Научная статья на тему 'Эконометрическая модель ценообразования на российском рынке сотовых телефонов'

Эконометрическая модель ценообразования на российском рынке сотовых телефонов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ГЕТЕРОСКЕДАСТИЧНОСТЬ / АНАЛИЗ ОСТАТКОВ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ / ГИСТОГРАММА / ECONOMETRIC MODEL / NORMAL DISTRIBUTION / HETEROSCEDASTICITY / RESIDUE ANALYSIS / FORECASTING / MODEL SPECIFICATION / HISTOGRAM / THE MOBILE PHONE MARKET / РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пяткина Д. А.

Статья посвящена анализу ситуации на рынке мобильных телефонов с точки зрения эконометрического моделирования. В статье подробно рассматриваются все этапы построения моделей такого типа, обсуждаются аспекты их качественных характеристик. Также подробно рассматривается, как делать выводы из численных результатов моделирования. Эту статью можно рассматривать как методологическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эконометрическая модель ценообразования на российском рынке сотовых телефонов»

Пяткина Д.А. ©

Доцент кафедры Прикладной информатики и теории вероятностей, Российский университет дружбы народов

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОССИЙСКОМ

РЫНКЕ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Аннотация

Статья посвящена анализу ситуации на рынке мобильных телефонов с точки зрения эконометрического моделирования. В статье подробно рассматриваются все этапы построения моделей такого типа, обсуждаются аспекты их качественных характеристик. Также подробно рассматривается, как делать выводы из численных результатов моделирования. Эту статью можно рассматривать как методологическую.

Ключевые слова: Эконометрическая модель, нормальное распределение,

гетероскедастичность, анализ остатков, прогнозирование, спецификация модели,

гистограмма

Keywords: Econometric model, normal distribution, heteroscedasticity, residue analysis, forecasting, model specification, the histogram, the mobile phone market, рынок мобильных телефонов.

1. Введение

Сотовые телефоны относятся к наиболее активно используемому населением телекоммуникационному оборудованию. Изучение ценообразования на сотовые телефоны позволяет выявить, какие технические особенности ценятся рынком, а какие не позволяют повысить цену на мобильные устройства. Мы используем гедонический подход к анализу цен на мобильные телефоны, в котором цена рассматривается как функция характеристик товара (см.[1-6]).

В особенности, мы хотели бы проверить следующие гипотезы:

- Емкость аккумулятора (battery) значимо влияет на цену мобильного телефона

- Поддержка wi-fi значимо влияет на цену мобильного телефона

- На рынке существует ценовая премия за определенные бренды (т.е. при одинаковых характеристиках телефоны одних марок стоят дороже других)

2. Данные

Для анализа были собраны данные о ценах и характеристиках 170 мобильных телефонов (не смартфонов), которые предлагались на соответствующем рынке в Санкт-Петербурге. Большая часть информации была собрана посредством сервиса

«Яндекс.Маркет», однако для сбора дополнительных данных о характеристиках мобильных телефонов использовались также ряд других интернет-ресурсов. Стоит сразу оговориться, что не все из 170 собранных наблюдений были использованы в дальнейшем анализе. Так, в целях получения более достоверных оценок, было принято решение изначально не включать в дальнейшие анализ телефоны линейки Nokia 8*00, телефоны марки BB-mobile, а также ряд телефонов с так называемым защищенным (ударопрочным и водостойким) корпусом. Исключение из анализа телефонов линейки 8*00 было обусловлено тем, что данные мобильные телефоны, как известно, позиционируются на рынке как телефоны класса «люкс». Корпус таких телефонов, как правило, выполнен из дорогостоящих материалов, а сами модели телефонов представляют собой ограниченные эксклюзивные серии. К сожалению, у нас нет достаточной информации, чтобы учесть в анализе степень дороговизны материала корпуса и эксклюзивности модели, как фактор различия в ценах на

© Пяткина Д.А., 2016 г.

такие телефоны. К моделям подобного рода можно отнести и ряд телефонов других брендов, например, Vertu, однако изначально в нашу выборку попали изначально лишь телефоны Nokia линейки 8*00. По похожим причинам были исключены из дальнейшего анализа телефоны марки BB-mobile и телефоны с защищенным корпусом. Особенность телефонов марки BB-mobile является то, что они предназначены по своему функционалу для специальных групп населения (как правило, пожилые люди и дети). Так, в ряде подобных телефонов реализован набор функций для удаленной настройки аппаратов близкими людьми владельца, а также для контроля над состоянием его здоровья. Наличие такого рода важных для безопасности пользователя функций, безусловно, сказывается на цене мобильного аппарата, но, к сожалению, у нас нет возможности достоверно учесть их влияние на цену. Что касается телефонов с защищенным корпусом, то сюда попали ударопрочные и водостойкие телефоны нескольких компаний. Цена на такие аппараты сильно варьируется в зависимости от эксклюзивности и уровня защиты мобильного аппарата. Оценить истинное влияние таких параметров на итоговую цену мобильного телефона также представляется достаточно проблематичным по причине сложности сбора необходимой информации.

Таким образом, в выборке было решено оставить 140 уникальных наблюдений, которые и использовались для дальнейшего анализа. Ниже представлена общая статистика по всем переменным, которые в той или иной степени использовались в дальнейшем анализе.

Название переменной Описание

id номер наблюдения в выборке

price средняя цена телефона

nokia телефон марки Nokia (1-да;0-нет)

samsung телефон марки Samsung (1-да;0-нет)

philips телефон марки Philips (1-да;0-нет)

alcatel телефон марки Alcatel (1-да;0-нет)

fly телефон марки Fly (1-да;0-нет)

explay телефон марки Explay (1-да;0-нет)

others телефон любой из марок, кроме Nokia, Samsung, Philips, Alcatel, Fly, Explay (1-да;0-нет)

gsm 1900 поддержка стандарта GSM 900/1800/1900 (1-да;0-нет)

flip форм-фактор телефона "раскладушка" (1-да;0-нет)

slider форм-фактор телефона "слайдер" (1-да;0-нет)

aluminium в корпусе присутствует алюминий (1-да;0-нет)

steel metall в корпусе присутствует сталь или металл (1-да;0-нет)

diagonal диагональ дисплея (в дюймах)

color disp наличие цветного дисплея (1-да;0-нет)

colors 262 количество поддерживаемых дисплеем цветов примерно равно 262 тысячам (1-да;0-нет)

colors 17000 количество поддерживаемых дисплеем цветов примерно равно 17 млн (1-да;0-нет)

touchscreen наличие сенсорного экрана (1-да;0-нет)

camera наличие встроенной фотокамеры (1-да;0-нет)

m pixels количество мегапикселей фотокамеры

video поддержка видеосъемки (1-да;0-нет)

front cam наличие фронтальной фотокамеры (1-да;0-нет)

card slot наличие слота для карт памяти (1-да;0-нет)

3g поддержка 3G технологии (1-да;0-нет)

wifi поддержка Wi-Fi (1-да;0-нет)

bluetooth поддержка bluetooth (1-да;0-нет)

gPs наличие GPS-модуля (1-да;0-нет)

vibration наличие виброзвонка (1-да;0-нет)

polyphony наличие полифонии (1-да;0-нет)

mp3 поддержка формата mp3 (1-да;0-нет)

fm radio наличие FM-радио (1-да;0-нет)

dictaphone наличие диктофона (1-да;0-нет)

internet наличие доступа в интернет (1-да;0-нет)

java поддержка j ava-приложений (1 -да;0-нет)

battery емкость аккумулятора (мА*ч)

dual sim поддержка двух сим-карт (1-да;0-нет)

three sim поддержка трех сим-карт (1-да;0-нет)

multi sim поддержка нескольких сим-карт (1-да;0-нет)

weight вес телефона (г)

width толщина корпуса (мм)

3. Описательный анализ

В EViews вывели описательные статистики для всех переменных, участвующих в анализе (таблица 2).

Mean Median Maximu m Minimu m Std. Dev. Jarque- Bera Probabilit y

DUAL SIM 0.586 1.000 1.000 0.000 0.494 23.419 0.000

CAMERA 0.764 1.000 1.000 0.000 0.426 37.363 0.000

CARD SLOT 0.843 1.000 1.000 0.000 0.365 96.851 0.000

COLORS 17000 0.079 0.000 1.000 0.000 0.270 585.002 0.000

COLOR DISP 0.971 1.000 1.000 0.000 0.167 6007.652 0.000

COLORS 262 0.557 1.000 1.000 0.000 0.499 23.350 0.000

DIAGONAL 2.254 2.400 4.000 1.300 0.470 20.466 0.000

DIAGONAL2 5.299 5.760 16.000 1.690 2.300 144.496 0.000

DICTAPHONE 0.679 1.000 1.000 0.000 0.469 25.328 0.000

BLUETOOTH 0.779 1.000 1.000 0.000 0.417 42.245 0.000

BATTERY 1056.42 9 1000.00 0 3000.000 320.000 440.949 428.069 0.000

ALUMINIUM 0.043 0.000 1.000 0.000 0.203 2445.726 0.000

FLIP 0.086 0.000 1.000 0.000 0.281 471.012 0.000

FM RADIO 0.893 1.000 1.000 0.000 0.310 266.266 0.000

FRONT CAM 0.021 0.000 1.000 0.000 0.145 11157.36 0 0.000

GPS 0.036 0.000 1.000 0.000 0.186 3679.977 0.000

GSM 1900 0.479 0.000 1.000 0.000 0.501 23.334 0.000

INTERNET 0.743 1.000 1.000 0.000 0.439 32.231 0.000

JAVA 0.443 0.000 1.000 0.000 0.499 23.350 0.000

MP3 0.886 1.000 1.000 0.000 0.319 224.951 0.000

MULTI SIM 0.650 1.000 1.000 0.000 0.479 24.246 0.000

POLYPHONY 0.943 1.000 1.000 0.000 0.233 1260.066 0.000

SLIDER 0.043 0.000 1.000 0.000 0.203 2445.726 0.000

STEEL METAL L 0.114 0.000 1.000 0.000 0.319 224.951 0.000

THREE SIM 0.064 0.000 1.000 0.000 0.246 953.003 0.000

TOUCHSCREE N 0.129 0.000 1.000 0.000 0.336 164.843 0.000

VIBRATION 0.943 1.000 1.000 0.000 0.233 1260.066 0.000

VIDEO 0.750 1.000 1.000 0.000 0.435 33.704 0.000

WEIGHT 92.800 94.000 161.000 38.000 19.497 9.118 0.010

WIDTH 50.613 49.900 62.500 39.000 5.030 10.509 0.005

WIFI 0.1 0 1 0 0.301 318.313 0

Описательный анализ позволил проверить данные на наличие выбросов и технических ошибок: нигде минимальные и максимальные показатели не выходят за разумные для соответствующей переменной пределы. Стоит отметить, что для всех переменных гипотеза о нормальности распределения по тесту Jarque-Bera отклоняется на 1% уровне значимости.

Отдельно рассмотрим описательные статистики для зависимой переменной (цена телефона):

Series: PRICE Sample 1 140 Observations 140

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mean 2283.907

Median 1970.000

Maximum 7200.000

Minimum 590.0000

Std. Dev. 1351.664

Skewness 1.230412

Kurtosis 4.638718

Jarque-Bera 50.98947

Probability 0.000000

Цена имеет довольно заметную положительную асимметрию, нормальность ее распределения можно отвергнуть на любом стандартном уровне значимости по результатам теста Jarque-Bera. Тот факт, что все переменные имеют отличное от нормального распределение никак не мешает проведению регрессионного анализа при условии, что остатки регрессии будут иметь нормальное распределение.

Мы используем логарифмическое преобразование переменной Price (цена), поскольку:

1. В нашу регрессию будут включены дихотомические переменные для марок телефона, а логарифмирование зависимой переменной дает возможность интерпретации коэффициентов перед бинарными переменными в терминах процентных премий, которые характерны для каждой марки. В случае других дихотомических регрессоров также, по нашему мнению, более корректна интерпретация типа: «наличие фотокамеры повышает цену в среднем на ....% при прочих равных условиях».

2. Логарифмирование зависимой переменной приближает ее распределение к нормальному (p-value теста Jarque-Bera=0,162, поэтому гипотеза о нормальности не отвергается на любом уровне значимости, не превышающем 16,2%):

Series: LN PRICE APRIL

Sample 1 140 Observations 140

Mean 7.568739

Median 7.585738

Maximum 8.881836

Minimum 6.380123

Std. Dev. 0.581387

Skewness 0.016657

Kurtosis 2.210980

Jarque-Bera 3.638034

Probability 0.162185

Корреляционный анализ позволит нам обратить внимание на те переменные, которые имеют максимально высокую корреляцию с логарифмом цены, а значит, в первую очередь претендуют на включение в модель. Поскольку потенциальных регрессоров очень много, мы не приводим диаграммы рассеяния. Для удобства презентации мы вывели корреляции и их значимости списком:

Covariance Analysis

Statistics

Method: |ordinary 3

Г Covariance Г Number of cases

W Correlation Г Number of obs,

Г sscp Sum of weights

V t-statistic

W Probability | t = 0

Layout:

I 1 140

W Balanced sample (listwise deletion)

“Partial analysis------------------------------

Series or groups for conditioning:(optional)

~3

“Options---------------------

Weighting: |None

Weight series: |

H" d.f. corrected covariances

Multiple comparison 7|

adjustments: I —J

Saved results I basename: •

Cancel

Затем отформатировали таблицу в Excel и отобрали только корреляции, превышающие по модулю 0,4 (умеренно сильные и сильные). Это дало нам информацию как о потенциальных объясняющих переменных, так и о возможных источниках мультиколлинеарности (сильной линейной взаимосвязи между регрессорами).

Correlation Probability

VIDEO CAMERA 0.961891 0.000

MULTI SIM DUAL SIM 0.87251 0.000

MP3 CARD SLOT 0.770226 0.000

M PIXELS LN PRICE 0.753326 0.000

WIDTH DIAGONAL 0.724641 0.000

POLYPHONY MP3 0.685344 0.000

TOUCHSCREEN DIAGONAL 0.639825 0.000

WEIGHT LN PRICE 0.603967 0.000

INTERNET CARD SLOT 0.599179 0.000

INTERNET CAMERA 0.597369 0.000

JAVA LN PRICE 0.594782 0.000

CARD SLOT CAMERA 0.592545 0.000

WEIGHT DIAGONAL 0.589849 0.000

M PIXELS GPS 0.579789 0.000

INTERNET LN PRICE 0.576389 0.000

POLYPHONY CARD SLOT 0.570148 0.000

VIDEO CARD SLOT 0.566575 0.000

VIDEO INTERNET 0.566139 0.000

INTERNET DIAGONAL 0.565327 0.000

DIAGONAL CAMERA 0.560834 0.000

MP3 INTERNET 0.559173 0.000

VIDEO DIAGONAL 0.553545 0.000

MP3 CAMERA 0.541032 0.000

INTERNET DICTAPHONE 0.539906 0.000

M PIXELS JAVA 0.53727 0.000

VIDEO M PIXELS 0.528184 0.000

JAVA INTERNET 0.524545 0.000

VIDEO MP3 0.518476 0.000

M PIXELS CAMERA 0.514064 0.000

WIFI TOUCHSCREEN 0.512148 0.000

WEIGHT M PIXELS 0.508944 0.000

CAMERA LN PRICE 0.505575 0.000

WEIGHT INTERNET 0.503736 0.000

DICTAPHONE CARD SLOT 0.501298 0.000

DIAGONAL CARD SLOT 0.487372 0.000

VIDEO LN PRICE 0.485576 0.000

WIFI DIAGONAL 0.480605 0.000

MP3 COLOR DISP 0.477432 0.000

MP3 DICTAPHONE 0.473849 0.000

M PIXELS INTERNET 0.472408 0.000

WIDTH TOUCHSCREEN 0.470384 0.000

JAVA CAMERA 0.461244 0.000

WEIGHT CAMERA 0.455125 0.000

WEIGHT VIDEO 0.450874 0.000

VIDEO DICTAPHONE 0.450341 0.000

VIDEO JAVA 0.448322 0.000

DICTAPHONE CAMERA 0.446563 0.000

DIAGONAL LN PRICE 0.444546 0.000

DICTAPHONE DIAGONAL 0.443602 0.000

M PIXELS DIAGONAL 0.43762 0.000

MP3 DIAGONAL 0.432542 0.000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

WIFI M PIXELS 0.429283 0.000

POLYPHONY INTERNET 0.418431 0.000

WIFI WIDTH 0.415803 0.000

WIDTH WEIGHT 0.404695 0.000

Все корреляции, по модулю превышающие 0,4 (а такими оказались только положительные корреляции), значимы на 1% уровне значимости. Наиболее тесно коррелированными с логарифмом цены оказались количество мегапикселей фотокамеры, вес, поддержка Java, возможность доступа к Интернету, наличие камеры, видео и диагональ мобильника. Поскольку количество мегапикселей доступно только для телефонов, имеющих фотокамеру (а это 76% всех наблюдений), не совсем корректно включать эту переменную в регрессию.

Чтобы избежать мультиколлинеарности, нежелательно включать одновременно в качестве регрессоров наличие возможности снимать видео (video) и наличие фотокамеры (camera), т.к. они почти всегда идут вместе и будет неясно, что влияет сильнее (коэф-т корреляции=0,962). Поддержка MP-3 соседствует с поддержкой карт памяти (коэф-т корреляции=0,77), а толщина телефона пропорциональна его диагонали (коэф-т корреляции=0,72).

4. Регрессионный анализ и прогнозирование

Для начала мы включили в качестве регрессоров только те переменные, с которыми логарифм цены коррелирует наиболее сильно.

“Equation specification---------------------------------------------------

Dependent variable followed by list of regressors including ARMA and PDL termSj OR an explicit equation like Y=c(l)+c(2)*X.

log(price) c diagonal camera weight internetl 3

3

Method: |ls - Least Squares (NLS and ARMA) 3

Sample: | 1 140 _d _d

Отмена

Dependent Variable: LOG(PRICE) Method: Least Squares Date: 09/19/14 Time: 19:59 Sample: 1 140 Included observations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Stati stic Prob.

C 6.137595 0.210653 29.13604 0.0000

DIAGONAL -0.083799 0.107047 -0.782829 0.4351

CAMERA 0.239543 0.112504 2.129202 0.0351

WEIGHT 0.012275 0.002377 5.164209 0.0000

INTERNET 0.400872 0.111453 3.596790 0.0005

R-squared 0.481597 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.466237 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.424756 Akaike info criterion 1.160456

Sum squared resid 24.35637

Log likelihood -76.23195

F-statistic 31.35379

Prob(F-statistic) 0.000000

Schwarz criterion 1.265515 Hannan-Quinn criter. 1.203149 Durbin-Watson stat 2.256549

Примечательно, что диагональ не оказывает значимого влияния, когда включен вес телефона. Мы считаем, что это может быть связано со смещением из-за пропуска некоторых переменных. И действительно, включив wi-fi и емкость батареи, получаем значимость всех переменных на 5% уровне значимости (кроме емкости батареи).

Dependent Variable: LOG(PRICE)

Method: Least Squares Date: 09/19/14 Time: 20:01 Sample: 1 140 Included observations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Stati stic Prob.

C 6.317368 0.219011 28.84492 0.0000

DIAGONAL -0.236925 0.116119 -2.040358 0.0433

CAMERA 0.263735 0.108884 2.422176 0.0168

WEIGHT 0.015358 0.002707 5.672594 0.0000

INTERNET 0.407836 0.107756 3.784812 0.0002

BATTERY -0.000171 0.000100 -1.712517 0.0891

WIFI 0.366720 0.134825 2.719975 0.0074

R-squared 0.524123 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.502655 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.410009 Akaike info criterion 1.103433

Sum squared resid 22.35833 Schwarz criterion 1.250516

Log likelihood -70.24034 Hannan-Quinn criter. 1.163203

F-statistic 24.41404 Durbin-Watson stat 2.198096

Prob(F-statistic) 0.000000

Наконец, оценим итоговую модель, включив в нее тип корпуса и индикатор бренда

Nokia:

Dependent Variable: LOG(PRICE)

Method: Least Squares Date: 09/19/14 Time: 20:08 Sample: 1 140 Included observations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Stati stic Prob.

C 5.961770 0.202990 29.36973 0.0000

DIAGONAL -0.028353 0.111268 -0.254817 0.7993

CAMERA 0.181307 0.098427 1.842055 0.0677

SLIDER 0.088425 0.168633 0.524360 0.6009

FLIP 0.321031 0.116781 2.749004 0.0068

WEIGHT 0.012824 0.002627 4.881292 0.0000

INTERNET 0.306853 0.097016 3.162908 0.0019

BATTERY -6.29E-05 9.58E-05 -0.656731 0.5125

WIFI

NOKIA

0.284021 0.123456 2.300597 0.0230

0.413292 0.071714 5.763074 0.0000

R-squared 0.634264 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.608943 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.363567 Akaike info criterion 0.883045

Sum squared resid 17.18356 Schwarz criterion 1.093162

Log likelihood -51.81313 Hannan-Quinn criter. 0.968430

F-statistic Prob(F-statistic) 25.04970 0.000000 Durbin-Watson stat 2.265863

Прежде чем дать интепретацию оценкам параметров модели, проведем тест Бреуша-Пагана на гетероскедастичность:

Heteroskedasticity Test: Breusch-Pagan-Godfrey

F-statistic 1.296041 Prob. F(9,130) 0.2451

Obs*R-squared 11.52733 Prob. Chi-Square(9) 0.2413

Scaled explained SS 11.38949 Prob. Chi-Square(9) 0.2500

Гипотеза о гомоскедастичности не отвергается на любом стандартном уровне значимости (p-value=0,25), а значит проблема гетероскедастичности не выявлена.

Проверка остатков на нормальность выявила некоторые отклонения от нормальности, однако они не выглядят критичными (показатели асимметрии и эксцесса достаточно близки к тем, которые свойственны нормальному распределению, медиана и среднее почти идентичны). Поскольку нормальность распределения остатков не входит в число основных условий Гаусса-Маркова, оценки параметров регрессии все равно являются несмещенными и эффективными, и нам не следует преувеличивать проблемы, связанные с отклонениями от

Series: Residuals

Sample 1 140 Obsewations 140

Mean 5.31e-16

Median -0.039650

Maximum 1.097876

Minimum -0.739380

Std. Dev. 0.351600

Skewness 0.686852

Kurtosis 3.291790

Jarque-Bera 11.50454

Probability 0.003176

нормальности остатков.

Несмотря на то, что гетероскедастичность не была выявлена, мы допускаем, что все же она может существовать, и поэтому воспользуемся робастными стандартными ошибками в форме Уайта (обычные стандартные ошибки являются их частным случаем при предположении о постоянстве дисперсии остатков):

Dependent Variable: LOG(PRICE)

Method: Least Squares Date: 09/19/14 Time: 20:57 Sample: 1 140 Included observations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable

Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 5.961770 0.232858 25.60260 0.0000

DIAGONAL -0.028353 0.098336 -0.288330 0.7736

CAMERA 0.181307 0.083273 2.177252 0.0313

SLIDER 0.088425 0.129102 0.684921 0.4946

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FLIP 0.321031 0.083923 3.825329 0.0002

WEIGHT 0.012824 0.002822 4.543866 0.0000

INTERNET 0.306853 0.091847 3.340901 0.0011

BATTERY -6.29E-05 8.09E-05 -0.777887 0.4380

WIFI 0.284021 0.098330 2.888461 0.0045

NOKIA 0.413292 0.072848 5.673329 0.0000

R-squared 0.634264 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.608943 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.363567 Akaike info criterion 0.883045

Sum squared resid 17.18356 Schwarz criterion 1.093162

Log likelihood -51.81313 Hannan-Quinn criter. 0.968430

F-statistic 25.04970 Durbin-Watson stat 2.265863

Prob(F-statistic) 0.000000

Качественно после использования робастных стандартных ошибок, выводы о значимости оценок коэффициентов не меняются.

Дадим интерпретацию оценок коэффициентов:

1. Диагональ телефона и емкость батареи не влияют на цену. Мы связываем это с тем, что мы рассматриваем сегмент мобильных телефонов, а не смартфонов, поэтому заряда батареи современных сотовых телефонов большинству людей хватает, равно как и практически любая диагональ обычного телефона является удовлетворительной при условии, что телефон используется, прежде всего, для звонков и смс.

2. Наличие камеры, при прочих равных условиях, повышает цену на (exp(0,18)-1)*100%=19,7%

3. По сравнению с классическим корпусом слайдеры не стоят дороже, а «раскладушки» - заметно дороже, на (exp(0,32)-1)*100%=37,7%

4. Влияние веса телефона положительно (рост веса на 1 грамм повышает цену на (exp(0,013)-1)*100%=1,3%). Мы связываем это с наличием определенных неучтенных факторов, коррелированных с весом. Например, прочностью корпуса телефона.

5. Наличие доступа к Интернету повышает цену телефона на (exp(0,307)-1)*100%=35,9%

6. Наличие, при прочих равных условиях, wi-fi дополнительно повышает цену телефона на (exp(0,284)-1)*100%=32,8%

7. Nokia обладает ценовой премией по сравнению с другими марками. При прочих одинаковых характеристиках телефон Nokia стоит дороже на (exp(0,413)-1)*100%=51,1%

Проведем тест Чоу для выявления того, меняются ли параметры модели, если разбить телефоны на 2 группы: с поддержкой доступа к Интернету и без нее. С содержательной точки зрения поиск различий в параметрах модели можно обосновать тем, что предположительно роль диагонали экрана и, возможно, емкости батареи выше для телефонов с поддержкой выхода в Интернет, т. к. работа в Интернете требует доп. ресурсов аккумулятора и достаточной диагонали экрана. Построить регрессию с полным набором фиктивных переменных не позволяет объем выборки (становится слишком мало степеней свободы, корреляция регрессоров становится высокой и EViews выдает ошибку “Near singular matrix”). Поэтому мы оценили следующую спецификацию модели (добавили к

базовой регрессии произведения internet на те регрессоры, стабильность параметров перед которыми мы хотели бы оценить):

Dependent Variable: LOG(PRICE)

Method: Least Squares Date: 09/20/14 Time: 12:57 Sample: 1 140 Included observations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 6.092314 0.496638 12.26711 0.0000

DIAGONAL -0.127350 0.257510 -0.494544 0.6218

CAMERA 0.182201 0.084529 2.155495 0.0330

SLIDER 0.088743 0.131648 0.674092 0.5015

FLIP 0.317771 0.085521 3.715716 0.0003

WEIGHT 0.012880 0.002813 4.578971 0.0000

INTERNET 0.145249 0.511611 0.283906 0.7769

BATTERY -1.20E-05 0.000133 -0.089861 0.9285

WIFI 0.273122 0.100609 2.714690 0.0075

NOKIA 0.414786 0.073584 5.636879 0.0000

INTERNET*DIAG

ONAL 0.114416 0.270599 0.422825 0.6731

INTERNET*BATT

ERY -6.09E-05 0.000154 -0.394648 0.6938

R-squared 0.634858 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.603478 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.366099 Akaike info criterion 0.909990

Sum squared resid 17.15564

Log likelihood -51.69933

F-statistic 20.23167

Prob(F-statistic) 0.000000

S chwarz criteri on 1.162131

Hannan-Quinn criter. 1.012453 Durbin-Watson stat 2.263071

Коэффициенты перед взаимодействиями между интернетом и диагональю и интернетом и емкостью батареи незначимо отличны от нуля. Проверим их совместную незначимость тестом Вальда:

Wald Test: Equation: EQ03

Test Statistic Value df Probability

F-statistic Chi-square 0.129706 0.259412 (2, 128) 2 0.8785 0.8784

Null Hypothesis Summary:

Normalized Restriction (= 0) Value Std. Err.

C(11) C(12) 0.114416 -6.09E-05 0.270599 0.000154

Restrictions are l inear in coefficients.

Гипотеза о совместном равенстве двух коэффициентов нулю не отвергается. Таким образом, батарея и диагональ телефона одинаково влияют на цену как в сегменте телефонов с доступом в Интернет, так и в сегменте телефонов без такого доступа.

Для целей предсказания из базового регрессионного уравнения последовательно убрали все незначимые переменные. В итоге остались лишь статистически значимые регрессоры.

Dependent Variable: LOG(PRICE)

Method: Least Squares Date: 09/20/14 Time: 13:26 Sample: 1 140 Included observations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable Coefficient Std. Error t-Stati stic Prob.

C 5.927126 0.175956 33.68519 0.0000

CAMERA 0.173659 0.078946 2.199705 0.0296

FLIP 0.340758 0.075033 4.541455 0.0000

WEIGHT 0.011883 0.002094 5.675249 0.0000

INTERNET 0.300787 0.086095 3.493681 0.0006

WIFI 0.289179 0.088990 3.249552 0.0015

NOKIA 0.425460 0.067000 6.350167 0.0000

R-squared 0.631121 Mean dependent var 7.568739

Adjusted R-squared 0.614479 S.D. dependent var 0.581387

S.E. of regression 0.360985

Sum squared resid 17.33123

Log likelihood -52.41214

F-statistic 37.92523

Prob(F-statistic) 0.000000

Akaike info criterion 0.848745 Schwarz criterion 0.995827 Hannan-Quinn criter. 0.908515 Durbin-Watson stat 2.326987

Сделаем предсказание для типичного представителя рынка мобильных телефонов по данному регрессионному уравнению:

LOG(PRICE) = 5.9271262136 + 0.173658797173*CAMERA + 0.340757642747*FLIP +

0.0118827671442*WEIGHT + 0.300787487777*INTERNET + 0.289179106126*WIFI +

0.425460416257*NOKIA

Возьмем значения регрессоров, равные медианным:

- CAMERA=1

- FLIP=0

- WEIGHT=94

- INTERNET=1

- WIFI=0

- NOKIA=0

LOG(PRICE) = 5.9271262136 + 0.173658797173*1 + 0.340757642747*0 +

0.0118827671442*94 + 0.300787487777*1 + 0.289179106126*0+ 0.425460416257*0=7.5186

Предсказанная цена составила exp(7.5186)=1842 руб. Это оценочная стоимость для телефона с фотокамерой в классическом корпусе, весом в 94 грамма и доступом в Интернет.

5. Заключение

Гедонический анализ ценообразования на мобильные телефоны позволил проверить ряд гипотез, 2 из которых нашли эмпирическое подтверждение, а одна - нет.

- Емкость аккумулятора (battery) незначимо влияет на цену мобильного телефона

- Поддержка wi-fi значимо влияет на цену мобильного телефона

- На рынке существует ценовая премия за определенные бренды: в частности, телефоны Nokia стоят, при прочих равных условиях, в полтора раза дороже телефонов других марок.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Эконометрика: Учебник для вузов / Елисеева Ирина Ильинична [и др.]; Под ред. И.И.Елисеевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 576 с. : ил. - ISBN 5-279-02786-3: 210.00.

2. Носко В.П. Эконометрика в 2 томах. Москва Издательский дом «Дело» 2011.

3. Пяткина Д. А. Матюшенко С.И. Регрессионный анализ в пакете Eviews. Учебно-методическое пособие Изд-во Рудн 2014.

4. Пяткина Д.А. Модели с фиктивными переменными и бинарным откликом в пакете Eviews. Учебно-методическое пособие Изд-во Рудн, 2015

5. Промахина Ирина Михайловна. Эконометрика: Учебное пособие для вузов. Ч.1 / Промахина Ирина Михайловна. - М. : ИПК РУДН, 2007. - 215 с. : ил. - ISBN 978-5-209-02687-7:

6. Магнус Я.Р. Эконометрика. Начальный курс: Учебное пособие для вузов / Я.Р. Магнус, П.К. Катышев, А. А. Пересецкий. - 2-е изд., испр. - М.: Дело, 1998. - 248 с.: ил. - ISBN 5-7749-0055-Х: 90.00. - (базовый учебник год издания не важен)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.