Научная статья на тему 'Экономическая безопасность государства в условиях глобализации'

Экономическая безопасность государства в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem to economic safety state in international economic relations is one of the most serious in condition globalisation. The Consequences given process are more ambiguous. In article is considered notion to economic safety state, her(its) level and factors. Besides, opens the contents of the main threats for state on the part of different partici-pant of the international economic relations.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность государства в условиях глобализации»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 21-26 © И.П. Белозеров, 2006

УДК 35.351

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И.П. Белозеров

Омская академия МВД России

The Problem to economic safety state in international economic relations is one of the most serious in condition globalisation. The Consequences given process are more ambiguous. In article is considered notion to economic safety state, her(its) level and factors. Besides, opens the contents of the main threats for state on the part of different participant of the international economic relations.

Проблема безопасности стала одной из наиболее актуальных для государств в глобализируемой мировой экономике конца ХХ - начала ХХ1 в. Существует множество различных составляющих безопасности, среди которых выделяются - политическая, экономическая, техническая, продовольственная, информационная, военная, экологическая и т. д.

Экономическая безопасность является одной из важнейших проблем применительно к государству (стране). Во-первых, именно экономическое состояние страны определяет политическую силу государства в мировом сообществе. Во-вторых, на экономическом потенциале государства основывается его способность противостоять экспансии (военной, торговой, финансовой) других государств. В-третьих, именно от состояния экономики страны во многом зависит возможность обеспечения продовольственной, технической, информационной, финансовой безопасности.

Самое краткое определение экономической безопасности принадлежит В.И. Ярочкину: это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз [19]. Согласно мнению известного специалиста в области экономической безопасности В.К. Сенчагова, сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [16] .

Содержание экономической безопасности государства связано прежде всего с национальными экономическими интересами. На это обстоятельство указывают многие ученые (Л. Абалкин, А. Васильев, В. Загашвили, В. Сенчагов,

С. Степашин и др.).

На наш взгляд, экономическая безопасность государства - это совокупность качеств национальной экономики, обеспечивающих ее

устойчивость и развитие (расширенное воспроизводство) в целях более полной реализации экономических интересов в условиях международной конкуренции за ограниченные экономические ресурсы.

Экономическая безопасность является не абстрактным понятием, а имеет весьма конкретное содержание. Это содержание предполагает наличие элементов, в совокупности составляющих структуру.

Российский академик Л. Абалкин выделяет три важнейших элемента структуры экономической безопасности [1]:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства не носит абсолютного характера, так как международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. Экономическая независимость означает сохранение контроля государства за национальными ресурсами и возможность на равных участвовать во всех формах международных экономических отношений;

- стабильность и устойчивость национальной экономики;

- способность к саморазвитию и прогрессу.

Таким образом, мы видим, что экономическая безопасность имеет достаточно сложную структуру. Причем содержание экономической безопасности государства отражает возможность возникновения угроз двух видов:

- эндогенных (внутренних), источник которых лежит внутри самого государства и национальной экономики;

- экзогенных (внешних) - их источник находится за пределами национальной экономики, во внешнем мире.

Эндогенные и экзогенные угрозы тесно связаны и переплетены. Первичными, исходными, основополагающими угрозами все же являются эндогенные, поскольку угрозы внешнего характера во многом являются следствием внутренних проблем и противоречий. Так, экономический кризис в стране, спад производства,

22

инфляция и большой внешний долг, как правило, обусловливают экономические потери страны и ее фирм на мировом рынке.

Каждый компонент структуры экономической безопасности детализируется рядом конкретных экономических показателей, по которым можно судить о степени экономической безопасности. Многочисленные исследователи этой проблемы (С. Глазьев, А Илларионов, Л. Абалкин, В. Сенчагов и др.) предлагают огромное количество (до нескольких сотен) показателей (индикаторов) экономической безопасности.

На наш взгляд, показатели можно разделить на три группы:

- внутренние (объем ВВП в расчете на 1 -го жителя, доля в ВВП инвестиций в основной капитал, доля высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного производства, уровень безработицы, внутренний долг, дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, размер государственных резервов и т. д.);

- внешние (доля страны в мировом ВВП, мировом экспорте и импорте, размер внешнего долга);

- смешанные (доля экспорта и импорта в ВВП, доля иностранных инвестиций в их общем объеме, доля иностранного капитала в финансово-кредитной сфере, объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличной национальной валюты, размер вывоза капитала и его доля в ВВП и пр.).

Для каждого показателя устанавливается так называемое пороговое значение - такая величина показателя, превышение которой будет свидетельствовать о наличии угрозы экономической безопасности. Эти показатели могут разрабатываться специально для каждой страны (например, в качестве уровня порогового значения может быть установлен дефицит государственного бюджета - 3 %, внешний долг по отношению в ВВП - 30 %, инвестиции в основной капитал - 25 % от ВВП и т. п.) либо применяться общие, универсальные: так, золотовалютные резервы, по рекомендации МВФ, должны составлять сумму трехмесячного импорта [17].

Рассмотрим основные уровни экономической безопасности применительно к различному уровню пространственной локализации экономических систем.

1. Мегаэкономический, глобальный уровень. Здесь наличествуют экономические интересы всей мировой экономической системы в целом. Они заключаются в сохранении стабильности основных параметров экономической жизни. Возникает понятие международной экономической безопасности.

И.П. Белозеров

Угрозами глобальной экономической безопасности могут быть:

- мировой финансовый кризис,

- мировой энергетический кризис,

- техногенные или природные катастрофы, крупные террористические акты, вызывающие разрушение или паралич систем жизнеобеспечения многих государств,

- военные конфликты, локальные и мировые войны.

Это угрозы, которые могут разбалансировать мировой экономический порядок и последствия которых скажутся на подавляющем количестве стран мира.

2. Уровень группы стран (экономические блоки, интеграционные союзы). В целях более полной реализации национальных экономических интересов в мировом экономическом пространстве отдельные страны объединяются в различного рода интеграционные группировки.

Реализация такого рода межгосударственных экономических интересов заключается в необходимости защиты либо получении определенных преимуществ на мировых рынках товаров и услуг, являющихся высококонкурентными. Интеграционная же группировка позволяет объединить экономические ресурсы нескольких государств.

Угрозы экономической безопасности в этом случае исходят от государств или блоков, имеющих более значительные экономические ресурсы и осуществляющих свою экономическую экспансию по отношению к данным странам.

3. Макроэкономический уровень представлен национальной экономикой и, соответственно, национальными экономическими интересами.

К внутренним угрозам экономической безопасности государства относятся, например, существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнация аграрного сектора, сепаратистские устремления ряда внутренних регионов, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, криминализация общественных и экономических отношений и т. п.

Внешние угрозы могут быть обусловлены ослаблением роли государства в мировом экономическом пространстве и проявляться в таких негативных моментах, как превращение страны в поставщика сырья и энергоресурсов и импортера высокотехнологичных наукоемких товаров и продуктов питания; наличие массового производства неконкурентоспособных товаров, маломощный банковский и инвестиционный сектор, слабая защищенность таможенных границ и неэффективность валютного контроля.

Экономическая безопасность государства в условиях глобализации

23

Внешними субъектами, воздействующими на экономическую безопасность стран в настоящее время, являются: 1) международные экономические организации (как это ни парадоксально), 2) другие страны и их группировки,

3) представители международного бизнеса (прежде всего транснациональных корпораций),

4) транснациональная преступность. Рассмотрим их деятельность подробнее.

1. В настоящее время можно отметить два момента, отражающих негативное влияние деятельности международных экономических организаций на международную и национальную экономическую безопасность.

Во-первых, то, что руководство данных организаций в качестве основной экономической доктрины использует идеологию неолиберализма, отказываясь от активных методов государственного регулирования национальной экономики. Причем она применяется ко всем странам, независимо от их особенностей, как универсальное средство для решения всех экономических проблем.

Так, МВФ навязывает странам основные требования так называемого Вашингтонского консенсуса: монетаристскую политику, дерегулирование экономики, сокращение хозяйственных функций государства, политику приватизации.

В руководстве МВФ и Всемирного банка рассматривалась концепция о применении норм частного коммерческого права, на основании которых государство-должник может быть объявлено банкротом и введено внешнее управление его экономикой [8].

С одной стороны, международные валютно-финансовые организации выдвигают жесткие требования к отдельным странам, а с другой - они неспособны оказывать регулирующее воздействие на существующий стихийный мировой финансовый рынок, который захлестывает целые страны и ввергает их в кризис. Создание международной финансовой системы резко снизило возможности национального регулирования экономики, особенно таможенного и налогового.

Многие известные зарубежные ученые и финансисты (Дж. Стиглиц, Дж. Сакс, Дж. Сорос, Дж. Бхагвати и др.) предупреждают об опасностях неолиберализма в финансовой сфере. Дефолты и валютно-финансовые кризисы в Японии, Мексике, Малайзии, Филиппинах, Южной Корее, России, Бразилии, Турции, Аргентине показывают неспособность МВФ стабилизировать положение и неэффективность применяемых методов. Это - следствие неолиберальной политики дерегулирования финансовой системы.

Во-вторых, большинство данных организаций находится под прямым влиянием США и других развитых стран и осуществляет свою регулирующую деятельность прежде всего в их интересах. На долю США приходится 18 % капитала МВФ и Всемирного банка, на долю стран ЕС - 30 %, Японии - 8 % [15].

США используют ВТО для давления на развивающиеся государства с целью заставить их полностью отказаться от таможенных пошлин и других ограничений и «открыть» экономику. Правительство США, требуя через ВТО открытия рынков других стран, в то же самое время сохраняет запретительные барьеры в отношении конкурентоспособных иностранных товаров. Как отмечает М. Делягин: «...Кризис национальных экономик вкупе с девальвацией их валют позволяет США сдерживать развитие потенциальных конкурентов, в том числе путем навязывания им выгодной для США экономической политики принудительной максимальной открытости» [9].

В этих условиях традиционные методы государственного регулирования (импортные барьеры, экспортные субсидии, курс национальной валюты и др.), направленные на защиту национальных экономических интересов, применять становится все труднее.

2. Проблема экономической безопасности является актуальной не только для стран, испытывающих экономические трудности или являющихся слаборазвитыми. Наоборот, чем более экономически мощным является государство, тем активнее оно начинает заботиться о разрешении данной проблемы и противодействии возникновения даже потенциальных угроз. Осуществляя такого рода деятельность, государство начинает угрожать экономической безопасности других государств.

Рассмотрим для примера США. В период «Великой депрессии» решением президента Т. Рузвельта 29 июня 1934 г. был образован федеральный Комитет по экономической безопасности. Через 60 лет - в 1994 г., президентом Б. Клинтоном был создан Национальный экономический совет, главная функция которого -разработка и проведение мер по поддержанию национальной экономической безопасности. В 1999 г. разработана «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия». В ней, как и ранее, выдвигаются три главные цели: укрепление безопасности с помощью боеготовности армии, содействие экономическому процветанию Америки, содействие и поддержка демократии в других странах. Фактически стратегической целью является сохранение гегемонии и статуса США как единственной «сверх-

24

И.П. Белозеров

державы», использующей ресурсы всего мира в своих интересах. США, выступая за либерализацию внешнеэкономических отношений в эпоху глобализации, ежегодно тратят более 4 млрд долларов на поддержку осуществляемого корпорациями экспорта [3].

Несмотря на то, что некоторые американские исследователи делают вывод о том, что «новая внешняя политика, проводимая Бушем-младшим, ускорила падение мирового авторитета США» [6], последние остаются мощнейшим политическим и экономическим фактором (субъектом) глобализации.

3. В значительной степени реализация экономического влияния и защита от угроз экономической безопасности государства реализуются через участие в международном бизнесе.

Международный бизнес - это совокупность частных, государственных и смешанных организаций, осуществляющих экономическую деятельность в других странах в коммерческих целях. Этот бизнес осуществляет свою деятельность в настоящее время практически во всех отраслях: промышленности, строительстве,

сфере услуг, сельском хозяйстве, информационной, финансово-кредитной сферах и т. д. Глобальное экономическое пространство представляет своего рода «игровое поле» для представителей транснационального бизнеса.

На практике основными представителями международного бизнеса являются прежде всего крупные компании - транснациональные корпорации (ТНК), а также транснациональные банки, международные инвестиционные фонды. Как уже говорилось выше, последствия деятельности ТНК носят противоречивый характер.

В сферу интересов деятельности ТНК входят прежде всего:

- страны-экспортеры сырья,

- страны, имеющие дешевую рабочую силу,

- страны-импортеры товаров, услуг, капитала,

- страны с либеральным налоговым, таможенным и экологическим законодательством.

Следует отметить, что по сравнению с деятельностью государственных организаций деятельность частных ТНК представляет больше угроз для экономической безопасности других, прежде всего развивающихся, стран.

Это связано со следующими факторами. Во-первых, ТНК значительно меньше контролируются какими-либо органами (государственными или надгосударственными). Во-вторых, ТНК являются более агрессивными в борьбе с конкурентами и могут использовать широкий спектр методов этой борьбы, в том числе и незаконных. В-третьих, для получения максимальной прибыли ТНК могут наносить странам

прямой или косвенный экономический ущерб. В-четвертых, ТНК обладают большим запасом живучести даже в условиях кризиса, поскольку их инвестиции диверсифицированы не только по отраслям, но и по странам.

При ООН в 1970-е гг. были созданы Комиссия по ТНК и Центр по вопросам ТНК, чтобы оценивать и сдерживать «аппетиты» ТНК, наносящих ущерб развивающимся странам. Однако позднее деятельность этих подразделений стала отражать точку зрения Госдепартамента США, заключающуюся в дальнейшей либерализации политики стран по отношению к проникающим в них ТНК.

ТНК могут оказывать значительное влияние не только на экономику стран, в которых они действуют. Так, в американских финансовых кругах выдвигаются предложения о введении нового инструмента расчетов по долгам: «deft-for-natur swaps» - обмен долга на право проведения экологических программ в странах-должниках, т. е. право контролировать их территорию [11].

Вообще с помощью ТНК государства имеют больше возможностей отстаивать национальные экономические интересы.

Кроме того, ТНК, как правило, поддерживаются государствами (с помощью косвенных методов регулирования), в которых они зарегистрированы, поскольку основные активы компаний находятся именно там. Такая практика характерна для всех развитых и развивающихся стран. Однако этим поддержка не ограничивается.

Зачастую спецслужбы государств, занятые внешней разведкой, «по совместительству» осуществляют экономический шпионаж с целью изъятия незаконным путем промышленных (коммерческих) секретов и передачи их крупным национальным корпорациям. В условиях глобализации развитые государства поддерживают собственный бизнес таким способом, как осуществление внешнеэкономической разведки (шпионажа) и борьбы против конкурентов «своих» компаний.

Еще в 1990-е гг. сформировалась глобальная разведывательная система США под кодовым названием «Эшелон» (с участием ЦРУ, РУМО, АНБ и др.), отчасти ориентированная на обслуживание структур американского крупного и среднего бизнеса. По оценке экспертов, в это время потери западноевропейских стран от промышленного шпионажа составляли в среднем 20 млрд долларов в год [4]. Позднее американцами создана глобальная система записывания информации электронной почты - «Большой брат» для использования в борьбе против терроризма. Однако их европейские коллеги

Экономическая безопасность государства в условиях глобализации

25

озабочены успешным использованием данной системы для промышленного шпионажа [18].

По мнению некоторых авторов, промышленный шпионаж внешнеторгового характера все больше становится составной частью маркетинга стратегических товаров и услуг [5].

Таким образом, в условиях глобализации появляются все новые угрозы экономической безопасности стран, проводником которых во многом выступают ТНК, а сферой - международный бизнес.

4. Глобализация социальных и экономических процессов породила и глобализацию преступности, делая ее все более организованной, транснациональной и изощренной. Американский ученый Дж. Робинсон подчеркивает: «Возникновение нового глобализированного рынка стало реальностью. Законный бизнес понял это и приноровился к сложностям возникшей ситуации. Таким же образом поступили международные преступные организации. Международные организованные преступные группы (ОПГ) превратились сегодня в транснациональные криминальные организации, которые заняты тем же, чем и легальные многонациональные корпорации: созданием, накоплением и воспроизводством богатства. По-прежнему занимаясь незаконным бизнесом, транснациональные ОПГ вполне пользуются преимуществами глобальных рынков с прозрачными границами и бессмысленными торговыми ограничениями» [10].

Преступные сообщества гораздо быстрее, чем государственные системы разных стран, реагируют на развитие всех типов коммуникаций, на любые смягчения пограничного контроля и облегчение передвижений. Причем неолиберальная модель внешнеэкономической и международной экономической политики облегчает интернационализацию и транснационализацию пресгупносги.

В первую очередь это отразилось на незаконной миграции, торговле наркотиками, отмывании «грязных» денег. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят более 1 млн нелегальных мигрантов, доходы от этой преступной деятельности превышают 3,5 млрд долларов США. Общий стоимостный объем операций в наркобизнесе в год в конце 1990-х гг. превышает 500 млрд долларов США. Около 90 млрд долларов США, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, отмывается и используется в качестве легальных инвестиций. А всего, по оценкам МВФ, в мире ежегодно отмывается около 600 млрд долларов США, полученных незаконным путем [14].

Транснациональная преступность в общем виде определяется как преступность, выходящая

за границы одного государства. Согласно классификации ООН транснациональные преступления подразделяются на 17 видов: отмывание денег, кража интеллектуальной собственности, терроризм, незаконная торговля оружием, компьютерная преступность, незаконная торговля наркотиками и пр. [2] Причем преступные организации особенно разрастаются в тех странах, где была подорвана деятельность правоохранительных органов или государство является слабым.

Не вызывает никакого сомнения то, что транснациональная преступность угрожает экономической безопасности не только отдельных государств, но и всего мирового хозяйства. Масштабы транснациональной преступности поражают. По мнению экспертов из 28 стран, ныне преступный мир контролирует около 5 % валового мирового продукта [13].

Важная роль в обслуживании международной криминальной деятельности принадлежит оффшорам, число которых измеряется сотнями. Они открывают неограниченные возможности для отмывания грязных денег правительствами, банками, ТНК и мафией. Таким путем безнаказанно расхищаются национальные достояния. В каждом оффшоре осуществляются все необходимые операции: отмывание грязных денег, размещение их в легальных банках и других финансовых организациях и т. д. В этих целях используются самые современные средства, в частности система «Свифт» - межбанковская международная телекоммуникационная сеть. Она охватывает 4 тыс. банков, находящихся в сотне стран мира [7].

Россия все активнее «вплетается» в систему мирохозяйственных связей: одна треть ВВП и 40 % бюджета страны образуются во внешнеэкономической сфере [12]

Глобализация - объективный процесс и Россия не может не участвовать в нем. Остается вопрос - в качестве кого: объекта или субъекта?

Россия, осуществляя активную интеграцию в мировое хозяйство, получает не только новые возможности реализации своего экономического потенциала, но и новые угрозы со стороны различных субъектов международных отношений. Создание и запуск механизма интеграции, адекватного современным политико-экономическим реалиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту от угроз и должно выступать ключевым моментом внешней политики современной России.

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 5.

26

2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность: Электронный учебник. http://newasp.omskreg.ru/ bekryash.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бляхман Л., Кротов М. Глобализационное измерение реформ и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 3. С. 15.

4. Бобылов Ю. Нуждается ли Россия в организации службы внешнеэкономической разведки? // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 129.

5. Там же. С. 130.

6. Валлерстайн И. Геополитические миро-системные изменения: 1945-2025 // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 81.

7. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (материалы Круглого стола, Москва, ИГПРАН, 16 марта 2001 г.). http://www.mosorgcrimrescenter.ru/menu/viewer.htm

8. Глобализация и Россия (Круглый стол) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 8.

9. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 317.

10. Джеффри Робинсон. Слияние. Объединение международной организованной преступности. Вудсток и Нью-Йорк: Оверлук пресс,

И.П. Белозеров

2000. 383 с. http://www.satcor.ru/publications/ 2002/12/p_10_12_2002.html.

11. Иванов Н. Вызовы глобализации: экономический аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 8.

12. Кузнецова И.П. ВТО и Россия: правила игры и условия вступления // ЭКО. 2006. № 8. С. 8.

13. Куликов А.С. Организованная национальная и международная преступность. Борьба с ней в XXI веке. http://www.waaf.ru/.

14. Овчинский В.С. XXI век против глобализации преступности. http://www.waaf.ru/.

15. Россия-2015: оптимистический сценарий / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: ММВБ, 1999. С. 14.

16. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика. Глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. С. 58.

17. Там же. С. 79.

18. Симония Н. Глобализация и неравномерность мирового развития // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 3. С. 37-38.

19. Ярочкин В.И. Секьюритология - наука о безопасности жизнедеятельности. М.: «Ось-89», 2000. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.