Научная статья на тему 'Экономическая безопасность инфраструктуры органов внутренних дел: оценка деятельности тыловых подразделений'

Экономическая безопасность инфраструктуры органов внутренних дел: оценка деятельности тыловых подразделений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / AN INFRASTRUCTURE / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / AN EFFICIENCY ESTIMATION / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / REAR MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В.В.

В статье рассмотрены проблемы оценки деятельности тыловых подразделений в системе обеспечения экономической безопасности инфраструктуры органов внутренних дел, предложены критерии оценки, проанализированы различные подходы к оценке эффективности тылового обеспечения, в том числе использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic safety of infrastructure of bodies internal affairs: assessment of activity of rear divisions

In article problems of an estimation of activity of rear divisions in system of maintenance of economic safety of an infrastructure of law-enforcement bodies are considered, criteria of an estimation are offered, various approaches to an estimation of efficiency of rear maintenance, including use of budgetary funds are analysed.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность инфраструктуры органов внутренних дел: оценка деятельности тыловых подразделений»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЫЛОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В.В. НОВИКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

Академии управления МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: vvnovikov@list.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор Крылов А.А.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы оценки деятельности тыловых подразделений в системе обеспечения экономической безопасности инфраструктуры органов внутренних дел, предложены критерии оценки, проанализированы различные подходы к оценке эффективности тылового обеспечения, в том числе использования бюджетных средств.

Ключевые слова: инфраструктура, органы внутренних дел, оценка эффективности, тыловое обеспечение, экономическая безопасность.

ECONOMIC SAFETY OF INFRASTRUCTURE OF BODIES INTERNAL AFFAIRS: ASSESSMENT OF ACTIVITY OF REAR DIVISIONS

V.V. NOVIKOV,

candidate of economic sciences, associate professor of the organization of financial and economic and logistic support

Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article problems of an estimation of activity of rear divisions in system of maintenance of economic safety of an infrastructure of law-enforcement bodies are considered, criteria of an estimation are offered, various approaches to an estimation of efficiency of rear maintenance, including use of budgetary funds are analysed.

Keywords: an infrastructure, law-enforcement bodies, an efficiency estimation, rear maintenance, economic safety.

Комплексное реформирование системы МВД России создало базисные предпосылки для улучшения работы всех ее элементов, в том числе и подразделений тылового обеспечения, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности инфраструктуры органов внутренних дел. Чтобы поступательно развивать данную инфраструктуру, необходима совершенная система оценки деятельности тыловых подразделений [6, с. 21].

При оценке деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел наиболее сложным с практической точки зрения является выбор критериев оценки, особенно их количественных значений. Данная задача стала еще актуальней, когда Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2, с. 21] было закреплено, что материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется только за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Для решения обозначенной проблемы целесообразно рассмотреть несколько общих подходов, обеспечивающих объективность и транспарентность выбора критериев.

Прежде всего, в качестве критериев могут быть приняты средние значения показателей, характеризующие основные аспекты деятельности тыловых подразделений. Используя этот подход, на основе среднестатистических данных, характеризующих современное состояние тылового обеспечения органов внутренних дел, можно определить среднюю величину того или иного показателя и принять ее за критерий оценки.

Другой подход при выборе критериев может базироваться на формулировке целей и оценке результатов их достижения. При этом в качестве критериев оценки, в зависимости от выбранной цели, а также от целей и задач самой оценки, могут быть определены:

♦ степень достижения целей, стоящих перед системой (подразделением) материально-технического обеспечения (далее — МТО), решения тактических задач и функций, выполняемых системой (подразделением);

♦ отклонение фактических результатов деятельности системы (подразделения) МТО и соответствующих им расходов материально-технических, финансовых и иных ресурсов за отчетный период от плановых показателей на этот период.

Основу третьего подхода к оценке системы тылового обеспечения составляет критерий экономии бюджетных средств, ассигнуемых на деятельность органов внутренних дел. Исходя из этого эффективность определяется как сокращение затрат, понесенных бюджетом на финансирование закупок единицы ресурса или на осуществление мероприятий, по сравнению с предыдущими периодами. Однако, следует понимать, что применительно к деятельности правоохранительных органов экономия бюджетных средств не может быть главной целью. При использовании этого подхода нельзя забывать о поддержании нормативного уровня обеспеченности довольствуемых подразделений с тем, чтобы они могли в полном объеме выполнять возложенные на них функции по охране правопорядка и борьбе с преступностью. Учитывая вышесказанное, целесообразным представляется применение данного подхода не в качестве самостоятельного, а в виде дополняющего другие подходы и методы оценки.

Зарубежный опыт показывает, что полицейская деятельность или, по крайней мере, некоторые ее аспекты не всегда поддаются количественной оценке. По мнению многих специалистов, в ней имеется немало видов работ, на которые невозможно установить стандартные нормы выполнения, и, следовательно, вывести критерии их эффективности [5, с. 5]. Это касается и деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел.

Большинство руководителей подразделений полиции критически относится к наукообразию и искусственному усложнению проблемы оценки правоохранительной деятельности, а также к попыткам «оцифровать» критерии или свести их к математическим формулам.

Для практического использования в сложных социально-экономических системах (какой и является система тылового обеспечения органов внутренних дел) наиболее продуктивной представляется оценка эффективности, которая может трактоваться в экономическом, социальном, народно-хозяйственном и иных аспектах. Оценка эффективности тылового обеспечения должна осуществляться:

♦ с точки зрения обеспечения всех аспектов функционирования системы органов внутренних дел;

♦ с позиций эффективности бюджетных расходов, направляемых на деятельность органов внутренних дел.

В основе первого подхода лежит принцип приоритетности максимально полного удовлетворения по-

требностей подразделений органов внутренних дел во всех видах материальных и нематериальных ресурсов, необходимых для решения поставленных перед ними задач. Исходя из этого принципа могут быть сформулированы две главные цели, служащие критериями для оценки эффективности системы МТО с точки зрения обеспечения ее функций. Это:

1) поддержание требуемого материально-технического уровня для функционирования системы органов внутренних дел;

2) обеспечение развития человеческого потенциала как части этой системы.

Целевой функции, которая позволяла бы формализовать количественно, а также в стоимостном виде охарактеризовать первую цель, не существует. Эта функция не имеет товарно-денежной формы, поскольку все материально-технические ресурсы, обеспечивающие ключевые параметры, на основании которых можно судить об эффективности решения главных задач органов внутренних дел, распределяются внутри системы бесплатно, на основании устанавливаемых в централизованном порядке норм (на продовольствие, вещевое имущество, боеприпасы, ГСМ, автобронетехнику и т.п.). Управление поставками, распределением и, соответственно, оценка эффективности использования этих централизованных ресурсов лежит вне компетенции региональных тыловых служб.

В основе оценки качества человеческого потенциала, т.е. социальной результативности системы тылового обеспечения, лежат два главных целевых критерия: улучшение условий службы, труда и отдыха, а также повышение общего благосостояния сотрудников органов внутренних дел. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и могут использоваться при оценке эффективности деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел. В качестве базисного условия для оценки социальных результатов деятельности тыловых подразделений предполагается, что уровень обеспеченности сотрудников органов внутренних дел должен соответствовать социальным нормам и стандартам. При этом создание сотрудникам нормальных условий службы, труда и отдыха, обеспечение их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры в пределах установленных норм является обязательным условием и при оценке эффективности работы тыловых служб не учитывается.

В качестве основных социальных результатов, отражаемых в расчетах эффективности, можно использовать:

♦ улучшение жилищных и культурно-бытовых условий сотрудников;

♦ изменение условий службы и труда;

♦ изменение уровня оплаты труда;

♦ прочие показатели уровня социальной обеспеченности.

Показатели условий труда сотрудников оцениваются по отдельным санитарно-гигиеническим и психофизиологическим элементам условий труда с учетом его специфики. Для оценки удовлетворенности сотрудников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов.

Эффект от улучшения жилищных и культурно-бытовых условий сотрудников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, субсидий [1], строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т.п., в расчетах эффективности учитывается как самостоятельный социальный результат подобных мероприятий (например, как результат увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующей местности жилья, обусловленного вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения).

Социальный результат, характеризующий уровень заболеваемости сотрудников, может быть рассчитан как изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения, ставшее следствием снижения общей заболеваемости и травматизма сотрудников органов внутренних дел, обусловленного улучшением условий их труда и отдыха.

В целом совокупный социальный эффект деятельности системы тылового обеспечения может быть определен как сумма перечисленных выше показателей.

При оценке эффективности использования бюджетных средств, ассигнуемых на нужды правоохранительной деятельности, основным критерием эффективности системы тылового обеспечения органов внутренних дел является минимизация бюджетных расходов на их содержание. Для расчета показателей бюджетной эффективности удобно воспользоваться известными и апробированными методиками, которые в течение ряда лет успешно применяются в нашей стране, с внесением в них ряда корректировок, учиты-

вающих особенности функционирования системы тылового обеспечения органов внутренних дел.

В самом общем смысле показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов деятельности органов внутренних дел на доходы и расходы федерального бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование деятельности органов внутренних дел на очередной год, является бюджетный эффект, рассчитываемый как экономия бюджетных расходов, ставшая результатом повышения эффективности функционирования тыловых служб органов внутренних дел в отчетном году относительно предыдущего периода.

Детальный анализ бюджетной эффективности целесообразно проводить в двух аспектах, в зависимости от целевого назначения бюджетных расходов:

♦ в разрезе текущих расходов на деятельность органов внутренних дел;

♦ по расходам на капитальное строительство и аналогичным статьям расходов, связанным с затратами на приобретение (создание) основных фондов.

При анализе бюджетной эффективности текущих расходов главным целевым показателем выступает минимизация совокупных затрат, достигаемая путем:

♦ снижения закупочных цен на материально-технические ресурсы;

♦ сокращения потерь и сверхнормативного расхода этих ресурсов.

Технологические аспекты управления этими расходами, а также возможные методы и алгоритмы расчета их результатов в рамках первого способа минимизации (оптимизации) совокупных затрат на деятельность системы МТО имеют соответствующее правовое обеспечение и подробно рассмотрены в экономической литературе. Коротко отметим, что суть этого метода состоит в совершенствовании отношений между различными субъектами — единицами (субъектами управления и хозяйствования) и звеньями управленческой и хозяйственной структуры органов внутренних дел, включая их взаимоотношения с организациями, вовлеченными в процесс материально-технического снабжения органов внутренних дел. Показатели эффективности, рассчитываемые в рамках данного направления, отражают эффективность этих взаимоотношений.

Оценка результатов, полученных путем применения второго способа оптимизации расходов, осуществляется в основном в рамках нормативного подхода, требующего сопоставления и анализа фактически достигнутых и нормативно заданных показателей затрат. Следует понимать, что использование этого подхода носит во многом ограниченный характер в силу его негибкости, высокой трудоемкости детального нормирования и малой информативности результатов анализа расхода материально-технических ресурсов.

Методика оценки бюджетной эффективности затрат на капитальное строительство является, вероятно, самым хорошо проработанным элементом оценки эффективности деятельности систем тылового обеспечения. Алгоритм процедуры такой оценки и основные аспекты ее практического применения детально описаны в существующих методических документах общего применения [3]. В силу широкой распространенности этой методики нет необходимости повторять ее положения. Отметим лишь, что применение данной методики должно учитывать некоммерческий характер деятельности органов внутренних дел. Поэтому главным показателем, используемым в расчетах эффективности расходов на капитальное строительство, является не прибыль организации, а снижение сметной стоимости строительства (или аналогичных работ), достигнутое в результате совершенствования процедур отбора подрядчиков и организации работы с ними.

Приведенные выше положения и особенности применения различных методов оценки эффективности систем тылового обеспечения органов внутренних дел носят, в основном, прикладной характер. На их основе, в зависимости от целей и задач оценки, могут быть разработаны конкретные рекомендации, направленные на более эффективное использование всех ресурсов, управление развитием производственной, финансовой и хозяйственной деятельности, а также практические модели для прогнозирования финансового состояния при разнообразных вариантах использования материальных и финансовых ресурсов. Эти рекомендации и модели позволят принимать оптимальные управленческие решения в сфере деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел.

Цель статьи — показать основные методические направления анализа деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел.

Деятельность — это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время кото-

рого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели [4, с. 105]. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. В соответствии с этим в предлагаемой методике будут использоваться только те критерии, которые непосредственно являются процессом деятельности тыловых подразделений.

Для поддержания требуемого материально-технического уровня функционирования системы органов внутренних дел необходимо также осуществлять мониторинг основных показателей деятельности тыловых подразделений.

Под мониторингом следует понимать систему наблюдения, оценки и прогноза состояния обеспеченности органов внутренних дел необходимым имуществом для нормального выполнения поставленных оперативно-служебных задач. Главная цель мониторинга — обеспечение органов управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в сфере тылового обеспечения органов внутренних дел.

Основными задачами мониторинга являются:

1) организация наблюдения. Получение достоверной и объективной информации о материально-техническом обеспечении органов внутренних дел;

2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания экономических процессов;

3) обеспечение в установленном порядке органов управления материально-техническим обеспечением информацией, полученной при осуществлении мониторинга;

4) разработка прогнозов развития деятельности тыловых подразделений;

5) подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержание позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов управления и власти.

Основные принципы организации мониторинга:

1) целенаправленность — вся система рационального мониторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач;

2) системный подход — рассмотрение тыловых подразделений как подсистемы более крупной системы и исследование их связей с другими структурными подразделениями министерства;

3) комплексность — мониторинг отдельных сфер и направлений деятельности тыловых подразделений

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений;

4) непрерывность наблюдения за объектом;

5) периодичность снятия информации о происходящих изменениях;

6) сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени.

Структура мониторинга (или наиболее важные направления) включает такие показатели, как: взаимодействие с администрацией региона; управленческая деятельность; материально-техническое обеспечение; контроль и качество принимаемой продукции; капитальное строительство; медицинское обеспечение; связь; пожарная безопасность; кадровое обеспечение; чрезвычайные происшествия; взаимодействие со СМИ.

В методическом плане целесообразно выделять следующие взаимосвязанные процедуры: выбор системы критериев; сбор исходной информации для расчета критериев; расчет критериев; нормирование системы критериев с целью эффективной формализации процедуры оценки; свертка критериев для формализации комплексной оценки эффективности; оценивание результатов расчетов для принятия решения.

Таким образом, рассмотренные методические подходы к оценке деятельности тыловых подразделений органов внутренних дел могут использоваться как

базовые для оценки эффективности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности их инфраструктуры.

Литература

1. ФЗ от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. I). Ст .4595.

2. ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 5 апреля 2013 г.) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 590 (ред. от 30 апреля 2013 г.) «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» // СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3916.

4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М., 2003.

5. Любченко Н.В. Экономическая безопасность системы материального обеспечения внутренних войск МВД России: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2010.

6. Попов Ю.А. Система оценки эффективности деятельности тыловых подразделений территориальных органов МВД России // Вопросы тылового обеспечения. 2012. № 10(31).

Бобошко В.И. Контроль и ревизия: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013

В краткой и доступной форме рассмотрены основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Контроль и ревизия».

Показаны взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля. Раскрыты основные задачи и направления внутреннего контроля, взаимосвязь внутреннего контроля с внутрихозяйственным расчетом и системой мер по ограничению риска хозяйственной деятельности, оценка эффективности систем внутреннего контроля и аудита в государственных и муниципальных органах, предприятиях, организациях и учреждениях различных форм собственности. Большое внимание уделено методике контрольно-ревизионной работы: контролю формирования и исполнения бюджетных смет, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при формировании и использовании государственных и муниципальных ресурсов. Рассмотрены цели, задачи, виды, порядок планирования и документального оформления результатов ревизии. Показана специфика проверки основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.