Научная статья на тему 'Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры'

Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КРИТЕРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОМУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская Евгения Ивановна, Хицова Людмила Николаевна

Уточнено понятие экологическая культура. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость повышения уровня экологической культуры по деятельностному компоненту. Предложена технология повышения уровня экологической культуры посредством включения в работу образовательных учреждений элементов экомузеологии. Изложен опыт организации и работы экомузея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECOMUSEUM AS A METHOD OF FORMING AN ACTIVE COMPONENT OF ECOLOGICAL CULTURE

The notion of ecological culture. Presents arguments supporting the necessity of increasing the level of ecological culture of active components. The technology of increasing the level of ecological culture through involvement in the work of educational institutions of elements ecolutionary. Presented educational experience for the organization and operation of the ecomuseum.

Текст научной работы на тему «Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры»

УДК 378.147:371.233.4

ЭКОМУЗЕЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Уточнено понятие экологическая культура. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость повышения уровня экологической культуры по деятель-ностному компоненту. Предложена технология повышения уровня экологической культуры посредством включения в работу образовательных учреждений элементов экому-зеологии. Изложен опыт организации и работы экомузея.

Ключевые слова: экологическая культура, деятельностный критерий экологической культуры, педагогические условия, экомузей.

THE ECOMUSEUM AS A METHOD OF FORMING AN ACTIVE COMPONENT OF ECOLOGICAL CULTURE

Annotation. The notion of ecological culture. Presents arguments supporting the necessity of increasing the level of ecological culture of active components. The technology of increasing the level of ecological culture through involvement in the work of educational institutions of elements ecolutionary. Presented educational experience for the organization and operation of the ecomuseum.

Keywords: ecological culture, activity criterion of ecological culture, pedagogical conditions, ecomuseum.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования тесно увязана с проблемами развития российского общества. Формирование высокого уровня культуры на сегодняшний день - важнейшая задача. Сегодня культурный человек - это не только образованность, наличие энциклопедических знаний, но и правильные привычки, усвоенные в семье, создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового культурного опыта. Одним из критериев культуры личности является любовь к Родине и природе, умение видеть окружающую красоту, сохранять и преумножать ее, стремление жить и «творить по законам природы». На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания молодого человека, не просто познающего природу, а юного творца, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

В многочисленных педагогических исследованиях, посвященных вопросам экологического образования (С.Н. Глазычев [2], Н.С. Дежниковой [1], Б.Т. Лихачев [1], Н.М. Мамедов [4], Л.П. Печ-ко [11], В.А. Ситаров [9] и др.) трактовка термина «экологическая культура» имеет существенные различия. Важным в становлении экологической культуры, по мнению Д.И. Кавтарадзе [3, с. 3-4], является процесс саморазвития личности. Автор считает, «что образование для устойчивого развития природы и общества должно учить действиям». Понятие «экологическая культура» включает совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков, умений» [6].

В нашем понимании экологическая культура является частью общечеловеческой культуры, которая отражает наличие у человека целостных представлений о социоприродной среде, особой морали, духовных ценностей, этических принципов взаимоотношения с окружающей средой, видение природоохранных проблем в гуманитарной плоскости, готовности и способности к эколого-ориентированной деятельности [8]. Теоретический анализ аспектов экологической культуры лично-

Е.И. Полянская Л.Н. Хицова

Eugene Polyanskaya Lyudmila Khitsova

© Полянская Е.И., Хицова Л.Н., 2015

сти позволил нам выделить практико-знаниевые компоненты: когнитивный - предполагает наличие экологических знаний, характеризующие природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи, знания в области глобальных, локальных и региональных экологических проблем; нормативный - наличие целесообразного знания о нормах и правилах поведения в природе и деятельност-ный - потребность в разработке и проведении экологических мероприятий [7]. Очевидно, что экологическая культура — составная часть и элемент общей культуры. Она определяет характер и качественный уровень отношений между обществом, человеком и природой, в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей. Неэффективная реализация запретительных актов вызывает необходимость смены системы ценностей, что предполагает «формирование новой экологической культуры, как части общей культуры человека» путем реализации принципов региональной стратегии, предлагаемой В.А. Ясвиным [10].

С учетом данных аспектов в 2014 г. нами было проведено анкетирование по выявлению уровня экологической культуры среди молодежи в возрасте от 17 до 21 года. В опросе приняло участие 52 студента Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет». Анализ анкетирования показал, что большинство опрошенных молодых людей (63 %) имеют достаточно высокий уровень экологической образованности (т.е. присутствует когнитивный компонент). Однако, критерием оценки общего уровня экологической культуры является и экологическая деятельность, т.е. высокая активность личности в разработке и проведении экологических мероприятий, основанной на принципиальной и активной жизненной позиции в соответствии с экологическими убеждениями, ценностями, установками. Экологическая деятельность, как критерий общей экологической культуры, на достаточно высоком уровне выявлен лишь у 38 % респондентов. В остальных случаях (62 % опрошенных) показали низкий уровень экологической культуры по деятельностному критерию. Проведенное нами исследование подтверждает мысль о том, что современные молодые люди, имея достаточный уровень экологической образованности, проявляют пассивность в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам, а возможность участия в них связана с административным привлечением.

По мнению О.И. Марар [5] в экологической культуре современного российского общества доминируют индивидуалистические утилитарные установки. Культура общего обустройства среды обитания вытесняется культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума. В этой связи актуальным является повышение уровня деятельностного компонента экологической культуры. Очевидно, что для развития экологической культуры необходимо применение новых технологий, использования в разумном сочетании материальных и идеальных объектов для развития экологической культуры.

В этом плане определяющую роль играют педагогические условия и пути их реализации как система, которая включает:

- оптимизацию методов обучения путем применения наиболее информативной и результативной технологии;

- использование психолого-педагогической диагностики;

- совершенствование педагогического мастерства, непрерывный рост профессиональной компетенции обучающих;

- компетентную регуляцию информативного знаниевого потока;

- инициирование становления эвристичности, когнитивности и креативности учащихся через традиционные и новые формы внеаудиторной учебной деятельности, сохраняя при этом их преемственность.

Нам представляется (на основе опыта), что для развития деятельностного критерия экологической культуры молодежи оптимальной является технология включения в работу существующих

или вновь создаваемых образовательных учреждений элементов, например, в форме экомузеологии. Основой в этом случае служит создание экомузея, предполагающего сложную комплексную музее-фикацию различных объектов (хранителями и сотрудниками экомузея являются местные жители). При создании экомузея применяют многообразные методы и подходы, исходя из специфики музее-фицируемых объектов. Необходимым этапом создания экомузея является исследование потенциала хозяйственного развития территории, выявление видов деятельности, способных оказывать позитивное и лишенное вредных побочных эффектов воздействие на состояние природы и человека и пригодных для данной местности, средства достижения этого и экономический эффект. Разрабатываются научно-практические рекомендации, организуется работа с жителями, проводятся социологические исследования, создаются образовательные программы.

Экомузей способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места, инициировать изменения в социально-экономической сфере (рабочие места, инфраструктура, туризм, создание социально-экономических структур, способных к самовосстановлению и саморазвитию). Главная задача экомузея - «оптимальная организация окружающей среды», выполняя которую, экомузей приобретает статус регулятивной системы, направленной на охрану памятников истории, культуры, природы и определяющей режим использования территории.

В Борисоглебском городском округе Воронежской области на базе учебно-исследовательского экологического центр им. Е.Н. Павловского уже несколько лет существует музей «Природа Приворо-нья». Территория востока Воронежской области имеет ряд особенностей как естественного, так и культурного характера. Музей «Природа Приворонья» (пойменная терраса р. Ворона) был основан в 2006 г. на базе структурного подразделения «Станция юных натуралистов» МОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы. В октябре 2006 г. состоялось торжественное открытие музея. В марте 2007 г. музей включен в реестр музеев Воронежской области. Первым его руководителем был В.А. Шарапов. В 2012 г. музей переехал в родовой особняк семьи Павловских - одноэтажное деревянное здание, памятник истории и культуры, где прошли детские и юношеские годы Е.Н. Павловского, известного российского зоолога, энтомолога, паразитолога, генерала-лейтенанта медицинской службы. Это послужило предпосылкой для создания еще одной экспозиции - «Наследие Павловского» (под руководством педагога дополнительного образования Е.И. Кунце).

В создании экомузея на протяжении многих лет активно участвовали обучающиеся центра, общественность города Борисоглебска. Вся деятельность экомузея направлена на поиск и исследование природных объектов, характерных для Приворонья, сбор фактологических данных из архивных и литературных источников по истории заселения и природопользования в регионе. Работа музея ориентирована по нескольким направлениям: ландшафт Приворонья, взаимодействие здесь человека и природы, выявление антропогенного воздействия на природу. Музей имеет ряд экспозиций: «Природопользование в нашем крае»; «Природные условия и ландшафт»; «Флора и фауна Приворонья»; «Мы изучаем и исследуем».

Активная просветительская работа реализуется в форме обзорных и тематических экскурсий («История происхождения ландшафтов Приворонья», «История взаимоотношения человека и природы в нашем крае», «Освоение целинных земель Приворонья», «Современный ландшафт Приворо-нья», «Географическое положение Приворонья», «Ландшафт Теллермановского леса»). Особая роль отведена стенду «Наш край», отражающего информационные результаты «собирательской» деятельности (срезы древесины дуба, липы, осины и т.д., с целью определения возраста деревьев по годовым кольцам; предметы быта, пополняющие экспозиции «Природопользование в нашем крае»; растения для обновления гербарной коллекции).

Разноаспектна научно-исследовательская работа экомузея: оформление коллекций; встреча с представителями Теллермановского лесхоза; участие обучающихся в проведении тематических исследований. Традиционным становится проектная деятельность, которая выливается в конкурс образовательного проектирования - «Виртуальное путешествие». Обучающиеся на базе центра создают виртуальные экскурсии краеведческого характера, затем апробируемые реально.

С 2013 г. ведется работа по созданию экспозиции, посвященной известному ученому-лесоводу Г.А. Корнаковскому. В дальнейшем планируется ее использование как элемента эко-комплекса в который войдет: усадьба-музей, носящего имя ученого (расположена вблизи города Бо-рисоглебска на территории Теллермановского опытного лесничества Института лесоведения РАН ГУ), уникальные хвойные насаждения, красивейшая аллея лиственниц, посаженная Г.А. Корнаков-ским в год освоения питомника, библиотека Института лесоведения РАН ГУ, находящаяся на территории лесхоза. В целом данный комплекс послужит интенсивному экологическому просвещению школьников и студентов Воронежской области, которые получат не только конкретные знания, но и мотивацию на непрагматичное отношение к природе.

Библиографический список

1. Воспитание экологической культуры школьников: пособие для учителя / под ред. Б.Т. Лихачева, Н.С. Дежниковой. - М.: Тобол, 1997. - 96 с.

2. Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся // Экологическое образование: опыт России и Германии. - М., 1997. - С. 90.

3. Кавтарадзе Д.И. Образование для устойчивого развития должно учить действиям / Экология и культура. На пути к устойчивому развитию России. - 2007. - Вып. 38. - С. 3-4.

4. Мамедов Н.М. Основание экологического образования // Философия экологического образования. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 72-78.

5. Марар О.И. Экологическая культура в современном российском обществе: автореф.. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2012. - 32 с.

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец; отв. ред. Ю.Ю. Ветютнев. - Волгоград: Панорама, 2005. - 500 с.

7. Полянская Е.И., Хицова Л.Н. Интеграция музейно-краеведческой деятельности в целях достижения оптимальности экологического образования и экологического воспитания // Мир образования - образование в мире: научно-методический журнал. - 2009. - № 1(33). - С. 10-17.

8. Полянская Е.И. Педагогические условия развития экологической культуры учащихся краеведческими средствами: монография / Е.И. Полянская. - Борисоглебск: Кристина и Ко, 2011. - 229 с.

9. Ситаров В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. - М.: Академия, 2000. - 280 с.

10. Хицова Л.Н., Артюхов В.Г., Полянская Е.И., Будаева И.А. Предпосылки к разработке региональной стратегии формирования экологической культуры в Центральном Черноземье (Анализ возможностей повышения уровня экологической культуры населения региона) // Преподаватель высшей школы: от проектировочной деятельности - к проектировочной компетентности: Сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции «Проектировочная деятельность преподавателя высшей школы: от теории к практике», 14 июня 2014 г., г. Воронеж. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России. - С. 103-108.

11. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л.П. Печко. - М.: Педагогика, 1984. -136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.