Научная статья на тему 'Эколого-психологический подход к мониторингу развития учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью'

Эколого-психологический подход к мониторингу развития учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОДАРЕННОСТЬ / ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / НАДПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСТВА / MONITORING / TALENT / PERSONAL SPACE OF CREATIVITY / EDUCATIONAL EVENT / SUPERPERSONAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина Н.В.

В статье рассмотрены персональное и надперсональное пространство творчества в качестве объектов мониторинга развития одаренных детей с позиций эколого-психологического подхода. Представленная эколого-психологическая модель формирования персонального пространства творчества одаренных детей отражает варианты персональных векторов их развития и обеспечивает возможность анализа соотношения персональных векторов развития одаренного ребенка и эффектов социально-педагогического воздействия образовательных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological and psychological approach to monitor the development of students attending design and research activities

The article considers personal and superpersonal creativity space as the objects of monitoring the development of gifted children from the viewpoint of ecological and psychological approach. The eco-psychological model of the formation of the personal space of creativity of gifted children reflects some personal development variations and enables the analysis of the personal development variations of a gifted child and the effects of social and pedagogical impact of educational events.

Текст научной работы на тему «Эколого-психологический подход к мониторингу развития учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью»

Сведения об авторах: Крушная Наталья Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.

&maik krushnaya@yandex.ru

Абросимова Екатерина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной клинической психологии, Челябинский государственный университет, г. Челябинск. &maik ek_abrosimova@mail.ru

Information about the authors: Krushnaya Natalia Anatolyevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor,The Department of Special Education and Psychology and Substantive Procedures, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.

E-mail: krushnaya@yandex.ru

Abrosimova Ekaterina Anatolyevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, The Department of Clinical Psychology and Psychology for Special Needs Chelyabinsk State University, Chelyabinsk. E-mail: ek_abrosimova@mail.ru

УДК 151.8:371.01 ББК 88.49+74.200.507

Н.В. Маркина

ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИй подход К МОНИТОРИНГУ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

к

о X

В статье рассмотрены персональное и надперсональное пространство творчества в каче- ^ о

стве объектов мониторинга развития одаренных детей с позиций эколого-психологического подхода. Представленная эколого-психологическая модель формирования персонального пространства творчества одаренных детей отражает варианты персональных векторов их развития и обеспечивает возможность анализа соотношения персональных векторов развития одаренного ребенка и эффектов социально-педагогического воздействия образовательных событий.

Ключевые слова: мониторинг, одаренность, персональное пространство творчества, образовательное событие, надперсональное пространство творчества.

N.V. Markina

ECOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACH TO MONITOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS ATTENDING DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

The article considers personal and superpersonal creativity space as the objects of monitoring the development of gifted children from the viewpoint of ecological and psychological approach.

о

к I s _û

m H

2 к го ф

I °

И

S

О Cû

S о si 4 Ф

S ^

О о X о

? ï

II

ïû S 2

о с § «

° к

S S ëi 2Ü

§i 0 I

m »

C'J to

The eco-psychological model of the formation of the personal space of creativity of gifted children reflects some personal development variations and enables the analysis of the personal development variations of a gifted child and the effects of social and pedagogical impact of educational events.

Key words: monitoring, talent, personal space of creativity, educational event, superpersonal space.

Традиционно мониторинг развития одаренных детей организуется в соответствии с концептуальными основаниями, а также с учетом традиций диагностической практики. Мы полагаем, что материал представленной статьи будет интересен, прежде всего, психологам образовательных организаций, осуществляющих сопровождение одаренных обучающихся при организации их проектной и исследовательской деятельности.

Поиск подходов к моделированию развития одаренных детей, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, задается, во-первых, философскими и психологическими исследованиями субъективной картины познания личности и работами по изучению феномена исследовательской активности. Во-вторых, направления поиска определяет эколого-психологический подход, в рамках которого акцент ставится на интеграции одаренного ребенка в культуру и культурные сообщества, на идее баланса в развитии персонального и надперсонального пространств творчества одаренных детей. Это позволяет обозначить некоторые аспекты при создании мониторинга развития одаренных учащихся, занимающихся исследовательской или проектной деятельностью.

Первый из них связан с диагностикой исследовательской активности (интеллектуальный и творческий потенциал, мотивация исследовательской деятельности, толерантность к неопределенности и коммуникативная компетентность как ресурс дискуссионного поведения в условиях научных коммуникаций). Добавим, что кроме традиционно используемых тестов интеллекта и креативности, целесообразно применение методики

«Чернильные пятна» Г. Роршаха, что позволяет диагностировать особенности восприятия реальности и творческой активности одаренных учащихся.

Второй аспект определяется возможностью диагностики личностных факторов развития одаренности, обозначенных в концепции «Одаренные дети: экология творчества» [2]. Диагностика «познавательных устремлений» [4] и «устремленности к границе» [5; 6; 7] позволяет вести речь о соотношении надситуативных и адаптивных форм активности учащихся. При диагностике персонального пространства творчества ребенка психологу целесообразно учитывать соотношении процессов адаптации - интеграции ребенка в социуме. Обращаем внимание, что диагностическая процедура представляет собою тренинг и включает рефлексию актуализируемых значимых событий, использование культурных семантических эталонов и обращение к значимому социальному окружению. Диагностика типа организации жизни одаренного ребенка позволяет обнаружить наличие / отсутствие у него творческого выбора жизненного пути, в том числе пути духовного поиска.

Первый и второй аспекты обеспечивают включение в качестве объекта мониторинга одного из ключевых понятий экологической психологии одаренности - «персональное пространство творчества» как множества людей, в которых одаренный ребенок отражен, принят как индивидуальность. Эколого-психологическая модель формирования персонального пространства творчества одаренных детей, отражающая варианты персональных векторов их развития, представлена в таблице 1.

Табл. 1. эколого-психологическая модель формирования персонального пространства творчества одаренных детей

Варианты персонального вектора развития одаренного ребенка, заданные соотношением основных факторов развития одаренности в рамках концепции «Одаренные дети: экология творчества»

Тип развития в контексте концепции социализации Тип организации жизненного времени Тип активности

Доминирование надситуа-тивного характера активности (НА>АА) Оптимальное соотношение надситуативного и адаптивного характеров активности (НА=АА) Доминирование адаптивного характера активности (АА>НА)

1 2 3 4 5

Доминирование процессов адаптации над процессами индивидуализации интеграции (А>И и Инт) Выбор творческого жизненного пути (Т.ЖП)

Смешанный тип выбора жизненного пути (Т-Р.ЖП) (АА>НА) (А>И и Инт) (Т-Р.ЖП)

Выбор реалистичного жизненного пути (Р.ЖП) (НА=АА) (А>И и Инт) (Р.ЖП) (АА>НА) (А>И и Инт) (Р.ЖП)

1 2 3 4 5

Доминирование процессов индивидуализации над процессами адаптации и интеграции (И>А и Инт) Выбор творческого жизненного пути (Т.ЖП) (НА>АА) (И>А и Инт) (Т.ЖП) (НА>АА) (И>А и Инт) (Т.ЖП)

Смешанный тип выбора жизненного пути (Т-Р.ЖП) (НА>АА) (И>А и Инт) (Т-Р.ЖП)

Выбор реалистичного жизненного пути (Р.ЖП) (НА=АА) (И>А и Инт) (Р.ЖП) (АА>НА) (И>А и Инт) (Р.ЖП)

Доминирование процессов интеграции над процессами адаптации и индивидуализации (Инт > А и И) Выбор творческого жизненного пути (Т.ЖП) (НА>АА) (Инт > А и И) (Т.ЖП) (НА>АА) (Инт > А и И) (Т.ЖП)

Смешанный тип выбора жизненного пути (Т-Р.ЖП) (НА>АА) (Инт > А и И) (Т-Р.ЖП)

Выбор реалистичного жизненного пути (Р.ЖП)

В представленной модели отмечены наиболее часто встречающиеся векторы развития одаренных детей. Отметим, что

при анализе сочетания факторов (тип активности, тип развития и тип организации жизненного времени) необходимо

о с;

о ^

О

го

X

го

т ±

учитывать возраст одаренного ребенка, имея в виду, что в процессе их социализации наблюдаются следующие возрастные сдвиги. У одаренных дошкольников легко и успешно протекают процессы адаптации к новым социальным условиям и социальным ролям; у младших школьников активно и бурно происходят процессы индивидуализации; а подростки уже опытны в процессах интеграции к новым социальным условиям и иным социокультурным контекстам. Сверстники одаренных детей равно на один возрастной интервал медленнее осваивают этапы социализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее оптимальными векторами развития одаренности является следующие сочетания: (НА>АА) + (Т.ЖП) + (Инт > А и И): надситуативный характер активности, выбор творческого жизненного пути и преобладание процессов интеграции в ходе социализации одаренного ребенка; (НА=АА) + (Т.ЖП) + (Инт > А и И): оптимальное соотношение надситуатив-ного и адаптивного характера активности, выбор творческого жизненного пути и преобладание процессов интеграции в ходе социализации одаренного ребенка; (НА>АА) + (Т-Р.ЖП) + (Инт > А и И): надситуативный характер активности, смешанный тип выбора жизненного пути и преобладание процессов интеграции в ходе социализации одаренного ребенка.

Что касается перспективы угасания одаренности, то необходимо, к сожалению, признать скупые, минимальные эффекты даже тщательно проработанных и подготовленных приемов и методов социально-педагогического воздействия, проверенных моделей развития одаренности в случае, если в структуре психики одаренного ребенка накапливаются следующие сочетания факторов развития одаренности:

(АА>НА) + (Р.ЖП) + (А>И и Инт): адаптивный характер активности, выбор реалистического (прагматического) жизненного пути и преобладание процессов адаптации в ходе социализации одаренного ребенка;

(НА=АА) + (Р.ЖП) + (А>И и Инт):

оптимальное соотношение надситуатив-ного и адаптивного характера активности, выбор реалистического (прагматического) жизненного пути и преобладание процессов адаптациии в ходе социализации одаренного ребенка; (АА>НА) + (Т-Р.ЖП) + (А>И и Инт): адаптивный характер активности, смешанный тип выбора жизненного пути и преобладание процессов адаптации в ходе социализации одаренного ребенка.

Отметим, что перспективным вызовом профессионального развития педагогов и педагогического сообщества для педагогического поиска эффективных образовательных моделей и программ являются варианты персональных векторов развития одаренных детей, содержащие в себе сочетание оптимального соотношения адаптивного и надситуа-тивного характера активности (НА=АА). В возрастном контексте - это попадание в «кризис» 13-14 лет. Именно этот возраст требует пристального внимания и вдумчивого отношения к созданию инновационных образовательных проектов развития одаренных детей, созданию организационно-педагогических условий, стимулирующих переход от потенциальной одаренности к ее проявленным формам.

Для обоснования третьего аспекта мониторинга развития исследовательской одаренности обратимся к возможностям событийно-рефлексивного подхода. Третий аспект ставит задачу выявления психологических и социокультурных параметров надперсональ-ных пространств творчества юных исследователей, а также задачу выявления эффектов воздействия на личность ребенка культурно-образовательных событий, системообразующих научное общество учащихся. Это позволяет рассматривать научно-практическую конференцию НОУ не только как некое социально-педагогическое воздействие, но и как образовательное событие. Обратимся к анализу результатов пилотажного исследования личностной динамики учащихся в условиях их участия в работе научно-практической конференции НОУ.

В качестве инструментария использована параметрическая система анализа рефлексивных структур личности «Психологическая топология личности», разработанная В.Г. Грязевой-Добшинской (2000). В основе методики лежит модификация метода активного воображения, предложенного К.-Г. Юнгом и развиваемого в аналитической психологии Х. Лейнером. Визуализации Я в символических ситуациях основаны на опыте самовосприятия, самооценке, отношении личности к воспринимаемым социальным оценкам. То есть в процессе проекции Я в предложенных ситуациях происходит отражение субъектом отношения к себе и к другому. Интерпретация вызванных проекций осуществляется с помощью двенадцати биполярных параметров, имеющих общую формальную организацию - векторы в системе прямоугольных координат, причем каждый параметр является биполярным.

В пилотажном исследовании приняли участие 34 испытуемых (15 девочек и 19 мальчиков в возрасте 15-17 лет). Исследование проводилось в два этапа: первый - в начале работы секции, второй - по окончании ее работы. Образы-визуализации субъектов оценивались по каждому из двенадцати параметров, затем подсчитывались частоты качественных характеристик, отмеченные в шестнадцати микрозонах, образованных прямоугольными координатами. После первого и второго замеров процедура обработки данных происходила по одному и тому же принципу, что позволило нам составить таблицу, количественно отражающую качественные показатели по двенадцати заданным параметрам до и после экспериментального воздействия. В качестве математического метода обработки данных мы использовали критерий х2 Пирсона, позволяющий выявить значимые различия в распределении частотных проявлений.

Для выявления наиболее значимых характеристик научно-практической конференции, позиционируемой нами как надперсональное пространство творчества одаренных учащихся, обратимся к анализу распределении частотных прояв-

лений по параметру «рефлексия организации деятельности субъекта».

В ходе интерпретации полученных данных нам удалось установить, что в ходе участия юных исследователей в работе научно-практической конференции НОУ (к моменту окончания работы секций) рефлексия процесса достижения цели снижается. Это вызвано снижением показателей целеполагания, целенаправленности деятельности, проявления осуществления осознанного выбора из имеющихся возможностей. Вероятно, такие результаты связаны с тем, что в ходе научно-практической конференции у учащихся отсутствует потребность в постановке целей (цели задаются извне; например, педагогами, руководителями школьных делегаций). Второй причиной может быть то, что в промежутке между постановкой цели и достижением конечного результата фигурирует эмоционально насыщенная деятельность, которая захватывает субъекта и оказывается для него еще более значимой, чем цель, которую надо достичь. Наше предположение подтверждается также данными, полученными по шкале «стабилизация деятельности»: к завершению секции в актуальном поле рефлексии старшеклассников преобладает рефлексия деятельности, заданной извне.

Приведенный пример оценки психолого-педагогических эффектов научно-практической конференции позволяет обозначить принципиально новый объект мониторинга развития одаренных детей - «надперсональное пространство творчества» (В.Г. Грязева-Добшинская) как социокультурное пространство, аккумулирующего и транслирующего творческую (надситуативную) активность одаренным детям.

Таким образом, представленная эко-лого-психологическая модель мониторинга развития одаренных учащихся может быть использована педагогами-психологами в ходе анализа соотношения персональных векторов развития одаренного ребенка и эффектов социально-педагогического воздействия образовательных событий, организованных педагогическими коллективами.

к

о X

го ^

а

н о у о

к I

_ .0

ф

СО н

ГО ф = §

е. 2

5

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

X

о

ф

го ш о

ч ф

3 ^

о о X о

о ц

о ¡£ (0

0

1

Ё ф

о ^

с

к

о

X ^

2 го

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.

2. Грязева, В.Г. Одаренные дети: экология творчества [Текст] / В.Г. Грязева, В.А. Петровский. -М.: ИПИ РАО; Челябинск: ЧГИИК, ДТУМ, 1993. - 41 с.

3. Делез, Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делез; пер. с фр. - М.: Паритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

4. Максимова, С.В. Творческая нереализованное^ как фактор школьной дезадаптации [Текст]: дис. ... канд. псхол. н., 19.00.07 / С.В. Максимова. - М.: ГНИУ ИДОиСВ АПН РФ, 2002. - 168 с.

5. Маркина, Н.В. Символические события познания, моделирующие предметное содержание образовательных программам для одаренных детей [Текст] / Н.В. Маркина // Вестник АкГУ, Ак-тюбинский государственный университет Республики Казахстан. Серия: психология. - № 3(52). -2012.- С. 159-182.

6. Маркина, Н.В. Соотношение ситуативных и надситуативных проявлений активности у одаренных учащихся [Текст]: дис.. канд. психол. наук: (19.00.07) / Н.В. Маркина. - М., 2003. - 174 с.

7. Маркина, Н.В. Диагностика исследовательской активности старшеклассников [Текст] / Н.В. Маркина // 1нновацшш концепцп та технологи виявлення обдарованосп: св^овий досвщ: Мiжнародний конгрес, 6-8 червня 2012 р., Закарпатська область). - Кпв: ЮД НАПН Украшы, 2012. -С. 57-59.

8. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение и игра. Труды Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ [Текст] / А.Н. Подьяков // Выпуск 1; под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. - М., 2001. - 348 с. - С. 320-326.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. -Томск: Изд-во Томского гос. ун-та; М.: Барс, 1997.

References

1. Alekseev N.G. The concept development research activities of students. Issledovatelskaya rabota shkolnikov. 2002. №1. P. 24-33. [in Russian].

2. Gryazev V. G. Petrovsky V. A. Gifted children: the ecology of creativity. M.: IPI RAO, Chelyabinsk CHGIIK, DTUM, 1993. P. 41. [in Russian].

3. Deleuze G. The Logic of Sense. M.: Paritet-Yekaterinburg: Delovaya kniga, 1998. P. 480. [in Russian].

4. Maksimov S.V. Creative lack of implementation as a factor of school exclusion. Diss. ... cand. of sciences (Psychology). M.: GNIU IDOiSV APN RF, 2002. P. 168. [in Russian].

5. Markina N.V. Symbolic events of cognition modeling the substantive content of educational programs for gifted children. Aktyubinskiy gosudarstvennyy universitet Respubliki Kazahstan, Vestnik AkGU. Seriya: psihologiya, 2012. P. 159-182. [in Russian].

6. Markina N.V. The ratio of situational and suprasituational displays activity in gifted students. Diss. ... cand. of sciences (Psychology). Moscow, 2003. P. 174. [in Russian].

7. Markina N.V. Diagnosis of research activity of senior pupils. Kiiv: IOD NAPN Ukrainy, 2012. P. 57-59. [in Russian].

8. Poddiakov A.N. Exploratory behavior and play. Proceedings of the Institute of Psychology. Vygotsky RSUH. Moscow, 2001. P. 348, 320-326. [in Russian].

9. Holodnaya M.A. Psychology of intelligence: the paradoxes of the study. Tomsk: Izd-vo Tom. Univ.; M.: Bars, 1997. [in Russian].

Сведения об авторе: Маркина Нина Витальевна,

кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), научный сотрудник центра «Научно-методическое сопровождение обучения детей с особыми образовательными потребностями», ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Ктай: nvmark@mail.ru

Information about the author: Markina Nina Vitalevna,

Associate Professor of the National Research South Ural State University, researcher at "Scientific and methodological support for the education of children with special educational needs" center of the "Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators",

Candidate of Sciences (Psychology). E-mail: nvmark@mail.ru

УДК 159.923 ББК 88.37

МЛ. Фризен

К ПРОБЛЕМЕ ОСМЫСЛЕНИЯ СУЩНОСТИ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье представлен теоретический анализ развития как психологической категории и как предмета исследования, анализируется вопрос о детерминации психологического развития; делается вывод о несоответствии универсальных формул развития, имеющихся в классической науке, реалиям жизни, намечаются перспективы исследования и описания психологического развития в соответствии с его внутренней детерминацией. £

Ключевые слова: развитие, психическое развитие, личностное развитие, детерминация раз-

вития, саморазвитие. о

M.A. Frizen

THE COMPREHENSION OF DEVELOPMENT PROCESS IN MODERN PSYCHOLOGY

The article presents a theoretical analysis of the development process as a psychological category and as an investigation subject. It also analyzes the determination of psychological development. The conclusion is in disparity between universal development formulas taking place in classical science and life realities. Research perspectives of psychological development description in accordance with its internal determination are outlined.

Key words: development, psychological development, personal development, development determination, self-development.

Категория развития выступает одной ждается интенсивными дискуссиями: о

из центральных методологических кате- содержании развития, его источниках,

горий психологической науки, ее осмыс- движущих силах, условиях и т.д. Наряду

ление на сегодняшний день сопрово- с классическими представлениями о сущ-

о

X

X

ф

s ф

о о

со

го

s H о о

X

>

0 CK s

X

ф

1 .0 s

о о

ф

о с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.