Научная статья на тему 'ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ'

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНЫ РФ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова К.В., Валяева Г.Г.

Предпринята попытка моделирования факторов, определяющих объем прямых иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Доказана состоятельность применения факторного анализа для исследования процесса формирования ПИИ. Дана характеристика и состав компонент анализируемого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова К.В., Валяева Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMETRIC MODELING OF FACTORS INFLUENCED ON FDI

An attempt has been made to model the factors determining the volume of direct foreign investment in the economy of the regions of the Russian Federation. The consistency of applying factor analysis for studying the process of FDI formation is proved. The characteristics and composition of the components of the analyzed process are given.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ»

УДК 330.322

Ефимова К.В. студент магистратуры Валяева Г.Г., к.н.э.

доцент

МГТУ им. Г. И. Носова Российская Федерация, г. Магнитогорск ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация. Предпринята попытка моделирования факторов, определяющих объем прямых иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Доказана состоятельность применения факторного анализа для исследования процесса формирования ПИИ. Дана характеристика и состав компонент анализируемого процесса.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, регионы РФ, факторный анализ, эконометрическое моделирование

Efimova K. V.

A second year master's degree student Nosov Magnitogorsk State Technical University Russian Federation, Magnitogorsk

Valyaeva G.G.

Nosov Magnitogorsk State Technical University Russian Federation, Magnitogorsk ECONOMETRIC MODELING OF FACTORS INFLUENCED ON

FDI

Abstract. An attempt has been made to model the factors determining the volume of direct foreign investment in the economy of the regions of the Russian Federation. The consistency of applying factor analysis for studying the process of FDI formation is proved. The characteristics and composition of the components of the analyzed process are given.

Keywords: direct foreign investments, regions of the Russian Federation, factor analysis, econometric modeling

Прямые иностранные инвестиции имеют большое значение для России как фактор регулирования и подъема Российской экономической системы. Ключевым элементом экономической политики, направленной на создание условий для экономического роста, является разработка стратегии улучшения делового климата и стратегии повышения инвестиционной привлекательности страны [7].

В разных источниках публикуются различные классификации факторов ПИИ [1,10] и, обобщив теоретический материал, мы можем сделать вывод, что все классификации имеют субъективный характер и не отражают реальное положение регионов в оценке ПИИ. Для проведения

статистического анализа положения региона в отношении поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ) необходимо брать за основу систему значимых статистических показателей [10].

Использование системы статистических показателей, адекватно отражающей состояние и развитие экономики, человеческого потенциала [2,3,9] и окружающей среды в каждом субъекте страны, позволит получить полную и достоверную статистическую информацию, которая в будущем могла быть использована для принятия своевременных управленческих решений на уровне каждого региона и страны в целом.

Целью данной работы является анализ ряда статистических показателей для выявления наиболее значимых, с точки зрения социально-экономического развития региона и объединения их в факторы. За основу нами была взята система статистических показателей, характеризующая развитие различных сфер деятельности 85 субъектов РФ [5].

Для первоначального анализа нами были выделены 60 статистических показателей, наиболее полно описывающих процесс формирования ПИИ и их объем. Изначально, мы будем предполагать, что показатели будут образовывать факторы, характеризующие какой-либо потенциал региона [2,3], например:

1. Экономический потенциал: внешняя торговля, производство и активы, основные фонды [6].

2. Социальный потенциал: демография, занятость населения, система здравоохранения, образование, доходы, индекс потребительских цен [2,3,9].

3. Инфраструктура и благоприятные условия ведения бизнеса: плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и плотность железнодорожных путей, объем платных, транспортных и бытовых услуг населению, показатели, характеризующие качество окружающей среды.

4. Инновационный потенциал: патенты, разработки, число организаций, использующих инновации и т.д.

Ставится задача исследовать зависимость внутри групп показателей данных потенциалов и выявить и объединить наиболее значимые из них с помощью метода анализа главных компонент.

Данные показатели были собраны за 2016 год на основе официальных публикаций Федеральной службы государственной статистики по регионам России [5]. Показатели перед началом проведения анализа были стандартизированы для получения более достоверных результатов анализа.

Для выявления зависимостей между показателями предварительно провели корреляционный анализ, в ходе которого было выявлено, что у большинства показателей имеются довольно сильные внутригрупповые связи. Следовательно, на исходном статистическом материале построение многомерного уравнения регрессии невозможно. Поэтому для снижения размерности и устранения мультиколленеарности переменных необходимо

использовать факторный анализ, а именно метод главных компонент.

С использованием программного пакета БТЛТКТГСЛ мы провели факторный анализ на 45 показателях, отобранных из указанных ранее, удовлетворяющих предпосылкам использования данной техники эконометрического моделирования, с использованием вращения Уаптах. В таблице представлены признаки, вносящие максимальный суммарный эффект в 2 фактора, которые мы можем интерпретировать, как научно-производственный потенциал и человеческий потенциал.

Таблица 1 - Показатели, входящие в факторы с наибольшим весом

Фактор «Научно-производственный потенциал» Фактор «Человеческий потенциал»

Импорт со странами дальнего зарубежья Объем платных услуг на душу населения

Экспорт и импорт со странами СНГ Среднегодовая численность занятых

Затраты на информационные и коммуникационные технологии Среднедушевые денежные доходы

Организации, выполнявшие научные исследования и разработки Потребительские расходы в среднем на душу населения

Внутренние затраты на научные исследования и разработки Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

Затраты на технологические инновации

Объем инновационных товаров, работ, услуг

Полученные факторы отражают основные направления кредитования международных финансовых организаций, в частности Всемирного банка. Проанализировав данные из таблицы собственных чисел, заметим, что первый фактор имеет собственное значение, равное 15,33, второй - 5.72. Доля дисперсии, объясненной первыми 2 факторами, составляет около 70%, что является довольно хорошим показателем и может применяться для дальнейшей оценки факторов привлечения прямых иностранных инвестиций в субъекты РФ.

Мы рассмотрели зависимость прямых иностранных инвестиций от 60 статистических показателей. После проведения факторного анализа мы сократили размерность до 2 факторов. Следуя из результатов моделирования, ПИИ в большей степени зависят от образовательно-производственного потенциала региона.

Использованные источники:

1. Турманидзе Т.У. Анализ и оценка эффективности инвестиций: учеб. для студентов вузов, обуч. по экон. специальностям: Юнити-Дана, 2014. 247 с.

2. Иванова Т.А. Экономико-статистический анализ человеческого потенциала России и её регионов. Монография/ Т.А Иванова., Г.Г. Валяева, В.Ш. Трофимова, Н.А. Реент; - Магнитогорск: Изд-во: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. - 160 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2016: Стат.сб. /Росстат. - М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications

/catalog/doc_1138623506156

4. Валяева Г.Г. Дистанционный курс «Внешнеэкономическая деятельность»: электронный учебно-методический комплекс Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67) С. 115. [Электронный ресурс]. URL: :http://distant .magtu.ru/magtu_classes/login_form/login_form.php

5. Валяева Г.Г., Волкова Е.А., Мельникова А.В. Прямые иностранные инвестиции в РФ //Корпоративная экономика. -2016.-№4(6). С.43-49.

6. Russia's Human Capital: Performance and Comparisons./ Ivanova T.A., Karelina M. G., Trofimova V. Sh., Valyaeva G. G., Reent N. A. //Economics and financial issues. -2015. -Vol 5, no 2s, special issue. -P. 136-141.

УДК 37.011.33

Ефимова К.В. студент магистратуры МГТУ им. Г. И. Носова Российская Федерация, г. Магнитогорск АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕГРАЦИИ С ИНФОРМАТИКОЙ) Аннотация. В статье поднимается вопрос о системе интеграции дисциплин для проведения учебных занятий, а именно раскрывается суть использования метода в соединении информатики и других дисциплин, его цели, задачи и особенности. Указаны недостатки и достоинства формы занятия. Статья будет интересна как студентам педагогических специальностей, так и преподавателям для усовершенствования навыков развития творческого потенциала с использованием техники междисциплинарных занятий.

Ключевые слова: педагогика, интеграция, информатика, междисциплинарные формы обучения, творческий подход.

Efimova K.V.

A second year master's degree student Nosov Magnitogorsk State Technical University Russian Federation, Magnitogorsk STIMULATION OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF SECONDARY STUDENTS BY THE INCLUSION OF INTEGRATED LESSONS (AS AN EXAMPLE OF INTEGRATION DIFFERENT

SUBJECTS WITH INFORMATICS) Abstract. The article raises the question of inclusion different subjects in one discipline, its goals, tasks and features. The shortcomings and advantages of the form of such integration are indicated. The article will be interesting both for students of pedagogical specialties, and for teachers to improve the skills of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.