Научная статья на тему 'Экономическая безопасность и международные резервы Банка России'

Экономическая безопасность и международные резервы Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауэр В.П., Литвинова Е.М.

Авторы статьи обсуждают текущее состояние международных резервов Банка России, сильные и слабые стороны, возможности размещения резервов в зарубежные активы и возникающие при этом угрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Reserves of the Bank of Russia

The authors of this article discus the current situation in international reserves of the Bank of Russia, their weak and strong points, opportunities and threats of those reserves allocation in foreign assets.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность и международные резервы Банка России»

Авторы статьи обсуждают текущее состояние международных резервов Банка России, сильные и слабые стороны, возможности размещения резервов в зарубежные активы и возникающие при этом угрозы.

Экономическая безопасность и международные резервы Банка России

В. П. БАУЭР,

кандидат технических наук,

начальник информационно-аналитического отдела Управления контроля за сортировкой, оценкой и обращением драгоценных камней Гохрана России при Минфине РФ, Москва,

Е. М. ЛИТВИНОВА,

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

Современное состояние международных резервов Банка России

Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России по согласованию с Минфином России. Они состоят из монетарного золота1, специальных прав заимствования (СДР)2 в объеме, соответствующем резервной позиции страны в Международном валютном фонде (МВФ), и финансовых иностранных активов. Последние включают валютные активы Банка России и Минфина России в форме наличных

1 Монетарное золото оценивается Банком России из расчета 300 дол. США за тройскую унцию (31,1035 г) и включается в открытую валютную позицию «иностранная валюта».

2 СДР представляют собой международные резервные активы, выпускаемые МВФ с целью пополнения резервных активов Центрального банка страны. Для каждой страны объем СДР устанавливается в соответствии с ее резервной позицией в МВФ.

© ЭКО 2008 г.

ИНСТИТУТЫ РЫНКА 141

денег, обратных РЕПО с нерезидентами, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом «А» по классификации Fitch IBCA и Standard and Poor's, или «А2» по классификации Moody's), государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг3.

В мировой финансовой системе международные резервы играют особую роль: суверенные финансовые накопления инвестируются в зарубежные активы целиком, в то время как у активов хозяйствующих субъектов на мировых финансовых рынках инвестируется лишь некоторая часть. Степень рискованности вложения некоторого количества резервов зависит от их объема и структуры, а также от регулятивных стандартов деятельности, определяемых национальными правительствами стран-реципиентов.

К основным преимуществам накопления международных резервов перед заимствованиями относят минимизацию рисков, возможность произвольного сочетания активного (с вложением средств) и пассивного (только за счет капитализации процентов) режимов накопления сбережений, эффективное агрегирование и консолидирование средств из «маломощных», но постоянных внутристрановых источников.

Средства международных резервов расходуются только при наступлении заранее оговоренных событий. Если последние не происходят, неизрасходованные резервы используются для накопления финансовых ресурсов Банка России, повышая устойчивость финансовой системы страны. Международные резервы Банка России могут также восполнять недостаточность финансирования национальных проектов из бюджетных средств государства.

3 Международные резервы рассчитываются на основании балансовых и оперативных данных Банка России, а также информации Минфина России. При этом Банк России руководствуется определением «валовых золотовалютных резервов», которое в основном соответствует определению, представленному в 5-м издании «Руководства по платежному балансу» МВФ (1993 г.). Сведения о международных резервах регулярно публикуются в еженедельном издании «Вестник Банка России» и на сайте Банка России в сети Интернет (www: cbr.ru). Начиная с публикации информации по состоянию с 1 августа 2002 г., данные о международных резервах уменьшаются на сумму краткосрочных обязательств Банка России, номинированных в свободно конвертируемых иностранных валютах.

Для международных резервов Банка России большое значение имеют изменения, происшедшие со Стабилизационным фондом правительства РФ (Стабфондом)4. С 1 февраля 2008 г. он был разделен на две части. Первая часть - Резервный фонд Российской Федерации, страхующий федеральный бюджет. Определено, что денежные средства Резервного фонда будут неприкосновенными и могут изыматься для поддержания федерального бюджета только в случае существенного падения цен на нефть. Вторая часть - Фонд национального благосостояния, который выступает в роли государственного инвестиционного фонда. Его денежные средства планируется использовать также для поддержания пенсионной системы страны5.

Соответствующими постановлениями правительства Российской Федерации предусмотрена передача денежных средств указанных фондов на баланс международных резервов Банка России в целях формирования инвестиционных портфелей с практически идентичными условиями. Если раньше средства Стабфонда полностью инвестировались в казначейские обязательства и долговые ценные бумаги иностранных государств, то теперь в них должно быть размещено от 50% до 100% средств данных фондов. Максимальные доли депозитов в иностранных банках, долговых обязательствах иностранных государственных агентств и центро-банков установлены на уровне 30%, в обязательствах международных финансовых организаций - 15%. Определена структура индексов, используемых для расчета процентов по счетам по учету средств указанных фондов: долговые обязательства иностранных государств - 80%; долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных

4 Первоначальный объем Стабфонда составил порядка 106 млрд руб. По замыслу Минфина России, он должен был обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении мировой цены на нефть ниже базовой, а также являться инструментом связывания излишней ликвидности, уменьшения инфляционного давления и снижения зависимости экономики от неблагоприятного колебания денежных поступлений от экспорта сырьевых товаров.

5 На момент создания Резервный фонд равнялся 125,4 млрд дол., Фонд благосостояния - 32 млрд дол. Планируется, что в соответствии с Федеральным бюджетом на 2008 г. и на период до 2010 г. суммарный объем указанных фондов в 2008 г. составит 241, 1 млрд руб., в 2009 г. - 248, 8, в 2010 г. -332, 3 млрд руб.

банков - 15%; долговые обязательства международных финансовых организаций - 5%6.

Таким образом, Минфин России в будущем не станет вкладывать денежные накопления в иностранные бумаги, а будет перечислять их на счета Банка России. Тот, в свою очередь, начнет приобретать на них разрешенные правительством РФ облигации компаний и прочие обязательства зарубежных стран по следующей схеме:

- капиталы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния переводят в валюту: доллары (45%), евро (45%), фунты (10%);

- валюту размещают на депозитные счета Банка России;

- в целях капитализации депозитов (получения дохода) финансисты Банка России вкладывают пассивы в разрешенные правительством России высоконадежные активы - долговые ценные бумаги7.

Таким образом, на основе правительственных новаций денежные средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния совместно с золотовалютными резервами Банка России существенно пополнят международные резервы Банка России, используемые для эффективного выполнения следующих основных функций: формирование суверенных накоплений; извлечение прибыли в результате размещения

6 См. постановления правительства Российской Федерации: от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» и от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния».

7 В списке Минфина присутствуют 15 эмитентов облигаций: Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial); Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (ASFINAG); Группа банков реконструкции и развития, Германия (KwF); Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada); Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten); Общество финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance); Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank); Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Freddie Mac); Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Fannie Mae); Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (FHLBanks); Федеральные банки фермерского кредита, США (FFCB); Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group); Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (CADES); Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France); Австрийский экспортно-импортный банк (OKB).

накоплений в долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций; обслуживание внешнего государственного долга; проведение валютных интервенций; обеспечение импорта.

Экономическая безопасность международных резервов Банка России

Финансовые власти утверждают, что указанная выше схема позволяет защитить средства международных резервов от кризисов на фондовом рынке и исков к России, например, подобных претензиям фирмы «Noga», которая уже 12 лет пытается компенсировать потери, якобы понесенные в результате неисполнения российской стороной своих обязательств по договору с ней. Краткая история данных претензий следующая.

В апреле 1991 г. правительство РСФСР и швейцарская «Noga» заключили договор о выделении кредита в размере 1,4 млрд дол. на закупку продовольствия и удобрений в обмен на будущие поставки российский нефти. За срыв поставок по договору Россия отвечала своим имуществом. C распадом Советского Союза поставки нефти в счет уплаты долга прекратились. Правительство России в 1993 г. признало часть долга, перечислив фирме «Noga» 30 млн дол. В 1993 и 1994 гг. «Noga» уступила права требования к России четырем швейцарским банкам, утратив тем самым право апеллировать к стокгольмским арбитражным решениям. Однако г-н Нессим ^он (ранее президент компании) этой суммой не удовлетворился и в 1997 г. подал иск в Стокгольмский арбитражный суд, который признал его правоту. В счет долга в 2000 г. были предприняты попытки ареста счетов Внешэкономбанка, Внешторгбанка, Центрального банка в Париже и российского парусника. В 2001 г. предпринята попытка ареста самолетов Су -30МК и МиГ-АТ на авиасалоне в Ле-Бурже. B 2005 г. в Швейцарии были арестованы 54 картины ГМИИ им. А. C. Пушкина (в том же году арест был снят). В 2005 и 2006 гг. принадлежащая Алексу Когану американская компания «IPD Capital» приобрела все права на стокгольмские арбитражные решения, ранее уступленные швейцарским кредиторам «Noga». Требования по ним были приобретены 29 декабря 2007 г. Минфином России.

Таким образом, Н. Гаон ввел в заблуждение французские судебные власти, которые вынесли в январе 2008 г. постановление об аресте счетов Банка России и ряда российских компаний (в том числе «Роскосмоса», «Рособоронэкспорта», «Росатома») на основании решения Стокгольмского арбитражного суда8. При этом арест счетов был произведен со следующими нарушениями: не соблюдено законодательство Франции о невозможности ареста средств представительств центробанков различных стран, находящихся на территории Франции (с 2005 г.); арест был наложен без предварительного уведомления владельцев счетов; не было получено предварительное согласие французского суда на арест счетов; адвокатом швейцарской стороны не был предоставлен в суд весь пакет документов.

Важно отметить, что указанная история не помешала России протянуть руку помощи мировому сообществу в борьбе с кризисом ликвидности, возникшим на мировом финансовом рынке в результате экономического спада в США.

Таким образом, дальнейшие возможности Банка России вкладывать международные резервы в ценные бумаги других стран сдерживаются необходимостью соответствовать международным требованиям к их размещению. Можно прогнозировать, что официальные органы ЕС от Арабских Эмиратов, Норвегии, Саудовской Аравии, Кувейта, КНР, Сингапура и других стран, имеющих суверенные фонды (это более тридцати стран), потребуют соблюдения ряда условий:

- отсутствие существенных ограничений для инвестиций стран-членов ЕС на рынках стран-владельцев фондов;

- непосредственно от фондов ЕС требуется использование лишь существующих инвестиционных инструментов и отказ от «серых» схем вхождения на европейский финансовый рынок;

- фондам предлагается продекларировать соблюдение базовых принципов международной торговли (как вариант ЕС предлагает руководствоваться нормами ВТО);

- участие фондов в работе МВФ, ЕС и ОЭСР.

8 По этому вопросу см., например: Конищееа Т. «Нога» подбирается к казне. Адвокаты фирмы заявили, что арестованы акции российской госкомпании // Российская газета. 2008. 18 янв.; Конищееа Т. Минфин приговорил «Ногу» // Российская газета. 2008. 30 янв.; Товкайло М. Швейцарская Noga бита. Во Франции разблокированы счета ЦБ, арестованные по иску Гаона // Газета. 2008. 13 мар.; КозьминД. и др. Суверенитет под сомнением //Ведомости.

2008. 22 апр._

146 ЭКО

Кроме того, правительству России необходимо реализовать отклоняемую Минфином России идею создания отдельного агентства по управлению международными резервами и отделить средства суверенных фондов от резервов Банка России.

Пока, как отмечают в Еврокомиссии, в отношении ни одной страны вопрос о санкциях за нарушение выдвинутых принципов не обсуждался. И тем не менее участие в их выработке ОЭСР и ссылка Еврокомиссии на нормы ВТО могут стать дополнительным предметом торга с Россией - она как раз стремится вступить в обе организации.

В развитие международных требований к управлению международными резервами первый зампред Банка России А. В. Улюкаев предложил передать эту функцию частным управляющим компаниям (позже он денонсировал свое предложение), объясняя его тем, что Банк России не является инвестиционной компанией и поэтому не имеет опыта управления сформированным портфелем активов9. В рамках заявления

A. В. Улюкаева председатель правления Внешэкономбанка

B. Дмитриев объявил о готовности взять на себя управление международными резервами Банка России10.

Сила и слабость управления размещением международный: резервов

Таким образом, надежное управление международными резервами Банка России в процессе их размещения и капитализации является важным фактором, оказывающим влияние на экономический рост в стране. Выявить сильные и слабые стороны управления размещением международных резервов Банка России помогает SWOT-анализ11 (таблица). Полученные на его основе результаты показывают, что переход на рыночные методы управления размещением и капитализацией международных резервов Банка России позволит использовать сильные

9 МазунинА. Золотовалютные резервы отдадут в частные руки. Банк России готов делегировать полномочия по их инвестированию //Коммерсантъ. 2008. № 43.

10 Лавров А. Внешэкономбанк готов управлять госнефтегазовыми фондами // Газета. 2008. 18 мар.

11 SWOT (от англ.: Strength, Weakness, Opportunity Threats) - анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (Прим. ред.).

стороны и позитивные возможности экономического положения российской и мировой экономики, нивелировать слабые стороны их развития, подготовить базу для качественно нового уровня ликвидации угроз недокапитализации, блокирования и хищения международных резервов Банка России за рубежом.

SWOT-анализ основных факторов обеспечения в будущем экономической безопасности международных резервов Банка России

Сильные стороны Высокие цены на нефть обеспечивают большой запас устойчивости российской экономики. Государственные финансы РФ не зависят от внешнего притока капитала. Стабильный рост международных резервов Банка России. Устойчивый рост российского ВВП. Стабильный и устойчивый рост доходов субъектов Российской Федерации. Устойчивые показатели промышленного производства и развития страны. Высококвалифицированный состав членов правительства России. Слабые стороны Зависимость федерального бюджета РФ от экспорта энергоресурсов. Расширение объемов теневой экономики. Непрогнозируемая инфляция. Высокий темп роста денежной массы. Выпуск не обеспеченных товаром денег. Большой отток капитала за рубеж. Контроль над монополиями 80% российского ВВП. Высокая налоговая нагрузка на экономику страны. Утечка бюджетных средств в ходе реализации первоочередных национальных проектов. Укрепление рубля, снижающее конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. Высокая нестабильность российского фондового рынка.

Возможности Рост интереса зарубежных инвесторов к России. Осуществление долгосрочных инвестиций в мировую экономику. Защита средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния от кризисов на фондовом рынке и от хозяйственных исков к России. Ведение диалога с международными финансовыми организациями в части регулирования процессов размещения и капитализации международных резервов. Угрозы Стереотип «окопного» мышления в оценках угроз экономической безопасности. Невозможность перехода к субъектно-объектным оценкам кризисных явлений в мировой и национальной экономике. Нестабильность мировых товарно-финансовых рынков. Вложение международных резервов в долговые обязательства ипотечного кредитования США с падающей доходностью. Снижение спроса на энергоресурсы. Рост цены внешних заимствований. Рейдерские захваты имущества и банковских счетов России в зарубежных странах.

Выводы

В современных условиях хозяйствования российским финансовым властям важно правильно оценить конъюнктуру суверенных фондов мирового хозяйства с тем, чтобы предложить эффективные механизмы конкуренции международных резервов Банка России на мировых рынках капитала. Эти механизмы должны, с одной стороны, отвечать сложившейся в мире рыночной ситуации, учитывать тенденции ее развития, с другой - отвечать целям и задачам долгосрочного и безопасного развития экономики страны.

Размещение международных резервов в долговые обязательства зарубежных инвестиционных компаний и коммерческих банков предопределяет расширение перечня рисков процессов их капитализации и возврата - от финансово-экономических до политических. Поэтому проблема обеспечения экономической безопасности международных резервов Банка России требует поиска еще не сформулированных до конца оснований для привлечения к вопросам их размещения и капитализации внимания представителей как российского правительства, так и ученых.

Необходимо перейти от упрощенной трактовки накопленных в сфере обеспечения экономической безопасности международных резервов Банка России организационно-экономических знаний к целостной концепции безопасности. Считаем, что главную роль в решении этой проблемы должен играть соответствующий Комитет Совета безопасности Российской Федерации, являющийся центром обеспечения безопасного стратегического развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.