Научная статья на тему 'Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности'

Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1273
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / FOREIGN POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермилова Мария Владиславовна

Вызовы финансовой глобализации не позволяют говорить о защищенности экономики страны от внешнего воздействия, используя только инструментарий критериев экономической безопасности. Достижение позитивного результата возможно только при наличии осознанной, заранее спланированной и тщательно выстроенной системы экономических индикаторов и механизмов. Развивающаяся экономика страны испытывает дефицит инвестиций и прибегает к внешним заимствованиям. Размер внешних кредитов, предоставляемых странам, различен и зависит от позиции международных финансовых организаций, странового кредитного рейтинга и других факторов. При этом кредиторов главным образом интересуют риски и доходность осуществляемых инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономической деятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ермилова М.В. Email: Ermilova630@scientifictext.ru

Ермилова Мария Владиславовна — магистрант, факультет экономики, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск

Аннотация: вызовы финансовой глобализации не позволяют говорить о защищенности экономики страны от внешнего воздействия, используя только инструментарий критериев экономической безопасности. Достижение позитивного результата возможно только при наличии осознанной, заранее спланированной и тщательно выстроенной системы экономических индикаторов и механизмов. Развивающаяся экономика страны испытывает дефицит инвестиций и прибегает к внешним заимствованиям. Размер внешних кредитов, предоставляемых странам, различен и зависит от позиции международных финансовых организаций, странового кредитного рейтинга и других факторов. При этом кредиторов главным образом интересуют риски и доходность осуществляемых инвестиций. Ключевые слова: внешняя политика, экономическая безопасность, глобализация.

ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN THE SPHERE OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITY Ermilova M.V.

Ermilova Maria Vladislavovna - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, AUTONOMOUS NON-PROFIT EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION SIBERIAN INSTITUTE OF BUSINESS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, OMSK

Abstract: the challenges offinancial globalization do not allow us to speak about the protection of the country's economy from external influences, using only the toolbox of economic security criteria. Achieving a positive result is possible only if there is a deliberate, pre-planned and carefully constructed system of economic indicators and mechanisms. The challenges of financial globalization do not allow talking about the protection of the country's economy from external influences, using only the toolbox of economic security criteria. Achieving a positive result is possible only if there is a deliberate, pre-planned and carefully constructed system of economic indicators and mechanisms. The developing economy of the country, lacks investment and resorts to external borrowing. The size of external loans provided to countries varies and depends on the position of international financial organizations, the country's credit rating and other factors. At the same time, creditors are mainly interested in the risks and profitability of the investments. Keywords: foreign policy, economic security, globalization.

УДК 339.97

На современном этапе ключевой остается задача сохранения экономической стабильности и безопасности России на международной арене. Суть задачи сводится к формированию интегрированной научно-инновационной системы. Развитие страны происходит под сильным влиянием происходящих в мире глобализационных процессов (достаточно привести пример взаимозависимости субъектов международного сырьевого рынка). Поэтому невозможно вести разработку государственной стратегии, абстрагируясь от проблем национальной безопасности страны и составного ее элемента — экономической безопасности. Исключение, а скорее минимизация рисков во внешнеэкономической деятельности до приемлемого уровня является краеугольным камнем в обеспечении экономической безопасности РФ при ее интеграции в мировую экономику. Данная мысль проходит красной нитью в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом президентом страны (10.01.2001г.). [1]

Вызовы финансовой глобализации не позволяют говорить о защищенности экономики страны от внешнего воздействия, используя только инструментарий критериев экономической

безопасности. Достижение позитивного результата возможно только при наличии осознанной, заранее спланированной и тщательно выстроенной системы экономических индикаторов и механизмов, позволяющих ограничивать влияние внешних факторов и одновременно усиливать положительный эффект от них, т.е. речь идет о создании подсистемы международной экономической безопасности государства.

Можно выделить две ключевые группы факторов, влияющих на экономическую безопасность России во внешнеэкономической деятельности.

Во-первых, это состояние внешнеплатежного баланса РФ.

Во-вторых, стабильность курса российского рубля по отношению к основным мировым валютам [3].

Перечисленные факторы принципиальным образом определяют такие показатели российской экономики, как:

- объем внешней торговли,

- поступление внешних инвестиций, как прямых, так и портфельных,

- уровень инфляции, а в совокупности - перспективы экономического роста.

Для каждой из обозначенных групп факторов существуют определенные пороговые значения, которые определяются вполне конкретными параметрами. Превышение данных значений приводят к таким последствиям, как невозможность страны отвечать по своим внешним обязательствам, дестабилизация конъюнктуры на внутренних финансовых рынках, включая вероятность возникновения валютного кризиса, снижение импорта ниже критического уровня и ряд других.

Развивающаяся экономика страны испытывает дефицит инвестиций и прибегает к внешним заимствованиям. Размер внешних кредитов, предоставляемых странами, различен и зависит от позиции международных финансовых организаций, странового кредитного рейтинга и другие факторов. При этом кредиторов главным образом интересуют риски и доходность осуществляемых инвестиций.

Проблема безопасности России во внешнеэкономической сфере непосредственно связана с успешностью решения задач финансовой стабилизации и выхода на траекторию экономического роста и, естественным образом, распадается на две укрупненные группы возможных угроз.

Первая группа обусловлена наличием проблемы стимулирования внешней торговли и поддержки разумного внешнеторгового баланса. Принципиальными вопросами здесь являются объемы и темпы роста российского экспорта. Значения данных показателей определяются, в свою очередь, такими факторами, как темпы экономического роста, доходы государственного бюджета, бремя обслуживания внешнего долга. В соответствии с данными целями необходимо и строить правительственную внешнеторговую политику - направленную на поддержку и стимулирование объема экспорта и его товарной структуры. Кроме того, следует подчеркнуть, что снижение объема экспорта ухудшает инвестиционные позиции России на внешнем рынке, следствием чего является рост процентных ставок по иностранным кредитам и сокращение их объемов.

Вторая группа угроз связана со стабильностью национальной валюты и объемом золотовалютных резервов страны. Динамика названных показателей воздействует как на состояние российских финансов, так на привлечение необходимых для развития национальной экономики внешних инвестиций - прямых и портфельных. В данном случае центральным является вопрос стабильности национальной валюты - вопрос об уровне обменного курса рубля и его динамике. Учитывая, что внешние инвестиции ориентированы на риски и доходность от размещения инвестиций в иностранной валюте (как правило, в долларах США), и, следовательно, на получение дохода по рублевым финансовым инструментам и последующую репатриацию прибыли. Резкая девальвация российского рубля приведет к снижению прибыли иностранных инвесторов, а в отдельных случаях - и к убыточности их вложений [5].

Таким образом, на пороге XXI века Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики.

Место России в будущем мире определяется уже сейчас, и в решающей мере оно будет зависеть: во-первых, от того, с чем страна придет на рубеж 20-30-х годов, осуществив ряд крупных инвестиционных проектов, которые должны в итоге привести к созданию принципиально новых технологий на старте нового технологического уклада; во-вторых, от ее способности найти адекватные ответы на вызовы глобализации, последовательно реализовать стратегию экономической безопасности, включая ее международный аспект [2].

Список литературы / References

1. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» от 19 августа 1986 г. № 991.

2. Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. унта, 2013. 240 с.

3. Структура экспорта РФ, структура импорта РФ, Импорт и экспорт РФ. [Электронный ресурс]: www.gks.ru. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/rusfig/rus-15.pdf/ (дата обращения: 11.01.2017).

4. Экономическая безопасность. [Электронный ресурс]: www.ru.wikipedia.org. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0 %B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1 %D0%B5%D0%B7% D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1 %81 %D0%BD%D0%BE%D1 %81 %С1 %82<Ш1 %8С/ (дата обращения: 11.01.2017).

5. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. М. СПб., 2011. 370 с.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Ермилова М.В. Email: Ermilova630@scientifictext.ru

Ермилова Мария Владиславовна — магистрант, факультет экономики, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, г. Омск

Аннотация: сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое планирование, Налоговый кодекс, оптимизация управления денежными потоками.

TAX PLANNING AT ENTERPRISE Ermilova M.V.

Ermilova Maria Vladislavovna - Master Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, AUTONOMOUS NON-PROFIT EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION SIBERIAN INSTITUTE OF BUSINESS AND INFORMATION TECHNOLOGIES, OMSK

Abstract: the essence of tax planning is the right recognized by every taxpayer to use all the means, ways and methods permitted by law to minimize his tax liabilities. The possibility of tax planning is due to the existence in the tax legislation of a very broad scope, where the rules of law are not defined with sufficient accuracy or their ambiguous interpretation is allowed. Tax planning is based on maximally full and correct use of all benefits and benefits established by law, as well as assessing the position of tax authorities and taking into account the main directions of the tax, budgetary and investment policies of the state.

Keywords: tax burden, tax planning, Tax Code, optimization of cash flow management.

УДК 338.2

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.