Научная статья на тему 'Методология эконометрического моделирования цен на рынке сотовых телефонов'

Методология эконометрического моделирования цен на рынке сотовых телефонов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ГЕТЕРОСКЕДАСТИЧНОСТЬ / АНАЛИЗ ОСТАТКОВ / ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ / ГИСТОГРАММА / РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пяткина Дарья Анатольевна

Статья посвящена анализу ситуации на рынке мобильных телефонов с точки зрения эконометрического моделирования. В статье подробно рассматриваются все этапы построения моделей такого типа, обсуждаются аспекты их качественных характеристик. Также подробно рассматривается, как делать выводы из численных результатов моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология эконометрического моделирования цен на рынке сотовых телефонов»

УДК 51-77

Пяткина Д.А.

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЫНКЕ

СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу ситуации на рынке мобильных телефонов с точки зрения эконометрического моделирования. В статье подробно рассматриваются все этапы построения моделей такого типа, обсуждаются аспекты их качественных характеристик. Также подробно рассматривается, как делать выводы из численных результатов моделирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Эконометрическая модель, нормальное распределение, гетероскедастичность, анализ остатков, прогнозирования, спецификация модели, гистограмма, рынок мобильных телефонов.

Pyatkina D.A.

RUDN University, Moscow, Russia

METHODOLOGY OF ECONOMETRIC MODELING OF PRICES FOR CELLULAR PHONE

MARKET

ABSTRACT

The article analyzes the situation in the mobile phone market in terms of econometric modeling. The article discusses in detail all the stages of construction of models of the type and discussed aspects of their quality characteristics. Also discussed in detail how to draw conclusions from the results of numerical modeling.

KEYWORDS

Econometric model, normal distribution, heteroscedasticity, residue analysis, forecasting, model specification, the histogram, the mobile phone market.

Введение

Сотовые телефоны относятся к наиболее активно используемому населением телекоммуникационному оборудованию. Изучение ценообразования на сотовые телефоны позволяет выявить, какие технические особенности ценятся рынком, а какие не позволяют повысить цену на мобильные устроиства. Мы используем гедоническии подход к анализу цен на мобильные телефоны, в котором цена рассматривается как функция характеристик. Вся работа проделана на учебных данных и имеет чисто методическую направленность. В особенности, мы хотели бы проверить следующие гипотезы:

• емкость аккумулятора (battery) значимо влияет на цену мобильного телефона;

• поддержка wi-fi значимо влияет на цену мобильного телефона;

• на рынке существует ценовая премия за определенные бренды (т.е. при одинаковых характеристиках телефоны одних марок стоят дороже других).

Данные

Для анализа были собраны данные о ценах и характеристиках 170 мобильных телефонов (не смартфонов), которые предлагались на соответствующем рынке в Санкт-Петербурге. Большая часть информации была собрана посредством сервиса «Яндекс.Маркет», однако для сбора дополнительных данных о характеристиках мобильных телефонов использовались также ряд других интернет-ресурсов. Стоит сразу оговориться, что не все из 170 собранных наблюдении были использованы в дальнеишем анализе. Так, в целях получения более достоверных оценок, было принято решение изначально не включать в дальнеишие анализ телефоны линеики Nokia 8*00, телефоны марки BB-mobile, а также ряд телефонов с так называемым защищенным (ударопрочным

и водостойким) корпусом. Исключение из анализа телефонов линейки 8*00 было обусловлено тем, что данные мобильные телефоны, как известно, позиционируются на рынке как телефоны класса «люкс». Корпус таких телефонов, как правило, выполнен из дорогостоящих материалов, а сами модели телефонов представляют собои ограниченные эксклюзивные серии. К сожалению, у нас нет достаточнои информации, чтобы учесть в анализе степень дороговизны материала корпуса и эксклюзивности модели, как фактор различия в ценах на такие телефоны. К моделям подобного рода можно отнести и ряд телефонов других брендов, например, Vertu, однако изначально в нашу выборку попали изначально лишь телефоны Nokia линеики 8*00. По похожим причинам были исключены из дальнеишего анализа телефоны марки BB-mobile и телефоны с защищенным корпусом. Особенность телефонов марки BB-mobile является то, что они предназначены по своему функционалу для специальных групп населения (как правило, пожилые люди и дети). Так, в ряде подобных телефонов реализован набор функции для удаленнои настроики аппаратов близкими людьми владельца, а также для контроля над состоянием его здоровья. Наличие такого рода важных для безопасности пользователя функции, безусловно, сказывается на цене мобильного аппарата, но, к сожалению, у нас нет возможности достоверно учесть их влияние на цену. Что касается телефонов с защищенным корпусом, то сюда попали ударопрочные и водостоикие телефоны нескольких компании. Цена на такие аппараты сильно варьируется в зависимости от эксклюзивности и уровня защиты мобильного аппарата. Оценить истинное влияние таких параметров на итоговую цену мобильного телефона также представляется достаточно проблематичным по причине сложности сбора необходимои информации.

Таким образом, в выборке было решено оставить 140 уникальных наблюдении, которые и использовались для дальнеишего анализа. Ниже представлена общая статистика по всем переменным, которые в тои или инои степени использовались в дальнеишем анализе.

Таблица 1. Описание переменных

Название переменной Описание

id номер наблюдения в выборке

price средняя цена телефона

nokia телефон марки Nokia (1-да;0-нет)

samsung телефон марки Samsung (1-да;0-нет)

philips телефон марки Philips (1-да;0-нет)

alcatel телефон марки Alcatel (1-да;0-нет)

fly телефон марки Fly (1-да;0-нет)

explay телефон марки Explay (1-да;0-нет)

others телефон любой из марок, кроме Nokia, Samsung, Philips, Alcatel, Fly, Explay (1-да;0-нет)

gsm_1900 поддержка стандарта GSM 900/1800/1900 (1-да;0-нет)

flip форм-фактор телефона "раскладушка" (1-да;0-нет)

slider форм-фактор телефона "слаидер" (1-да;0-нет)

aluminium в корпусе присутствует алюминии (1-да;0-нет)

steel_metall в корпусе присутствует сталь или металл (1-да;0-нет)

diagonal диагональ дисплея (в дюимах)

color_disp наличие цветного дисплея (1-да;0-нет)

colors_262 количество поддерживаемых дисплеем цветов примерно равно 262 тысячам (1-да;0-нет)

colors_17000 количество поддерживаемых дисплеем цветов примерно равно 17 млн (1-да;0-нет)

touchscreen наличие сенсорного экрана (1-да;0-нет)

camera наличие встроеннои фотокамеры (1-да;0-нет)

m_pixels количество мегапикселеи фотокамеры

video поддержка видеосъемки (1-да;0-нет)

front_cam наличие фронтальнои фотокамеры (1-да;0-нет)

card_slot наличие слота для карт памяти (1-да;0-нет)

_3g поддержка 3G технологии (1-да;0-нет)

wifi поддержка Wi-Fi (1-да;0-нет)

bluetooth поддержка bluetooth (1-да;0-нет)

gps наличие GPS-модуля (1-да;0-нет)

vibration наличие виброзвонка (1-да;0-нет)

polyphony наличие полифонии (1-да;0-нет)

mp3 поддержка формата тр3 (1-да;0-нет)

fm_radio наличие FM-радио (1-да;0-нет)

dictaphone наличие диктофона (1-да;0-нет)

internet наличие доступа в интернет (1-да;0-нет)

java поддержка ]ауа-приложении (1-да;0-нет)

battery емкость аккумулятора (мА*ч)

dual_sim поддержка двух сим-карт (1-да;0-нет)

three_sim поддержка трех сим-карт (1-да;0-нет)

multi_sim поддержка нескольких сим-карт (1-да;0-нет)

weight вес телефона (г)

width толщина корпуса (мм)

Описательный анализ

В EViews вывели описательные статистики для всех переменных, участвующих в анализе.

Таблица 2.

Maximu Minimu Std. Jarque- Probabilit

Mean Median m m Dev. Bera y

DUAL_SIM 0.586 1.000 1.000 0.000 0.494 23.419 0.000

CAMERA 0.764 1.000 1.000 0.000 0.426 37.363 0.000

CARD_SLOT 0.843 1.000 1.000 0.000 0.365 96.851 0.000

COLORS 1700

0 0.079 0.000 1.000 0.000 0.270 585.002 0.000

COLOR_DISP 0.971 1.000 1.000 0.000 0.167 6007.652 0.000

COLORS 262 0.557 1.000 1.000 0.000 0.499 23.350 0.000

DIAGONAL 2.254 2.400 4.000 1.300 0.470 20.466 0.000

DIAGONAL2 5.299 5.760 16.000 1.690 2.300 144.496 0.000

DICTAPHONE 0.679 1.000 1.000 0.000 0.469 25.328 0.000

BLUETOOTH 0.779 1.000 1.000 0.000 0.417 42.245 0.000

1056.42 1000.00 440.94

BATTERY 9 0 3000.000 320.000 9 428.069 0.000

ALUMINIUM 0.043 0.000 1.000 0.000 0.203 2445.726 0.000

FLIP 0.086 0.000 1.000 0.000 0.281 471.012 0.000

FM_RADIO 0.893 1.000 1.000 0.000 0.310 266.266 0.000

FRONT_CAM 0.021 0.000 1.000 0.000 0.145 11157.360 0.000

GPS 0.036 0.000 1.000 0.000 0.186 3679.977 0.000

GSM_1900 0.479 0.000 1.000 0.000 0.501 23.334 0.000

INTERNET 0.743 1.000 1.000 0.000 0.439 32.231 0.000

JAVA 0.443 0.000 1.000 0.000 0.499 23.350 0.000

MP3 0.886 1.000 1.000 0.000 0.319 224.951 0.000

MULTI_SIM 0.650 1.000 1.000 0.000 0.479 24.246 0.000

POLYPHONY 0.943 1.000 1.000 0.000 0.233 1260.066 0.000

SLIDER 0.043 0.000 1.000 0.000 0.203 2445.726 0.000

STEEL METAL

L 0.114 0.000 1.000 0.000 0.319 224.951 0.000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THREE_SIM 0.064 0.000 1.000 0.000 0.246 953.003 0.000

TOUCHSCREE

N 0.129 0.000 1.000 0.000 0.336 164.843 0.000

VIBRATION 0.943 1.000 1.000 0.000 0.233 1260.066 0.000

VIDEO 0.750 1.000 1.000 0.000 0.435 33.704 0.000

WEIGHT 92.800 94.000 161.000 38.000 19.497 9.118 0.010

WIDTH 50.613 49.900 62.500 39.000 5.030 10.509 0.005

WIFI 0.1 0 1 0 0.301 318.313 0

Описательный анализ позволил проверить данные на наличие выбросов и технических ошибок: нигде минимальные и максимальные показатели не выходят за разумные для

соответствующей переменной пределы. Стоит отметить, что для всех переменных гипотеза о нормальности распределения по тесту |ащие-Вегаотклоняется на 1% уровне значимости.

Отдельно рассмотрим описательные статистики для зависимои переменнои (цена телефона):

20

16-

12-

8-

4-

-Д-

Series: PRICE

Sample 1 140

Observations 140

Mean 2283.907

Median 1970.000

Maximum 7200.000

Minimum 590.0000

Std. Dev. 1351.664

Skewness 1.230412

Kurtosis 4.638718

Jarque-Bera 50.98947

Probability 0.000000

1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000

0

Рис.1.

Цена имеет довольно заметную положительную асимметрию, нормальность ее распределения можно отвергнуть на любом стандартном уровне значимости по результатам теста Jarque-Bera. Тот факт, что все переменные имеют отличное от нормального распределение никак не мешает проведению регрессионного анализа при условии, что остатки регрессии будут иметь нормальное распределение.

Мы используем логарифмическое преобразование переменнои Price (цена), поскольку:

1. В нашу регрессию будут включены дихотомические переменные для марок телефона, а логарифмирование зависимои переменнои дает возможность интерпретации коэффициентов перед бинарными переменными в терминах процентных премии, которые характерны для каждои марки. В случае других дихотомических регрессоров также, по нашему мнению, более корректна интерпретация типа: «наличие фотокамеры повышает цену в среднем на ....% при прочих равных условиях»;

2. Логарифмирование зависимои переменнои приближает ее распределение к нормальному (p-valueтеста Jarque-Bera=0,162, поэтому гипотеза о нормальности не отвергается на любом уровне значимости, не превышающем 16,2%):

14-т 1210-

6.5

7.0

7.5

8.0

8.5

Series: LN PRICE APRIL

Sample 1 140

Observations 140

Mean 7.568739

Median 7.585738

Maximum 8.881836

Minimum 6.380123

Std. Dev. 0.581387

Skewness 0.016657

Kurtosis 2.210980

Jarque-Bera 3.638034

Probability 0.162185

Рис.2.

Корреляционньш анализ позволит нам обратить внимание на те переменные, которые имеют максимально высокую корреляцию с логарифмом цены, а значит, в первую очередь претендуют на включение в модель. Поскольку потенциальных регрессоров очень много, мы не приводим диаграммы рассеяния. Для удобства презентации мы вывели корреляции и их значимости списком:

Covariance Analysis

Sample

1 HC

V Balanced sample (listwise deletion)

OK

X

Statistics

Method: |Ordinary d

Covariance Number of cases

lJ Correlation Number of obs.

Г S5CP Sum of weights

Г t-statistic

■J Probability | t 1 = 0

Layout: И T

artial analysis Series or groups for conditioning: (optional)

Options

None

Weighting:

^teigtfeffifies;' |

l.f. corrected covariances

Multiple comparison adjustments;

Saved result? basename:

ancel

Рис.3. Вывод корреляционной матрицы

Затем отформатировали таблицу в Excel и отобрали только корреляции, превышающие по модулю 0,4 (умеренно сильные и сильные). Это дало нам информацию как о потенциальных объясняющих переменных, так и о возможных источниках мультиколлинеарности (сильнои линеинои взаимосвязи между регрессорами).

Таблица 3.

Correlation Probability

VIDEO CAMERA 0.961891 0.000

MULTI_SIM DUAL_SIM 0.87251 0.000

MP3 CARD_SLOT 0.770226 0.000

M_PIXELS LN_PRICE 0.753326 0.000

WIDTH DIAGONAL 0.724641 0.000

POLYPHONY MP3 0.685344 0.000

TOUCHSCREEN DIAGONAL 0.639825 0.000

WEIGHT LN_PRICE 0.603967 0.000

INTERNET CARD SLOT 0.599179 0.000

INTERNET CAMERA 0.597369 0.000

JAVA LN_PRICE 0.594782 0.000

CARD_SLOT CAMERA 0.592545 0.000

WEIGHT DIAGONAL 0.589849 0.000

M_PIXELS GPS 0.579789 0.000

INTERNET LN_PRICE 0.576389 0.000

POLYPHONY CARD_SLOT 0.570148 0.000

VIDEO CARD SLOT 0.566575 0.000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VIDEO INTERNET 0.566139 0.000

INTERNET DIAGONAL 0.565327 0.000

DIAGONAL CAMERA 0.560834 0.000

MP3 INTERNET 0.559173 0.000

VIDEO DIAGONAL 0.553545 0.000

MP3 CAMERA 0.541032 0.000

INTERNET DICTAPHONE 0.539906 0.000

M_PIXELS JAVA 0.53727 0.000

VIDEO M_PIXELS 0.528184 0.000

JAVA INTERNET 0.524545 0.000

VIDEO MP3 0.518476 0.000

M_PIXELS CAMERA 0.514064 0.000

WIFI TOUCHSCREEN 0.512148 0.000

WEIGHT M_PIXELS 0.508944 0.000

CAMERA LN_PRICE 0.505575 0.000

WEIGHT INTERNET 0.503736 0.000

DICTAPHONE CARD_SLOT 0.501298 0.000

DIAGONAL CARD_SLOT 0.487372 0.000

VIDEO LN_PRICE 0.485576 0.000

WIFI DIAGONAL 0.480605 0.000

MP3 COLOR_DISP 0.477432 0.000

MP3 DICTAPHONE 0.473849 0.000

M_PIXELS INTERNET 0.472408 0.000

WIDTH TOUCHSCREEN 0.470384 0.000

JAVA CAMERA 0.461244 0.000

WEIGHT CAMERA 0.455125 0.000

WEIGHT VIDEO 0.450874 0.000

VIDEO DICTAPHONE 0.450341 0.000

VIDEO JAVA 0.448322 0.000

DICTAPHONE CAMERA 0.446563 0.000

DIAGONAL LN_PRICE 0.444546 0.000

DICTAPHONE DIAGONAL 0.443602 0.000

M_PIXELS DIAGONAL 0.43762 0.000

MP3 DIAGONAL 0.432542 0.000

WIFI M_PIXELS 0.429283 0.000

POLYPHONY INTERNET 0.418431 0.000

WIFI WIDTH 0.415803 0.000

WIDTH WEIGHT 0.404695 0.000

Все корреляции, по модулю превышающие 0,4 (а такими оказались только положительные корреляции), значимы на 1% уровне значимости. Наиболее тесно коррелированными с логарифмом цены оказались количество мегапикселеи фотокамеры, вес, поддержка Java, возможность доступа к Интернету, наличие камеры, видео и диагональ мобильника. Поскольку количество мегапикселеи доступно только для телефонов, имеющих фотокамеру (а это 76% всех наблюдении), не совсем корректно включать эту переменную в регрессию.

Чтобы избежать мультиколлинеарности нежелательно включать одновременно в качестве регрессоров наличие возможности снимать видео (video) и наличие фотокамеры (camera), т.к. они почти всегда идут вместе и будет неясно, что влияет сильнее (коэф-т корреляции=0,962).

Поддержка МР-3 соседствует с поддержкой карт памяти (коэф-т корреляции=0,77), а толщина телефона пропорциональна его диагонали (коэф-т корреляции=0,72).

Регрессионный анализ и прогнозирование

Для начала мы включили в качестве регрессоров только те переменные, с которыми логарифм цены коррелирует наиболее сильно.

Equation Estimation

Specification j Options |

Equation specification--

Dependent variable followed by list of regressors including ARMA and PDL termsj OR an explicit equation like Y=c(l)+c(2)*X.

log(price) с diagonal camera weight ¡nternet|

Estimation settings

Method: ||_S - Least Squares (NL5 and ARMA) Sample: 11 140

~3

Рис.4. Построение уравнения в Eviews

Таблица 4.

DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares Date: 09/19/14 Time: 19:59 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 6.

DIAGONAL -0.

CAMERA 0.

WEIGHT 0.

INTERNET 0.

137595 0.210653

083799 0.107047

239543 0.112504

012275 0.002377

400872 0.111453

29.13604 0.0000

-0.782829 0.4351

2.129202 0.0351

5.164209 0.0000

3.596790 0.0005

R-squared

Adjusted R-squared

S.E. ofregression

Sumsquaredresid

Loglikelihood

F-statistic

Prob(F-statistic)

0.481597 0.466237 0.424756 24.35637 -76.23195 31.35379 0.000000

Meandependentvar

S.D. dependentvar

Akaikeinfocriterion

Schwarzcriterion

Hannan-Quinncriter.

Durbin-Watsonstat

7.568739 0.581387 1.160456 1.265515 1.203149 2.256549

Примечательно, что диагональ не оказывает значимого влияния, когда включен вес телефона. Мы считаем, что это может быть связано со смещением из-за пропуска некоторых переменных. И действительно, включив wi-йи емкость батареи, получаем значимость всех переменных на 5% уровне значимости (кроме емкости батареи).

Таблица 5.

DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares Date: 09/19/14 Time: 20:01 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 6.317368 0.219011 28.84492 0.0000

DIAGONAL -0.236925 0.116119 2.040358 0.0433

CAMERA 0.263735 0.108884 2.422176 0.0168

WEIGHT 0.015358 0.002707 5.672594 0.0000

INTERNET 0.407836 0.107756 3.784812 0.0002

BATTERY -0.000171 0.000100 1.712517 0.0891

WIFI 0.366720 0.134825 2.719975 0.0074

R-squared 0.524123 Meandependentvar 7.568739

Adjusted R-squared 0.502655 S.D. dependentvar 0.581387

S.E. ofregression 0.410009 Akaikeinfocriterion 1.103433

Sumsquaredresid 22.35833 Schwarzcriterion 1.250516

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Loglikelihood -70.24034 Hannan-Quinncriter. 1.163203

F-statistic 24.41404 Durbin-Watsonstat 2.198096

Prob(F-statistic) 0.000000

Наконец, оценим итоговую модель, включив в нее тип корпуса и индикатор бренда Nokia:

Таблица 6. Эконометрическая модель для логарифма цены

DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares Date: 09/19/14 Time: 20:08 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 5.9 61770 0.202990 29.36973 0.0000

DIAGONAL -0.028353 0.111268 - 0.254817 0.7993

CAMERA 0.181307 0.098427 1.842055 0.0677

SLIDER 0.088425 0.168633 0.524360 0.6009

FLIP 0.321031 0.116781 2.749004 0.0068

WEIGHT 0.012824 0.002627 4.881292 0.0000

INTERNET 0.306853 0.097016 3.162908 0.0019

BATTERY -6.29E-05 9.58E-05 - 0.656731 0.5125

WIFI 0.284021 0.123456 2.300597 0.0230

NOKIA 0.413292 0.071714 5.763074 0.0000

R-squared 0.6 34264 Meand ependentvar 7.568739

Adjusted R-squared 0.608943 S.D. dependentvar 0.581387

S.E. ofregression 0.363567 Akaikeinfocriterion 0.883045

Sumsquaredresid 17.18356 Schwarzcriterion 1.093162

Loglikelihood -51.81313 Hannan-Quinncriter. 0.968430

F-statistic 25.04970 Durbin-Watsonstat 2.265863

Prob(F-statistic) 0.000000

Прежде чем дать интепретацию оценкам параметров модели, проведем тест Бреуша-Паганана гетероскедастичность:

Таблица 7. Тест на гетероскедастичность

Heteroskedasticity Test: Breusch-Pagan-Godfrey

F-statistic 1.296041 Prob. F(9,130) 0.2451

Obs*R-squared 11.52733 Prob. Chi-Square(9) 0.2413

Scaledexplained SS 11.38949 Prob. Chi-Square(9) 0.2500

Гипотеза о гомос кедастичности не отвергаетсяна любом стандартном уровне значимости ^-^^=0,25), а значит проблема гетероскедастичности не выявлена.

Проверка остатков на нормальность выявила некоторые отклонения от нормальности, однако они не выглядят критичными (показатели асимметрии и эксцесса достаточно близки к тем,

которые свойственны нормальному распределению, медиана и среднее почти идентичны). Поскольку нормальность распределения остатков не входит в число основных условии Гаусса-Маркова, оценки параметров регрессии все равно являются несмещенными и эффективными, и нам не следует преувеличивать проблемы, связанные с отклонениями от нормальности остатков.

14 12 10 8 64 2

Series: Residuals

Sample 1 140

Observations 140

Mean 5.31e-16

Median -0.039650

Maximum 1.097876

Minimum -0.739380

Std. Dev. 0.351600

Skewness 0.686852

Kurtosis 3.291790

Jarque-Bera 11.50454

Probability 0.003176

-0.75 -0.50 -0.25 0.00 0.25 0.50 0.75 1.00

Рис.5. Гистограмма остатков модели

Несмотря на то, что гетероскедастичность не была выявлена, мы допускаем, что все же она может существовать, и поэтому воспользуемся робастными стандартными ошибками в форме Уаита (обычные стандартные ошибки являются их частным случаем при предположении о постоянстве дисперсии остатков):

Таблица 8. Модель для цены с подправкой на гетероскедастичность DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares Date: 09/19/14 Time: 20:57 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 5.961770 0.232858 25.60260 0.0000

DIAGONAL -0.028353 0.098336 0.288330 0.7736

CAMERA 0.181307 0.083273 2.177252 0.0313

SLIDER 0.088425 0.129102 0.684921 0.4946

FLIP 0.321031 0.083923 3.825329 0.0002

WEIGHT 0.012824 0.002822 4.543866 0.0000

INTERNET 0.306853 0.091847 3.340901 0.0011

BATTERY -6.29E-05 8.09E-05 0.777887 0.4380

WIFI 0.284021 0.098330 2.888461 0.0045

NOKIA 0.413292 0.072848 5.673329 0.0000

R-squared 0.634264 Meandependentvar 7.568739

Adjusted R-squared 0.608943 S.D. dependentvar 0.581387

S.E. ofregression 0.363567 Akaikeinfocriterion 0.883045

Sumsquaredresid 17.18356 Schwarzcriterion 1.093162

Loglikelihood -51.81313 Hannan-Quinncriter. 0.968430

F-statistic 25.04970 Durbin-Watsonstat 2.265863

Prob(F-statistic) 0.000000

Качественно после использования робастных стандартных ошибок, выводы о значимости оценок коэффициентов не меняются.

Дадим интерпретацию оценок коэффициентов:

0

1. Диагональ телефона и емкость батареи не влияют на цену. Мы связываем это с тем, что мы рассматриваем сегмент мобильных телефонов, а не смартфонов, поэтому заряда батареи современных сотовых телефонов большинству людеи хватает, равно как и практически любая диагональ обычного телефона является удовлетворительнои при условии, что телефон используется, прежде всего, для звонков и смс;

2. Наличие камеры, при прочих равных условиях, повышает цену на (exp(0,18)-1)*100%=19,7%;

3. По сравнению с классическим корпусом слаидеры не стоят дороже, а «раскладушки» -заметно дороже, на (exp(0,32)-1)*100%=37,7%;

4. Влияние веса телефона положительно (рост веса на 1 грамм повышает цену на (exp(0,013)-1)*100%=1,3%). Мы связываем это с наличием определенных неучтенных факторов, коррелированных с весом. Например, прочностью корпуса телефона;

5. Наличие доступа к Интернету повышает цену телефона на (exp(0,307)-1)*100%=35,9%;

6. Наличие, при прочих равных условиях, wi-fiдополнительно повышает цену телефона на (exp(0,284)-1)*100%=32,8%;

7. ^Ыаобладает ценовои премиеи по сравнению с другими марками. При прочих одинаковых характеристиках телефон ^Настоит дороже на (exp(0,413)-1)*100%=51,1%.

Проведем тест Чоу для выявления того, меняются ли параметры модели, если разбить телефоны на 2 группы: с поддержкои доступа к Интернету и без нее. С содержательнои точки зрения поиск различии в параметрах модели можно обосновать тем, что предположительно роль диагонали экрана и, возможно, емкости батареи выше для телефонов с поддержкои выхода в Интернет, т.к. работа в Интернете требует доп. ресурсов аккумулятора и достаточнои диагонали экрана. Построить регрессию с полным набором фиктивных переменных не позволяет объем выборки (становится слишком мало степенеи свободы, корреляция регрессоров становится высокои и EViews выдает ошибку "Nearsingularmatrix"). Поэтому мы оценили следующую спецификацию модели (добавили к базовои регрессии произведения internet на те регрессоры, стабильность параметров перед которыми мы хотели бы оценить):

Equation Estimation

Specification Options

Equation specification

Dependent variable followed by list of regressors including ARMA and PDL terms, OR an explicit equation like Y=c(l)+c(2)i:xj"'''"

log(price) c diagonal camera slider flip weight internet battery wifi nokia intemet*diagona! inter net*battery

stimation settings Method

LS - Least Squares (NLS and ARMA)

Sample:

1 HO

OK

Отмена

Рис.6. Построение нелинейной модели

Таблица 9. Нелинейная модель с переменными взаимодействия DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares Date: 09/20/14 Time: 12:57 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 6.092314 0.496638 12.26711 0.0000

DIAGONAL -0.127350 0.257510 -0.494544 0.6218

CAMERA 0.182201 0.084529 2.155495 0.0330

SLIDER 0.088743 0.131648 0.674092 0.5015

FLIP 0.317771 0.085521 3.715716 0.0003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

WEIGHT 0.012880 0.002813 4.578971 0.0000

INTERNET 0.145249 0.511611 0.283906 0.7769

BATTERY -1.20E-05 0.000133 -0.089861 0.9285

WIFI 0.273122 0.100609 2.714690 0.0075

NOKIA 0.414786 0.073584 5.636879 0.0000

INTERNET*DIAGONAL 0.114416 0.270599 0.422825 0.6731

INTERNET*BATTERY -6.09E-05 0.000154 -0.394648 0.6938

R-squared 0.634858 Meandependentvar 7.568739

Adjusted R-squared 0.603478 S.D. dependentvar 0.581387

S.E. ofregression 0.366099 Akaikeinfocriterion 0.909990

Sumsquaredresid 17.15564 Schwarzcriterion 1.162131

Loglikelihood -51.69933 Hannan-Quinncriter. 1.012453

F-statistic 20.23167 Durbin-Watsonstat 2.263071

Prob(F-statistic) 0.000000

Коэффициенты перед взаимодеиствиями между интернетом и диагональю и интернетом и емкостью батареи незначимо отличны от нуля. Проверим их совместную незначимость тестом Вальда:

Таблица 10. Тест Вальда

WaldTest: Equation: EQ03

TestStatistic Value df Probability

F-statistic 0.129706 (2, 128) 0.8785

Chi-square 0.259412 2 0.8784

NullHypothesisSummary:

NormalizedRestriction (= 0) Value Std. Err.

C(11) 0.114416 0.270599

C(12) -6.09E-05 0.000154

Restrictions are linear in coefficients. Гипотеза о совместном равенстве двух коэффициентов нулю не отвергается. Таким образом, батарея и диагональ телефона одинаково влияют на цену как в сегменте телефонов с доступом в Интернет, так и в сегменте телефонов без такого доступа.

Для целей предсказания из базового регрессионного уравнения последовательно убрали все незначимые переменные. В итоге остались лишь статистически значимые регрессоры.

Таблица 11. Модель со значимыми переменными

DependentVariable: LOG(PRICE) Method: LeastSquares

Date: 09/20/14 Time: 13:26 Sample: 1 140 Includedobservations: 140

White Heteroskedasticity-Consistent Standard Errors & Covariance

Variable Coefficient Std. Error t-Statistic Prob.

C 5.927126 0.175956 33.68519 0.0000

CAMERA 0.173659 0.078946 2.199705 0.0296

FLIP 0.340758 0.075033 4.541455 0.0000

WEIGHT 0.011883 0.002094 5.675249 0.0000

INTERNET 0.300787 0.086095 3.493681 0.0006

WIFI 0.289179 0.088990 3.249552 0.0015

NOKIA 0.425460 0.067000 6.350167 0.0000

R-squared 0.631121 Meandependentvar 7.568739

Adjusted R-squared 0.614479 S.D. dependentvar 0.581387

S.E. ofregression 0.360985 Akaikeinfocriterion 0.848745

Sumsquaredresid 17.33123 Schwarzcriterion 0.995827

Loglikelihood -52.41214 Hannan-Quinncriter. 0.908515

F-statistic 37.92523 Durbin-Watsonstat 2.326987

Prob(F-statistic) 0.000000

Сделаем предсказание для типичного представителя рынка мобильных телефонов по данному регрессионному уравнению:

LOG(PRICE) = 5.9271262136 + 0.173658797173*CAMERA + 0.340757642747*FLIP + 0.0118827671442*WEIGHT + 0.300787487777*INTERNET + 0.289179106126*WIFI + 0.425460416257*N0KIA

Возьмем значения регрессоров, равные медианным: CAMERA=1, FLIP=0, WEIGHT=94, INTERNET=1, WIFI=0, N0KIA=0.

LOG(PRICE) = 5.9271262136 + 0.173658797173*1 + 0.340757642747*0 + 0.0118827671442*94 + 0.300787487777*1 + 0.289179106126*0+ 0.425460416257*0=7.5186

Предсказанная цена составила exp(7.5186)=1842 руб. Это оценочная стоимость для телефона с фотокамерой в классическом корпусе, весом в 94 грамма и доступом в Интернет.

Заключение

Гедоническии анализ ценообразования на мобильные телефоны позволил проверить ряд гипотез, 2 из которых нашли эмпирическое подтверждение, а одна - нет. Емкость аккумулятора (battery) незначимо влияет на цену мобильного телефона, поддержка wi-fi значимо влияет на цену мобильного телефона, на рынке существует ценовая премия за определенные бренды: в частности, телефоны Nokia стоят, при прочих равных условиях, в полтора раза дороже телефонов других марок.

Литература

1. Магнус Я.Р. Эконометрика. Начальныи курс : Учебное пособие для вузов / Я. Р. Магнус, П. К. Катышев, А. А. Пересецкии. - 2-е изд., испр. - М. : Дело, 1998. - 248 с.

2. Носко В.П. Эконометрика в 2 томах. Москва Издательскии дом «Дело» 2011.

3. Пяткина Д. А. Матюшенко С.И. Регрессионныи анализ в пакете Eviews. Учебно-методическое пособие Изд-во Рудн, 2014.

4. Пяткина Д.А. Модели с фиктивными переменными и бинарным откликом в пакете Eviews. Учебно-методическое пособие Изд-во Рудн, 2015.

5. Промахина Ирина Михаиловна. Эконометрика : Учебное пособие для вузов. Ч.1 / Промахина Ирина Михаиловна. -М. : ИПК РУДН, 2007. - 215 с.

6. Эконометрика : Учебник для вузов / Елисеева Ирина Ильинична [и др.] ; Под ред. И.И.Елисеевои - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 576 с.

References

1. Magnus Ja.R. Jekonometrika. Nachal'nyj kurs : Uchebnoe posobie dlja vuzov / Ja. R. Magnus, P. K. Katyshev, A. A. Pereseckij. - 2-e izd., ispr. - M. : Delo, 1998. - 248 s.

2. Nosko V.P. Jekonometrika v 2 tomah. Moskva Izdatel'skij dom «Delo» 2011.

3. Pjatkina D. A. Matjushenko S.I. Regressionnyj analiz v pakete Eviews. Uchebno-metodicheskoe posobie Izd-vo Rudn, 2014.

4. Pjatkina D.A. Modeli s fiktivnymi peremennymi i binarnym otklikom v pakete Eviews. Uchebno-metodicheskoe posobie Izd-

vo Rudn, 2015.

5. Promahina Irina Mihajlovna. Jekonometrika : Uchebnoe posobie dlja vuzov. Ch.1 / Promahina Irina Mihajlovna. - M. : IPK RUDN, 2007. - 215 s.

6. Basharin G.P., Gaidamaka Yu.V., Samuilov K.E. Mathematical teletraffic theory and its application to the analysis of the next Jekonometrika : Uchebnik dlja vuzov / Eliseeva Irina Il'inichna [i dr.] ; Pod red. I.I. Eliseevoj. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Finansy i statistika, 2010. - 576 s.

Поступила 21.10.2016

Об авторе:

Пяткина Дарья Анатольевна, доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей Российского университета дружбы народов, кандидат физико-математических наук, daria_pu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.