Научная статья на тему 'Экономическая безопасность: энергетическая составляющая'

Экономическая безопасность: энергетическая составляющая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2311
1088
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / POWER SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородина Мария Ивановна

В статье рассматривается взаимосвязь между понятиями «экономическая» и «энергетическая безопасность». Дан анализ энергосферы России и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность: энергетическая составляющая»

УДК 330.191.6+330.012.22

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

© М.И. Бородина

В статье рассматривается взаимосвязь между понятиями «экономическая» и «энергетическая безопасность». Дан анализ энергосферы России и зарубежных стран.

Ключевые слова: экономическая безопасность; энергетическая безопасность.

Понятие «экономическая безопасность» постоянно находится в зоне пристального внимания и обсуждения, особенно в последнее время в условиях глобализации. Это понятие допускает весьма широкую интерпретацию. Экономическая безопасность - это синтетическая категория политэкономии и политологии, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимо -сти, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета.

Экономическая безопасность страны -защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз [1].

Л. Абалкин справедливо отметил, что: «обеспечение экономической безопасности -это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха» [2].

Экономическая безопасность, наряду с другими видами безопасности: военной, экологической, информационной, социальной, и другими, - является составляющей национальной безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность.

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет высокую степень актуальности государственной деятельности по обеспечению эконо-

мической безопасности страны. Усиление значимости целенаправленной деятельности в этой области определяется политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли за последние годы в России и во всем мире. Перед мировым сообществом возникли принципиально новые проблемы, требующие смены традиционных подходов к вопросу обеспечения экономической безопасности страны. Они связаны с обострением экономических, политических и экологических проблем в энергосфере, связанных с исчерпанием традиционных источников энергетических ресурсов, конфликтами между странами и снижением экономической безопасности государства в энергосфере.

В настоящее время энергетика является основой экономической безопасности России, поскольку именно она формирует и определяет возможности развития экономики, эффективность производства и конкурентоспособность производимой продукции, а также основные доходы от экспорта. И поэтому именно экономическая безопасность России в энергосфере должна стать предметом детального изучения в настоящее время.

Энергосфера характеризуется как системное образование, состоящее из взаимосвязанной совокупности отраслей и процессов в них протекающих, цели, задачи и деятельность которых направлены на удовлетворение энергетических потребностей общества, государства и граждан на уровне, исключающем возникновение угроз экономической безопасности России.

В традиционной литературе, по общепринятой теории, экономическая и энергетическая безопасность являются составляющими национальной безопасности.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.

Также энергетическую безопасность можно определить как состояние, при котором, с одной стороны, посредством мер энергетической политики обеспечивается бесперебойный доступ населения и экономических агентов к энергоресурсам и, с другой стороны, гарантируется надежность поставок энергоресуров на рынки заинтересованных стран [3].

По нашему мнению, понятие экономической безопасности не только шире понятия энергетической безопасности, но и включает его в себя. Поскольку экономическая безопасность предполагает защищенность экономических отношений и реализацию интересов страны, а энергетическая безопасность часть этих интересов, и именно через экономический механизм реализуется энергообеспечение.

Обоснованность данной позиции может быть подтверждена и высказыванием из статьи Г.П. Багиева, И. А. Максимцева, Н.Ф. Га-зизулина о том, что «энергетическая безопасность - это преимущественно экологоэкономическая и политическая категория, ибо важнейшей составляющей энергетической безопасности является такой политикоэкономический феномен, как энергетическая независимость» [4].

Одним из условий обеспечения энергетической независимости является следование определенной стратегии. В августе 2003 г. Правительство РФ утвердило «Энергетическую стратегию России до 2020 г.» [5]. Стратегия предусматривает повышение роли восточных районов в нефтяной и газовой промышленности России, диверсификацию экспорта с выходом на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основой формирования новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на востоке страны, обеспечения внутренних потребностей этих регионов и организации долгосрочных поставок нефти и газа в АТР будут месторождения Западной Сибири, Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).

В рамках Энергетической стратегии России до 2020 г. стратегическими целями раз-

вития газовой промышленности являются: развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России; обеспечение экономических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке.

Для России с каждым годом все острее становятся проблемы обеспеченности энергоресурсами, изменения величины экспорта и импорта и обновления нефтегазовой инфраструктуры.

Суммарные разведанные запасы газа в РФ составляют 47,6 трлн м3, что составляет 27,5 % от мировых [6]. Ежегодно на экспорт поставляется до 200 млрд м3 (53 % доходов от экспорта). Спрос стран дальнего зарубежья возрос с 2000 г. по 2007 г. на 3,1 % в год. Договоры на поставку газа европейским компаниям действуют до 2027-2036 гг.

Спрос на газ внутри страны с 2000 г. по 2007 г. увеличивался в среднем на 2,6 % в год. При этом добыча газа росла на 1,7-1,9 % в год. Если учесть падение добычи на старых месторождениях, ввод новых месторождений, реструктуризацию газового экспорта в пользу Европы, Китая, США при сокращении доли поставок в страны ближнего зарубежья, замедление роста спроса на российский газ в Европе после 2015 г., то к 2030 г. потребности в российском газе удвоятся и составят 1,2 трлн м3 (против сегодняшних 660), при этом добыча сможет обеспечить лишь 65-70 % потребностей страны [7]. Другими словами, разрыв между возможностями добычи и потребностями в природном газе может составить от 390 до 430 млрд м3. Полностью покрыть такой разрыв закупками азиатского газа не удастся. Максимальный потенциал импорта среднеазиатского газа для нужд России сегодня - 100-120 млрд м3. Таким образом, реальный дефицит газа может составить 270 млрд м3.

Решение проблемы возможно с двух сторон - увеличение предложения за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых газовых месторождений Ямала и арктического шельфа, новых источников газа (низконапорный газ, угольный метан) и снижение спроса за счет энерго- и газосбережения.

Увеличение предложения природного газа сопряжено с необходимостью привлечения огромных капиталовложений в развитие

совершенно новых газовых месторождений Ямала и арктического шельфа, где помимо обустройства самих месторождений потребуется строительство всей необходимой газотранспортной и сервисной инфраструктуры. И все это - в крайне тяжелых условиях заполярного Севера и арктических льдов. Так, только инвестиции в освоение Ямала, месторождения которого могут давать до 300 млрд м3 газа в год, к 2030 г. оцениваются в 70-100 млрд долл. Освоение арктического шельфа будет еще дороже. Более того, помимо проблемы поиска средств на реализацию такого масштабного проекта, возникает вопрос о сроках ввода в эксплуатацию и подключения новых месторождений к единой газотранспортной системе (ЕСГ), учитывая, что только период от принятия решения по строительству газопровода до его фактической сдачи в эксплуатацию составляет 5-7 лет.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе России необходимо решить проблему износа основных фондов в газовой отрасли, который составляет 73 %.

Профессор ГУУ, доктор экономических наук В.В. Поляков [8] высказывает мнение, что наиболее вероятно развитие экономики России до середины XXI в. по пути широкого международного сотрудничества в условиях все более усиливающейся глобализации мирохозяйственных связей. По такому пути идут развитые страны, и международное сотрудничество является неотъемлемым явлением современной экономики, международной торговли. Но отметим, что для России в отношении газового экспорта вопрос о сотрудничестве, особенно со странами ЕС и Ближнего Зарубежья, является острым. Сотрудничество как таковое предполагает учет и реализацию интересов обеих сторон (или нескольких). Евросоюз, естественно, преследуя свои интересы на обеспечение энергетической безопасности, имеет целью сокращение доли поставок газа из России и ищет других партнеров, тем самым снижая экономическую выгоду России. Вследствие этого Россия начинает рассматривать в качестве импортеров страны АТР, на обеспечение которых необходимо время и финансовые вложения для строительства трубопроводных сетей.

Проблема обеспечения энергетической составляющей экономической безопасности,

главным образом от России, активно обсуждалась странами ЕС еще с начала нового века. Но в последнее время в связи с газовым конфликтом Россия-Украина «энергетическая безопасность от России» для ЕС приобрела особо острый характер. По общественному мнению жителей Европы, вина в произошедшем газовом конфликте остается за Россией, а не за Украиной. Украина, выступающая как монополист транзита газа, не осуждалась за перекрытие транзита в Европу и за присвоение российского газа. Наоборот, превалировало мнение, что Россия этим сбоем в поставке газа старалась прикрыть свои проблемы с добычей газа.

Надо отметить, что «газовая война» в конце 2008 - начале 2009 г. между Россией и Украиной оказалась политически и экономически удобной для стран ЕС, а также США. Страны ЕС несколько лет назад начали проводить политику смещения России с позиции главного поставщика энергоресурсов. Конечно, ЕС необходимо проводить политику диверсификации поставщиков энергоресурсов, поскольку энергопотребление постоянно возрастает в связи с ростом числа электростанций, работающих на природном газе.

Так, в период с 2000 г. по 2007 г. использование газа в промышленности возросло на 32 % (с 141,1 до 182,7 млрд м3 в год), а, по оценкам консалтинговой компании A.T. Keamey, к 2020 г. требуемый объем составит 515 млрд м3 в год [9]. Но действиями стран ЕС подрывается экономическая выгода именно России, от которой требуют установления более низких цен, планируют резкое уменьшение объема поставок.

Главный аргумент проводимой политики ЕС - энергетическая зависимость от России. Но, как правильно отметил председатель Наблюдательного совета Топливно-энергетического союза России П.С. Каныгин, зависимость ЕС от России имеет своим зеркальным отражением нашу собственную зависимость от сбыта в Европе, на которую ориентирована почти вся российская экспортная инфраструктура [10]. В страны дальнего зарубежья экспортируется до 151,4 млрд м3 российского газа, при этом общий объем экспорта равен 200 млрд м3 в год.

По прогнозам, импортная газовая зависимость ЕС возрастет к 2010 г. до 62,8 %, к 2020 г. - до 81,4 %, к 2030 г. - до 84,6 %

[10, с. 5]. Поскольку Евросоюз обладает всего 4 % мировых запасов газа и прогнозы в отношении зависимости от импорта и увеличении потребления энергоресурсов для него неблагоприятны, Совет ЕС принял в 2006 г. План действий по энергоэффективности. Параллельно ведутся работы по освоению новых, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, таких как: энергия ветра, биомасса, биогаз, биодизель, биоэтанол, малые ГЭС, солнечные батареи, отопительные солнечные панели, геотермальные источники. Также ЕС финансирует национальные проекты энергетики будущего - водородные батареи и использование изотопа гелия-3. Но развитие этих направлений даже при положительном прогнозе потребует огромных финансовых вливаний, при этом окупаемость на ближайшую перспективу сомнительна.

Россия понимает наличие в Евросоюзе энергетических проблем и ведет с ним диалог с 2000 г. Однако российская политика, учитывая стратегическую важность данного рынка, не может строиться на самопожертвовании, а должна исходить из прагматических национальных интересов. Как Евросоюз заинтересован в диверсификации поставщиков, так и мы в диверсификации покупателей. Тем более в ситуации, когда ЕС будет постепенно выталкивать Россию из своих главных импортеров, весьма обосновано направление взглядов нашей страны на Восток и Юг.

Но в целом можно заключить, что в среднесрочной перспективе положение России как экспортера энергоресурсов в целом не изменится, т. к. Европа в силу возрастающих потребностей и действий договоров еще зависит от российского газа, а страны АТР по причине ускоренного развития заинтересованы в поставках газа из нашей страны. Сама Россия пока не намерена сокращать объемы экспортируемого газа. Но энергетическая составляющая экономической безопасности может дать сбой, если не будет разработана новая программа повышения уров-

ня экономической безопасности государства в энергосфере, особенно с учетом последних трагических событий (авария на Саяно-Шу-шинской ГЭС).

1. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. С. 20.

2. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. 1994. № 12. С. 4.

3. Энергетическая безопасность России: внутренние аспекты. URL: http://www.wpec.ru/text/. Загл. с экрана.

4. Багиев Г.П., Максимцев И.А., Газизулин Н.Ф. Энергетика 21 века: экономика, политика, экология // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (28).

5. Конторович А.Э., Коржубаев А.Г. Прогноз развития нефтегазового комплекса России и экспорта нефти, нефтепродуктов и газа на новые рынки АТР. URL: http://www.sibai.ru. Загл. с экрана.

6. Байков Н., Безмельницина Г., Гринкевич Р. Перспективы развития мировой энергетики до 2030 // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 19-30.

7. Овсянникова Н. Сможет ли Россия обеспечить Европу газом? URL: http://www.ipem.ru. Загл. с экрана.

8. Поляков В. Сырьевая ориентация российского экспорта // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 1. С. 88-95.

9. Зависимость Европы от импорта газа к 2020 г. возрастет на 70 %. URL: http://top.rbc.ru/ economics. (дата обращения: 18.01.2009).

10. Каныгин П. Энергетическая безопасность Европы и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 10.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Borodim M.I. Economic safety: energetical component. In the article an interrelation between concepts “economic” and “energetical” safety is considered. The analysis of energy sphere of Russia and foreign countries is given.

Key words: economic safety; power safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.