Научная статья на тему 'Финансовые резервы федерального бюджета Российской Федерации: объем, структура и размещение'

Финансовые резервы федерального бюджета Российской Федерации: объем, структура и размещение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РФ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А.Н.

В статье раскрыты объем, состав и структура финансовых резервов федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. Представлены статистические данные о величине фондовых резервов федерального бюджета. Приведены расчеты автора общей величины бесфондовых финансовых сбережений. Показаны валютная структура и направления размещения финансовых сбережений федерального бюджета РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые резервы федерального бюджета Российской Федерации: объем, структура и размещение»

18 (42) - 2010

Бюджетная политика

УДК 336.143.231

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЪЕМ, СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ

А. Н. СУХАРЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

В статье раскрыты объем, состав и структура финансовых резервов федерального бюджета РФ в 20082010 гг. Представлены статистические данные о величине фондовых резервов федерального бюджета. Приведены расчеты автора общей величины бесфондовых финансовых сбережений. Показаны валютная структура и направления размещения финансовых сбережений федерального бюджета РФ.

Ключевые слова: федеральный, бюджет, финансовый, Резервный фонд РФ, Фонд национального благосостояния РФ.

Финансовые резервы федерального бюджета условно можно подразделить на фондовые и бесфондовые. Первые аккумулированы в Резервном фонде РФ и Фонде национального благосостояния РФ и по своей экономической сущности представляют собой финансовые сбережения государства. Вторые — это остатки бюджетных средств, образующиеся в ходе исполнения федерального бюджета. Данные средства призваны обеспечивать платежеспособность государства по выполнению им расходных обязательств в течение календарного года.

Финансовая политика России с 2000-х гг. стала ориентированной на формирование денежных резервов, чему в немалой степени способствовал рост цен на нефть [6, с. 26—31; 7, с. 16—24]. Темпы роста финансовых резервов федерального бюджета

за период 2000—2008 гг. существенно опережали темпы роста номинального ВВП. По состоянию на 01.01.2010 остатки бюджетных средств федерального бюджета на счете Казначейства России, открытого в Центральном банке РФ, составляли 81,6 млрд руб., а в 2002 г. — 121,7 млрд, в 2003 г. — 271,3 млрд, в 2004 г. - 326,6 млрд, в 2005 г. - 891,1 млрд, в 2006 г. -1 905,2 млрд, в 2007 г. - 3 317,1 млрд, в 2008 г. -5 119,5 млрд, в 2009 г. - 7 093,2 млрд руб. [2].

До 2004 г. финансовые резервы федерального бюджета формировались в виде свободных остатков денег, образующихся вследствие профицита бюджета, и не подлежали какому-либо инвестированию с целью получения дохода. Создание таких остатков носило целенаправленный характер и было обусловлено необходимостью проведения стерилизацион-ной политики со стороны Банка России.

Бюджетные остатки федерального бюджета использовались Центральным банком РФ для приобретения иностранной валюты в рамках поддержания курса рубля от излишне быстрых темпов укрепления, которое подорвало бы конкурентоспособность национальной экономики. Именно такой механизм приобретения иностранной валюты носил неинфляционный характер, так как не был основан на дополнительном увеличении денежного предложения (по терминологии Банка России - денежной базы).

Существовавший до 2004 г. механизм стерилизации денежной массы не позволял осуществлять полное изъятие избыточной рублевой денежной массы из экономики в случае дальнейшего роста цен на нефть. Поэтому с 2004 г. был создан автоматический налогово-бюджетный и кредитно-денежный механизм стабилизации отечественной экономики в рамках цикла поведения и снижения цен на нефть.

Он предусматривал формирование финансовых резервов (сбережений) федерального бюджета в зависимости от роста цен на нефть за счет изъятия части налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть. Изъятое подлежало зачислению в специально созданный Стабилизационный фонд РФ.

Созданный механизм позволял увязывать конъюнктурные поступления иностранной валюты на внутренний валютный рынок страны от экспорта нефти с неинфляционным механизмом их изъятия

при использовании средств Стабилизационного фонда РФ. Последний, в свою очередь, специализировался на изъятии государством большей части конъюнктурных доходов экономики в федеральный бюджет и зачислении их в Стабилизационный фонд РФ.

Несмотря на политику формирования фондовых финансовых резервов, у федерального бюджета были значительны остатки бюджетных средств вне созданных фондов. В среднем в 2008—2010 гг. 3/4 всех финансовых резервов федерального бюджета приходилось на фондовые, которые были аккумулированы в Резервном фонде РФ и Фонде национального благосостояния РФ. Максимальный объем бесфондовых финансовых сбережений образовался у федерального бюджета 01.08.2008 и составлял около 3,4 трлн руб., что превышало объем средств, аккумулированных в Резервном фонде РФ или в Фонде национального благосостояния РФ (табл. 1).

Дата Фондовые финансовые резервы Бесфондовые финансовые резервы Общий объем финансовых резервов, млрд руб.

Млрд руб. % от общей величины Млрд руб. % от общей величины

01.02.2008 3 841,16 70,7 1 593,10 29,3 5 434,26

01.03.2008 3 859,31 68,8 1 753,47 31,2 5 612,78

01.04.2008 3 842,00 66,9 1 903,55 33,1 5 745,55

01.05.2008 3 843,76 61,0 2 459,09 39,0 6 302,85

01.06.2008 3 843,87 60,2 2 542,52 39,8 6 386,39

01.07.2008 3 827,08 58,5 2 713,74 41,5 6 540,82

01.08.2008 3 806,85 52,8 3 399,19 47,2 7 206,04

01.09.2008 4 289,13 57,0 3 231,07 43,0 7 520,20

01.10.2008 4 788,07 60,9 3 066,28 39,1 7 854,35

01.11.2008 5 240,26 65,7 2 733,39 34,3 7 973,65

01.12.2008 5 769,83 74,0 2 026,27 26,0 7 796,10

01.01.2009 6612,13 88,0 902,14 12,0 7 514,27

01.02.2009 7 855,30 89,8 895,78 10,2 8 751,08

01.03.2009 7 865,25 90,0 786,06 10,0 8 651,31

01.04.2009 7 032,88 86,3 1 112,32 13,7 8 145,20

01.05.2009 6 420,91 83,8 1 245,74 16,2 7 666,65

01.06.2009 5 912,07 80,4 1 442,93 19,6 7 355,00

01.07.2009 5 771,48 80,3 1 419,15 19,7 7 190,63

01.08.2009 5 575,71 77,8 1 587,53 22,2 7 163,24

01.09.2009 5 662,37 81,4 1 290,14 18,6 6 952,51

01.10.2009 5 157,40 77,9 1 459,94 22,1 6 617,34

01.11.2009 4 954,65 77,4 1 444,83 22,6 6 399,48

01.12.2009 5 008,42 80,3 1 232,43 19,7 6 240,85

01.01.2010 4 767,49 85,5 808,98 14,5 5 576,47

01.02.2010 4 507,47 79,5 1 160,69 20,5 5 668,16

01.03.2010 4 521,78 86,9 679,06 13,1 5200,84

01.04.2010 4 183,55 83,0 858,22 17,0 5 041,77

01.05.2010 3 790,32 76,3 1 174,13 23,7 4 964,45

01.06.2010 3 814,20 78,9 1 018,09 21,1 4 832,29

01.07.2010 3 892,98 75,8 1 243,67 24,2 5 136,65

01.08.2010 3 888,93 71,7 1 534,34 28,3 5 423,27

Таблица 1

Состав и структура финансовых резервов федерального бюджета РФ в 2008—2010 гг. [3, 4]

Столь значительные бесфондовые остатки средств федерального бюджета в 2008 г. образовывались вследствие установленного бюджетного правила, в соответствии с которым перечислению в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ подлежат средства нефтегазовых доходов федерального бюджета сверх сумм, утвержденных на финансирование нефтегазового трансферта того же года. Поэтому в течение года избыточные нефтегазовые доходы в 2008 г. не подлежали перечислению сразу в состав созданных фондов, а накапливались на счетах в федеральном бюджете, а после достижения объема, достаточного для финансирования нефтегазового трансферта 2008 г., они подлежали зачислению в фонды по мере дополнительно получаемых федеральным бюджетом нефтегазовых трансфертов.

Отметим, что механизм Стабилизационного фонда РФ, существовавший в 2004-2007 гг., позволял зачислять в него образующиеся сверхдоходы федерального бюджета каждый календарный месяц. В этом плане механизм фонда в рамках бюджетного года был более прозрачным, чем механизм ныне существующих Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ. Если бы произошло падение цен на нефть ниже установленной Бюджетным кодексом базовой цены, то выпадающие доходы федерального бюджета должны были бы компенсироваться в те же месяцы за счет изъятий из Стабилизационного фонда РФ. Однако за все время его существования цена на нефть имела тенденцию к постоянному росту, и поэтому изъятий средств из данного фонда в целях сбалансированности федерального бюджета не производилось.

До 2006 г. финансовые резервы федерального бюджета РФ как фондовые, так и бесфондовые, находились на счете Федерального казначейства в Центральном банке РФ, на который не производилось начисление процентов, а банк эти средства вкладывал в золотовалютные резервы, которые, наоборот, обеспечивали ему получение дохода от размещения средств в долговые обязательства иностранных правительств.

Отсутствие процентных выплат со стороны Банка России по значительным финансовым резервам федерального бюджета, размещенным в Центральном банке РФ, можно объяснить потерями банка от процедуры такого размещения средств. Потери обусловлены тем, что в условиях укрепления рубля Банк России получает отрицательный финансовый результат от переоценки золотовалютных резервов, которые в значительной

степени были сформированы за счет средств Стабилизационного фонда РФ и других финансовых резервов федерального бюджета, учитываемых в Банке России в рублях.

Все это привело к необходимости передачи риска и дохода от использования финансовых резервов федерального бюджета на счет Правительства РФ. Поэтому средства Стабилизационного фонда РФ, а в дальнейшем Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ стали размещаться в обязательствах, номинированных в иностранной валюте (табл. 2). В этом случае федеральный бюджет стал получать инвестиционный

Таблица 2

Валютный состав финансовых резервов федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг., млрд [3, 4]

Дата Рубли Доллары США Евро Фунты стерлингов СДР*

01.02.2008 1 593,10 66,85 48,31 7,99 -

01.03.2008 1 753,47 71,26 50,94 7,70 -

01.04.2008 1 903,55 71,26 48,31 7,99 -

01.05.2008 2 500,38 71,26 48,31 7,99 -

01.06.2008 2 583,53 71,26 48,31 7,99 -

01.07.2008 2 747,55 71,26 48,31 7,99 -

01.08.2008 3 459,23 71,26 48,31 7,99 -

01.09.2008 3 397,71 75,81 51,39 8,53 -

01.10.2008 3 714,92 81,24 55,11 9,20 -

01.11.2008 3 780,88 85,05 57,88 9,69 -

01.12.2008 2 721,55 86,04 65,86 9,93 0,45

01.01.2009 1 302,14 97,95 67,94 11,69 0,45

01.02.2009 1 305,98 97,98 79,99 11,70 0,45

01.03.2009 1 206,16 98,32 67,97 12,85 0,45

01.04.2009 1 544,42 90,29 73,96 11,87 0,56

01.05.2009 1 832,84 83,82 59,17 11,24 0,56

01.06.2009 2 115,03 79,33 55,94 10,82 0,86

01.07.2009 2 151,25 76,22 53,72 10,24 0,86

01.08.2009 2 248,77 71,93 50,71 10,21 0,99

01.09.2009 1 891,69 71,73 50,56 9,58 0,99

01.10.2009 2 182,30 67,10 47,42 9,34 0,99

01.11.2009 2 269,72 65,32 46,22 8,91 0,99

01.12.2009 1 985,22 62,11 44,07 8,70 0,99

01.01.2010 1 298,00 60,67 43,00 8,70 0,99

01.02.2010 1 594,71 60,67 43,00 8,70 0,99

01.03.2010 2 799,68 60,67 43,00 8,31 0,99

01.04.2010 1 376,24 58,09 41,11 7,52 0,99

01.05.2010 1 699,15 51,93 37,09 7,52 0,99

01.06.2010 1 546,91 51,93 37,09 7,52 0,99

01.07.2010 1 733,49 51,93 37,09 6,95 0,99

01.08.2010 1 724,16 51,12 38,40 6,95 0,99

* СДР - эмитируемые Международным валютным фондом (МВФ) международные резервные и платежные средства, предназначенные для регулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов с МВФ. Одноименная с кредитным механизмом МВФ искусственная коллективная денежная единица, курс которой определяется на основе средневзвешенного курса специального набора валют.

доход от размещения фондовых финансовых сбережений, а бесфондовые остатки бюджетных средств по-прежнему не подлежали размещению с целью получения процентного или иного вида дохода.

Правительство РФ утвердило нормативную валютную структуру средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ. В соответствии с этим 45 % средств фондов должно быть номинировано в долларах США и столько же в евро, а оставшиеся 10 % — в фунтах стерлингов. Также определен перечень иностранных государственных агентств, в долговые обязательства которых должны размещаться средства данных фондов. В этот перечень входят: Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB); Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO); Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen und Schnellstrassen Finanzierungs Aktiengesellschaft, ASFINAG); Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe); Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC); Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG); Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc)); Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank); Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac); Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae); Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks); Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB); Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group); Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d'Amortissement de la Dette Sociale, CADES) и Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

При этом определено, что при размещении средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях должны выполняться следующие требования.

Иностранный банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по класси-

фикации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинге» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's), либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если банку или кредитной организации данными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности должен приниматься наименьший из присвоенных.

До 2008 г. каналом размещения фондовых финансовых сбережений федерального бюджета выступал Банк России. Мировой финансовый кризис потребовал размещения части средств Фонда национального благосостояния на депозитах во Внешэкономбанке для поддержки финансовой системы России. Данные средства в размере 175 млрд руб. были переведены Министерством финансов РФ во Внешэкономбанк (помощь фондовому рынку) и еще несколько сотен миллиардов рублей (предоставление субординированных кредитов коммерческим банкам России). Кроме того, за счет средств Резервного фонда РФ была увеличена резервная позиция Российской Федерации в МВФ.

С 2008 г. бюджетные остатки бюджетных средств стали размещаться в коммерческих банках на основе проведения аукциона. Таким образом, с этого момента и бесфондовые финансовые резервы федерального бюджета стали приносить Правительству РФ процентный доход. Вместе с тем в структуре денежных резервов федерального бюджета РФ доля средств, размещенных в коммерческих банках, не превышала 11 % от объема всех финансовых резервов федерального бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование финансовых резервов федерального бюджета производится на внутригодовую и межгодовую сбалансированность федерального бюджета. Первая осуществляется за счет образующихся бюджетных остатков средств бюджета (бесфондовых финансовых сбережений), а вторая — за счет средств Резервного фонда РФ. Деньги Фонда национального благосостояния РФ предназначены для обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ.

Использование средств Резервного фонда РФ на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год [1, ст. 96.8].

Предельный объем использования средств Резервного фонда РФ для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Использование средств Резервного фонда РФ на досрочное погашение государственного внешнего долга ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов и на экономию средств бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств РФ [4].

Минфин России ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда РФ на начало отчетного периода, о зачислении средств в указанный фонд, их размещении и использовании. В составе отчетности об исполнении федерального бюджета министерство представляет в Правительство РФ ежеквартальный и годовой отчеты о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда РФ, а также ежеквартальный и годовой отчеты об управлении средствами указанного фонда.

Правительство России в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании, использовании средств Резервного фонда РФ и управлении ими.

Таблица 3

Направления размещения финансовых резервов федерального бюджета РФ в 2008—2010 гг. [3, 4]

Дата В Банке России Во Внешэкономбанке В коммерческих банках В МВФ

Млрд руб. % от общей величины Млрд руб. % от общей величины Млрд руб. % от общей величины Млрд руб. % от общей величины

01.02.2008 5 434,26 100,0 - - - - - -

01.03.2008 5 612,78 100,0 - - - - - -

01.04.2008 5 745,55 100,0 - - - - - -

01.05.2008 6 261,56 99,3 - - 41,29 0,7 - -

01.06.2008 6 345,38 99,4 - - 41,01 0,6 - -

01.07.2008 6 507,01 99,5 - - 33,81 0,5 - -

01.08.2008 7 145,88 99,2 - - 60,10 0,8 - -

01.09.2008 7 353,90 97,8 - - 166,30 2,2 - -

01.10.2008 7 165,71 91,5 - - 668,64 8,5 - -

01.11.2008 6 926,16 86,9 170,00 2,1 877,49 11,0 - -

01.12.2008 7 082,88 90,9 365,00 4,7 330,28 4,2 17,94 0,2

01.01.2009 7 093,94 94,4 400,00 5,3 - - 20,33 0,3

01.02.2009 8 317,07 95,0 410,20 4,7 - - 23,81 0,3

01.03.2009 8 210,70 94,9 417,10 4,8 - - 23,51 0,3

01.04.2009 7 684,97 94,4 432,10 5,3 - - 28,13 0,3

01.05.2009 7 052,03 92,0 432,10 5,6 155,00 2,0 27,52 0,4

01.06.2009 6 646,90 90,3 432,10 5,9 240,00 3,3 36,00 0,5

01.07.2009 6 417,22 89,2 432,10 6,0 300,00 4,2 41,31 0,6

01.08.2009 6 460,52 90,2 436,24 6,1 225,00 3,1 41,48 0,6

01.09.2009 6 301,57 90,7 441,55 6,3 160,00 2,3 49,39 0,7

01.10.2009 5 847,79 88,4 452,36 6,8 270,00 4,1 47,19 0,7

01.11.2009 5 528,85 86,4 572,79 9,0 252,10 3,9 45,74 0,7

01.12.2009 5 441,63 87,3 582,79 9,3 170,00 2,7 46,43 0,7

01.01.2010 4 980,19 89,3 434,02 8,9 55,00 1,0 46,77 0,8

01.02.2010 5 126,28 90,5 434,02 8,7 - - 46,99 0,8

01.03.2010 4 689,29 89,1 434,02 9,4 32,00 0,6 45,53 0,9

01.04.2010 4 420,56 87,6 434,02 9,8 84,00 1,7 44,46 0,9

01.05.2010 4 315,30 86,9 434,02 10,4 91,00 1,8 43,59 0,9

01.06.2010 4 174,65 86,4 434,02 10,7 94,80 2,0 44,95 0,9

01.07.2010 4 538,70 88,3 434,02 9,7 55,80 1,1 45,74 0,9

01.08.2010 4 504,88 87,9 434,02 10,1 55,80 1,1 45,56 0,9

7х"

35

В процессе исполнения бюджета Счетная палата РФ проводит проверки формирования, использования и управления средствами Резервного фонда РФ. Она ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании средств Резервного фонда и управлении ими.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета и Резервного фонда РФ (в рублях) учитываются на отдельных счетах по учету средств бюджета, открытых Федеральному казначейству в Банке России [5]. Для этого в соответствии с договором банковского счета, заключаемым Федеральным казначейством с Центральным банком РФ, на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета» открываются счета:

— для учета средств нефтегазовых доходов федерального бюджета;

— для учета средств Резервного фонда в валюте

РФ.

Перечисление средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ в рублях осуществляется Федеральным казначейством на основании поручений Минфина России на проведение операций по счетам по учету средств нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда РФ.

Департаменты бюджетной политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов и административный департамент Минфина России представляют в Федеральное казначейство заверенные карточки с образцами подписей уполномоченных лиц министерства, которым отдельными приказами или доверенностями предоставлено право подписи поручений, письменных указаний об отзыве поручений, а также платежных документов.

Федеральное казначейство ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным (за исключением января), представляет в департамент бюджетной политики сведения о доходах федерального бюджета от уплаты вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, вывозной таможенной пошлины на природный газ, вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, и налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий газ из всех видов месторождений углеводородного сырья,

газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья).

Федеральное казначейство представляет в департаменты бюджетной политики и международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов сведения о движении средств на счете по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета для определения остатка средств на счете по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета и объема использования этих доходов на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и формирование Резервного фонда РФ.

Департамент бюджетной политики на основе сведений, представленных Федеральным казначейством, в срок до 18 числа месяца, следующего за отчетным, готовит расчет формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета за отчетный месяц, расчет использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и на формирование Резервного фонда РФ.

Этот же департамент в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в административный департамент расчет формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета за отчетный месяц и соответствующее поручение. В случае использования доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта департамент бюджетной политики в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, также представляет в административный департамент расчет использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и на формирование Резервного фонда РФ.

Административный департамент в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Федеральное казначейство платежный документ на перечисление нефтегазовых доходов федерального бюджета со счета по учету средств бюджета на счет по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, оформленный в установленном порядке на основании информации департамента бюджетной политики, и представленный последним расчет формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета за отчетный месяц.

В случае использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта административный департамент в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Федеральное казна-

чейство платежный документ на перечисление нефтегазового трансферта со счета по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета на счет по учету средств бюджета, оформленный в установленном порядке на основании информации департамента бюджетной политики, и представленные последним расчет использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта, формирование Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния, а также соответствующее поручение.

Федеральное казначейство на основании представленных документов осуществляет перечисление средств федерального бюджета в размере, равном объему поступлений нефтегазовых доходов федерального бюджета, со счета по учету средств бюджета на счет по учету средств нефтегазовых доходов бюджета, и далее нефтегазовые доходы федерального бюджета перечисляются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта на счет по учету средств федерального бюджета. Перечисление осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения поручения и платежного документа.

В случае использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на формирование Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ департамент бюджетной политики в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Федеральное казначейство расчет использования нефтегазовых доходов федерального бюджета на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта, на формирование Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ, а также соответствующее поручение.

Федеральное казначейство на основании документов, представленных департаментом бюджетной политики, осуществляет перечисление нефтегазовых доходов федерального бюджета со счета по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета:

— для формирования Резервного фонда РФ — на счет по учету средств этого фонда;

— для формирования Фонда национального благосостояния РФ — на счет по учету средств этого фонда.

Перечисление средств осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения поручения.

Федеральное казначейство в срок до 20 января года, следующего за отчетным, представляет в

департамент бюджетной политики сведения о доходах федерального бюджета от уплаты вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, вывозной таможенной пошлины на природный газ, на товары, выработанные из нефти, и налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий газ из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений), поступивших в декабре отчетного финансового года.

Департамент бюджетной политики на основе сведений, представленных Федеральным казначейством, в срок до 23 января года, следующего за отчетным, готовит расчет формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в декабре отчетного финансового года, расчет использования нефтегазовых доходов бюджета, поступивших в декабре отчетного финансового года, и формирования Резервного фонда РФ.

Федеральное казначейство представляет в департаменты бюджетной политики, международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов сведения о движении средств на счете по учету средств Резервного фонда РФ в рублях для определения остатка средств на счете по учету средств этого фонда и объема использования средств фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и на досрочное погашение государственного внешнего долга России в текущем финансовом году. Сведения представляются ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, и по результатам проведения операции по счету учета средств Резервного фонда РФ в срок не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения.

В случае отсутствия остатка средств на счете по учету средств Резервного фонда РФ, достаточного для покрытия расчетной суммы средств фонда, используемых для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов на основании расчета, представленного департаментом бюджетной политики, передает в Федеральное казначейство поручение на продажу иностранной валюты, находящейся на счетах для учета средств Резервного фонда РФ в иностранных валютах, за рубли с зачислением результата на счет по учету средств Резервного фонда РФ.

В случае наличия остатка средств на счете по учету средств Резервного фонда РФ, достаточного для покрытия расчетной суммы средств фонда,

используемых для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, департамент бюджетной политики представляет в Федеральное казначейство расчет использования средств фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и соответствующее поручение.

В 2009-2012 гг. действует особый порядок использования средств Резервного фонда РФ, в соответствии с которым Правительство России вправе без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, уменьшающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета (включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта), в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета, в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов для обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ [3].

Расходование средств Резервного фонда РФ может производиться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае нехватки нефтегазовых доходов соответствующего года, а также на досрочное погашение государственного внешнего долга. При нехватке нефтегазовых доходов Министерство финансов РФ вправе самостоятельно использовать средства фонда на финансирование нефтегазового трансферта без внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Однако решение о досрочном погашении государственного внешнего долга за счет средств фонда должно быть в соответствии с федеральным законом.

Бюджетное законодательство не определяет возможных схем финансирования нефтегазового трансферта при исчерпании средств Резервного фонда РФ. При проектировании фонда Министерство финансов РФ исходило из того, что он должен быть предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации равен периоду бюджетного планирования. Три года также достаточно для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

Подытоживая изложенное, можно сделать

выводы о том, что:

• во-первых, финансовые резервы федерального бюджета имеют две основные формы реализации — фондовую и бесфондовую;

• во-вторых, фондовая форма финансовых резервов представляет собой финансовые сбережения государства, аккумулированные в Резервном фонде РФ и Фонде национального благосостояния РФ (в 2004—2007 гг. — в Стабилизационном фонде РФ);

• в-третьих, бесфондовые финансовые сбережения призваны обеспечивать внутригодовую (текущую) сбалансированность федерального бюджета РФ;

• в-четвертых, большая часть финансовых резервов федерального бюджета временно размещается с целью получения инвестиционного дохода, а основной формой размещения являются активы, номинированные в иностранной валюте.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Балансы Центрального банка РФ за 2001 — 2009 гг. // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru.

3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ.

4. Официальный сайт Минфина России. URL: http://www.minfin.ru.

5. Порядок взаимодействия Министерства финансов РФ с Федеральным казначейством при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: приказ Минфина России от 14.02.2008 № 25н.

6. Сухарев А. Н. Резервный фонд РФ: опыт 2008— 2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 14.

7. Сухарев А. Н. Фонд национального благосостояния РФ: опыт 2008—2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.