованных стран [5]. Этот подход признают и используют многие известные экономисты и политологи, такие как С.Глазьев.

Третий подход рассматривает экономическую безопасность как сочетание определенных условий и факторов, обеспечивающих определенный уровень развития страны. К авторам, придерживающимся данного подхода можно отнести Абалкина Л.И., Илларионова А.И. и других [6; 7].

Четвертый подход рассматривает экономическую безопасность как определенное свойство устойчивости экономической системы, нейтрализующей негативные влияния внешнего и внутреннего характера, однако данный подход нуждается в более четком понимании того, что является устойчивость, какие показатели и критерии будут служить основанием определения возникновения угроз экономической безопасности.

Пятый подход рассматривает экономическую безопасность как состояние защищен-

ности и возможность использования имеющихся ресурсов.

Шестой подход рассматривает понятие «экономическая безопасность» как качественное состояние «...совокупности основных факторов общественного производства в сочетании со способностью государства обеспечить их эффективное защищенное использование в национальных интересах и осуществлять экономическую стратегию, адекватную вызовам его меняющегося экономического пространства, в целях достижения стабильного, устойчивого развития и самосовершенствования всего общества» [8].

В настоящей работе экономическая безопасность рассматривается как способность функционирования государственных и межгосударственных институтов власти в существующих социально-экономических и политических условиях, отражающихся в определенных показателях и критериях, таких как ВВП (рост ВВП), ВНП (рост ВНП), ВВП на душу населения (рост ВВП на душу населения), величина реальных доходов населения (рост реальных доходов населения в сопоставимых ценах), средняя продолжительность жизни (рост средней продолжительности жизни граждан), численность населения (рост народонаселения) и т. д.

Это существенно повышает уровень ответственности таможенных органов и требует эффективного противодействия угрозам, наряду с оказанием содействия всем участникам внешнеэкономической деятельности. Значительный вклад в развитие таможенного регулирования вносит система управления рисками (СУР), применяемая в большинстве стран, в том числе в России.

Управление рисками в таможенном деле, согласно международной терминологии, определяется как систематическое применение процедур управления и практики, связанной с предоставлением участниками ВЭД таможенным органам необходимой информации при перемещении грузов, пассажиров и транспортных средств, для выявления вероятных опасностей нарушения международного и национального законодательства с целью их предотвращения.

При этом, не следует отождествлять понятия «управление рисками» с понятием «оценка риска», которое включает в себя технические процессы, предназначенные для выявления и количественной оценки рисков.

Также управление рисками в таможенном деле включает в себя не толькопроцесс ис-

пользования информационных систем таможенного декларирования.

Оно может осуществляться как на уровне текущей деятельности таможенных органов, так и стратегическом уровне.

Управление рисками в таможенном деле может способствовать:

- достижению организационных целей;

- повышению эффективности процессов управления;

- улучшению социальных отношений;

- рациональному распределению используемых материальных, людских, информационных ресурсов с учетом опасностей.

СУР представляет комплекс мер по предотвращению и минимизации рисков, обеспечивает контроль за таможенными операциями и включает пакет мер по непрерывному наблюдению, анализу и систематизации информации. Правовой основой, закрепившей принципы использования СУР в деятельности таможенных органов, стала Киотская Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», в рамках которой в 1999 году были впервые на мировом уровне предусмотрены упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой Всемирной таможеной организации [9].

В систему управления рисками входят следующие компоненты:

- информация таможенных органов (таможенная статистика и результаты ее анализа);

- анализ и оценка вероятности рисков;

- разработка и реализация мер по снижению вероятности наступления рисков и последствий неблагоприятных событий в области таможенного дела;

- анализ результатов реализации мер по снижению вероятности наступления рисков и последствий неблагоприятных событий в области таможенного дела.

«На основе анализа СУР таможни разрабатывают профили риска, представляющие совокупность сведений об области риска, и индикаторы риска. Практика показывает, что в системе таможенного контроля такие операции, как категорирование участников ВЭД, таможенное оформление товаров и уплата таможенных пошлин в России являются наиболее рискованными. Это определяется сложностью постоянно меняющегося законодательства, сильной зависимостью бизнеса от действий отдельных чиновников, высокой степенью коррумпированности вследствие бюрократизации и жесткого администрирования в таможенной сфере.

Подобные несовершенства обусловили появление в практике таможенного оформления «серых» схем поставок [10]. Использование таких схем повышает эффективность бизнес-процессов, даже без непосредственного участия владельцев грузов, но нарушает законодательство и создает условия неравной конкуренции, когда законопослушные участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) несут повышенные риски и теряют эффективность.

«Федеральная таможенная служба РФ с целью совершенствования таможенного контроля и реализации концепции СУР разрабатывает систему мер по минимизации рисков на основе использования информационных технологий. Происходит смена целевой ориентации системы регулирования международной торговли: переход от контроля за ввозимыми товарами к мониторингу и контролю за информацией международной цепи поставок. Растет сложность, связанная с безопасностью цепей поставок, развитием международного обмена информацией, интеграцией единых автоматизированных систем информации таможенной деятельности, сокращением числа мер нетарифного регулирования и т. д.

Возникает необходимость управления таможенными процессами на новом уровне развития системы регулирования - на уровне так называемой «организованной сложности». Это требует разработки современных инновационных подходов и является приоритетным направлением в деятельности таможенной службы РФ» [9; 11].

В контексте обеспечения экономической безопасности в рамках совершенствования системы управления рисками в ТК ЕАЭС закрепляется возможность передачи таможенными органами предварительной информации государственным органам, не связанных с таможенной деятельностью и осуществляющих государственный контроль либо надзор, как в целях проведения иных видов государственного контроля (надзора), в том числе в целях применения СУР.

Регламентация процесса управления рисками таможенными органами позволяет обеспечить единообразное применение СУР в таможенных органах государств - участников ЕАЭС [12].

Система управления рисками в таможенном деле в настоящее время является важнейшим компонентом системы таможенного регулирования товарно-транспортных потоков и во многом позволяет контролировать организацию системы обеспечения экономической безопасности старны в контексте международ-

ных отношений. В условиях осуществления международной деятельности в рамках ВТО, ускорения логистических процессов, изменения структуры и характера международной торговли, именно система управления рисками позволяет создать необходимый баланс между интересами государства и бизнес-сообщества и обеспечить национальную безопасность.

Кроме того, управленческая практика показывает, что применение системы управления рисками в области таможенного дела повышает организационную эффективность функционирования федеральной таможенной службы.

При этом, следует отметить, что основной проблемой применения системы управления рисками в таможенном деле является, с одной стороны необходимость пополнения федерального бюджета за счет таможенных платежей, а с другой стороны, повышение скорости товарооборота, что является важной потребностью современного бизнеса и основой конкурентоспособности отечественных предприятий, но, соответственно, повышает риски нарушения участниками ВЭД таможенного и налогового законодательства.

При этом, степень контроля за соблюдением законов и нормативных актов должна быть пропорционально уровню оцениваемого риска, который определяется приоритетом деятельности таможенных органов, например: сбор пошлин и налогов или проверка соблюдения запретов и ограничений. А выбор товаров, транспортных средств или документов для экспертизы должен основываться на профилях риска, которые, свою очередь могут быть основаны на статистических данных, а также личном опыте сотрудников таможенных органов.

Конкретные показатели риска определяются критериями избирательности, такими как: код ТН ВЭД, страна происхождения, страна отправления, стоимость, тип транспортного средства, финансовое положение участника ВЭД или перевозчика. При этом, профиль риска должен содержать описание зоны риска, оценку риска, применяемые контрмеры, дату принятия мер, полученные результаты и оценку эффективности.

В настоящее время для создания и изменения системы профилей рисков в таможенном деле находят все большее практическое применение системы искусственного интеллекта.

Процесс управления рисками должен включать в себя описание условий применения системы управления рисками, выявление рисков, анализ рисков, оценку рисков, рассмотре-

ние рисков, мониторинг и анализ процесса выполнения измерений.

На первом этапе определяются стратегические задачи, оперативные и тактические условия использования системы управления. При этом, необходимо определить области риска и критерии его оценки с целью создания структуры для последующего анализа [13; 14].

Управление рисками на стратегическом уровне предполагает выявление областей риска на основе статистической выборки с дифференциацией рисков по важности в контексте социально-экономического развития государства, степени опасности и масштабах последствий (ущерба) реализации риска. На этом уровне рассматриваются социальные вопросы, такие как поддержание жизнеспособности населения, предотвращение сокращения количества рабочих мест, сохранение окружающей среды, распределение квот, поддержание положительного сальдо торгового баланса с определенными странами и т. д.

Управление операционным риском предполагает определение уровня контроля необходимого для минимизации и предотвращения рисков, что отражается в определенных применяемых методах контроля (проверка документов, осмотр, досмотр и т. д.).

Тактическое управление рисками используется сотрудниками таможенных органов в процессе несения государственной службы и предполагает выбор порядка выполнения определенных предписанных процедур и акцента-цию внимания на отдельных аспектах при выполнении таможенного контроля.

При этом, важно делать сравнительный анализ общеэкономических показателей и критериев развития страны и изменение показателей в СУР таможенных органов [15].

Таким образом, качественная система управления рисками в системе таможенного дела, учитывающая как влияния различных внешних и внутренних политических, социально-экономических факторов, так и определенные риски, возникающие в связи с развитием ЕАЭС (возможность поставки санкционных товров через резидентов стран-членов ЕАЭС, динамику миграционных процессов, опасность терроризма).

Литература

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

2.Сенчагов В.К. Сущность экономической безопасности и ее стратегическое обеспечение. - М., 1998. С. 12.

3.Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12. С.

4.Мухин И.В. Разработка методологических основ взаимосвязи обеспечения экономической и военной безопасности государства. Дис. на соиск. уч. степ. д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2009. С. 48.

5.Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. - М., 2001. С. 28.

6.Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1999. С. 113.

7.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 49.

8. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. - М., 2003. С. 127.

9. Белякова Т.А. Проблемы управления рисками в системе таможенного контроля / научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы»: сборник научных работ № 6 /под ред. д-ра экон. наук, проф. Почетного работника высшей школы РФ Г.Д.Дроздова - СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2015. -С. 25

10. Кокот Т.В. «Серые» схемы таможенного оформления поставок и их риски. // Логистика сегодня. 04(52).2012, С. 253.

11. Бажаева Т.С. Совершенствование систумы управления рисками в деятельности таможенных органов и участников-ВЭД в рамках новой модели интеграции на постсоветском пространстве / научно-образовательный центр «Технологии товароведческой, таможенной и криминалистической экспертизы»: сборник научных работ № 6 /под ред. д-ра экон.наук, проф. Почетного работника высшей школы РФ Г.Д.Дроздова -СПб.: изд-во СПбГЭУ, 2015.-С. 32

12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [электроннй ресурс] / Консультант Плюс// Режим доступа: http://www.consultant.ru /document /cons_doc (Дата обращения 12.04.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Пастухов А.Л. Глобализация в мировоззрении человека // Вестник Челябинской государственной академии 2006. Т. 10. № 2. - С. 19.

14. Пастухов А.Л. Развитие таможенной системы России в условиях глобализации// Сборник материалов конференции «Судьбы национальных культур в условиях глобализации» Том 2, Челябинск, 2010 -С. 204

15. Пастухов А.Л. Экономическое развитие в контексте истинных норм инвестиций. Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых и инженерных подходов / сб. материалов IX Международной научно-практической конференции (Минск, 30 ноября 2016г.). Минск, изд-во БНТУ, 2016. - С. 172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.